Практико-ориентированная деятельность учителя-логопеда.
Уважаемые учителя-логопеды, на этой странице предоставляю свой опыт работы по коррекционной деятельности (выступления на РМО, ММО).
Скачать:
Предварительный просмотр:
РМО ЛОГОПЕДОВ
Доклад к презентации
по теме «Логопедический проект «Речевичок»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
1 слайд
«Логопедический проект «Речевичок»
2 слайд
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ В ДОУ?
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
3 слайд
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
4 слайд
Проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:
- По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели, средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
- По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
- По тематике (образовательные, творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
5 слайд
Логопедический проект
«Речевичок»
Вид проекта: образовательная деятельность.
Участники проекта: учитель-логопед: Омельчук М.Н.,
11 детей 5-и лет из старших групп ДОУ, родители, воспитатели, музыкальный руководитель: Федорова О.Г.
Срок проекта: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет.
6 слайд
Цель проекта:
- совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими недоразвитие речи.
7 слайд
Задачи проекта:
- - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
- - формирование навыков построения связных монологических высказываний.
- - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
- - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
8 слайд
Подготовительный этап
- По результатам диагностики выявлено, что у детей с недоразвитием речи отмечено нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается при использовании, как простых, так и сложных предлогов.
9 слайд
Деятельностный этап
- включает в себя проведение индивидуальных консультаций для воспитателей, семинара-практикума для педагогов на тему «Обучаем детей связно говорить», показ фрагментов индивидуальных логопедических занятий для родителей воспитанников, использование на занятиях с детьми игры и упражнения по развитию связной речи.
10 слайд
Дидактические пособия по проекту
«Съедобное--несъедобное»
«Маленький гардероб»
«Три медведя»
11 слайд
Папки-раскладушки
«Осень в картинках»
«Зима в картинках»
«Весна в картинках»
«Лето в картинках»
12 слайд
Настольные игры
«Ребятам о зверятах»
«Случай на дороге»
«Кем быть?»
«Живая и неживая природа»
13 слайд
Разрезные картинки
«Синичка» «Вертолет» «Город»
14 слайд
Книжки с вкладышами
«Как мы играли»
«На спектакле»
15 слайд
Заключительный этап
- Открытое интегрированное логопедическое занятие с детьми из старших групп ДОУ;
- Экспресс-диагностика по развитию связной речи у детей и мониторинг на конец года;
- Обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом педсовете.
16 слайд
Показ открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну правильной речи»
Участники: дети из старших групп, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Цель занятия: формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку.
17 слайд
Результативность проекта
1.У детей с нарушениями речи значительно пополнился активный словарь: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
2.Отмечены улучшения в грамматическом строе речи: грамматическое оформление слова, грамматическое оформление фразы.
3. Допускают меньшее количество ошибок в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
4.Стало меньше ошибок при использовании, как простых, так и сложных предлогов.
5.При пересказе увеличился объем синтаксических конструкций.
Предварительный просмотр:
РМО логопедов Сузунского района
Доклад по теме
«Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в развитии устной речи детей
с речевыми патологиями»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.
При внедрении Федеральных государственных требований в дошкольном образовании познавательно-речевое развитие входило в одну область. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) эта область была пересмотрена и разделена на две самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие, т.к. как показала практика речевое развитие зачастую отстает от познавательного развития.
Целью работы учителя логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т.е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Практика же свидетельствует о увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития, представленные на слайде.
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2.Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.
Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.
Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры.
Интерактивные игры вызывают у детей:
• познавательный интерес;
• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
• развивают мелкую моторику, координацию;
• развивают двигательную память;
• повышают работоспособность головного мозга;
• готовят руку к письму.
В целях повышения интереса детей к речевой активности я начала работу по созданию многофункциональных пособий для использования их в подгрупповой, индивидуальной, совместной и затем в самостоятельной деятельности с детьми. Также делаю обновление и старых дидактических материалов с целью расширения их развивающего компонента.
Далее вашему вниманию хочу представить созданные мною многофункциональные универсальные игровые пособия и оборудование. Все представленные пособия помогают не только развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, ориентировку, но и помогают упражнять детей:
- в объяснительной и доказательной речи;
- в описание предметов, придумывании загадок;
- в правильности использования предлогов;
- в закреплении имен признаков: размер, цвет, форма, место;
- в согласовании числительных с существительными, образовании прилагательных от существительных и т.п.
- в дифференциации, обобщении, классификации.
И многое другое
При организации любой образовательной ситуации, любого логопедического занятия в дошкольном образовательном учреждении учителю- логопеду нужно:
- продумывать организацию разных способов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей;
- уметь видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы целесообразны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Предварительный просмотр:
РМО логопедов Сузунского района
Выступление с докладом по теме
«Первый уровень речевого развития, содержание коррекционной работы»
Учитель-логопед—Омельчук М.Н.
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР 1 уровня речевого развития.
Основные принципы и методы коррекционной работы.
Ведущая педагогическая идея. Работа по формированию речевой деятельности у детей с ОНР 1 уровня речевого развитияна предусматривает комплексный подход: формирование психологических предпосылок для речевой деятельности, развитие перцептивной деятельности и формирование импрессивной и экспрессивной речи.
Цель: создание эффективной модели коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития.
Методика коррекционно-логопедической работы.
Работа осуществлялась с учетом общедидактических и специальных принципов с опорой на особенности развития всех компонентов речи дошкольников и применение различных методов и техник для активизации речи у неговорящих детей.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
1.Онтогенетический принцип, требующий учета порядка формирования форм, видов и функций деятельности ребенка в онтогенезе.
2. Принцип развития, предполагающий определение этапов предоставления ребенку заданий определенного уровня с учетом зоны ближайшего развития.
3. Принцип сознательности и активности, требующий от ребенка сформированности мотивационной сферы и познавательной деятельности, влияющих на овладение предъявляемого материала.
4. Принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий развитие предметной деятельности с опорой на ведущую (игровую) деятельность.
5. Принцип опоры на ведущий сенсорный канал, предполагающий учет формирования вербальных и невербальных средств с учетом ведущего сенсорного канала (зрительного, слухового, кинестетического).
6. Принцип поэтапности, обеспечивающий последовательность этапов работы, закрепление и постепенное усложнение предлагаемых заданий и материала.
7. Принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу.
8. Принцип наглядности, предполагающий применение разных средств, обеспечивающих дополнительную опору для повышения результативности.
ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
1. Принцип системности, предполагающий учет развития речевых и неречевых компонентов языковой системы в процессе коррекционно-логопедической работы
2. Принцип учета эмоциональной стороны, предполагающий выбор вербального и невербального материала для развития мотивации к общению.
3. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода, предполагающий учет индивидуально-психологических, речевых и возрастных особенностей ребенка.
4. Принцип комплексности и дифференцированности, предполагающий комплексное овладение структурными компонентами речевой деятельности.
В работе по активизации речевой деятельности дошкольников на индивидуальных занятиях используются практические и наглядные методы и приемы: манипуляции с предметами, подражание, договаривание, рассматривание, конструирование, моторная имитация, предъявление движущихся предметных картинок, вокальные упражнения с опорой на картинки-символы, графомоторная стимуляция, рисование на вертикальной поверхности, визуально-фонетическая ритмика.
ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:
1. Развитие высших психических функций (памяти: речеслуховой, зрительной, двигательной); внимания (слухового, зрительного, двигательного); формирование интеллектуальных операций во взаимосвязи с развитием речи (операций анализа, синтеза, классификации и сериации); формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); формирование умения ориентироваться в цвете, форме, размере.
2. Развитие импрессивной речи (понимание инструкций, понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки; умение состредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции; накопление пассивного словаря; понимание грамматических категорий и предложных конструкций, понимание вопросов «Где?», «Куда» и т.д.).
3. Развитие экспрессивной речи (развитие звукоподражательной деятельности; формирование активного словаря по лексическим темам, (слова, обозначающие предметы, действия, признаки; обучение детей однословным и двусловным предложениям).
Логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы были тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе предметно-игровой деятельности.
Структура подгруппового логопедического занятия с дошкольниками:
Организационная часть – 5 минут. Цель – установление положительного контакта с ребенком.
Основная часть – 20 минут. Цель – развитие ВПФ и активизация речевой деятельности.
Заключительная часть – 5 минут.
4.3. Содержание логопедической работы по активизации речи у дошкольников с ОНР 1 уровня речевого развития
Работа проводится в три этапа, где каждый этап имеет свои цели, задачи и является подготовительной ступенью в рамках следующего этапа коррекционного обучения.
Цель | Задачи | Приемы | Средства | Технология | ||
Первый раздел | Формирование психологической базы речи. | 1. Стимулирование совместной деятельности. 2. Развитие неречевого подражания. 3. Развитие понимания простых инструкций. 4. Развитие речевого подражания. | - имитация движений, жестов и мимики взрослого - выполнение простых действий - драматизация стихов -эмоционально-насыщенные ситуации | -различные игрушки-предметы - дидактические игры («Рыбаки», «Бусы», «Мячики») - стихи, сказки - двигающиеся картинки | Игротерапия | |
Второй раздел | Формирование первоначальных вербальных средств и развитие высших психических функций. | 1. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия. 2. Формирование ритмической структуры слова. 3. Развитие вербальной имитации на уровне гласных и звукоподражаний. 3.Развитие понимания речи. 4.Развитие перцептивной деятельности. | - восприятие неречевых звуков - развитие пассивного словаря - соотнесение звуковой оболочки слова с предметами, картинками и движениями - оречевление ритмических видов деятельности (прыжки, катание на лошадке, ходьба, подвижные игры, музыкальные игры) - пропевание гласных, звукоподражданий - графомоторные упражнения - «односторонний» диалог, - постановка вопросов - развитие целенаправленных действий с предметами - сравнение, нахождение общего, сериация, классификация | - аудиозаписи неречевых звуков - музыкальные предметы - картинки-символы звуков - оральные символы - предметные картинки - «звуковые дорожки» - двигающиеся предметы - предметы с различными тактильными поверхностями, различного цвета, размера - игрушки | аудиотехнология, технология сенсорного воспитания (Фребеля), адаптированная визуально-фонетическая система, адаптированная методика Новиковой-Иванцовой | |
Третий раздел | Формирование речевой деятельности. | 1. Дальнейшее развитие понимания речи. 1. Расширение пассивного словаря. 2. Активизация речи на уровне слогов, слов и предложений. 3. Развитие ритмической структуры слова. 4. Формирование слоговой структуры слова. | - усложнение вопросов - развитие пассивного словаря - работа с иллюстративной наглядностью - создание коммуникативных ситуаций - воспроизведение серии движений - воспроизведение серии слогов с движениями - воспроизведение двухсложных и трехсложных слов | - предметные картинки - специальные картинки со звуковыми и слоговыми «дорожками» - деревянные фигурки - печати | - речевые игры - логоритмика - графомоторная стимуляция - визуально-фонетическая система. |
Первый раздел. Формирование психологической базы речи. Этот этап является отправной точкой для дальнейшей эффективной коррекционно-логопедической работы. Используемая технология в этом разделе – игротерапия. Главными средствами являлись различные игрушки-предметы. В этом разделе выделены следующие задачи:
- стимулирование совместной деятельности
- развитие неречевого подражания (развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики)
- формирование целенаправленных действий
- развитие понимания простых инструкций
- развитие речевого подражания
Стимулирование совместной деятельности происходит в ходе предметно-практической деятельности, которая формируется в совместной деятельности со взрослым.
В формировании игровой деятельности выделяются следующие этапы:
- делает взрослый, ребенок помогает (по подражанию)
- сопряженно, вместе со взрослым
- по праву очередности: сначала взрослый, затем ребенок
- самостоятельно, по речевой инструкции
В процессе предметной совместной деятельности у ребенка развивается фиксация и слежение за предметами, зрительное восприятие, ребенок учится выполнять простые действия, развивается наглядно-действенное мышление, развивается понимание обращенной речи: простых поэтапных и общих инструкций, накапливается предметный и глагольный словарь, затем ребенок выделяет признаки предмета: форму, величину, цвет. Для активного взаимодействия используются различные неречевые игры (игры с водой, песком, красками) и дидактические игры «Бусы», «Рыбаки», «Мячики».
Развитие неречевого подражания формируется
на основе развития общей моторики:
- обучение при необходимости воспроизводить бытовые жесты по просьбе взрослого: пока, воздушный поцелуй, дай ручку, ладушки, похлопай, молодец и т.д.
- обучение имитированию движений животных (ходим как мишка, прыгаем как зайчики, летаем как птички и т.д.)
- развитие подражательной способности на основе драматизации стихов (изображение, подкрепление жестами и движениями стихотворных строчек)
- развитие подражания на основе простых физкультурных движений (зарядка);
-на основе развития мелкой моторики (упражнения «Фонарики», «Флажки», «Заготавливаем капусту» и т.д.). Эти упражнения должны быть простыми, имитировать знакомые бытовые действия и предметы и развивать не только подражание, но и ритмизацию речи.
- на основе развития артикуляционной моторики (выполнение артикуляционных упражнений с опорой на специальные двигающиеся картинки).
Развитие речевого подражания:
- стимулирование речевого подражания в виде эмоционально-аффективных восклицаний, сопровождающих эмоционально-насыщенные ситуации, моделируемые взрослыми в игре, действиях с предметами («Ай», «Ой», «Ах», «Бах»).
- вызывание звуков в процессе игровых ситуаций (ААА – плачет Аня, УУУ – воет волк, ЫЫЫ – рычит мишка и т.д.
- вызывание речевых реакций в любой форме с помощью ритмических видов деятельности (прыжки ребенка, сопровождаемые возгласами: прыг-скок, прыг-скок; катание на игрушечной лошадке: качи-кач, качи-кач)
- вызывание речевого подражания при чтении хорошо знакомых сказок («Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.). Используется прием рассказывания сказки своими словами, очень эмоционально, добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Сказки разыгрываются с помощью фигурок настольного театра.
Уже на данном этапе формируем у ребенка выполнение простых инструкций: «Дай», «Покажи» и ответную реакцию «Да», «Нет». Иногда за правильный ответ можно воспринимать просто направленный взгляд.
Целью второго этапа являлось формирование первоначальных вербальных средств и развитие высших психических функций. На данном этапе использовалась технология сенсорного воспитания, аудиотехнологии, адаптированная визуально-фонетическая ритмика, музыкотерапия (вокальные упражнения из методики Новиковой-Иванцовой). Все это помогло решить следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия
- формирование ритмической структуры слова
- развитие вербальной имитации на уровне гласных и звукоподражаний
- развитие перцептивной деятельности
Развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, фонематического восприятия.
При формировании речи на разных этапах важно учить ребенка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках, запоминать и различать их. Также важно развивать слухоречевую память, ведь для правильного произнесения слова ребенку нужно не только воспринять, но и запомнить определенную последовательность звуков и слогов.
Этапы работы:
1. Развитие слухового восприятия и памяти на материале неречевых звуков.
2. Развитие речевого слуха, слухоречевой памяти, простых форм анализа.
3.Развитие фонематического восприятия.
Для развития слухового восприятия использовались музыкальные инструменты (колокольчики и маракасы, различные по диапазону звучания, компьютерная программа с аудиозаписями звуков природы, транспорта, бытовых звуков, голосов животных и птиц, звучащие коробочки, издающие глухие и звонкие звуки). Работа начинается с неречевыми звуковыми стимулами:
- развитие умения определять направление источника звука
- дифференцировать оппозиционно разные звуковые стимулы (например, маракас и колокольчик)
- дифференцировать звуки, отличающиеся по диапазону (например, большой маракас и маленький маракас).
В своей работе я установила такую последовательность дифференциации неречевых музыкальных звуков: звонкий-глухой, звонкий-звонкий, глухой-глухой, звонкий-глухой-звонкий, глухой-звонкий-глухой. Далее работа велась по узнаванию звукоподражаний животных (корова, собака, кошка, лошадь, свинья) и голосов птиц (курица, воробей, голубь, петух).
Необходимо отметить, что для создания звукового образа необходимо создать зрительную опору.
Дифференциация неречевых звуков является базой для фонематического восприятия речевых, содержанием которого является умение запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2-х, затем из 3-х единиц:
1. Запоминание слогов с одинаковым согласным (используются простые по артикуляции и доступные для ребенка согласные: Н, М, П) и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ. МУ-МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.
2. Запоминание слоговых цепочек из 2-х и 3-х единиц с разными согласными и одинаковыми гласными: МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.
3. Учим запоминать цепочки из 2-х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.
4. Повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.
5. Повторение слов, похожих по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД, ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.
Формирование ритмической структуры слова состоит из нескольких этапов:
- развитие слухового восприятия на неречевых звуках
-формирование операций сериации
- восприятие и воспроизведение ритмического рисунка
Последовательность и основные задания по формированию ритма:
- восприятие и воспроизведение ритма со зрительной и слуховой опорой
- восприятие и воспроизведение ритма со зрительной опорой
- восприятие и воспроизведение ритма только на слух
Ритмический рисунок основывается на принципе «от простого к сложному»:
ТА; - ТА-ТА; - - ТА-ТА-ТА.
Данный вид работы требует от ребенка большой концентрации внимания и согласованности действий.
Развитие вербальной имитации на уровне гласных звуков и звукоподражаний проводится с применением вокальных упражнений (по методике Новиковой-Иванцовой), адаптированной визуально-фонетической системы, графомоторной стимуляции. Для достижения цели широко используются специальные картинки-стимулы с изображением артикуляции гласных звуков («Веселые человечки»), а также яркие, запоминающиеся картинки-символы на вызывание согласных звуков (муравей Матвей, носорог Нафаня, чайник Пых и т.д.). В последующем на последних картинках отрабатываются не только звуки(«Как пыхтит чайник? - п– п, п), но и цепочки слогов («Повтори, как «поет» чайник Пых- па-па-па, по-пу-пы и т.д.). Также предъявляется задание на формирование фонематического слуха («Поймай песенку Чайника Пыха – хлопни в ладоши, как услышишь звук «П», отработка В.п. существительных – «Что принесем чайнику Пыху? – Воду и. д.).
Эти элементы адаптированной визуально-фонетической системы являются эффективным способом активизации речи у неговорящего ребенка, так как она базируется на онтогенетическом принципе появления звуков с последующим формированием ритмической структуры слова, элементарной единицей которой является сначала звук, а потом слог.
Актуальность использования данной системы заключается в том, что она помогает активизировать первоначальные звуки с опорой на зрительный и слуховой анализатор одновременно, продуцирует слоги, слова с опорой на образ звука, закрепленный в жесте, артикуляции, движении.
На этапе вызывания гласных звуков обучение с использованием визуально-фонетической системы предполагает идентификацию жеста и соотнесение с определенным звуком. Так как, слуховое восприятие ослаблено, жест или движение подкрепляется оральным символом. Далее развивается кинетическая сторона речи на базе двух гласных. Таким образом отрабатываются звуки А, У, И, О, Э, Ы.
Использование элементов адаптированной визуально-фонетической системы в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми является одним из средств по активизации речевой деятельности, в результате чего развивается именно словесное общение ребенка.
Развитие понимания речи на втором этапе предусматривает:
- применение «одностороннего» диалога,
- четкое озвучивание действий только на данный момент (говорим только о том, что делаем)
- постепенное усложнение вопросов
Другим эффективным методом активизации речи на начальном этапе коррекционной работы является графомоторная стимуляция. Обратим внимание на то, что дошкольники часто затрудняются в 2-, 3-кратном повторе одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся движений бывает вовсе недоступен. Особые трудности у малыша вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент. Совмещение момента речи с моментом действия позволяет воздействовать на механизм развития речи. Эффективными оказываются упражнения по синхронизации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого. Основная идея заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакции). Активные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который совмещается с непроизвольным резким выдохом, сопровождающимся непроизвольной голосовой реакцией. Произношение звуков, слогов, слов на первоначальном этапе более доступно при совмещении со свободными, размашистыми движениями. Графические упражнения выполняются на вертикально расположенных поверхностях (доске, вертикально прикрепленных обоях или листах бумаги). Основная цель: выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и производить звук в момент действия.
Развитие понимания речи на втором этапе предусматривает:
- применение «одностороннего» диалога,
- четкое озвучивание действий только на данный момент (говорим только о том, что делаем)
- постепенное усложнение вопросов
Для развития зрительного восприятия использовался набор Фребеля. Данная технология позволяет развивать сенсорные эталоны: цвет, форма и величина, а в последующем формировать мыслительные операции. В этом направлении предлагались задания на изучение объемных предметов, умение выделять характерные свойства предмета; сравнение объемных предметов и их изображений; соотнесение предметов с их объемным изображением, сравнение контурных изображений предметов с объектом. Все задания выполнялись сначала по образцу, потом по речевой инструкции.
Для развития тактильных ощущений использовались образцы разных видов ткани, массажные мячи, др. предметы (щетки, аппликаторы). Основные задания в этом направлении: ощупывание объемных предметов и накопление сенсорного опыта, дифференциация объемных предметов на ощупь с различной поверхностью, узнавание предметов по контуру.
Формирование сенсорных эталонов. Данная работа была направлена на формирование представлений о цвете, форме, величине. Основные этапы: различение, сличение по образцу, развитие связи слова с цветом, формой или величиной, дифференциация по названию (цвета: синий, желтый, красный, зеленый), формы (шарик, кубик, «крыша», круг, квадрат, треугольник) и величины (большой-маленький).
Формирование мыслительных операций, таких как анализ и синтез, классификация и сериация, возможно лишь при достаточном зрительном восприятии и внимании.
Для формирования аналитико-синтетической деятельности использовались пирамидки, матрешки, стаканчики-вкладыши, разрезные картинки, набор Фребеля.
Для формирования операций классификации использовались предметы, муляжи, картинки с целью выделения одного признака и двух.
Формирование операции сериации также проходило на предметах и на картинном материале в следующей последовательности (первый-второй, второй-первый, первый-второй-третий элементы)
Третий этап. Формирование речевой деятельности.
Цель – формирование элементарной речевой деятельности.
Задачи этого этапа:
1. Дальнейшее развитие понимания речи (постепенное усложнение вопросов).
2. Расширение пассивного словаря
3. Формирование активной лексики с учетом принципа усложнения слоговой структуры.
4. Формирование словоизменения существительных.
5. Формирование фразы (по моделям).
Постепенное усложнение вопросов заставляет ребенка вслушиваться в речь взрослого, обращать внимание на нюансы вопросов, что развивает фонематическое восприятие. Вслушиваясь в вопросно-ответную форму речи, ребенок начинает сопоставлять разные формы одного и того же слова. На начальном этапе будет достаточно жеста или возгласа ребенка, затем отрабатывается сопряженное проговаривание, после – самостоятельное.
Сначала задаем вопросы к предметам и действиям (или наоборот, сначала задаем вопросы к действию и предмету).
Затем задаем косвенные вопросы: «Что ты будешь мыть? – Руки. – Чем ты будешь мыть руки? – Мылом. водой. – Чем ты будешь есть кашу? Кому ты дашь конфету?
Постепенно включаются вопросы, направленные на понимание пространственного расположения: «Куда пойдем? На чем поедем? Куда ты сел?
Далее задаются вопросы на различение грамматических форм: «Что тебе нужно – чашка- чашки?»
Формирование активного лексического запаса должно быть привязано к особенностям слоговой структуры. Отработка слов первого класса слоговой структуры проводилась на материале специально подобранных картинок, с использованием фишек, деревянных фигурок, печатей-штампиков (мама, папа, баба, Тата; вата, каша, Ната и т.д.). На этом привлекательном для детей материале отрабатывалось словоизменение существительных 1 класса (В.п.). Например, на столе разложены картинки: лиса, коза, киса. Взрослый говорит: «Давай прятать кису? Кого будем прятать? – Кису. Можно задавать вопрос: «Что тебе дать? Козу или кису? При этом «прятали» не только картинку, но и фишку, деревянную фигурку, штампик. Это позволяет многократно повторить одно и тоже слово с нужным окончанием.
Далее можно включать существительное винительного падежа в простую фразу. («Какую ты хочешь картинку?» Конструкция «Дай лису. - На… Хочу… Бери…
Работа над фразой:
- сначала формируется ядерная конструкция («Миша идет»)
Сразу подключаем коммуникативную конструкцию: «Давай позовем Мишу! – Миша, иди! Миша, иди сюда!
Далее отрабатывается конструкция: подлежащее + сказуемое + дополнение (сущ. В.п.). Сначала отрабатываются те, которые чаще всего употребляются в речи («Что ты хочешь? – Дай кису. Я хочу кису»).
В качестве дополнения сначала отбираются картинки с сущ. в В.п., имеющие окончание У (лису, козу, вазу). Затем берутся слова с окончанием А (кота, гуся). После - с нулевым окончанием.
На этом же этапе проводится работа по отработке трехсложных слов из прямых, открытых слогов (кубики, машина и др.), двухсложных слов со стечением согласных в середине слова (кошка, мишка и др.).
Вся система коррекционной работы с детьми была построена с применением на занятиях различных технологий.
На начальном этапе адекватным являлось применение различных стимулов (слуховых, зрительных, тактильных) для развития сенсорной базы, формирования моторной имитации и вызывания первых звуков.
На втором этапе эффективным являлось применение оральных символов, предметных картинок-символов, вокальных упражнений, двигающихся картинок (как и на первом этапе).
На третьем этапе применялся специальный картинный материал, фишки, деревянные фигурки, штампики, использовались настольные, речевые, подвижные игры, коммуникативные ситуации, стимулирующие фразовую речь.
Таковы основные направления и приемы, с помощью которых происходит процесс активизации речи. Эти направления учитывают особенности развития детской речи и содержат приемы стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют импрессивную сторону речи.
Результаты логопедической работы по формированию речи.
Основная задача заключалась в активном развитии самостоятельной речевой деятельности на уровне звуков, слогов, слов и формировании психологической базы.
После проведенной работы отмечено:
- наличие хорошей мотивации к предметной деятельности, положительная динамика в формировании сенсорных эталонов и интеллектуальных операций
- при общении дети стали использовать аморфные слова, увеличилось количество общеупотребительных слов, появились простые фразы (дети улучшили результат с базовой до элементарной степени сформированности речи); понимание речи повысилось до номинативного и предикативного уровня.
В ходе работы были выделены требования дифференцированного подхода для повышения речевой активности детей:
- коррекционно-логопедическая работа должна проводиться поэтапно, параллельно развивая все компоненты речемыслительной деятельности
- на разных этапах обучения необходимо применять различные приемы по активизации и развитию речи.
Предварительный просмотр:
РМО логопедов
Конспект логопедического занятия
по развитию лексико–грамматических категорий
для старших дошкольников с ОНР
по теме «Дом, квартира»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
—учить детей образовывать и употреблять сложные слова.
Коррекционно-развивающие:
--упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;
—расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
—воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.
Оборудование: мягкая игрушка Мишка, лэпбук, макет дома, предметные картинки с изображением людей, чьи профессии необходимы для строительства дома, сюжетные картины с изображением различных домов и частей дома, разрезные картинки с изображением комнат квартиры.
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы
Кто пришел к нам в гости на занятие? (Это Мишка) Посмотрите внимательно, что у нас на столе. Какую тему Мишка предлагает сегодня рассмотреть? (Дом, квартира)
2.Артикуляционная гимнастика с использованием лэпбука.
Упражнение на дыхание:
«Зажжем фонарик в доме»
Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик2.
Упражнения для язычка:
«Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью».
Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
«Красим крыльцо»
Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
«Укладываем полы»
Распластать язык на дне ротовой полости. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
«Красим потолок»
Рот открыт. Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.
«Моем окна»
Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
«Вытряхнем тряпку на улицу»
Высунуть язык и покачать им из стороны в сторону.
«Сверлим дырки дрелью».
Произносить на одном выдохе звуки: «Д-д-д-д-д» за верхними зубами и чистым пальчиком выполнять вибрацию язычка из стороны в сторону:
др-р-р-р-р-р-р.
3.Развитие лексико-грамматических категорий.
Работа по альбому Н.С.Руслановой «Дидактический материал»
1.Рассмотрите картинки. Назовите, что на них нарисовано.
2.Назовите части дома.
3.Сосчитайте этажи в каждом доме.
4.Расскажите из чего строят дома.
4.Пальчиковая гимнастика «Дом»
(На каждое слово загибать пальчики по очереди сначала на правой руке, затем—на левой, затем—на обоих одновременно)
На опушке дом стоит.
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол.
Вокруг дома частокол.
Тук-тук-тук –тук дверь открой,
Заходите, я не злой.
5.Работа с предметными картинками.
Мишка приготовил вам загадки. Давайте вспомним, люди каких профессий необходимы для строительства домов.
Загадки с использованием наглядного материала
Придумывает и рисует дома на бумаге?
(Архитектор)
Подвал и фундамент копают экскаваторы. А работает на экскаваторе – (Экскаваторщик)
В установке стен и перекрытий помогают подъёмные краны. На кране работает …
(Крановщик).
Дому необходима крыша! Заготовкой и укладкой кровли занимается (Кровельщик).
Кто возводит стены у дома?
(Каменщики)
Кто проводит в доме провода и устанавливает розетки и выключатели? (Электрик)
Кто ставит окна и двери?
(Столяр)
Кто проводит трубы, устанавливает в квартирах раковины и ванны? (Сантехник)
Кто отделывает стены и потолки?
(Штукатур)
Кто окрашивает стены, потолки вручную или при помощи валиков? (Маляры)
Игра «Сравни дома»
Этот дом высокий, а этот дом… (низкий).
Этот дом одноэтажный, а этот дом… (многоэтажный).
Этот дом маленький, а этот дом… (большой).
Этот дом деревенский, а этот дом… (городской).
Дом кирпичный, каменный, деревянный.
6.Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Если на улице дождик идет,
Взмахи руками перед собой.
Если метелица злая метет,
Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.
В доме под крышей укроемся мы,
«Крыша» над головой.
Дождик и снег нам тогда
Не страшны!
На месте топают ногами.
7.Работа по альбому Н.С. Руслановой «Дидактический материал», с.8
Зашли мы в городской дом. А в доме—подъезд, а на каждой площадке квартиры.
Квартира, в которой одна комната—однокомнатная.
Квартира, в которой две комнаты—двухкомнатная.
Квартира, в которой три комнаты—трехкомнатная.
Квартира, в которой четыре комнаты—четырехкомнатная.
Квартира, в которой пять комнат—пятикомнатная.
Квартира, в которой много комнат—многокомнатная.
8.Работа с разрезными картинками.
Из частей соберите комнаты и мы узнаем, какие комнаты бывают в квартире.
Комната, где готовят—кухня.
Комната, где принимают гостей—зал, гостиная.
Комната, где спят—спальня.
Комната, где живут дети—детская.
Чтобы в комнатах всегда был порядок, надо… (убираться, следить за чистотой).
9.Итог занятия. Домашнее задание.
Скажите, какую тему мы с вами сегодня рассматривали? Какие бывают дома? А квартиры?
Дома выполнять задания по тетрадям.
Предварительный просмотр:
ММО логопедов Сузунского района
МКДОУ «Сузунский детский сад №2»
Конспект логопедического занятия с микрогруппой детей
по теме «Перелетные птицы. Осень».
Учитель-логопед:Омельчук М.Н.
Конспект логопедического занятия с микрогруппой детейпо развитию лексико-грамматического строяс использованием ИКТ для старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы. Осень».
Задачи:
Коррекционно-обучающиее:
• Закреплять знания детей о птицах нашего края;
• Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
• Формировать умение детей отличать птиц от других животных;
• Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
• Развивать и обогащать словарный запас детей;
• Формировать грамматически правильную речь у детей.
Коррекционно - развивающие:
• Развивать речевое дыхание;
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
• Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;
• Развивать темп и ритм речи;
Коррекционно - воспитательные:
• Формировать положительную установку на участие в занятии;
• Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;
• Формировать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
• Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.
Мотивация к познавательной деятельности через лексическую тему «Отлет перелетных птиц осенью».
Словарная работа: перелетные, зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые
Материалы и оборудования
1. Презентация, мультимедийное оборудование.
2. Зеркало.
3. Птички на ниточках.
4. Снежинка, солнышко и карточки с изображением перелетных и зимующих птиц.
Планируемые результаты:
-Сформировать длительную воздушную струю.
- Развита мелкая моторика.
-Активное взаимодействие детей между собой и педагогом.
- Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
-Формирование заботливого отношения к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
-Закрепление умения бережного отношения ко всему живому, природе.
- Сформировать отличительные особенности птиц и животных
- Развитие представления о причинах перелетов птиц.
- Формирование функциональной грамотности через познавательное развитие.
Ход занятия. Действия детей
I. Организационный момент.
Организовать детей на познавательную деятельность.
–Посмотрите, кто сегодня у нас на занятии в гостях? (Ласточка) Кто такая ласточка? (Птица перелетная)
II. Беседа по картине «Осень»
-А какое время года изображено на картине?
-Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
-Почему стало мало птиц?
-Куда улетают птицы осенью?
-Как называются птицы, которые улетели на юг?
III. Дыхательная гимнастика(использование птичек на ниточках)
Возьмите каждая свою ласточку и покажем, как они улетают.
Делаем глубокий вдох носом и глубокий выдох через рот. (Повтор 3 раза)
IV. Артикуляционная гимнастика (по карточкам)
Упражнения: «Клювы разных птиц», «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу», «Голодные птенчики», «Птенчики глотают пищу», «Птенчики ждут пищу», «Очень вкусная пища!», «Аист».
V. Вхождение в тему. Использование ИКТ(слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
–Итак, с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц,
вот как об этом написано в стихотворении Елены Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
-О каких птицах это стихотворение?
-Перечислите перелетных птиц, о которых говорилось в стихотворении.
VI.Работа с разрезными картинками
-Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы.
Соберите картинки птиц, и мы посмотрим, кто они.
(Дети собирают из частей картинки птиц).
Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.
-Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
Они улетают в конце августа.
А почему они так рано улетают, как вы думаете?
(Потому что насекомые в конце августа прячутся под листики в спячку)
VII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 8)
А чем же птица отличается от животного?
- у животного шерсть, а у птицыперья.
-у животного пасть с зубами, а у птицыклюв.
- у животного 4 лапы, а у птицы 2 лапы
-у животных нет крыльев и они не летают, а у дикихптиц есть крылья и они все летают.
VIII. Образование притяжательных прилагательных(слайд 9)
- Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки») Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль»)
-Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?
-Чей хвост виден за синим облаком?
Какая птица спряталась за розовым облаком?
Чей клюв вы видите?
- Чье крыло вы видите за голубым облаком?
А теперь скажите какие из них насекомоядные?
- Молодцы! Помашем птицам, до свидания птицы! До весны!
Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 9.
-это хвост ласточки – ласточкин хвост
-это клюв аиста – аистиный клюв
-крыло журавля – журавлиное крыло
-насекомоядная ласточка
IX. ФИЗМИНУТКА«Перелетные птицы»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
Птички прыгают, летают
(Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели.
(улетают», садятся)
Х. Открытие нового(Слайд 10)
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 11)
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики.Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
-гусь, утка, лебедь, пеликан
ХI. Развитие внимания(слайды 12-16)
Игра «Прилетели птицы»,
(Если это не птицы - хлопаем в ладоши?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
-Что неправильно?
Логопед: А мухи – это кто?
- вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Что неправильно?
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
А куницы - это кто?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – плюшки…
что такое?
Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы)
XII. Открытие нового(Слайд 17)
А вы знаете как летят птицы, когда улетают в теплые края?
-Вот смотрите: журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.
-Утки, гуси и лебеди летят вереницей.
-Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.
XIII. Образование прилагательных(Слайд 18)
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать.
Как они называются?
- каких вы знаете зимующих птиц?
- предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?» (Слайд 19)
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке, а где солнышко – перелетных.
Дети: зимующие, оседлые.
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Дети раскладывают карточки
XIV. Экологическое воспитание(слайды 20-22)
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Как можно проявить о них заботу зимой?
Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц, и развесили их на деревья перед вашими окнами, а вы каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно, голодно, корм для птиц-хлеб, зерно, сало, семечки.
ХV. Рефлексия(слайд 23)
- Каких вы запомнили перелетных птиц?
- Чем птицы отличаются от других животных?
-Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.
ХVI. Ритуал прощания«Солнечные лучики»
А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.
Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ММО логопедов Сузунского района
Мероприятие «Путешествие по городам России»
(14.03.2024г)
Цель: уточнить и углубить знания и представления дошкольников о некоторых городах России.
Задачи логопеда:
Коррекционно-обучающие:
-формировать у детей четкой дикции, выразительной интонации, умение пользоваться различной громкостью голоса;
-способствовать выработке самоконтроля за произношением автоматизируемых звуков.
Коррекционно-развивающие:
-способствовать развитию речевого дыхания; сенсорных и моторных
Функций (артикуляционная-пальцевая гимнастика с элементами биоэнергопластики);
-формирование элементов логоритмики;
-развивать память, логическое мышление, воображение.
Задачи воспитателя:
-формирование у детей умения выделять первый звук в слове;
-развитие общей и мелкой моторики; координации речи с движением;
-воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Оборудование: экран, на котором будет показываться яблочко на каждый представленный город; выступающие в нарядах: Скоморох, Сказочница, Марья-искусница, Сударушка, Кузнец, Рукодельница, кукла Снегурочка, 8 детей: 4 девочки в русских сарафанах, 4 мальчика в русских рубахах и брюках; большая матрешка, самовар; цветок с разноцветными ленточками, волшебная книга, соленое тесто, печатки для пряников.
Ход занятия
Ведущий, кто сидит за компьютером.
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам России. Внимание, на экран.
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Москве.
Звучит русская народная музыка. Входит учитель-логопед (скоморох).
У-л: Я, скоморох – зазывала вас на ярмарку приглашаю.
-Чтобы попасть на Ярмарку нужно подготовиться. Встанем ровно, спинки прямые, смотрим на меня.
Упражнение на дыхание «Нам весело и приятно»
Нам дышать приятно и легко,
Мы на ярмарку пришли и дышим глубоко.
(дети стоят, спинки прямые, делают вдох носом, выдох—через рот.)
Вырасти хотим скорей
добро делать для людей.
На вдохе поднять руки вверх, потянуться вверх, встать на носочки.
На выдохе опуститься со звуком «У-у-ух».
Артикуляционная-пальцевая гимнастика с элементами биоэнергопластики
1.Широко открыли ротик - Получился «бегемотик».
А затем закрыли ротик - Отдыхает «бегемотик».
2. На качелях, на качелях, Язычок - то вверх, то вниз.
Двигай быстро, не ленись!
3.Есть в часах условный знак: «Тики-так, тики-так».
«Влево-вправо» «Влево-вправо» Язычок сильнее станет.
4. Раз, два, три, четыре -Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть -И у нас гармошка есть.
5. К нам лошадка скачет звонко, Бьёт копытцем очень громко.
Вверх поднимем язычок И поскачем на лужок.
У-л:- Ну что ж, теперь можно и наярмарку идти.
- Ребята, вы знаете, что такое ярмарка.
- В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка".
Ярмарка - это такой базар, где торгуют и веселятся, играют в разные игры. Люди приезжали на ярмарку, чтобы продать свой товар, купить что-нибудь для хозяйства. Приезжали, как на веселый праздник, посмотреть разные представления, поиграть, покататься на каруселях.
И мы с вами поиграем в игру «Карусель». Сделаем круг, и возьмите в руки концы разноцветных ленточек, выполняем движения (бег или ходьбу) в соответствии с текстом. Но не забывайте проговаривать слова:
Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели, А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите,
Карусель остановите! Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
(игра повторяется, дети бегут в другую сторону)
У-л: С вами ярмарка прощается, потому что закрывается. Мне пора на другую ярмарку. До новых встреч, друзья!(Скоморох под музыку уходит).
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Костроме.
Звучит легкая красивая музыка. Входит воспитатель (сказочница, в руках Снегурочка).
Здравствуйте, друзья. Я-сказочница, а кто у меня в руках?
и хочу вам рассказать сказочную легенду. Легенда гласит, что место рождения Снегурочки—Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка. Давайте для нашей Снегурочки построим терем. Построимся в две колонны, и на санках по одному кирпичику будем возить и строить.
Дети строят терем для Снегурочки под музыку.
Хороший получился терем! Давайте его украсим снежинками. На какой звук начинаются слова: снежинка, Снегурочка, санки?
Молодцы, ребята! А мне пора возвращаться. До свидания, друзья!
(Сказочница уходит под музыку).
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Сергиев Посад.
Звучит русская народная песня про матрешек. Выходит в сарафане логопед.
Здравствуйте, гости и ребята. Я Марья-искусница, а в руках у меня… (матрешка).
Логопед (в русском сарафане). Матрёшка – это уникальная народная русская игрушка, наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Порадуем наших гостей стихами да частушками о матрёшках.
Дети читают стихи и поют частушки.
Какие вы молодцы! А мне пора, нужно показать рассказать о матрешке другим детям. До свидания.
Марья-искусница уходит под музыку.
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Владимире.
Под музыку входит воспитатель (Сударушка).
Здравствуйте, друзья! Я-Сударушка, и знаю, что детская жизнь невозможна без веселых развлечений, прибауток и припевок! Народная игра «Золотые ворота» имеет давнюю историю. Как и много веков назад, во время хороводной забавы бывает много шума и смеха. Во время игры вы должны проявить ловкость и в определенное время поймать других игроков.
Итак, русская народная игра «Золотые ворота».
Двое игроков встают друг напротив друга и берутся за руки, поднимая их вверх, образуя «ворота»; остальные игроки встают цепочкой; их цель – пройти сквозь «ворота»; игроки-ворота читают следующие стихи:
«Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается
Второй запрещается А на третий раз Не пропустим вас!»
на последних словах «ворота» опускаются и ловят проходящих под ними игроков, которые тоже становятся воротами; игра заканчивается, когда всех игроков поймали.
Дети играют в игру «Золотые ворота».
-Вам понравилась игра? А мне пора уходить. До свидания!
Под музыку Сударушка уходит.
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Ростове Великом.
Звучит музыка, выходит Кузнец.
Логопед (в одежде кузнеца): Здравствуйте, ребята! Я-Кузнец, и хочу сказа, что издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками. Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.
У меня есть волшебная книга, в которой много таких пословиц и поговорок.
– Я начну, а вы продолжите.
Без труда не выловишь … (и рыбку из пруда).
Делу – время, а … (потехе – час).Терпенье и труд … (все перетрут).Сделал дело – … (гуляй смело).
Больше дела – …(меньше слов).
Ответы детей.
А теперь давайте покажем, как работают русские мастера во кузнеце. Встанем и сделаем круг.
Логопед вместе с детьми выполняет логоритмику «Кузнецы».
Кует Кузьма во кузнеце, Стучит на всю околицу. | Изображение ударов молотка – правой рукой. |
БАМ – БАМ – БАМ - БАМ | Хлопки в ладоши / громко, медленно, низко |
В наковальню бьёт, Колокольчиком куёт, | Удары указательным пальцем одной руки по ладони другой |
ТЮК – ТЮК – ТЮК - ТЮК | / высоко |
Колокольчики звенят, Динь – динь – динь - динь | Изображение звона колокольчиками Круговые вращения руками к вверху /от низкого к высокому |
Молоточки гремят | Удары кулаками – один по другому, меняя положение вверх - низ |
ТУК – ТУК – ТУК - ТУК | / с силой голоса громко - тихо |
Приударим разом вдруг | Отстукивание ритма по ногам |
Ииииии – «УХ» | Руки через стороны вверх, вниз наклон туловища |
Для всех людей, Эй – эй – эй - эй | Руки разводим в стороны с каждым слогом – шире / с каждым слогом все громче |
Накуём гвоздей | Удары пальца о палец. |
Дзинь – дзинь – дзинь - дзинь | |
Слышен звук, звук, звук, звук | Отстукивание ритма по ногам /громко, быстро |
Вот гвоздь, вот подкова | Разворот руки одной - другой |
Раз, два - и готово! | Отстукивание ритма ногой (1,2), - руки вперед, кулаки сжаты, большой палец вверх. |
Вот так работают кузнецы в своих кузнецах, и куют красивые изделия. Мне пора уходить. До свидания, друзья.
Под музыку Кузнец уходит.
На экране яблочко катается и звучит рассказ о городе Туле.
Под музыку выходит воспитатель (Рукодельница с самоваром).
Здравствуйте, друзья! Я-Рукодельница, а в руках у меня…! Хотите узнать, как появился самовар?
Известно, что самый первый самовар был изготовлен в Туле в Заречье Назаром Лисицыным.
Своим появлением самовар обязан чаю. Только на Руси пили чай из самовара. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, споры и просто велись душевные беседы. И вот я вам предлагаю к чаепитию приготовить тульские пряники из соленого теста. Проходите к столам, садитесь, перед вами тарелочки с тестом. На клеенках заготовки пряников, их надо украсить. Возьмите печатки, украшайте пряники.
Дети украшают пряники под музыку.
Эти пряники и будут угощением к чаепитию с самоваром.
А мне пора возвращаться. До свидания!
Рукодельница под музыку уходит.
Ведущий: вот закончилось наше путешествие по городам России. Вспомните, по каким городам мы сегодня путешествовали.
Используются картинки с изображением городов России.
Дети показывают гостям приготовленные печатные пряники.