Работа с коллегами. Наставничество

Горбунова Марина Геннадьевна

Воспитатель ДОО должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Взаимодействие воспитателя с коллегам в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Уваровский М.Ю.

директор

ГБОУ СОШ №22 г.о.Чапаевск

Самарской области

«___»__________20___г.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Составитель:

Горбунова  М.Г,

воспитатель

ГБОУ СОШ №22 г.о.Чапаевск

Самарской области – СП-детский сад

№28 «Ёлочка»

2023г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Персонифицированная программа наставничества

Форма наставничества

педагог-педагог

ФИО, должность наставника

Горбунова Марина Геннадьевна

Сведения о наставнике:

- педагогический стаж работы;

- стаж наставнической деятельности;

- информация об аттестации;

- профессиональные достижения (награды (1-2 самые значимые);

- результативность участия в конкурсной деятельности (2-3 самые значимые);

29 лет

3 года

Высшая категория

Почетная грамота за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования городского округа Чапаевск

Победитель Поволжского Межрегионального фестиваля педагогических идей и инноваций дошкольного образования  «ИнноФест» - 2022;

1 место в окружном фестивале педагогических идей «Технофест» в 2023 г.;

3 место в окружном конкурсе  профессионального мастерства «Лучшая методическая копилка» 2023г;

ФИО, должность, педагогический стаж работы наставляемого (-мых)

Ширикова Мария Александровна,

1 год 9 месяцев

Цель программы

Ликвидация выявленных профессиональных дефицитов по ФЭМП у детей 6-7 лет

Задачи программы

  • Способствовать совершенствованию педагогического мастерства в подготовке и проведении занятий с детьми по ФЭМП
  • Развивать педагогические навыки и умения в организации совместной деятельности педагога с детьми по ФЭМП с применением нетрадиционных технологий , конвергентного  подхода в формировании предпосылок математической грамотности дошкольников;
  • Сформировать представление об организации развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФОП ДО
  • Нацелить педагога на применение полученных знаний в практике своей работы

Сроки и

 этапы реализации программы

1.09.2023 – 1.09.2025

  • Мотивационный этап
  • Деятельностный этап по направлению профессионального развития педагогического работника
  • Аналитический этап

Ожидаемые результаты программы

  • Освоены эффективные подходы к подготовке и проведению занятий с детьми по ФЭМП
  • Развиты педагогические навыки и умения в организации совместной деятельности педагога с детьми по ФЭМП с применением нетрадиционных технологий, конвергентного  подхода в формировании предпосылок математической грамотности дошкольников;
  • Сформированы представления об организации развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с  ФОП ДО
  • Педагог применяет полученные знания в практике своей работы

Форма мониторинга результативности

Опрос, анкетирование, наблюдение за деятельностью наставляемого

Индивидуальный план

работы наставника Горбуновой М.Г. с наставляемой Шириковой  М.А.

Наименование компетенций, которые необходимо сформировать, развить

Содержание деятельности

Сроки

Формат (очный/ дистанционный)

Результат

Анализ, выявление профессиональных дефицитов

Анкетирование, беседа-практикум

сентябрь 2023

очный

Выявление проблем

Выявить направления педагогической работы по ФЭМП, вызвавшие наибольшие затруднения

Тематические встречи для ознакомления:

  • с рабочей программой группы по данному возрасту
  • программой по ФЭМП Е.В. Колесниковой  Математика для детей 6-7 лет.
  • составление занятий в  условиях конвергентного подхода  (математика + техническое творчество) в соответствии с ФОП ДО.

октябрь-ноябрь 2023

очный

Выявление затруднений

-  Рассмотрение основных принципов личностно-ориентированного обучения.

- Формирование практических  умений строить взаимоотношения с детьми в контексте личностно-ориентированного обучения.

-Формирование умений строить педагогически грамотные отношения с детьми во время  занятий

Консультирование  по теме «Индивидуальный подход   в рамках личностно-ориентированного обучения  дошкольников»

декабрь 2023

очный

Умение  строить педагогически грамотные отношения с детьми во время  занятий

Изучение конвергентного подхода  в формировании предпосылок математической грамотности дошкольников.

Тематические беседы

январь-февраль 2024

очный

Совершенствовать навыки методической разработки конспектов занятий  (ФЭМП + техническое творчество)

Тематические встречи, помощь в выборе форм и методов проведения занятий

март-май 2024

очный

Умение в выборе форм и методов проведения занятий

Выявить направления для дальнейшей коррекционной работы

Скорректировать самостоятельную методическую деятельность наставляемого педагога по направлению выбранной темы самообразования.

Собеседование по итогам диагностики на конец года

Определение темы самообразования педагога

июнь 2024

очный

Определена тема самообразования педагога

Наблюдение за методикой ФЭМП в свободной деятельности и на прогулке

Взаимопосещения, практикумы

июль-август 2024

очный

Формировать умение работать с раздаточным материалом

Взаимопосещение занятий

сентябрь 2024

очный

Умение работать с раздаточным  материалом

Развивать навыки методической разработки мероприятий с родителями

Тематические встречи, совместная разработка мероприятий, родительского собрания

октябрь 2024

очный

Разработка и проведение мероприятий  с родителями

Развивать педагогические навыки и умения в организации занятий с применением ИКТ

Посещение методических творческих объединений

Совместная разработка мультимедийных игр

 

ноябрь-декабрь 2024

дистанционный

очный

разработка мультимедийных игр

Совершенствовать методические навыки интеграции занятий математика + техническое творчество в соответствии с ФОП ДО.

Ознакомление с опытом работы педагогов  на фестивалях и форумах

Открытые показы наставника

январь-февраль 2025

дистанционный

очный

Проанализировать деятельность наставляемого педагога, дать рекомендации по интересующим вопросам

Собеседование

март 2025

очный

Анализ деятельности

Сформировать представления об организации развивающей предметно-пространственной среды  

Консультирование «Предметно-пространственная среда как условие ФЭМП дошкольников»

Творческая мастерская по изготовлению дидактических игр, пособий

Презентация авторских пособий по ФЭМП наставника

апрель-май 2025

очный

Анализ проведенной работы

Собеседование по итогам диагностики на конец года

июнь 2025

очный

Анализ работы

Развивать умение и опыт представления полученных умений и навыков

Открытые показы

Участие в методических объединениях по данному направлению

июнь-июль 2025

очный

Участие в методических объединениях

- Анализ методической деятельности пары за период  с 1.09.2023 по 1.09.2025

диагностика изменений в уровне профессионализма молодого педагога

Подведение итогов работы методической пары учитель-воспитатель

август 2025

очный

Диагностика  изменений



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 22 г.о.Чапаевск

                                      Самарской области                                                                               _____________________М.Ю.Уваровский

«___»     _______    2023г.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Составитель:

Горбунова М.Г, воспитатель,

ГБОУ СОШ №22 г.о. Чапаевск

 СП д/с № 28 «Ёлочка»

2023г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

Персонифицированная программа наставничества

Форма наставничества

Педагог-педагог

ФИО, должность наставника

Горбунова Марина Геннадьевна, воспитатель

Сведения о наставнике:

-педагогический стаж работы;

-стаж наставнической работы;

-информация об аттестации;

- профессиональные достижения (награды (1-2 самые значимые);

-результативность участия в конкурсной деятельности;

29 лет

3 года

высшая категория

Почетная грамота за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования городского округа Чапаевск

Победитель Поволжского Межрегионального фестиваля педагогических идей и инноваций дошкольного образования  «ИнноФест» - 2022;

1 место в окружном фестивале педагогических идей «Технофест» в 2023 г.;

3 место в окружном конкурсе  профессионального мастерства «Лучшая методическая копилка» 2023г;

ФИО, должность, педагогический стаж работы наставляемого

Раджабова Айтаж Муса кызы, воспитатель,

2 месяца

Цель программы

Введение в профессию педагога, впервые принятого на работу  по должности  воспитатель

Задачи программы

1. Организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

2. Проектирование  конспектов занятий в контексте  требований ФГОС ДО и ФОП.

3. Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс)

Сроки  и

этапы реализации программы

01.09.2023-01.09.2025

1.мотивационный

2.деятельностный  по направлению профессионального развития педагогического работника

3.аналитический

Ожидаемые результаты программы

Может  моделировать воспитательный процесс в группе;

умеет выстраивать правильно занятия  в контексте  требований ФГОС ДО и ФОП;

владеет  формой организации родителей.

Форма мониторинга результативности

Опрос, анкетирование, наблюдение за деятельностью наставляемого

Индивидуальный план

работы наставника Горбуновой М.Г. с наставляемой Раджабовой А.М.

Наименование компетенций, которые необходимо сформировать, развить

Содержание деятельности

Сроки

Формат

(очный/

дистан-

ционный)

Результат

-Формирование у наставляемого  навыков выявления профессиональных проблем

Провести самодиагностику на  выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога

Сентябрь

2023

очный

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога

-Развитие у наставляемого  зон профессионального развития

Провести

диагностическую развивающую беседу с наставником, для уточнения зон  профессионального развития

Сентябрь

2023

очный

Выявлены зоны профессионального развития

-Формирование у наставляемого навыков организационной работы с родителями, коллегами, воспитанниками.

Изучить Кодекс этики и служебного       поведения        сотрудника        ОО (взаимодействие с родителями, коллегами, воспитанниками и пр.)

сентябрь-октябрь

2023

очный

-Формирование и развитие умений моделировать воспитательный процесс, правильно вести педагогическую документацию

Организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Изучение ведения педагогической документации.

сентябрь-ноябрь

2023

очный

Ведение педагогической документации

-Развитие у наставляемого навыков проектирования конспектов занятий

Проектирование  конспектов занятий в контексте  требований ФГОС ДО и ФОП.

октябрь-ноябрь

2023

очный

Компетентность молодого педагога в проектировании конспектов занятий

-Формирование и развитие умений работать на сайте ОО, правильно размещать информацию в Интернете

Изучить сайт ОО, страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности  ОО  

октябрь-декабрь

2023

очный

Размещение  информации в Интернете

-Формирование правил безопасности при выполнении должностных обязанностей

Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей

Октябрь

2023

очный

понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей

-Развитие умений анализировать результаты своей профессиональной деятельности

Научиться        анализировать

результаты   своей профессиональной деятельности

декабрь-май

2023-2024

очный

анализ

результатов   своей профессиональной деятельности

-Рассмотрение психологических и возрастных особенностей  воспитанников

Изучить психологические и возрастные особенности воспитанников

май-август

2024

очный

-Развитие навыков работы наставляемого с родителями группы

Изучить успешный опыт организации    работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс

сентябрь-октябрь

2024

очный

Проведение родительских собраний. консультаций

-Развитие у наставляемого навыков проектирования конспектов занятий

Изучить освоение современных

педагогических технологий (Планирование и организация мастер-классов наставника и других педагогов. Организация работы педмастерской по проектированию занятий с  использованием конкретных

технологий)

ноябрь-декабрь

2024

очный

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении технологий

-Формирование практических умений в реализации проектной деятельности

Изучить        опыт        участия        педагогов        в проектной деятельности ОО

январь-

март

2025

очный, заочный

Участие в проектной деятельности

-Развитие умения планировать работу наставляемого

Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития)

Апрель-май

2025

очный

Составление плана самообразования

-Овладение методами диагностирования конфликтных ситуаций и методами выхода из них

Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

июнь-июль

2025

очный

понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций

-Анализ методической деятельности пары за период наставничества, мониторинг изменений в уровне профессионализма наставляемого педагога

Подведение итогов работы методической пары педагог-педагог

Август

2025

очный

Анализ итогов работы



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

написания конспекта организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении

В начале конспекта обязательно указывается направление деятельности по программе и конкретная область реализации этой деятельности.

Тема занятия.

Цель – конечный результат, то, к чему мы стремимся.

Программное содержание – то, что требует исполнения, решения, которые необходимо решить на занятии прописываются развернуто.

Соблюдается триединство задач:

  • обучающие (чему новому воспитатель научит детей) пишется, чему детей будем учить на данном занятии;
  • развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться) пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств;
  • или коррекционно-развивающиеся, воспитательные (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться, знания о них) какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии.

В словарной работе указываются слова, которые вводятся в активный и пассивный словарь детей на занятии и нужно объяснить их значение детям. Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия. На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».

Отражаются педагогические средства и оборудование, необходимое для этого занятия. Указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

В конспекте кратко излагается, какая предварительная работа требуется, чтобы занятие прошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены.

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем в какой части занятия планируется провести.

Ход занятия описывается в логике последовательности использования указанных средств, когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена.

Если игра составлена автором самостоятельно и не отражена в методических пособиях, следует указать и ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия

Этапы работы:

  • Вводная часть: Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе ООД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе ООД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
  • Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.

Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).

  • Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.

Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.

Подведение итогов занятия: описание положительных действий обучающихся, определение перспективы полученных компетенций (что нового узнали, где новое пригодится).



Предварительный просмотр:

Памятка «Как подготовить занятие»

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в  плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала,

- воспроизведение, применение знаний, умений и представления детей в знакомой и не знакомой ситуации,

- творческий подход к заданию

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

- подводящие детей к воспроизведению материала,

- способствующие осмыслению материала,

- способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» занятия Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для первой младшей или старшей группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

 Продумать:

- что контролировать,

- как контролировать,

- как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования 

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.



Предварительный просмотр:

Отчёт

 наставника по итогам реализации программы наставничества, осуществляемой в контексте модели «педагог-педагог»

1. Общие сведения

Ф.И.О. наставляемого: Ширикова М.А.

Ф.И.О. наставника: Горбунова М.Г.

Ф.И.О., Чернова С.А., методист

Период наставничества: с «01» 09 . 2021г. по «01»09. 2023г.

2.Рефлексивный анализ

Целевой контур программы наставничества воспитателя  Горбуновой М.Г.  определялся на основе оценочной процедуры и интервью. В результате была определена дефицитная профессиональная компетенция «Организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)», «Проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО», «Изучение  успешного  опыта организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс), которые легли содержательной единицей в основу программы.

Планируемым результатом наставнической деятельности было обозначено: моделировать воспитательный процесс в группе; выстраивать правильно ООД в контексте  требований ФГОС ДО, владеть   формой организации родителей.

Достижение плановых показателей достигалось с помощью следующих действий:

- организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе

- изучение ведения педагогической документации.

- подготовка мероприятий с родителями ;

- проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО.

- оценка результативности реализации программы наставничества.

       Совместная работа выстроилась в три этапа:

1 этап –мотивационный с 01.09.2021 - 01.11.2021

            Совместно с молодым педагогом, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (моделирование воспитательного процесса в группе, особенности проведения ООД с детьми среднего  возраста, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником. Таким образом, основными направлениями совместной работы с молодым специалистом стало организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе, изучение нормативно – правовой базы, методически грамотное ведение документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и  развитие профессиональных компетенций молодого педагога.

2этап- деятельностный  по направлению профессионального развития педагогического работника с 01.11.2021 – 01.08.2023

        Первым шагом в работе с Марией Александровной  стало знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации: проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин , ФГОС ДО, локальными актами; изучены: Основная образовательная программа, цели и задачи годового плана.

       Оказала методическая помощь в составлении Рабочей программы, перспективного и   календарно-тематического планирования для группы; проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО.

       Обратила внимание Марии Александровны на требования к организации

учебного процесса; требования к ведению документации; формы и методы организации игровой деятельности;  механизм использования дидактического, наглядного и других материалов. В этот период  я оказывала помощь в составлении конспектов ООД, проводила подробный анализ их, и возможность исправления.     Провела консультации по подбору литературы и ресурсов интернета.

       Мария Александровна  просмотрела открытые мероприятия педагогов ДОУ. Присутствовала на моих занятиях и режимных моментах.

       Прежде всего, постаралась создать условия для совместной работы, затем посетить занятия, проводимые Марией Александровной. Мною были посещены занятия: по познавательно-исследовательской деятельности - «В гостях у бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам идет», «Мой папа самый лучший»,  «Царство геометрических фигур», «Цифра1. Высокий-низкий», «Путешествие на корабле»; по речевой деятельности- «Составление  рассказа о игрушке», «Дидактическая игра «Похвалялись звери», «Составление рассказа по картине «Строим дом», по конструктивной деятельности «Дома бывают разные», «Машины». Молодому педагогу были даны рекомендации по избеганию речевых ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками , по оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала, его расположению при проведении занятия, по использованию методической литературы).

       Также, мною была оказана помощь молодому педагогу в подготовке к проведению родительского собрания. Вместе выбраны форма проведения (практикум, подготовлены конспект ««Зачем ребенку алгоритмическое мышление?», подобраны игры, развивающие алгоритмическое мышление, презентация программы «Пиктомир»  и необходимые материалы для проведения практикума. По итогам собрания, родители дали только положительные оценки молодому специалисту, родительское собрание прошло успешно, что позволило закрепить эффективность взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников.

      Мария Александровна провела на окружном методическом мероприятии по теме: « Организация воспитательной деятельности ДОО в вопросах космической тематики» открытое занятие на тему «Освоение космоса в древние времена».  При подготовке обсуждались вопросы по организации и проведению занятия  (конспект, дидактический и раздаточный  материал и его расположение , посадка детей, роль педагога при проведении занятия).  Все рекомендации, которые были мной даны были реализованы.

        Мною были даны рекомендации для подготовки  и участия детей в конкурсах различного уровня . Результат виден  по достижениям детей.  1 место в конкурсе-фестивале талантов детей и взрослых «Я-МОГУ» в номинации «вокальное искусство»  на уровне ДОУ, 1 место - «Будущие профессионалы 5+»  окружной этап регионального  чемпионата среди дошкольных организаций, участие во Всероссийском  фестивале детского и молодёжного научно-технического творчества «Космофест», 1 место   в Международном  игровом конкурсе « Человек и природа».    

3этап – аналитический с 01.08.2023 - 01.09.2023

Молодому педагогу оказана помощь : в   приобретении теоретических знаний и практических навыков, необходимых для педагогической работы , выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе.

         Совместно с Марией Александровной мы анализировали профессиональные компетенции, которыми обладает специалист, отмечали слабые и сильные стороны, искали пути и принимали решения для их усовершенствования; наша совместная деятельность позволила молодому педагогу совершенствовать педагогическую базу, развить умения управлять детским коллективом, наладить эффективное сотрудничество с родителями воспитанников.

Резюме

Анализируя процесс и результативность наставнической деятельности, с точки зрения целевых показателей, следует отметить, что у наставляемого воспитателя Шириковой М.А. сформирована компетенция «Организация деятельности по изучению моделирования воспитательного процесса в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)», «Проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО», «Изучение  успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс). Но над  чем нам нужно ещё работать: углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей;  овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды;   пополнение группы картотеками игр, дидактическими игрушками, игровыми пособиями,

Анкета наставника

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

  1. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Насколько комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6 

7

8

9

10

  1. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Насколько наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Насколько наставляемый овладел необходимыми практическими навыками

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

8. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

Эффективности         

  1. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7 

8

9

10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?

 Научить тому, что умею я

11. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

Все было доступно 

12. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

Приложение 3

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.        

  1. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Насколько комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8 

9

10

  1. Качество передачи Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8 

9

10

  1. Ощущение поддержки от наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9 

10

  1. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8 

9

10

  1. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

Научиться владеть детским коллективом

  1. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8 

9

10

  1.  Что особенно ценно для Вас было в программе?

Взаимные посещения, рекомендации

  1. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

Все было доступно

  1. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №22 городского округа Чапаевск

Самарской области

структурное подразделение – детский сад №28 «Ёлочка»

В соответствии с ФГОС ДО

План-конспект

занятия

  в подготовительной к школе группе

Тема: «Кто нам с вами платье сшил?»

Составители:

Горбунова Марина Геннадьевна - воспитатель,

                                             Ефремова Марина Алексеевна – воспитатель.

Чапаевск, 2016 г.

Ведущая образовательная область -  «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально -коммуникативное развитие»

Цель: ознакомление детей с профессиями людей, изготавливающих одежду, и развитие интереса к этим профессиям через представления об эволюции одежды от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

Образовательные

  • Расширить знания детей о профессиях людей, изготавливающих одежду;  расширить у детей кругозор в пространстве и времени;

( «Познавательное развитие»)

  • Активизировать в речи слова, связанные со швейными профессиями;

( «Речевое развитие»)

Развивающие

  • Поддерживать двигательную активность детей («Физическое развитие»)
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

 («Социально-коммуникативное развитие»)

  • Развивать эстетический вкус;

совершенствовать умение двигаться под музыку, развивать чувство ритма;  реализовать самостоятельную творческую деятельность детей («Художественно-эстетическое развитие»)

  • Развивать любознательность, творческую активность («Познавательное развитие»)
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь ( «Речевое развитие»)

Воспитательные

  • Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни («Социально-коммуникативное развитие»)

Материалы и оборудование: магнитофон с музыкой, презентация для интерактивной доски «Кто нам с вами платье сшил?», три отреза ткани, картинки: силуэт человека, шкура животного, римлянин; картинки профессий: швея, художник-модельер, закройщик, технолог, наладчик, контролер, инженер  по ТБ; картинки людей в костюмах из необычных материалов; картинки инструментов для пошива одежды, двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,  салфетки, бумажная кукла (мальчик, девочка), выкройки кукольной одежды, бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки, тесьма, пуговицы.

Методы и приёмы: словестные (рассказ, беседа), наглядные (рассматривание картины, моделей, просмотр презентации), практические методы, проблемно-поисковые методы (постановка проблемы, вопросов), самостоятельная работа, игровой метод

Общая продолжительность занятия: 30 минут

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации,  игры с правилами (дидактические,  подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная

Беседы,   речевые ситуации,  составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги,  вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание,  чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Звучит мелодия: «В гостях у сказки» на интерактивной доске появляется горько плачущий король без одежды. Воспитатель предлагает вспомнить детям, из какой сказки герой, и какая беда с ним приключилась. «Король» просит у детей помощи изготовить для него одежду, т.к. в его королевстве его все обманывают и он перестал всем доверять

Дети говорят, что король из сказки Г.Х.Андерсена: «Глупый  король», его обманули портные и соглашаются оказать помощь королю.

Получат настрой на последующую деятельность.

Продолжили развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

2

Воспитатель: «Мы живем не в сказке, и по взмаху волшебной палочки в нашей жизни ничего не происходит. Для того, чтобы что-то изготовить — нужно потрудиться.  Наши платья, рубашки, брюки проходят очень длинный путь, чтобы мы могли их купить и носить. Сколько добрых рук касается каждой вещи!

Как называются люди, которые шьют одежду?

Воспитатель предлагает подумать, были ли в древности портные?

Воспитатель предлагает это выяснить. Для этого приглашает детей в путешествие по Реке времени

Дети слушают воспитателя

Отвечают на вопрос

Дети высказывают свое мнение

Продолжили воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.

Продолжили развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

3

Воспитатель предлагает сказать волшебные слова:

Раз, два, три – покружись

В древнем мире окажись.

1 остановка «Древность»

Показ  слайда: картинки людей в шкурах.

Воспитатель:

«Вот мы и в древнем мире. Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было

тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из нее одежду. А некоторые исследователи считают, что одежда появилась из-за чувства стыда, другие объясняют ее появление желанием украсить свое тело. Древние люди приспособились соединять части звериных шкур с помощью жил животных. Отверстия в шкурах древние люди прокалывали острыми тонкими каменными иглами.

Игра «Одень древнего человека»

Воспитатель предлагает детям отобрать одежду, которую мог носить древний человек.

Музыкальная пауза «Танец первобытных людей у костра»

Воспитатель рассказывает  о том, что постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз. Так одевались люди в Древнем Риме.

Раз, два, три – покружись

В Древнем Риме окажись.

(показ слайда)

Воспитатель приглашает 3 пары детей и предлагает им с помощью длинных кусков материи одеть своего товарища в костюм римлянина. Просит продемонстрировать свой костюм и рассказать о своих ощущениях: удобно ли ему, нравиться ли наряд.

Воспитатель просит прикрепить соответствующую картинку на Реку времени.

Дети проговаривают слова, на экране появляется изображение людей в шкурах

Дети делятся на группы и одевают силуэт древнего человека. Затем они прикрепляют его на реку времени.

Дети под музыку выполняют импровизированные движения.

Дети проговаривают слова и рассматривают слайд с изображением древних римлян

Выходят три пары детей по желанию и выполняют задание. Демонстрируют свой костюм и рассказывают о своих впечатлениях.

Дети прикрепляют соответствующую картинку на Реку времени.

Расширяется кругозор в пространстве и времени; развивается познавательный интерес

Дети узнали об одежде древних людей, о способе сшивания шкур

Продолжили формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Совершенствуют умение двигаться под музыку, развивать чувство ритма

Продолжают формироваться представления о способе изготовления одежды в древности

Продолжили развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

6

Воспитатель предлагает продолжить путешествие.

Раз, два, три – покружись

В Древней Руси окажись.

(показ слайда)

2 остановка «Старина»

Воспитатель говорит, что когда люди научились делать железо, они изготовили железные швейные иголки, острые с одного конца и с ушком для вдевания нитки с другого конца.

Долгие века швейная иголка была основным инструментом швеи и всю одежду шили вручную. С помощью иглы скреплялись куски ткани, иглой на ткани делали красивую вышивку и пришивали к готовой одежде пуговицы.

Традиционно швейным делом занимались женщины, потому что для швеи важны такие присущие женщинам качества, как аккуратность, усидчивость и внимание к мелким деталям.

Знакомит с новыми словами прием: «Дарю новое слово» (косоворот, сарафан, кафтан, душегрея, жилет)

Игра-эстафета

Воспитатель: Как вы думаете, какие инструменты нужны портному для работы?

Воспитатель предлагает разделиться на две команды и выполнить игровое задание.

«Чья команда быстрее принесет предметы, инструменты, необходимые для пошива кафтанов, косовороток сарафанов»

Воспитатель говорит, что время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки. Во все времена в обществе господствовали определенные взгляды, вкусы, художественное представление об одежде. И все это связано с профессией швеи.

(показ слайда)

Швея - одна из древних профессий, которая коренным образом изменилась в процессе научно-технического прогресса общества. На протяжении тысячелетий одежду изготавливали вручную. И лишь в прошлом столетии появились первые швейные машины.

Воспитатель предлагает отгадать загадки

Загадки:

1.Держится подружка

 за мое ушко.

Стежкою одной

бежит век за мной (игла)

2.Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик (ножницы)

3.Вполотняной стране,

 по реке-простыне,

Плывет пароход,

то назад, то вперед.

А за ним такая гладь,

ни морщинки не видать (утюг)

4.Наша тетушка игла,

 строчку по полю вела.

Строчка в строчку,

строчка в строчку

Будет платье нашей дочке (швейная машина)

5.Мал, мал домик,

Да с сотню окон (наперсток)

Дети проговаривают слова

Рассматривают изображение на слайде, внимательно слушают воспитателя.

Проговаривают новые слова, рассматривают одежду.

Дети отбирают одежду, которую носили в старину и прикрепляют на Реку времени.

Делятся на две команды, выполняют игровое задание: из предложенных предметов, отбирают те, которые необходимы для пошива вещей того времени.

Дети слушают воспитателя и смотрят презентацию

Отгадывают загадки.

Сформируются представления о развитии швейного мастерства

Продолжили развивать знания

об одежде старины, обогатили словарь новыми словами

Продолжили развивать двигательную активность

Закрепили знания о способе пошива одежды в старину на Руси.

Узнают о развитии процесса изготовления одежды. Продолжили развивать познавательный интерес.

Продолжили активизировать в речи слова, связанные со швейными профессиями.

7

Воспитатель предлагает продолжить путешествие

Раз, два, три – покружись

В современном мире окажись.

(показ слайда)

3 остановка «Наше время»

Воспитатель говорит, что постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.

Ребята, вы заметили, как меняется одежда?

Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей?

Швея должна многое знать и многое уметь. Швея – это даже не профессия, а собирательное понятие специальностей.

(показ слайдов)

•        Первым принимается за работу по шитью - художник – модельер, дизайнер. Это человек, который придумывает фасоны одежды. Он чертит, рисует.

•        Когда проект готов начинает работать закройщик. Он выполняет работу по конструированию и раскраивает одежду из различных материалов.

•        Технолог швейного производства – он должен знать направление моды, следить за современной технологией обработки швейных изделий, новым оборудованием.

•        Швея – шьет одежду.

•        Наладчик швейного оборудования – налаживает швейное оборудование, если оно вышло из строя.

•        Контролер – человек, проверяющий качество пошива одежды перед отправкой в магазин.

•        Инженер по технике безопасности – следит за безопасностью во время работы.

Игра «Кто сначала, кто потом».

Воспитатель предлагает поиграть: У меня есть картинки с изображением людей принимающих участие в пошиве одежды. Вы должны их разложить последовательно на Реке времени на остановке «Наше время»

Воспитатель просит прикрепить соответствующую картинку на Реку времени.

Воспитатель говорит, что сейчас эта профессия наиболее распространена в швейном и трикотажном производстве. Работают швеи на швейных фабриках, в цехах текстильных предприятий, на фабриках индивидуального пошива одежды, которые расположены в каждом регионе страны.

Проговаривают слова, смотрят презентацию.

Слушают рассказ воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Ребенок раскладывает алгоритм выполнения трудового процесса «Пошив одежды»

Дети отбирают и прикрепляют  на Реку времени одежду, которую носят в наше  время.

Продолжили расширять кругозор в пространстве и времени; развивать познавательный интерес.

Продолжили развивать представления о современном производстве одежды, о профессиях людей, занимающихся изготовлением одежды

Расширили словарь

Продолжили развивать внимание и память

8

Воспитатель предлагает продолжить путешествие

Раз, два, три – покружись

В будущем мире окажись.

4 остановка «Будущее»

Воспитатель прикрепляет на Реку времени картинки людей в необычных костюмах.

Игра «Дизайнеры будущего».

Воспитатель предлагает открыть «Школу модной одежды» и превратиться  в художников – модельеров, самим создать одежду для короля

Проговаривают слова, смотрят презентацию.

Рассматривают костюмы.

Дети берут любой материал, бумажный силуэт и изготавливают наряд для короля.

Готовую одежду прикрепляют на Реку времени, на остановку «Будущее»

Продолжили расширять кругозор в пространстве и времени; развивать познавательный интерес

Продолжили развивать фантазию, творческое воображение

Продолжили развивать эстетический вкус.

Реализовали самостоятельную творческую деятельность детей

10

На интерактивной доске появляется король в одежде и благодарит ребят за оказанную помощь.

Раз, два, три – покружись

Ты в детском саду окажись.

Вот мы и вернулись с вами из путешествия.

Воспитатель предлагает вспомнить, кто участвует в процессе изготовления одежды?

Дети называют профессии людей, участвующих в процессе изготовления одежды. Обещают беречь и ценить их труд.

Продолжили воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни

Итоговое мероприятие: показ моделей одежды: «Юные модники и модницы!»


Предварительный просмотр: