Семья в современном цифровом пространстве

Кремер Виктория Владимировна

В современном мире перемены происходят стремительно. А, значит, мы должны более гибко, оперативно и профессионально адаптироваться к новым реалиям, взять это за данность, которую уже нельзя изменить.  Влияние информационных технологий на семью может иметь как положительные, так и отрицательные стороны, и многое зависит от того, как семья использует эти новые цифровые технологии.

Положительные стороны:

  • Связь на расстоянии: Интернет и современные коммуникационные технологии позволяют семьям поддерживать связь и общение, даже если члены семьи находятся на больших расстояниях. Это особенно важно в мире, где многие могут переезжать или работать в других городах или странах. Если брать учебный процесс, то легко можно поддерживать видеосвязь, оказывая помощь ребёнку на расстоянии (WhatsApp, Viber и т.д.), отслеживать с помощью электронного дневника посещаемость и успеваемость ребенка, поддерживать связь с педагогами (Сферум).
  • Образование и саморазвитие: Интернет предоставляет доступ к образовательным ресурсам, что может способствовать обучению и развитию всех членов семьи. Семьи могут вместе учиться новым навыкам и знаниям. Здесь можно привести очень много образовательных (создание видеоигр, видеороликов…), творческих (плетение макраме, игра на гитаре…) и других платформ, которые будут семьям интересны. Ведь сейчас в век цифровизации столько возможностей проявить себя, научиться чему-то, что недоступно в очном формате! 
  • Семейный архив: Семьи могут использовать технологии для фиксации важных моментов и событий в своей жизни, таких как фотографии, видео и записи. Это способствует сохранению и передаче истории семьи. Оцифровка семейных фото и видео сейчас очень современно. Возможно, для связи между поколениями – создание интерактивного генеалогического дерева. Можно создать аккаунт для родственников и передавая ссылку с логином и паролем, заполнять его совместно.

 

Отрицательные стороны:

  • Уменьшение времени реального общения: Много времени, проведенного в интернете, может привести к отсутствию качественного времени, проводимого в реальной жизни с семьей. Это может привести к утрате близких отношений и понимания между членами семьи. Необходимо также почаще «вытаскивать» близких в реальный мир и вместе решать разнообразные задачи, не связанные с гаджетами. Человеческое общение и родственные связи — безусловная и непреходящая ценность.
  • Зависимость от экранов: Большая зависимость от смартфонов и компьютеров может негативно влиять на здоровье и физическую активность членов семьи. Это и нарушение зрения, слуха (если человек большое количество проводит с наушниками, включенными на полную громкость), малоподвижный образ жизни.
  • Безопасность и конфиденциальность: Использование интернета также может повысить риски в области безопасности и конфиденциальности семьи, если не соблюдаются соответствующие меры предосторожности. Это отдельная большая тема, которая требует к себе особое внимание.

 

Таким образом, важно соблюдать баланс между использованием информационных технологий и реальным общением, а также обучать членов семьи навыкам безопасного и сознательного использования интернета. Семьи, которые умело сочетают в себе лучшие аспекты технологий и традиционных ценностей, могут выстроить крепкие и поддерживающие отношения в современном информационном обществе.

Речь идет о позитивном цифровом воспитании, когда современные технологии становятся средством улучшения жизни и облегчения процесса решения бытовых проблем, но никак не заменой полноценной деятельности в реальном мире. Конечно, среди новых вызовов не только как таковая увлеченность цифровым миром, но и риски, которые с собой приносят технологии:

  1. Усиление активности интернет-мошенников.
  2. Распространение контента, способного навредить детской психике.
  3. Факты кибербуллинга и запугивания, другие проблемы.

 

Задача родителей сегодня – не только предоставлять детям необходимые возможности для освоения интернет-среды, но и направлять их в потоках новой информации. На помощь родителям приходят классные руководители, для себя мы ставим следующую цель:

Создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов педагогов-учащихся-родителей через проведение мероприятий, касаемых цифровизации образовательного и воспитательного процессов.

Чтобы добиться этой цели, ставим задачи:

1.Образовательные:

-познакомить родителей и учеников с сайтами, которые можно использовать для дополнительной подготовки по учебным предметам, на которых можно принимать участие в интеллектуальных и творческих конкурсах как отдельно учащимся, так и совместно с семьей.

2.Воспитательные:

- воспитывать активную жизненную позицию, потребность в достижении общественно значимой;

- развивать познавательную активность обучающихся, умение работать в коллективе. 

3. Практические:

привлекать учащихся и родителей к участию в дистанционных мероприятиях (конкурсы, олимпиады и т.п.), рекомендованных Министерством образования;

- стимулировать учащихся через родителей к принятию участия в акциях, конкурсах, мероприятиях на платформах «РДДМ», «Юнармия»;

- привлекать родителей к участию в социальных опросах на платформах городского и регионального уровней;

- обучать родителей осуществлять контроль за успеваемостью учащихся через журнал базы КИАСУО и занятость ребенка в дополнительном образовании через платформу «Навигатор».

4. Коммуникативная:

-организовывать совместные мероприятия родители-дети-классный руководитель для освоения той или иной цифровой платформы.

Родительское собрание «Цифровизация жизни – хорошо это или плохо?» Именно так начиналось мое собрание, которое было отправным в цикле данных мероприятий. На собрании красной чертой шел девиз «Прежде чем разрешать ребенку пользоваться онлайн-технологиями, стоит самому обучиться их безопасному использованию», были выданы памятки каждому родителю «Онлайн-опасность и безопасность детей». 

Перечень мероприятий для классного руководителя, для подготовки к циклу мероприятий:

  • Вебинары классного руководителя по обучению использования платформ «Навигатор», «Учи.ру», «Яндек.Учебник», электронный дневник в базе КИАСУО, «Цифрой помощник учителя», «Цифрой помощник ученика», вебинары от КИПК «Разговоры о важном» и др. 

Цикл мероприятий, которые были освоены родителями:

  • Регистрация родителей и детей в базе КИАСУО;
  • Регистрация детей (родителями) в базе дополнительного образования «Навигатор», на образовательных платформах «Сферум», «Моя школа»; 
  • Участие учащихся и родителей в дистанционных мероприятиях по формированию финансовый, читательской, естественнонаучной и математической грамотностях, по формированию гражданской позиции: «Большая перемена», «Урок Цифры», «Цифровой ликбез», «РДДМ», «Юнармия» и др.;
  • Участие родителей в опросах на портале «Активный гражданин», «Большой этнографический диктант», «Цифровой диктант», «Технологический диктант», «Основы здорового питания» и д.р.;
  • Участие детей и родителей во внутренних мониторингах образовательного учреждения, через анкетирование с помощью Яндекс-форм, Гулг-форм;
  • Участие в классных, школьных, городских мероприятиях: создание фотоколлажей, видеопоздравлений;
  • Участие в семейных фестивалях по финансовой грамотности, «Всей семьей 2024».

Практическая значимость таких мероприятий достаточно велика, как для учащихся, так и для их родителей, т.к. вся данная работа направлена на организацию совместного времяпровождения детей и родителей, по обучению правильному использованию ресурсов Интернета, а также на познавательную, общественную активность детей, на воспитание чувства ответственности, дисциплинированности.

При реализации этого цикла мероприятий родители свободно смогут пользоваться платформами образовательного характера, тем самым поддерживать и помогать своим детям при возникших затруднениях. Сократится дистанция ребенок-родитель в плане владения цифровыми технологиями.

Самое главное правило: родитель должен сопровождать процесс вхождения ребенка в цифровую среду. Познакомить его с правилами безопасного поведения, границами и ответственностью. Затем осуществлять какое-то время контроль, и постепенно делегировать ответственность ребенку, формируя открытые и доверительные отношения. Именно так формируется самостоятельность ребенка в любом деле.

 

Список литературы:

  1. Семья и дети в современном цифровом пространстве. Кострыкина Г.А.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2023/09/14/semya-i-deti-v-sovremennom-tsifrovom

  1. Родительство в цифровую эпоху. Разовская Эльмира.

https://ast-academy.ru/blog/roditelstvo_v_cifrovuu_epohu/

  1. Психологическая наука и практика: современное информационное пространство. Журавлева М. А. http://www.psu.ru/files/docs/fakultety/fsf/Forum2020/FPP_Priglashenie_i_programma-2020.pdf
  2. Как меняется семья  цифровую эпоху. Алекандров И. https://растимдетей.рф/articles/kak-menyaetsya-semya-v-cifrovuyu-epohu

5. Влияние цифровизации общества на семейные отношения. Серажитдинова М.А. https://edu-time.ru/pub/144566