РМО классных руководителей
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В современных условиях совершенствования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Немаловажную роль в организации воспитательного процесса в учебном заведении играет методическое объединение классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет Воспитательная среда | 1.18 МБ |
«Новый взгляд в воспитательной среде общеобразовательных организациях». | 58 КБ |
план рмо 2021-2022 | 29.65 КБ |
план рмо 2022-2023 | 31.58 КБ |
анализ работы рмо 2020-2021 | 101 КБ |
«Активные формы работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися.» | 92.5 КБ |
_analiz_rmo_2022-2023_kl.ruk_.pdf | 922.44 КБ |
_analiz_rmo_2020-2021_kl.ruk_.pdf | 344.99 КБ |
plan_raboty_rmo_2023-24.pdf | 584.27 КБ |
ptg_klassnye_rukovoditeli_2023-2024.pdf | 573.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Новый взгляд в воспитательной среде общеобразовательных организациях».
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”.
(И. С. Якиманская)
Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания.
В своей работе современная школа руководствуется приоритетными направлениями деятельности, предусмотренными Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.; Стратегией развития воспитания до 2025 г.г.
Говорят же, молодежь – будущее России. И к слову «будущее» мы подходим позитивно, потому что возлагаем на молодежь большие надежды и верим, что страну они не подведут. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития детей и молодежи, является их положение в самом обществе, потому что именно благодаря им можно предусмотреть некоторые из черт будущей социальной действительности.
Главная цель молодежной политики в России – это создание действенной правовой и социальной защиты молодёжи, инновационная деятельность, стимулирование творческой активности, создание условий для самореализации и саморазвития молодёжи с помощью поддержки со стороны общественных организаций, государства и общества в целом.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Воспитательная компонента формирует позитивную модель поведения обучающихся и этим самым способствует нормальной адаптации ребенка и адекватного развития личности в обществе, государстве, мире.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
- воспитывающая среда;
- учебная деятельность;
- внеурочная деятельность и система дополнительного образования.
- внеклассная работа;
Мне удалось побывать на межрегиональном форуме специалистов в сфере воспитания в ноябре прошлого года и там я поучаствовать на трёх точках кипения, о которых я вам сегодня расскажу . И в ближайший час у нас с вами три вопроса
-Воспитательная среда
-Профессиональные компетенции классных руководителей
-Работа с родительским сообществом
Вывод:
Главная цель педагогического коллектива и каждого классного руководителя - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать саморазвития каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
План работы районного методического объединения заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей.
на 2021-2022 учебный год
«Современные требования к управлению воспитательным процессов в образовательной организации».
Обоснование темы:
Серьезными проблемами современности стали вызовы мирового, планетарного уровня: политическая нестабильность, проблемы войн, межэтнические и межконфессиональные конфликты, терроризм, проблемы экономики, экологии, места и роли здравоохранения и образования, трансформирования социокультурных норм и ценностей, возникновение молодёжных субкультур разного толка и другие. Реагирование на вызовы современного мира делает воспитание одним из ключевых факторов в судьбе и сегодняшнего, и будущих поколений детей и молодёжи. Ведь подлинное воспитание предполагает организацию деятельности по «созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 г., обосновывая ценностные смыслы Конституции РФ в контексте исторической ответственности государства перед нынешними и будущими поколениями, видит консолидирующую базу государственной политики именно в гражданской ответственности и патриотизме. Для этого, отмечает Президент, надо отдавать отчет в том, что сферы общего образования, культуры, молодёжной политики – это не набор услуг, а жизненное пространство для формирования нравственно гармоничного человека, ответственного гражданина.
Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к воспитанию и образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремится к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность, осознавать смысл своей жизни.
При такой постановке проблемы становится понятным, что одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций является не только вооружение знаниями, но и духовное, нравственное, этическое воспитание подрастающего поколения.
Управление педагогической деятельностью - особая деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства персоналом и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, учителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение поставленных образовательных целей и целей развития личности. Воспитание же - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. Следовательно, управление воспитательным процессом - особая деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.
Цель:
Совершенствование воспитательной системы школы на основе: активизации совместной работы классных руководителей и учителей-предметников по формированию личностных качеств учащихся; сплочению классных коллективов, проектной деятельности, расширения форм взаимодействия с родителями; профилактике девиантных форм поведения и вредных привычек.
Использование в воспитательном процессе современные психолого-педагогические мониторинги для совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе в условиях ФГОС третьего поколения.
Задачи:
1) Повысить теоретический, научно-методический уровень подготовки
заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2)Обеспечить выполнение единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
3)Вооружить заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
4)Координировать планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
5) Изучить, обобщить и использовать на практике передового педагогического опыта работы педагогов.
6) Содействовать становлению и развитию системы воспитательной работы на основе Воспитательной программы общеобразовательного учреждения.
Кадровый состав РМО:
№ п\п | ФИО | Возраст | Стаж Общ\педаг | Категория | Образование |
1 | Чванова И.Н. | 56 | 35 | 1 | высшее |
2 | Давыдова А.М. | 36 | 14 | высшая | высшее |
3 | Чубикова Н.В. | 55 | 33 | высшая | высшее |
4 | Ангерсбах Н.Н. | 39 | 17 | 1 | высшее |
5 | Живаева С.Г. | 48 | 29 | 1 | высшее |
6 | Рыбина Ю.В. | 46 | 26 | высшая | высшее |
Заместитель директора по ВР | |||||
1 | Каменская С.А. | 49 | 30 | СЗД | высшее |
2 | Жбанова Е.В | 50 | 30 | СЗД | высшее |
3 | Тихонова А.А. | 26 | 4 | - | высшее |
4 | Дудина Н.В. | ||||
Педагоги-организаторы | |||||
1 | Курмаева О.А. | 26 | 2 | - | высшее |
2 | Денисова И.М. | 43 | 22 | 1 | высшее |
Всего | 10 |
Темы самообразования :
- Совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей в работе с обучающимися и их родителями.(Рыбина Ю.В.)
- Совершенствование системы дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе через реализацию проектов «Школа полного дня» и «Точка роста», деятельность научно-учебной лаборатории «Агрокуб». (Каменская С.А.)
- Роль ученического самоуправления в формировании лидерских качеств, коммуникативной культуры, навыков упражнения и связи с общественностью. (Тихонова А.А)
- Cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысление нравственных проблем. (Живаева С.Г.)
- Формирование личностных качеств обеспечивающих социализацию ребенка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании. ( Давыдова А.М.)
- Нравственное воспитание школьников. (Денисова И.М.)
План работы РМО
на 2021-2022 учебный год.
№ | Тема | Сроки проведения | Форма проведения, сроки |
1. | «Аспекты реализации воспитательной работы в современных условиях» Вопросы для обсуждения: 1.Анализ работы РМО за 2020-2021 уч. год. 2.Утверждение плана работы РМО на 2021-2022 учебный год. 3.Выбор тем для самообразования. 4.Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя. 5.Профессиональная компетенция классного руководителя . 6. Сетевые педагогические сообщества и их роль в развитии профессиональной компетентности учителя.
| Август | Беседа Давыдова АМ. |
2. | «Билет в будущее»: система профориентационной работы в современной школе». 1. Методика профориентационной работы в различных возрастных группах. 2. Методические основы профориентации во внеклассной работе. 3. «Система профориентационной работы Бутурлинского муниципального округа: проблемы, опыт, перспективы ». | Сентябрь | Методический семинар (обмен опытом) Чубикова Н.В Ангерсбах Н.Н. Востроконова И.С. |
3. | « Организация дополнительного образования в школе в рамках проекта «Точка роста». 1. Систематизация и обобщение инновационного опыта работы в рамках проекта «Точка роста», «Школа полного дня». 2. Реализация проектов «Точка роста», «Школа полного дня» при работе с детьми «группы риска». | Ноябрь | Круглый стол
Каменская С.А. Тихонова А.А. |
4. | «Информационно-коммуникационные и образовательные платформаы«Сферум» и АИС электронный журнал как дополнительный цифровой инструмент реализации программы воспитания школы». 1. Цифровые инструменты реализации программы воспитания школы. 2. Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» как дополнительный цифровой инструмент реализации программы воспитания школы. 3. Автоматизированная информационная система «Образование» -как рычаг в управление данными обучающихся для классного руководителя. | Апрель | Методический семинар Рыбина Ю.В. Давыдова А.М. Кукина Е.А. Дудина Н.В. |
5. | « Мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы школы «Вопросы для обсуждения: 1. Отчет по темам самообразования. 2. Аналитическая справка «Эффективность воспитательного процесса». 2.Подготовка к летней оздоровительной кампании. 2. Составление перспективного плана работы РМО на 2021/2022 учебный год. 3. Итоги работы РМО за 2020/2021 учебный год. | Май | Круглый стол. Давыдова А.М. Востроконова И.С. |
В течение года: | 1.Создание единого информационного портала для РМО на базе интернет странички руководителя РМО Давыдовой А.М. 2. Создание банка интересных педагогических идей. 2. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности 3. Консультации классным руководителям | Свободная форма Давыдова АМ. |
Предварительный просмотр:
План работы районного методического объединения заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей.
на 2022-2023 учебный год
«Современные требования к управлению воспитательным процессов в образовательной организации».
Обоснование темы:
Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается, или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему. Опираясь на стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, современное образовательное учреждение рассматривается как сложная система, а воспитание способно придать образовательному процессу новое качество. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Сегодняшнее многообразие форм учебно-воспитательных учреждений диктуется в значительной степени тем, что в условиях обычной массовой школы затруднено главное - создание мира детства с такой атмосферой взаимоотношений взрослых и детей, где реализуется возможность самовыражения и самоутверждения каждого. Само содержание учебно-воспитательной работы, структура массовой школы, ее организация и режим настроены на создание условий, максимально способствующих развитию личности школьника. В современных условиях требуется школа, способная на более высоком, качественно ином уровне решать учебно-воспитательные задачи, следовательно, школа, имеющая свои принципиальные особенности.
Таким образом, педагогический процесс в образовательном учреждении рассматривается как многостороннее явление, в котором наряду с деятельностью педагогов, важнейшим элементом является учебная, научная, творческая деятельность и самостоятельность воспитанников. Учебная, воспитательная, научная и творческая деятельность педагогов выступает средством, а самостоятельность воспитанников в процессе личностного развития - целью. Задачей педагогов является организация в процессе воспитания – самовоспитания, в процессе обучения – самостоятельности учения, в процессе развития школьников – инициирования процесса их саморазвития. Задача школьников – обретение основ для перехода с объектной позиции в процессе воспитания, обучения, развития на осмысленную активную субъектную позицию. Поэтому, в деятельности школы реализуется личностно-ориентированная парадигма, опирающаяся на ведущий принцип интегративно-гуманитарного подхода – все, что происходит в школе, должно стать для учащегося личностно значимым; ученик - не сторонний наблюдатель, а заинтересованная личность, он должен все как бы пропустить через себя.
Цель:
Повышение качества и эффективности системы воспитания, совершенствование
форм и методов воспитания в школе посредством повышения компетентности и
профессионального мастерства классных руководителей.
Задачи:
1.Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
2.Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
3. Координирование планирования, организации и педагогического анализа
воспитательных мероприятий классных коллективов.
4. Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей по работе с
родителями.
5. Повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.
Кадровый состав РМО:
№ п\п | ФИО | Возраст | Стаж Общ\педаг | Категория | Образование |
1 | Чванова И.Н. | 57 | 36 | 1 | высшее |
2 | Давыдова А.М. | 37 | 14 | высшая | высшее |
3 | Чубикова Н.В. | 56 | 34 | высшая | высшее |
4 | Ангерсбах Н.Н. | 40 | 18 | 1 | высшее |
5 | Живаева С.Г. | 49 | 30 | 1 | высшее |
6 | Рыбина Ю.В. | 47 | 27 | высшая | высшее |
Заместитель директора по ВР | |||||
1 | Каменская С.А. | 50 | 31 | СЗД | высшее |
2 | Жбанова Е.В | 51 | 31 | высшая | высшее |
3 | Тихонова А.А. | 27 | 5 | - | высшее |
4 | Дудина Н.В. | ||||
Педагоги-организаторы | |||||
1 | Курмаева О.А. | 27 | 3 | - | высшее |
2 | Денисова И.М. | 44 | 23 | 1 | высшее |
Всего | 10 |
Темы самообразования :
- Совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей в работе с обучающимися и их родителями.(Рыбина Ю.В.)
- Совершенствование системы дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе через реализацию проектов «Школа полного дня» и «Точка роста», деятельность научно-учебной лаборатории «Агрокуб». (Каменская С.А.)
- Роль ученического самоуправления в формировании лидерских качеств, коммуникативной культуры, навыков упражнения и связи с общественностью. (Тихонова А.А)
- Cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысление нравственных проблем. (Живаева С.Г.)
- Формирование личностных качеств обеспечивающих социализацию ребенка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании. ( Давыдова А.М.)
- Нравственное воспитание школьников. (Денисова И.М.)
Предполагаемый результат: повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности обучающихся.
Ожидаемые результаты работы: рост качества воспитанности обучающихся; создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы РМО классных руководителей
на 2022-2023 учебный год
.1. Аналитическая деятельность:
-Анализ методической деятельности РМО за 2021-2022 учебный год и планирование на 2022-2023 учебный год.
- Анализ посещения открытых мероприятий и классных часов.
- Изучение направлений деятельности классных руководителей
(тема самообразования).
- Анализ работы классных руководителей с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования
педагогической деятельности классных руководителей.
- Пополнение тематической папки «Методическая копилка классных руководителей.
3. Организация методической деятельности:
- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи классным руководителям при реализации обновлённых ФГОС, подготовки к аттестации.
4. Консультативная деятельность:
- Консультирование классных руководителей по вопросам составления плана
воспитательной работы.
- Консультирование классных руководителей с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
- Консультирование классных руководителей по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках обновлённых ФГОС.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам организации внеклассной и внеурочной деятельности.
3. Взаимопосещение классных часов и открытых мероприятий педагогами, классных руководителей.
4. Выступления классных руководителей на РМО .
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
6. Повышение квалификации классных руководителей.
7. Прохождение аттестации педагогических кадров.
8. Самообразование классных руководителей (работа над методической темой,
курсовое обучение, аттестация, семинары).
План работы РМО
на 2022-2023 учебный год.
№ | Тема | Сроки проведения | Форма проведения, сроки |
1. | «Аспекты реализации воспитательной работы в современных условиях» Вопросы для обсуждения: 1.Анализ работы РМО за 2021-2022 уч. год. 2.Утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год. 3.Выбор тем для самообразования. 4.Рассмотрение нормативно-правовой документации и должностных инструкций о классном руководстве согласно новым требованиям. 5.Освоение работы электронного ресурса «Конструктора рабочих программ». | Август | Беседа Давыдова АМ. |
2. | «Организационно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей к реализации всероссийского проекта «Разговор о важном». 1. Дорожная карта проекта «Разговор о важном». 2.Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, особенности и нововведения. 3.Организация изучения государственных символов России в рамках урочной и внеурочной деятельности. 4. Идеологическая воспитательная работа, письмо Минпросвещение от 06.07.2022 №03 961 | Ноябрь | Методический семинар
Давыдова АМ |
3. | «Нравственно-патриотическое воспитание школьников через различные виды деятельности». 1.Традиционные подходы в духовно-нравственном воспитании учащихся. Стратегия работы классных руководителей с семьями учащихся. 2.Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной организации. (из опыта работы классных руководителей) 3.Практическая часть: из опыта работы классных руководителей. Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащихся: -творческие конкурсы -диагностирование, тестирование. | Январь | Круглый стол
|
4. | «Формирование функциональной грамотности посредством реализации активной гражданской позиции обучающихся». 1. Креативное мышление как один из разделов формирования функциональной грамотности. 2.Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции. 3. Использование возможностей детских общественных объединений для усиления роли гражданско-патриотического воспитания и формирование здорового образа жизни. 4. Из опыта работы по формированию активной гражданской позиции. ( из опыта работы классных руководителей) | Апрель | Методический семинар |
5. | « Мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы школы «Вопросы для обсуждения: 1. Отчет по темам самообразования. 2. Аналитическая справка «Эффективность воспитательного процесса». 2.Подготовка к летней оздоровительной кампании. 2. Составление перспективного плана работы РМО на 2023/2024 учебный год. 3. Итоги работы РМО за 2022/2023 учебный год. | Май | Круглый стол. Давыдова А.М. |
В течение года: | 1.Пополнение единого информационного портала для РМО на базе интернет странички руководителя РМО Давыдовой А.М. 2. Создание банка интересных педагогических идей. 2. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности 3. Консультации классным руководителям | Свободная форма Давыдова АМ. |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение заместителей директоров по ВР,
педагогов - организаторов и классных руководителей
Анализ работы РМО
за 2020 – 2021 учебный год
Тема «Современные требования к управлению воспитательным
процессов в образовательной организации»
Руководитель:
Давыдова Анастасия Михайловна,
учитель английского языка, классное руководство 9 класс
МБОУ Кочуновская ООШ
высшей квалификационной категории
2021
Обоснование темы
Серьезными проблемами современности стали вызовы мирового, планетарного уровня: политическая нестабильность, проблемы войн, межэтнические и межконфессиональные конфликты, терроризм, проблемы экономики, экологии, места и роли здравоохранения и образования, трансформирования социокультурных норм и ценностей, возникновение молодёжных субкультур разного толка и другие. Реагирование на вызовы современного мира делает воспитание одним из ключевых факторов в судьбе и сегодняшнего, и будущих поколений детей и молодёжи. Ведь подлинное воспитание предполагает организацию деятельности по «созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 г., обосновывая ценностные смыслы Конституции РФ в контексте исторической ответственности государства перед нынешними и будущими поколениями, видит консолидирующую базу государственной политики именно в гражданской ответственности и патриотизме. Для этого, отмечает Президент, надо отдавать отчет в том, что сферы общего образования, культуры, молодёжной политики – это не набор услуг, а жизненное пространство для формирования нравственно гармоничного человека, ответственного гражданина.
Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к воспитанию и образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремится к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность, осознавать смысл своей жизни.
При такой постановке проблемы становится понятным, что одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций является не только вооружение знаниями, но и духовное, нравственное, этическое воспитание подрастающего поколения.
Управление педагогической деятельностью - особая деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства персоналом и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, учителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение поставленных образовательных целей и целей развития личности. Воспитание же - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. Следовательно, управление воспитательным процессом - особая деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.
Цель:
Совершенствование воспитательной системы школы на основе: активизации совместной работы классных руководителей и учителей-предметников по формированию личностных качеств учащихся; сплочению классных коллективов, проектной деятельности, расширения форм взаимодействия с родителями; профилактике девиантных форм поведения и вредных привычек.
Использование в воспитательном процессе современные психолого-педагогические мониторинги для совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе в условиях ФГОС.
Задачи:
1) Повысить теоретический, научно-методический уровень подготовки
заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2)Обеспечить выполнение единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
3)Вооружить заместителей директоров по ВР, педагогов- организаторов и классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
4)Координировать планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
5) Изучить, обобщить и использовать на практике передового педагогического опыта работы педагогов.
6) Содействовать становлению и развитию системы воспитательной работы на основе Воспитательной программы общеобразовательного учреждения.
Исходя из поставленной цели и задач была спланирована работа, основными направлениями которой были:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам воспитания;
- отбор содержания и составление Воспитательной программы образовательной организации;
- проведение анализа состояния работы классных руководителей в образовательных организациях;
- выработка единых требований к оценке деятельности классных руководителей;
- организация работы по накоплению дидактического материала;
- проведение творческих отчетов о профессиональном самообразовании классных руководителей.
Основные принципы организации методической работы:
- научность;
- гуманитаризация;
- системность;
- актуальность;
- востребованность.
Основные формы работы методического объединения:
- тематические заседания, круглые столы, семинары, мастер-классы, мини-форумы по организации работы классных руководителей в ОО;
- открытые часы классного руководства и внеклассные мероприятия;
- индивидуальные и групповые консультации по проблемам воспитательной работы;
- работа с молодыми специалистами;
- разработка методических рекомендаций в помощь классному руководителю по ведению школьной документации, организации и анализу внеклассных и внеурочных воспитательных мероприятий;
- систематизация имеющегося материала;
- помощь в работе школьных методических объединений классных руководителей (ШМО).
Структура проведения РМО:
1. Вступительное слово руководителя РМО о проблеме и цели заседания.
2. Выступления по теме.
3. Обмен опытом.
4. Обзор методической литературы.
5. Выработка решения и рекомендаций.
6. Текущие организационные вопросы.
В 2020-2021 учебном году в районное методическое объединение, входили руководители школьных методических объединений классных руководителей, заместители директоров по ВР, педагоги – организаторы Бутурлинского муниципального округа.
№ п\п | ФИО | Возраст | Стаж Общ\педаг | Категория | Образование |
1 | Стешина Ю.Н. | 38 | 15 | СЗД | высшее |
2 | Чванова И.Н. | 55 | 34 | 1 | высшее |
3 | Давыдова А.М. | 35 | 13 | высшая | высшее |
4 | Чубикова Н.В. | 54 | 32 | высшая | высшее |
5 | Ангерсбах Н.Н. | 38 | 16 | 1 | высшее |
6 | Хрулёва Е.Г. | 47 | 17 | 1 | высшее |
7 | Живаева С.Г. | 47 | 28 | 1 | высшее |
Заместитель директора по УВР | |||||
1 | Каменская С.А. | 48 | 29 | СЗД | высшее |
Педагоги-организаторы | |||||
1 | Курмаева О.А. | 25 | 1 | - | высшее |
2 | Денисова И.М. | 42 | 21 | 1 | высшее |
Всего | 10 |
Стаж пед.работы | Количество человек | Количество человек в процентах | Образование |
До 10 лет | 1 | 10% | Высшее |
10-20 лет | 5 | 50 % | Высшее |
От 20 лет | 4 | 40 % | Высшее |
Высшую категорию имеют 2 педагогов, что составляет 20%.
В течение учебного года деятельность РМО носила преимущественно информационно-просветительский и практический характер; в рамках организации работы были проведены пять заседаний, на которых рассмотрены следующие вопросы:
«Основные направления работы методического объединения на 2020-2021 учебный год»
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ работы РМО за 2019-2020 уч. год.
2.Утверждение плана работы РМО на 2020-2021 учебный год.
3.Выбор тем для самообразования.
4.Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.
«Основные направления организации воспитательного процесса обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
1.Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни.
2.Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений 3.Обновление деятельности классного руководителя в современных условиях. (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях».
4.Разработка программы воспитания. (Примерная программа воспитания и Методические рекомендации к разработке программы воспитания )
«Современные воспитательные технологии как условие достижения личностных результатов освоения ФГОС второго поколения».
1.Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования 2.Современные технологии воспитания и социализации обучающихся и их применение в работе классного руководителя.
3.Технологии формирования социальной активности школьников (социальные пробы, социальные практики, социальные проекты, профессионально- коммуникативные пробы)
4.Тимбилдинг как технология формирования детского коллектива.
«Педагогический мониторинг эффективности по организации воспитательного процесса».
Вопросы для обсуждения:
1. Отчет по темам самообразования.
2.Подготовка к летней оздоровительной кампании.
2. Составление перспективного плана работы РМО на 2021/2022 учебный год.
3. Итоги работы РМО за 2020/2021 учебный год.
Следует отметить работу членов РМО, которые активно участвовали в
обсуждении тем и охотно делились своим мнением, оказывали содействие и помогали в работе объединения. Доклады и сообщения по темам были хорошо подготовлены, иллюстрировались наглядным, раздаточным материалом и вызывали интерес участников заседания. Каждое заседание запротоколировано, по всем выступлениям есть материал, предлагаются все использованные методики.
Методическое объединение классных руководителей – это не только формат общения педагогов, где происходит обмен опытом, но и рассматриваются актуальные вопросы воспитания.
Руководителем РМО ведется сбор тематического и нормативного материала. Учет посещаемости и работы членов РМО.
Большое внимание уделяется обеспечению классных руководителей информацией по проблеме воспитания. С этой целью используются периодические издания, информационные, Интернет и другие ресурсы. Налажен электронный документооборот.
Представлены методические разработки внеклассных
мероприятий:
Ф.И.О. учителя | школа | класс | тема |
Давыдова А.М | МБОУ Кочуновская ООШ | 5-8 | Конкурсная программа для мам «Между нами девочками» |
Денисова И.М. | МБОУ Кочуновская ООШ | 5-7 | Викторина «Джентльмен класса!» |
Чубикова Н.В | Каменищенская ООШ имени А.Д.Герасименко | 5-9 | Внеклассное мероприятие «Урок Победы» |
Запланированные в начале учебного года вопросы на заседаниях МО были скорректированы по объективным причинам, из-за эпидемиологической ситуации в стране. Все мероприятия проходили в онлайн формате при помощи платформ Zoom, google meet.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства классных руководителей, связывающим в единое целое всю систему воспитательной работы является работа в рамках РМО, обязательное посещение методических заседаний. Стимулированию профессионального и личностного роста классных руководителей, внедрению новых воспитательных технологий, пропаганде актуального педагогического опыта работы в условиях классного коллектива способствует работа методического объединения классных руководителей. Анализ проведенной о рейтинговой оценки деятельности школьных методических объединений показал, что классные руководители принимают активное участие:
- в распространении опыта педагогической деятельности
- в работе с одаренными детьми.
Однако наблюдается невысокая активность классных руководителей в конкурсах профессионального мастерства, инновационной и экспериментальной деятельности, активность посещения заседаний РМО.
Рейтинг участия педагогов образовательных организаций в работе заседаний РМО
ОУ | Заседания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
МБОУ Кочуновская ООШ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Каменищенская ООШ имени А.Д.Герасименко | 1 | 1 | 1 | 1 | |
МАОУ Бутурлинская СОШ им ВИ Казакова | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Филиал МБОУ Базинской ООШ - Большебакалдская ООШ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
МБОУ Ягубовская СОШ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 |
Итоги работы РМО
1. Анализ работы за прошедший учебный показал, что поставленные перед РМО задачи в основном выполнены .
2. В работе РМО отмечается следующая положительная тенденция:
положительная динамика использования классными руководителями в воспитательной практике учебно-методических материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (методики , формы, методы работы с обучающимися);
3. Педагоги района принимали участие в работе РМО: были подготовлены доклады и сообщения по заявленным в планировании темам. Свой опыт работы обобщили все члены РМО.
Таким образом, можно констатировать, что задача по совершенствованию педагогического мастерства в этом году решалась в полном объѐме.
Однако остаются причины, которые снижают совершенствование педагогического мастерства учителей в районе:
- не все руководители ШМО принимают участие в заседаниях РМО,
- несоблюдение исполнительской дисциплины. Письма с темами заседаний РМО, просьбами и заданиями высылаются своевременно.
Для решения этой проблемы на следующий год намечены следующие шаги:
- вовлечение пассивных педагогов в методическую работу РМО;
- поиск активных форм проведения семинаров, заседаний РМО через изучение методической литературы, поиск в Интернете;
- популяризация и использование в работе новых технологий;
- оказание методической помощи учителям, испытывающим затруднения в работе, работающим по современным технологиям;
- изучение информационных потребностей педагогов;
- привлечение специалистов.
В следующем учебном году на РМО будут рассмотрены вопросы:
1. Методическое сопровождение работы ШМО классных руководителей.
2. Повышение профессиональной компетентности классных руководителей.
3. Оказание методической помощи ШМО в совершенствовании школьной системы воспитательной работы.
4. Сопровождение деятельности классных руководителей по реализации программ профилактики асоциального поведения детей и подростков.
5. Сопровождение участия классных руководителей в профессиональном конкурсе классных руководителей и других профессиональных конкурсах.
6. Мониторинг деятельности классного руководителя и ШМО классных руководителей (по отдельным направлениям воспитательной работы).
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Активные формы работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися.»
Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения учащихся - важнейшая составная часть пространства воспитательной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляя подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.
Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
I шаг: Выявить причины отклоняющегося поведения
II шаг. Определить процесс развития учащихся класса (этап)
Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа:
III шаг. Изучить характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса
Характерные особенности поведения (по А. Гезелл)
Возраст | Особенности поведения |
10 лет | Уравновешенность, доверчивость, мало заботится о внешности. |
11 лет | Импульсивность, негативизм, частая смена настроений, ссоры, бунты. |
12 лет | Автономия от семьи, возрастает влияние сверстников, чувство юмора, терпимость, проявление инициативы, забота о внешности, интерес к представителям противоположного пола. |
13 лет | Обращение внутрь себя, интровертированность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов. |
14 лет | Интроверсия сменяется экстраверсией, экспансивность, общительность. Интерес к другим людям и к себе, к различиям между людьми. Склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. |
15 лет | Быстро возрастают индивидуальные различия. Дух независимости, жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Ранимость, потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации. |
16 лет | Равновесие, внутренняя самостоятельность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм. |
IV шаг. Познакомиться с классификацией
«юных правонарушителей»
В. Клайн (1991) выделяет шесть типов «юных правонарушителей» с точки зрения психотерапевта.
1. Он просто «валяет дурака». «Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, шалости на грани хулиганства».
2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям».
3. Испорченный ребенок. «…личность с асоциальной направленностью. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье и теперь живет по нормам своего порочного окружения.».
4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития».
5. Психотики.
6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами».
V шаг. Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм
Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.
- Лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв, уроков, прогулы.
- Грубое нарушение социальных норм, предполагающее уголовное наказание.
- Такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, и могут быть скорректированы.
- Отклонения, предполагающие вариативность при разработке программ воспитательно-профилактической работы.
- Педагогическая некомпетентность родителей разного характера.
- Физиологические, психические, соматические и другие проблемы самого ребенка.
- Государственная политика по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы.
- Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка?
- Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка?
- Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми?
Приемы воспитания трудных подростков – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.