Внеклассная работа по биологии
Внеклассные мероприятия по биологии будут интересны не только учителям, но и учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у лешего | 17.25 КБ |
Праздник здоровья | 22.23 КБ |
Путешествие в страну "Побегия" | 20.87 КБ |
Тропа загадок | 65.5 КБ |
Экологический суд | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Вгостях у лешего
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лешего на его заповедных землях. Легко ли в наше время жить в лесах, степях, в озерах, пусть даже и сказочных. С чем приходится сталкиваться нашим героям, есть ли в этом наша вина и как найти выход из трудных ситуаций. Мы с вами в заколдованном заповедном царстве, через несколько минут все здесь оживет. Смотрите, слушайте, думайте и запоминайте!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
Леший. Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Ох уж эта старость, а может и не старость вовсе, все косточки, суставчики у меня болят. И упросил я Красную шапочку помочь мне встретить дорогих гостей. А то Кощеюшка, да соседка моя, Баба Яга - вот и все мои гости!
Красная шапочка. А что это ты, Леший, такой разнесчастный?
Леший. Да вот, друзья мои, грустно мне оттого, что не могу я вас в своем лесу порадовать, не справляюсь я!
Красная шапочка. Да что случилось-то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?
Леший. Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало моем, и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей приходит, а как вести себя не знают.
Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке
И планета - замарашка:
Головою лес поник -
Был вчера в лесу пикник:
Плачет луг и плачет речка -
Нет здесь чистого местечка:
Красная шапочка.. А давайте, ребята, поможем Лешему!
Ведущий. Ребята, давайте посмотрим, что творится в родном нашем лесу.
Баба Яга.
Во дремучем во лесу.
Я уже давно живу,
Хоть уже невмоготу
В этом мне сидеть лесу.
Раньше лес был - это лес!
Красота, и ширь небес,
Воздух чист, цветы кругом.
А теперь - другой расклад,
Лес поганят все подряд
Поглядишь - со все сторон
Лесу порча и урон.
Нету дебрей, нету чащ,
Нет озер прозрачных чаш,
Только ржавый сухостой,
И берез горелых строй:
Водяной.
Я живу в своем болоте
Много, много лет уже.
Только вот года последние
Стало худо здесь уже.
То лягушка захворает,
То поранится медведь.
Чистоты здесь не хватает
Остается мне реветь!
Засорили все вокруг здесь,
Мусор тут и мусор там.
Нет нигде уже поляны,
Где не встретите вы хлам,
И болото - не болото,
И река совсем не та.
Жить здесь просто не охота
Помогите, господа!
Бурый медведь.
Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка поутру.
И возле леса на опушке.
Грибы давно уж не растут.
Завалено все страшной кучей
А все везут, везут, везут:
Ведущий. Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернется в водоем.
А что же у нас происходит на цветущей поляне? Давайте посмотрим.
1- чтец.
Не сходи, дружок, с тропинки:
Здесь цветочки, здесь травинки
Ловят солнышка лучи -
Ты не рви их, не топчи!
2 - чтец.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
Одуванчик.
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастет нарядиться в беленькое платьице -
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Ромашка лекарственная.
Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая.
Бежит везде за нами в след, своя, а не прихожая.
До поздней осени на вас бросаю взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз через ресницы белые.
Колокольчик.
Лиловый колокольчик расту в тени лесной,
Я просеке сосновой киваю головой.
Аконит.
Есть цветок, как звон хрустальный,
Без волненья не пройдешь:
Цвет их схож с дамасской сталью
И с вечерним небом схож.
Встанут в ряд на горных стенах
Иль у поймы голубой,
Не цветы, а точно шлемы,
Надевай - и прямо в бой.
Что-то шепчут лепестками
В фиолетовом дыму,
Называют их борцами,
Всем известно почему.
Те борцы у белых рощиц
Тихим щелистом листвы
Гимн поют борцам усопшим,
Гимн поют борцам живым.
Ведущий. Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце! Сколько искренних восклицаний! И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.
Сорвал цветок и бросил тут же,
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чем не тужишь
И машинально рвешь другой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать правила поведения в лесу.
(Баба Яга и Леший показывают детям плакаты и слушают объяснения ребят, как правильно вести себя в лесу, как обращаться с родной природой)
2-й чтец.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса
3-й чтец.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.
4-й чтец.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
5-й чтец.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала
Чтобы летом шел веселый дождь.
Ведущий. А что вы, ребята, предлагаете сделать для Лешего и его лесных соседей? Чем помочь ему?
(дети собирают весь мусор)
Баба яга и Леший. Вот молодцы, касатики наши! А умелые руки ребят не знают скуки!
Ведущий. Мы с Бабой Ягой предлагаем вам из наборов бытового мусора изготовить поделки и предложить их рекламу.
Леший. Какие вы все молодцы, а я, наверное, себе пару вещиц бы таких приобрел. Уж больно они все такие необычные, просто сказочные, они будут напоминать мне о том, что нужно всегда относиться бережно к природе и о нашем празднике.
Ведущий. А теперь мы с ребятами еще немного порадуем Жителей леса. Мы решили составить листовку - обращение к жителям нашей республики с предложением уменьшить количество выбрасываемого мусора и защитить нашу природу.
(чтение листовок)
Леший. Благодарю всех гостей, и приглашаю вас к себе в гости еще. Приходите почаще, буду ждать!
Ведущий. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет, бережно относится к белоснежной ромашке, к ветке черемухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.
Баба Яга.
Люди, не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета, такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем!
Все.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Предварительный просмотр:
Праздник Здоровья
Цели занятия:
- воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила;
- в доступной форме познакомить детей с элементарными правилами личной гигиены;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, расческа); макет “Цветка Здоровья”; проигрыватель или магнитофон; рисунки детей.
Ход праздника
1. Организационный момент.
Сегодня у нас не совсем обычное заседание клуба “Румяные щечки”. Мы подводим некоторые итоги работы нашего клуба, покажем, что мы знаем и умеем.
Далее учитель начинает фразу, дети ее заканчивают:
У: Наш клуб
Д: Румяные щечки!
У: Наш девиз: Будь здоров!
Д: Всегда здоров!
- Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье.
- А как вы понимаете значение этого слова? Что значит: “Быть здоровым”? (Быть чистым и аккуратным, вести здоровый образ жизни, не курить, вовремя обращаться к врачу, заниматься спортом…).
- Молодцы! Как много вы знаете о том, что значит для человека здоровье. Сегодня эти знания вам пригодятся.
2. Знакомство с первым лепестком “Цветка Здоровья” - “Чистотой”.
- Ребята, мы договорились, что обозначим наше здоровье символически в виде цветка, где каждый лепесток обозначает одну из составляющих здоровья. Сегодня на заседании клуба наш цветок раскроет несколько своих лепестков.
Учитель подходит к “Цветку”, пытается открыть один лепесток. В это время к доске выбегают “микробы” (3 ученика, одетых в костюмы “микробов”). Они поют (на мелодию песни “Чунга-Чанга”):
Мы – микробы весело живем,
Мы – микробы песенку поем.
Мы – микробы очень любим грязь,
Мы – микробы ненавидим вас.
Всех, кто любит умываться, сам умеет причесаться,
Руки мыть и чистить зубы мы не любим.
А нерях, грязнуль, лентяев,
Неумытых разгильдяев
Очень любим, очень любим, очень любим.
Учитель: Микробы! Сейчас же уходите отсюда!
Микробы (отвечает один ученик): И не подумаем! Нам здесь очень нравится! Правда, микробы?
“Микробы” (хором): Да!
Учитель: Как же нам от них избавиться? А, хорошо, что у меня есть волшебный колокольчик. Сейчас я позвоню, и к нам на праздник придут друзья Мойдодыра. Не волнуйтесь, ребята, сейчас мы узнаем, чего боятся эти ужасные микробы.
Учитель звонит в колокольчик. Выходят дети с предметами гигиены в руках и по очереди загадывают загадки. После того, как отгадка названа, ученик показывает предмет, о котором шла речь.
1 ребенок.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне –
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
2 ребенок.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
3 ребенок.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Во время разгадывания загадок “микробы” прячутся друг за друга, кричат: “Нет! Не хотим! Уберите щетку!”, падают на пол, дрыгают ногами. Потом убегают.
1 ребенок.
Топ-топ, топ-топ,
Шел по яблоку микроб.
Очень страшный был микроб,
Очень грязный был микроб.
Просто, просто, просто, просто
Безобразный был микроб.
2 ребенок.
Был микроб большой злодей,
Нападал он на людей.
А я яблоко помыл
И микроба победил!
3 ребенок.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам…
Хором:
Стыд и срам! Стыд и срам!
Учитель: Молодцы! Мы смогли прогнать злых микробов. Попробуйте догадаться, что написано на этом лепестке? Что так важно для нашего здоровья? (Чистота).
Учитель открывает один из лепестков “Цветка Здоровья”. На нем надпись: “Чистота”.
Учитель: Недаром казахская народная пословица гласит: “Чистота – основа здоровья, здоровье – основа богатства”. Тот, кто любит умываться, дружит с мылом, зубной щеткой у того щечки какие? (Румяные).
3. Знакомство со вторым лепестком “Цветка Здоровья” - “Витамины”.
Учитель: Теперь мы посмотрим, что скрывается за вторым лепестком. Ой, а к нам опять гости. Да какие странные.
Входит “Обжора” с двумя поварятами.
Обжора: Записывайте. На сегодня: тортов разных – 350 килограммов, печенья – 400 килограммов, варенья – 300 килограммов.
1 поваренок: А как же суп?
Обжора: Какой такой суп-муп? Пиши: суп отменить, заменить пастилой в шоколаде – 200 килограммов.
2 поваренок: А фрукты?
Обжора: Какие такие фрукты-мрукты? Пиши: фрукты заменить конфетами!
Учитель: Погодите, погодите! Да разве можно так питаться?
Обжора: Можно, можно. Даже нужно! А вы почему такие худые? В моем королевстве все должны быть толстыми, как я. Сейчас я вас всех превращу в толстяков… Ой-ой-ой! (Падает, хватается за живот). Что это со мной?!
Учитель: Все понятно, Сладостей переел. А ведь поварята правильно говорили тебе: ешь суп, второе, фрукты.
Обжора: Не люблю я эти фрукты…
Учитель: А зря. Фрукты и овощи очень полезны. Чем они полезны? (Ответы детей).
Учитель (обобщая ответы): В овощах и фруктах много полезных витаминов. И ребята скажут тебе, что нужно для того, чтобы быть здоровым? (Витамины).
Открывается лепесток на “Цветке Здоровья”.
Учитель: От витаминов щечки у тебя Обжора, у твоих Поварят, да и у всех детей станут какими, ребята? (Румяными)
4. Проведение физминутки.
Учитель: Наш клуб дает тебе, Обжора, совет – ешь лучше витамины и обязательно похудей, иначе ты не сможешь играть в разные интересные игры.
Обжора: Как же я смогу похудеть?
Учитель: Как? Делай зарядку!
Обжора: Какую такую зарядку?
Учитель: А мы тебе сейчас покажем несколько упражнений из утренней зарядки.
Под танцевальную музыку дети делают упражнения, Обжора пытается повторить несколько движений. После того, как физминутка закончилась:
Обжора: Хорошо, я попробую похудеть. Только это очень уж тяжело. (Вместе с поварятами уходит).
Открывается еще один из лепестков на “Цветке Здоровья”.
Учитель: Что же так необходимо, чтобы быть здоровым? (Зарядка)
5. Подведение итогов. Психологическая зарядка.
Учитель: Вот наш “Цветок Здоровья” и начал распускать свои лепестки. Сегодня он раскрыл для нас только три своих лепестка. Давайте хором прочитаем, что же необходимо для того, чтобы стать Неболейкой.
Дети хором читают: чистота, витамины, зарядка.
Учитель: Много секретов нам еще предстоит открыть. А сейчас я предлагаю вам собрать руки вот так (полукругом), представить себе фонтан Здоровья. Представили?
Какими цветами радуги он у вас засиял?
Кому бы вы хотели подарить фонтан любви и доброты – может, близким людям? Может, вашим друзьям? А теперь мы этот фонтан “подарим”: потихоньку дунем на него.
А теперь все вместе скажем:
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!
Спасибо всем вам за праздник! Постарайтесь выполнять то, чему научил вас Цветок здоровья. И будьте здоровы!
Ниже предлагаю примерную тематику заседаний клуба “Румяные щечки”.
2 класс.
№ | Тема заседания | кол-во часов | дата |
1. | Мой день. Что такое режим дня. | 1 | сентябрь |
2. | Что такое осанка? | 1 | октябрь |
3. | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? | 1 | ноябрь |
4. | “Праздник Здоровья” | 1 | декабрь |
5. | Как нужно питаться, чтобы быть здоровым? | 1 | январь |
6. | Зачем нужно спать? | 1 | февраль |
7. | Физкультура и спорт. | 1 | март |
8. | Моя семья, мой дом и мое место в нем. | 1 | апрель |
9. | Итоговое занятие: “Если хочешь быть здоров…” | 1 | май |
Рекомендуемая литература:
- Волина В. В., Маклаков К. В. Естествознание. В 2-х кн. Кн. 1: Человек. Земля и Вселенная. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
- Голубева Е. Б. Занимательное естествознание (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997.
- Журнал “Начальная школа Казахстана” № 7 – 2004 год
- Материалы газеты “Первое сентября”
- Мельничук В. М. Дневничок-здоровячок: Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. – 3-изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Сапгир Г. Румяные щечки. М., 1986.
- Семенова И. И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1991.
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия по биологии: Путешествие в страну “Побегия»
Учитель: Дорогие мои путешественники! Рада приветствовать вас! Сегодня мы путешествуем по стране: «Побегия», и надеюсь, раскроим немало тайн. Желающие проверить свои знания по строению цветкового растения уже собрались. А оценивать ваши ответы и заносить результаты в путевые листы поможет нам «Коллегия путешественников». /Представление жюри/
План путешествия:
1. «Разминка» с командами на контрольном пункте;
2. Остановка на станции «Определительная»;
3. Переход через государство «Анатомическое»;
4. Королевство «Знающих»;
5. Завершения путешествия на «Таможне».
Учитель:
Ну что, в путь?
Представление команд:
«Корешата», «Цветик-семицветик».
Девиз:
1 команда «Корешата»:
Мы веселые ребята,
Мы ребята - корешата,
Под землею мы живем,
И водицы много пьем!
2 команда «Цветик-семицветик»:
Ярко летом мы цветем,
Солнца много мы берем,
Радость людям мы приносим –
Лепестки цветные носим».
Контрольный пункт /1балл/
«Разминка»
1 команда:
1. Что называют побегом?
2. Какие типы корневой системы вы знаете?
3. За счет чего корень растет вниз?
4. Какие типы жилкования вам известны?
5. Какова функция корневых волосков?
6. На какие группы делятся растения по отношению к свету?
7. Как называется процесс поглощения кислорода и углекислого газа?
Ответы:
1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками.
2. Стержневая и мочковатая.
3. За счет деления клеток в зоне деления
4. Параллельное, дуговое, сетчатое.
5. Всасывание воды и минеральных веществ + кислород.
6. Светлолюбивые и теневыносливые.
7. Дыхание.
2 команда:
1. Что называют корнем?
2. Какие виды почек вы знаете?
3. За счет чего стебель растет вверх?
1. Какие бывают почки по расположению?
2. Каковы функции корня?
3. Как называется процесс поглощения углекислого газа и выделение кислорода?
Ответы:
1. Корень – это главный орган растения, обеспечивающий его водой и минеральными солями и удерживающий его в земле.
2. Вегетативные и генеративные.
3. За счет конуса нарастания, вставочного роста.
4. Верхушечные, пазушные, придаточные.
5. Проникает внутрь воздух, а выходит в атмосферу водяной пар и кислород.
6. Всасывание воды и минеральных солей, укрепление растений в почве, накопление органических веществ – витамин.
7. Фотосинтез.
Станция: «Определительная»
1. «Устами младенца» /Заранее на видеокассету записывают объяснение нижеуказанных терминов, лучше для этой работы привлечь старшеклассников/:
1 команда: 2 команда:
1. Цветок 1. Плод
2. Лист 2. Корень
3. Почка 3. Стебель
4. Пикировка 4. Лианы.
2. Решение задач:
1 команда:
В сутки человек потребляет 430 гр. кислорода. 1 га леса вырабатывает за 2 час столько кислорода, сколько нужно для дыхания 200 человек.
Какую массу кислорода выделяет 1га леса за 1 сутки?
2 команда:
Одно дерево за 1сутки испаряет 60 кг воды. Какую массу воды испарит 15 берез школьного сквера за сутки? Сколько ведер составляет эта масса воды, если ведро вмещает 10 кг воды?
«Черная сумка»: (Яблоко и огурец помещают в черную сумку)
Загадки:
1 команда:
На ветвях они висят,
Словно солнышки горят.
А возьмешь их на зубок –
Сразу брызнет сладкий сок.
-Яблоко-
2 команда:
Проще нет загадки:
Зеленые телятки,
Привязаны вьющимися
Хвостиками к грядке.
-Огурец-
Станция «Анатомическая»:
1 команда:
1. Какой лес шумит, а какой – шелестит? Почему?
2. История этой ягодной культуры идет из глубины веков. Человек эти душистые красные ягоды стал употреблять одни из первых.(Земляника лесная)
3. Загадка:
Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье. Что это за дерево? Что представляют эти угодья?
Ответы:
1. Шумит – хвойный лес,
Шелестит – лиственный лес.
2. Земляника лесная
3. Береза: а/почки, веник, баня; б/ березовый сок; в/ дрова; г/ береста.
2 команда:
1. Дуб, ель, береза, клен. Какое дерево в этой компании лишнее? Почему?
2. Многолетнее травянистое растение теневыносливое и влаголюбивое растение хвойных лесов. Листочки обладают приятным кислым вкусом?
3. Загадка:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
А каком агропромышленном приеме идет речь?
Ответы:
1. Ель – хвойное растение
2. Кислица обыкновенная.
3. Удобрение, мелиорация.
Переход через государство «АНАТОМИЧЕСКОЕ»
1 команда:
1. Охарактеризуйте листорасположение у предложенных вам комнатных растений(3 цветка): очередное, супротивное, мутовчатое.
2. Сравнить анатомическое строение корня и стебля.(1человек)
2 команда:
1. Определить у предложенных образцов типы жилкования листа(3листочка): Сложный или простой: сетчатое, дуговое, параллельное, пальчатое.
2. Собрать модель цветка и подписать его части.
Королевство «ЗНАЮЩИХ»
Логические цепочки:
- Укажите лишнее в предложенном перечне (на плакате):
1 команда:
Побег, узел, междоузлие, корневой чехлик.
2 команда:
Листовая пластина, черешок, зона всасывания, жилкование.
«Знайки»:
1 команда:
1. Каково приспособление побега кактуса, в связи с листорасположением?
2. В какое время суток лучше собирать листовые овощи (укроп, салат, петрушку). Почему?
3. В басне « Листы и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят: «Мы те (корни…)…
Которые, здесь роясь в темноте.
Питаем вас. Ужель не знаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится –
Не станет дерева, ни вас».
- В чем была ошибка знаменитого баснописца? –
4. Почему корень женьшеня называют «Корень – человек»? Где он находит применение?
Ответы:
1. Мясистый толстый побег, стебель для накопления воды и покрыт воском, для меньшего водоиспарения.
2. Вечером, т.к. днем при фотосинтезе образуются органические вещества, которые ночью оттекают в корни.
3. Крылов высказывает следующую мысль, что «трудовая, производительная деятельность» принадлежит только корням, а листьям приписывается всего лишь « блестящий, но бесполезный труд». Т.е. накопление биомассы приписан только корням, т.к. Крылов писал свои басни до открытия ассимилирующего аппарата.
4. По форме корень напоминает – человечка, живет до 200 лет. Корень стержневой, веретеновидный, внизу два-три боковых корня (ноги), от верхней части корня отходит корневище, которое несет зимнюю почку (головку), от корневища отходят придаточные корни (руки).
2 команда:
1. Как приспособилась корневая система орхидеи живущей на ветвях тропических деревьев и лиан.
2. «В зеленой поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится березка надо мной.
Я буду пить дыханье майских елок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь…»
Автор: О. Колычев
Почему лес называют добрым врачевателем?
3. Народная мудрость гласит: « Кто с дерева кору снимает, его убивает. Почему?
4. Что такое листопад – знает каждый, а что такое веткопад?
Ответы:
1. Воздушные корни с многочисленными корневыми волосками для впитывания влаги из окружающего их воздуха.
2. Т.к. весной у берез берут сок, полезный для организма, хвоя выделяет фитонциды обеззараживающие воздух.
3. Кора выполняет следующие функции:
- защита от температуры, высыхания, попадания микроорганизмов
- обеспечивает газообмен (чечевички)
- проведение органических веществ
- укрепляет стебель (лубяные волокна).
4. Это явление происходит у растений зимой, когда погибшие сухие ветки под действием ветра обламываются с треском, т.е. происходит как санитарное самоочищение.
«Таможня»
1. Решите ребус (закодировать нижеуказанные слова в виде рисунка):
- дыхание - фотосинтез
2. Биологическая сказка о Побеге (каждой команде дается перечень биологических понятий, из которых необходимо составить сказку или рассказ, можно использовать технологию синквейна):
Цветоножка Клетка
Цветоложе Ядро
Чашелистик Цитоплазма
Тычинка Вакуоль
Пестик Хлоропласты
Венчик Оболочка
Подведение итогов и вручение призов!
Предварительный просмотр:
Своя игра «Тропа загадок»
(6 класс, познавательная эколого-биологическая игра)
Цель: обобщить, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке.
Задачи:
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
воспитательные: воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма;
развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
Электронная презентация;
интерактивная доска.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Игра (30 минут)
3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)
Ход игры
В игре-конкурсе принимают участие команды в составе трёх человек из числа учащихся 6 класса.
Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.
Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса. Логическое построение игры базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе и в туристическом кружке.
Ход игры
I. Вводная часть.
- Добрый день, ребята! Сегодня «Своя игра» для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Сегодня нас ждёт эколого-биологическое путешествие по Краснодарскому краю».
Правила игры:
Командам предлагается 3 темы, включающие в себя по 5 вопросов. Вопросы оценены баллами от 10 до 50, в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу, если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.
В игре вам попадутся «вопросы – сюрпризы»:
«Счастливый случай» - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.
«Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное количество баллов.
«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.
«Вопрос-аукцион» - одна команда может переку- пить у другой вопрос, назначив более высокую цену.
«Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.
«Музыкальная пауза» - вспоминаем песни по указанной теме.
Вы готовы? Удачи Вам!
1 РАУНД.
Сектор Растения вокруг нас.
10 баллов. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).
20 баллов. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).
30 баллов. Какое растение очень любят кошки? (валериана)
40 баллов. (Кот в мешке) Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)
50 баллов. Где мочало берёт своё начало? (в лубе липы)
Сектор Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
10 баллов. Счастливый случай.
20 баллов. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
30 баллов. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
40 баллов. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
50 баллов. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).
Сектор Лесная тропа
10 баллов. Какое растение служит символом Кубани? /тополь/
20 баллов. Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху камен-ного века. /кизил/
30 баллов. Музыкальная пауза. Назовите (в теч. минуты) песни, в которых упоминается название дерева. За каждый правильный ответ 10 баллов.
40 баллов. Древесина какого дерева обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве? Из него получают деготь, ацетон и креозот.
50 баллов Вопрос-аукцион. Какое растение называют «огонь – трава»? /ясенец кавказский/
/
2 РАУНД.
Сектор Самый, самый.
10баллов. У кого уши длиннее хвоста? /заяц/
20баллов. Самое крупное животное в Краснодарском крае? /зубр/
Несчастный случай.
40 баллов. Кто из рептилий пьёт воду всей поверхностью кожи! /Лягушка/
50баллов. Животное, считавшееся символом плодородия , используемое в кубанском обряде «Мыланка»? /Коза/
Сектор Памятники животным.
10 баллов. Несчастный случай.
20 баллов. В Нью-Йорке поставили памятник другу
За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,
Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,
Чтоб город спасти, он доставил лекарства!
И люди герою за верность воздали,
А деньги на памятник дети собрали.
Так было, и всё это точно не враки,
В Нью-Йорке есть памятник верной….. (собаке).
30 баллов. В Лондоне памятник есть удивительный,
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному-
Самому лучшему в мире охотнику,
Самому доброму, самому милому,
И грандиозному, ну и красивому.
Так за величие и доброту
Памятник этот поставлен… (коту).
40 баллов. В России памятник рекордсменке,
Но не актрисе и не спортсменке.
В Москве он поставлен.и людям на диво
Животное выглядит очень красиво.
Спокойно и важно глядит на дорогу,
И кажется, облако трогает рогом.
Меня вы не поймаете на слове,
Ведь памятник этот удойной….. (корове).
50 баллов Австралия – страна большая,
Об этом каждый в мире знает.
Там есть животное одно-
Доход несёт в страну оно.
В ответ не стали австралийцы
На памятник ему скупиться.
И что добавить мне в конце?
Лишь то, что памятник….(овце).
Сектор Переведите термины.
10баллов. На греческий – «учение о жилище». (экология).
+20баллов. Счастливый случай.
30 баллов. На латинский – «восстановление».(регенерация).
40 баллов. На латинский – «народ, население». (популяция).
50 баллов. На латинский – «окраска». (пигмент).
А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:
1. Если мне на место «а»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)
2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,
Но если «р» на «к» ты переменишь,
То вырастут рога и борода (Роза - коза.)
3. Первое - нота, второе - тоже,
А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)
4. Три простеньких слова –
Нота, круг, союз –
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)
5. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я- блок - о.)
6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные... ромашки.
7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день расцвела в саду... сирень.
8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.
Как букет, цветок один, темно-красный ... георгин.
9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,
Лепестки блестят, как лак, распустился красный... мак.
10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,
Не теряйте ни минутки, собирайте... незабудки.
11. На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... розы.
12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,
По воде плывут пушинки, темно-желтые... кувшинки.
13. Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас, назло морозу, в марте продают... мимозу.
14. Чтоб отгадать - имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)
15. Личное местоимение - первый слог.
Пение лягушки - слог второй.
Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)
16. Первый слог - орган растения для питания,
Второй - соединительная буква,
Третий - найдешь в танцах,
Целое - явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)
17. Буква шипящая, гласная буква, нота,
Назойливое двухкрылое насекомое,
Все - дерево с белоснежными пахучими цветами
И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)
18. Первый слог - песня весенней капели, Второй - губы.
Все - растение, про которое сложена загадка:
«Был ребенок, не знал пеленок,
Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)
19. Река в Италии течет,
За ней две ноты, еще буква,
А в целом - вышел вкусный плод,
Но только не арбуз, не тыква, а ...по- ми -до-р.
20. Царь зверей, предлог, междометье
В цветке душистом встретил я.
Найти цветок поторопись
И ароматом насладись. (Лев -к- ой.)
Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.
Литература:
Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.
Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.
Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.
Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.
Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.
Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.
Экология Кубани. Краснодар, 1995.
Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.
Были использованы материалы сайтов:
www.admkrai.kuban.ru
www.krasnodar.intergrad.ru
www.blue-marlin.ru
www.oopt.priroda.ru
Предварительный просмотр:
«Экологический суд»
Судья: - Сегодня мы с вами собрались в этом зале по делу четырех подсудимых: серой крысы, серого волка, серой вороны и колорадского жука. Каждый из подсудимых обвиняется по многим статьям и наша с вами задача – определить степень виновности каждого и вынести справедливое наказание. Итак, оглашается обвинительный акт №1: обвиняется пришелец из Средней Азии, представитель класса Млекопитающих, отряда Грызунов – КРЫСА СЕРАЯ. Слово для обвинения предоставляется свидетелям обвинения. Предупреждаю, за дачу ложных показаний вас ждет суровое наказание.
Историк: - Крыса серая – зверек довольно незначительных размеров, но вот вред который она приносит несоизмеримо превышает габариты. Вот такой исторический факт:
- в 1976 году было отмечено нашествие серой крысы в Европу. Крыса шла сплошной стеной, шириной в несколько сот метров, уничтожая все на своем пути. Даже если на ее пути встречался спящий человек, то голодные крысы набрасывались на него, цепляясь мертвой хваткой, и хотя человек велик, он был не в состоянии справиться с этой ордой. Расселившись на новых землях, она постепенно выжила свою ближайшую родственницу – крысу черную, заменив ее в природе с лихвой. Мало того, что крыса поселилась в заброшенных строениях, в гаражах, сараях, она еще проникает в жилища людей, поселяясь, прошу суд заметить, без всякой прописки, а это прямое нарушение паспортного режима.
Прошу суд разобраться с этим зверьком нашей фауны. Ему не место под одной крышей с человеком!
Директор магазина: - как директор магазина №10, я хочу сказать следующее: от этих серых разбойниц нет мне покоя ни днем, ни ночью. На складах грызут мешки, уничтожают муку и другие продукты. Вот вчера, завезли в магазин сосиски, пока приняли то, се, кинулись, а торговать нечем. Из-за этих крыс у меня одни неприятности: за каждую недостачу я должен платить из своего кармана. Я требую наказать крысу по всей строгости и заставить возместить нанесенный мне ущерб.
Врач: - Я как работник СЭС обвиняю крысу в распространении заразных заболеваний: это и острые инфекционные заболевания человека и домашних животных (дизентерия, туляремия, крысиный сыпной тиф и др.). Все эти болезни довольно серьезные и зачастую с летальным исходом, поэтому я требую истребить серую крысу, стереть с лица земли!
Судья: - Поступило также письменное заявление от Дюймовочки, которая обвиняет крысу в незаконной, насильственной выдаче ее замуж за слепого крота, требует строгой меры наказания серой крысе. Что скажет защита?
Адвокат крысы серой: - Конечно, у моей подзащитной много недостатков, но скажите, у кого их нет? Покажите мне такого! Ну, грызет крыса все подряд, а что делать, если зубки чешутся? У маленьких детей разве такого не бывает? Ну, съела сосиски в магазине №10, а кто виноват, если забыли выдать ей талоны на мясопродукты. И вообще, давайте разберемся, так ли виновата моя подзащитная:
- Все ученые мира единодушно отмечают, что серая крыса – очень интересный объект для наблюдения, у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, они хорошо обучаются в отличие от некоторых наших школьников.
- Известно, что первыми тонущий корабль покидают крысы, а последним –капитан. А почему? А все потому, что крысы способны к прогнозированию, т.е. за 1-1.5 месяца предчувствуют приближающее землетрясение на расстоянии 100 км от эпицентра и заранее покидают эти места. Так почему бы мою подзащитную не привлечь к работе в сейсмологической службе, выделив и жилплощадь, и оклад с талонами на питание?
- И последнее, если крыс развелось слишком много. Предлагаю организовать охоту на них, а шкурки сдавать в заготконтору в целях удовлетворения спроса населения в мехах.
Суд, посовещавшись, выносит приговор:
- Суд, взвесив все за и против, пришел к выводу: во избежание неприятных последствий в виде порчи продуктов, товаров, мебели, переноса инфекции, но учитывая положительные стороны подсудимой, ограничить вид КРЫСА СЕРАЯ в численности, взять под контроль.
Судья оглашает обвинительный акт №2:
- Обвиняется злостный хищник наших лесов – матерый СЕРЫЙ ВОЛК.
- Для справки: волк серый – представитель отряда хищных. Вес взрослого волка – 40-72 кг, высота – 70-80 см, длина – 1,5-1,8 м. От собак отличается более могучим строением, широкополой головой с широкорасставленными ушами и обычно опушенным пушистым хвостом. Это удивительный ловкий и выносливый зверь, умный, смелый. И чутье, и зрение, а особенно слух развиты прекрасно. И к тому же волк обладает завидным хладнокровием и выдержкой.
Обвинитель: - Преступление этого матерого преступника – поедает мирное лесное население – от него нет житья не только зайцам, но и диким кабанам, лосям и даже лягушкам. А какой вред он приносит животноводству? И ведь что делает: не сколько съедает, а сколько губит. А в особо суровые, голодные зимы в экстремальных условиях нападает и на человека. И недаром в сказках волк слывет злым, кровожадным, жестоким. И не надо ходить далеко за примерами: на совести волка семеро козлят, три поросенка, Красная Шапочка и ее бабушка, съел любимого бабушкиного серого козлика, напугал насмерть Колобка. А этот вой на луну по ночам, можно ли заснуть под такую музыку?
- Я требую полного физического истребления волка по причине его вредности.
Защитник серого волка: - Начнем со сказок: да, съел волк семерых козлят, но оставил ножки да рожки, а это сырье. Посягнул на жизнь Красной Шапочки и ее бабушки, да сам же и пострадал: кому дровосеки живот вспороли? А про трех поросят и говорить нечего – с каких пор с гуся вода, зато волку досталось. И если быть объективным до конца, давайте вспомним сказку-мультфильм «Волк и теленок», где волк отлично сыграл роль заботливого папаши.
- Теперь по поводу жалоб со стороны лесных жителей. Хочу довести до вашего сведения, волк поедает только ослабленных и больных животных, иначе говоря выполняет тяжелую, но благородную функцию санитара леса. Об этом в своей книге «Не кричи «волки» пишет Фарли Моуэта. Этой точки зрения придерживаются многие ученые.
- Далее, случается, нападает волк на домашних животных, а кто в этом виноват? Сами же люди! Кто извел всю живность в лесах? Люди истребили многих диких животных – лосей, сайгаков, оленей, джейранов, в лесу заяц стал редкостью, вот волки и стали нападать на домашних животных, чем-то же надо питаться.
- В обвинении волку ставится в упрек также случаи его нападения на человека. А разве люди не жестоки с ним? Ни одно из земных животных не смог бы выдержать такого преследования, давно бы исчезло с лица планеты. Волков истребляют различными способами: выслеживают местонахождение волчьего логова, не щадя ни старых, ни малых; издавна используются оклад стаи с помощью красных флажков, а сейчас охота – преследование на аэросанях и вертолетах…
- А ведь нужно вспомнить случаи, когда волк наоборот, спасал жизнь человеку. Вспомним книгу Р.Киплинга «Маугли», это не вымысел автора, были ведь случаи и в действительности.
- Хочу добавить по поводу волка. Как известно, волк не обучался в музыкальной школе, однако его вой выглядит порой приятнее иных музыкальных групп, от грома которых не только не заснешь… Я считаю, что «серый волк не виновен как дитя, серый волк напрасно оклеветан».
После того, как суд выслушал мнение обоих сторон, желающих высказаться по этому вопросу, был вынесен приговор:
- сохранить жизнь серому волку и истреблять его только там, где он приносит большой вред окружающим.
Судья оглашает обвинительный акт №3:
- обвиняется представитель класса насекомых, отряда жестко-крылых КОЛОРАДСКИЙ ЖУК.
Справка: это жук овальной формы, длиной тела 9-12 мм, с щетковидными усиками, светло- коричневыми ногами. Личинки оранжево- кирпичного цвета.
Особые приметы: на жестких, желто- бурых надкрыльях десять черных продольных полос.
ОБВИНИТЕЛЬ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА: - Прихожу я как- то в свой огород и глазам своим не верю… Батюшки, что же это такое? От картофеля одни стебли торчат! Кто посмел? А этот разбойник и не думает прятаться – сам не улетает и деток своих рассадил по всем кустам, а а их у него немало: каждая самка откладывает 400-800 яиц! Смотрю, от самого жука вреда немного, а вот что детки его вытворяют! Вот это я вам скажу – аппетит, вмиг обчистил куст. С такой прожорливостью его деток мы останемся без картофеля, а ведь они не гнушаются и томатов, и перца, и других растений семейства пасленовых.
- Теперь посмотри на это дело с другой стороны. Разве это не куль личности? Кому в нашей стране в настоящее время кланяются так низко? А кто лишил детей нашей школы веселых, беззаботных летних каникул? Вместо того, чтобы купаться, загорать, играть они вынуждены все лето собирать жука на картофельных плантациях своих родителей.
- А я хочу обратить внимание суда на незаконное пересечение колорадским жуком государственной границы России не только нашей страны.
- И потом, этот вызывающий внешний вид, словно предупреждает всех: «Не тронь меня!». И действительно не трогают, ни одна птица не решается полакомиться этим жуком. Я требую, чтобы суд вынес самый суровый приговор, вплоть до физического уничтожения! АДВОКАТ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА. Во-первых, прошу суд учесть, что мой подзащитный ранее не судим.
- Картофель уже получил признание в Европе, а колорадский жук по-прежнему тихо жил в Колорадо. И лишь в 1840 году решил мир посмотреть и себя показать, что ж в этом предрассудительного? Ведь и мы часто рвемся попутешествовать. За 18 лет жук преодолел 2000 км! Но ведь он летел не один, а со своим многочисленным семейством. Ну разве это не подвиг – преодолеть безбрежный океан! Были и жертвы… В 1922 году жук приземлился в Бордо, а в 1931 г. он уже в предместьях Парижа. Потом Бельгия (1940), Германия (1941), спустя 5 лет Швейцария, затем Польша и Чехословакия (1951), а в 1956 г. он пересек границу Советского Союза. В 1960г. он делает то, что не удалось то, что не удалось ни Наполеону, ни Гитлеру – проникает в бескрайние сибирские просторы, не испугавшись суровых сибирских морозов. Но когда пришелец обосновался на новом месте, на него сразу обрушились различные неприятности.
В 1956 г. немцы узнали, что на родине у жука был злейший враг – блоха. Эта блоха своим хоботком с крючком на конце подцепила жука и через полую трубу подлейшим образом впрыскивала парализующую жидкость в тело жука и всасывала содержимое. Теперь, я думаю, суду ясно, почему колорадский жук вынужден был покинуть свою родину?
К счастью, будучи южанкой, блоха не выдержала сильных морозов и в первую же зиму погибла. Это заметили все, но никто не заметил, что жук вот уже многие годы с успехом переносит все тяготы и лишения северной жизни, ни получая за это северных, уральских коэффициентов.
- А это многочисленное потомство? Ведь его нужно обуть, одеть, а самое главное, накормить. И это при наших условиях, пустых прилавках в магазине?
Но жук и здесь не опустил лапки, он терпеливо, со всей родительской заботой содержит свою многочисленную семью. За всю историю существования жука статистика не зарегистрировала ни оного развода!
Казалось бы жизнь и быт жука со временем должны нормализоваться, но не тут дело. Какая-то подлая душа придумала нитраты. Венец природы – человек, не выдерживал этих препаратов, а жук и тут выжил. Он перерабатывает столько химикатов, от одной ложки которых моментально наступила бы смерть слона!
За все годы жесточайшей борьбы за существование жук ни разу не прибегал к помощи союза «Картофельные едоки», и ни разу не попал в суд на человека за умышленное покушение на свою жизнь, хотя человек без всякого суда и следствия давит, жгет, травит химикатами это безвинное существо. Я обращаюсь ко всем! Товарищи! Встанем дружно на защиту политического эмигранта из Колорадо! Поделим с ним по братски картофельные наделы. Недопустим, чтобы это удивительное и уникальное в своем роде творение природы было занесено в Красную книгу!
Суд, выслушав мнение обеих сторон, посовещавшись выносит приговор.
- ограничить вид в численности: рекомендовать в ближайшее время покинуть территорию СССР и других европейских стран и вернуться на жительство на родину своих предков.
Судья оглашает обвинительный акт №4:
- обвиняется представитель класса ПТИЦ – ВОРОНА СЕРАЯ. Справка: ворона серая – птица семейства вороновых, отряда воробьиных, имеет обычно серую окраску, длиной обычно около 40-50 см. Это перелетные птицы, в полете развивают скорость около 60 км/час, на юге более или менее оседлы.
Выступают обвинители ВОРОНЫ СЕРОЙ:
Серая ворона – птица не дарящая радости, окрашенная в тусклые непривлекательные тона, она как бы подчеркивает скуку городского пейзажа в осенние пасмурные дни. Да и в марте разноголосое карканье не способствует появлению весеннего настроения.
В летнее время вороны проявляют явное пристрастие к животным кормам, в число которых входят яйца и птенцы диких птиц, за что они пользуются плохой репутацией. В поймах рек, где гнездится много водоплавающих, вороны становятся опасными хищниками: они отваживаются похищать яйца даже у гусей. В охотничьих угодьях Татарии вороны уничтожает до 15% кладок различных видов диких уток. На птиц, умеющих постоять за себя, вороны иногда устраивают настоящее организованное нападение. Есть сообщения о том, что таким образом они разоряют гнезда чибисов. В Северной Норвегии ученые установили, что отход яиц у белой куропатки составляет 20%, причем половина их гибнет из-за ворон. По отношению к некоторым видам птиц вороны как бы выполняют роль палача, выбивающего из под жертвы стул. Они уничтожают кладки орлов и журавлей, вспугнутых людьми с гнезда.
Я как член колхоза «рассвет» хочу обратить внимание суда на вред, причиняемый этой птицей нашему колхозу и в целом сельскому хозяйству. Во-первых, как известно, раз ворона каркает, значит жди плохую погоду. А из-за плохих условий мы не можем ни посеять, ни собрать урожай! И вот из-за этой птицы у нас не решается продовольственная программа. Большой ущерб вороны наносят и животноводству: до трети корма растаскивают вороны вместе с галками, предназначенного для животных. Но это не все!
Эта птица имеет обыкновение садиться на провода, от чего они путаются, рвутся и наш колхоз часто остается без электроэнергии с вытекающими отсюда всеми последствиями.
- А я хочу обратить внимание суда на ее не здоровое увлечение блестящими предметами. Загляните в гнездо вороны, чего только она не натащила своим деткам! Загляните, наверняка и вы отыщете что – либо из своих пропавших вещей. И вообще: этот серый цвет… В наше время быть таким серым просто неприлично!
Я считаю, что не место вороне серой среди людей ! Долой серость! Я считаю, что не место вороне среди людей! Долой серость!
АДВОКАТ СЕРОЙ ВОРОНЫ: - Я хочу, чтобы суд, прежде чем вынес приговор моей подзащитной, выслушал мои доводы в защиту серой вороны.
- Во-первых, я хочу отметить, что действительно ворона – всеядная птица, и ко всему прочему, она еще питается мелкими грызунами, о вреде которых все знают не понаслышке, а уничтожая грызунов она способствует сохранению урожая! А не наоборот, как это утверждает колхозник. И потом я считаю, что ворона не накаркивает плохую погоду, а наоборот предсказывает ее!
- Прошу суд обратить также внимание и на тот факт: что ворона хорошо приспособлена к трудным условиям жизни, живет в местах, непригодных для человека.
- Есть конечно у моей подзащитной недостаток – страсть к украшениям, блестящим предметам, но какая женщина устоит перед таким искушением!
- И вообще, уничтожая ворону как вид, мы лишаем маленьких детей радости, лишаем их любимой телепередачи «Спокойной ночи!» Что эта будет за передача без умной, рассудительной Каркуши?! Прошу суд помиловать мою подзащитную!
Решение суда ВОРОНЕ СЕРОЙ оставлено право на существование с ограничением вида в численности и взятием под контроль.