Уроки музыки и МХК
Материалы для уроков музыки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: МХК
Класс: 9
Автор УМК: Г.И. Данилова
Тема уроков: Композитор в театре и кино (2 урока)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок-викторина).
Цели урока.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности
учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: усвоение особенностей языка музыкального искусства и познание его художественных средств выразительности; формирование представления о значении музыки в театре и кино и особенностях творчества композиторов для театра и кино; формирование умения анализировать разнообразие функций музыки в разных жанрах кинематографа.
Планируемые результаты
Личностные: гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством.
Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, определение зависимости художественной формы от цели творчества.
Оборудование: ноутбук, проектор, рабочие листы, музыкальные и кинофрагменты:
Этап мотивации
1) сцена первого бала Наташи Ростовой, композитор В. Овчинников;
2) песня пастуха из кинофильма «Веселые ребята», композитор И. Дунаевский;
3) «Песня о встречном», композитор Д. Шостакович;
4) мелодия из кинофильма «Берегись автомобиля», композитор А. Петров;
5) мелодия из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», композитор М. Таривердиев.
Музыкальный образ
1) Р. Щедрин. Действие I. Обед у прокурора («Виват, Павел Иванович Чичиков!»);
2) Р. Щедрин. Ария Ноздрева («Ба, ба, ба! А я, брат, с ярмарки!»);
3) Р. Щедрин. Действие 2. Ария Собакевича («Толкуют: просвещение...»);
4) А. Шнитке. Пролог к фильму «Мертвые души»;
5) А. Шнитке. Сюита из кинофильма «Мертвые души»: https://www.youtube.com/watch?v=YO5cVoA4j-U
В кадре и за кадром
1) Песня из кинофильма «Я шагаю по Москве» (композитор А. Петров, режиссер Г. Данелия:
http://www.tvigle.ru/video/a-ia-idu-shagaiu-po-moskve-pesnia-iz-kinofilma-ia-shagaiu-po-moskve);
2) музыка к кинофильму «Властелин колец» (композитор Говард Лесли Шор, режиссер Питер Джексон:
https://www.youtube.com/watch?v=Ha-FS_CHmGw);
3) «Песня о зайцах» из кинофильма «Бриллиантовая рука» (композитор А. Зацепин, режиссер Л. Гайдай:
https://www.youtube.com/watch?v=Z41hA1CfL5l);
4) песня из мультфильма «А может быть ворона» (композитор Г. Гладков, режиссер Г. Татарский:
https://www.youtube.com/wanch?v=ZY_m_1G8UE);
5) песня «А напоследок я скажу» из кинофильма «Жестокий романс» (композитор А. Петров, режиссер Э. Рязанов:
https://www.youtube.com/watch?v=Z8VoWTDPVgY).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап (1 минута) | |||
Цель урока: подготовка к работе, психологический настрой на урок | Приветствие. Проверка готовности к работе | Приветствие. Настрой на работу. | Р |
ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА | |||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности. | На экране – картинки, относящиеся к кинофильмам: звучат пять музыкальных фрагментов из этих кинофильмов. | Учащиеся слушают музыкальные фрагменты, описывают несколькими прилагательными характер музыки, определяют: 1) фильм – название или тему; 2) эпоху или исторические события; 3) жанр фильма. Заполняют таблицу, которую в конце урока сдают на проверку. | П, Р |
3. Этап постановки проблемы (3 минуты) | |||
Цель этапа: сформулировать проблему урока, поставить ключевой вопрос. | Слово учителя. Роль музыки в театре и кино настолько значительна, что часто зрители не помнят названия фильма, не знают имени режиссера, а мелодии из фильма напевают с удовольствием. Музыка из многих спектаклей и кинофильмов обретает отдельную от сцены и экрана жизнь и судьбу. Говорит ли это об особой роли композитора в сценических видах искусства? Кто из вас слышал эти мелодии ранее? А кто может назвать их авторов и из какого они фильма? Ключевой вопрос: Какую роль играет музыка в театре и кино? | Слушают учителя, готовятся к решению проблемной задачи. | Р |
3. Поиск ответа на проблему урока (45 минут) | |||
Цель этапа: сделать выводы о роли музыкального оформления произведения синтетического вида искусства. | Даёт задания учащимся и следит за соблюдением времени. Задание – исследование музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям, оценка ее настроения и характера, определение ее функции, а в заключение – формулирование выводов. Для подготовки к этому уроку было дано опережающее домашнее задание всему классу: прочитать главу 17 учебника. (3 минуты) | Состязание может быть как командным (по 3-4 человека), так и индивидуальным. Участвуют в викторине, каждый тур её состоит из пяти заданий-вопросов, ответы на которые нужно занести в таблицу. Подводят итоги викторины, проверяя ответы других команд. За каждый правильный ответ рекомендуется выставлять премиальные баллы (шкалу можно разработать по своему усмотрению). | П, К, Р |
Тур 1. Музыкальный образ Слово учителя. В центре нашего внимания – «Мертвые души» Н. В. Гоголя. По этому произведению были созданы спектакли и кинофильмы. Сравним музыкальные образы нескольких персонажей, созданные в театре и кино. Оперу написал композитор Р. К. Щедрин, а музыку к кинофильму – композитор А. Г. Шнитке. Звучат музыкальные фрагменты: | Тур 1. Музыкальный образ Выполнить задания 40–42 в рабочей тетради. За каждый правильно выполненный пункт задания – 1 балл. (20 минут) | ||
Тур 2. В кадре и за кадром Слово учителя. С приходом звука в кино перед композиторами открылись новые горизонты. У музыкального оформления фильма много разных функций. Музыка помогает режиссеру «собрать» действие воедино. Рассмотрим основные функции музыки в кинематографе. Создание атмосферы фильма (закадровое звучание) Передача настроения эпизода, эмоций персонажа Песня – характеристика персонажа (внутрикадровое звучание) Песня – визитная карточка всего фильма (внутрикадровое звучание) Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма Задание Прослушайте музыкальные фрагменты разных фильмов. По функции музыки в фильме распределите произведения по графам таблицы. Занесите в соответствующий столбик свой пример. Это нужно успеть сделать, пока звучит музыка. | Тур 2. В кадре и за кадром Слушают музыкальные фрагменты, заполняют таблицу. | ||
(22 минуты) | |||
КУЛЬМИНАЦИЯ 4. Этап решения проблемы на эмоциональном уровне (15 минут) | |||
Цель этапа: сопоставить полученную информацию с личными предпочтениями; само- и взаимооценка. | Тур 3. Диджей Оценка за каждую мелодию – 1 балл. Слово учителя. Теперь все мы будем чуть внимательнее прислушиваться к тому, что звучит на сцене и с экрана, так как, отвечая на вопросы викторины, узнали много нового. А сейчас у нас есть шанс побывать на «кухне» кинокомпозитора. На экране – видео: Музыка 8. Музыка современных композиторов – Академия занимательных наук. | Тур 3. Диджей Составляют свой плейлист. Проверяют работы, начисляют баллы за заполнение таблицы, объявляют победителей. Смотрят видео. | Л, Р, П |
РАЗВЯЗКА, ФИНАЛ 5. Этап обобщения и формулировки выводов (5 минут) | |||
Цель этапа: формирование умения делать выводы, а также осмысленная коррекция учащимися своих умозаключений. | Направляет и корректирует ответы (при необходимости) | Отвечают на ключевой вопрос урока | П, Л |
«ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ» 6. Этап подведения итогов урока (5 минут) | |||
Цель этапа: подведение итогов урока, домашнее задание. | Проверяет таблицы и оценивает работы учащихся на уроке. Домашнее задание. Классу: читать главу 17; вопросы 1 и 2 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; задание 2 рубрики «Творческая мастерская»; индивидуально и группам: задание 3 рубрики «Творческая мастерская»; задание 43 в рабочей тетради; для желающих: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; задание 3 рубрики «Творческая мастерская»; выбрать тему в рубрике «Темы проектов, презентаций или сообщений». | Получают домашнее задание. | Р |
Таблицы на рабочем листе
Этап мотивации
Музыкальный фрагмент | Название фильма и имя композитора | Эпоха, время действия фильма | Жанр фильма | Характер музыки |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
В кадре и за кадром
Функция | Номер фрагмента и название фильма | Свой пример (по возможности укажите авторов) |
Создание атмосферы фильма | ||
Передача настроения эпизода, эмоций персонажа | ||
Песня — характеристика персонажа | ||
Песня — визитная карточка всего фильма | ||
Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма |
Таблица с правильными ответами (название фильма):
Функция | Номер фрагмента и название фильма |
Создание атмосферы фильма | 2. «Властелин колец» |
Передача настроения эпизода, эмоций персонажа | 5. «Жестокий романс» |
Песня — характеристика персонажа | 3. «Бриллиантовая рука» |
Песня — визитная карточка всего фильма | 1. «Я шагаю по Москве» |
Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма | 4. «А может быть ворона» |
Предварительный просмотр:
Тест по музыке на тему: «Мир композитора»
- Выбери из списка композиторов
а) И.Е. Репин
б) И.И. Левитан
в) И.И. Шишкин
г) И.С. Бах
д) В.А. Моцарт
е) П.И. Чайковский
- Что в музыке обозначает слово «баркарола»?
- песня на воде
б) песня под гитару
в) песня без слов
- Музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. Музыка является основным носителем действия.
а) мюзикл
б) балет
в) опера
- Как называется пение без слов или пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков?
- романс
б) вокализ
в) ария
- Кантата – это:
- музыка, исполняемая женским хором
б) музыка, исполняемая голосом без слов
в) крупное, многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра
- Музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства, это –
- симфония
б) балет
в) оперетта
г) мюзикл
- Найди среди композиторов портрет Л.В. Бетховена:
б)
в)
- Для какого инструмента написан цикл «Времена года»
П.И. Чайковского?
- арфа
б) фортепиано
в) виолончель
- Какие виды искусства лежат в основе большинства музыкальных произведений?
а) живопись
б) литература
в) забыл
- Что такое «вокализ»?
а) произведение с музыкальным сопровождением для голоса без слов
б) пение без музыкального сопровождения
в) какая разница
- Каково значение музыкального термина «а капелла»?
а) произведение с музыкальным сопровождением для голоса без слов
б) пение без музыкального сопровождения
в) какая разница
- Укажи имя итальянского скрипача-виртуоза:
а) И.С. Бах
б) В.А. Моцарт
в) Никколо Паганини
- Укажи имя немецкого композитора и органиста-виртуоза:
а) И.С. Бах
б) Й. Гайдн
в) Л.В. Бетховен
- Какой композитор ночью, при свете луны 6 месяцев переписывал
сборник произведений известных композиторов?
а) И.С. Бах
б) В.А. Моцарт
в) А. Вивальди
- Укажи имя композитора, который играл скрипичную пьесу на
одной струне?
а) К. Сен-Санс
б) К. Дебюсси
в) Никколо Паганини
- Кому из перечисленных ниже композиторов принадлежит
фортепианный цикл "Времена года"?
- П.И. Чайковский
б) М.И. Глинка
в) Ф. Шопен
г) И.С. Бах
- Какой композитор был глухим?
- Й. Гайдн
б) Л.В. Бетховен
в) И.С. Бах
г) В.А. Моцарт
- Какое из перечисленных ниже произведений написал В.А. Моцарт?
- Опера "Садко"
б) Лунная Соната
в) Симфония №40
г) Хоральная прелюдия
- Бах написал много произведений, которые исполнял во время
церковных месс(собраний). На каком инструменте И.С. Бах
исполнял свои произведения?
- на фортепиано
б) на гитаре
в) на трубе
г) на органе
- Симфония – это
- музыкальное произведение для оркестра
б) пение без музыкального сопровождения
в) синтез музыки, сценического действия, танца и слова.
- Как называется литературная основа оперы, балета, мюзикла?
- сценарий
б) либретто
в) монолог