Транслирование своего опыта работы для педагогического коллектива ДОУ.

Омельчук Марина Николаевна

Уважаемые коллеги! На этой странице предоставляю вам материал, который вы можете использовать  в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов по теме

«Планирование коррекционной работы на учебный год»

(сентябрь)

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

     В нашем детском саду логопедическая помощь оказывается детям в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 7 лет. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с  нарушениями речи.

     Диагностику речевого развития детей старших дошкольников, посещающих наш сад, и их готовности к школьному обучению специалист проводит в начале учебного года для своевременного оказания помощи.

     В МКДОУ №2 функционирует подготовительная к школе логопедическая группа.      Педагоги осуществляют педагогическую и коррекционную деятельность по адаптированной образовательной программе для детей 5-7 лет с нарушениями речи.

     Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

     Также назначены сопровождающие сотрудники образовательного учреждения. Это все педагоги подготовительных групп. Сопровождающие знакомятся с планом сопровождения, который разрабатывается дошкольным психолого-медико-педагогическим консилиумом на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссией; отслеживают исполнение плана сопровождения; регулярно взаимодействуют с родителями по ознакомлению и согласованию работы по сопровождению детей.

     Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

     Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

     Желаю всем творческих успехов и положительных результатов в предстоящем учебном году!



Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов на педсовет

по теме «Логопедическая мастерская

индивидуального развития»

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Представляю вашему вниманию логопедическую мастерскую индивидуального развития «Волшебные шнурочки».

Актуальность темы

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

На логопункт нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление.

Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия.

Исходя из этого, возникла идея создания мастерской по изготовлению и использованию различных игр-шнуровок на логопункте по развитию мелкой моторики.
Игры-шнуровки являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, что особенно актуально для детей с речевыми нарушениями.

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их неточны и не согласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры.

Центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем центры, отвечающие за развитие речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи.

Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. умение услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Ребенок с нарушениями речи, обусловленной несформированностью фонематических процессов, этой готовностью не обладает.

Два в одном - использование шнуровок для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу (одновременно развиваем мелкую моторику). Известно, что освоение звукового анализа является трудным и скучным занятием для многих дошкольников с речевыми нарушениями, особенно для детей с дефицитом внимания, гиперактивностью. Шнуровки увлекают детей и поддерживают интерес в этом нелёгком для дошкольников занятии.

Предлагаю вашему вниманию выставку детских работ со шнуровкой.

Виды игр-шнуровок:

1.Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.

2.Шнуровки предметные: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

3.Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина".

Игры-шнуровки проводятся параллельно с речевым развитием.

Счет предметов «Сколько аистов?», «Боровички», «Мухоморы».

Сравнение предметов (больше—меньше) «Ягодка-малинка».

Размер—от большего к меньшему и наоборот «На грибной полянке».

Ориентировка на бумаге—выше, ниже, в левом верхнем углу, в нижнем правом углу «Отлет птиц».

Распределение предметов по декоративным точкам, используя сюжетный замысел «Листопад», «Перелетные птички».

Последовательность предметов, вразброс предметы.

Незаконченные картинки: «Нарядим осеннее дерево», «Яблонька».

Изготовление из мягкого картона деталей, которые нужно соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная картина «Венок из осенних листьев».

При выполнении игр-шнуровок решаются следующие задачи:

1.Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.

2.Развитие тактильной чувствительности рук детей.

3.Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.

4.Подготовка мелкой моторики рук ребенка к школе.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

на тему «Применение вариативности и разнообразия

в логопедической работе. Выставка логопедических пособий.»

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья система работы современного учителя-логопеда также претерпевает значительные изменения и находится в процессе модернизации, совершенствования и введения инноваций.

Логопед должен научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы и пути их решения, добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети с явными нарушениями в речи чаще всего не способны к длительной игровой деятельности, как правило, они быстро утомляются, обидчивы, рассеяны. У таких детей не сформированы коммуникативные навыки, а также занижена самооценка.

Все выше сказанное и побудило к поиску новых путей взаимодействия с детьми, имеющими речевыми нарушениями, к разработке и внедрению в свою деятельность новых технологий, способствующих самостоятельному получению знаний детьми.

Одним из инновационных технологий является лэпбук.

Лэпбук способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В своей работе использую логопедические лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи. Применяю лэпбуки на всех этапах занятия, так как данные пособия включают: дыха-тельную гимнастику («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок», «Снежинка», «Сказочный цветочек»); артикуляционную гимнастику(«Веселый Язычок»); пальчиковую гимнастику (мелкую моторику рук); сенсорику («Волшебный мешочек»); автоматизацию звуков («Слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки, скороговорки и т.д.); фонематический слух и звуко-буквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»); связную речь  по лексическим темам («Составь рассказ по серии картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,); грамматический строй («Предлоги»); общую моторику (координацию речи с движением); зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты», настольно-печатные игры с фишками «Ходилки», «Бродилки»).

Предметные картинки по лексическим темам используются в таких упражнениях как, «Четвертый лишний», «Кого не хватает?», «Что изменилось?», «Что не так?», «Что перепутал художник?».

Кубики «Зоопарк на кубиках», «Чистоговорки на кубиках», «Сложные слова» используются при автоматизации и дифференциации изученных звуков.

Для повышения мотивации к занятиям и развития высших психических функций применяю игровые технологии, такие, как словесные игры, игра-головоломка «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Сюрпризный момент «Заглянем в замочную скважину».

В работе над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок использую мнемотехнику.Мнемотехника позволяет контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Также применяю информационные технологии: ИКТ в логопедической работе.Использую в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры:«Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», интерактивные игры: «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп», «Работа над ошибками», «Конструктор картинок», «Логопедическая экспресс-диагностика», «Начинаю говорить!». Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованиемграфических объектов, звуков и букв помогают формировать активный словарь, развивают навыки словообразования, памяти, обогащают связную речь. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Использование игровых упражнений в виде красочных пособий на логопедических занятиях способствует:

1.Исправлению нарушений артикуляционной моторики,

2.Правильному произношению изученных звуков,

3.У детей расширился и обогатился лексический словарьсуществительных, прилагательных, глаголов; словарь антонимов и синонимов.

4.Воспитанникики различают большое количество объектов, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки.

5.Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

6.У детей стало меньше ошибок в согласовании частей речичислительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

7.В достаточной степени понимают логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

8.Улучшению развития грамматического строя речи, что в целом, приводит к правильной и чистой речи у детей.



Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет в ДОУ по теме

«Формы и методы логопедической работы»

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: занятий подвижными микрогруппами (2 – 3 человека).

В основе планирования занятий с детьми лежат тематический и концентрический подходы.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Выбор концентрического подхода, т.е.  фокусировка  на  определенной   теме,  содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системыдошкольников. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи  в подготовительной группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия.

Логопедические занятия строю так: во – первых, это упражнение на дыхание,  артикуляционная гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука,затем, пальчиковая гимнастика,. Лексический материал  подбираю так, чтобы содержал максимальное количество закрепляемых звуков. Повышаю темп речевых упражнений от неторопливого произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам.  Стараюсь постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи; словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы; практические, используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. Практический метод—это  метод логопроектов.

Как и в любой работе, на  логопедических  занятиях  используем  здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие  динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно.



Предварительный просмотр:

 «Инновации в логопедии.

Метод «Биоэнергопластика» 

(мастер-класс для педагогов)

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания педагогов, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование  в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает педагогам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются  соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/93935567.jpg

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/46599680.jpg

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/68049598.jpg

Упражнения «Улыбка» и  «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/20746814.png

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

https://logopeddoma.ru/_pu/2/74343305.png

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и  «Горка» чередовать 2-3 раза.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по теме

«Реализация принципа индивидуализации

при взаимодействии

(«ребенок—педагог—семья»)»

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Теоретическая часть

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями, и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР относится:

Индивидуальное консультирование родителей. На протяжении учебного года необходимо систематически проводить индивидуальное консультирование родителей по плану специалиста, по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников учреждения дошкольного образования с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Учитель-логопед в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Таким образом, с родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Практическая часть

Интерактивные речевые игры

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры для активизации речи и мышление

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

С эмоцией надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка
    (раздраженно). 
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
    (спокойно)

Задание «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание «Предложение» (для активизации речи, мышления)

Составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке …
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает …
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (
    венки)

3. Заключительная часть

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Вот и закончилась деловая игра,

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Семинар - практикум по теме

«Формирование и развитие связной речи

у детей дошкольного возраста»

учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Что же такое связная речь?

Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику.

Диалог – это речь двоих или нескольких лиц. 

Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний.

Воспитатель может использовать весь арсенал средств для развития связной речи детей.

Алгоритм формирования навыка устной связной речи дошкольников:

Подготовительный этап.

1. Звук, его формирование.

2. Слово.

Основной этап.

1.Предложение.

2.Развитие связной речи.

  • Развитие понимания речи;
  • Формирование умения чётко излагать свои мысли:
    - с пересказа (услышанного) с опорой на вопросы;
    - действия — предметные картинки, денные в последовательности услышанного рассказа;
  • Обучение составлению описания предмета с помощью опорных схем;
  • Организация самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка (монологическая речь) через развёртывание программы высказывания в следующей  последовательности:

а) составление плана рассказа при помощи картинок;

б) составление рассказа по опорным словам;

в) составление рассказа по серии картинок;

г) составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;

д) обучение составлению пересказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям ребёнка.

Перейдем к практикуму и поиграем в игры.

Игра 1 «Фантазёры» Додумайте сами предложение.

Художник взял краски и …

Из-за гор выглянуло солнце и …

Жонглёр взял мячи и …

Мальчик сделал уроки и …

Артист вышел на сцену и …

На праздник пришёл Дед Мороз и …

Игра 2 «Пропавшие слова» Дополните предложения подходящими двумя словами (прилагальное+существительное, наречие+глагол).

Мальчик ловит …

Девочка читает …

Борются с огнём …

Художник картину …

Ребенок гриппом …

Игра 3 «Объяснялки» Продолжите предложение.

Серёжа сильный, потому что …

Страус быстро бегает, потому что …

Из чайника идёт пар, тому что …

Сыр у вороны выпал, потому что …

Зрители аплодируют, потому что …

Мы нарядили ёлку, потому что …

Игра 4 «Шиворот-навыворот» Найдите ошибки, и скажите правильно.

Витя заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на неё появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

Игра 5 «Путаница» Найдите ошибки и составьте правильно.

Вася хочет оцарапать кошку.

Заяц гонится за волком.

Малыш учит маму ходить.

Ослик едет на мальчике.

Школа спешит к Алёше.

На чашке стоит тумбочка.

Игра 6 «Растеряйка» Помогите Растеряйке найти его вещи. Ответьте на вопросы по смыслу полными предложениями.

Где лежит хлеб?

Где насыпан сахар?

Где мой карандаш?

Где мой любимый журнал?

Где мои книги?

Где моя шапка?

Где мои любимые тапочки?

Где зелёные нитки?

Где мои деньги? 

Где моя любимая птичка?

Игра 7 «Вопросики» Ответьте на вопросы, опираясь на смысловую задумку.

Кого кормит мальчик?

Что защищает вратарь?

С чем играют девочки?

Чем накрыта кровать?

Игра 8 «Вспомни сказку» Из каких сказок эти слова? И кто говорил?

«Поди, топор, наколи дров, а вы, дрова, — сами в избу ступайте и в печь кладитесь» («По щучьему велению», Емеля)

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро …» («Винни-Пух и все-все-все», Винни Пух)

«Неправильно ты, Дядя Фёдор, бутерброд ешь» («Дядя Фёдор, пёс и кот», кот Матроскин)

«Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется» («Красная Шапочка»)

«Пустяки, дело житейское…» («Малыш и Карлсон», Карлсон)

Представляю вашему вниманию раздаточный материал по возрастным группам, который вы можете использовать для развития монологической речи.