Основы читательской грамотности как составляющая функциональной грамотности обучающихся

Успешное обучение в  основной и средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

27.08.2018. протокол № 1.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15

_____________Н.В.Морозова

28.08.2018

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

29.08.2018 г.

Программа

«Основы читательской грамотности

как составляющая функциональной

грамотности обучающихся»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Н.Н. Золотарева

        

г. Райчихинск

2018 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Вид:                                                                      модифицированная

Педагог                                                           Золотарева Н.Н.

Образовательная область                                  русский язык, литература

Возрастной диапазон                                           8-11 классы

Сроки реализации                                                2018-2021г.

Актуальность:

        Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Успешное обучение в  основной и средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Принципы:

        Доступность обучения. Научность. Преемственность. Последовательность. Систематичность. Наглядность. Дифференциация и индивидуализация. Взаимодействие и сотрудничество. Сознательность и творческая активность. Продуктивность. 

Инновационный аспект программы выражается в связи универсальных учебных действий по формированию у обучающихся основ смыслового чтения и понимания текста с содержанием учебных предметов, внеурочной деятельностью, а также в выработке способов достижения метапредметных результатов образовательного процесса.

Практикоориентированность программы  заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя русского языка и литературы, но и преподаватели других дисциплин, а также другие участники образовательных отношений: ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешной сдачи ГИА (в частности при интерпретации текста).

Цели:

  1. Формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении.
  2. Формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы.
  3. Формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Реализации поставленных целей способствует решение следующих задач: 

  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

- углубления базовых знаний по теории текста;

- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

-использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Педагогические технологии и техники, используемые в образовательном процессе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам читательской деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- эвристическая беседа;

- игровые формы;

- конспекты, памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля и аттестации:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- диагностические работы;

- предметные тесты;

- контрольные работы;

- зачеты;

- творческие работы.

План реализации программы:

Учебный год

Мероприятия

2018-2019

I этап - подготовительный

1.Изучение нормативно-правой базы, подзаконных документов.

2. Диагностика  обучающихся с целью выявления мотивов познавательных интересов.

3. Развитие  самостоятельности, творческих способностей обучающихся:

1) разработка программы;

2) создание учебно-методического обеспечения.

4. Использование читательской деятельности в процессе обучения и воспитания.

2019-2020

II этап - основной

1.Апробация программы «Основы читательской грамотности как  составляющая функциональной грамотности обучающихся».

2. Оформление наглядно-дидактического материала.

3. Переход в режим функционирования программы «Основы читательской грамотности как составляющая функциональной

грамотности обучающихся»

4. Организация по формированию читательской грамотности в системе.

5. Разработка методического пособия для учителей и учащихся  «Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению».

2020-2021

III этап - заключительный

1.Обобщение опыта и анализ работы по программе «Основы читательской грамотности как составляющая функциональной

грамотности обучающихся»

Основные формы деятельности.

  • Моделирование образовательного процесса в рамках урока и вне урока
  • Элективные курсы
  • Предметная неделя
  • Классный час
  • Информационный час
  • Участие в творческих конкурсах
  • Создание медиапродуктов (газета, буклет, видеоролик, сценарий и т.п.)
  • Литературный флешмоб
  • Читательский марафон

Организация  читательской деятельности обучающихся.

8-9 КЛАССЫ

Совершенствование навыков работы с текстом

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная работа со школьниками.

Формы:

урок, курс внеурочной деятельности,

внеклассная работа,

предметные недели, участие в творческих конкурсах, читательский марафон создание медиапродуктов (буклетов, видеороликов, презентаций)

10-11 КЛАССЫ

Совершенствование навыков работы с текстом

Развитие и расширение

познавательных интересов учащихся.

Развитие информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

урок, элективный курс,

внеклассная работа,

предметные недели,

индивидуальная работа по созданию творческих работ, выполнение рефератов, создание медиапродуктов (газета, буклет, видеоролик, сценарий)

Ожидаемые результаты: В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.