План работы

Козлова Надежда Владимировна

План работы с детьми "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17-18_god_plan_gruppa_riska.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ детский  сад № 55 «Кузнечик»

__________ Травина Т.В.

«___» ___________201__г.

План работы

педагога-психолога

МДОУ детский сад №55 «Кузнечик»

с детьми «группы риска»  

на 2017 - 2018 учебный год

Педагог-психолог

Козлова Н.В.

Г.о. Подольск

2017 г.


№ п/п

Формы работы

Сроки

реализации

Ответствен-ные

Предполагаемый результат

1

2

3

4

5

  1. 1. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

1.1. Работа с детьми

1.

Психологическое сопровождение адаптации к условиям новой социальной среды вновь поступающих детей

в течение года

Педагог-психолог

Содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум

1.2. Работа с педагогическим коллективом

1.

Педсовет № 3:

1.  Итоги I этапа психологического тестирования детей подго- товительной к школе  группы;

2. Итоги адаптации в младшей группе и ГКП;

Педсовет № 5 «Итоговый»:

 «Итоги психологической готовности детей к школьному обучению, рекомендации воспитателям на след. уч. год».

Согласно графику педсоветов

Заведующий

зам.зав.по ВМР,

педагог-психолог

Своевременное предоставление психологической информации,

анализ результатов деятельности.

2.

Групповые тренинги и консультации:

-Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я педагог»

-«Профилактика стресса у детей»

-«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровых психотехник и игровых психотехнологий»

Октябрь

  Февраль

Зам.зав. по ВМР, педагог-психолог

Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития

3.

Проведение семинаров и тренингов по эффективному взаимодействию с детьми «группы риска».

По запросу

Педагог-психолог

Оказание профессиональной помощи воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку

1.3.  Работа с родителями

1.

Выступление на родительских собраниях, групповые консультации:

- «Ребенок поступает в детский сад»;

- «Воспитательно-образовательная работа работа с детьми

 4-5 лет»;

- «Старший дошкольный возраст: какой он?»;

- «Компоненты психологической готовности к школе»;

-«Роль отца в воспитании детей в семье»;

-«Формирование внутренней позиции школьника»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

      Февраль

Декабрь

Май

Педагог-психолог

воспитатели

Формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития

1

2 

3

4

5

2.

Представление наглядной стендовой информации, информационных буклетов в группах:

1. Группы кратковременного пребывания:

-«Адаптационный период в детском саду»;

-«Возрастные особенности ребенка 2-3 лет» ;

-«Сказки для адаптации»;

- «Игровой массаж для детей»

-«Упрямство и капризы, кризис 3-х лет»

-«Влияние семьи на развитие ребенка»

-«Если ребенок сосет палец»

2. Младшая  группа:

-«Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка 3-4 года»;

-«Стили семейного воспитания и влияние семьи на развитие ребенка»;

-«Способы снятия эмоционального напряжения у детей»

- «Кризис 3-х лет»;

Почему дети кусаются?»;

-«Как лучше разговаривать с ребенком»;

-«Если ребенок часто устраивает истерики»;

-«Если ребенок балуется»

3. Средняя  группа:

- «Психологическая характеристика детей 4-5 лет»;

- «Если в семье несколько детей»;

-«Почему дети кусаются?»;

-«Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»;

-«Как правильно отказать ребенку»;

-«Стеснительные дети»;

-«Если у ребенка нет друзей»

4. Старшая  группа:

-«Психологическая характеристика детей 5-6 лет»

- «Способы снятия эмоционального напряжения у детей»

-«Как правильно отказать ребенку»

-«Как не заразить ребенка страхом»

-«Что должно беспокоить родителей в ребенке в возрасте от 3 до 6 лет…»

-«Если ребенок дразнится и ругается»

-«Если в группе, которую посещает Ваш ребенок, есть дети с особенностями развития»

-«Рассеянные дети»

-«Если ребенок упрямится»

-«Особенности эмоционального развития дошкольника»

5. Подготовительная группа

-«Психологическая характеристика детей 6-7 лет»;

 -«Кризис семи лет»

-«Развитие зрительно-моторной координации у детей»

-«Стоит ли поощрять детей деньгами?»

-«Воровство»

-«Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе»

-«Тревожность у старших дошкольников»

-«Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»

-«Влияние компьютера на дошкольника»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Октябрь

Февраль

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Январь

Март

Сентябрь-октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Сентябрь-май

Апрель

Октябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь-май

Февраль

Март

Апрель

Педагог-психолог

Содействие формированию психологической компетентности родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания

  1. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1. Работа с детьми

1.

Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению (анализ медицинских карт вновь поступающих детей, оформление адаптационных листов).

Сентябрь-декабрь

Педагог-психолог, воспитатели

Выявление детей «группы риска», требующих повышенного внимания, разработка рекомендаций по оптимизации  ППС

1

2

3

4

5

2.

Наблюдение за детьми во время занятий, свободной деятельности, открытых мероприятий и выполнения режимных моментов

В течение года

Педагог-психолог

Выявление детей «группы риска», требующих повышенного внимания, разработка рекомендаций по оптимизации  ППС

3.

Изучение готовности детей к школьному обучению по методике В.М.Минаевой, диагностика психического развития ребёнка по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Октябрь-ноябрь,

апрель-май

Педагог-психолог

Выявление детей с низким уровнем готовности к обучению в школе, особенностей мотивации дошкольников,  организация коррекционно-развивающей работы, консультирования родителей и воспитателей, выработка рекомендаций

4.

Изучение мотивационной готовности к обучению в школе по методикам «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга)  и «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой)

Октябрь-ноябрь, май

Педагог-психолог

5.

Диагностика психического развития ребёнка по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

по запросу родителей, воспитателей

Педагог-психолог

Определение уровня актуального развития ребёнка, планирование коррекционной работы, разработка рекомендаций для педагогов и родителей

6.

Исследование уровня тревожности, страхов, агрессии детей «группы риска» («Кактус», М.А. Панфилова, «Страхи в домиках» А.И. Захаров, «Лесенка» В.Г.Щур, «Выбери нужное лицо» Темпл, Дорки, Амена), личностно – типологических особенностей (тест «Рисунок человека», «Рисунок семьи»)

по запросу родителей

Педагог-психолог

Информирование родителей о личностных особенностях ребенка, организация дальнейшей работы по оказанию помощи детям, планирование работы, разработка рекомендаций воспитателям и родителям

2.2. Работа с педагогическим коллективом

1.

Выявление детей «группы риска» - по социально-педагогическим и поведенческим критериям

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

2.

Диагностика тревожности у детей с помощью анкеты по выявлению тревожности Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Ноябрь, декабрь

Педагог-психолог

Создание условий для эффективного развития детей с учетом их индивидуаль-ных особенностей. Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей

3.

Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

2.3. Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей младшей группы и  ГКП по методике К.Л. Печеры «Прогноз адаптации»

По мере поступления детей

Педагог-психолог

Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи

2.

Диагностика тревожности с помощью анкеты по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Ноябрь, декабрь

Педагог-психолог, воспитатели

Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

3.

Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей

4.

Изучение межличностных отношений в семье, особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми 

По запросу родителей

Педагог-психолог, воспитатели

Совершенствование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников

5.

Анкетирование родителей «Определение эффективности используемых форм взаимодействия с родителями»

По запросу администрац.

Педагог-психолог, администрация

Оказание своевременной и адекватной пси-хологической помощи родителям  в устране-нии причин нарушений в семейной системе.

3.  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

3.1. Работа с детьми

1.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

ноябрь-апрель,

1 раз в нед.

Педагог-психолог

Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений познавательного развития

2.

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР (по рекоменд. ТПМПК)

в течение года

Педагог-психолог

Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка

3.

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР (по рекоменд. ТПМПК)

в течение года

Педагог-психолог

Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка

4.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска» по:

- развитию познавательных процессов,

- коррекции самооценки, страхов, тревожности, застенчивости;

- формированию способности к произвольной саморегуляции;

- профилактике и коррекции агрессивного поведения и гиперактивности у дошкольников;

- развитию коммуникативных навыков и др.

В течение года

1 раз в нед.

Педагог-психолог

Реализация индивидуальных планов психологической помощи

создание условий для раскрытия

потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития

5.

Индивидуальные занятия по коррекции текущего психоэмоционального состояния

по необход. в течение года

Педагог-психолог

Стабилизация психоэмоционального состояния, отреагирование негативных эмоций, снижение тревожности

4.   КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

4.1. Работа с родителями

1.

Индивидуальные консультации по вопросам, связанным с готовностью ребенка к школьному обучению 

В течение года

Педагог-психолог

Прогноз психологической и социальной адаптации ребенка к обучению в школе

3.

Консультирование родителей детей «группы риска» по итогам диагностических обследований и проведенных коррекционно-развивающих занятий

В течение года

Педагог-психолог

Осознание проблем, изыскание ресурсов для их решения, отслеживание динамики, выработка рекомендаций

1

2

3

4

5

2.

Индивидуальная консультативная работа с родителями детей, имеющих психологические трудности в детском саду в период возрастных кризисов, адаптации к дошкольному учреждению, а также в связи с другими психолого-педагогическими проблемами

В течение года

по запросу

Педагог-психолог

Повышение психол. компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, ознакомление с возрастными нормами, особенностями и законам развития ребёнка, характере общения с ним

3.

Индивидуальные профилактические беседы с родителями по имеющимся проблемам в поведении и обучении детей.

В течение года

по запросу

Педагог-психолог

Оказание профессиональной помощи воспитателям и родителям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей

4.2.  Работа с педагогическим коллективом

1.

Консультирование педагогов по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми «группы риска».

В течение года

Педагог-психолог

Оказание профессиональной помощи воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей

2.

Консультирование воспитателей по организации и проведению серии занятий по знакомству детей с уголком психологической разгрузки  и его назначением.

Сентябрь-декабрь

Педагог-психолог

3.

Консультирование воспитателей по итогам диагностик:

– психологической адаптации к условиям ДОУ;

– психологической и мотивационной готовности к школе.

В течение года

Педагог-психолог

Осуществление индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

1.

Сбор информации о детях «группы риска» и их семьях (условия проживания, семья, поведение ребенка в группе, отношения со сверстн., с родителями, отношение к занятиям, особенности игровой деятельности и т.п.), оформление индивидуальных карт на воспитанников «группы риска».

В течение

года

Педагог-психолог

Формирование банка данных детей «группы риска», оформление документации, представление на ПМПк и ТПМПК, подготовка к реализации профессиональных целей

2.

Формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий.

в течение года

Педагог-психолог

Подготовка к реализации профессиональных целей

3.

Составление программ по работе с детьми «группы риска», подготовка к проведению диагностики и занятий, род. собраний, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций

в течение года

Педагог-психолог

4.

Разработка методических рекомендаций для воспитателей по организации работы с детьми «группы риска»

в течение года

Педагог-психолог

1

2

3

4

5

5.

Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

в течение года

Педагог-психолог

Подготовка к реализации профессиональных целей

6

Формирование пакета диагностических методик для выявления личностных особенностей детей «группы риска»

в течение года

Педагог-психолог

7.

Участие в ГМО, семинарах педагогов-психологов, заседаниях клуба «Диалог» МДОУ г. Подольска

По плану ИМЦ

Руков. ГМО, клуба «Диалог»

Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности

8.

Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

по плану ПМПк

Зам.зав. по ВМР,

педагог-

психолог

Рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения

9.

Подготовка документации к ПМПк, ТПМПК

в течение года

Педагог-психолог

Своевременное предоставление психологической информации.

10.

Участие в педсоветах, семинарах, административных совещаниях, комиссиях, тематическом контроле, мониторингах образовательного процесса

В течение

года

Заведующий,

Зам.зав по ВМР

Оптимизация учебно-воспитательного процесса

Педагог-психолог _______________Козлова Н.В.