"Мой лучший урок"
В 2014 году стала победителем в Муниципальном этапе краевого конкурса "Мой лучший урок"
Конспект НОД по краеведению "Моя малая родина - станица Темижбекская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_konkurs.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
«Моя малая родина – станица Темижбекская»
Цели:
- приобщать детей к истории родной станицы;
-развивать у дошкольников интерес к её достопримечательностям;
- активизировать познавательную сферу ребенка, умение
понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения станицы.
2. Расширять представления детей о боевом подвиге жителей станицы в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза.
3. Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою малую родину, уважение к землякам, прославившим её.
4. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через
приобщение к литературе, народной культуре.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная доска, презентация в программе Power point, наборы для рисования (карандаши, бумага).
Подготовительная работа:
экскурсия в музей станицы Темижбекской, целевая прогулка и возложение цветов к памятнику-мемориалу погибшим воинам в Великой Отечественной войне, беседа с А.А. Ващенко, атаманом Хуторского Казачьего общества станицы, чтение произведений художественной литературы о Родине, беседы о событиях, происходящих в станице, рассматривание фотографий станицы, посещение мини-музея «Казачья хата» при детском саде, прослушивание и заучивание песен и стихов о родном крае.
Используемые методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационная часть.
Воспитатель читает:
Там, где нив вековое раздолье,
И Кубань, под горою, поёт,
Где дорога бежит в Ставрополье,
Двести лет, расцветая, живёт
По - кубански большая, привольная,
Красоту от людей не тая,
И радушная и хлебосольная
Темижбекская - радость моя!
Наши прадеды здесь основали
Поселенье лихих казаков.
Здесь отцы наши насмерть стояли,
Прогоняя с Кубани врагов.
Их, с Победой, встречала застольями,
Повидавших чужие края,
Обнимая своими раздольями,
Темижбекская - радость моя!
Каждый год здесь хлеба колосятся,
И в садах созревают плоды,
У реки казачата резвятся,
Наслаждаясь прохладой воды.
Ведь для них это родина малая,
И до боли, родная, своя,
Словно песня казачья удалая,
Темижбекская - радость моя!
В. Лукашенко
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Замечательно! Тогда этими прекрасными словами мы и начнем путешествие по страницам истории нашей малой родины станицы Темижбекской.
- Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?
1-й Ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
2-й Ребенок:
Жура-жура-журавель
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
Воспитатель: С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился, рос, учился и делал первые шаги в самостоятельную жизнь. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: Это мой дом, моя семья, моя станица.
Воспитатель: Вы правы, ребята.
Наша станица была основана в 1802 году по указу Александра I (слайд 2) казаками- переселенцами с Дона (слайд 3). Казаки были трудолюбивые, строили жилье, занимались земледелием, выращивали хлеб, овощи, фрукты; ухаживали за домашними животными. Но самое важное дело казаков-мужчин – они охраняли нашу станицу от набегов врагов.
Воспитатель: А знаете ли вы, что такое достопримечательности?
Дети: Это красивые, памятные
места, которые украшают станицы и города.
Воспитатель: Есть ли в нашей станице достопримечательности, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов?
Дети: Колокольня, оставшаяся от храма.
Воспитатель: Действительно, это чудо архитектуры. Храм Святого Николая Чудотворца (слайд 4). Существует поверье, что для его строительства использовались яичные желтки и скорлупа, чтобы здание было прочным. Яйца собирали со всей станицы. В один из фундаментов Храма была заложена медная пластина, на которой было написано следующее: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Заложен Храм сей во имя Святого Николая Чудотворца 22 июня 1914 года».
Он частично был разрушен во время Великой Отечественной войны немецкими войсками. В послевоенное время четырёхкупольное основание
церкви было разобрано на хозяйственные нужды. Осталась только колокольня высотой 35 метров.
Воспитатель: Ребята, а чем еще мы можем с вами гордиться?
Дети: Церковью.
Воспитатель: Вы правы, ребята! Наша церковь названа во имя Архангела Михаила и была построена в 1811 году на собранные 15 тысяч серебром казаками станицы (слайд 5). В 2011 году станичники отпраздновали 200-летие храма. На сегодняшний день церковь представляет ценность не только как культовое сооружение, но и как памятник каменного зодчества, связанный с историей кубанского казачества на юге России (слайд 6).
Воспитатель: Ну что, устали? Предлагаю немного отвлечься и поиграть.
Игра с мячом «Семейка слов»
Воспитатель:
Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
Какой брат у тебя есть? (Родной.)
А кто живет в нашей стране? (Народ.)
Какие песни мы пели? (Народные.)
(Перечисляем все слова из одной семейки со словом Родина.)
- Вот какая большая семья получилась! Родина - родная земля!
Воспитатель: Черная страница в истории станицы Темижбекской – Великая Отечественная война. Около 800 темижбекцев ушли на фронт, вернулось домой их немногим больше половины. В нашей станице есть памятник-мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны (слайд 7). Среди фронтовиков было много орденоносцев, награжденных медалями. Среди станичников есть Герои Советского Союза. Это Николай Павлович Симоняк и Михаил Стефанович Мартусенко.
Михаил Стефанович (слайд 8) родился 15 декабря 1921 в станице Темижбекской в семье крестьянина. В 1943 году, за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм майору Мартусенко Михаилу Стефановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». «Честный и порядочный», - вот что говорят о Михаиле Стефановиче люди, хорошо знавшие его. Он всегда приходил в нашу школу, когда приезжал в станицу.
Николай Павлович Симоняк родился в нашей станице в 1901году (слайд 9). Находясь в рядах Вооруженных сил, прошел путь от рядового разведчика до командующего Армией. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В память о герое-кубанце, нашем земляке, одна из улиц Санкт-Петербурга названа в его честь. В станице Темижбекской улица, где родился и рос герой, тоже носит его имя. А в 2013 году школе №18 было присвоено почетное имя Н.П.Симоняка.
Воспитатель: Вы молодцы, очень внимательно слушали, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться:
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?
Игра повторяется.
3-й Ребенок:
Дом родной, знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто.
Школа, где учился брат,
Мой любимый детский сад.
Все мои друзья, подружки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!
Воспитатель: Много нового и интересного вы узнали сегодня, и свои впечатления можете выразить в рисунках.
Дети рисуют по своему замыслу.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы гордимся нашей станицей. Совсем скоро вы вырастите большими и успешными людьми, и тогда уже Родина будет гордиться вами!
Воспитатель с детьми оценивают работы, подводят итог и оформляют выставку.