Консультации для родителей.

Козлова Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Адаптация малыша к детскому саду .

        Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Давайте знакомиться!

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш.

1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.

3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.

5. Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.

6. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.

9. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Психологическая подготовка

    Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет - до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после "Спокойной ночи, малыши!", в 21.00. К этому времени ребенок "созреет" и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

"Детсадовская" еда

Отдельная тема - еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые "приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Первый день

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок говорит грубые слова.

   Ребенок раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверены хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Но помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т. д.

   Услышав что-то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то, чему он только что научился, иногда ребенок с гордостью копирует не совсем приличную речь значимого для него взрослого (так как подражание — одна из черт детей раннего возраста). А иногда ребенок произносит нечто необычное для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, узнать, хорошо или плохо он поступает. Если мы станем ругать его и показывать свое раздражение и недовольство, возможно, он научится таким образом вызывать вспышки нашего гнева, тем самым завоевывать наше внимание к нему, пусть даже и негативное.

   Поэтому, если мы слышим от ребенка неприличные слова, прежде всего необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить НЕЛЬЗЯ. Вместо этих слов можно сказать, например, вот так... И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную грубость. Ведь иногда ребенок говорит что-то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому.

   Не следует читать малышу и длинных нотаций. Вряд ли он услышит все, что вы ему сказали, а тем более изменит свое поведение.

   Если ребенок произносит грубые слова в общественном месте, в присутствии посторонних людей, лучше сразу извиниться за него и сменить тему разговора. В противном случае, если вы начнете его отчитывать и тем более накажете физически при посторонних, это может вызвать у него вспышку ярости. Тогда он начнет назло вам говорить подряд все плохие слова, которые он когда-либо слышал. Ни в коем случае не угрожайте ребенку тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один раз... Подумайте, что он может тут же произнести это слово, следуя своим импульсивным побуждениям «отомстить» вам. Тогда вам придется либо отказываться от своих угроз, либо тут же прибегнуть к обещанному наказанию.

ИТАК, если ребенок говорит грубые слова.

 Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя.

 Покажите, какими словами можно заменить грубость.

 Не ругайте его.

 Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре.

 Отвлеките ребенка.

 Не угрожайте ребенку наказанием.

 Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Капризный ребенок: что делать родителям?

Для начала, советуем  родителям уяснить, что причины детских капризов

зачастую лежат в родителях. Ведь именно от их способа воспитания,

манеры поведения с ребенком зависит ответная реакция малыша:

равноправные отношения или капризное требование признания.

В вашей семье капризный ребенок: что делать? Чтобы избежать появления

капризов, научиться справляться с ними, правильно реагировать, нужно:

1. Признать самостоятельность ребенка

Взрослея, малыш перерастает стадию «маминой игрушки», когда мнение и

поведение родителей было для него единственно верным. Начиная оспаривать

свое право на самостоятельные решения, малыш может демонстрировать

капризами стремление добиваться желаемого признания.

Есть одна мудрая истина: если не удается что-то запретить, научитесь это

контролировать. Достаточно давать ребенку некоторые «порции» свободы,

возможности проявить самостоятельность в незначительных ситуациях,

чтобы затем он отплатил вам послушанием в важных моментах.

2. Не упустить время

Самым благоприятным временем для начала развития детской

самостоятельности считается второй год жизни. Чтобы не беспокоиться в

будущем: «капризный ребенок что делать?», нужно уже в раннем периоде

начать обучать ребенка самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки,

убирать игрушки, помогать старшим. Именно такое раннее признание за

ребенком самостоятельности в поступках поможет избежать борьбы за

лидерство в дальнейшем. К тому же, приобретенные умения избавят ребенка

от бездельничества, напрямую ведущего к капризам и нытью.

3. Превратить капризы в игру

Самой распространенной формой занятий с детьми является игра. То же

можно отнести и к воспитанию. Через игру ребенка можно научить, развить,

воспитать. Если строгий тон и официальный воспитательный разговор

ребенок не желает воспринимать, то смягчить борьбу с капризами поможет

игра.

При помощи игр можно показать малышу его поведение со стороны, понять

истинные причины капризов, дать примерить роль взрослого. Ведь именно со

стремлением уравняться в правах со взрослыми и связано большинство

капризов. Вот пусть он и реализует свое желание «повзрослеть», став на

время папой, мамой, доктором, шофером …

Индивидуальный подход

Капризы возникают, когда нарушается оптимальное равновесие между

любовью к ребенку и требованиями к нему. Общий совет на проблему

«капризный ребенок: что делать» дать невозможно. Родителям нужно

хорошенечко разобраться, что именно не нравится их чаду, и чего он

таким способом добивается.

Если подобное поведение не связано с состоянием здоровья, то капризы

служат способом утверждения индивидуальности, добиваться лидерства.

Родителям нужно четко распознавать границы поведения: когда каприз «не

заметить», когда - пойти на поводу, когда - настоять на своем.

Способ поведения легко выбрать, если удается определить причину

упрямства ребенка.

· Когда малыш просто решил что-то требовать (например, новую

игрушку или сладости), то правильней будет просто не замечать

капризы, не спеша с выполнением.

· Если ребенок проявляет упрямство, не желая выполнять

требования взрослых (например, кушать, идти спать, умываться),

тогда стоит попытаться понять причину отказа. Не зная, что делать

с капризным ребенком, стоит аккуратно расспросить малыша,

почему именно он отказывается слушаться и как можно устранить

причину сопротивления.

Конечно, бывает, когда настолько капризный ребенок, что делать что-то

невозможно. Иногда родителям кажется, что ребенок не хочет что-то делать

потому, что хочет заняться чем-то другим, вместо того, о чем просят

взрослые. А на самом деле малыш может просто возражать против насилия

вообще, демонстрируя непокорность, не желая выполнять что-то против

своей воли. В этом случае настаивать на своем бесполезно. Это только

ухудшит конфликт. Лучше дать ребенку немного свободного времени,

отложив выполнение дела.

Капризный ребенок что делать: можно просто договориться с малышом, что

он еще несколько минут поиграет, а затем выполнит ваше требование.

Ребенок не должен чувствовать себя подчиненным, ему необходима

любовь и забота. Хоть немного усомнившись в вашей защите и стремлением

считаться с ним, он тут же начинает доказывать свое равноправие.

Есть случаи, когда уступить капризам ребенка просто небезопасно

(играть на дороге, шуметь в больнице). Именно здесь родители должны быть

предельно настойчивы.



Предварительный просмотр:

   Ребенок прощается с детским садом, и вот он на пороге еще одной ступеньки    

детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому    

что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице    

взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому,    

чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е.    

ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать    

нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями,    

изменение отношений между ним и Вами.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам ребенок должен иметь    

элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени,    

живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять    

главное, второстепенное. У ребенка появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят    

на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше    

философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже    

интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее    

выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты    

произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).    

2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в    

школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и    

обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости    

(произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную    

непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками,    

умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У    

ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается)    

с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа    

привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и    

возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Признаки кризиса    

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая    

успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная    

тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших    

детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно    

вежлив), низкая самооценка. Возможные неблагоприятные последствия Нежелание    

учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками;    

закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может    

развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Рекомендации:

 Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него    

будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и    

ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье.    

Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным    

последствиям.    

Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.    

Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения,    

познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

Поощряйте общение со сверстниками.    

Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры    

и упражнения).    

Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает    

новую информацию, не идет на контакт с окружающими).    

Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной    

окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите    

экскурсию по школе).



Предварительный просмотр:

«Не хочу! Не буду! Я сам!»

    Еще совсем недавно ласковый и послушный ребенок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым - практически неуправляемым. Его упрямство - способ проявления собственной воли. Он не дает маме надеть на него колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику.

Он часто отказывается от любого предложения взрослого («Не хочу!», «не буду!», «Не надо!»). Такая капризность ребенка - пока единственная для него возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать ее уважения от других. Часто ребенок может, но не хочет сделать что-то сам, требует свое, хочет, чтобы весь мир, все окружающие подчинялись только его интересам. Он начинает говорить, как маленький, искажая слова, начинает ползать, требует, чтобы его покормили с ложки. Следует еще раз подчеркнуть, что такое тяжелое, кризисное поведение - абсолютно нормальное явление для трехлетнего ребенка. Более того, кризисные проявления и новообразования - основа будущего развития малыша. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребенка - свидетельство того, что его развитие идет в соответствии с возрастом. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребенку, что он «плохой» или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и кризисные реакции могут проявиться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Как помочь ребенку преодолеть кризисные проявления?

Поощряйте самостоятельность и активность, предоставьте возможность исследования. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.

Объясните, что «можно» и что «нельзя» делать.

Оставайтесь рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если Вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом добиться своего.

Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешили папа или мама, будет очень легко выпросить у бабушки - и тогда все усилия будут напрасны.

Не пытайтесь ругать или уговаривать ребенка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на Вас внимание. Для любой истерики требуется зритель, и Ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу.

Во время приступа попытайтесь переключить внимание ребенка, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приемы могут отвлечь внимание капризы от плача и истерики; в противном случае Вы можете какое-то время просто не обращать на это внимание - истерика пройдет сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем неинтересно.

Будьте готовы принять ребенка, поговорить и поиграть с ним после приступа, не вспоминая того, что случилось. Не стоит демонстрировать свою обиду и негодование, особенно после того, как все уже закончилось, - этим Вы можете спровоцировать новую истерику.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть ребенок его кормит, но мишка хочет, есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле.

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкайте», не старайтесь все сделать за ребенка.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассников

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным

в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части  учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется,  чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если

Ваш ребенок действительно гений, то он все равно  проявит себя. А перегрузка ребенка

занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.     Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто вего

общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые

простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и

профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.  

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее

многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-09/1284545969_titulnyj.jpg



Предварительный просмотр:

                                                Памятка родителям от ребенка.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуганным, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, - это разуверит меня в вас.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду буквально. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
  • Не заставляйте меня думать, что мои проступки – смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  • Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги и поговорите со мной об этом позже.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
  • Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
  • Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду доверять вам.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши инициативы.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к вашим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ,

  КОГДА ВОЗНИКАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ.

      Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими. Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может начаться "я в садик не хочу", капризы и так далее.

     Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами: его обижают, или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно, или лжет, то поможет обращение к подобранной по теме конфликта сказке, ролевой игре с куклами. Например, предложить робкому ребенку побыть Волком, а агрессивному - Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность сочувствования в переживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта, который он получил при вхождении в «чужую роль».

     Влияет на адаптацию и возраст поступления ребенка в ДОУ. Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в частности, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация идет благополучно и беспокоиться не о чем.

У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая группы развития. А в садик отдавать ближе к 5 годам.

     Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

У детей, у которых не были сформированы прежде теплые близкие контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, в первые полгода жизни), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Однако опасность здесь состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.

     Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка и начинает его еще больше подстегивать, то эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

     Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка. Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу.

     Итак, причины плохой адаптации могут быть разные:

  - во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых условиях,

   -во-вторых, причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему,        

   -в третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.

     Если настроение ребенка вызывает опасение, следует расспросить его о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - то на это стоит обратить внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); случается, что дети просто фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом. Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.



Предварительный просмотр:

   Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых, прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения.

   Бывает, что малыш, таким образом, поступает, пытаясь исследовать окружающий

его мир. В этом случае взрослый, конечно же, должен твердо сказать «нет», «нельзя»,

объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его

потребности. Можно дать ребенку резиновое кольцо для кусания, кусочек хлеба, печенье

или показать ему какой-нибудь интересный предмет, который заинтересует малыша.

   Иногда кусание может стать выражением чувства беспомощности перед

действительностью, следствие испытанного дискомфорта, с которым ребенок не

умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома в одиночестве, но

вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое

несогласие, протест в виде агрессии, укусов. Тогда укус станет способом защиты. В

этом случае взрослый, заметив усталость и раздражительность ребенка, должен

показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Или если ребенок не

успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить «пар»: сбить

кегли, бросить мяч, постучать резиновым молотком и т. д. или просто взять его на

руки, почитать книгу.

   Но все перечисленное лучше сделать лишь после того, как взрослый уделил внимание

«жертве»: успокоил, поговорил, погладил, пожалел. Очень хорошо, если к этой

процедуре будет приобщен и аленький «агрессор». Пусть он тоже погладит, пожалеет

малыша, которого укусил.

Бывает, что ребенок кусается, так как просто не знает, как еще привлечь внимание

взрослого, чем мяться, куда направить свою энергию. Тогда взрослый тоже должен

уделить внимание, прежде всего «жертве», а потом научить ребенка способам

развлечь себя самому.

   Кое-кто из взрослых полагает, что если не замечать, что ребенок укусил кого-либо из

детей и не заострять на этом внимание, то он забудет о такой неблаговидной форме

взаимодействия и не будет больше так делать. Но практика показывает, что ребенок,

проведя «разведку» и поняв, что такое введение является нормой (так как не

последовало никакой реакции значимого для него взрослого человека), поступает так и в

дальнейшем.

   Некоторые родители полагают, что если они строго накажут ребенка за проступок,

он запомнит это и научится действовать менее агрессивно. В качестве наказания они

шлепают ребенка, кричат на него, а иногда предлагают тому, кого укусили, ответить

обидчику тем же. Подобная реакция порождает целый клубок агрессии, и иногда

таким способом общения и выяснения отношений сражаются» и другие дети в группе.

Если в ответ на проявленную агрессию, мы будем не учить ребенка сопереживать

тому, кого он укусил, а станем заставлять его просить у «жертвы» или у нас

прощения, он либо очень скоро поймет, что можно действовать безнаказанно подобным

способом, или, если ваше требование унизительно и невыполнимо для ребенка, он

«замкнется» и в качестве протеста ни за что не будет просить прощения.

   Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию.

Иначе он может сделать из вашего монолога только один вывод: «Я плохой, и никто

меня не любит». Тогда ждите новых вспышек агрессии.

ИТАК, если ребенок кусает детей:

1. Выясните причину подобного поведения.

2. Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему «нельзя!»

3. Если ребенок выразил, таким образом, протест, прежде всего, уделите

внимание «жертве». Попросите ребенка пожалеть обиженного им

малыша.

4. Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте его без внимания.

5. Объясните ребенку, почему нельзя кусаться.

6. Не кричите на ребенка, не шлепайте его.

7. Не заставляйте его просить прощения.

8. Не стыдите ребенка.

9. Уделите ребенку внимание. Он нуждается в этом.



Предварительный просмотр:

Как развить честность в ребенке:

1. Разговаривайте с детьми с раннего возраста о том, что в вашей семье ценится честность. Объясняйте, как важно, что каждый член семьи может положиться на другого в том, чтобы рассказать правду, даже когда это бывает очень сложно. Честность всегда помогает построить близость и доверие внутри семьи. Обязательно поддерживайте и защищайте своего ребенка, когда он ведет себя честно, признаваясь в плохих поступках. Дайте понять, что ложь нарушает доверительные отношения, и понадобится много времени, чтобы восстановить их.

2. Станьте примером честности в глазах ребенка не только на словах, но и в делах. Не стоит ожидать правдивости от ребенка, если вы сами не можете искренне и честно отвечать на неудобные вопросы. Старайтесь находить честные ответы с учетом возраста ребенка, любое вранье взрослых в эмоционально тяжелой ситуации побуждает детей поступать также. При этом важно соблюдать личные границы – у каждого есть своя личная жизнь и личное прошлое. Задача не в том, чтобы рассказывать абсолютно всё, а в том, чтобы создать дома атмосферу открытости и безопасности.

3. Уделяйте больше внимания честности как ценности, чем наказанию за плохое поведение. Естественно, можно применять метод естественных последствий за серьезную ложь, однако ребенок должен понимать, что быть честным – выгоднее. Если ребенок в чем-то сознался, а вы забыли похвалить его за смелость и сразу перешли к наказанию, то в следующий раз не ждите от него откровенности. Ребенку важно, когда можно рассказать правду и не бояться родительского гнева, критики или насмешек. В любом случае, любые дисциплинарные меры должны быть уважительны по отношению к ребенку.

Быть честным может каждый, это навык, который тренируется в постоянной практике. Если избегать этого, то родители и дети учатся обходить острые углы, придумывать оправдания и «лгать во спасение» - ведь это так легко. Честность – добродетель, которую нужно взращивать как цветок в себе и в своих детях.

Скажите ребенку:

Ты знаешь, что в нашей семье мы очень ценим честность. Ты доверяешь мне, я доверяю тебе.

Я  горжусь тем, что ты сейчас сказал мне правду. Это сложно, и я ценю твою смелость.



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ                                                  С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

                    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Детей с общим недоразвитием  речи следует  отличать от детей  имеющих  сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей   с общим  недоразвитие речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру. Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных особенностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме. У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям, более  младшего возраста. У детей с общим недоразвитием речи пассивный словарь выше активного. Для выражения своих мыслей дети пользуются жестами и мимикой. Для детей с общим недоразвитием речи характерна большая инициативность речевого поиска процессе общения, критичность к своей речи. Ребенок с общим недоразвитием речи может одним и тем же лепетным словом обозначить несколько речевых понятий. Он заменяет название действия, названием предмета. На этом уровне для детей с общим недоразвитием речи характерно использование однословных предложений. Если в норме предложение из аморфных слов корней наблюдается в 5-6 месяцев, то у ребенка с общим недоразвитием речи – может задерживаться до 3-4 лет. У детей с общим недоразвитием речи нет согласований между членами предложения. Даже если они говорят предложения из двух трех слов, то они не согласованы. У таких детей очень бурный жизненный опыт, отмечается нестойкость в произношении звуков. Дети проявляют понимание инструкции обусловленные знакомой ситуацией. В затруднительных заданиях типа, положи ложку на стакан, а коробку на карандаш возникают ошибки в выполнение задания. При произношении двух и более слогов, слов, они сокращают слова до одного-двух слогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушено фонематическое восприятие, то есть дети не различают слова похожие по названию, но разные по смыслу. Словарь отстает от нормы, заменяют название частей, названием самого предмета, заменяют слова близкие по ситуации и внешним признакам, не всегда понимают действия, основные цвета знают, но путают оттенки. У детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточное внимание; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым единицам; недостаточное развитие способности к переключению; слабое развитие словесно-логического мышления; недостаточная способность к запоминанию; недостаточный уровень развития контрольных действий .

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексики - грамматического недоразвития.

Характерным является дифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков («сяпоги», «cюба»).

В свободных высказываниях преобладает простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции из-за недостатка внимания. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Cвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливается специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети  отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

         Наряду с общей соматической  ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется  плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения движений по словесной инструкции .  

         Дети с общим недоразвитием речи  отстают от нормально-развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его основные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застреванние на одной позе.

          Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей развития детей с общим недоразвитием речи и в тоже время для определения коррекции.

           В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выгодского о социально обусловленной функцией, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов .

            К числу таких работ относится исследование Р.Е.Левиной «К психологии детской речи в патологических случаях», которое проводилось под непосредственным руководством Л.С. Выготского.

            Некоторые отечественные клиницисты (И.З. Бернштейн, В.В. Ковалёв, Е.И. Кириченко и другие) о вопросе соотношения нарушений мышления и речи считают, что ведущая роль в недоразвитии речевых и других психических процессов принадлежит глубоким  нарушениям в интеллектуальной сфере.

           Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи (Л.И.Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Чиркина), показывает своеобразие их психического развития.

            Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется  недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что  определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют  на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

             Специфические особенности неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева (6). Авторами выделяется недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями  развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления.

            Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

           Недостатки внимания как сосредоточения деятельности ребёнка на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака общего недоразвития речи.  В той или иной мере она присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам общего недоразвития речи. Американские психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания» ,  часто сочетающихся с гиперактивностью, как характерный для детей с общим недоразвитием  речи и многих детей с трудностями в обучении.  

            Проявления недостаточности внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.

            Вместе с тем необходимо отметить, что в исследовании, в котором проводилась сравнительная оценка показателей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нормально развивающихся, установленные различия (показатели детей рассматриваемой категории занимают среднее положение), не достигает статистически значимых величин. Можно предположить, что такая картина определяется значительно большей сосредоточенностью детей в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность ребёнка регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия. Иное наблюдается в условиях свободного поведения ребёнка дома или в группе детского сада, когда в значительно большей мере проявляется несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях дефицит внимания становится более очевидным.

            Недостатки внимания детей с общим недоразвитием речи в значительной мере связанны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системой.             

             Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием существенно различаются. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система .

          Таким образом, внимание детей с общим недоразвитием речи  

характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические  колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность  деятельности приводит к тому, что действуют

импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

          В старшем  дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

         Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.

Литература.

1.Волковская Т.Н., Ющнова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недорозвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

2.Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 103-104.

3.Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М., 2002.

4.Рибо Т. Рестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 66-103.

5.Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 1976.

6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.

7.Филичева Т. Б. Основы логопедии. – М.:Просвещение, 1989.



Предварительный просмотр:

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

http://www.ya-roditel.ru/upload/medialibrary/745/745a17f1f6c212afdb576c1f6f54f367.jpg

К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.

Этот период – один из наиболее трудных в жизни ребенка – называется кризисом трех лет.

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=1ba8b4cf688bd7fd&mb=imgdb_preview_958

ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

НЕГАТИВИЗМ. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят или делает все наоборот.

УПРЯМСТВО И СТРОПТИВОСТЬ. Ребенок категорично настаивает на чем-то. Он недоволен тем, что ему предлагают или что делают другие.

СВОЕВОЛИЕ. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

ПРОТЕСТ-БУНТ и ДЕСПОТИЗМ. Проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.

Период упрямства и капризов начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная).

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования дошкольником своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что Вы можете сделать

  • Прежде всего, не считайте ребенка «избалованным», «испорченным». Помните о том, что это естественный этап его развития.
  • Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ребенку благополучно пройти через этот период.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит и конечно, если то, что он делает безопасно.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день – действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Будьте последовательны в воспитании - если Вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Старайтесь разумно подходить к запретам, объяснять малышу что запрещено и почему. Следите за тем, чтобы запретов не было много.
  • При вспышке упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» и т.п.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш успокоится. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребенку только это и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Обыграть можно многое: кормление, поездку в машине, умывание, одевание и т.д.
  • Для благополучного развития ребенка, желательно подчеркивать какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог, даже заплаканный, упрямый, капризный.


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Как помочь гиперактивному ребёнку?

  • Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
  • Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
  •  Дозированная нагрузка.
  • Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка.
  • Важна единая линия поведения родителей и педагогов, согласованность их воспитательных воздействий.
  • С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
  • Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.
  • Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
  • Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
  • Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.
  • Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
  • Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
  • Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога.

Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Гиперактивный ребёнок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть. Помните, что  к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и начались проблемы с учёбой.
Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Правила общения с гиперактивным ребенком.

Что нужно сделать, чтобы ваш ребенок избавился от излишков активности?

Создать емк определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня ( с обязательной прогулкой на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

Также следуйте рекомендациям:

- Ребенок не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного- снижение самооценки у него, чувство вины.

-Научить ребенка управлять собой ваша перврначальная задача. Контролировать эмоции ему помогут игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и  у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным).

-В воспитании неоходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований

-Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца

-Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с из-быточным колеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей

-Приготовьте своему непоседе «поле для маневров», для него рекомендованы активные виды спорта.

-Приучайте ребенка к пассивным играм. Мы читаем, лепим, рисуем.

-Научите малыша расслабляться.

- Говорите как сильно вы его любите.