Уроки музыки и МХК

Клюева Наталья Витальевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Учебный предмет: МХК

Класс: 9

Автор УМК: Г.И. Данилова

Тема уроков: Композитор в театре и кино (2 урока)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок-викторина).
Цели урока.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к

структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности

учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
 Содержательная цель: усвоение особенностей языка музыкального искусства и познание его художественных средств выразительности; формирование представления о значении музыки в театре и кино и особенностях творчества композиторов для театра и кино; формирование умения анализировать разнообразие функций музыки в разных жанрах кинематографа.  

Планируемые результаты

Личностные: гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.

Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством.

Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, определение зависимости художественной формы от цели творчества.

Оборудование: ноутбук, проектор, рабочие листы, музыкальные и кинофрагменты:  

                            Этап мотивации

1) сцена первого бала Наташи Ростовой, композитор В. Овчинников;

2) песня пастуха из кинофильма «Веселые ребята», композитор И.  Дунаевский;

3) «Песня о встречном», композитор Д.  Шостакович;

4) мелодия из кинофильма «Берегись автомобиля», композитор А. Петров;

5) мелодия из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», композитор М.  Таривердиев.

                          Музыкальный образ

1) Р. Щедрин. Действие I. Обед у прокурора («Виват, Павел Иванович Чичиков!»);

2) Р. Щедрин. Ария Ноздрева («Ба, ба, ба! А я, брат, с ярмарки!»);

3) Р. Щедрин. Действие 2. Ария Собакевича («Толкуют: просвещение...»);

4) А. Шнитке. Пролог к фильму «Мертвые души»;

5) А. Шнитке. Сюита из кинофильма «Мертвые души»: https://www.youtube.com/watch?v=YO5cVoA4j-U   

                             В кадре и за кадром

1) Песня из кинофильма «Я шагаю по Москве» (композитор А. Петров, режиссер Г. Данелия:

http://www.tvigle.ru/video/a-ia-idu-shagaiu-po-moskve-pesnia-iz-kinofilma-ia-shagaiu-po-moskve);

2) музыка к кинофильму «Властелин колец» (композитор Говард Лесли Шор, режиссер Питер Джексон:  

           https://www.youtube.com/watch?v=Ha-FS_CHmGw);

3) «Песня о зайцах» из кинофильма «Бриллиантовая рука» (композитор А. Зацепин, режиссер Л. Гайдай:

           https://www.youtube.com/watch?v=Z41hA1CfL5l);

4) песня из мультфильма «А может быть ворона» (композитор Г.  Гладков, режиссер Г.  Татарский:

           https://www.youtube.com/wanch?v=ZY_m_1G8UE);

5) песня «А напоследок я скажу» из кинофильма «Жестокий романс» (композитор А.  Петров, режиссер Э. Рязанов:

           https://www.youtube.com/watch?v=Z8VoWTDPVgY).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап (1 минута)

Цель урока: подготовка к работе, психологический настрой на урок

Приветствие. Проверка готовности к работе

Приветствие. Настрой на работу.

Р

ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (15 минут)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

На экране – картинки, относящиеся к кинофильмам: звучат пять музыкальных фрагментов из этих кинофильмов.

Учащиеся слушают музыкальные фрагменты, описывают несколькими прилагательными характер музыки, определяют:

1)  фильм – название или тему;

2)  эпоху или исторические события;

3)  жанр фильма.

Заполняют таблицу, которую в конце урока сдают на проверку.

П, Р

3. Этап постановки проблемы (3 минуты)

Цель этапа: сформулировать проблему урока, поставить ключевой вопрос.

Слово учителя. Роль музыки в театре и кино настолько значительна, что часто зрители не помнят названия фильма, не знают имени режиссера, а мелодии из фильма напевают с удовольствием. Музыка из многих спектаклей и кинофильмов обретает отдельную от сцены и экрана жизнь и судьбу.

Говорит ли это об особой роли композитора в сценических видах искусства? Кто из вас слышал эти мелодии ранее? А кто может назвать их авторов и из какого они фильма?

Ключевой вопрос: Какую роль играет музыка в театре и кино?

Слушают учителя, готовятся к решению проблемной задачи.

Р

3. Поиск ответа на проблему урока (45 минут)

Цель этапа: сделать выводы о роли музыкального оформления произведения синтетического вида искусства.

Даёт задания учащимся и следит за соблюдением времени.

Задание исследование музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям, оценка ее настроения и характера, определение ее функции, а в заключение – формулирование выводов.

Для подготовки к этому уроку было дано опережающее домашнее задание всему классу: прочитать главу 17 учебника.

(3 минуты)

Состязание может быть как командным (по 3-4 человека), так и индивидуальным.

Участвуют в викторине, каждый тур её состоит из пяти заданий-вопросов, ответы на которые нужно занести в таблицу.

Подводят итоги викторины, проверяя ответы других команд. За каждый правильный ответ рекомендуется выставлять премиальные баллы (шкалу можно разработать по своему усмотрению).  

П, К, Р

Тур 1. Музыкальный образ

Слово учителя. В центре нашего внимания – «Мертвые души» Н.  В.  Гоголя. По этому произведению были созданы спектакли и кинофильмы. Сравним музыкальные образы нескольких персонажей, созданные в театре и кино. Оперу написал композитор Р. К. Щедрин, а музыку к кинофильму – композитор А. Г. Шнитке.

Звучат музыкальные фрагменты:

Тур 1. Музыкальный образ

Выполнить задания 40–42 в рабочей тетради.  За каждый правильно выполненный пункт задания – 1 балл.

(20 минут)

Тур 2. В кадре и за кадром

Слово учителя. С приходом звука в кино перед композиторами открылись новые горизонты. У музыкального оформления фильма много разных функций.  Музыка помогает режиссеру «собрать» действие воедино.

Рассмотрим основные функции музыки в кинематографе.  

Создание атмосферы фильма (закадровое звучание)   

Передача настроения эпизода, эмоций персонажа 

Песня  характеристика персонажа (внутрикадровое звучание) 

Песня  визитная карточка всего фильма (внутрикадровое звучание)   

Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма 

Задание

Прослушайте музыкальные фрагменты разных фильмов. По функции музыки в фильме распределите произведения по графам таблицы. Занесите в соответствующий столбик свой пример. Это нужно успеть сделать, пока звучит музыка.

Тур 2. В кадре и за кадром

Слушают музыкальные фрагменты, заполняют таблицу.

(22 минуты)

КУЛЬМИНАЦИЯ 4. Этап решения проблемы на эмоциональном уровне (15 минут)

Цель этапа: сопоставить полученную информацию с личными предпочтениями; само- и взаимооценка.

Тур 3. Диджей
Даёт задание: составьте свой плейлист из пяти популярных мелодий театра и кино, которые вы любите и рекомендовали бы послушать ровесникам.

Оценка за каждую мелодию – 1 балл.

Слово учителя.  Теперь все мы будем чуть внимательнее прислушиваться к тому, что звучит на сцене и с экрана, так как, отвечая на вопросы викторины, узнали много нового.

А сейчас у нас есть шанс побывать на «кухне» кинокомпозитора.

На экране – видео: Музыка 8. Музыка современных композиторов – Академия занимательных наук.

Тур 3. Диджей 

Составляют свой плейлист.

Проверяют работы, начисляют баллы за заполнение таблицы, объявляют победителей.

Смотрят видео.

Л, Р, П

РАЗВЯЗКА, ФИНАЛ 5. Этап обобщения и формулировки выводов (5 минут)

Цель этапа: формирование умения делать выводы, а также осмысленная коррекция учащимися своих умозаключений.

Направляет и корректирует ответы (при необходимости)

Отвечают на ключевой вопрос урока

П, Л

«ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ»    6. Этап подведения итогов урока   (5 минут)

Цель этапа: подведение итогов урока, домашнее задание.

Проверяет таблицы и оценивает работы учащихся на уроке.

Домашнее задание. Классу:  читать главу  17; вопросы 1 и 2 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; задание 2 рубрики «Творческая мастерская»; индивидуально и группам:  задание  3 рубрики «Творческая мастерская»; задание 43 в рабочей тетради; для желающих: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; задание 3 рубрики «Творческая мастерская»; выбрать тему в рубрике «Темы проектов, презентаций или сообщений».

Получают домашнее задание.

Р

        

Таблицы на рабочем листе

                            Этап мотивации

Музыкальный фрагмент

Название фильма и имя композитора  

Эпоха, время

действия фильма

Жанр

фильма

Характер

музыки

1

2

3

4

5

                          В кадре и за кадром

Функция

Номер фрагмента и название фильма

Свой пример (по возможности укажите авторов)

Создание атмосферы фильма

Передача настроения эпизода, эмоций персонажа

Песня — характеристика персонажа

Песня — визитная карточка всего фильма

Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма

Таблица с правильными ответами (название фильма):

Функция

Номер фрагмента и название фильма

Создание атмосферы фильма

2. «Властелин колец»

Передача настроения эпизода, эмоций персонажа

5. «Жестокий романс»

Песня — характеристика персонажа

3. «Бриллиантовая рука»

Песня — визитная карточка всего фильма

1. «Я шагаю по Москве»

Музыка, продвигающая сюжет, действие фильма

4. «А может быть ворона»



Предварительный просмотр:

Тест по музыке на тему: «Мир композитора»

  1. Выбери из списка композиторов

а) И.Е. Репин

б) И.И. Левитан

в) И.И. Шишкин

г) И.С. Бах

д) В.А. Моцарт

е) П.И. Чайковский

  1. Что в музыке обозначает слово «баркарола»?
  1. песня на воде

б)  песня под гитару

в)  песня без слов

  1. Музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. Музыка является основным носителем действия. 

а)  мюзикл

б)  балет

в)  опера

  1. Как называется пение без слов или пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков?
  1. романс

б)  вокализ

в)  ария

  1. Кантата – это:
  1. музыка, исполняемая женским хором

б)  музыка, исполняемая голосом без слов

в)  крупное, многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра

  1. Музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства, это –
  1. симфония

б)  балет

в)  оперетта

г)  мюзикл

  1. Найди среди композиторов портрет Л.В. Бетховена:

 

б)  

в)  

  1. Для какого инструмента написан цикл «Времена года»

П.И. Чайковского?

  1. арфа

б)  фортепиано

в)  виолончель

  1. Какие виды искусства лежат в основе большинства музыкальных произведений?

                 а) живопись

                 б) литература

                 в) забыл

  1. Что такое «вокализ»?

              а) произведение с музыкальным сопровождением для голоса без слов

              б) пение без музыкального сопровождения

              в) какая разница

  1.  Каково значение музыкального термина «а капелла»?

              а) произведение с музыкальным сопровождением для голоса без слов

              б) пение без музыкального сопровождения

              в) какая разница

  1.  Укажи имя итальянского скрипача-виртуоза:

                 а) И.С. Бах

                 б) В.А. Моцарт

                 в) Никколо Паганини

  1.  Укажи имя немецкого композитора и органиста-виртуоза:

                 а) И.С. Бах

                 б) Й. Гайдн

                 в) Л.В. Бетховен

  1.   Какой композитор ночью, при свете луны 6 месяцев переписывал  

  сборник произведений известных композиторов?

                 а) И.С. Бах

                 б) В.А. Моцарт

                 в) А. Вивальди

  1.   Укажи имя композитора, который играл скрипичную пьесу на

  одной струне?

                 а) К. Сен-Санс

                 б) К. Дебюсси

                 в) Никколо Паганини

 

  1.   Кому из перечисленных ниже композиторов принадлежит

   фортепианный цикл "Времена года"?

  1. П.И. Чайковский

б)  М.И. Глинка

в)  Ф. Шопен

г)  И.С. Бах

  1.   Какой композитор был глухим?
  1. Й. Гайдн

б)  Л.В. Бетховен

в)  И.С. Бах

г)  В.А. Моцарт

  1.   Какое из перечисленных ниже произведений написал В.А. Моцарт?
  1. Опера "Садко"

б)  Лунная Соната

в)  Симфония №40

г)  Хоральная прелюдия

  1.   Бах написал много произведений, которые исполнял во время

  церковных месс(собраний). На каком инструменте И.С. Бах

  исполнял свои произведения?

  1. на фортепиано

б)  на гитаре

в)  на трубе

г)  на органе

  1.   Симфония – это
  1. музыкальное произведение для оркестра

б)  пение без музыкального сопровождения

в)  синтез музыки, сценического действия, танца и слова.

  1.   Как называется литературная основа оперы, балета, мюзикла?
  1. сценарий 

б)  либретто

в)  монолог