"Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников"
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников»
на 2015 – 2017 гг.
Воспитатель МБДОУ д/с №28
Яценко Светлана Валерьевна
1.Ф.И.О. педагога – Яценко Светлана Валерьевна
2. Образование – студентка 5 курса социально-психологического факультета Армавирской Государственной Педагогической Академии
3. Тема самообразования: «Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников»
4. Работа начата- 01.09.2015г.
5. Предполагается закончить – 31.05.2017г.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по экспериментально - исследовательской деятельности;
- Формировать у детей мышление, фантазию, воображение;
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Планирование работы
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2015г. | Поисково-исследовательская деятельность дошкольников | Подбор и изучение литературы по теме | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» |
Октябрь 2015 г. | «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование» | Выступление на семинаре для воспитателей | Мастер класс «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора» |
Ноябрь 2015г. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы | Буклеты для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Декабрь 2015 | «Шаг за шагом» | Создание копилки опытов и экспериментов | Составление картотек опытов, экспериментов, игр |
Январь 2016 г | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор медиа-файлов по изучаемым темам | Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах. |
Февраль 2016г. | «Какая бывает вода» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой | Эксперимент |
Март 2016 г. | «Вода – растворитель» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой | Эксперимент |
Апрель 2016 г. | «Путешествие капельки» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой | Развлечение |
Май 2016 г. | Изучение условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей |
Сентябрь 2016 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и мультимедийная презентация детей |
Октябрь 2016 г. | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей |
Ноябрь 2016 г. | «Что такое воздух?» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом | Эксперимент |
Декабрь 2016 г. | «Почему дует ветер? | Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом | Эксперимент |
Январь 2017 г. | «Вдох – выдох» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом | Эксперимент |
Февраль 2017 | «Поговорим о песке» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком | Эксперимент |
Март 2017 г. | «Из чего состоит песок» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком | Эксперимент |
Апрель 2017 г. | «Песочная страна» | Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком | Итоговое мероприятие (рисование сухим песком) |
Май 2017 г. | Обобщение результатов работы | Доклад на педсовете | Презентация |
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.