Проектная деятельность
Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта
к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы,
конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности
учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся,
формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения
технологий этого вида деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uchus_sozdavat_proekt.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей комепетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям.
Формирование проектного мышления согласно федеральным государственным стандартам второго поколения должно начинаться в начальной школе с решения проектных задач. Средняя школа призвана сформировать осознанную потребность в продуктивной учебной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 5-6 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы Школы.
Направления ФГОС второго поколения
• Смысловое чтение (Предмет «Основы смыслового чтения и работа с текстом»);
• Универсальные учебные действия;
• Применение ИКТ (Предмет «Информационно -коммуникационные технологиии»);
• Проектная и исследовательская деятельность.
Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» направлена на формирование современных компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
Цель данной программы – создание условий для овладения учащимися основами проектной деятельности, формирования осознанной потребности в продуктивной проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
- Научить формулированию проблемы и решению ее через все этапы проекта:
- постановка проблемных вопросов;
- определение целей и задач и способа их достижения;
- работа с различными источниками информации;
- представление результатов своей деятельности;
- анализ результатов проекта.
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
- Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
- Научить осознавать экологические проблемы и участвовать в их решении.
Задачи для учителя:
1. Применять педагогические технологии, обеспечивающие самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы, осуществлять контроль;
2. Создавать условия для проектной деятельности;
3. Создавать комфортную обстановку;
2. Научить ставить проблему и цели;
3. Обучать приёмам и методам проектной деятельности;
4. Научить работать с информацией;
5. Ориентировать обучающихся на результат проекта;
6. Неформально снижать агрессию и конфликтность участников;
7. Помогать в организации обсуждений результатов этапа.
Распределение часов:
5 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю;
6 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю;
Формы организации учебного процесса:
Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.
Формы контроля:
Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология проектного обучения.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
ПРЕДМЕТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ
Данная программа рассчитана на 68 часов в 5 - 6 классах в следующем объёме:
в 5 классе - 34 ч;
в 6 классе - 34 ч;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,толерантность.
Метапредметные результаты - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты
- освоение первоначальных сведений о проекте, о видах проектов;
- владение навыками поиска информации в различных источниках, оформления сносок, составления плана проекта;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения.
Обучающиеся за 2 года научатся следующему:
1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.
2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.
3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.
4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.
5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.
6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.
7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.
8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.
9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.
10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться следующему:
1.Коллективно и в группе выполнять учебные и социальные проекты.
2.Использовать озарение, догадку, интуицию.
3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС 34 часа
Коллективный учебный проект (17 часов)
Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Что значит защитить проект? Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, работа в группах, представление и коллективная защита проекта.
Тема проекта
№1 «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Проблема : «Чему учит сказка?»
Групповые учебные проекты (17 часов)
Как целенаправленно собирать информацию? Структурирование информации. Анализ собранной информации. Экскурсия. Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта.
Темы проектов
№1 «Пословица недаром молвится» (на примере пословиц поговорок в речи учителей 5 Б класса ). Проблема: «Как речь характеризует говорящего?»
№2 «Какого роду, племени» (на примере изучения фамилий одноклассников). Проблема: «Как образовались фамилии?»
№3 «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
6 КЛАСС 34 часа
Информационные проекты (15 часов)
Что такое информационный проект? Работа над проектом №1: выбор проблемы, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Работа над проектом №2: выбор проблемы, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Экскурсия в редакции газет «Горняк», «Маршрутка» . Работа над проектом №3: выбор роли, проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Экскурсия в музей МОАУ СОШ №15.
Темы проектов
№1 Пишем учебник по истории г. Райчихинска (книга)
№2 Школьная филологическая газета «Юный филолог» (газета)
№3 Известные выпускники и учителя школы (электронная страница).
Прикладные проекты (19 часов)
Что значит область применения продукта деятельности? Анализ потребностей социального окружения Школы. Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.
Темы проектов
№1: Эмблема МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской обл. (эмблема)
№2: Если хочешь быть здоров (бюллетень)
№3:Проект новой Школы (выставка макетов)
Календарно - тематическое планирование по проектной деятельности
1час в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Характеристика деятельности | Дата по плану | Дата по факту | |
Коллективный учебный проект (17 часов) | |||||||
1 | Проекты дают знания. Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. | 1 | Комбинированное занятие | 1. Беседа о проектах. 2. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 3. Подведение итогов . | |||
2 | Работа над коллективным учебным проектом. Тема проекта. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. | 2 | Комбинированное занятие | 1. Анализ и синтез. 2. Тема, проблема, задачи проекта 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4. Подведение итогов . | |||
3 | Распределение обязанностей. Поиск информации. | 1 | Комбинированное занятие | 1. Распределение обязанностей. 2. Поиск информации. 3. Мозговой штурм. 4. Весёлая переменка. 5. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 6. Подведение итогов. | |||
4 | Разработка проекта. Подборка литературы. | 2 | Комбинированное занятие | 1. Разработка проекта. 2. Подборка литературы. 3. Интеллектуальный тренинг. 4. Подведение итогов. | |||
5 | Разработка проекта. | 2 | Комбинированное занятие | 1.Разработка проекта. 2. Творческий продукт. 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4. Подведение итогов. | |||
6 | Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. | 2 | Комбинированное занятие | 1.Поиск информации. 2. Весёлая переменка. 3. Критерии оценки проектных работ. 4. Информационный продукт. 5. Подведение итогов. | |||
7 | Что значит защитить проект? Подготовка выступления. Сравнение как метод исследования | 2 | Комбинированное занятие | 1.Подготовка выступления. 2. Сравнение как метод исследования. 3. Весёлая переменка. 4. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 5. Подведение итогов. | |||
8 | Предзащита проектов | 3 | Комбинированное занятие | 1. Симпозиум. 2. Предзащита проектов. 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4 . Подведение итогов. | |||
9 | Защита проекта. | 2 | Презентация | 1.Защита проекта. 2. Презентация продуктов. 3. Подведение итогов. | |||
Групповые учебные проекты (17 часов) | |||||||
10 | Самоанализ «После защиты проекта». Проблемные вопросы. | 1 | Комбинированное занятие | 1.Самоанализ «После защиты проекта». 2. Проблемные вопросы. 3. Темы проектов по группам. 4. Интеллектуальный тренинг. 5 . Подведение итогов. | |||
11 | Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. | 1 | Комбинированное занятие | 1.Наблюдение как метод исследования. 2. Дедукция как метод познания. 3. Интеллектуальный тренинг. 4 . Подведение итогов. | |||
12 | От сравнения к индукции. | 1 | Комбинированное занятие | 1.Помощники в работе над проектом. 2. От сравнения к индукции. 3. Поисковик. 4. Интеллектуальный тренинг. 5 . Подведение итогов. | |||
13 | Индукция как метод познания. | 1 | Комбинированное занятие | 1.Индукция как метод познания. 2. Интеллектуальный тренинг. 3 . Подведение итогов. | |||
14 | Самоанализ. Цель и задачи проектов. Тематика проектов. Поиск информации. | 1 | Комбинированное занятие | 1.Самоанализ. 2. Цель и задачи проектов. 3. Тематика проектов. 4. Поиск информации. 5. Интеллектуальный тренинг. 6. Подведение итогов. | |||
15 | Алгоритм. Разработка проектов. | 5 | Комбинированное занятие | 1.Алгоритм. 2.Разработка проектов. 3. Интеллектуальный тренинг. 4. Подведение итогов. | |||
16 | Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта | 2 | Комбинированное занятие | 1. Критерии оценки проектных работ. 2. Предзащита проекта. 3. Творческий продукт. 4. Подведение итогов. | |||
17 | Защита проектов. | 3 | Презентация | 1.Презентация и защита проектов. 2. Обсуждение. 3. Подведение итогов. | |||
18 | Итоговое занятие | 2 | Обобщение и систематизация знаний | 1. Подведение итогов. 2. Вручение сертификатов. | |||
Итого: | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Информационные проекты: структура, этапы работы. Требования к оформлению результатов проектов. Практическая деятельность по реализации краткосрочного информационного проекта.
Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ», составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов.
Прикладной проект: планирование работы, организация индивидуальной и групповой деятельности, способы защиты прикладного проекта. Практическая деятельность по реализации прикладного проекта.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Информационные проекты | 15 | учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); обучается методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; учится устанавливать причинно-следственные связи; учится строить знаково-символические модели. |
2. | Прикладные проекты | 19 | учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); обучается методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; слушает и вступает в диалог; строит логическую цепь рассуждений; выполняет задание по схеме; учится полно выражать свои мысли; строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; учится выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учиться оценивать адекватно себя и сверстников; учится разрешать конфликты. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.
2. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.
3. Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литкературы/ И.А.Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.
4.Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.
- Методические рекомендации для организаторов учебно-исследовательской деятельности школьников // Теория и практика дополнительного образования. -2009.-№4.-с.42-51
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асайегша, 2000.
- Решетова, М.А. Из опыта организации управления внеклассной исследовательской деятельностью учащихся // Дополнительное образование и воспитание. -2009. -№1. -с. 12-17
- Русских, Г.А. Исследовательская работа - основа подготовки педагога к педагогическому проектированию // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №6. - с.23-28
- Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформиро-ванности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
- Черных, Н.В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся // Практика административной работы в школе. - 2007. - №3. - с.55-56
Информационные сайты
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439
http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf