Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у воспитанников способностей и творческого потенциала каждого ребенка
Милая, усталая улыбка,
Добрые и мудрые глаза,
Неумело сделана открытка
Скажет все, что не смогли слова.
Воспитатель — это как волшебник,
Что ведет детишек за собой,
Жизни непрочитанный учебник
Открывает снова день за днем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ДОРОГУ ВЕСНЕ»
№ | Содержание | Страницы |
1 | Паспорт проекта
| 3 |
2. | Этапы и основные направления реализации проекта
| 4 |
Список литературы | 11 |
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта – Информационно-практико-ориентированный
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста
• родители воспитанников
• воспитатели группы
• музыкальный руководитель
Продолжительность проекта – 4месяца
Проблема – Экологические знания детей, сводятся к познанию биологических и географических терминов, а чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо развитие познавательного интереса.
Актуальность настоящего проекта несомненна. Дошкольный возраст ребенка - это подготовительный этап перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, когда формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем познавательный интерес детей играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности.
Развитие познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.
Проект дает возможность развивать познавательный интерес к организованной образовательной деятельности, и формированию целостной картины мира.
Цель проекта – развитие познавательного интереса старших дошкольников к явлениям происходящим в природе через систему ООД.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.
- Развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через различные виды ООД и практическую деятельность.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
- Воспитывать любовь к природе родного края, восприятия её красоты и многообразия.
Приоритетная образовательная область – познавательная.
Интеграция образовательных областей – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
- ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
1.1. Методики выявления сформированности познавательного интереса детей 5-7 лет. , анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов"
1.2. Оборудование и материалы: карта с заданиями, мультимедийная установка, музыка на тему «Зима», «Весна»; картотека стихов, пословиц, дид.игр; презентации к ООД.
1.3. Привлечение специалистов ДОО
Специалисты ДОО | Формы деятельности |
Музыкальный руководитель | ООД «Мелодия весны», «Жаворонок» Развлечение «День птиц», «Масленица» |
- ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
- Вхождение детей в проблему. Совместное целеполагание и планирование деятельности.
К Детям в группу приходит солнечный лучик: «Ребята, я пришел к вам по просьбе Весны, Зима спрятала ее в своем лесном лабиринте. Но лабиринт можно пройти, если выполнить все задания зимы, и чем больше мы будем узнавать про Зиму и Весну, тем быстрее растопим снег в лесном лабиринте. У меня есть карта лесного лабиринта (Рассматривают с детьми), но эта непростая карта, она будет меняться после выполнений заданий, и мы по ней сможем узнать, как наши знания помогли растопить снег в лабиринте. Вы поможете мне освободить Весну? Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о этих временах года. В результате была определена тема проекта «Дорогу Весне».
- Модель трёх вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можно это узнать? |
- Зимой сильные морозы (Юра) - Много снега (Максим) - После зимы наступает весна (Сабина) - Тает снег (Арина) - Капают сосульки (Дима) - Солнышко греет теплее (Мила) - Травка растет (Миша) - Ручьи текут (Саша) -Птицы прилетают (Юля) - Люди теплые вещи сняли (Инга) | - Почему зимой плохо животным? (Дима) - Почему солнце светит, но не греет? (Арина) - Почему день короче ночи? (Сабина) - Какая погода бывает весной? (Юра) - Почему утром стало светло? (Сабина) - Откуда птицы прилетают? (Максим) - Куда исчезает снег? (Инга) - Какие звери просыпаются? (Саша) - Откуда появились насекомые? (Мария)
| Спросить у родителей. (Дима) Прочитать в книгах. (Юля) На экскурсиях в парке, в лесу. (Сабина) На прогулке. (Артем) В календаре природы (Мария) По телевизору (Толя) В интернете (Миша) Услышать в песне (Мила) Провести опыты (Юра) |
- Системная паутинка проекта
Образовательная область | Вид деятельности | Совместная партнёрская деятельность в режимные моменты | |
Утро, 2 половина дня | Прогулка | ||
1.Социально-коммуникативное развитие | Игра | С/Р игра «Магазин одежды», «МЧС», «Пожарная часть», “Магазин семян и цветов ”, «Весенний пикник», «Метеостанция» Д/и «Времена года», «Изменения в природе», «Животные весной», «Кто что делает?», «Возвратим Весне память», «Какая птица», «Весенние приметы», «Необычный огород», «Живой водоем», «Когда это бывает» , «Назови детеныша» Х/и «Как весна с зимою повстречались» «Медведь», «Береза» | Д/И «Кто как кричит? », «Чей след?» «Какой лед?», «Когда это бывает?» «Как поет ветер?», «Угадай птицу по описанию», «Кто, как поет?», «Что, где растет?», «Вершки и корешки», «Мое любимое дерево», Игра «Скажи наоборот». Х/и «В льдинку», «Пчелы», «Мы – капельки» |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Дежурство в уголке природы, проращивание семян, посадка «Огород на окне» | Уборка снега на участке Почистить кормушки от снега и покормить птиц. | |
2.Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Этическая беседа о бережном отношении к природе. Экологическая беседа: "О перелетных птицах". Опыты «Делаем облако» Рассматривание семян, иллюстраций Опыт «На свету и в темноте» Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. Заполнения календаря природы и вносить изменения природы | Экскурсия «В зимний парк», «В весенний парк» Наблюдения за сезонными изменениями зимой и началом весны, осадками, ветром, температурой, деревьями, за продолжительностью дня, за солнцем, за растениями, птицами, животными, людьми. Опыты со снегом, водой, солнечным светом. |
3.Речевое развитие | Коммуникативная | Составления рассказа на темы зимы и весны: по картинам, мнемотаблицам, опорным схемам | Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?) |
Восприятие художественной литературы и фольклора | С.Есенина «Береза», А.С.Пушкина «Зимний вечер», Н.М.Павловой «Зимняя пирушка» «Весенняя гостья» И. Белоусов А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино» Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны» В.Бианки « Чей нос лучше», « Кто как поёт» В. Звягиной «Воробей», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», И. Токмаковой «Птичек стайка», М. Горький «Воробьишко». Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Н.И.Сладков «Сушёные камни». | Художественное слово: «Шаловливые сосульки» Ю. Клюшников П. Образцов «Улеглись в полях метели» Ф.Льва «Весна-красна», «Люди добрые, солнцу красному» В. Брюсов Загадки: о животных, о птицах, о живой и неживой природе. | |
4.Художественно-эстетическое развитие | Конструирование | Изготовление поделок оригами « Птицы», построение чертежей и постройки: скворечник, грузовая машина, цветочный магазин. | Лепим поделки из снега, строительство снежного городка. |
Изобразительная | «Весенние цветы», «Птицы в небе», «Весеннее настроение», « Морские обитатели», иллюстрация книги «Моя весна», коллаж «Птицы на деревьях» | Рисуем весну на снегу.
| |
Музыкальная | Прослушивание песен про весну, пение птиц, шум весеннего леса. Слушание муз. произведений П.И. Чайковского «Времена года. Весна» Разучивание закличек, песен о весне | ||
5.Физическое развитие | Двигательная | Утренняя гимнастика Пальчиковая гимнастика Физминутки | П/И «Снежная королева», «Мороз красный нос», «Снежная карусель», «Метелица», «Солнышко и дождик», «Весна, красная», "День – Ночь" «Веснянка», «Летает-не летает», «Филин и пташки», «Перелет птиц», «Ручеек», «Хитрая лиса» |
Самостоятельная деятельность в центрах развития
Центр развития | Самостоятельная деятельность детей | Содержание развивающей среды |
Уголок экспериментирования «Хочу все знать» | Элементарные опыты с водой, почвой, воздухом, с природным материалом | Схемы, таблицы, модели с алгоритмом выполнения опытов, книги познавательного характера, тематические альбомы. материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ; - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.; |
Уголок «В гостях у книжки» | Рассматривание весенних пейзажей, книг с сезонными изменениями, составление альбомов по теме мир весной. | Сезонная литература, тематические альбомы, детские журналы, любимые книги по интересам, книги ,знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки. |
Уголок речи и грамоты «АБВГдейка» | Составление рассказов по схемам, предметным картинкам. Рассказывание сказок при помощи пальчикового театр, игрушек заместителей. | - дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; |
Уголок творчества «Умелые ручки» | Раскрашивание раскрасок «Весна», «Перелетные птицы»; Иллюстрирование своих книг «Моя весна»; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексической теме) ; Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики. | Картотека схем последовательного рисования, тематических книжек раскрасок, альбомы для рассматривания, репродукция картин о природе, иллюстрированные книги о поделках из природного материала. Бумага для рисования, гуашь, акварель, кисти, карандаши, пластилин, природный материал, цвет. бумага, картон, клей. |
«Зеленый уголок» | Просмотр моделей строения растений, энциклопедий, альбомы «Экологические сказки» . Заполнения календаря погоды. Наблюдение за посадками и заполнения паспортов. Дидактическая игра «Выбери нужное» | - модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе; |
Уголок «Занимательная математика» | Раскрашивание умных раскрасок по теме, собирание математических пазлов, складывание узора из геометрических фигур построение чертежей и постройки: скворечник, грузовая машина, цветочный магазин. | Игровые материалы: |
- Организованная образовательная деятельность
|
|
|
|
|
ФЭМП «Математически королевство», «Приключения на лесной поляне» Познавательно-исследовательская деятельность. «Какой бывает вода?» «Очищение воды», «Воздух невидимка» КВН «Знатоки природы» | Развитие речи « О чем поют птицы», «Встречаем весну» «Пришла весна, потекла вода» Художественная литература « Как солнышко весне помогало», « Ласточка» | Рисование «Путешествие в сказочный лес» «Аквариум» «Берегите воду» «Птицы прилетели» Создание альбома (коллективная работа) «Перелетные птицы», «Весенний ковер» Аппликация «Сказочная птица» Лепка «Морские обитатели» Конструирование «Журавль — перелетная птица»
| Ознакомление с окружающим «Весна идет весне дорогу», «Берегите птиц», «Что? Где? Когда?» Труд в природе «Уход за комнатными растениями» | Музыка «Мелодия весны», Развлечение «День птиц», Масленица |
- Формы взаимодействия с семьёй, домашнее задание.
Привлечение родителей к реализации проекта | Домашнее задание |
Строительство зимнего городка Участие в выставке работ на тему «Берегите природу», « Весна». | Стенгазета «Зимние забавы» Выпуск стенгазет «Азбука поведения в природе» Создание семейного фотоальбома «Весенние прогулки» |
Папки передвижки «Развитие познавательного интереса», « Развитие речи», «Весна» , «Масленица». Консультации: | Экскурсии со своими детьми в парк; Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края» Разучивание стихотворений о зиме и весне |
Буклет «Весна», «Триз для дошкольников» | КВН «Знатоки природы», «Масленица»
|
- Тема буклета. «Весне дорогу»
- ЭТАП ИТОГОВЫЙ
3.1. Презентация проекта: КВН «Знатоки природы», «Масленица»
3.2. Продукты проектной деятельности: Огород на окне; выставка: «Азбука поведения в природе»; Берегите природу, Библиотека для родителей; Фотоальбом «Весенние прогулки»; Журнал «Перелетные птицы»
3.3. Результаты:
• Для детей – познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе и их причинно-следственных связях;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
• Для педагогов – приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
-Повышение профессионального мастерства: повысилась экологическая культура педагогов, появилось понимание необходимости в экологическом просвещении обучающихся.
- Пополнился методический материал для проведения различных видов ООД для познавательного развития детей.
-Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда в группе.
-Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
• Для родителей - появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
-Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
3.3.Практическая значимость результата проекта: серия ООД на тему проекта «Дорогу Весне»; Календарно-тематическое планирование составленное по тематическим месяцам: «Зима», «Перелетные птицы», «Волшебница вода», «Мир природы»; разработаны методические рекомендации по использованию разных видов ООД, способствующих эффективности развития познавательного интереса у старших дошкольников, презентация «Развитие познавательных интересов у дошкольников»; консультации для педагогов: «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей», «Экспериментирование», буклет: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми»; картотека игр по теме проекта: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных; картотека опытов: вода, воздух; цикл наблюдений на прогулке; папки передвижки для родителей: «Весна пришла», «Масленица»; Конспект собрания в игровой форме «Удивительное путешествие в страну знаний», консультации по познавательной деятельности: «Учим математику дома», «Познавательный интерес вашего ребенка»; буклеты для родителей: «Весна идет», «ТРИЗ для дошкольников».
Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогами групп старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008
- Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы.М. Мозаика-Синтез, 2014
- Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство-Пресс, 2015
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: Детство – Пресс, 2002
- Дубровская Н.В. Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005
- Захарова М.А. , Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети .М.: Школьная Пресса ,2010г
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. «Академия», 2001.
- Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез Москва 2005
- Фесюкова Л.Б. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет Харьков, 2008
- Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- • http://vospitatel.resobr.ru/ - Журнал «Справочник старшего воспитателя» .
- • http://www.gallery-projects.com - Журнал «Детский сад будущего»
- • http://doshkolnik.ru - Журнал «Воспитатель ДОУ» ·
- • http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad - Журнал «Современный детский сад» • http://www.obruch.ru/ - Журнал «Обруч»
- • http://detsad-journal.narod.ru/ - Журнал «Детский сад от А до Я»
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/17/diplom_o_srednem_professionalnom_obrazovanii._spetsialnost_doshkolnoe_obrazovanie.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/17/udostoverenie_o_povyshenii_kvalifikatsii_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_ramkah_fgos_do.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/17/kursy_povysheniya_kvalifikatsii_organizatsiya_deyatelnosti_po_profilaktike_ddtt.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/17/diplom_rebenka_za_uchastie_v_oblastnom_konkurse_neopolimaya_kupina.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/19/diplom_rebenka_1_mesto_vserossiyskaya_viktorina_znaniy.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/19/diplom_rebenka_2_mesto_vserossiyskaya_viktorina_znaniy.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/diplom_laureata_i_vserossiyskogo_konkursa_podelok_iz_prirodnogo_materiala_samodelkin.jpg)
Предварительный просмотр:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/blagodarnost_nasibulina_alisa_smotr_konkurs_berezhem_planetu_vmeste_2017g.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/blagodarnost_h_intellektualnaya_olippiada_vospitannikov_doshkolnyh_obrazovatelnyh_uchrezhdeniy_umka-2017.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/gramota_kanashchenko_ekaterina_za_luchshiy_rezultat_v_vypolnenii_individualnogo_zadaniya_v_h_intellektualnoy_olippiade_vospitannikov_doshkolnyh_obrazovatelnyh_uchrezhdeniy_umka-2017.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/gramota_nasibulina_alisa_za_3_mesto_v_ix_spartakiade_doshkolnikov._2017.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/22/gramota_upravleniya_obrazovaniya_mo_go_spartakiada_vospitannikov_doshkolnyh_obrazovatelnyh_uchrezhdeniy_mogo_ohinskiy_2017g.jpg)