"Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников"

Яценко Светлана Валерьевна

Перспективный план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_15-17-god.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме:

  «Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников»

на 2015 – 2017 гг.

                                                                                  Воспитатель МБДОУ д/с №28

Яценко Светлана  Валерьевна

1.Ф.И.О. педагога – Яценко Светлана Валерьевна

2. Образование – студентка 5 курса социально-психологического факультета Армавирской Государственной Педагогической Академии

3. Тема самообразования: «Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников»

4. Работа начата- 01.09.2015г.

5. Предполагается закончить – 31.05.2017г.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по экспериментально - исследовательской деятельности;
  • Формировать у детей мышление, фантазию, воображение;
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

   

Планирование работы

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2015г.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Подбор и изучение литературы по теме

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Октябрь 2015 г.

«Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

Выступление на семинаре для воспитателей

Мастер класс «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора»

 Ноябрь

2015г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы

Буклеты для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Декабрь

2015  

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов, игр

Январь

2016 г

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор медиа-файлов по изучаемым темам

Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

 Февраль 2016г.

«Какая бывает вода»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой

Эксперимент

Март

2016 г.

«Вода – растворитель»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой

Эксперимент

Апрель

2016 г.

«Путешествие капельки»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с водой

Развлечение

Май

2016 г.

Изучение условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей

Сентябрь

2016 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и мультимедийная презентация детей

Октябрь

2016 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей

Ноябрь 2016 г.

«Что такое воздух?»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом

Эксперимент

Декабрь 2016 г.

«Почему дует ветер?

Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом

Эксперимент

Январь

2017 г.

«Вдох – выдох»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с воздухом

Эксперимент

Февраль

2017

«Поговорим о песке»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком

Эксперимент

Март

2017 г.

«Из чего состоит песок»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком

Эксперимент

Апрель

2017 г.

 «Песочная страна»

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком

Итоговое мероприятие

(рисование сухим песком)

Май

2017 г.

Обобщение результатов работы

Доклад на педсовете

Презентация

   

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
  10.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  11.  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  12.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  13.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  14. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  15. Материалы Интернет-сайтов.