Основы читательской грамотности как составляющая функциональной грамотности обучающихся
Успешное обучение в основной и средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы 27.08.2018. протокол № 1. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15 _____________Н.В.Морозова 28.08.2018 | УТВЕРЖДАЮ. Директор МОАУ СОШ № 15 __________В.В.Неценстрик 29.08.2018 г. |
Программа
«Основы читательской грамотности
как составляющая функциональной
грамотности обучающихся»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Н.Н. Золотарева
г. Райчихинск
2018 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Вид: модифицированная
Педагог Золотарева Н.Н.
Образовательная область русский язык, литература
Возрастной диапазон 8-11 классы
Сроки реализации 2018-2021г.
Актуальность:
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Успешное обучение в основной и средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Принципы:
Доступность обучения. Научность. Преемственность. Последовательность. Систематичность. Наглядность. Дифференциация и индивидуализация. Взаимодействие и сотрудничество. Сознательность и творческая активность. Продуктивность.
Инновационный аспект программы выражается в связи универсальных учебных действий по формированию у обучающихся основ смыслового чтения и понимания текста с содержанием учебных предметов, внеурочной деятельностью, а также в выработке способов достижения метапредметных результатов образовательного процесса.
Практикоориентированность программы заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя русского языка и литературы, но и преподаватели других дисциплин, а также другие участники образовательных отношений: ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешной сдачи ГИА (в частности при интерпретации текста).
Цели:
- Формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении.
- Формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы.
- Формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Реализации поставленных целей способствует решение следующих задач:
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
∙ освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
∙ учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
-использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Педагогические технологии и техники, используемые в образовательном процессе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам читательской деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- эвристическая беседа;
- игровые формы;
- конспекты, памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля и аттестации:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- диагностические работы;
- предметные тесты;
- контрольные работы;
- зачеты;
- творческие работы.
План реализации программы:
Учебный год | Мероприятия |
2018-2019 I этап - подготовительный | 1.Изучение нормативно-правой базы, подзаконных документов. 2. Диагностика обучающихся с целью выявления мотивов познавательных интересов. 3. Развитие самостоятельности, творческих способностей обучающихся: 1) разработка программы; 2) создание учебно-методического обеспечения. 4. Использование читательской деятельности в процессе обучения и воспитания. |
2019-2020 II этап - основной | 1.Апробация программы «Основы читательской грамотности как составляющая функциональной грамотности обучающихся». 2. Оформление наглядно-дидактического материала. 3. Переход в режим функционирования программы «Основы читательской грамотности как составляющая функциональной грамотности обучающихся» 4. Организация по формированию читательской грамотности в системе. 5. Разработка методического пособия для учителей и учащихся «Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению». |
2020-2021 III этап - заключительный | 1.Обобщение опыта и анализ работы по программе «Основы читательской грамотности как составляющая функциональной грамотности обучающихся» |
Основные формы деятельности.
- Моделирование образовательного процесса в рамках урока и вне урока
- Элективные курсы
- Предметная неделя
- Классный час
- Информационный час
- Участие в творческих конкурсах
- Создание медиапродуктов (газета, буклет, видеоролик, сценарий и т.п.)
- Литературный флешмоб
- Читательский марафон
Организация читательской деятельности обучающихся.
8-9 КЛАССЫ | Совершенствование навыков работы с текстом Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со школьниками. | Формы: урок, курс внеурочной деятельности, внеклассная работа, предметные недели, участие в творческих конкурсах, читательский марафон создание медиапродуктов (буклетов, видеороликов, презентаций) |
10-11 КЛАССЫ | Совершенствование навыков работы с текстом Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Развитие информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: урок, элективный курс, внеклассная работа, предметные недели, индивидуальная работа по созданию творческих работ, выполнение рефератов, создание медиапродуктов (газета, буклет, видеоролик, сценарий) |
Ожидаемые результаты: В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.