План работы
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ детский сад № 55 «Кузнечик»
__________ Травина Т.В.
«___» ___________201__г.
План работы
педагога-психолога
МДОУ детский сад №55 «Кузнечик»
с детьми «группы риска»
на 2017 - 2018 учебный год
Педагог-психолог
Козлова Н.В.
Г.о. Подольск
2017 г.
№ п/п | Формы работы | Сроки реализации | Ответствен-ные | Предполагаемый результат | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| |||||
1.1. Работа с детьми | |||||
1. | Психологическое сопровождение адаптации к условиям новой социальной среды вновь поступающих детей | в течение года | Педагог-психолог | Содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум | |
1.2. Работа с педагогическим коллективом | |||||
1. | Педсовет № 3: 1. Итоги I этапа психологического тестирования детей подго- товительной к школе группы; 2. Итоги адаптации в младшей группе и ГКП; Педсовет № 5 «Итоговый»: «Итоги психологической готовности детей к школьному обучению, рекомендации воспитателям на след. уч. год». | Согласно графику педсоветов | Заведующий зам.зав.по ВМР, педагог-психолог | Своевременное предоставление психологической информации, анализ результатов деятельности. | |
2. | Групповые тренинги и консультации: -Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я педагог» -«Профилактика стресса у детей» -«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровых психотехник и игровых психотехнологий» | Октябрь Февраль | Зам.зав. по ВМР, педагог-психолог | Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития | |
3. | Проведение семинаров и тренингов по эффективному взаимодействию с детьми «группы риска». | По запросу | Педагог-психолог | Оказание профессиональной помощи воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку | |
1.3. Работа с родителями | |||||
1. | Выступление на родительских собраниях, групповые консультации: - «Ребенок поступает в детский сад»; - «Воспитательно-образовательная работа работа с детьми 4-5 лет»; - «Старший дошкольный возраст: какой он?»; - «Компоненты психологической готовности к школе»; -«Роль отца в воспитании детей в семье»; -«Формирование внутренней позиции школьника» | Сентябрь Октябрь Октябрь Февраль Декабрь Май | Педагог-психолог воспитатели | Формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. | Представление наглядной стендовой информации, информационных буклетов в группах: 1. Группы кратковременного пребывания: -«Адаптационный период в детском саду»; -«Возрастные особенности ребенка 2-3 лет» ; -«Сказки для адаптации»; - «Игровой массаж для детей» -«Упрямство и капризы, кризис 3-х лет» -«Влияние семьи на развитие ребенка» -«Если ребенок сосет палец» 2. Младшая группа: -«Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка 3-4 года»; -«Стили семейного воспитания и влияние семьи на развитие ребенка»; -«Способы снятия эмоционального напряжения у детей» - «Кризис 3-х лет»; -«Почему дети кусаются?»; -«Как лучше разговаривать с ребенком»; -«Если ребенок часто устраивает истерики»; -«Если ребенок балуется» 3. Средняя группа: - «Психологическая характеристика детей 4-5 лет»; - «Если в семье несколько детей»; -«Почему дети кусаются?»; -«Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»; -«Как правильно отказать ребенку»; -«Стеснительные дети»; -«Если у ребенка нет друзей» 4. Старшая группа: -«Психологическая характеристика детей 5-6 лет» - «Способы снятия эмоционального напряжения у детей» -«Как правильно отказать ребенку» -«Как не заразить ребенка страхом» -«Что должно беспокоить родителей в ребенке в возрасте от 3 до 6 лет…» -«Если ребенок дразнится и ругается» -«Если в группе, которую посещает Ваш ребенок, есть дети с особенностями развития» -«Рассеянные дети» -«Если ребенок упрямится» -«Особенности эмоционального развития дошкольника» 5. Подготовительная группа -«Психологическая характеристика детей 6-7 лет»; -«Кризис семи лет» -«Развитие зрительно-моторной координации у детей» -«Стоит ли поощрять детей деньгами?» -«Воровство» -«Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе» -«Тревожность у старших дошкольников» -«Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» -«Влияние компьютера на дошкольника» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Сентябрь Ноябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Октябрь Февраль Сентябрь Октябрь Ноябрь Февраль Апрель Январь Март Сентябрь-октябрь Ноябрь Февраль Март Сентябрь-май Апрель Октябрь Декабрь Январь Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Сентябрь-май Февраль Март Апрель | Педагог-психолог | Содействие формированию психологической компетентности родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания | |
| |||||
2.1. Работа с детьми | |||||
1. | Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению (анализ медицинских карт вновь поступающих детей, оформление адаптационных листов). | Сентябрь-декабрь | Педагог-психолог, воспитатели | Выявление детей «группы риска», требующих повышенного внимания, разработка рекомендаций по оптимизации ППС | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. | Наблюдение за детьми во время занятий, свободной деятельности, открытых мероприятий и выполнения режимных моментов | В течение года | Педагог-психолог | Выявление детей «группы риска», требующих повышенного внимания, разработка рекомендаций по оптимизации ППС | |
3. | Изучение готовности детей к школьному обучению по методике В.М.Минаевой, диагностика психического развития ребёнка по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Октябрь-ноябрь, апрель-май | Педагог-психолог | Выявление детей с низким уровнем готовности к обучению в школе, особенностей мотивации дошкольников, организация коррекционно-развивающей работы, консультирования родителей и воспитателей, выработка рекомендаций | |
4. | Изучение мотивационной готовности к обучению в школе по методикам «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга) и «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) | Октябрь-ноябрь, май | Педагог-психолог | ||
5. | Диагностика психического развития ребёнка по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | по запросу родителей, воспитателей | Педагог-психолог | Определение уровня актуального развития ребёнка, планирование коррекционной работы, разработка рекомендаций для педагогов и родителей | |
6. | Исследование уровня тревожности, страхов, агрессии детей «группы риска» («Кактус», М.А. Панфилова, «Страхи в домиках» А.И. Захаров, «Лесенка» В.Г.Щур, «Выбери нужное лицо» Темпл, Дорки, Амена), личностно – типологических особенностей (тест «Рисунок человека», «Рисунок семьи») | по запросу родителей | Педагог-психолог | Информирование родителей о личностных особенностях ребенка, организация дальнейшей работы по оказанию помощи детям, планирование работы, разработка рекомендаций воспитателям и родителям | |
2.2. Работа с педагогическим коллективом | |||||
1. | Выявление детей «группы риска» - по социально-педагогическим и поведенческим критериям | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели | Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. | |
2. | Диагностика тревожности у детей с помощью анкеты по выявлению тревожности Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко | Ноябрь, декабрь | Педагог-психолог | Создание условий для эффективного развития детей с учетом их индивидуаль-ных особенностей. Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей | |
3. | Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели | ||
2.3. Работа с родителями | |||||
1. | Анкетирование родителей младшей группы и ГКП по методике К.Л. Печеры «Прогноз адаптации» | По мере поступления детей | Педагог-психолог | Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи | |
2. | Диагностика тревожности с помощью анкеты по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко | Ноябрь, декабрь | Педагог-психолог, воспитатели | Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. | |
3. | Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование. | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели | Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей | |
4. | Изучение межличностных отношений в семье, особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми | По запросу родителей | Педагог-психолог, воспитатели | Совершенствование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников | |
5. | Анкетирование родителей «Определение эффективности используемых форм взаимодействия с родителями» | По запросу администрац. | Педагог-психолог, администрация | Оказание своевременной и адекватной пси-хологической помощи родителям в устране-нии причин нарушений в семейной системе. | |
3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА | |||||
3.1. Работа с детьми | |||||
1. | Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе); | ноябрь-апрель, 1 раз в нед. | Педагог-психолог | Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений познавательного развития | |
2. | Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР (по рекоменд. ТПМПК) | в течение года | Педагог-психолог | Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка | |
3. | Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР (по рекоменд. ТПМПК) | в течение года | Педагог-психолог | Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка | |
4. | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска» по: - развитию познавательных процессов, - коррекции самооценки, страхов, тревожности, застенчивости; - формированию способности к произвольной саморегуляции; - профилактике и коррекции агрессивного поведения и гиперактивности у дошкольников; - развитию коммуникативных навыков и др. | В течение года 1 раз в нед. | Педагог-психолог | Реализация индивидуальных планов психологической помощи создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития | |
5. | Индивидуальные занятия по коррекции текущего психоэмоционального состояния | по необход. в течение года | Педагог-психолог | Стабилизация психоэмоционального состояния, отреагирование негативных эмоций, снижение тревожности | |
4. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА | |||||
4.1. Работа с родителями | |||||
1. | Индивидуальные консультации по вопросам, связанным с готовностью ребенка к школьному обучению | В течение года | Педагог-психолог | Прогноз психологической и социальной адаптации ребенка к обучению в школе | |
3. | Консультирование родителей детей «группы риска» по итогам диагностических обследований и проведенных коррекционно-развивающих занятий | В течение года | Педагог-психолог | Осознание проблем, изыскание ресурсов для их решения, отслеживание динамики, выработка рекомендаций | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. | Индивидуальная консультативная работа с родителями детей, имеющих психологические трудности в детском саду в период возрастных кризисов, адаптации к дошкольному учреждению, а также в связи с другими психолого-педагогическими проблемами | В течение года по запросу | Педагог-психолог | Повышение психол. компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, ознакомление с возрастными нормами, особенностями и законам развития ребёнка, характере общения с ним | |
3. | Индивидуальные профилактические беседы с родителями по имеющимся проблемам в поведении и обучении детей. | В течение года по запросу | Педагог-психолог | Оказание профессиональной помощи воспитателям и родителям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей | |
4.2. Работа с педагогическим коллективом | |||||
1. | Консультирование педагогов по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми «группы риска». | В течение года | Педагог-психолог | Оказание профессиональной помощи воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей | |
2. | Консультирование воспитателей по организации и проведению серии занятий по знакомству детей с уголком психологической разгрузки и его назначением. | Сентябрь-декабрь | Педагог-психолог | ||
3. | Консультирование воспитателей по итогам диагностик: – психологической адаптации к условиям ДОУ; – психологической и мотивационной готовности к школе. | В течение года | Педагог-психолог | Осуществление индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей | |
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА | |||||
1. | Сбор информации о детях «группы риска» и их семьях (условия проживания, семья, поведение ребенка в группе, отношения со сверстн., с родителями, отношение к занятиям, особенности игровой деятельности и т.п.), оформление индивидуальных карт на воспитанников «группы риска». | В течение года | Педагог-психолог | Формирование банка данных детей «группы риска», оформление документации, представление на ПМПк и ТПМПК, подготовка к реализации профессиональных целей | |
2. | Формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий. | в течение года | Педагог-психолог | Подготовка к реализации профессиональных целей | |
3. | Составление программ по работе с детьми «группы риска», подготовка к проведению диагностики и занятий, род. собраний, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций | в течение года | Педагог-психолог | ||
4. | Разработка методических рекомендаций для воспитателей по организации работы с детьми «группы риска» | в течение года | Педагог-психолог | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
5. | Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | в течение года | Педагог-психолог | Подготовка к реализации профессиональных целей | |
6 | Формирование пакета диагностических методик для выявления личностных особенностей детей «группы риска» | в течение года | Педагог-психолог | ||
7. | Участие в ГМО, семинарах педагогов-психологов, заседаниях клуба «Диалог» МДОУ г. Подольска | По плану ИМЦ | Руков. ГМО, клуба «Диалог» | Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности | |
8. | Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ | по плану ПМПк | Зам.зав. по ВМР, педагог- психолог | Рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения | |
9. | Подготовка документации к ПМПк, ТПМПК | в течение года | Педагог-психолог | Своевременное предоставление психологической информации. | |
10. | Участие в педсоветах, семинарах, административных совещаниях, комиссиях, тематическом контроле, мониторингах образовательного процесса | В течение года | Заведующий, Зам.зав по ВМР | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
Педагог-психолог _______________Козлова Н.В.