Уроки русского языка
Разработки уроков русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Тема: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Класс: 5
Учитель: Клюева Наталья Витальевна, категория – высшая.
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков; урок-практикум
Цели на уроке: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умения безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; повторение правил, определяющих написание орфограмм в корне.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А, Е-И в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты.
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование:
компьютерная презентация, «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева).
Ход урока.
Обоснование выбора технологий на уроке
На уроке используются элементы следующих технологий: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Технология развития критического мышления постоянно используется мною в разработке и проведении уроков. Данная технология способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию самооценки, структурированию материала. Тестовая технология позволяет быстро и чётко осуществить контроль усвоения материала, выявить пробелы в изучении темы, воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; необходима для подготовки учащихся к ГИА. Без использования информационных технологий невозможно представить современный процесс обучения. ИКТ делают процесс обучения более ярким, визуализируют учебный материал, делают его более понятным и доступным, позволяют более интенсивно организовать работу на уроке. Групповые технологии обеспечивают более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивают ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; интеграция грамотно организованной учителем совместной деятельности учащихся усилит эффекты применения и других педагогических технологий. Кроме того, в этом классе ещё в начальной школе групповые технологии использовались традиционно во взаимодействии с другими технологиями (ТРКМЧП, проектный метод и др.). Здоровьесберегающие технологии необходимы для исключения перегрузки учащихся, создания на уроке атмосферы психологического комфорта и повышения работоспособности учащихся. Дифференцированное обучение позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания. Они, не испытывая стресса, достигают базового уровня обученности, работая в своём темпе и добиваясь результата. Ученики, имеющие более высокий уровень обученности, способностей к изучению данного предмета, получают задания другого уровня сложности. Проектный метод развивает все виды мышления (аналитическое, ассоциативное, логическое), речевые умения учащихся, умение планировать свою работу.
АНАЛИЗ УРОКА
Класс: 5
Учитель: Клюева Наталья Витальевна, категория – высшая.
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний, коррекции умений и навыков.
Тип урока: урок-практикум.
Место урока в системе уроков: последний урок темы «Орфограммы в корне слова» в разделе «Повторение изученного в конце года».
Цели на уроке: формировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты.
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: компьютерная презентация, «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс; «Русский язык. Практика» 5 класс. Под редакцией А.Ю. Купаловой).
Данный урок входит в систему уроков в разделе «Повторение изученного в конце года».
При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся. На данном уроке класс поделен на три группы: ученики с высокими (красная группа), средними (синяя группа), низкими (жёлтая группа) учебными способностями.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
Выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
В начале урока прочитан текст Расула Гамзатова, что позволило осуществить мотивацию учебной деятельности и настроить учащихся на серьёзные мысли о жизни.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний использовался и материал учебника, и отрывок из ранее изученного по литературе произведения «Мещёрская сторона» К.Г. Паустовского, который позволил детям вспомнить и озвучить известные им орфограммы в корне слова. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Проверка полученных ранее знаний по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» осуществлялась различными способами; проводился устный и письменный опрос.
Для активизации учебной деятельности в середине урока использовался прием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Согласны ли вы, что…».
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло учителю не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им орфограммы в корне, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран разноуровневый дидактический материал, использованы различные виды деятельности. Например, отрывок из текста К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона» служил для отработки навыков написания орфограммы «Орфограммы в корне слова»; задания в тестовой форме, заполнение таблиц, создание проектов были ориентированы на выполнение экзаменационного задания А5 экзамена по русскому языку. Дети конструировали предложения, сочиняли свои тексты, что способствует развитию речи обучающихся.
Восстановление деформированной таблицы в конце уроке позволило систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести его итог.
Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.
Для раскрытия материала урока учителем выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: технологии развития критического мышления (приём «Согласны ли вы, что…») – служит для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание А5) – воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация, выполнение задания на компьютере) – делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности; дифференцированного обучения (разноуровневые задания в группах, разноуровневое домашнее задание) – позволяет ученику, не испытывая дискомфорта, работать в своём темпе, добиваясь результата; проектного метода (создание мини-проектов в рамках урока: лингвистическая сказка, сочинение, таблица) – развивает мышление, речевые умения учащихся, умение планировать свою работу; региональный компонент (сочинение «Люблю тебя, мой край родной!») – активизирует внимание обучающихся. В ходе урока проведена динамическая пауза, которая не прерывала хода работы (игра «Согласны ли вы, что…» и офтальмологическая зарядка).
Изучаемый материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная учителем форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.
Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из трёх предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
С первых минут занятия чувствовался интерес учеников к данному уроку.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы детей умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на занятии (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия Наталья Витальевна старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. Важную роль в групповой работе играли и консультанты.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, можно сделать вывод о том, что цели и задачи урока достигнуты, урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям ФГОС.
Зам. директора по УВР: Е.В. Тарманова
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
Работа не наслаждение, а труд.
Несчастье слезы выпускает.
Недруг учит быть мудрее.
Всякая неправда – грех.
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
1.И туман, и непогоду осень поздняя несет. 2. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 3. Невидимкою луна освещает снег летучий. 4. В решении задачи была допущена неточность. 5. Не правду, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. Непогода доставила нам много неприятностей.
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
Видно неряху по грязной рубахе.
Говорить не правду, а ложь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сила с неправдою не уживаются.
Ещё не зима, но уже выпал первый снег.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК: В.В. Бабайцева
Тема урока: Роль причастий в текстах художественного стиля. Написание сочинения на лингвистическую тему.
Тип урока: урок-практикум.
Цели урока.
Деятельностная цель: формирование умений находить причастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль; составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий в определении грамматических признаков причастий; признаков текста художественного стиля.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) и целеполагания (3 мин) | |||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к работе | Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему. 1) Завершая изучение темы «Причастие», постараемся определить роль причастий в художественном тексте. (СЛАЙД) (На слайде дата и тема урока). 2) Что для этого нужно? Определим цели нашей работы на уроке. (СЛАЙД) (Выводится таблица на слайде). | Учащиеся записывают тему урока и определяют цели. | П3, К5, К7, Л9 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин) | |||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и повторение ими основных опознавательных признаков причастий, необходимых для дальнейшей работы. | 1) Орфографическая работа на доске Чтобы настроиться на работу, проведём небольшую орфографическую разминку.
Проверка. Называем суффиксы причастий. (СЛАЙД) (Выводим их на слайд). 2) Суффикс – это один из опознавательных знаков причастия. Повторим другие. (СЛАЙД) | 1. К доске выходят 3 человека. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий. 2. Проверяют. При необходимости исправляют ошибки. 3. Вспоминают и называют другие суффиксы причастий. 4. Вспоминают и называют: («Который» + глагол…). | П2, П3, П8, К7, Р1, Р9 |
3. Этап подготовки к осуществлению проекта (5 мин) | |||
Цель этапа: определение и проговаривание основных знаний, необходимых для осуществления проекта (написания сочинения) | 1) (СЛАЙД) Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля. Причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (СЛАЙД) Признаки глагола. Признаки прилагательного. | 1.Учащиеся выдвигают гипотезы. 2. Работают со схемой, вспоминая признаки глагола и признаки прилагательного. 3. С помощью учителя делают вывод об особенностях данной части речи. | П4, П8, Р2, К12 |
4. Этап построения проекта написания сочинения (4 мин) | |||
Цель этапа: повторение этапов (шагов) работы над сочинением. | 1) Итак, сегодня мы будем говорить о роли причастий в речи. Работу нашу организуем в группах по тексту Н.В. Гоголя («Тарас Бульба»). (СЛАЙД) Но сначала определимся, с чего начнём работу. 2) Работа с текстом. Вопрос: с чего нужно начать? Вопрос: почему?
3) Памятки о том, как работать над сочинением-рассуждением, у вас есть. Есть и скрепы между частями сочинения. Каков будет 1-й шаг? | 1) Учащиеся дают ответы. Ответ: анализ текста. Ответы учащихся. 2) Работа учащихся в группах Сообщение результатов. Беседа. 3) Повторяют алгоритм работы. (СЛАЙД) 1 и 2 шаг: работа с высказыванием. (СЛАЙД) 3 шаг: оформляем вступление. (СЛАЙД) 4 шаг: выбираем примеры, пишем основную часть. (СЛАЙД) 5 шаг: пишем заключение. | К12, П4, П16, Р2 |
5. Этап реализации построенного проекта (22 мин) | |||
Цель этапа: закрепление способов действий, проверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Учитель наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана, корректирует результаты.
| Ученики выполняют поэтапно работу над сочинением и озвучивают результаты каждого ШАГА. 1 и 2 шаг: работа с высказыванием. Сообщение результата. 3 шаг: оформление вступления. Сообщение результата. 4 шаг: выбор примеров, написание основной части. Сообщение результата. 5 шаг: оформление заключения. | П6, П7, Р2 |
6. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин) | |||
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной деятельности | 1) Учитель предлагает сформулировать ответы на вопросы: 1. Что уже получается? 2. Что получилось с трудом? 3. Чего не смогли бы сделать без посторонней помощи? | 1. Учащиеся, анализируя свою деятельность, отвечают
| П3, П19, Р7, Л11, Л10 |
Предварительный просмотр:
Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка
- Клюева Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Слово – носитель национально-культурной информации
(лексическое богатство русского языка)
Урок русского языка в 9-м классе.
Цели:
- дать понятие о слове как хранителе и носителе духовности, национально-исторической информации;
- углубить представление о лексическом значении слова;
- учить девятиклассников использовать лексическое богатство русского языка;
- коллективно создать на уроке экспрессивный текст, обладающий национально-культурной спецификой.
Оформление урока: репродукции картин русских художников – пейзажи, на закрытых отворотах доски – тема урока, толкование слов и терминов (“ассоциация”, “ключевые слова”, “экспрессивный”), эпиграфы: “В начале было слово”, “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен” (А.С. Грибоедов); на открытой части - схема создания текста “Лицо России”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами, говоря о художественной выразительности русского языка, касались фонетического богатства и разнообразия нашей речи, художественных функций частей речи. На последующих – будем обращаться к особенностям русского синтаксиса. Сегодня же мы поговорим о лексическом значении слова, о той информации, что в нём заключена.
Обратите внимание на формулировку темы занятия. Даже если эта формула вам сейчас не вполне понятна, в конце урока у вас должно сложиться её понимание. Кроме того, мы продолжим работу по усвоению знаний о выразительных средствах русского языка, а к концу урока, если успеем, вместе создадим текст.
II. Подготовительный этап.
Работа с эпиграфами. Носителями культурно-исторической информации являются прежде всего слова. Слово – хранитель и носитель всего духовного опыта народа. Давайте обратимся к эпиграфам (краткий анализ эпиграфов, особое внимание на слова “…и дым отечества нам сладок…”, т.е. даже дым, не говоря уж о родной речи).
Наиболее ярко роль слова, ключевых слов проявляется в художественном произведении и прежде всего в поэтическом тексте. Как мы отличаем национальные черты текста? По многим признакам. (В музыке тоже, вы помните, есть национальные особенности, но музыка и изобразительное искусство наиболее интернациональны.) Любое произведение искусства несёт на себе печать времени и пространства (своеобразие страны, конкретного места).
Аналитическая работа. Национальное проявляется прежде всего в лексике. И прежде всего лексическими средствами рисуются национальные картины мира. У вас на партах текст стихотворения И. Дмитриева “Стонет сизый голубочек” и отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Домик в Коломне”. Поработаем с текстами.
Два ученика выразительно читают тексты.
Задания:
- Отметим в текстах слова, которые являются национальными ориентирами (названия русских песен, слова: печка, лесок, девица, самовар и т.д.)
- Какова функция этих слов? (Они создают образ очень объёмный – зрительный, звуковой и даже осязательный – тепло, рождают ассоциации).
4. Выводы. Национальная ценность слова определяется теми разнообразными ассоциациями, которые оно вызывает. (Именно у человека данной нации, данного языка.)
Чем больше ассоциаций, тем богаче информация. Обратимся для примера к слову берёза.
III. Практическая работа.
№ 1 (выполняется по группам).
1 группа. Приведите примеры упоминания берёзы в фольклорных произведениях. (Учащиеся приводят примеры из песен: “Во поле берёза стояла…”, “Под берёзку зеленую положите меня…”, “Завивайся ты, берёза…” и т.д.). Какова в этих песнях функция слова “берёза”? (В словах народных песен явно не происходит сближения понятий “берёза” и “родина”. Берёза – просто дерево.)
2 группа. Обратимся к стихам С. Есенина (“Белая берёза”, “Зелёная причёска”, “Ты запой мне ту песню”, “Клён ты мой опавший”) и А. Фета (“Берёза”). С чем или с кем здесь ассоциируется берёза? (Здесь чаще всего берёза ассоциируется с красивой женщиной или девушкой, с одинокой женщиной.)
3 группа. Русские загадки и пословицы: “Слепому посвеченье (лучина), нагому потешенье (веники), битому связь (береста), полегчание хворому (сок, веники)”, “Берёза гнётся, да не ломается”. (Отношение к берёзе многозначно, глубоко.)
Учитель: А.С. Пушкин писал в 1820 году: “Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! сердце моё сжалось…” Почему сжалось?
(От предчувствия родных мест.) Эти слова могут стать эпиграфом к нашей следую щей работе.
№ 2. Анализ стихотворения Н. Рубцова “Берёзы”.
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
На могиле матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне, у оград
С ветром и с дождём шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
Задания:
- Ключевое слово. Его роль.
- Основной приём, используемый в стихотворении.
- Чем вызваны воспоминания?
- Какую функцию в стихотворении выполняет образ берёзы?
- Определите характер образов стихотворения.
- Смысл последней строфы.
(1. Ключевое слово – берёза. Благодаря ему поэт достигает поразительного эмоционального воздействия на читателя. 2. Основной приём – воспоминание. 3. Вызваны они картиной осеннего листопада. 4. Берёзы организуют связь времён и пространств: гибель отца и смерть матери произошли в разное время и в разных местах. И могилы их далеко друг от друга. 5.Но берёзы шумят, как и тогда, когда они ушли из жизни – звуковой образ, так же роняют свой убор, теми же красками расцвечена природа – зрительный образ. 6. Фраза последней строфы “С первых лет я с ними жил и рос” связывает жизнь героя с берёзами и создаёт “вечный” образ, сопутствующий человеку всю жизнь. Т.е. берёза у Рубцова – это символ связи времён, символ родного дома.
№ 3. Анализ текста песни из репертуара группы “Любэ” “Дороги”.
Учитель: Ещё одно слово, обладающее национальной информацией, - дорога. Вспомним примеры из сказок, из отечественной литературы, где важную, ключевую роль играла бы дорога (названия, словесные формулы, образы, мотивы и т.д.). (“Тридевятое царство”, долгие дороги – поиски, распутье, произведения А.С. Пушкина, А.Н. Радищева, Н.А. Некрасова, А.А. Блока).
Какова же функция этого слова и образа в фольклоре и в литературе?
Дорога в фольклоре – выбор, испытания, поиски счастья. В литературе мы видим продолжение устной традиции.
Дороги
(из репертуара группы “Любэ”)
Звенели колёса, летели вагоны,
Гармошечка пела: “Вперёд!”
Шутили студенты, скучали погоны,
Дремал разночинный народ.
Я думал о многом, я думал о разном,
Смоля папироской во мгле.
Я ехал в вагоне по самой прекрасной,
По самой прекрасной земле.
Дорога, дорога,
Ты знаешь так много
О жизни моей непростой.
Дорога, дорога,
Осталось немного,
Мы скоро вернёмся домой.
Забытые богом российские вёрсты…
Люблю я дороги печаль.
Я помню равнины, леса и погосты-
Святая, великая даль.
И поезд домчится, осталось немножко.
Девчонок целуйте взасос!
Недаром в вагоне играет гармошка
И вьётся дымок папирос.
Задания:
- Ключевые слова.
- Какие ассоциации связаны с дорогой?
(1. Дорога, домой. 2. Печаль, но и возможность встреч, познания мира, возвращения к теплу родного дома. “Забытые богом … вёрсты” - российская глубинка, “…равнины, леса и погосты – святая, великая даль” - бескрайность России.)
Возможно также обращение к другим словам, с которыми связаны особые “русские” ассоциации, например, к слову “снег” (фольклор, произведения М.А.Булгакова – “Бег”, М. Цветаевой, Б. Пастернака и др.)
№ 4 О диалектных словах.
Учитель: Народный язык – памятник народной мудрости, философии, взглядов, характера, веры. У нас это прежде всего язык деревенский, т.к. Русь изначальная – это Русь избяная. Поэтому особое смысловое богатство и меткость заключены в диалектных словах. (Вспомним хотя бы местные прозвища).
Анализируем отрывки из стихов кемеровских поэтов В. Баянова и В. Измайлова.
В стороне от проезжих дорог
Цвёл околок – степной островок,
Родничковый царил холодок,
Да палаточный был городок.
В. Баянов.
Вот здесь, под низенькими матками
Когда-то в зыбках нас трясли.
Здесь жили матери солдатками,
А мы – сиротами росли.
В. Баянов. В деревне.
Тянет в горы меня –
К той таёжной елани,
Где весенним оранжевым буйством огня
Огоньки разольются по тихой поляне…
В. Измайлов. Огоньки.
Задание: объясните диалектные слова: елань, зыбка, матка, огонёк, околок, заплот. (Елань – ровное открытое место в лесу, поросшее травами, используемое под покос. Зыбка – колыбель. Матка – балка, поддерживающая потолок в деревянных постройках. Огонёк – растение купальница. Околок – небольшой участок леса в поле, среди пашен и лугов. Заплот – плотный забор, чаще всего – тесовый.)
IV. Создание экспрессивного текста.
Обращаемся к схеме на доске.
Лицо России
Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт…
- ГЛАЗА…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Васильками сердце светится,
Горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке
Про синие глаза…
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Опять передо мною голубое поле…
- ЛИЦО… РУМЯНЕЦ…
Краше цвета алого, белее снега белого…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!..
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод…
- КОСА…пронизана лентой яркой.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан…
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
- САРАФАН и травушкой – муравушкой изукрашен и цветочками…
- А как РЕЧЬ-то говорит, словно…
Ответим на вопрос:
- Какие выразительные приёмы и средства используются при создании “живого образа” России?
(Основной приём - олицетворение: Россия – девушка, Россия – невеста. Кроме того, мы видим постоянные эпитеты, слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, инверсия, замедленность фразы – повтор глаголов и удлинение слов.)
Устанавливаем органическую связь деталей портрета России с деталями русского пейзажа.
3. Выделяем постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой (алый румянец – цвет зари, косы золотые – цвета солнца и спелого хлеба, синие глаза – цвета небес и т. д.), и метафорические сравнения, присоединяемые союзами “словно”, “будто”, “точно”, “что”.
4. В результате совместной работы создаётся примерно такой текст – описание.
Лицо России
Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт…
Глаза синие-синие, точно васильки в чистом поле. Лицо что утро вешнее. Румянец краше цвета алого. Коса золотая пронизана лентой яркой. Сарафан и травушкой-муравушкой изукрашен и цветочками-василёчками. А как речь-то говорит, словно реченька журчит…
V. Выводы. Возвращаемся к формулировке темы урока: “Слово – носитель национально-культурной информации”.
1. Что значит “национально-культурная информация”? (Вероятно, это тот смысл, то значение слова, которое вызывает определённые ассоциации именно у человека данной нации, данного языка, данной культуры).
2. Приведите примеры таких слов. (Это могут быть слова: река, берега, ива, белый, красный и т.д.)
3. Итак, ассоциации, вызываемые словом, конечно, связаны с повседневным опытом, с тем, что человек хорошо помнит, чем дорожит, т.е. с родной национальной культурой, природой, привычным бытом, национальной психологией.
https://urok.1sept.ru/articles/417049
https://urok.1sept.ru/persons/102-929-493
https://urok.1sept.ru/articles/550590
https://urok.1sept.ru/articles/516938
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Что обозначает имя существительное? Запишите ответ. 2 . Определите род имен существительных Туча, ремонт, обилие, ледокол, улица, семя, радио, кофе, кольраби, растяпа. 3. Определите склонение следующих существительных. Имя, предмет, книга, репетиция, юноша, крыльцо, возникновение, горсть. 4. Запишите следующие словосочетания в форме: Р.п . вкусное печенье Д.п . крутая лестница Т.п . ценное время П.п . серый кенгуру 5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все существительные как члены предложения. Что может быть проще и прелес (?)нее ландыша? Гирлянда бел… ньких к.. локольчиков на тонком стебл … сияет в зел …ни дли( н,нн ) ых листьев. Отцв …тает ландыш на рубеже в…сны и лета. 6. Сделайте м орфологический разбор слова «к… локольчиков » из текста задания №5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т… нул , кру …, ско … ка , про… ьба , сл… варь , овра …, арбу…, коро … ка , сосе … ка , ло … ка , разве… ка , подп … сали , выл… тит , пом … гает , кр … пись , просв … щение , зам…нить. Диктант
Т я нул, кру г , ско б ка, про с ьба, сл о варь, овра г , арбу з , коро б ка, сосе д ка, ло д ка, разве д ка, подп и сали, выл е тит , пом о гает, кр е пись, просв е щение, зам е нить. Диктант
Орфограмма
мир день юла дом упр. 11, 12, 13
Звуки мы…, а буквы…. . Один и тот же звук может передаваться на письме …. буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять … . Вставить на месте пропусков нужные по смыслу слова.
Звуки мы произносим , а буквы пишем . Один и тот же звук может передаваться на письме разными буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять правило . Вставить на месте пропусков нужные по смыслу слова.
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке.
I вариант – упр.15 II вариант – упр.16
Шестое сентября Классная работа
морфема (мор[ ф’э ] ма ) - общее название всех значимых частей слова морфемный разбор – разбор слов по составу
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА
Класс | 9 |
Предмет | РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК |
Тема урока | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты |
Тип урока (изучение новой темы, контроль, повторение и т.д.) | Урок изучения новой темы |
Используемые ресурсы | Сеть Интернет, компьютер |
Элементы содержания | Сравнение образцового литературного языка и языка художественной литературы. Понятие прецедентного текста. |
Планируемые результаты | Обучающиеся должны знать: признаки языка художественной литературы. Обучающиеся должны уметь: анализировать разные виды текстов. |
Организационные элементы урока | Задание |
Информационные обучающие материалы.
| Знакомство с новым материалом: 1. Презентация. Ссылка: https://myslide.ru/predownload/skachat-yazyk-xudozhestvennoj-literatury Внимательно, не торопясь, изучите материал этой прекрасной презентации о том, что придаёт образность художественному тексту. 2.Презентация. Ссылка: https://myslide.ru/presentation/frazeologiya-i-precedentnye-teksty-v-yazyke-smi Эта презентация о прецедентных текстах. Понятие новое, но вы с удивлением обнаружите, что используете в своей речи прецедентные слова, фразы, выражения. ДОРОГИЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКИ! ЕСЛИ ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ У ВАС НЕ ИДЁТ ССЫЛКА, ПРОСТО НАЙДИТЕ ПОДОБНЫЙ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ ПО ЗАПРОСУ ТЕМЫ УРОКА! |
Домашнее задание | Домашнее задание: Выразительно прочитайте отрывок из романа Лермонтова «Герой нашего времени», включающий диалог героев. На ваш выбор! Отразите речь каждого героя особой интонацией, слова автора читайте на контрасте. Длительность записи – не более одной-полутора минут. УДАЧИ! |
Способ обратной связи при проверке домашнего задания (электронная почта, самопроверка и др.) | Аудиофайл любым возможным способом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существительные бывают собственные нарицательные это названия отдельных лиц, единичных предметов (Анна, Москва) называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица).
К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.
Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»). Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные имеют ряд грамматических особенностей: 1) не употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли); 2) не сочетаются с именами числительными.
Имена, фамилии, отчества Географические названия Клички Александр Сергеевич Пушкин Лев Николаевич Толстой Иван Андреевич Крылов Антон Павлович Чехов Михаил Михайлович Пришвин Лермонтов Юрий Михайлович Тургенев Иван Сергеевич Некрасов Николай Алексеевич Андрей Екатерина Мария Степан Дмитрий Евгений Валентин Паустовский Жуковский Гоголь Державин Чуковский Маршак Москва Санкт-Петербург Париж Волгоград Рязань Астрахань Россия Япония Китай Евразия Африка Америка Арктика Сахара Азовское море Чёрное море Северный Ледовитый океан Индийский океан Атлантический океан Тихий океан Мадагаскар о. Святой Елены мыс Доброй Надежды Енисей Волга Днепр Байкал Альпы Гималаи Урал Ключевская Сопка Везувий Жучка Бурёнка Каштанка Барсик Мурзик Дик Мурка Шарик Альма Волчок Лора Чарлик Бим Кузя Рыжик Зорька Маркиз Дружок Майка Рекс Трезор Кеша
Названия литературных произведений Названия исторических эпох и событий Названия картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин) «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин) «Золушка» (Е.Л. Шварц) «Серебряное копытце» (П.П. Бажов) «Спящая красавица» (В.А. Жуковский) «Лебедь, Рак и Щука» (И.А. Крылов) «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов) «Муму» (М. Горький) «Волшебное кольцо» (А. Платонов) «Васюткино озеро» (В.П. Астафьев) «Приключения Тома Сойера» (М. Твен) «Принц и нищий» (М. Твен) Великая Отечественная Война Куликовская битва Бородинское сражение Парижская коммуна Смутное время Эпоха Возрождения Эпоха Просвещения Петровская эпоха «Грачи прилетели» А. Саврасов «Опять двойка» Ф.П. Решетников «Февральская лазурь» И.Э. Грабарь к/ф «Буратино» спектакль «Дюймовочка» ООО «Мастер»
Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные , например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифологии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».
Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к первому столбику имена собственные.
Сначала выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. 1. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овл..дели отч..яние и ужас. 2. Вдруг сырный дух Лису ост..новил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пл..нил. Плуто..ка к дереву на ц..поч(?)ках подход..т, в..ртит хвостом, с Вороны глаз (не) свод..т. 3. Герасим немного изумился, однако п..дозвал Муму, п..днял ее с з..мли и пер..дал Степану. 4. Впереди б..жал, свесив набок длинный-предлинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва.
Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом: Ярославль, Чайковский, город, Марс, река, Днепр, Байкал, Венгрия, Максим Горький, страна, озеро, художник, Орлик, писатель, Репин, лошадь, конь, Зорька, планета, композитор. собственные нарицательные
Проверь себя! собственные нарицательные Ярославль Чайковский Марс Днепр Байкал Венгрия Максим Горький Орлик Репин Зорька Город Композитор Планета Река Озеро Страна Писатель Конь Художник Лошадь
Спишите. Найдите собственные имена существительные, произведите орфографический разбор. Образец: Р оссия – собств. (название страны), М ария – собств. (имя) Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде… Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир… Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий… Земляные валы: Белозерский, Дмитровский… Башни: Сухаревская… Ворота: Красные, Мясницкие… Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли. Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?.. (отрывок из дневника А. Яшина)
§ 92. Упр. 491. Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов. Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите прилагательные по столбикам Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай . Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
Суффиксы прилагательных - к - - ск - французкий деревенский низский кавказкий матросский сельский ткацкий первомайский дерзкий туристкий казацкий немецский испанский апрельский Найдите и исправьте ошибки
Суффиксы прилагательных - к - - ск - немец к ий деревенский низ к ий кавказ ск ий сельский ткацкий первомайский дерзкий турист ск ий казацкий француз ск ий апрельский испанский матросский Найдите и исправьте ошибки
Творческое упражнение «Сам себе редактор». Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.
Домашнее задание Упр. 340
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЕСПОКОЙСТВО Задание: замените развёрнутое определение понятий синонимами, состоящими из одного слова. Тихая погода, полное отсутствие ветра. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли. Сообщение, уведомление о чём-либо. Тревожное состояние, волнение. БЕЗВЕТРИЕ ВСХОДЫ ИЗВЕЩЕНИЕ
Тема урока: Буквы о – а в корне -лаг- – - лож-
Прил а гательное Распол о женный Прил а гать Распол о житься Сл а гаемое Сл о жение ВНИМАНИЕ!
В корне -л а г - в безударном положении буква а пишется перед буквой Г ИЛИ если за корнем стоит суффикс -а-
В корне -л о ж - в безударном положении буква о пишется перед буквой Ж ИЛИ если за корнем нет суффикса –а-
Слово-исключение полог *ПОЛОГ, полога, мн. пологи-полога, пологов-пологов, м. Занавеска, закрывающая кровать. Опустить полог. Спать под пологом (т. е. за пологом). Деревянная двуспальная кровать за ситцевым пологом, желтым, с розовыми цветами (М.Горький). перен. Под пологом ночи. Под пологом небес.
Алгоритм рассуждения От чего зависит написание? от последующей согласной и наличия суффикса -ла Г - а - -ло Ж - а - Изл а гать Прил а гательное Сл а гаемое Распол а гать Предпол а гаемый Изл о жить Изл о жение Сл о жение Предл о жение Предраспол о женный
Задание. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Выделите корень. Обозначьте орфограмму в корне слова. Излагать – … Предлагать – … Предполагать – … Располагать – … Слагать – … Прилагать – …
КЛЮЧ Излагать – изл о жение Предлагать – предл о жение Предполагать – предпол о жение Располагать – распол о жение Слагать – сл о жение Прилагать – прил о жение
Задание. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания. Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». Запишите «лишнее» слово, графически объясните орфограмму. УЛ..ЖИТЬ, СЛ..ЖИТЬ, ИЗЛ..ГАТЬ ПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДПОЛ..ГАТЬ, ПОЛ..ЖИТЬ РАСПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ГАТЬ, СЛ..ЖЕНИЕ ИЗЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ ЗАЛ..ЖИТЬ, ОТЛ..ЖИТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ ВОЗЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ЖЕНИЕ, ИЗЛ..ГАТЬ
КЛЮЧ ИЗЛ А ГАТЬ ПОЛ О ЖИТЬ СЛ О ЖЕНИЕ ПРИЛ А ГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛ А ГАТЬ ПРЕДЛ О ЖЕНИЕ
Задание. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-. Говорить искренне, откровенно – …………… руку на сердце. Ничего не делать, бездельничать – сидеть …………… руки. Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ……………… оружие. Погибнуть в сражении – ……………… голову. Перестать бороться, действовать – …………… руки.
● 1 группа ● 2 группа: Упр. 436 на с. 178. Сочинить сказку, используя слова на орфограмму о/а в корнях -лаг- и -лож-. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Правило на с. 177