Дополнительное образование

Натарова Нина Викторовна

На этой странице Вы найдёте экологические проекты, которые мы создаём на занятиях творческого объединения "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ

«Экологические проблемы городов и сёл»»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение……………………………………3
  2. Методика исследования…………………...5
  3. Результаты исследования…………………6
  4. Выводы…………………………..……….14
  5. Заключение……………………………….14
  6. Список литературы……………………….14

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема взаимоотношений человека, общества и природы достаточно остро стояла на всех этапах развития человечества. И, тем не менее, противоречия в системе "человек - общество - природа" достигают особой остроты в XXI веке.

В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности, среди которых экологическая деятельность является наиболее целесообразной, исходя из ее содержательной сущности.

Объект исследования – д. Волхонщина Ржаксинского района Тамбовской области.

Деревня Волхонщина расположена вдали от городов, домов в деревне – 63, жителей - 168, и тем не менее здесь есть свои экологические проблемы, хотя по близости нет крупных промышленных источников загрязнения. В числе проблем – автотрасса, значительное количество бытовых отходов, свалки мусора на берегу реки Савалы и вблизи домов, недостаточно бережное отношение к природе. В результате замусориваются улицы, загрязняется воздух, река становится непригодной для купания, потому что на берегах реки – свалки мусора и после дождя отходы стекают в реку. Возможно, экологическая проблема деревни Волхонщина обусловлена низкой экологической культурой населения. Поэтому необходимо нести знания людям.

Цель проекта:

изучить взаимоотношения природы и населения в деревне Волхонщине, развить у детей чувство причастности к решению экологических проблем.

Задачи: 

  • расширить информационное пространство учащихся;
  • содействовать учащимся осведомлению местных экологических проблем;
  • организовать практическую исследовательскую деятельность учащихся;

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Диагностика «Знаешь ли ты природу?»

Для проведения диагностического исследования учащимся школы /20 человек, 11-17 лет/ и городским студентам ТГТУ /18 лет, 20 человек/была предложена анкета с вопросами, что они не видели, что не слышали и где не были, связанное с природой..  

  1. Медицинский мониторинг.

Составили диаграмму рождаемости и смертности за последние три года..

  1. Природные условия д. Волхонщина

Выяснили , степень загрязненности окружающей среды в деревне Волхонщина в настоящее время. Для этого мы провели исследования по загрязнению окружающего воздуха с помощью метода учёта транспортных средств, с помощью методики И. Н. Рыжова и Г. А. Ягодина исследовали жизненность зелёных насаждений, оценили степень застройки пришкольной территории, определили степень озеленения пришкольной территории, степень благоустройства территории, исследовали состав фауны.

  1. Мониторинг питьевой воды.

  Взяли  результаты исследования питьевой воды санэпидемстанцией.

  1. Уровень радиации.

 С помощью дозиметра определили уровень радиации в д. Волхонщина

В  заключении составили таблицу экологического состояния д. Волхонщина.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Диагностическое исследование «Знаешь ли ты природу?»

ВОПРОСЫ

г. Тамбов

д. Волхонщина

ТГТУ

школа

НЕ ВИДЕЛИ

18  лет

11-17 лет

1.Доение коровы

38 %

0 %

2.Приготовление масла

88 %

9 %

3.Приготовление сыра

50 %

9 %

4.Живой изгороди

13 %

28 %

5.Птичьего гнезда на дереве

13 %

0 %

6.Ползущей улитки

38 %

26 %

7.Малины на кустах

0 %

0 %

8.Живого скворца

63 %

14 %

9.Поднимающегося с пением жаворонка

88 %

57 %

10.Кротовой кучи

63 %

100 %

11.Живого ежа

0 %

0 %

12.Хищной птицы на лету

50 %

9 %

13.Грибов в лесу

0 %

0 %

14.Белки в лесу

13 %

90 %

15.Рыбы, плавающей в пруду

0 %

0 %

16.Внутренности улья

63 %

42 %

17.Бегущего зайца

38 %

7 %

18.Липы в цвету

13 %

38

19.Папоротника

13 %

19 %

20.Жабы в саду

25 %

2 %

21.Прыгающей лягушки

0 %

0 %

НЕ СЛЫШАЛИ

1.Пение соловья

50 %

7 %

2.Пение кукушки

0 %

0 %

НЕ БЫЛИ

1.В лиственном лесу

0 %

21 %

2.В хвойном лесу

0 %

47 %

Результаты анкетирования учащихся (20 человек) позволили нам выявить интересные закономерности.

Ребята в нашей школе хорошо знают природу, как показала анкета "1902". Нашу деревню окружает лес, и ребята постоянно в нем бывают и наблюдают за его обитателями.

И хотя интерес к экологии сейчас большой, экологических знаний им еще не хватает. Большинство ответов поверхностны и не конкретны. А для того, чтобы не вредить окружающей среде, надо овладеть определенными знаниями.

2. Медицинский мониторинг.

        В д. Волхонщина смертность за последние 3 года в 5,7 раз превышает рождаемость. Высокая смертность обусловлена тем, что умирают, в основном, от суррогатного алкоголя и сердечных заболеваний, а низкая рождаемость – движением молодёжи из села.

3. Природные условия д. Волхонщина

  1. Исследование воздуха с помощью метода учёта транспортных средств.

Когда мы сжигаем ископаемые виды топлива - уголь, нефть или природный газ, мы получаем тепло для жилища, энергию для передвижения транспорта, производства продовольствия и товаров народного потребления. Энергия принесла обществу многочисленные удобства и комфорт, но эта же энергия превратилась в опасного врага.

Использование ископаемого топлива приводит к катастрофическому загрязнению атмосферы. Огромное число вредных веществ содержится в воздухе, которым мы дышим. Это и твердые частицы, например, частицы свинца, асбеста и сажи, взвешенные жидкие капельки углеводорода и серной кислоты, и газы, такие, как окись углерода, окислы азота и двуокись серы. Все эти вещества, находящиеся в воздухе, показывают прямое биологическое воздействие на организм человека. Изменяется облик той или иной местности, поскольку растения также чувствительны к загрязнению воздуха. В деревне Волхонщина источником загрязнения воздуха являются автомобили, работающие на бензине и частные дома, отапливаемые  с помощью угля.

Рассчитаем массу выхлопных газов автомобилями за 1 час

Было подсчитано общее количество машин на ближайшей автостраде в течение 20 минут. Данные занесены в таблицу:

Наименование транспорта

Количество машин

за 10 мин

Количество машин

за 1 час

Легковой

6

36

Грузовой

2

12

Для расчёта использовали следующие данные:

  1. В сутках 24*60*60=86400 с
  2. За 1 с автомобиль выбрасывает газов: М=1000 г*Т*N/86400, где

М- масса выбрасываемых газов,

Т – время проезда (с), затраченное автомобилем на проезд через всю деревню,

N – число автомобилей за час

Получилось: М=1000*20*48/86400=11 г/ч

Сравнивая полученные данные с оценочной шкалой, выяснили, что степень загрязнённости выбросами автомобилей оценивается как сильная, что соответствует 3 баллам.

  1. Исследование жизненности зелёных насаждений.

Шкала оценивания

1 класс

Здоровое дерево

2 класс

Ослабленное (повреждённое) дерево

3 класс

Сильно ослабленное дерево

4 класс

Отмирающее дерево

5 класс

Сухостой

Результаты: большинство деревьев в д. Волхонщина здоровых (1 класс), но встречаются и ослабленные, сильно ослабленные и отмирающие.

СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА - 2

  1. Оценка степени застройки пришкольной территории

     Учитывали площадь близко расположенных к школе построек: начальной школы, СДК, жилых домов. Получили:

Строение

Площадь (м2)

Начальная школа

100

СДК

100

Жилой дом

90

Жилой дом

86

Жилой дом

100

Полученную площадь разделили на число учащихся. Результат получился 10 м2/чел. Данные сверили с таблицей:

Степень застройки

Площадь (м2/чел)

Балл

Очень слабая

Менее 27

1

Слабая

Менее 75

2

Средняя

75

3

Сильная

75-150

4

Очень сильная

Более 150

5

Вывод: степень застройки очень слабая, 1 балл.

  1. Определение степени озеленения пришкольной территории.

Для определения степени озеленения пришкольной территории была измерена площадь всех посадок  деревьев,  кустарников и цветников. Она равна 3200 м2. Затем полученную площадь разделили на число учащихся и трудового коллектива  в школе. Площадь зелёных насаждений составила 36 м2/чел. Полученный результат сравнили со шкалой.

Степень озеленения

Площадь зелёных насаждений (м2/чел)

Балл

Очень слабая

Менее 10

5

Слабая

11-20

4

Средняя

21-30

3

Сильная

31-50

2

Очень сильная

Более 50

1

Степень озеленения пришкольной территории оценивается, как сильная, в 2 балла

5.Определение степени благоустройства территории,

    Для определения благоустройства деревни Волхонщина используем следующую шкалу:

Степень благоустройства

Чистота улиц

Наличие контейнеров

Наличие свалок

Очень высокая

1

1

5

Высокая

2

2

4

Средняя

3

3

3

Низкая

4

4

2

Очень низкая

5

5

1

   Контейнеров в деревне нет,  свалок много: навозные кучки вокруг домов, свалки мусора на берегу реки Савалы. Сравнивая данные со шкалой, можно сделать вывод, что чистота улиц соответствует 4 баллам, наличие контейнеров и свалок – 5 баллам. Территорию деревни Волхонщина можно считать слабо благоустроенной.

DSCN6922

Рис. 1. Кучка  навоза вблизи жилых домов.

DSCN6923

Рис. 2 Свалка мусора на берегу реки Савалы

  1. Исследование состава фауны.

            В ходе наблюдения за местной фауной было установлено, что на улицах д. Волхонщина много бродячих собак, что соответствует 1 баллу по шкале сравнения. За время наблюдения были замечены грачи, голуби, воробьи, скворцы и другие певчие птицы. Ночью поют соловьи. Число птиц можно оценить в 1 балл.

  1. Мониторинг питьевой воды.

Таблица экспресс-оценки качества воды по данным СЭС

Элементы

Плотность, г/дм3

Хлориды

20,0

Сульфаты

60

Железо

0,5

Медь

<0,2

Мышьяк

<0,005

Фтор

0,52

Йод

<0,1

Общая жёсткость

5,8

Вывод: вода чистая, 2 балла

7. Общественный радиационный мониторинг в д. Волхонщина

В своей работе мы проводили пять измерений в точках, указанных на карте в таблице. Построили диаграмму, на которой видно, что наиболее высокий уровень радиации в кабинете информатики, что связано с излучением от компьютерной техники.  

Измерение радиационного фона в д. Волхонщина

№ п/п

Местонахождение точки

Среднее значение измерения,
мкР/ч

1.

Школа

9

2.

Магазин

9

3.

Речка

8

4.

Кабинет информатики

12

5.

Свалка

10

Радиационный фон д. Волхонщина

Вывод: радиационный фон в д. Волхонщина не превышает установленных норм, 2 ба лла.

6. Таблица экологического состояния д. Волхонщина.

№ п/п

Показатели экологического состояния

Баллы

1

Застройка территории

1

2

Озеленение территории

2

3

Благоустройство:

  • Чистота улиц
  • Наличие контейнеров
  • Наличие свалок

4

5

5

4

Состав фауны:

  • Наличие бродячих собак
  • Наличие певчих птиц

1

1

5

Выброс автотранспорта

3

6

Жизненность деревьев

2

7

Мониторинг питьевой воды

2

8

Уровень радиации

2

9

ИТОГО:

28

Выводы:

  1. По ряду показателей (озеленение, мониторинг питьевой воды, застройка территории, жизненность деревьев, уровень радиации) экологическую обстановку д. Волхонщина можно отнести к разряду благополучных.
  2. Наличие автомагистрали, благоустройство, состав фауны снижает экологическое благополучие исследуемой территории.
  3. Экологическое состояние д. Волхонщина оценивается как посредственное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУСОР И ЖИЗНЬ Выполнили: учащиеся 7 класса Волхонщинского филиала

Слайд 2

Основополагающий вопрос: Как влияет мусор на нашу жизнь?

Слайд 3

Цель проекта: Выяснить: зависит ли наша жизнь от беспорядка, хаоса, мусорных гор на улице

Слайд 4

Ход исследования. Выяснили, как мусор влияет на: Усталость Решение проблем Нашу энергию Вес Уверенность в себе Круг друзей Здоровье

Слайд 5

Провели анкетирование в 7-11 классах «Разнообразный мусор

Слайд 6

Результаты: УСТАЛОСТЬ И АПАТИЯ, ТАКИЕ ЧУВСТВА ВОЗНИКАЮТ У ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВИДЕ МУСОРА. Присутствие мусора часто объясняют просто усталостью. Нас сопровождает постоянная апатия и мысль о том, что мусор это вынужденный спутник нашей жизни. Но попробуйте все-таки навести идеальную чистоту около своего дома. Вы после этого сразу почувствуете прилив сил и энергии в своём теле. К вам придет чувство радости и удовлетворения.

Слайд 7

МУСОР ДЕРЖИТ НАС В ПРОШЛОМ. Если в вашем дворе много мусора, он напоминает нам о прошлом. Нам приходится часто оглядываться назад, а не смотреть вперед, в будущее. . Мусор держит нас в прошлом и сковывает порывы души. Избавившись от мусора, вы сможете приступить к решению важных, назревших проблем и двинуться вперед по жизни.

Слайд 8

МУСОР ЗАБИРАЕТ НАШУ ЭНЕРГИЮ. Мусор и другой хлам просто поглощает положительную энергию у вас. Люди, привыкшие накапливать мусор, часто малоподвижны, страдают запорами, имеют нездоровый вид и выглядят постоянно уставшими. Наоборот, те, кто смог избавиться от бремени мусора, более активны, они выглядят здоровее и красивее.

Слайд 9

МУСОР ВЛИЯЕТ НА ВАШ ВЕС. Ученые-диетологи отмечают любопытную тенденцию. Люди, которые мирятся с мусором, страдают от лишнего веса. Избавление от мусора делает нас более подвижными, и как результат у нас будет хорошее настроение, лучшее здоровье и уверенность в себе.

Слайд 10

МУСОР МОЖЕТ ЛИШИТЬ НАС ДРУЗЕЙ. Приятно ли приходить в гости к знакомым, у которых двор полон мусора? Свободно ли вы себя будете чувствовать, принимая гостей дома, если около дома кучка отходов? Вашим друзьям будет трудно понимать вас. Друзья будут относиться к вам гораздо лучше, когда ваш двор будет прибран и сиять от чистоты.

Слайд 11

МУСОР УГРОЖАЕТ ЗДОРОВЬЮ. УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОПАСНОСТЬ ПОЖАРА. Мусор, идеальное место для размножения всякой заразы. Пыль провоцирует развитию аллергии. Во влажном мусоре расцветает плесень, споры которой могут вызвать опасные инфекционные заболевания, даже туберкулез. При малейшем возникновении неконтролируемого очага огня мусор загорается первым.

Слайд 12

Результаты анкетирования

Слайд 13

Выяснилось, что 19 человек из 22 знают, что такое гарбология, но никто не знает, сколько кг мусора в год выбрасывает, человек. Мусор портит отношения между друзьями, влияет на наше здоровье. А также при малейшем возникновении неконтролируемого очага огня мусор загорается первым.

Слайд 14

Вывод: Помните, чем больше мусора, тем больше сил, денег и энергии вы будете тратить на свои ежедневные потребности. Избавившись от мусора, у вас появится больше времени для более интересных и нужных дел!!! А НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО???


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИРОДООХРАННАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ ЛЕС» ТЕМА: ОЧИСТИМ ЛЁГКИЕ ЗЕМЛИ УЧАСТОК: ВОЛХОНЩИНСКИЙ ЛЕС

Слайд 2

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ Будник Вика Дроздов Саша Ломакина Вика ПузановВася Силюева Лена Судакова Саша Тюленева Маша Федосова Таня

Слайд 3

Отчёт о проделанной работе Название участка – ВОЛХОНЩИНСКИЙ ЛЕС Объём работ – приблизительно 0,5 га Характер выполненных работ – очистка леса от мусора: пластиковых бутылок, бумаги, полиэтиленовых пакетов, консервных банок. Мусор был собран и отправлен в мусорный контейнер. Количество участников – 8 человек Класс - 9

Слайд 4

Очистим лёгкие Земли!

Слайд 11

До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно- исследовательский проект. «Состав мусора в д. Волхонщина » Выполнили учащиеся 6 класса

Слайд 2

Цель. Изучить масштабы загрязнения мусором территорий и предложить варианты рационального сбора. Задачи: Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в школе. Исследовать организацию сбора мусора на улицах посёлка.

Слайд 3

Описание исследования. Рассортировали домашний мусор на виды (пищевые отходы, бумага, пластик, стекло, металл).

Слайд 4

Результат эксперимента. Наиболее тяжёлыми являются пищевые отходы. Наиболее объёмными являются бумажные и пластиковые отходы. В некоторые дни в составе мусора совершенно отсутствуют изделия из металла и стекла. В выходные количество и вес мусора больше, чем в будни.

Слайд 5

Школьный мусор. Количество выбрасываемого мусора в кабинете в среднем составляет около 1 кг. в сутки. Большая часть по объёму составляет бумага. Большая часть по массе составляют пищевые отходы (огрызки яблок, кожура апельсинов, семечки).

Слайд 6

Результаты социологического опроса «Бытовой мусор. Кто виноват? Что делать?» 1. Куда вы выбрасываете мусор?

Слайд 7

2. В каком состоянии находится место сбора мусора?

Слайд 8

3.Всегда ли Вы бросаете мусор в урну, находясь в школе?

Слайд 9

5. Убираете ли вы за собой мусор. Когда проводите время на природе?

Слайд 10

6. Как вы думаете, кто виноват в разбросанном мусоре нашей деревни?

Слайд 11

7. Что нужно делать, чтобы в посёлке стало чище?

Слайд 12

Наши дальнейшие планы. Продолжение исследования проблем сбора и уборки мусора на улицах деревни. Изучение проблем загрязнения реки. Пропаганда уважения к окружающей среде. Вывод . Изучили и оценили масштабы накопленного бытового мусора. Провели социологический опрос. Принимали участие в акциях по охране природы.



Предварительный просмотр:

Описание проекта

 «Жили-были динозавры»(4 класс)

Идея  проекта: На  уроке природоведения учащиеся столкнулись с проблемой недостаточной информации по теме «Динозавры». Идея проекта возникла в результате естественного для детей познавательного интереса к более глубокому изучению данной темы.

Типология проекта

По   доминирующей в проекте деятельности – исследовательский.

По предметно-содержательной области – межпредметный (природоведение, история, ИЗО, трудовое обучение).

По характеру координации проекта – с открытой  гибкой  координацией.

По количеству участников – коллективный.

По продолжительности – краткосрочный (3 урока).

Цель проекта: Организация поиска сведений, связанных с разными версиями исчезновения динозавров и аргументация правильной версии.

Задачи     

учебные:

  1. Уточнить знания о животных, которых называют динозаврами.
  2. Изучить версии исчезновения динозавров и прийти к достоверной;

      воспитательные:

  1. Стимулировать исследовательские навыки и любознательность.
  2. Учить детей сотрудничать;                                 

      образовательные:  

  1. Формировать умения работать с разными источниками информации (книга, Интернет, беседа, телевидение и пр.).
  2. Применить полученные знания в практической деятельности (коллективное                                     создание панно).                                                                        

                       

       

                                                 

Проект «Жили-были динозавры»                                                                                                                            Таблица №2

№ урока

Этапы организации учебной деятельности

Этапы ПР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приемы организации ПР

1 урок

мотивационный

1.Рождение замысла.

2.Формулировка гипотез

Создает проблемную ситуацию, формирует противоречия.

Организует дискуссию, обсуждение различных вариантов гипотез. Разъясняет цели предстоящей деятельности; разработка плана предстоящих  действий (работа в группах)

Осознают противоречие. Задают вопросы  учителю, высказывают сомнения.

Добровольно выбирают наиболее интересную для них версию. Каждый ребенок на листе бумаги записывает близкую ему версию. Дети договариваются о поиске информации, оставшееся от  урока время работают с литературой, взятой в школьной библиотеке.

Привлечение занимательного и противоречивого материала. Подача информации о 5 версиях гибели динозавров (правильная не называется).  «Эффект удивления».

Прием «мозговой штурм»  помогает разделить детей на группы.

Раскрытие значимости данной темы; создание ясной перспективы работы.

    Урок заканчивается тем, что каждая группа получает задание: отстоять или опровергнуть доказательно

выбранную гипотезу. В каждой  группе  с помощью учителя спланирована работа, намечены сроки обсуждения  версий  между группами (так как урок природоведения проводится 2 раза в неделю, то это будет второй урок, через 3 дня). Ребята уходят с урока, зная, что динозавры – это группа ящеров или пресмыкающихся, жившая в мезозойской эре.

Подготовка  ко второму уроку.

2 урок

Операционно-познавательный.

3.Развертывание замысла в деятельности.

4. Построение выводов и заключений

Организует обсуждение различных вариантов (по инициативе учащихся); помогает определить источники информации, направляет работу детей.

Организует совместный поиск ответов на вопросы; помогает увидеть правомерность разных позиций.

Организует межгрупповую дискуссию. Следит за психологическим климатом в классе.

Организует анализ, проверку различных подходов к решению проблем. Помогает найти верное решение. Анализирует процесс и результат совместной работы, вовлеченность детей (задает вопросы членам группы о способах добычи информации, степени помощи родителей, друг другу). Актуализирует знания

Беседуют с родителями, родными, знакомыми; находят и приносят в класс литературу, после уроков на переменах меняются книгами, обсуждают материал.

На основе полученной информации (по желанию) составляют доклады, рисуют объекты изучения и приходят к выводам.

Доказывают, спорят, аргументируют, убеждают, критически оценивают.

Задают друг другу вопросы, решают проблему о выборе правильной версии, приходят к выводу, что среди предложенной учителем ее нет. С помощью учителя обосновывают правильную версию.

Выступают с докладами, анализируют их совместно с учителем.

Игра в мяч «Кто больше знает?» (дети называют виды, причем по очереди каждая группа). Игра проводится на перемене.

Столкновение житейских и научных представлений (как думали раньше, что прочитали в книге?).

Подводящий диалог; эвристическая беседа; создание ситуации успеха (один ум хорошо, а несколько лучше).

Составление схемы на доске – краткий обзор изученных версий, правильная выделяется.

Урок заканчивается тем, что дети четко представляют правильную версию исчезновения динозавров, имеют представление о некоторых видах.

Задание к следующему уроку: найти и принести в класс иллюстрации динозавров в среде их обитания, собрать о них минимум информации – тип питания, среда обитания. По желанию: оформление докладов, иллюстрирование объектов изучения.

3 урок

Рефлексивно-оценочный.

5. Оформление и  предъявление результатов.

Создает положительную перспективу последующей деятельности.

Помогает спланировать работу в группах.

Помогает сделать разметку на  ватмане для коллективной работы.

Оказывает индивидуальную помощь, советует.

Организует самоанализ процесса и результатов совместной деятельности, вовлеченности детей.

Подводит итог работы, уточняет приобретенные детьми знания, используя схему на доске.

Демонстрируют оформленные доклады, рисунки динозавров; обсуждают коллективно виды, которые изучили.

С помощью учителя (по способностям и желанию) разбиваются на группы.

Работают в группах по выбранному заданию.

Коллективно составляют панно из готовых объектов (вырезают элементы панно – динозавры, папоротники, трава, озера, горы и наклеивают на лист ватмана по разметке).

Анализируют, оценивают процесс и  результаты совместной деятельности.

Актуализируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя, задают друг другу вопросы.

Создание ситуации успеха (демонстрация и обсуждение оформленных работ).

Указание учащимся на удачные моменты их деятельности.

Оценочные, подбадривающие обращения к детям, поддерживание  инициативы учеников.

Актуализация знаний (пересказ с опорой на доске).

                           

В итоге проделанной работы ребята знают шесть версий исчезновения динозавров, выделяют правильную, знают некоторые виды динозавров и представляют ту среду обитания, в которой они жили. Кроме этого учащиеся коллективно выполнили панно, оформили и подготовили доклады. Ребята самостоятельно добывали знания и творчески их применяли. По инициативе детей,  на уроке трудового обучения, были выполнены аппликации из пластилина, на которых ребята представили заинтересовавшие их виды динозавров в среде их обитания. Работа проходила в группах и парах.

    Для актуализации и проверки знаний по изученной теме  разработан тест, который проводится с использованием электронного считывающего прибора «Символ»:

  1. (МЦ) В какой эре жила группа ящеров или пресмыкающихся, которых называли динозаврами?  Ответ: Мезозойская.
  2. (ГА) Какими животными были все виды динозавров?

А). Сухопутными;                            В). Наземными; +

Б).  Мореплавающими;                    Г). Подземными.

3. (ПА) Сколько известно видов динозавров?

       Свыше 500.

4. (ИП) Сколько лет назад жили динозавры?

       230 млн. лет.

5. (ЕО) К чему привели изменения в климате, связанные с движением материков 145-65 лет  назад?

        Вымиранию динозавров.

6. (АИ) Как размножались динозавры?

А). Откладывали личинки;                    В). Откладывали яйца; +

Б). Рождали живых детенышей;            Г). Почкованием.

7.  (БЙ) В какой стране впервые были найдены яйца динозавров?

   Во Франции.

8. (ПГ)  Когда вымерли динозавры?

   65 млн. лет назад.

9. (БЛ) Назовите хищников из перечисленных видов динозавров.

   А). Барозавр;  Б). Спинозавр*;В). Рогатый стегоцефалл; Г). Тираннозавр*; Д).Тарбозавз*.

      Мы предположили, что проектная деятельность положительно влияет на развитие таких качеств личности как любознательность, прилежание, коммуникативность, отношение к природе, творчество. Для проверки этого  предположения было проведено анкетирование (октябрь – май 20052006 учебный год)  среди групп учащихся:

1). Экспериментальный класс – учащиеся 4 класса МОУ « Кафтанчиковская СОШ», в котором использовались проектные технологии обучения.

2). Контрольный класс – учащиеся 4 класса школы Заречного сельского округа.

(За основу при составлении анкеты была взята методика Капустина.)

Анкета выглядела следующим образом:

Качества личности

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итог

1. Любознательность:

- мне интересно учиться,    

- я люблю читать,

- мне интересно самостоятельно находить ответы на трудные вопросы,

- я люблю узнавать новое,

- я люблю смотреть познавательные передачи ,                         документальные фильмы.

2. Прилежание:

- я внимателен на уроке,

- мне нравится выполнять домашние задания,

- я стремлюсь получать хорошие отметки,

- я помогаю другим в учебе,

- я обращаюсь за помощью когда мне что-то непонятно.

3. Мое отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся,

- я добр в отношениях с одноклассниками,

- я справедлив в отношениях с ними,

- я участвую в делах класса и  школы,

- я чувствую себя полезным, нужным классу, школе.

4.Как я отношусь к себе:

-  я могу контролировать свои поступки,

-  я сам принимаю решения,

-  я уважаю себя и требую уважения от других,

- я забочусь о своем здоровье, у меня нет вредных привычек,

- я не отступаю перед трудностями, я верю в свои силы.

5. Я и общество:

- я люблю свою семью,

- я люблю общаться с людьми, взаимодействовать с ними,

- я тактичен и вежлив в отношениях с людьми-

- я одобряю уважительное отношение к людям в других,

- я хочу быть полезным обществу.

6.Отношение к природе:

- я бережно отношусь к растениям,

- я люблю животных и забочусь о них,

- я люблю и берегу природу, которая  меня окружает (лес, река, луг),

- я не даю другим причинять вред природе   (мусорить, ломать ветки деревьев и т. п.),

- я люблю изучать природу, наблюдать за ней.

  1. Творчество:

- мне нравится решать задачу разными способами,

- я люблю выполнять задания по-своему,

- мне нравится участвовать в коллективных творческих делах,

- я пытаюсь сочинять (стихи, рассказы, истории),

- я люблю рисовать, лепить, мастерить.

Результаты анкеты представлены в таблицах № 3, № 4.     

Анализ результатов анкетирования   разных групп учащихся в одном  классе (экспериментальный  класс)                                                                                                              Таблица №3

Качества

Экспериментальная группа (8 ч.)

Контрольная группа (9 ч.)

Весь класс –

 17 ч.

октябрь

май

октябрь

май

Октябрь

Май

1. Любознательность.

2, 53

2, 95

2, 26

2, 52

2, 38

2, 72

2. Прилежание.

2, 61

2, 93

2, 22

2, 59

2, 41

2, 75

3. Отношение к школе.

2, 58

2, 98

2, 38

2, 71

2, 49

2, 84

4. Как я отношусь к себе.

2, 61

3

2, 34

2, 69

2, 48

2, 84

5. Я и общество.

2, 78

3

2, 74

2, 83

2, 76

2, 91

6. Отношение к природе.

2, 74

3

2, 53

2, 87

2, 63

2, 93

7. Творчество.

2, 63

3

2, 30

2, 72

2, 45

2, 85

Средний балл:

2, 64

2, 98

2, 40

2, 70

2, 51

2, 83

    Как видно из таблицы №3,  экспериментальная группа, которая занималась проектной деятельностью, показала более высокий прирост  по многим показателям тестирования (любознательность, отношение к школе, отношение к себе, я и общество). Это можно объяснить тем, что проектная работа способствует повышению мотивации к обучению у детей, социализации  их личности. Кроме этого из таблицы видно, что у  учеников экспериментальной группы более высокие показатели по всем параметрам исследования, это так же подтверждает наше предположение о том, что проектная деятельность положительно влияет  на развитие вышеперечисленных качеств личности.

                    Анализ результатов анкетирования учащихся разных классов      Таблица №4

Качества

Экспериментальный класс

Контрольный класс

октябрь

май

октябрь

Май

1. Любознательность.

2, 38

2, 72

2, 54

2, 53

2. Прилежание.

2, 41

2, 75

2, 32

2,44

3. Отношение к школе.

2, 49

2, 84

2, 53

2, 64

4. Отношение к себе.

2, 48

2, 84

2, 46

2, 56

5. Я и общество.

2, 76

2, 91

2, 75

2, 80

6. Отношение к природе.

2, 63

2, 93

2, 61

2, 65

7. Творчество.

2, 45

2, 85

2, 53

2, 44

      Из таблицы № 4 видно, что в экспериментальном классе более высокие показатели по всем исследуемым качествам личности. В контрольном классе такие качества личности, как любознательность и творчество, показали к концу эксперимента спад. Из бесед с учителем контрольного класса выяснилось, что некоторые дети, так же как и ученики экспериментального класса, занимались проектной деятельностью, но работали они в индивидуальном порядке, основная часть класса в работе над проектами задействована не была. Более высокие показатели в экспериментальном классе можно объяснить тем, что здесь дети работали над групповыми и коллективными проектами, а инициаторы проектов постоянно втягивали в деятельность весь класс.

       Таким образом, образовательные и учебные проекты для педагога и  учеников –  это  прежде всего возможность образовывать свой замысел, развернуть свою личностную деятельность, найти свой результат и продемонстрировать  свой успех. Эффективность проектного метода заключается еще и в том, что «проект» имеет творческий, комплексный характер, он учит детей обобщать и интегрировать знания. А если ребенок творчески мыслит, не боится трудностей, умеет самостоятельно добывать знания и применять их на практике, то в будущем он станет успешным и полезным обществу человеком.