Готовимся к ЕГЭ по обществознанию

Вальтер Надежда Константиновна

 

Дорогие учащиеся 11 класса , в этом году  вас ждут ответственные испытание, которые мы должны преодолеть.  Подготовка к ЕГЭ начинается    с самых первых дней сентября 2015 года.  Первый этап подготовки -- знакомство с демонстрационными версиями ГИА по   обществознанию.  Внимательно изучите КИМы, прорешайте, если возникнут сложности, обратитесь  за консультацией.    Опубликован доступ в открытый банк заданий ФИПИ - http://opengia.ru/

Сайты для подготовки к ЕГЭ:

http://egeigia.ru/nowosti/1422-otkrytyj-bank-zadanij-ege-i-gia-ot-fipi-po-vsem-predmetam

http://ege.mubint.ru/

http://reshuege.ru/

 

Дорогие выпускники, уважаемые педагоги и родители!    Региональный проект  "ЕГЭ - капсула успеха" поможет вам подготовиться к ЕГЭ. Капсула успеха ЕГЭ - электронный и многосоставной раздел, размещенный на Портале органов государственной власти Тюменской области.http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/exam/ege/more_.htm?id=112...

Напоминаю:

Консультация по обществознанию проходит кадую среду  в 15.00

Советы учащимся  для подготовки к ЕГЭ.

1.     Научись правильно заполнять бланки ответов и поправок.

2.     Внимательно читай всё задание. Невнимательное небрежное чтение ведёт к неверному ответу.

3.     Старайся ликвидировать пробелы в знаниях  в соответствии с Кодификатором по основным содержательным разделам: человек, общество, экономика, социология, политология, правоведение.

4.     Для выявления пробелов используй тематические тесты.

5.     Используй Глоссарий для запоминания основных обществоведческих понятий.

6.     Задания С части записывай чётким и аккуратным почерком, помечая номер задания: С1, С2, С3 и т.д.

7.     Эссе пиши сначала на черновике, чистовой вариант не оставляет возможности отшлифовать мысль, работать творчески.

8.     Сначала запиши точно  без ошибок и пропусков слов тему эссе, вникни в её суть, выяви проблему, подумай над аргументами «за» или «против». Используй                обществоведческие термины в своих рассуждениях.

9.     При подготовке к ЕГЭ  работай с типовыми заданиями ФИПИ для Единого государственного экзамена.

10.   Участвуй в проведении пробных экзаменов по типу ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию. Тема «Экономика». Вариант 1.

Часть1 . Задания уровня  А.

А 1 . Рыночная система хозяйствования  функционирует при обязательном условии

1) низкого уровня безработицы

2) высокого потребительского спроса

3) внедрения достижений науки в производство

4) частной собственности на средства производства

А2 Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

1) прямой налог                                       2) косвенный налог

3) государственная пошлина (сбор)          4) натуральный налог

А 3. Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке:

1) сырья и материалов;                              2) товаров и услуг;              

3) капиталов;                                            4) фондовом.

А 4. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. единый социальный налог относится к прямым налогам;

Б. налог с продаж относится к прямым налогам.

1) верно только А;                                 2) верно только Б;      

3) верны и А, и Б;                                 4) оба суждения неверны.

А 5. К ценным бумагам не относится:

1) вексель;       2) налоговая декларация;    3) облигация;            4) акция.

А 6. Рыночные цены на товары в экономике

1) определяют налоги на производителя

2) увеличивают издержки производства

3) рационально соизмеряют производство с потреблением

4) всегда зависят от производителя

А 7. Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.

1) верно только А                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                          4) оба суждения неверны

А 8. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А 9. Признаком рыночной экономики является:

1) свобода предпринимательской деятельности;

2) господство государственной формы собственности;

3) централизованное распределение ресурсов;

4) директивное планирование хозяйственной деятельности.

А 10. Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере

1) потребления           2) обмена        3) производства     4) распределения.

А 11. Прибыль создается в процессе:

1) распределения;           2) производства;        3) сбора налогов;    4) обмена.

А 12. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка

1) средств производства                            2) труда

3) товаров                                                 4) сырья и материалов

А 13. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

1) парламентом                                 2) судебными органами

3) правительством                             4) правоохранительными органами

А 14. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

А 15 Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А                            2) верно только Б

3) верны оба суждения                    4) оба суждения неверны

А 16. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А                              2) верно только Б

3) верны оба суждения                      4) оба суждения неверны

А 17.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

1) фондовом         2) капиталов        3) труда          4) товаров и услуг

А 18. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

1) распоряжаться имуществом          2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом                    4) наследовать имущество

А 19 Сравните  данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990  и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

- 

1) усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду

2) выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства

3) расширились масштабы приватизации государственных предприятий

4) снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки

А 20. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть                                   2) распоряжаться

3) пользоваться                           4) наследовать

А 21. На увеличение потребительских расходов влияет

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение  потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А 22. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А 23. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику;

2) денежно-кредитную политику;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) прогнозирование развития отдельных отраслей экономики.

 А 24. В структуру бюджетно-налоговой политики входит:

1) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках;

2) лицензирование банковской деятельности;

3) кредитование социально значимых производств;

4) установление налога на прибыль.

А 25. К причинам неравенства доходов потребителей в  рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы

2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда

4) ограничение ресурсов в экономике

Часть 2. Задания уровня В

В 1. Заполните пропуск в схеме.

В 2. Заполните пропуск в схеме.

В 3.  Заполните пропуск в схеме.

В 4.  Соотнесите типы экономических систем и характеризующие  их признаки.

Признаки                                                                        Типы

1) конкуренция товаропроизводителей;              А) рыночная экономика;

2) экономическая свобода потребителя                 Б) командная экономика.

и производителя;              

3) централизованное ценообразование;

4) директивное планирование экономической деятельности.

1.

2.

3.

4.

В 5. Соотнесите виды налогов и их примеры.

Примеры                                               Виды налогов

1) акцизный сбор;                                     А) прямые налоги;

2) единый социальный налог;                   Б) косвенные налоги.

3) налог на имущество;

4) налог с продаж.

1.

2.

3.

4.

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« В современной экономике действует три главных_____________(1): производители экономического продукта, его потребители и _____________(2). Между ними происходит весьма интенсивный _________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _______________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ____________(5) товаров, услуг, информации. В то же время государство является __________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».

А) производитель                    Б) обмен                       В) объект

Г) государство                    Д) предложение             Е) субъект

Ж) регулирования              З) спрос                          И) потребитель

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

В 7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано

(1)Рекордная  цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2) Цены все еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3) Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4) Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

В 8. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу.

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

Цифры запишите в порядке возрастания.

Часть 3. Задания уровня С.

С 1. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

С 2. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С 3. Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5. С помощью трех примеров проиллюстрируйте  процесс государственного регулирования экономики.

С 6. В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8. Составьте план статьи, посвященной проблемам конкуренции и монополизации в современной экономике

Тест по обществознанию. Тема «Экономика». Вариант 2.

Часть1 . Задания уровня  А.

А 1. Какую экономическую систему характеризует следующее положение: вопросы производства и распределения продукции жестко регламентируются государством, государство устанавливает цены на продукцию?

1) командную (плановую);                                                      

2) свободную рыночную экономику;

3) социально ориентированное рыночное хозяйство;          

4) традиционную экономику.

А 2.Прямым налогом является:

1) налог на добавленную стоимость;           2) налог на прибыль;    

3) акцизный сбор;                                      4) налог с продаж.

А 3 Открывающийся салон сотовой связи объявляет условия конкурса на вакантное место главного инженера. Это пример функционирования рынка

1) информации                                          2) труда                    

3) товаров и услуг                                      4) капитала

А 4 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б. Налоги в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А                                2) верно только Б

3) верны оба суждения                         4) оба суждения неверны

А 5. Доход получаемый собственником акций, называется

1) прибылью         2) капиталом            3) рентой             4) дивидендом.

А 6. К функциям рынка относятся

1) обеспечение централизованного ценообразования

2) увеличение инвестиций в производство

3) регулирование обмена

4) поддержка высоких прибылей производителей

А 7. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения.

Б. Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

1) верно только А                                 2) верно только Б

3) верны оба суждения                         4) оба суждения неверны

А 8. Индивидуальное частное предприятие  отличается от акционерного тем, что

1) является формой частной собственности

2) обладает хозяйственной самостоятельностью

3) владелец предприятия единолично решает вопросы управления

4) доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия

А 9. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через

1) систему налогообложения

2) централизованное установление цен

3) директивное планирование производства

4) снабжение населения товарами

А 10. Что является обязательным расходом потребителя

1) транспортные расходы

2) приобретение ценных бумаг

3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры

4) страхование имущества

А 11. В развитых странах действуют системы социального обеспечения населения, содействующих росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

1) производства        2) обмена           3) распределения     4) потребления

А 12. Спрос потребителя непосредственно определяется

1) уровнем его индивидуальных доходов

2) ограниченностью природных ресурсов

3) затратами на производство товаров

4) качеством трудовых ресурсов

А 13. Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребителя

2) увеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства

4) увеличивает производительность труда

А 14. Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится на продажу

4) существует разделение труда

А 15. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

1) верно только А                            2) верно только Б

3) верны оба суждения                     4) оба суждения неверны

А 16. Верны ли следующие суждения о потребителе в рыночной экономике?

А.Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А                              2) верно только Б

3) верны оба суждения                      4) оба суждения неверны

А 17. На рынке недвижимости формируются в частности спрос и предложение на

1) квартиры                                        2) труд работников

3) акции предприятий                        4) технические средства

А 18. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды  в связи со снижением спроса населения характеризует  ситуацию на рынке

1) труда              2) услуг              3) капитала                 4) информации

А 19 Сравните  данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990  и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

- 

1) усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду

2) выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства

3) расширились масштабы приватизации государственных предприятий

4) снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки

А 20. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара для жизни и здоровья

4) право на замену или возврат некачественного товара

А 21. Если спрос выше предложения, то цена на товар

1) не изменится                        2) вырастет

3) упадет                                  4) будет колебаться

А 22. Экономическое развитие страны определяется

1) ее бюджетом                                  2) ВВП

3) расходами на образования             4) количеством предприятий

А 23.К косвенным методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику;

2) создание государственного сектора производства;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) государств. финансирование фундаментальных научных исследований.

А 24. В структуру денежно-кредитного регулирования экономики входит:

1) торговля пакетами акций на фондовом рынке;

2) установление ставки банковских резервов;

3) лицензирование частной коммерческой деятельности

4) установление прогрессивного подоходного налога.

А 25. Условия конкуренции побуждают производителя

1)  повышать производительность труда

2)  использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями

3)  устранять специализацию труда

4)  постоянно наращивать объемы производства

Часть 2. Задания уровня В.

В 1 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 3 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

 В 4. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧ. СИСТЕМ

ТИПЫ

ЭКОНОМИЧ.

СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно

     -командная

Б)

контроль за производством и распределением

со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

 

 

Г)

централизованное ценообразование

 

 

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

 

 

а

б

в

г

д

 

 

 

 

 

 

В 5. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

 

ВИДЫ НАЛОГОВ

А)

подоходный налог                              

1)

 прямой налог

Б)

налог с продаж

2)

 косвенный налог

В)

акцизный сбор

 

 

Г)

налог на наследство

 

 

Д)

налог на имущество

 

 

Е)

налог на добавленную стоимость

 

 

а

б

в

г

д

е

 

 

 

 

 

 

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В русском языке термин «_______» (1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «______» (2). Во-вторых, этим термином обозначают _________ (3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ___________(4) для удовлетворения своих неограниченных ___________(5). В экономической жизни  есть три главных участника : семьи, фирмы и _______(6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества ________(7). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство                               Е) сфера

Б) возможность                              Ж) потребность

В) экономика                                  З) хозяйство

Г) человек                                       И) производители

Д) ресурсы                                      К) наука

В данной ниже таблице указаны номера пропусков . Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

В 7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По различным оценкам, в 2002-2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16-7 млн т зерна.(2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. (3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. (4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.

Определите  какие положения текста носят

А) фактический характер

Б ) характер оценочных суждений

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

В 8. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль со стороны государства над производством

2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей

4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики

6) разорение убыточных предприятий

Цифры запишите в порядке возрастания.

Часть 3. Задания уровня С.

С 1. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

С 2. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С 3. Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5. С помощью трех примеров проиллюстрируйте  процесс государственного регулирования экономики.

С 6. В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8. Составьте план статьи, посвященной проблемам конкуренции и монополизации в современной экономике

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию по теме "Общество как динамичная система". 10 класс

Вариант – 1.

А.1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и  взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему              2) часть природы                   3) материальный мир                   4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых — это:

1)      направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

2)      способы взаимодействия и формы объединения людей

3)      часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4)      материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А       2) верно только Б           3) верны оба суждения            4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1)    является системой                                             3) выступает в качестве творца культуры

2)    находится в развитии                                       4)  развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества.       Связь  каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы     3) экономики и социальных отношений

2)экономики и политики                                                                        4) экономики и культуры

6.  Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1)    становление социально-ориентированной экономики

2)    возрождение культурных и нравственных ценностей

3)    разрыв в уровне развития между регионами планеты

4)    развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1)верно только А       2) верно только Б           3) верны оба суждения            4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует  индустриальное  общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства                        3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности                            4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1)  интенсивное развитие инфраструктуры                3) преобладание патриархального типа семьи

2)  компьютеризация промышленности                      4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики                 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности             4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1)   низкая социальная мобильность

2)    длительное сохранение традиционных правовых норм

3)   активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А       2) верно только Б           3) верны оба суждения            4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постиндустриального типа?

1)   Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2)   Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3)   Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4)   В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен                      3) насильственные методы

2)скачкообразность                                                   4) постепенность

 

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сложившееся в европейском регионе  _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план   выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную  ценность  приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека,         его изобретательные возможности.  Западная  цивилизация  выдвинула в качестве важнейших  ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным  регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

е) интенсивное

ж) научное

з) преобразующая
и)свобода

к) религиозное

а) частная
б)коллективная
в)правовые нормы

г)  индустриальная

д) приспосабливающаяся

 

2. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)        обособление от природы

2)        отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3)        способность к самоорганизации и саморазвитию

4)   выделение из материального мира

5)        постоянные изменения

6)   возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»?  Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1)      Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2)  Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3)  Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4)  Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

 

С4*Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

 

Вариант – 2.

1.Общество характеризуется учеными-обществоведами как

1)    обособившаяся от природы часть мира                     3) неотъемлемая часть природы

2)    весь окружающий человека живой мир                      4) единство живой и неживой природы

2.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1)динамичную систему                                   3) весь окружающий материальный мир

2)часть природы                                               4) взаимодействие людей в социальных группах

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1)верно только А       2)верно только Б          3) верны оба суждения        4)оба суждения неверны

4. Природа и общество тесно связаны между собой. Примером конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

1)    истощение невозобновляемых природных ресурсов

2)    исчезновение ряда биологических видов в результате хозяйственной деятельности человека

3)    создание биосферных заповедников, заказников

4)засоление почв в результате мелиоративных работ

5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает

1) полит. и соц. сферы жизни общества                 3) эконом. и соц. сферы жизни общества

2) полит и духовн. сферы жизни общества            4) все сферы жизни общества

6. Что характеризует единство и взаимозависимость современного мира?

1)сохранение традиционных религий                                  3)защита законами национальной самобытности

2) существование во всех странах вооруженных сил       4)развитие массовых электронных коммуникаций

7.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

1)верно только А       2)верно только Б          3) верны оба суждения        4)оба суждения неверны

8. Индустриальное общество отличает от других типов общества

1)определяющее влияние религии на жизнь общества                 3)наличие товарно-денежных отношений

2)связь развития об-ва с ростом крупной промышленности        4)проживание части населения в городах

9. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу                         3)стремление использовать природу в своих целях

2) «непрерывность» ист.  процесса          4)высокая социальная мобильность

10. Какой из признаков отличает информационное общество от индустриального?

1) наличие товарно-денежных отношений

2) замена государственности самоуправляющимися общинами

3) распространение электронных средств  связи

4) преобладание натурального хозяйства

11. Формационный подход к развитию общества предполагает

1)   рассмотрение истории как универсального процесса

2)   выявление уникальных черт в развитии отдельных стран и народов

3)   выделение духовных факторов развития общества в качестве ведущих

4)   признание разнообразия путей и форм развития обществ

12. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1)углубление международного разделения труда            3)ослабление национальных культур

2)распространение технических достижений                   4)расширение международного сотрудничества

13. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1)    Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.

2)    В стране проживает многонациональное население.

3)    Страна расположена в двух частях света.

4)    Верховная власть в стране передается по наследству.

14.    К общественным отношениям не относятся:

1)отношения в семье                                                  3) связи между социальными группами и внутри них 2)отношения между природой и обществом           4) отношения между работником и работодателем

 

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. 
Первый тип цивилизаций — ____(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ___(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная  вовнутрь человека, на    ____(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ______(4) и ______(5), Большую роль в жизни людей играла  ______(6)
в собственности которой находились земля,
ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит  _____(7) характер.

е) индустриальные

ж)обычаи и традиции

з) интенсивный
и) самосозерцание
к) экстенсивный

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

а) постиндустриальные

б) община

в)    традиционные

г) религия

д)  приспособление

В2. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1)   Приоритет индивидуального над коллективным

2)   Развитие литературы и искусства

3)   Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4)   Разнообразие философских учений

5)   Государственное регулирование основных сторон жизни общества

 

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «формация»?  Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о формации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства  цивилизационного подхода

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«В наши дни зависимость человека от природы обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. ...Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности...

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы».                                                                                                                                             (И.Т. Фролов)

1.Какое общее название получили проблемы, к которым относятся и описанные в отрывке экологические проблемы? Одним - двумя предложениями объясните, почему экологические и другие проблемы получили такое название?

2.Опираясь на текст, приведите два объяснения возникновения экологических проблем, существующих в наши дни.

3. В чем проявляется зависимость современного общества от природы? Приведите три известных вам примера такой зависимости.

4. В XX веке возникла теория, которая показывает пути преодоления сложившихся противоречий между обществом и природой. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите эту теорию и ее автора. Укажите два возможных способа  решения экологических проблем современности.

 

С4.* «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам»  ( Ф. Энгельс)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: