Подготовка к олимпиаде по обществознанию
На данной странице размещены олимпиадные задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников. по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
олимпиада по обществознанию 7 класс | 204 КБ |
олимпиада по обществознанию 6 класс | 847 КБ |
олимпиада по обществознанию 8 класс | 31.35 КБ |
олимпиада по обществознанию 9 класс | 38.65 КБ |
олимпиада по обществознанию 19 - 11 класс | 104 КБ |
олимпиада по праву 10 - 11 класс | 73.5 КБ |
ehkonomika.zip | 217.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Школьный этап, 7 класс
ФИО участника __________________________________________________________
- По какому принципу образован ряд. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
_______________________________________________________________________________________
- В предложенном логическом ряду перечислены понятия, связанные с формой правления. Выпишите понятие, выпадающее из данного ряда. Республика, монархия, федерация.
__________________________
- Работа со статистическими данными. Посмотрите на данные о браках и разводах в последнее десятилетие в российском обществе.
Год | Количество браков | Количество разводов |
2001 | 1.001.589 | 763.493 |
2005 | 1.066.366 | 604.942 |
2011 | 1.083.806 | 550.673 |
А) Какие выводы можно сделать из приведенных ниже фактов?
1.
__2.______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Б) какую политику в отношении семьи проводит наше государство?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите, был ли нарушен закон в данной ситуации? Ответ аргументируйте.
А) Саша, 13 лет устроился работать почтальоном на весь год.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перед вами иллюстративный ряд. Сгруппируйте фотографии по определенному признаку. Подпишите название группы.
А) Б)
В) Г)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Верны ли следующие суждения об общении? А) общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие. Б. Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями. 1. Верно только А 3. Верны оба суждения 2. Верно только Б 4. Оба суждения не верны | |||
6. Верны ли суждения о личности? А. Личность – это продукт биологической эволюции Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество. | |||
| |||
7. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям. Б. Человек может изменять условия своего существования. 1. Верно только А 3. Верны оба суждения 2. Верно только Б 4. Оба суждения не верны |
- Определите истинность или ложность утверждения. Напишите ДА или НЕТ.
А) Каждый человек в обществе связан с экономической сферой.___________
Б) Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей._______
В) Подростки не могут участвовать в экономической деятельности современного общества.________
Г) Обмен не изменился со времен существования первобытного общества.________
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Природа выступает для человека источником ___________(А). Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для жилья. Природа выступает и как источник __________ (Б). Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией. Природа влияет на развитие общества и как его __________(В). Климатические условия, растительный и животный мир, _________(Г), температурный режим и его циклы – все это весьма существенно влияет на жизнь общества.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов (словосочетаний): 1) глобальное влияние; 2) среда обитания; 3) средства жизни; 4) истощение ресурсов; 5) географический ландшафт; 6) технический прогресс; 7) средства труда.
10. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) _____________ Б) _______________
- Прочитайте текст о трудовом воспитании детей в средневековом ремесленном цехе. Ответьте на вопросы.
В Англии в XIX веке на фабриках широко применялся детский труд. В 1893 г. вышел закон о запрете труда для детей младше 11 лет. Но этот закон не соблюдался. Фабриканты говорили, что работа помогает развивать детей физически. После 6 часов работы дети шли в школу на уроки. Но часто они так уставали, что засыпали за партами. Многие не усваивали школьную программу.
С распространением газет появилась новая профессия — продавец газет. Дети вставали в 4-5 часов утра, работали на улице до половины одиннадцатого вечера. Продолжительность рабочей недели у этих детей часто достигала 60 часов.
А) Какие выводы можно сделать о работе детей XIX века?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Как изменилось отношение к детскому труду в современном обществе?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВСЕРОСИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП , 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ)
Ответы и критерии оценки.
Время работы – 45 минут.
Общее количество баллов за работу – 34 балла.
- По какому принципу образован ряд. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
Ответ: мировые религии 2 балла
- В предложенном логическом ряду перечислены понятия, связанные с формой правления. Выпишите понятие, выпадающее из данного ряда.
Ответ: федерация. 2 балла
- Работа со статистическими данными. Посмотрите на данные о браках и разводах в последнее десятилетие в российском обществе.
Свободная интерпретация ответа. Ответ должен содержать информацию об увеличении количества браков и снижении количества разводов, что свидетельствует о проводимой государством политике в пользу поддержки семьи. 5 баллов.
- Определите, был ли нарушен закон в данной ситуации? Ответ аргументируйте.
А) Закон нарушен, так как нельзя трудоустроиться на год ребенку, не достигшему 18-летия.
Б) Закон нарушен. Трудовой договор необходимо заключать в письменной форме.
- балла
5. Перед вами иллюстративный ряд. Сгруппируйте фотографии по определенному признаку. Подпишите название группы.
Экономическая сфера: А) Б)
Политическая сфера: В) Г) 4 балла
5. Верны ли следующие суждения об общении? Ответ: 3. 1 балл | |||||||
6. Верны ли суждения о личности? | |||||||
Ответ: Верно только Б | 1 балл | ||||||
7. Верны ли следующие суждения о человеке? Ответ: 3. Верны оба суждения 1 балл |
- Определите истинность или ложность утверждения. Напишите ДА или НЕТ.
А) Да
Б) Да
В) Нет
Г) Нет 4 балла
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
1. Б) 2. А) 3. В) 6. Г) 5. 4 балла
10. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) 1,2 Б) 3
- Прочитайте текст о трудовом воспитании детей в средневековом ремесленном цехе. Ответьте на вопросы.
Свободная интерпретация ответа 6 баллов.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ,
2015–2016 ГОД.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС
ФИО участника ___________________________________________________________
- Выберите один правильный ответ из предложенных. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют особенности, свойственные и человеку, и животному. Найдите и обозначьте номер понятия, выпадающего из этого ряда:
1) сон; 2) самопознание, осознание себя; 3) забота о потомстве;
4) потребность в воде; 5) строительство жилищ.
- Выберите из данных фрагментов «Книги джунглей» Р. Киплинга тот, в котором с точки зрения обществознания верно дано описание животных:
1) «Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой вытянул свои передние лапы»;
2) «Огур! – сказал Отец Волк. – Пора мне идти на охоту»;
3) «Шер Хан не имеет права переменить место охоты, - сердито начал Отец Волк. – По Законам Джунглей – он не имеет права без предупреждения менять место охоты. Он распугает всю дичь на десять миль, а мне предстоит охотиться эти два дня»;
4) «В голове одной из обезьян явилась, как ей показалось, блестящая мысль, и она сказала остальным, что им было бы полезно держать у себя Маугли, потому что он умел свивать ветки для защиты от ветра, и если бы они поймали его, он, вероятно, научил бы и их своему искусству».
- Перед вами ряд понятий. Дайте название логическому ряду. Игра, учеба, труд.
_______________________________________________________________________________
- Перед вами иллюстративный ряд. Дайте название ряду.
А) Б) В)
- В романе Ф.Х. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой» младший сын графа Доринкорта женился по любви на простой девушке-американке. После его смерти молодая вдова жила очень бедно с маленьким сыном. Неожиданно старый граф вызвал внука в Англию – два его старших сына умерли, и маленький Седрик стал наследником. Однако граф, не любящий сноху (он считал, что молодая девушка вышла замуж за его сына из корысти), потребовал, чтобы мать жила отдельно от сына. Этим он нарушил право ребенка:
1) на жизнь; 2) на имя;
3) на совместное проживание с родителями; 4) на получение наследства
- Определите, какие характеристики Конституции 1993 г. верны, а какие- нет. (да — нет).
А) Конституция — основной закон Российской Федерации. _________
Б) В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан.______
В) Никто в государстве не имеет права нарушать Конституцию.______
Г) В Конституции говориться об устройстве и полномочиях органов власти в стране._____
- Впишите недостающее слово в схему:
_____________?_____________
Умственный Физический
- Выберите в приведенном списке примеры, характеризующие такой вид деятельности, как труд:
1) малыши строят из песка замок
2) металлург плавит сталь;
3) Паша учит английские слова;
4) Маша и Катя спорят о достоинствах книг о Гарри Потере;
5) мама варит варенье по бабушкиному рецепту;
6) дворник подметает двор;
7) ребята разделились на «казаков» и «разбойников»;
8) Витя читает заданный параграф в учебнике по биологии.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые, на ваш взгляд, необходимо поставить вместо пропусков.
А) ______________ - это процесс передачи обществом и усвоения человеком в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, знаний и навыков, которые необходимы для становления и полноценного развития личности. Этот процесс очень необходим ребенку, для него он осуществляется, прежде всего в (Б) ______________, где создаются условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Родители, осуществляя (В) ____________, подготавливают ребенка к общественной жизни, поощряют или наказывают его. Главным результатом всей деятельности будет являться (Г) _________ личности, которая характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) Социальная и психологическая зрелость.
2) Социализация
3) Богатство
4) Семья
5) Школа
6) Деградация
7) Политика
8) Воспитание
- Перед вами пример конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Назовите причину конфликта и выход из него.
Вечером семья расположилась на диване возле телевизора. Сын хочет посмотреть чемпионат по хоккею, в котором будет играть команда, за которую он болеет. А мама желает посмотреть сериал. Разгорелся спор между мамой и сыном: сын не хочет пропускать матч, а мама не может пропустить последнюю серию, которую целый день ждала.
Причина_конфликта:_____________________________________________________
Выход из ситуации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перед вами список различных проявлений культурной деятельности человека. К каждой позиции из первого столбца подберите порядковые номера из второго.
Проявление культурной деятельности | Культура |
1) Храм Василия Блаженного | А) Материальная культура |
2) Московский Кремль | Б) Нематериальная (духовная) культура |
3) Христианство | |
4) Мобильный телефон | |
5) Эрмитаж | |
6) Олимпийские игры |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ,
2015–2016 ГОД.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС
Критерии оценивания.
Максимальное количество баллов: 38.
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют особенности, свойственные и человеку, и животному. Найдите и обозначьте номер понятия, выпадающего из этого ряда:
Ответ: 2 1 балл.
2. Выберите из данных фрагментов «Книги джунглей» Р. Киплинга тот, в котором с точки зрения обществознания верно дано описание животных:
Ответ: 1 1 балл
3. Перед вами ряд понятий. Дайте название логическому ряду. Игра, учеба, труд.
Ответ: виды деятельности. 2 балла.
4. Перед вами иллюстративный ряд. Дайте название ряду.
Ответ: способности (хобби) 2 балла.
5. Ответ: 3 1 балл
6. Определите, какие характеристики Конституции 1993 г. верны, а какие- нет.
А) да
Б) нет.
В) да
Г) да. 4 балла
7. Впишите недостающее слово в схему:
Ответ: Труд 2 балла.
8. Выберите в приведенном списке примеры, характеризующие такой вид деятельности, как труд:
Ответ: 2, 5, 6 3 балла
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые, на ваш взгляд, необходимо поставить вместо пропусков.
Ответ: А) 2; Б) 4; В) 8; Г) 1. 8 баллов.
10. Перед вами пример конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Назовите причину конфликта и выход из него.
_Причина_конфликта: столкновение интересов. 3 балла.
Выход из ситуации (собственная интерпретация). Если аргументированный, полный
ответ 3 балла.
Итого: 6 баллов
11. Перед вами список различных проявлений культурной деятельности человека. К каждой позиции из первого столбца подберите порядковые номера из второго.
Ответ: А) 1, 2, 4, 5. Б) 3, 6. 6 баллов.
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 8 класс.
Время выполнения – 60 минут. 53,5 баллов.
1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер.
1.1. Человек, в отличие от животного, способен
1) проявлять эмоции 3) предварительно обдумывать своё поведение
2) заботиться о потомстве 4) совершать привычные действия
1.2. Семью, от других социальных групп отличает:
1) повседневное взаимодействие 3) кровнородственные отношения
2) устойчивые связи 4) общие традиции
1.3. В субъектах Российской Федерации денежной единицей
1) может быть иностранная валюта 3) является рубль
2) может быть региональная валюта 4) является золотой червонец
1.4. Какие нормы предписывают уступать в транспорте место пожилым людям?
1) этические 3) политические
2) правовые 4) эстетические
1.5. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет
1) Указы Президента РФ 3)Уголовный кодекс РФ
2) Конституция РФ 4) Постановления правительства РФ
1.6. Социальные нормы
1) носят исключительно рекомендательный характер 3) регулируют поведение людей
2) являются неписанными нормами поведения 4) зафиксированы в соответствующих законах
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. |
2. Ответьте «да» или «нет»:
1) Человек по своей природе существо биосоциальное.
2) Под общением понимают только обмен информацией.
3) Каждый человек индивидуален.
4) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
5) Каждый человек рождается личностью.
6) Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
7) Общество относится к саморазвивающимся системам.
8) В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.
9) Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
10) Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным. Неверное слово подчеркните, а в таблицу запишите верное в соответствии с порядковым номером предложения.
3.1. Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о компромиссе.
3.2. Нормы морали официально зафиксированы в юридических актах.
3.3. Согласно Конституции Российской Федерации гражданство приобретается с момента совершеннолетия.
3.4. Термином «санкция» обозначаются правила, по которым живет социальная группа.
3.1. | |
3.2. | |
3.3. | |
3.4. |
4. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.
Сферы общественной жизни | Ситуации | |||||||
А) экономическая Б) политическая В) социальная Г) духовная | 1) За истекший период произошло повышение пенсий на 7%. 2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ В.М.Васнецова. 3) Несмотря на засушливое лето, был собран большой урожай пшеницы. 4) Партии начали предвыборную борьбу за голоса избирателей. 5) В Государственной думе продолжается обсуждение нового Закона об образовании. 6) В доме детского творчества состоялся смотр школьных театров. 7) С конвейера нового завода сошел первый автомобиль. 8) Правила поступления в вуз изменились в связи с введением ЕГЭ. | |||||||
А | Б | В | Г | |||||
5. Перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача – определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека. Ответ запишите в таблице, в соответствии с порядковым номером каждой ситуации.
5.1. Лимончики разрушили домик пана Тыквы, нарушив его право на…………
5.2. Три толстяка заточили оружейника Просперо в зверинце, нарушив его право на………..
5.3. «Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток…»
«Гости» реализовали экономическое право на ………..
5.4. Получив по завещанию от умершего мельника в собственность кота, младший сын реализовал свое право на …………
5.1. | |
5.2. | |
5.3. | |
5.4. |
6. Знаете ли Вы глобальные проблемы современного мира?
6.1. Перечислите не менее трёх проблем.
1) ___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.2. Выберите из них одну и составьте 3-4 предложения, раскрывающих сущность данной проблемы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите кроссворд
Вопросы:
1. Последовательность действий.
2. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.
3. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.
4. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.
5. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.
6. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.
7. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности.
8. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
9. Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах
10. официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства.
Правильные ответы и критерии оценки заданий олимпиады
Блок заданий №1: один правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 6.
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. |
3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
2. Блок заданий №2: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл –10.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | нет | да | нет | нет | да | да | нет | да | да |
Блок заданий №3: в предложении подчеркнут неверный термин и в таблице указан правильный термин – 2 балла; в таблице указан правильный термин без подчеркивания неправильного в предложении – 1 балл; подчеркнут неправильный термин без указания в таблице правильного – 0,5 балла; максимальный бал – 8.
3.1. Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о компромиссе.
3.2. Нормы морали официально зафиксированы в юридических актах.
3.3. Согласно Конституции Российской Федерации гражданство приобретается с момента совершеннолетия.
3.4. Термином «санкция» обозначаются правила, по которым живет социальная группа.
3.1. | Приспособление |
3.2. | Нормы права |
3.3. | Рождения |
3.4. | Нормы |
Блок заданий №4: за одно правильное соотношение – 1 балл; максимальный бал – 8.
А | Б | В | Г | ||||
3 | 7 | 4 | 5 | 1 | 8 | 2 | 6 |
Блок заданий №5: за один правильный ответ – 1 балл; максимальный бал – 4.
5.1. | Право на жилище |
5.2. | Право на свободу |
5.3. | Право на осуществление торговли |
5.4. | Право на наследство |
Блок заданий №6:
6.1 - за одну правильно названную глобальную проблему – 1 балл, максимальный бал – 3.
6.2.задание выполнено в полном объеме (3-4 предложения) – 0,5 балла, предложения учащегося полностью раскрывают сущность заявленной проблемы – 3 балла, использование терминов из курса обществознания – 1 балл.; максимальный балл – 4,5.
7.
Всего за олимпиаду учащийся может получить – 53,5 балла
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по Обществознанию
(школьный этап)
9 класс
ФИО учащегося (полностью) _____________________________________________________________________
9 ____ класс Школа № ________________________________________________
Район ______________________________________________________________
ФИО учителя истории (полностью)__________________________________________________________
Дата проведения олимпиады «____» ________________ 2015г.
Результат (макс. 46 б.) ______________
I. Выполните тестовые задания.
1.1. Связь всех сфер жизни общества возникает как результат
1) законодательной деятельности государства | 3) целостности общества как системы |
2) влияния национальной идеи | 4) власти сильного политического лидера |
1.2. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Научное исследование эволюции человека было положено в XIX веке выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
Б) Человек как личность формируется в социальной среде.
1) верно только А | 3) оба суждения верны |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
1.3. Какой подход к проблеме познаваемости мира отражает высказывание философа Сократа: «Меня считают самым мудрым среди эллинов потому, что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит»?
1) мир слишком сложен, чтобы человек познал его
2) человеческий разум всемогущ
3) человек познает только свои собственные ощущения, внешний мир для него непознаваем
4) чем больше человек узнает о мире, тем больше понимает его сложность
1.4. Утверждение: «Зрелые антоновские яблоки обычно не бывают кислыми» - пример
1) предположения | 3) данных эксперимента |
2) обыденного знания | 4) научного знания |
1.5. Верны ли следующие суждения об общении?
А) Человек нуждается в общении с появлением у него речи.
Б) Общение включает обмен информацией.
1) верно только А | 3) оба суждения верны |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
1.6. Противоречивость общественного прогресса проявляется в
1) постоянном улучшении условий жизни людей
2) устойчивом развитии стран восточной цивилизации
3) возрастании свободы человека
4) глобальных проблемах современности
1.7. По «Указу о единонаследии» Петра I в 1714г. произошло слияние поместной и вотчинной форм землевладения в одну, которая была объявлена «недвижимой» собственностью. Это является примером реформы
1) экономической | 3) политической |
2) социальной | 4) культурной |
1.8. Садовое товарищество «Возрождение» построило для своих членов летний водопровод. Данный пример иллюстрирует право собственника:
1) владеть | 3) распоряжаться |
2) пользоваться | 4) действовать по своему усмотрению |
1.9. Социальные выплаты государства отдельным категориям граждан в виде пенсий, пособий стипендий перечисляются через
1) банкомат | 3) лизинг |
2) демпинг | 4) трансферт |
1.10. Гражданские права человека
1) пожалованы ему демократическим государством
2) неотчуждаемы и даны ему от рождения
3) в отдельных случаях переходят по наследству
4) предоставлены Всеобщей декларацией прав человека
II. Задания повышенного уровня сложности.
2.1. Представьте, что Вам, как руководителю фирмы, необходимо выработать эффективные принципы управления персоналом. Выпишите их из данного перечня высказываний и народной мудрости.
1) «Опираться можно только на то, что сопротивляется» (Б. Паскаль);
2) «Где все виновны, там никто не виноват» (русская пословица);
3) «Если у вас дельные, хорошо обученные сотрудники, а вы не привлекаете их к совместному принятию решений, вы понапрасну теряете свое собственное время» (Д.Карнеги);
4) «20 процентов работников делают 80 процентов работы» (В. Парето);
5) «При хорошем кнуте и пряники не нужны» (поговорка);
6) «Дайте сотрудникам право на ошибку» (Д. Горинов);
7) «Чтобы вести людей за собой, иди за ними» (Лао-Цзы).
Ответ – ____________________________________________
2.2. Что или кто является лишним в ряду? Свое мнение обоснуйте.
А) пшеничное поле, вишневый сад, цветочная поляна, сельский погост – ______________________
_____________________________________________________________________________________
Б) труд, государство, земля, капитал, предпринимательство – ________________________________
_____________________________________________________________________________________
В) Августин Блаженный; Аристотель; Платон; Сократ – ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.3. Вставьте пропущенные обществоведческие термины и понятия в данных высказываниях.
1) «Слово «_____________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р. Декарт).
2) «________________– основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).
3) «_________________ как цель и результат воспитания молодежи – это проявление любви к Родине» (В. Даль)
4) «Легче составлять ____________, чем соблюдать их» (Н. Бонапарт)
5) « _________________ – искусство управлять людьми …» (А.Гольбах)
6) «Гражданин должен платить ______________ с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки» (Новалис)
2.4. Каждая страна имеет ряд национальных символов, которые обозначают специфику ее истории, культуры и быта. Установите соответствия между государствами и их символами. Ответ запишите в таблицу.
Государства | Символы |
1. Англия | А. Роза |
2. Германия | Б. Трезубец |
3. Россия | В. «Мэйфлауэр» |
4. Франция | Г. Вандомская колонна |
5. США | Д. Орел |
Е. Тройка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Социологической службой страны N. был проведен опрос группы граждан и задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Проанализируйте диаграмму и выберите из перечня верные утверждения.
- депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства;
- лидерам политических партий доверяют примерно столько же, сколько депутатам парламента;
- главе государства опрошенные граждане доверяют больше всех;
- правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;
- главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Решите кроссворд
Вопросы:
1. Последовательность действий.
2. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.
3. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.
4. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.
5. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.
6. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.
7. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности.
8. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
9. Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах
10. официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Критерии оценивания олимпиады по обществознанию (школьный этап).
9 класс.
Максимальный балл – 46
№ п/п | Типы заданий | Критерии | Макс. балл |
I. 1 – 10 | Тестовые задания Базовый уровень (один верный ответ из четырех предложенных) | За каждое правильно выполненное задание -1балл | 10 |
II. Задания повышенного уровня сложности 26 | |||
2.1 | Анализ высказываний мыслителей и определение правильных ответов из предложенных | 2 балла за каждый верный ответ | 6 |
2.2 | Определение лишнего в ряду (3 ряда) | 2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа; 1 балл – за верное определение без пояснения | 6 |
2.3 | Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний | 1 балл за каждый верный ответ | 6 |
2.4 | Установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях | 1 балл за каждое верное соотнесение | 5 |
2.5 | Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы | 1 балл за каждый правильный выбор | 3 |
2.6 | Решить вопросы | 1 балл за каждый правильный ответ | 10 |
6 | 6 | Итого баллов: | 46 |
ОТВЕТЫ ЧАСТЬ А ЧАСТЬ Б
1 | 236 |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 | 2,3,5 |
6 |
1 | 3 |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 2 |
6 | 4 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 1 |
10 | 2 |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
по обществознанию
(школьный этап)
Фамилия, имя, отчество учащегося (полностью) ________________________________________
Школа ______________ Класс ________________ Дата «____________» 2015г.
Ф.И.О. учителя _________________________________________ Балл (мaкс.50) _____
10 |
- Выполните тестовые задания.
1. Определение «Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей» относится к понятию:
1) формация 2) общество 3)государство 4) культура
2. М. Звонарев писал: «Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка
обанкротится». К какой экономической системе можно отнести данное высказывание?
- плановой 2) смешанной 3) рыночной 4) традиционной
3.Определение «Система общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности» относится к понятию:
1)мировоззрение 2)нравственность 3) религия 4)менталитет
4. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
1) буддизм 2) католицизм 3) ислам 4) православие
5. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В условиях рыночной экономики хозяйственная свобода позволяет повысить эффективность производства.
Б. В условиях рыночной экономики государственное регулирование может являться инструментом хозяйственного развития.
1) верно только А 3) оба ответа верны
2) верно только Б 4) оба ответа неверны
6. Нормативным актом, обладающим высшей юридической силой в правовой системе
страны является
- указ президента 3) Семейный кодекс РФ
- постановление правительства 4) Конституция
7. Верны ли следующие суждения?
А. Совесть – проявление внутреннего контроля.
Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.
1) верно только А 3) оба ответа верны
2) верно только Б 4) оба ответа неверны
8. Ш. Монтескье писал, что если судья будет не только судить, но и законодательствовать,
(т.е. издавать законы), то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.
Какую характеристику правового государства содержат слова Ш.Монтескье?
1) равенство всех перед законом 3) система сдержек и противовесов
2) разделение властей 4) верховенство закона
9. Должностное лицо в РФ, призванное обеспечить защиту прав и свобод человека, - это:
1) Генеральный прокурор РФ 2)Уполномоченный по правам человека в РФ 3) Президент РФ 4) депутат Государственной Думы
10. Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером:
1) представления 2)понятия 3) суждения 4) умозаключения
30 |
- Задания повышенного уровня сложности.
8 |
2.1. Кто или что является лишним в данном логическом ряду. Объясните свое мнение.
А) А. Смит, Д. Риккардо, Д. Кейнс, И. Кант
Ответ: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Б) Талант, характер, задатки, гениальность, одаренность.
Ответ:______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В) Сновидения; оговорки; чувство вины; забывание событий, фактов; мечты.
Ответ: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Г) Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Ответ: _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8 |
2.2. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях.
2.2.1. « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше _________» (А. Смит)
2.2.2. «Государство- территория - ___________». ( А. Круглов).
2.2.3. «Когда правит тиран, народ молчит, а ________ не действуют». (Саади).
2.2.4. «Активность человека обусловлена_____________(1), т.е. состояниями __________(2), возникающими, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для существования и развития. Они лежат в основе возникновения интересов и __________(3) человека, которые выражают направленность на определенный _________(4) и на определенную ___________(5). Это позволяет отразить ориентиры __________(6), которые во многом обуславливают ее жизненный путь».
6 |
2.3. Прочтите фрагменты произведений. Выполните задания.
2.3.1. К какому виду общения можно отнести представленное в отрывке? Укажите признаки, по которым вы это определили?
« Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело;
Говорить оно умело» (А.С. Пушкин)
_____________________________________________________________________________
2.3.2. Укажите, какие факторы производства указаны в детской сказке.
«Кот был в восторге оттого, что все идет как он задумал, и весело побежал перед
каретой. По пути он увидел крестьян, косивших на лугу сено.
-Эй, люди добрые, – крикнул он на бегу, – если вы не скажете королю, что этот луг принадлежит маркизу де Карабасу, вас всех изрубят в куски, словно начинку для пирога! Так и знайте!
Тут как раз подъехала королевская карета, и король спросил, выглянув из окна:
– Чей это луг вы косите?
– Маркиза де Карабаса! – в один голос отвечали косцы, потому что кот до смерти напугал их своими угрозами.
– Однако, маркиз, у вас тут славное имение! – сказал король.
– Да, государь, этот луг каждый год даёт отличное сено, – скромно ответил маркиз».
Ответ: _____________________________________________________________________________
2.3.3. Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?
« В начале 19 века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен» Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов – будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже не сильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установили мемориальную доску « с вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства»
Ответ: _____________________________________________________________________________
4 |
2.4. 1 Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы.
Несовершеннолетний Василий по решению органа опеки и попечительства был объявлен полностью дееспособным.
При наличии каких юридических фактов могло быть принято такое решение?
1. _____________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________
2.4.2 Двоюродная сестра 12-летнего Ивана, оставшегося без попечения родителей хотела его усыновить.
Однако, суд вынес решение об отказе в усыновлении.
С чем могло быть связано такое решение?
1. ___________________________________
2. _________________________________
4 |
2.5. В стране К. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им был задан вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности»? Результаты опроса представлены в гистограмме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
- Относительное большинство опрошенных считают, что семья – основной фактор формирования личности
- Наибольшее число опрошенных отмечают ведущую роль школы.
- Почти четверть опрошенных затрудняются ответить на поставленный вопрос.
- Минимальное число опрошенных отмечают влияние социального окружения.
- Опрошенные считают, что школа является более важным фактором в становлении личности, чем природные задатки.
Какой фактор следует добавить к указанным? Свою точку зрения аргументируйте.
Ответ: ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите эссе по одной из предложенных тем: ( 10 баллов)
- Философия. « Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин)
- Социология. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон)
- Культурология. « Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно не ее не состовляет» (М. Пруст)
- Правоведение. «Праву потребны достоинства, дарования,добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры» (Д. Фонвизин)
5. Политология. «Тоталитаризм стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны» (X. Аренд).
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию.
2015 – 2016 уч. год.
Критерии оценивания олимпиады по обществознанию (школьный этап)
10 класс.
Максимальный балл – 50
№ п/п | Типы заданий | Критерии | Макс. балл |
I. 1 – 10 | Тестовые задания Базовый уровень (один верный ответ из четырех предложенных) | За каждое правильно выполненное задание -1балл | 10 |
II. Задания повышенного уровня сложности 30 | |||
2.1 | Определение лишнего в ряду (4 ряда) | 2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа; 1 балл – за верное определение без пояснения | 8 |
2.2 | Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний. | 1 балл за каждый верный ответ | 8 |
2.3. | Анализ художественного произведения. Определение обществоведческого термина. | За выполнение каждого задания по 2 балла, 1 балл – неполный ответ. | 6 |
2.4 | Задание – задача | В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ – 1балл; 2) аргумент –1 балл; 3)вид права–1балл; 4) нормативно – правовые акты-1 балл 0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван вид права, или назван нормативно – правовой акт, или ответ неправильный | 4 |
2.5 | Понимание, анализ и интерпретация информации, представленной в виде гистограммы | 1 балл за каждый правильный выбор 1 балл за ответ на вопрос, 1 балл за аргумент. | 4 |
3. | Написание эссе |
Оригинальность решения проблемы | 10 |
Итого баллов: | 50 |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
праву (школьный этап)
Фамилия, имя, отчество учащегося (полностью) ________________________________________
Школа ______________ Класс ________________ Дата «____________» 2015г.
Ф.И.О. учителя _________________________________________ Балл (мaкс.45) ____Время выполнения 120 минут._
12 |
- Выполните тестовые задания.
1.Парламентом Российской Федерации является:
а) Государственная Дума: б) Совет Федерации
в) Федеральное Собрание; г) Конституционное Собрание
2.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?
а) Федеральное Собрание б) Государственная Дума
в) Президент РФ г) народ
3.Правительство Российской Федерации издает:
а) постановления; б) приказы; в) указы; г) кодексы
4. Правонарушения делятся на:
а) противоправные и правомерные б) виновные и невиновные
в) преступления и проступки; г) допустимые и недопустимые
5. Совершившее преступление лицо считается судимым со дня:
а) совершения преступления
б) привлечения к уголовной ответственности
в) вынесения обвинительного приговора судом
г) вступления обвинительного приговора в силу
6. Кем принимается Конституция Российской Федерации?
А) Президентом Б) Правительством В) народом Г) Советом Федерации
7. Российская Федерация является государством
А) светским Б) тоталитарным В) теократическим Г) православным
8.Установите соответствие.
А. неисполнение договора 1. уголовная ответственность
Б. кража 2. административная ответственность
В. прогул 3. гражданско-правовая ответственность
Г. распитие спиртных напитков
в общественном месте 4. дисциплинарная ответственность
9.Лишение родительских прав применяется только:
A) органом опеки и попечительства; Б) органами ЗАГСа
B) органами местного самоуправления; Г) судом
10. Объектом гражданских правоотношений не является:
A) коммерческая организация; Б) результаты творческой деятельности
B) работы и услуги; Г) честь, достоинство гражданина;
11.Совет Федерации Федерального Собрания РФ:
A) объявляет амнистию Б) назначает выборы Президента РФ
B) принимает решение об отставке Правительства РФ
Г) осуществляет управление федеральной собственностью
12.Укажите черты, характеризующие юридическую ответственность:
А) наступает только за совершение преступления
Б) устанавливается государством в нормах права
В) возлагается только в судебном порядке
Г) исполнение обеспечивается принудительной силой государства
Д) устанавливается только судами посредством вынесения приговора
12 |
Продолжите фразу
13. Правоспособность гражданина возникает в момент ___________________ и прекращается _______________.
14. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более ______________________.
15.Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является _______________.
16. Гражданин РФ участвует в выборах при _____________ избирательном праве и при ___________ голосовании.
6 |
Дополните предложение
17. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием ___________.
18.Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии___________ об административных правонарушениях.
19.С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за ______________.
9 |
Решите задачи:
20.К директору школы № 18 города Н. обратилась группа учащихся 9 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащийся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям, распространение христианской литературы среди учащихся школы и ее изучение. Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Прокомментируйте ответ.
21.В суд г. Мценска поступило исковое заявление супругов Лапшиных, в котором содержалось требование признать недействительной сделку, заключенную их 17-летним сыном Анатолием. В заявлении указывалось, что в феврале 2005 г. они вручили Анатолию 40 000 рублей для покупки зимней одежды, вместо которой последний приобрел без согласия родителей мопед. Правы ли родители? Прокомментируйте ответ.
22. Сидкин купил в магазине джинсы, однако, подумав, пришел к выводу, что ему нужны
джинсы другого цвета. На следующий день после покупки он вернулся в магазин и
сказал, что хочет поменять джинсы синего цвета на джинсы черного цвета, так как
черный цвет ему нравится больше. Продавец ответил, что по данному основанию
обмен вещи невозможен.
Прав ли продавец? Ответ обоснуйте.
6 |
Что является лишним в ряду? Почему? Свой выбор объяснить.
23. А) несовместимость, неизбираемость, недееспособность.
Б) Всеобщее, равное, косвенное право.
Ответы.
Всероссийская олимпиада школьников
праву (школьный этап)
9 - 11 класс
Фамилия, имя, отчество учащегося (полностью) ________________________________________
Школа ______________ Класс ________________ Дата «____________» 2015г.
Ф.И.О. учителя _________________________________________ Балл (мaкс.50) _____
12 |
- Выполните тестовые задания.
1.Парламентом Российской Федерации является:
а) Государственная Дума: б) Совет Федерации
в) Федеральное Собрание; г) Конституционное Собрание
2.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?
а) Федеральное Собрание б) Государственная Дума
в) Президент РФ г) народ
3.Правительство Российской Федерации издает:
а) постановления; б) приказы; в) указы; г) кодексы
4. Правонарушения делятся на:
а) противоправные и правомерные б) виновные и невиновные
в) преступления и проступки; г) допустимые и недопустимые
5. Совершившее преступление лицо считается судимым со дня:
а) совершения преступления
б) привлечения к уголовной ответственности
в) вынесения обвинительного приговора судом
г) вступления обвинительного приговора в силу
6. Кем принимается Конституция Российской Федерации?
А) Президентом Б) Правительством В) народом Г) Советом Федерации
7. Российская Федерация является государством
А) светским Б) тоталитарным В) теократическим Г) православным
8.Установите соответствие.
А. неисполнение договора 1. уголовная ответственность
Б. кража 2. административная ответственность
В. прогул 3. гражданско-правовая ответственность
Г. распитие спиртных напитков
в общественном месте 4. дисциплинарная ответственность
Ответ: А-3 Б-1 В- 4 Г-2
9.Лишение родительских прав применяется только:
A) органом опеки и попечительства; Б) органами ЗАГСа
B) органами местного самоуправления; Г) судом
10. Объектом гражданских правоотношений не является:
A) коммерческая организация; Б) результаты творческой деятельности
B) работы и услуги; Г) честь, достоинство гражданина;
11. Назовите минимальный возраст кандидата на должность губернатора Тюменской области
А) 21 Б) 25 В) 30 Г) 35
12.Укажите черты, характеризующие юридическую ответственность:
А) наступает только за совершение преступления
Б) устанавливается государством в нормах права
В) возлагается только в судебном порядке
Г) исполнение обеспечивается принудительной силой государства
Д) устанавливается только судами посредством вынесения приговора
5 |
Продолжите фразу
13. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается с его смертью.
14. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
15.Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент РФ..
16. Гражданин РФ участвует в выборах при прямом избирательном праве и при тайном голосовании.
6 |
Дополните предложение
17. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием признания брака недействительным.
18.Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
19.С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
9 |
Решите задачи:
20.К директору школы № 18 города Н. обратилась группа учащихся 9 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащийся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям, распространение христианской литературы среди учащихся школы и ее изучение. Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Прокомментируйте ответ.
Ответ: Да. Наша страна является светским государством. Образование носит светский характер. Создание такой организации возможно вне стен школы.
21.В суд г. Мценска поступило исковое заявление супругов Лапшиных, в котором содержалось требование признать недействительной сделку, заключенную их 17-летним сыном Анатолием. В заявлении указывалось, что в феврале 2005 г. они вручили Анатолию 40 000 рублей для покупки зимней одежды, вместо которой последний приобрел без согласия родителей мопед. Правы ли родители? Прокомментируйте ответ.
Ответ: Да. Самостоятельные покупки Анатолий мог бы совершить, если бы деньги он заработал сам. Он не достиг полной дееспособности.
22. Сидкин купил в магазине джинсы, однако, подумав, пришел к выводу, что ему нужны
джинсы другого цвета. На следующий день после покупки он вернулся в магазин и
сказал, что хочет поменять джинсы синего цвета на джинсы черного цвета, так как
черный цвет ему нравится больше. Продавец ответил, что по данному основанию
обмен вещи невозможен.
Прав ли продавец? Ответ обоснуйте.
Ответ: Продавец не прав, так как в соответствии со ст.25 Закона «О защите прав
потребителей» потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара
надлежащего качества на другой, если он не подошел по расцветке, габаритам, фасону
и некоторым другим параметрам.
6 |
Что является лишним в ряду? Почему? Свой выбор объяснить.
23. А) несовместимость, неизбираемость, недееспособность. (остальное характеризует пассивное избирательное право)
Б) Всеобщее, равное, косвенное право. ( остальное является принципами выборов при демократическом режиме)
Предварительный просмотр:
Ответы и решения к заданиям для 10 классов
Ответы к тестам:
Тест 1 Тест 2 Тест 3 | |||||
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
2 | 6 | 1 | 16 | 1,2 | |
2 | 7 | 1 | 17 | 1,5 | |
1 | 8 | 3 | 18 | 1,2,3 | |
1 | 9 | 1 | 19 | 1,2,5 | |
1 | 10 | 1 | 20 | 1,2 | |
11 | 3 | 21 | 2,5 | ||
12 | 5 | 22 | 1,3,4,5 | ||
13 | 3 | 23 | 1,5 | ||
14 | 3 | 24 | 1,2,3,4 | ||
15 | 1 | 25 | 1,2,5 |
Решение задач
Задача №1
Финансовый результат – это прибыль или убыток. Воспользуемся формулой расчета финансового результата деятельности организации за период:
Финансовый результат (прибыль (+) или убыток (-)) | = | Доходы – Расходы | (1) |
Подставив уравнения D(Х) и R(Х) в формулу (1), получим:
(29X2 – 25X – 19000) – (6X2 + 18X + 1770) = 0
Раскроем скобки и решим данное уравнение:
29X2 – 25X – 19000 – 6X2 – 18X – 1770 = 0
23Х2 – 43Х – 20770 = 0
D = b2 – 4ac = 432 + 4*23*20770 = 1912689
Х1 = | -b + | = | 43 + 1383 | = | 31 (т) |
2a | 2*23 |
Х2 = | -b – | = | 43 – 1383 | = | -29,13 (т) |
2a | 2*23 |
Х2 не может являться решением данного квадратного уравнения.
При Х = 50 т
Прибыль (убыток) = 23* 502 – 43*50 – 20770 = 34580 тыс. руб.
Ответ: СХПК «Искра» получит нулевой финансовый результат при объеме продаж 31 тонна зерна. При продаже 50 тонн зерна организация получит прибыль в размере 34580 тыс. руб.
Задача №2
При решении данной задачи воспользуемся формулой расчета профицита (дефицита) бюджетных средств:
Профицит (+) или Дефицит (-) | бюджетных средств | = | Доходы бюджета – Расходы бюджета | (1) |
Найдем недостающие величины по таблице 1.
Сумма поступлений в бюджет в виде налогов и сборов равна:
20000 + 11305 + 7499 + 7600 + 5400 + 10890 + 2156 = 64850 млрд. руб.
Сумма платежей за пользование природными ресурсами равна:
24 + 28 + 31 + 14 + 19 + 9 + 5 + 12 + 1 = 143 млрд. руб.
Тогда общая величина доходов федерального бюджета равна:
64850 + 90 + 840 + 143 + 92 + 0 = 66015 млрд. руб.
Общая величина расходов федерального бюджета равна:
1450 + 386 + 12800 + 19380 + 3300 + 1075 + 112 + 2970 + 2200 + 20000 = 63673 млрд. руб.
Подставим полученные величины доходов и расходов в формулу (1). Получим: 66015 – 63673 = 2342 млрд. руб. > 0. Следовательно, получен профицит бюджетных средств.
В 2015 году запланировано увеличение доходов Федерального бюджета по статье «Государственная пошлина» на 40%. Составим пропорцию:
7600 млрд. руб. – 100%
Х млрд. руб. – 40%
7600 * 40 | = 3040 млрд. руб. | – это сумма увеличения по статье «Государственная пошлина» |
100 |
Прогнозная величина по данной статье составит: 7600 + 3040 = 10640 млрд. руб.
Тогда прогнозная величина поступлений в бюджет в виде налогов и сборов равна:
20000 + 11305 + 7499 + 10640 + 5400 + 10890 + 2156 = 67890 млрд. руб.
Тогда прогнозная величина всех доходов федерального бюджета равна:
67890 + 90 + 840 + 143 + 92 + 0 = 69055 млрд. руб.
В 2015 году также запланировано увеличение расходов Федерального бюджета по статье «Расходы на социально-культурные мероприятия и спорт» на 25%. Составим пропорцию:
20000 млрд. руб. – 100%
Y млрд. руб. – 25%
20000 * 25 | = 5000 млрд. руб. | – это сумма увеличения по статье «Расходы на социально-культурные мероприятия и спорт» |
100 |
Прогнозная величина по данной статье составит: 20000 + 5000 = 25000 млрд. руб.
Тогда прогнозная величина всех расходов федерального бюджета равна:
1450 + 386 + 12800 + 19380 + 3300 + 1075 + 112 + 2970 + 2200 + 25000 = 68673 млрд. руб.
Подставим полученные прогнозные величины доходов и расходов в формулу (1). Получим: 69055 – 68673 = 382 млрд. руб. > 0. Следовательно, в 2015 году будет получен профицит бюджетных средств.
Ответ: величина профицита бюджетных средств за 2014 год – 2342 млрд. руб.; прогнозная величина профицита бюджетных средств на 2015 год – 382 млрд. руб.
Задача №3
При решении данной задачи необходимо внимательно изучить условия кредитования заемщиков в каждом из коммерческих банков и затем воспользоваться формулой начисления простых процентов:
Сумма процентов за пользование кредитом за год | = | Сумма кредита | * | Процентная ставка в год, % | (2) |
100 |
В варианте 1 процентная ставка по кредиту – 5% в месяц. Следовательно, в год ставка процентов равна: 5% * 12 мес. = 60%
Рассчитаем сумму процентов по кредиту за 2 года пользования:
Сумма процентов за пользование кредитом за 2 года | = | 500000 * 60 | *2 года = 600000 руб. |
100 |
В варианте 2 процентная ставка по кредиту – 12% в год.
Рассчитаем сумму процентов по кредиту за 5 лет пользования:
Сумма процентов за пользование кредитом за 5 лет | = | 500000 * 12 | *5 лет = 300000 руб. |
100 |
В варианте 3 процентная ставка по кредиту – 20% в год, но проценты рассчитываются от остатка кредита.
Рассчитаем сумму процентов по кредиту за первый год пользования:
Сумма процентов за пользование кредитом за первый год пользования | = | 500000 * 20 | = 100000 руб. |
100 |
Так как по варианту 3 срок пользования кредитом – 2 года и сумма основного долга погашается заемщиком один раз в год в конце года, то по окончании первого года кредитования сумма основного долга, уплаченного заемщиком, составит:
Сумма основного долга за первый год пользования | = | 500000 | = 250000 руб. |
2 |
Сумма остатка кредита по окончании первого года пользования | = | 500000 – 250000 | = 250000 руб. |
Рассчитаем сумму процентов по кредиту за второй год пользования:
Сумма процентов за пользование кредитом за второй год пользования | = | 250000 * 20 | = 50000 руб. |
100 |
Общая сумма процентов за пользование кредитом за 2 года | = | 100000 + 50000 | = 150000 руб. |
Следовательно, самым экономичным является Вариант 3, при котором сумма процентов за весь срок пользования кредитом составляет лишь 150000 руб.
Ответ: Вариант 3 (проценты за пользование банковским кредитом за весь срок пользования 150000 руб.).
Задача №4
При расчете остатка денег на расчетном счете организации на конец дня воспользуемся следующей формулой:
Остаток денег на расчетном счете организации на конец дня | = | Остаток денег на расчетном счете организации на начало дня | + | Сумма поступления денег на расчетный счет организации за текущий день | – | Сумма списания денег с расчетного счета организации за текущий день | (3) |
Подставим значения в формулу (1), получим:
15000 + 1200000 – 1200000 + 12000 – 300 = 26700 руб. – остаток денег на расчетном счете организации на конец дня.
Сравним полученный остаток с остатком на начало дня: 26700 – 15000 = 11700 руб., то есть он увеличился на 11700 руб.
Определим, как изменился остаток на конец дня в процентном отношении. Для этого составим пропорцию:
15000 руб. – 100%
26700 руб. – Х, %
Следовательно, Х | = | 26700 * 100 | = 178% |
15000 |
Значит, произошло увеличение остатка денег на расчетном счете на 178% – 100% = 78%.
Ответ: остаток денег на расчетном счете ООО «Весна» на конец дня составил 26700 руб.; он увеличился по сравнению с остатком на начало дня на 11700 руб., или на 78%.