Индивидуализация образовательного процесса через педагогическое сопровождение ИУП

Кремер Виктория Владимировна

Индивидуализация образовательного процесса через педагогическое сопровождение ИУП

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса через педагогическое сопровождение ИУП

Кремер В.В.

Направление практики: Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников.

        На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика: Обучающиеся, родители, учителя-предметники, классные руководители, тьюторы, администрация.

Актуальность: Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно.

Цель, задачи: Основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. Педагогическая позиция меняется на тьюторство. Тьюторами становятся классные руководители, учителя предметники (погружая учащегося в свой предмет, в свое направление), администрация школы. Родители помогают определиться с профессией, не препятствуя своему ребенку самостоятельно определиться со сферой его дальнейшей деятельности. Выбор Индивидуального Учебного Плана определяется следующими факторами:

  • Особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • Профессионализмом педагогического коллектива;
  • Возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащегося;
  • Возможностями материально-технической базы школы.

Технологии, методы и приемы: В помощь для организации индивидуального образовательного маршрута учащихся активно встраиваются дистанционные образовательные технологии, они являются одними из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении 

        На решение какой проблемы направлена практика? В чем суть, основная идея? В прошлом году на городском Бомонде «Я – талантлив!» в номинации «Эрудит» отметили ребенка из нашей школы. Как ребенок достиг такого успеха? Безусловно здесь сработала команда: учитель-родитель-ребёнок работая совместно, согласованно, имея одну цель – развитие ребенка.

  1.  класс. Место проб.

Уже с 7 класса выделяю группу детей, которые проявляют способности к изучению моего предмета. Обычно эту группу детей можно увидеть сразу, некоторые начинают «умничать», кто-то просто внимательно слушает и задает дополнительные вопросы по изучаемой теме.  Так как информатика тесно связана с математикой, то выясняю их математические способности. Обязательно привлекаю этих детей к внеклассной работе по предмету (участие в дистанционных викторинах, олимпиадах, участие в предметных неделях). Выясняю их способности и умение общаться дистанционно, уровень владения компьютером, работа с электронной почтой. В наше время иметь свое рабочее место, в том числе и домашний компьютер, имеет важную роль. Нарабатываю с этими учащимися те навыки работы с информацией, без которых невозможно решение ряд задач. Сканирование документов, отправка и получение информации в разных ее видах, сжатие и распаковка документов и т.д.

  1. класс. Центр экспериментов.

В 8 классе уточняю настрой бывших семиклассников на работу и сохранившийся интерес к занятиям. Интересы детей могут меняется, и это нормально. Каждый ищет себя. У данной группой детей (здесь могут быть и новенькие) продолжаю выяснять интеллектуальные способности учащихся, изучаю их способность заниматься самообразованием (регистрирую на дистанционные курсы от Детского Дома Пионеров и школьников г. Красноярска, либо на других), продолжаю привлекать учащихся к участию в предметных олимпиадах (в том числе и дистанционных, например, олимпиада «Инфознайка»,). Программирование имеет важную роль в освоении предметного материала по информатике. Здесь приходит на помощь Всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики «Урокцифры.рф». Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», фирмы «1С», Mail.ru Group и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». На этой платформе, начиная с пятого класса можно играючи ознакомиться и изучить: программирование, разобраться, что представляет собой искусственный интеллект, облачные технологии, нейросети и многое другое. Причем пройдя тренажеры, можно получить сертификат и пополнить свое портфолио. Начиная с восьмого класса начинаю привлекать детей к участию в ВСОШ по предмету и одного-два включать в состав школьной команды «Матрица», для участия в ежегодном городском интеллект марафоне по информационным технологиям. Совместно с учителем технологии привлекаем детей к мобильной робототехнике, участие в мероприятиях связанных с программированием роботов «Техносалон», «Joiner Skills».

  1. класс. Предпрофильная подготовка.

В течении девятого класса контролирую способность заниматься самостоятельно, продолжаю активизирую работу учащихся через участие в различного рода мероприятиях, расширяю и углубляю программный материал для учеников, пытающихся заниматься по индивидуальным траекториям. Такая работа возможна только при естественном желании учеников получать знания. Поэтому не стараюсь навязывать ребятам всеобщий стандарт.

К концу 9 класса учащиеся составляют свой ИУП. В большинстве случаев, для данной группы детей ИУП (по моему предмету) состоит из: углублённого изучения предмета (4 часа в неделю), консультации и внеурочной деятельности   по предмету.

  1. класс. Профильная группа.

В 10-11м классе с детьми, которые выбрали предмет для углубленного изучения очень удобно работать. Здесь никого заставлять не надо. Изучение предметного материала даю следующим образом. Темы, которые изучались в 7-9 кл., мы выполняем в виде индивидуальных проектов: сначала оформляем реферат (используя требования оформления к НПК), затем составление кроссворда в MS Excel, на отработку основных изученных терминов, создание буклетов на выбранные темы в MS Publisher, создание сайта с помощью языка гиперразметки HTML, создание опорных конспектов в виде инфографики и создание одностраничного сайта на платформе Tilda.com.  

Работа с учениками в режиме индивидуальных траекторий воспитывает и педагога: учит воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими; постоянно стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию.

Несколько слов хочется сказать о том, что в работе с учащимися по индивидуальным траекториям особое внимание приходится уделять созданию максимально эффективных условий для активизации мыслительной деятельности: развитию самостоятельного мышления, обеспечению и сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия детей – как необходимого условия успешности любой деятельности. Убеждаю своих учеников в необходимости соблюдения режима умственного труда и отдыха, обеспечения достаточной физической активности. Вовлекаю детей в такую развивающую среду, в которой обеспечивается возможность стимулирования любознательности.

Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется ваша практика: Технологии: ИКТ, проектная, технология сотрудничества, дистанционные технологии. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Применяются такие формы занятий как теоретические, практические. Виды занятий: беседы, мастер-классы.

На достижение каких результатов направлена и каким способом результат измеряется? Какие результаты уже есть? Просторен индивидуальный маршрут учащегося, группы учащихся. Организована индивидуальная и групповая работа. Сформирована культура деловых отношений. Учащиеся научились планировать собственную деятельность. Группа детей участвовала в программе открытия модернизированной библиотеки имени А. П. Чехова, за что получили Благодарственные письма. Группа семиклассников участвуют в программе открытия модернизированной библиотеки на ул. Яблочкова.

Какие риски могут возникнуть? Какие рекомендации по их предупреждению или устранению? Организация дистанционного дополнительного образования, система контроля. Выбор ИУП. Приходится признать тот факт, что работа учителя в таком режиме не всегда вписывается в какой-то график. Поэтому осуществление ее возможно только при таком творческом союзе ученика и преподавателя, когда последний осознанно готов порою жертвовать своим свободным временем.

Список литературы: Жила К.А. «Индивидуализация образовательного процесса» https://infourok.ru/statya-na-temu-individualizaciya-brazovatelnogo-processa-3798751.html