Проектная деятельность

                                         

Программа внеурочной деятельности  является средством реализации требований Стандарта

к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы,

конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности 

учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся,

формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения

технологий этого вида деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uchus_sozdavat_proekt.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей комепетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям.

Формирование проектного мышления согласно федеральным государственным стандартам второго поколения должно начинаться в начальной школе с решения проектных задач. Средняя школа призвана сформировать осознанную потребность в продуктивной учебной деятельности.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Учусь создавать проект» для 5-6 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва  «Просвещение», 2013 года и образовательной программы Школы.

         Направления ФГОС второго поколения

• Смысловое чтение (Предмет «Основы смыслового чтения и работа с текстом»);

• Универсальные учебные действия;

• Применение ИКТ (Предмет «Информационно -коммуникационные технологиии»);

• Проектная и исследовательская деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» направлена на формирование современных компетенций: общенаучной, информационной, познавательной,  коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

Цель данной программы – создание условий для овладения учащимися основами проектной деятельности, формирования осознанной потребности в продуктивной проектно-исследовательской деятельности.

 Задачи:

  1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
  2. Научить формулированию проблемы и решению ее через все этапы проекта:

- постановка проблемных вопросов;

- определение целей и задач и способа их достижения;

- работа с различными источниками информации;

- представление результатов своей деятельности;

- анализ результатов проекта.

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
  2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  3. Научить осознавать экологические проблемы и участвовать в их решении.

           

            Задачи для учителя:

1. Применять педагогические технологии, обеспечивающие самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы, осуществлять контроль;

2. Создавать условия для проектной деятельности;

3. Создавать комфортную обстановку;

2.  Научить ставить проблему и цели;

3. Обучать приёмам и методам проектной деятельности;

4. Научить работать с информацией;

5.  Ориентировать обучающихся на результат проекта;

6. Неформально снижать агрессию и конфликтность участников;

7. Помогать в организации обсуждений результатов этапа.

Распределение часов:

5 класс – 34 часа в год,  1 час  в неделю;

6 класс – 34 часа в год,  1 час  в неделю;

Формы организации учебного процесса:

    Проектирование, творческая работа,  элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

     Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • технология проектного обучения.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    Программа внеурочной деятельности  является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

    Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

ПРЕДМЕТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ

     Данная программа рассчитана на 68 часов  в 5 - 6 классах  в следующем  объёме:

в 5 классе - 34 ч;

в 6 классе - 34 ч;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

      Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

            Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,толерантность.

    Метапредметные результаты 
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками.

 Предметные результаты

  • освоение первоначальных сведений о проекте, о видах проектов;
  • владение навыками  поиска информации  в различных источниках, оформления сносок,  составления плана проекта;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения.

Обучающиеся за 2 года научатся следующему:

1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.

2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.

3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.

4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.

5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.

6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.

7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.

8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.

9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.

10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться следующему:

1.Коллективно и в группе выполнять учебные и социальные проекты.

2.Использовать озарение, догадку, интуицию.

3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС 34 часа

Коллективный учебный проект (17 часов)

Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Что значит защитить проект? Работа над проектом №1: проблема, условия,  цели, задачи, работа в группах, представление и коллективная защита проекта.

Тема проекта

№1 «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Проблема : «Чему учит сказка?»

Групповые учебные проекты (17 часов)

Как целенаправленно собирать информацию? Структурирование информации. Анализ собранной информации. Экскурсия. Работа над проектом №1: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, индивидуальная  защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, индивидуальная  защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, индивидуальная  защита проекта.

Темы проектов

№1 «Пословица недаром молвится» (на примере пословиц поговорок в речи учителей 5 Б класса ). Проблема: «Как речь характеризует говорящего?»

№2  «Какого роду, племени» (на примере изучения фамилий одноклассников). Проблема: «Как образовались фамилии?»

№3 «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.

6 КЛАСС 34 часа

Информационные проекты (15  часов)

Что такое информационный проект? Работа над проектом №1: выбор проблемы, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, коллективная   защита проекта. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Работа над проектом №2: выбор проблемы, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная   защита проекта. Экскурсия  в редакции газет «Горняк», «Маршрутка» . Работа над проектом №3: выбор роли, проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, индивидуальная    защита проекта. Экскурсия в музей МОАУ СОШ №15.

Темы проектов

№1 Пишем учебник по истории г. Райчихинска (книга)

№2 Школьная филологическая газета «Юный филолог» (газета)

№3 Известные выпускники и учителя школы (электронная страница).

Прикладные проекты (19 часов)

Что значит область применения продукта деятельности? Анализ потребностей социального окружения Школы. Работа над проектом №1: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, коллективная  защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, коллективная   защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия,  цели, задачи, сбор и структурирование информации,  работа в группах, коллективная   защита проекта.

Темы проектов

№1: Эмблема МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской обл. (эмблема)

№2: Если хочешь быть здоров (бюллетень)

№3:Проект новой Школы (выставка макетов)

Календарно - тематическое планирование по проектной деятельности  

1час в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Характеристика деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Коллективный учебный проект (17 часов)

1

Проекты дают знания. Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов.

1

Комбинированное занятие

1. Беседа о проектах.

2. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

3. Подведение итогов .

2

Работа над коллективным учебным проектом. Тема проекта. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта.

2

Комбинированное занятие

1. Анализ и синтез.

2. Тема, проблема, задачи проекта

3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

4. Подведение итогов .

3

Распределение обязанностей.

Поиск информации.

1

Комбинированное занятие

1.  Распределение обязанностей.

2. Поиск информации.

3. Мозговой штурм.

4. Весёлая переменка.

5. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

6. Подведение итогов.

4

Разработка проекта.

Подборка литературы.

2

Комбинированное занятие

1. Разработка проекта.

2. Подборка литературы.

3. Интеллектуальный тренинг.

4. Подведение итогов.

5

 Разработка проекта.

2

Комбинированное занятие

1.Разработка проекта.

2. Творческий продукт.

3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

4. Подведение итогов.

6

 Поиск информации.  Критерии оценки проектных работ.

2

Комбинированное занятие

1.Поиск информации.

2. Весёлая переменка.

3. Критерии оценки проектных работ.

4. Информационный продукт.

5. Подведение итогов.

7

Что значит защитить проект? Подготовка выступления.  Сравнение как метод исследования

2

Комбинированное занятие

1.Подготовка выступления.

2. Сравнение как метод исследования.

3. Весёлая переменка.

4. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

5. Подведение итогов.

8

Предзащита проектов

3

Комбинированное занятие

1. Симпозиум.

2. Предзащита проектов.

3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач.

4 . Подведение итогов.

9

Защита проекта.

2

Презентация

1.Защита проекта.

2. Презентация продуктов.

3. Подведение итогов.

Групповые учебные проекты (17 часов)

10

Самоанализ «После защиты проекта».

Проблемные вопросы.

1

Комбинированное занятие

1.Самоанализ «После защиты проекта».

2. Проблемные вопросы.

3. Темы проектов по группам.

4. Интеллектуальный тренинг.

5 . Подведение итогов.

11

Наблюдение как метод исследования.

Дедукция как метод познания.

1

Комбинированное занятие

1.Наблюдение как метод исследования.

2. Дедукция как метод познания.

3. Интеллектуальный тренинг.

4 . Подведение итогов.

12

От сравнения к индукции.

1

Комбинированное занятие

1.Помощники в работе над проектом.

2. От сравнения к индукции.

3. Поисковик.

4. Интеллектуальный тренинг.

5 . Подведение итогов.

13

Индукция как метод познания.

1

Комбинированное занятие

1.Индукция как метод познания.

2. Интеллектуальный тренинг.

3 . Подведение итогов.

14

Самоанализ. Цель и задачи проектов.

Тематика проектов.  Поиск информации.

1

Комбинированное занятие

1.Самоанализ.

2. Цель и задачи проектов.

3. Тематика проектов.

4. Поиск информации.

5. Интеллектуальный тренинг.

6. Подведение итогов.

15

Алгоритм.

Разработка проектов.

5

Комбинированное занятие

1.Алгоритм.

2.Разработка проектов.

3. Интеллектуальный тренинг.

4. Подведение итогов.

 16

Критерии оценки проектных работ.  Предзащита проекта

       2

Комбинированное занятие

1. Критерии оценки проектных работ.

2. Предзащита проекта.

3. Творческий продукт.

4. Подведение итогов.

17

Защита проектов.

3

Презентация

1.Презентация и защита проектов.

2. Обсуждение.

3. Подведение итогов.

18

Итоговое занятие

2

Обобщение и систематизация знаний

1. Подведение итогов.

2. Вручение сертификатов.

            Итого:

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Информационные проекты: структура, этапы работы. Требования к оформлению результатов проектов. Практическая деятельность по реализации краткосрочного информационного проекта.

Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ», составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов.

Прикладной проект: планирование работы, организация индивидуальной и групповой деятельности, способы защиты прикладного проекта. Практическая деятельность по реализации прикладного проекта.

Наименование раздела

Кол-во

 часов

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Информационные проекты

15

учится  целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

овладевает следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

обучается методам творческого решения проектных задач;

учится выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учится устанавливать причинно-следственные связи;

учится строить знаково-символические модели. 

2.

Прикладные проекты

19

учится  целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

овладевает следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

обучается методам творческого решения проектных задач;

учится выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

слушает и вступает в диалог;

строит логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме;

учится полно выражать свои мысли;

строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

учится выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

учиться оценивать адекватно себя и сверстников;

учится разрешать конфликты.

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3. Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литкературы/ И.А.Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.

4.Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

  1. Методические рекомендации для организаторов учебно-исследовательской деятельности школьников // Теория и практика дополнительного образования. -2009.-№4.-с.42-51
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асайегша, 2000.
  3. Решетова, М.А. Из опыта организации управления внеклассной исследовательской деятельностью учащихся // Дополнительное образование и воспитание. -2009. -№1. -с. 12-17
  4. Русских, Г.А. Исследовательская работа - основа подготовки педагога к педагогическому проектированию // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №6. - с.23-28
  5. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформиро-ванности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
  6. Черных, Н.В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся // Практика административной работы в школе. - 2007. - №3. - с.55-56

 Информационные сайты

 http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439

http://schools.keldysh.ru/

pedagogie.ru 

http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf