Научно-практическая конференция
В настоящее время исследовательские работы в н школе считаются обязательным условием обучения и неотъемлемой частью в изучение иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
limerik.docx | 2.08 МБ |
obshchestvo_ekolog.docx | 117.94 КБ |
vystuplenie.docx | 19.82 КБ |
ip_tibalov_n.pdf | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБОУКочуновская ООШ
Школьная научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Исследовательская работа на тему
«Роль экологических организаций России
и страны изучаемого языка
в борьбе с загрязнением окружающей среды»
Выполнила: ученица 8 класса
Афиногенова Анна
Научный руководитель: Давыдова А.М.,
учитель английского языка,
1 квалификационной категории
Кочуново, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. Экологические организации России.
1.1 Всероссийское общество охраны природы (ВООП) …………………...6
1.2. Центр экологической политики России (ЦЭПР) ………………………6
1.3. Российское экологическое движение "Зеленые" ………………………7
1.4. Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского……7
1.5 Российский региональный экологический центр (РРЭЦ). ……………..8
1.6. Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" ……9
1.7. Российский Зеленый крест ……….............................................................9
1.8. Движение Дружин охраны природы (ДОП)….......................................10
ГЛАВА 2. Международные экологические организации.
2.1 Гринпис (Greenpeace).…………………………………………………..11
2.2 Фонд дикой природы (WWF).………………………………………….11
2.3 Международный социально-экологический союз (МСоЭС)………...12
2.4 Международная экологическая организация "Беллона"……………...12
2.5 Зеленый крест……………………………………………………………13
2.6Участие России в международном сотрудничестве …………………..13
ГЛАВА3. Создание общественной организации «Общество ЭКОЛОГ».
3.1 Цели и задачи проекта…………………………………………………..19
3.2 Основное содержание…………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….29
Введение.
Мы считаем, что ни Человек,
ни мир не выживут, если будет
продолжаться отравление
нашего окружения и расточение
природных ресурсов.
(Из заявления членов международной
организации «Гринпис»)
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно, упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.
Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: "Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник". К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Почему экологическое положение не вызывает катастрофы в сознании каждого жителя планеты Земля?
Для того чтобы ответить на эти злободневные вопросы и попытаться «повернуть» ситуацию более благоприятной стороной пусть в небольшом масштабе – в МБОУ Кочуновской ООШ села Кочуново и было проведено данное исследование.
Актуальность данного исследования состоит в том, что 2017 год является «Годом экологии», данная работа развивает интерес у школьников к получению теоретических и практических навыков в области защиты окружающей среды.
Новизна выбранной темы заключается в представлении информации в виде проекта «Общество ЭКОЛОГ», самостоятельно разработанного ученицей 8 класса нашей школы.
Проблема исследования:
Из богатого объёма информации выбрать и систематизировать самый интересный материал на двух языках (русском и английском), раскрыть роль общественных организаций в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Объектом исследования: экологические общественные организации.
Предметом исследования: проект «Общество ЭКОЛОГ».
Целью исследования: исследовать опыт в проблемах охраны окружающей среды на примере работы общественных экологических организаций, создать на основе полученной информации проект «Общество Эколог».
Задачи исследования:
- Раскрыть историю становления общественных экологических организаций России и СНГ;
- Изучить цели и задачи, а также основные направления деятельности, преследуемые экологическими организациями;
- Рассмотреть программы и компании, осуществляемые экологическими организациями;
- Показать результативность (награды и достижения) рассматриваемых организаций;
- Ознакомиться с символикой экологических организаций.
Методы исследования:
Поисковый – информация в сети Интернет, библиотечный фонд, дополнительная литература, аудио- и видеоматериалы.
Анализ – отбор только самой важной и интересной информации по теме.
Синтез – обобщение полученной информации и структурирование по рубрикам.
Глава1.Экологические организации России.
- Всероссийское общество охраны природы (ВООП).
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году, как добровольное Общество охраны природы.
На сегодняшний день ВООП - это общероссийская, общественная и культурно-просветительная экологическая организация.
Цели:
Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.
Сохранение и укрепление здоровья населения.
Основные направления деятельности Общества:
Оказание содействия органам государственной власти и управления в обеспечении устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность субъектов природопользования.
Проведение своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга территорий.
Внедрение современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного государственного экологического контроля
Официальный сайт: http://voop.spb.ru
- Центр экологической политики России (ЦЭПР).
Центр экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти.
Cайт организации: www.ecopolicy.ru
- Российское экологическое движение "Зеленые".
В 1994 году на основе экологического движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия "Зеленые", в 2009 году деятельность Политической партии была прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное движение "Российское экологическое движение «Зелёные».
Цель экологического движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом организованными и волевыми политическими действиями.
Сайт организации: www.greenparty.ru
- Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского.
Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского был создан в 1995 году.
Экологический фонд - это одна из крупнейших благотворительных организаций, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты, представляющая интересы российской экологической общественности и социально ответственного бизнеса, инициатор и участник природоохранных программ, развивающихся в России.
Основные задачи Фонда: содействие устойчивому экологически ориентированному социально-экономическому развитию общества, обеспечение взаимодействия между деловыми кругами, правительством и обществом по вопросам устойчивого развития; поддержка экологических инициатив и проектов.
Направления деятельности Фонда: экологическое образование и воспитание; проведение конкурса грантов и стипендий им. В.И.Вернадского; проведение национальных и международных конференций, симпозиумов, выставок по вопросам устойчивого развития; издание научной, научно-популярной, образовательной литературы по основным направлениям деятельности Фонда.
Cайт организации: www.vernadsky.ru
1.5 Российский региональный экологический центр (РРЭЦ).
Российский региональный экологический центр учрежден в 2000 годy Европейской Комиссией и Академией государственной службы при президенте Российской Федерации.
РРЭЦ входит в сеть региональных экологических центров, действующих в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для поддержки сотрудничества между правительственными структурами, бизнес-сообществом и гражданским обществом в области охраны окружающей среды.
Миссия центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов и методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.
Высшим руководящим органом российского центра является совет учредителей, коллегиальным органом управления - совет управляющих, образован совещательный орган - консультативный совет.
Восемь членов Совета Управляющих представляют различные сектора общества: организации государственной власти Российской Федерации, иностранные организации, российские общественные организации, бизнес-структуры и научные сообщества.
Официальный сайт: www.rusrec.ru
- Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль".
Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" была зарегистрирована в мае 2006 года. В апреле 2007 года состоялось открытие интернет-ресурса организации. Основная цель организации – содействие росту экологической культуры общества, защита прав человека на благоприятную окружающую среду, чистую воду, качественные продукты питания, охрана уникальной природы России, развитие тенденций, необходимых для устойчивого развития страны.
Официальный сайт: www.greenpatrol.ru
1.7. Российский Зеленый крест.
Зелёный крест - неправительственная общественная организация, член Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году.
Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг российского зеленого креста - компромисс вместо конфронтации - соответствует принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с позиций партнёрства и добрососедства.
Официальный сайт: www.green-cross.ru
1.8. Движение Дружин охраны природы (ДОП).
Движение Дружин охраны природы (ДОП) появилось в 60-х годах ХХ века как студенческое природоохранное движение.
Направления и формы работы Движения Дружин по охране природы зависят от складывающейся обстановки, традиций и возможностей участников Движения, обусловленных его социальным и профессиональным составом. Движение, основу которого составляют студенты и специалисты естественнонаучного профиля, выступает за компетентность и профессионализм в изучении и решении проблем охраны природы. В то же время оно будет участвовать и в массовых экологических кампаниях.
Главным для участников Движения является конкретная практическая природоохранная деятельность. Для него недопустимо превращение этой работы в модное развлечение, политическую приманку или средство наживы.
Официальный сайт: www.dop.environment.ru
ГЛАВА 2. Международные экологические организации.
2.1 Гринпис (Greenpeace).
Гринпис - это международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.
Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.
Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.
Гринпис против насилия в любом его проявлении, все акции не приемлют никаких форм насилия в качестве метода достижения целей.
Официальный сайт в России: http://www.greenpeace.org/russia/ru
2.2 Фонд дикой природы (WWF).
Всемирный фонд дикой природы (WorldWideFundforNature) - это международная общественная независимая организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды.
Организация насчитывает более чем 5 миллионов сторонников во всём мире, работает WWF в более чем 90 странах и поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов во всём мире.
Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.
Официальный сайт в России: http://www.wwf.ru/?referer=wwforg
2.3 Международный социально-экологический союз (МСоЭС)
Международный Социально-экологический союз - это международная экологическая организация, основанная в декабре 1988 года.
На данный момент МСоЭС – это более 10 тысяч человек из 17 стран.
Главная идея создания МСоЭС – собрать под одной крышей людей, которым не все равно, что будет со Землей, с ее природой и культурой, с ее людьми, с нашими детьми и внуками.
Официальный сайт: www.seu.ru
2.4 Международная экологическая организация "Беллона".
Беллона (Bellona) - международное экологическое объединение.
Центральный офис объединения находится в столице Норвегии — городе Осло. Объединение «Беллона» начало свою работу как неправительственная организация 1986 года.
В конце 1980-х годов «Беллона» получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические прегрешения. Более чем за 20 лет работы «Беллона» стала крупной экологической экспертной организацией, основная цель которой - борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями тех или иных стратегий мирового экономического развития.
В апреле 1998 года была учреждена Санкт-Петербургская общественная организация "Экологический Правозащитный Центр «Беллона», которая является петербургским офисом международного экологического объединения «Беллона». Деятельность организации основана на убеждении, что права человека жить в благоприятной окружающей среде и иметь достоверную экологическую информацию - это фундаментальные права каждого человека, поскольку эти права касаются самого ценного - здоровья и жизни людей.
Официальный сайт: http://www.bellona.ru
2.5 Зеленый крест.
Международный Зеленый Крест (GreenCrossInternational, GCI) является экологической организации, основанной бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым в 1993 году, на основе договоренностей, достигнутых на Мировом Форуме в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Зеленый Крест - это негосударственная и некоммерческая организация.
Официальный сайт в Россини: http://www.green-cross.ru/about
2.6Участие России в международном сотрудничестве.
Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.
Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.
Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.
В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи: предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.
В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» ─ «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды»: Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:
- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
- каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
- недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
- должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
- должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
- государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.
Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:
с другими странами СНГ;
со странами Балтии;
с восточноевропейскими странами;
с индустриально развитыми государствами;
с развивающимися странами.
Объекты охраны окружающей среды делятся на:
- находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);
- используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);
- используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты - реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).
Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:
Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.
В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран.
Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье.
Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.
На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам - это сотрудничество по проблемам озера Байкал; управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.
Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.
Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.
В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.
Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.
Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.
ГЛАВА3. Создание общественной организации «Общество ЭКОЛОГ».
3.1 Цели и задачи проекта.
Начиная разрабатывать данный проект, я вспомнила слова академика В.Ф. Протасова «выход из экологического кризиса возможен только через экологическое образование всего населения России». Анализируя эту фразу, под словом «все», мы подразумеваю каждого в отдельности. Любой человек, будь то депутат Государственной думы или ученик средней школы, может изменить экологическую обстановку. Главное – чтобы проблема была на постоянном обозрении, основное – разъяснить всю серьёзность данной ситуации.
Как же можно сделать так, чтобы ситуация была у всех на виду? В условиях нашего села это окажется весьма непростым делом, ведь просвещение народа об экологическом состоянии не ведётся, только лишь в школе, и в сельской библиотеке выписывают районную газету, затрагивающих тему экологии.
Цель проекта: создать в рамках школьного НОУ (научного общество учащихся «Эврика») программу проекта «Общество ЭКОЛОГ» и условия для экологического образования и просвещения учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Поиск наиболее активных экологических лидеров среди школьников 1-8 классов МБОУ Кочуновской ООШ;
- Организация работы группы юных экологов;
- Проведение экологических акций, направленных на сохранение живых организмов, растительности на территории села;
- Создание школьной газеты «Сохраним природу родного села».
Гипотеза: создание общественной экологической организации школьников поможет выявить ребят, заинтересованных в решении проблем загрязнения окружающей среды. Совместно с ребятами, издавая газету, мы выдвинем экологическую проблему «на видное место».
Участники проекта:
- учащиеся начальных и средних классов МБОУ Кочуновской ООШ села Кочуново;
- историко-краеведческий музей школы;
- историко-краеведческий кружок при учреждении школы.
Вид проекта: долгосрочный, образовательный, досугово-познавательный.
Сроки реализации проекта: 1 сентября 2017 год – 30 июня 2018 год.
3.2 Содержание проекта.
Профессия эколог считается одной из интересных и актуальных профессий. Быть в курсе всех важных новостей связанных с окружающей нас средой, иметь право выносить на всеобщее обсуждение какие-то проблемы, помогать другим – все это черты работы эколога.
Профессия эколог часто связана с интересными и неожиданными встречами, с путешествиями, с морем информации. Быть экологом – значит быть человеком целеустремленным, настойчивым и в то же время легким в общении и отзывчивым. Хорошим экологом можно стать тогда, когда не жалеешь своих сил и времени на изучение важных явлений в мире, когда у тебя достаточно вдохновения, сил и таланта, чтобы «докричаться» до аудитории. Профессия эколог подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой работы могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны окружающей природной среды.
Функции эколога можно определить следующим образом:
- информационная функция: предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;
- просветительская функция: знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду; установление взаимосвязей между отдельными явлениями, например, выхлопами автомобилей и глобальными процессами - парниковым эффектом или потерей озонового слоя, а следовательно, изменением климата или возникновением риска для здоровья;
- организационная функция: "стимулирование" населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям.
- контролирующая функция: информируя о деятельности властей, предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды, предоставлять возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды и защищать свое право на благоприятную окружающую среду.
Но для того, чтобы суметь эффективно работать в области экологии, нужно разделять активную жизненную позицию, желать научиться технологиям работы со сверстниками, средствами массовой информации для решения конкретных экологических проблем, а также научиться влиять на общественное мнение посредством работы в СМИ (экологическая школьная газета).
Требования к знаниям и умениям учащимся, вступивших в «Общество ЭКОЛОГ»:
Проект позволяет формировать у учащихся следующие познавательные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, средств интернета;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К концу обучения учащиеся должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии эколог;
- основные функции эколога;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- иметь навык работы на персональном компьютере;
-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
- готовить и публиковать материалы в прессе.
Результатом деятельности школьников в рамках проекта «Общество ЭКОЛОГ» станет выпуск школьной газеты сиспользованием ИКТ-технологий.
Запланированный продукт проекта: школьная газета «Сохраним природу родного села», которая будет выпускаться раз в четверть.
Предполагаемые результаты проекта:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они не только проявят интерес к исправлению экологической ситуации родного села Бутурлинского района, но и начнут призыв на пополнение своих рядов.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Дети научатся общаться со старшими людьми, делиться знаниями, обмениваться мнениями и находить общие решения по поводу экологического положения села.
Работа «Общества ЭКОЛОГ» запланирована в двух основных направлениях:
1) сбор информации об экологическом состоянии села и его изменениях, её анализ, анализ изменения состоянии за несколько последних лет и публикация сведений в школьной газете «Сохраним природу родного села».
2) проведение информационных акций (создание буклетов, стенгазет, проведение круглых столов) и продуктивных акций (изготовление кормушек, информационных стендов и таблиц, с призывами, просьбами и предупреждениями о последствиях деяний людей относительно природы).
Для работы общества, запланировано два этапа.
1 модуль «Экологическая гостиная». Гостиная - относительно новый элемент развивающей предметной среды. У многих возникает вопрос: можно ли употреблять в школе слово «гостиная» вместо «класс»? мы считаем, что важно не само название, а содержание и формы работы, для которых она предназначена. В данном случае: для ребенка слово «класс» - обозначение обычного помещения. Более того, опыт показывает, что положительное отношение детей к экологической гостиной образуется за счет появления нового словосочетания, нежели «экологический класс». К тому же, создание экологической гостиной в школе, в отличие от школьного класса, не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.
В нашем случае, гостиная будет разделена на три зоны.
Первая зона будет учебной. Она предназначена для того, чтобы все участники общества могли собираться группами для обсуждения всей полученной информации, советоваться, выдвигать идеи, а также совместно работать над выпусками информационного материала.
Вторая зона – библиотека. Уголок, в котором я считаю нужным разместить красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (разнообразные экологические журналы Нижегородской области). Вся собранная информация об экологическом состоянии района, села должна быть оформлена в архив, чтобы обучающиеся могли анализировать экологическое положение села в разные временные рамки. Здесь же мы предлагаем расположить технический комплекс – компьютер, телевизор, DVDплеер, видеомагнитофон или проигрыватель, проектор для слайдов, мультимедийные презентации, видеокассеты, аудиокассеты, пластинки.
На стенках экологической гостиной мы предлагаем вывесить физико-географическую карту мира, России, Нижегородской области, картосхемы экологических тропинок, календари природы. Также в помещении могут выставляться различные макеты, объемные календари природы.
Третья зона – экологическая мастерская. В этой зоне юные экологи могут реализовывать свои практические проекты, например, создание скворечников, экологических карт, табличек, указателей, макетов живых объектов и многого другого. Здесь же мы бы хотели создать уголок, где будут находиться для общего обозрения самые интересные материалы, полученные в ходе исследований юных экологов, а также самые удачные модели, созданные обучающимися.
2 модуль «Экологический зал». В этом модуле запланировано проводить круглые столы, каждую четверть организовывать представление полученных результатов.
План по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный. Сроки: сентябрь 2017 года – ноябрь 2017 года.
(Диагностика успешно проведена см. приложение).
Постановка целей, задач, а также выяснение вопроса: уместно ли создание общественной экологической организации в нашей школе? Есть дети, заинтересованные в этом?
В марте было проведено анкетирование учащихся (2,3,4,6 классов). Такая анкета показала нам отношение детей к природе:
Анализ анкетирования:
Всего участников 19 (2,3,4,6 классы).
Менее 20 баллов -1 человек-5.26%
От 21 до 29 баллов-1 человек-5.26%
0т 30 до 39 баллов -15человек-78.9%
Свыше 40 баллов -2 человека-10.52%
У большинства участников анкетирования отношение к природе осознается ими глубоко и правильно. Однако они должны постарайться быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайть в защиту окружающей среды. Чаще интересоваться произведениями искусства: читать, слушать музыку, знакомится с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать отношение к природе более глубоким и действенным.
Анализируя проведенный мониторинг, можно сделать вывод о том, что ребята начальных и средних классов нашей школы полностью готовы к такому нововведению. Уверена, что у ребят, проявивших интерес к данной идее, искра не угаснет. Главное – желание детей работать в этой области.
2 этап. Исследовательский. Сроки: ноябрь 2017 года – март 2018 года.
1) Поиск смысла профессии эколог, которая включает в себя список черт, необходимых для экологов, объяснение смысла их деятельности и рекомендации по воспитанию в себе эколога.
2) Разработка игр для обучающихся начальных классов, основанных на развитии черт экологов.
3) Нахождение путей «добычи» информации: интернет-ресурсы, связь с краеведческим кружком.
4) Групповые (дети из начальных классов + учащиеся среднего звена) краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы, создание буклетов, стенгазет и так далее.
5) Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
6)Своевременная подготовка к различным конкурсам на экологическую тематику на протяжении всего учебного года.
3 этап. Обобщающий. Сроки: март 2018 года – июнь 2018 года.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Общество ЭКОЛОГ». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Выпуск школьной газеты «Сохраним природу родного края»:
Заключение.
Экологическое воспитание школьников средствами создания общественной экологической организации «Общество ЭКОЛОГ»через игровую, проектную и исследовательскую деятельность будет способствовать формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулировать потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; способствовать реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, будет позволять сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, и станет обеспечивать рост личности ребенка.
Список литературы.
1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981 г.
2.Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, Пакулова В.М., 1990 г.
3. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа, Хафизова Л.М. N8, C. 40-46, 1998 г.
4.Экологическое воспитание у младших школьников. Хафизова Л.М. //Начальная школа.-1989, N3, C. 33-34.География туризма: Учеб. для вузов./ под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНО Рус, 2008.-351 с.
5.Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы начальных классов. Учитель, 2004.
6.Организация проектной деятельности в школе: система работы. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2009
7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
8.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.
9.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.
10.Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
11.Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: курс лекций. – Волгоград: «Панорама», 2006.
12.Ахатов А.Г. Экология и международное право. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
13.Большая энциклопедия школьника OXFORD. Москва «Росмэн», 2001.
14. Гладкий Ю.Н. «Дайте Планете шанс». Москва «Просвещение»,1995.
15.Демина Т.А. «Экология, охрана окружающей среды». Москва «Просвещение», 1994.
16. Исмаилова С.В «Энциклопедия для детей, география. Москва «Аванта + », 1994.
17. Миркин Б.М. «Экология России 9 класс». Москва «Устойчивый мир», 1999.
Приложение
Анкета «Мое отношение к природе»
(Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг:
Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996)
Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.
Порядок работы.Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите. Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы | ||
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
6 | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
7 | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 |
9 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
10 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
11 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
12 | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13 | Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14 | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15 | Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
16 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17 | Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18 | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19 | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | 2 | 0 | 1 |
20 | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
22 | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23 | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24 | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам | 2 | 0 | 1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов.Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Предварительный просмотр:
Выступление.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: "Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник". К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Почему экологическое положение не вызывает катастрофы в сознании каждого жителя планеты Земля? Для того чтобы ответить на эти злободневные вопросы и попытаться «повернуть» ситуацию более благоприятной стороной пусть в небольшом масштабе – в МБОУ Кочуновской ООШ села Кочуново и было проведено данное исследование.
Актуальность данного исследования состоит в том, что 2017 год является «Годом экологии».
Новизна выбранной темы заключается в представлении информации в виде проекта «Общество ЭКОЛОГ», разработанного мной и Анастасией Михайловной.
Проблема исследования:
Из богатого объёма информации выбрать и систематизировать самый интересный материал, раскрыть роль общественных организаций в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Объектом исследования: экологические общественные организации.
Предметом исследования: проект «Общество ЭКОЛОГ».
Целью исследования: исследовать опыт в проблемах охраны окружающей среды на примере работы общественных экологических организаций, создать на основе полученной информации проект «Общество Эколог».
Задачи исследования:
- Раскрыть историю становления общественных экологических организаций России и СНГ;
- Изучить цели и задачи, а также основные направления деятельности, преследуемые экологическими организациями;
- Рассмотреть программы и компании, осуществляемые экологическими организациями;
- Показать результативность (награды и достижения) рассматриваемых организаций;
- Ознакомиться с символикой экологических организаций.
Мною было исследовано 8 экологических организаций России и 6 самых крупных международных экологических организаций. Они представлены на слайде. Начиная разрабатывать данный проект, мне встретились слова академика В.Ф. Протасова «выход из экологического кризиса возможен только через экологическое образование всего населения России». Анализируя эту фразу, под словом «все», мы подразумеваю каждого в отдельности. Любой человек, будь то депутат Государственной думы или ученик школы, может изменить экологическую обстановку. Главное – чтобы проблема была на постоянном обозрении. Как же можно сделать так, чтобы ситуация была у всех на виду? В условиях нашего села это окажется весьма непростым делом, ведь просвещение народа об экологическом состоянии не ведётся, только лишь в школе, и в сельской библиотеке выписывают районную газету, затрагивающих тему экологии.
Цель проекта: создать в рамках школьного НОУ (научного общество учащихся «Эврика») программу проекта «Общество ЭКОЛОГ» и условия для экологического образования и просвещения учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Поиск наиболее активных экологических лидеров среди школьников 1-8 классов МБОУ Кочуновской ООШ;
- Организация работы группы юных экологов;
- Проведение экологических акций, направленных на сохранение живых организмов, растительности на территории села;
- Создание школьной газеты «Сохраним природу родного села».
Гипотеза: создание общественной экологической организации школьников поможет выявить ребят, заинтересованных в решении проблем загрязнения окружающей среды. Совместно с ребятами, издавая газету, мы выдвинем экологическую проблему «на видное место».
Участники проекта:
- учащиеся начальных и средних классов МБОУ Кочуновской ООШ села Кочуново;
Сроки реализации проекта: 1 сентября 2017 год – 30 июня 2018 год.
Содержание проекта.
Профессия эколог считается одной из интересных и актуальных профессий. Быть в курсе всех важных новостей связанных с окружающей нас средой, иметь право выносить на всеобщее обсуждение какие-то проблемы, помогать другим – все это черты работы эколога.
Функции эколога можно определить следующим образом:
- информационная функция
- просветительская функция
- организационная функция
- контролирующая функция
Но для того, чтобы суметь эффективно работать в области экологии, нужно разделять активную жизненную позицию, желать научиться технологиям работы со сверстниками, средствами массовой информации для решения конкретных экологических проблем, а также научиться влиять на общественное мнение посредством работы в СМИ (экологическая школьная газета). Именно поэтому результатом деятельности школьников в рамках проекта «Общество ЭКОЛОГ» станет выпуск школьной газеты с использованием ИКТ-технологий.
Предполагаемые результаты проекта:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они не только проявят интерес к исправлению экологической ситуации родного села Бутурлинского района, но и начнут призыв на пополнение своих рядов.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Дети научатся общаться со старшими людьми, делиться знаниями, обмениваться мнениями и находить общие решения по поводу экологического положения села.
Для работы общества, запланировано два модуля.
1 модуль «Экологическая гостиная». Гостиная - относительно новый элемент развивающей предметной среды. В нашем случае, гостиная будет разделена на три зоны.
Первая зона будет учебной. Она предназначена для того, чтобы все участники общества могли собираться группами для обсуждения всей полученной информации, советоваться, выдвигать идеи, а также совместно работать над выпусками информационного материала.
Вторая зона – библиотека. Уголок, в котором я считаю нужным разместить красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (разнообразные экологические журналы Нижегородской области).
Третья зона – экологическая мастерская. В этой зоне юные экологи могут реализовывать свои практические проекты, например, создание скворечников, экологических карт, табличек, указателей, макетов живых объектов и многого другого
2 модуль «Экологический зал». В этом модуле запланировано проводить круглые столы, каждую четверть организовывать представление полученных результатов.
План по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный. Сроки: сентябрь 2017 года – ноябрь 2017 года.
Постановка целей, задач, а также выяснение вопроса: уместно ли создание общественной экологической организации в нашей школе? В марте было проведено анкетирование учащихся (2,3,4,6 классов). Такая анкета показала нам отношение детей к природе: всего приняло участие 19 человек . Анализируя проведенный мониторинг, можно сделать вывод о том, что ребята начальных и средних классов нашей школы полностью готовы к такому нововведению. Уверена, что у ребят, проявивших интерес к данной идее, искра не угаснет. Главное – желание детей работать в этой области.
2 этап. Исследовательский. Сроки: ноябрь 2017 года – март 2018 года.
3 этап. Обобщающий. Сроки: март 2018 года – июнь 2018 года.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Общество ЭКОЛОГ». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Выпуск школьной газеты «Сохраним природу родного села»:
И в заключение мне бы хотелось сказать, что экологическое воспитание школьников средствами создания общественной экологической организации «Общество ЭКОЛОГ»через игровую, проектную и исследовательскую деятельность будет способствовать формированию экологической культуры личности.