Главные вкладки
Детям: логопедические занятия.
Нашим дошкольникам предоставляю логопедические занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_logopeda-osen-omelchuk_m.n.docx | 17.7 КБ |
logozanyatie_-pdd-omelchuk_m.n.docx | 38.09 КБ |
logozanyatie-den_pobedy.docx | 35.93 КБ |
logozanyatie-zhivoe-nezhivoe.docx | 1.17 МБ |
logozanyatie-kosmos.docx | 24.66 КБ |
logozanyatie-nasekomye.docx | 50.71 КБ |
logozanyatie-rechnye_rybki.docx | 45.44 КБ |
logozanyatie-tsvety.docx | 32.51 КБ |
logopedicheskiy_kvn.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности
(микрогруппа детей из подготовительной А)
Тема ННОД: «Осенняя пора»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Образовательные цели:
- закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;
- расширять и активизировать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений с речью;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные цели:
- формировать навыки самостоятельности, активности;
- формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Макет осеннего дерева, картинка Ежик; картинки по АГ; ИКТ-презентация «Осень»; раздаточный материал – карточки деревья и плоды; сюжетные картинки по теме «Занятия детей осенью.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Формирование положительной мотивации у детей. | 1.Организационный момент. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел сегодня на занятие? (Ежик). Под каким деревом он стоит? (Под осенним деревом) Как вы определили, что это осеннее дерево. (Желтые листья на нем) Значит, какое сейчас время года? (Осень) 2.Упражнение на дыхание «Осенний листочек полетел» Приготовили ладошки. Представили, что нам на ладошку упал осенний листочек. Давайте его сдуем. Вдох носом, длительный выдох ртом. 3 раза. Выполним вместе с ежиком осеннюю зарядку для язычка. | Коммуникатив-ная | Беседы, сюрпризный момент, рассматривание | Макет «Осеннее дерево», картинка Ежик, цветные карточки по АГ | У детей сформировалась положительная мотивация, дети заинтересованы в образовательной деятельности |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Формирование артикуляционного аппарата, развитие познавательного интереса по теме, внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики | 3. Основная часть. Артикуляционная гимнас-тика по теме «Осень». Работа с карточками. Итак, у нас сейчас осень. Скажите, какая погода осенью? (Холодная, дождливая). Ежику стало холодно, он просятся погреться. Давайте погреемся вместе с ним. 4.Пальчиковая гимнастика (упражнение выполняется сначала на обоих руках) Ребята, а где можно увидеть ёжика? (В лесу) Представьте, что мы с вами в лесу. В лесу много деревьев. Осенний ветер подул и плоды с деревьев упали. Помогите ежику определить, с какого дерева упал плод. 5.Работа с предметными картинками. Логопед. Но не только плоды падают с деревьев. Когда дует ветер, что происходит с листьями? Дети. Падают с деревьев, кружатся. Логопед. Как это явление называется? Дети. Листопад. Логопед. Давайте его покажем. 6.Физминутка «Листопад» (координация речи с движениями). 7.Работа с ИКТ. Задания от ежика. Презентация «Осень» Продолжить предложения по сюжетным картинкам, начи-ная со слова «Осенью…». Задания «Посчитай-ка», «Назови ласково», «Сколько листочков?», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Один-много». 8.Физкультминутка «Запомни и повтори» (на внимательность) - Смотрите на меня и повторяйте движения за мной. | Социально-коммуникатив-ная через игро-вую деятель-ность, двигательная, познавательная | Дидактические упражнения, пальчиковая гимнастика, координация речи с движением | Ноутбук, презентация «Осень», раздаточный материал—предметные карточки «Деревья и плоды» | У детей пополнился словарный запас слов по теме «Осень. Сформировались первичные представления об объектах окружающего мира.
|
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Закреплять полученные знания на занятии, воспитание усидчивости, уважения друг к другу, умения выслушивать ответ другого ребенка до конца. | 9.Работа по дидактическому материалу. Посмотрите на картинки и скажите, чем занимаются дети осенью? (Дети перечисляют занятия детей осенью). А животные как готовятся к зиме? Кто ложится в спячку на зиму? (Медведи, ежики) Назовите осенние месяцы. Сколько месяцев длится осень? (3 месяца) 10.«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», отрицательно покачаете головой. 7.Итог занятия. Что вам понравилось на занятии? Домашнее задание. Заводить «Моторчик» и выполнять упражнения по индивидуальным тетрадям. | Коммуникатив-ная | Устная рефлексия | Сюжетные картинки по теме «Осень» | Дети справились с поставленными задачами, были активны, внимательны. У детей расширился кругозор. |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме
«Правила дорожного движения»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения
Задачи:
-Расширять представления о правилах дорожного движения.
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными), навыки слогового анализа слов.
- Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, общие речевые навыки.
- Развивать координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Обучать дошкольников культуре безопасного поведения на дороге.
- Формировать уважение к правилам дорожного движения.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», магнитная доска, флажки синего и красного цвета.
Ход занятия Организационный момент.
Логопед. Ребята, я предлагаю Вам отправиться в путешествие по нашим улицам, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода и безопасного поведения на улице, значение сигналов светофора.
Давайте перед прогулкой мы выполним упражнение на дыхание и гимнастику для нашего язычка.
Основная часть.
Упражнение на дыхание «Поедем на автомобиле»
Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Вдохнуть через нос, на выдохе произносить звук: «тр-р-р». (у кого получается, сила звука нарастает).
Артикуляционная гимнастика «Веселая прогулка»
Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.
«Окошечко»-улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза). Захотел язычок пойти в парк, но ему нужно было перейти дорогу, стал язычок смотреть налево и направо, есть ли там машины.
«Путь через дорогу»-улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз).
После этого увидел язычок светофор, у которого сверху вниз разные огни горят, стал язычок на них смотреть: красный желтый зеленый.
«Светофор»-улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить к подбородку (4-5 раз).
Дождался язычок зеленый сигнал светофора и перешел улицу, пришел в парк гулять и стал играть в мяч.
«Загоним мяч в ворота»-рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячик».
Логопед: Вы скоро пойдете в школу. Поэтому мы совершим необычную, но безопасную прогулку от нашего детского сада до школы. Ребята, прогуливаясь до школы вы встретите очень много улиц, которые вы будете проходить. Все они разные: узкие и широкие, короткие и длинные. На каждой улице есть и проезжая часть, и тротуар. Люди, идущие по улице, называются…
Дети: Пешеходами.
Логопед: Пешеходов очень много. Это дети и взрослые, дедушки и бабушки. Чтобы не нарушать правила дорожного движения пешеходы должны идти только по …
Дети: Тротуару.
Логопед: Скажите, а где же мы можем перейти улицу, ведь на ней так много машин?
Дети: На пешеходных переходах.
Логопед: Правильно, на пешеходных переходах. Посмотрите на дороге нарисованы широкие белые полосы – это пешеходный переход. Именно по нему и нужно переходить дорогу.
— А сейчас отгадайте загадку:
Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,
День и ночь горят огни –
Зеленый, желтый, красный.
Дети: Светофор
Логопед: А, зачем нужен светофор на дороге? (ответы детей).
Отгадывание загадок:
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
На дороге – лежит,
Под машиной – бежит.
Пока молод – черный,
Теплый, размягченный.
А как постареет –
Затвердеет, постареет. (Асфальт)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка")
Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.
(въезд запрещен).
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши.
(Регулировщик)
Игра «Регулировщик»
Логопед: Давайте превратимся с вами в регулировщиков и посмотрим, что творится на наших улицах?
У детей по красному и синему флажку. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, дети проговаривают слова «проезжай», «пролетай», «проплывай» (машина, самолёт, вертолёт, корабль, катер, автобус, мотоцикл), и машут в это время синим флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп».
Упражнение «Закончи предложение»
Логопед: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».
Логопед: Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре…
Дети: …а потом переходить улицу.
Логопед: Нужно посмотреть налево…
Дети: … а потом начинать переходить улицу.
Логопед: Следует взрослого взять за руку…
Дети: … а потом переходить улицу.
Логопед: Нужно дождаться полной постановки транспорта…
Дети: … а потом начинать переход.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. Ходьба на месте.
Подскоки на правой ноге
Подскоки на левой ноге Бег на месте.
Игра «Сосчитай»
Один светофор, два светофора, …, пять светофоров.
Посчитать (дорожный знак, машина, пешеход, пассажир, автобус).
Игра «Один — много»
Логопед бросает ребёнку мяч и просит продолжить предложение: «В нашем городе не одна улица, а много…улиц»
— Не один сад, а много…садов.
— Не одна школа, а много… школ.
— Не одна дорога, а много… дорог.
— Не один светофор, а много… светофоров.
Игра «Автобус»
Логопед: Давайте все вместе прокатимся в автобусе.
Кем мы будем в автобусе?
Дети: Пассажирами.
Логопед: А, как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему? (ответы детей).
Логопед: Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется (работа по картинкам).
- Автобус от остановки … (отъехал).
- К другой остановке…. (подъехал).
- Затем на небольшую горку…. (въехал).
- И вместе с нами он мост (переехал).
- Большую лужу он… (объехал).
- И к нашему саду он тихо…. (подъехал).
Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто?
Дети: Пешеходы.
Пальчиковая гимнастика
Дорожных правил очень много:
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(«Шагают пальцами по поверхности стола)
(Загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
Работа в тетрадях.
Работа в тетрадях (совершенствование навыка слогового анализа слов).
1.На столах разложены карточки рисунком вниз.
Логопед: Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название вашего транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом на какой слог упало ударение. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).
2.Д/и “Слова рассыпались” (работа парами), (совершенствование навыка составления и чтения слов).
Логопед: А, сейчас, нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора. Дети составляют и читают слова:
Красный – стой!
Желтый – приготовься!
Зеленый – иди!
Итог занятия.
Логопед обобщает знания детей о правилах поведения пешеходов на улицах, дорогах. О правилах дорожного движения.
Давайте вспомним и перечислим правила поведения на дороге, улице.
1. Люди могут ходить только по тротуару.
2. Играть и бегать на тротуарах нельзя.
3. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку.
4. В транспорте нельзя шуметь и толкаться.
5. Пожилым людям нужно уступать место.
Ребята, о чём мы беседовали сегодня на занятии?
Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?
Дети: Это маршрутное такси.
Логопед: Да, ребята, оно привезло нам подарки. (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста
Тема: «День Победы».
Цель: развитие общих речевых навыков.
Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии», «Военный транспорт», совершенствовать грамматический строй речи,
Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связной речи; развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на поисковые вопросы, развивать слуховое восприятие и внимание;
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
Оборудование: презентация к занятию, фонограмма песни «О той весне» Е.Плотниковой
Ход занятия
Логопед: Приближается всенародный, особенный, торжественный, незабываемый, радостный и грустный праздник – это 9 мая. Скажите, пожалуйста, какой это праздник?
Дети: День Победы.
Логопед: Правильно. И в этом году вся страна отметит 75 лет со дня Великой Победы. Я предлагаю сегодня поговорить об этой знаменательной дате. Что вы знаете про этот праздник?
(Ответы детей).
Логопед: Прежде, чем наступил День Победы, была страшная, жестокая, война, в которой погибло очень много людей. Среди них и наши с вами деды, прадеды. Мы всегда будем помнить о них, о их смелости, их подвигах. Четыре года длилась эта война. А люди всё это время верили в победу. Великой Победе посвящено много песен и стихов. Я предлагаю вам послушать одну из них. Звучит фонограмма песни «О той весне», автора стихов и музыки - Елены Плотниковой.
Логопед: Знаете, ребята, на какой военной технике воевали наши деды и прадеды? Отгадав загадки, вы узнаете это.
Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом. (танк)
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое? (самолет)
Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная ... (катюша)
На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут. (пушки)
Для этого коня еда —
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется. (автомобиль)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)
Логопед: Давайте вспомним военные профессии. Эти военные профессии есть в нашей армии и сейчас. Я предлагаю посмотреть картинки на слайде и вспомнить военные профессии
Слайд № 2-8
- Как назывались те, кто служил в пехоте?
- Пехотинцы.
- Кто охранял границы нашей Родины?
- Пограничники.
- Кто служил в танковых войсках?
- Танкисты.
- Кто служил на море, на корабле?
- Моряки.
- Кто служил в ракетных войсках?
- Ракетчики.
- Кто служил в артиллерии?
- Артиллеристы.
- Кто служил в разведке?
- Разведчики.
- Кто обеспечивал связь?
- Связисты.
Игра «Что делают?»
Логопед: Ребята, подберите действия к каждому военному.
Артиллерист… (стреляет из пушки), летчик… (летает на самолете) разведчик… (ходит в разведку), пограничник… (охраняет границу), десантник… (прыгает с парашютом), моряк… (служит на корабле)
Игра «Скажи наоборот»
(учимся подбирать слова антонимы)
трусливый – смелый
побеждать – проигрывать
защищает – нападает
наземный – воздушный
мир – война
горе – радость
поражение – победа
Логопед: Вы – очень умные ребята. Помогите, пожалуйста, мне сосчитать до пяти:
один отважный боец, два отважных бойца… пять отважных бойцов;
один военный корабль…;
один храбрый разведчик…
Игра «Чего не стало»
Логопед: Посмотрите на мольберт и назовите, что вы видите? (Дети называют картинки. Затем картинки исчезают). Теперь назовите чего не стало? (Картинки убирает логопед)
Пример: Я вижу самолет (танк, пушка, подводная лодка, легковой автомобиль). Не стало подводной лодки.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Послушайте очень внимательно и скажите, какое слово лишнее? Почему?
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
Граница, заграница, пограничник, граната.
Игра «Скажи по-другому»
(учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый,
Отважный - …
Геройский - ...
Упражнение «Слова-родственники»
(учимся подбирать однокоренные слова)
Герой - геройский, героический, героизм.
Защита - защитник, защищать, защищенный.
Слайды № 9-12
Упражнение «Вставь пропущенный предлог»
Логопед: Ребята, подберите предлог к предложению.
Военные лётчики защищали нашу Родину … небе.
Моряки воевали … врагом … море.
Танкисты сражались …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину … границе.
Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.
Игра «Какой?»
Логопед: Какими были наши ветераны на войне солдатами?
Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
Итог занятия.
Логопед: Мы всегда должны помнить о солдатах, которые сражались за нашу Родину.
После победы (отрывок стихотворения Сергея Михалкова)
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым
– Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
- Со дня окончания войны и Дня Победы прошло много лет. Совсем мало осталось людей, которые сражались за нашу Родину. Это уважаемые всеми Ветераны. В праздник Победы их всегда поздравляют. Давайте и мы с вами 9 мая пойдём на праздничный парад и поздравим ветеранов. Скажем им слова благодарности и пожелаем крепкого здоровья и мирного неба над головой.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ
Цели: закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по слайдам – картинкам, формировать навык связной монологической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:
1. Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;
2. Продолжение обучению звуковому анализу и синтезу слов;
3. Образование имен прилагательных от имен существительных, подбор родственных слов;
4. Обучение детей ответам на вопросы логопеда полным ответом;
5. Составление предложений с заданным словом;
6. Развитие навыка составления распространенных предложений;
7. Развитие навыка координирования речи и движений;
8. Развитие зрительного, слухового восприятия;
9. Развитие невербального и вербального мышления,
10. Развитие произвольного внимания и памяти;
11. Развитие оптико-пространственных представлений;
12. Развитие конструктивного праксиса;
13. Развитие общей и пальчиковой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание аккуратности, взаимовыручки, отзывчивости, чувства товарищества;
2. Воспитание умения слушать говорящего, желание и умение работать в коллективе;
3. Закрепление знаний о космосе.
4. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
проектор, ноутбук, презентация, счётные палочки, картинки с изображением тюбиков с едой, фишки красного, синего и зеленого цвета для каждого.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед (Л): Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
(Д): – Хорошее, радостное, веселое.
– Ребята, какое время года наступило?
(Вывешивается картинка «Весна»)
(Д): – Наступила весна.
– Весна какая?
(Д): – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая.
– А какой весенний месяц?
(Д): – Апрель.
– Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
(Д): – Вся страна отмечает день Космонавтики.
– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Сообщение темы.
Разгадывание загадок.
Показ слайда №1 «Космос»
- Как вы думаете куда? (Д): - В космос.
- Правильно, мы отправимся в космическое путешествие.
- А что можно увидеть в космосе? Разгадайте загадки.
Показ слайда №2 «Звёзды»
1. В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Д): - Это звёзды.
Показ слайда №3 «Солнце»
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Д): - Солнце.
Показ слайда №4 «Луна»
3. Вокруг Земли она летает,
А вот зачем – сама не знает. (Д): – Это Луна.
Показ слайда №5 «Земля»
4.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя
А называется … (Д): - Земля.
Показ слайда №6 «Ракета»
5. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (Д): – Ракета.
Показ слайда №7 «Космонавт»
6. Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто это? (Д): - Это космонавт.
- Молодцы! Ребята, а какими должны быть космонавты?
Профессия космонавта очень непростая.
Показ слайдов №8, №9 «Тренировка космонавтов»
(Д): - Умными, смелыми, сильными, отважными,
здоровыми, трудолюбивыми, выносливыми.
- Правильно. Они должны постоянно тренироваться.
Цепочка родственных слов. Д/и «Слова-родственники»
- Сейчас вы тоже потренируетесь в подборе слов к слову КОСМОС.
Слова, как родные, похожи чуть- чуть,
И, если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
Как называются такие слова? (Д): - Родственные слова.
Показ слайдов №10 «Космонавт, космолёт», №11 «Космодром, космический спутник»
Космический корабль или ракета – это космолёт.
Площадка для старта ракет – это космодром.
Космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли – космический спутник.
- А теперь, используя слайды, составьте предложения про космос.
Составление предложений с родственными словами
(Д): - Космонавт летит на космолёте в космос.
(Д): - Ракета летит с космодрома.
(Д): - Люди запустили космический спутник.
Показ слайдов №12 «Звезда», №13 «Звездочёт»
- А теперь подберите родственные слова к слову ЗВЕЗДА, составьте предложения.
Человек, считающий звёзды, или астроном – звездочёт.
(Д): - Звездочёт смотрит на звёзды в телескоп.
Показ слайдов №13 «Созвездие», №14 «Звёздный дождь»
Группа звёзд, образующая фигуру – это созвездие.
(Д): - Большая медведица – это созвездие.
Падение звёзд – это звездопад или звёздный дождь.
(Д): - Звёздный дождь падает на землю.
Развитие слухового восприятия.
- Ребята, представьте, что вы летите на космическом корабле. Начался звездный дождь, капли которого стали стучать по корпусу корабля. Внимательно послушайте, а затем повторите ритм дождя.
/ / / ; / // // ; // // // ; // // / ; /// /// ///; / // // /.
Дети по очереди отхлопывают ритм в ладоши.
- Молодцы, вы справились с заданием! А теперь познакомимся с разными планетами, которые вращаются вокруг Солнца. Приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
Дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках и смотрят слайды.
Показ слайдов с №15 по № 24 (Названия планет)
На Луне жил звездочет, (из рук изобразить телескоп и поднести к глазу)
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с, (загибать поочерёдно пальцы на обеих руках)
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон. (хлопнуть 1 раз в ладоши)
— Ребята, летим дальше? (Д): - Да
- Посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?
(Д): - Звёзды, планеты, Луну, Солнце,
космические спутники, звёздный дождь.
Гимнастика для глаз «Нарисуй движением глаз планету, ракету, дождь»
- Слушайте внимательно!
Планета – рисуем «глазами» круг; Ракета – движение глаз вправо, влево; Дождь – движение глаз вверх, вниз.
- А кого раньше отправляли в космос?
(Д): - Животных.
Показ слайда №25 «Собака Лайка»
Правильно. Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первой в космос полетела собака Лайка. Но обратно она не вернулась.
Показ слайда №26 «Белка и Стрелка»
- А это кто? (Д): - В космос полетели 2 собаки Белка и Стрелка.
Они вернулись на Землю.
Показ слайда №27, №28 «Юрий Гагарин, Валентина Терешкова»
— Кто был первым космонавтом? А женщиной космонавтом?
(Д): - Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
(Д): - Первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова.
Показ слайда №29 «Скафандр»
— Что космонавты надевают, когда собираются в космос?
(Д): - Шлем, скафандр и специальную обувь.
- Космонавты надевают скафандры.
Конструирование из счётных палочек
- Для полёта в космос нужна ракета. Выложите свои ракеты из палочек на столе.
Дети выкладывают ракеты из палочек.
Физминутка «Полёт на ракете»
Показ слайда №30 «Запуск ракеты с космодрома»
Приготовимся, Ребята, Мы глядим в иллюминатор, | встать смирно
помахать рукой, встать рука козырьком вправо, влево качаем головой руки вверх, круг из ладней поднимают круглые руки над головой |
Показ слайда №31 «Невесомость»
- Ребята, почему космонавты «плавают» в космическом корабле?
(Д): - В космосе космонавты находятся в невесомости.
- Правильно. Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят.
Упражнение на релаксацию «Невесомость»
- Изобразите себя в состоянии невесомости.
Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.
Показ слайда №32 «Еда космонавтов»
- Вы почувствовали себя космонавтами? (Д): - Да.
- Тогда и подкрепиться надо космическими продуктами питания.
- Я раздам вам тюбики с космической едой, а вы должны выложить звуковую схему слова, используя наши фишки красного, синего и зеленого цвета.
Развитие звукового анализа и синтеза
(тюбики с картинками слов: СОК, СУП, СЫР, КАША, ЧАЙ, РИС)
Дети выкладывают схемы слов.
- Молодцы! Хорошо потрудились. Отличные выйдут из вас космонавты! Давайте вспомним всё о космосе. Я прочитаю вам рассказ, а вы следите за слайдами и слушайте.
Показ слайда №33 - 35 «Составление рассказа о космосе»
Составление рассказа о космосе
Один дошкольник пытается рассказать самостоятельно. Остальные на индивидуальных и последующих подгрупповых занятиях.
- Мы живём на планете земля.
- Луна – спутник Земли.
- Все планеты вращаются вокруг Солнца.
- Солнце больше всех планет.
- В космосе много звёзд.
- Первой в космос полетела собака Лайка. Она не вернулась.
- Потом полетели собаки Белка и Стрелка. Они вернулись на Землю.
- Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
- Первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова.
- В космос летают с космодрома на ракете.
- Космонавты надевают скафандры.
- В космосе космонавт находится в невесомости.
- Еда у космонавтов находится в тюбиках.
Оценка деятельности детей на занятии
- Молодцы! Теперь вы настоящие космонавты!
- На память о космическом путешествии вам достаются космические наклейки.
Дети прощаются. Уходят довольными.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
Задачи:
I.Коррекционно-образовательные:
- уточнить знаний о насекомых, их характерных признаках;
-совершенствовать грамматический строй речи (подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными;
-упражнять в употребление предложно-падежных конструкций (согласование по родам, употребление предлогов «под», «над», «справа от», «слева от», «в»)
- совершенствовать навыки звукослогового анализа слов;
- формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;
II.Коррекционно-развивающие:
-развивать речевой слух, память, мышление;
- развивать зрительное внимание;
- развивать длительный плавный выдох;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
III.Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: пособие «Бабочка» для дыхания, набор мелких игрушек «Насекомые», плоскостные цветы с цифрами: 1,2,3,4, пособие «Цветочная поляна, схема частей тела насекомых, смайлики для рефлексии.
Ход занятия
- Организационный момент.
Приветствие. (создание благожелательной атмосферы.
«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
-Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
- Основная часть
- Сообщение темы занятия
Игра «Найди лишнее» (развивать речевой слух, память, мышление)
Корова, собака, коза, муха
Олень, тигр, жук, лиса
Голубь, синица, бабочка, дятел
Комар, акула, карась, кит
-Назовите все слова, которые были лишними /муха, жук, бабочка, комар
-Как одним словом их назвать /насекомые
-Правильно, насекомые. Предлагаю вам отправиться на «Планету насекомых»
-Раз, два, повернись на планете насекомых очутись
(звучит музыка – звуки насекомых)
-Послушайте, что это за звуки? (звуки насекомых)
-Выполним гимнастику для язычка «Насекомые»
- Артикуляционная гимнастика к занятию «Насекомые»
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)
4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)
5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Упр. «Бр-р-р»… губами»)
- Развитие дыхания
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут бабочек из корзинок).
- Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
-Посмотрите, сколько насекомых у нас на полянке, назовите их
- Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
- Беседа о насекомых
Задумывались ли когда-нибудь, почему насекомые называются насекомыми, а не шестилапыми или двуногими? Попробуем разобраться с самого начала, почему насекомые так называются.
Представьте себе, это самая большая группа что живет на Земле. Насекомые — древние и загадочные обитатели нашей зеленой планеты. На земле великое множество насекомых. Возможно, на вопрос о том, почему насекомые называются насекомыми, поможет ответить изучение их внешнего вида:
Тело насекомых можно разделить на три части:
*голова: глаза, усики
*грудь
*брюшко
*6 конечностей (лапок или ножек)
На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать, насечка, насекомое»
Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками. Из-за этого многие садоводы, цветоводы, огородники и фермеры считают их основными врагами борьбы за урожай. Кроме этого, среди них
встречается довольно большое число кровососущих: слепни, комары, мошки, клещи, оводы.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы.
Польза и вред от насекомых. Какие насекомые полезны? Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных (мухи, комары), поедают листья деревьев (гусеницы, тля);
Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Где живут насекомые? Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
- Физ.минутка «Гусеница».
Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются
в правую сторону)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в левую сторону)
Но зима промчалась мимо - (Разводят руки в стороны, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня - Сонюшка! (Медленно встают).
Под весенним ясным солнышком (потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)
Стала бабочкой она!
- Логопедические лексико-грамматические игры и упражнения
**Упражнение «Назови насекомых», **Дидактическое упражнение «Раздели слова на части»
- Ребята, смотрите, на планете насекомых есть поляна красивых цветов. Насекомые очень любят цветы. Посчитайте сколько слогов в названии ваших насекомых. Если в названии насекомого один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3. (Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам).
(используем картинки и игрушки)
**Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых» (согласование с числительными)
**Сейчас мы с вами, поиграем в игру «Жадные малыши» (употребление местоимений МОЙ, МОЯ). Дети отбираю игрушки по родам.
**Дидактическая игра «маленький-огромный»
Пчела – пчелище – пчёлка.
Муравей – муравьище – муравьишка.
Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.
Жук – жучище – жучок
Таракан – тараканище - тараканчик и т. д.
Моя бабочка, мой шмель и т.д.
**Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...
**Дидактическое упражнение «Где спряталась бабочка?» (употребление предлогов)
- Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями. Пора возвращаться с планеты насекомых!
-Раз, два, три, повернись
В детском саду очутись
Рефлексия
-Где мы с вами побывали?
-Что нового сегодня узнали? Что тебе больше всего понравилось на занятии?
- А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу:
-если со всеми заданиями во время путешествия справились верно, посадите бабочку на клумбу;
-если испытывали затруднения – божью коровку
Вы молодцы, до новых встреч!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
Цель: систематизация знаний о жизни обитателей рек и озер.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о речных рыбах, их строении и местообитании; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.; формирование обобщающих понятий).
Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением; установление причино-следственных связей.
Коррекционно-воспитательные:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: музыкальный центр; музыкальная запись со звуками воды, плеска; разборная модель строения рыбы; силуэт рыб окуня; сеть; цветные кружки разного цвета; карта; макет яблони со словами-яблоками; иллюстрации с изображением пресноводных рыб; кусок пластилина; стакан с водой; карточки с различным расположением чешуи; карточки с силуэтами рыб для выполнения штриховки; раковина морская.
Ход занятия:
Организационный момент: поздороваться с гостями.
Логопед: Ребята, о ком мы разговаривали на прошлом занятии? (О рыбах)
- Дайте, пожалуйста, определение, о том, кто такие рыбы?
- О каком виде рыб мы вели разговор? (О морских)
- Каких морских рыб мы с вами знаем?
Вводная часть
Звуки воды, плеск.
Логопед: - Слышите, кто-то плещется? Ребята, посмотрите, возле реки у обрыва плачет рыба.
- Может ей кого – то жалко?
- Может ей на солнце жарко?
- Может ветер шаловливый напугал речную рыбу?
- Может рыба хочет пить?
- Может нам пойти спросить?
(Перед детьми рыбка, запутавшаяся в сетях)
Окунь: В речке плавал я, нырял,
В сети крепкие попал.
Логопед: Ребята, поможем рыбке? Чтобы вызволить рыбку из сети, нужно распутать слова в предложениях, распутаем слова – распутаются сети, которые держат рыбку.
Основная часть
1. «Распутай слова»
-рыба, реке живет, в. Это правильно сказано? Как нужно переставить слова, чтобы получилось верно и понятно? (Рыба живет в реке.)
-рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася.)
-рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост.)
Окунь: Спасибо за помощь ребята!
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки и о реках,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Все попасть туда мечтают!
-А вы хотите отправиться со мной в путешествие в подводный мир? Я покажу вам свои владения, и вместе мы узнаем много нового и интересного. Только далеко я заплыл и дорогу домой забыл…
Логопед: Как узнать дорогу в замок рыбки? (Ответы детей)
Конечно, нам поможет карта. Обычно, когда не знают куда идти, то смотрят карту. Это нарисованное изображение верного пути.
2. Игра на внимание «Ищем карту».
Логопед: Посмотрите внимательно вокруг. Место, где находится карта, обозначено зеленым кружочком (по группе расклеены кружки разных цветов). Находим карту в сундучке.
На карте нарисовано: на берегу яблоня, речка, море.
3. Подбор родственных слов.
Логопед: Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она непростая, на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи, используя слово рыба:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)
Я хвостом махал бы гибким
И резвился, словно …(рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой... (рыбак)
Логопед: Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с”(дети отрабатывают произношение звука), яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево).
Молодцы, ребята! Вспомнили все родственные слова.
Окунь: Куда мы отправляемся дальше – посмотрим на карту. Путь лежит через речку, правильно!
4. Подвижная игра «На речке». Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.
(Веселая музыка марш).
Логопед: Вставайте и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять
К речке мы идем гулять. (шагают на месте)
Мы хотим увидеть рыбок, (всматриваются в даль, рука-козырек,
И лягушек, и улиток. выполняя пружинку)
В речке будем мы купаться, (плыть, руки перед собой)
И нырять, и кувыркаться. (нос зажать, присесть-встать)
Быстро поплывем, как рыбки, (обеими руками имитируют
Все движенья – без ошибки. плавание «брасом»)
Мы по берегу потом
Как улитки поползем. (идут по кругу в полуприседе, руки на колени)
Как лягушки мы поскачем, (прыгают на двух ногах по кругу
Словно легкий, звонкий мячик. друг за другом, руки на поясе)
(Музыка подводного царства)
Логопед: Закрываем глазки, попадаем вместе с окунем на дно реки. Как вы думаете, кого мы там встретим? (воспитатель выставляет на доску картины речных рыб).
Дети: На дне реки мы встретим рыб.
Логопед: Какие рыбы живут в реке? – речные (обобщающее понятие проговариваем вместе).
Дети перечисляют рыб, которых знают. Если затрудняются, логопед называет, и дети повторяют хором название этой рыбы.
5. «Части тела рыб».
Логопед: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Отвечаем по очереди.
Дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище, хвост, плавники. На голове есть жабры. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, и выставляется на доску.
Логопед: Для чего нужны хвост и плавники? (Что рыбы могли плавать, передвигаться в воде.)
Логопед: Для чего рыбам нужны жабры? (Чтобы дышать). Мы с вами дышим воздухом. А чем рыба дышит под водой? – Ответы детей. Тоже воздухом. В воде есть воздух. Как нам его увидеть, как это проверить?
Логопед: Окунь знает, как можно увидеть воздух в воде.
6. Рыбка проводит эксперимент: опускает кусочек пластилина в стакан с водой.
Рыбка: Ребята, посмотрите, что появилось на пластилине? Пузырьки. Это пузырьки воздуха. Значит, в воде тоже есть воздух, рыбы им дышат, и мы его увидели!
7. Логопед: Послушайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- О чём я прочитала загадку? (О чешуе.)
- Наличие чешуи - одна из отличительных особенностей этих животных. Рыбы - водные животные, тело которых почти всегда покрыто чешуёй. Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи). А для чего же рыбам нужна чешуя?
Дети: Для защиты.
Задание «Дорисуй чешуйки». (Детям раздаются листы с контурами рыб. Ребята выполняют задание.)
Логопед: Теперь отдохнем и подышим как рыбы. Рыбка окунь нас научит.
Дыхательная гимнастика: «Дышим как рыбы»
Окунь: Покажите, как и чем дышит рыба в воде.
Дети: Жабрами (вдох носом - выдох ртом).
Окунь: А как и чем дышит рыба без воды?
Дети: Ртом (вдох ртом – выдох ртом)
Окунь: Как дышит рыба, когда опять попала в воду?
Дети: Жабрами. (Вдох носом - выдох ртом)
Логопед: Как правильно нужно дышать, когда мы говорим? (Делать вдох носом - выдох ртом).
8. Музыка шум морского прибоя
Логопед: Слышите, это шумит река. Значит, дом окуня совсем рядом.
А могут речные рыбы жить в море? Почему? Правильно, потому что в море вода соленая, а речные рыбы живут в пресной воде (новое слово проговариваем несколько раз хором).
Окунь:
В море плавал я, нырял,
С вами, дети, поиграл.
А теперь пора расстаться,
По домам нам возвращаться.
Волшебная ракушка вот,
Домой она перенесет!
Логопед:
Положите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем, снова домой мы попадем!
Итоговая часть
Логопед: Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают.) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!
Домашнее задание.
Детям предлагается как можно больше узнать об аквариумных рыбках, об их содержании, кормлении. Принести фотографии, рисунки, выучить загадки.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для дошкольников подготовительной группы по теме «Цветы»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Цветы».
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить названия цветов, образовывать относительные прилагательные от существительных; согласовывать местоимения с существительными; активизировать знания детей о звуковом составе слова, закреплять умение составлять сложные предложения с союзом потому что.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое и зрительное внимание и память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, наборное полотно, предметно-тематические картинки, ковёр в виде цветочной поляны, фишки для составления звуковой схемы слов.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят в группу. На полу лежит ковер зеленого цвета, на нем картинки с изображением цветов. Дети встают вокруг ковра.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как необычно выглядит сегодня наша группа. Она похожа на цветочную поляну. Я предлагаю вам выбрать себе понравившиеся цветы. Девочки возьмут себе цветы, про которые можно сказать она моя, а мальчики - он мой. Дети выбирают цветы (слова мужского и женского рода)
Теперь внимательно посмотрите на свои цветы и попробуйте найти себе пару. Цветы все очень разные, но вы постарайтесь найти сходство. (Дети находят сходство по форме, цвету, месту произрастания.)
Сейчас вы можете со своими цветами сесть за стол. Но сначала сядут те дети, названия цветов у кого начинаются с гласного звука, затем с мягкого согласного и потом - с твердого согласного звука. (Дети садятся за столы, называя первый звук в слове)
II. 1. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.
Синий цветок – синенький цветочек
Белый подснежник – беленький подснежничек
Синяя фиалка – синенькая фиалочка
Красный тюльпан – красненький тюльпанчик
Розовая роза – розовенькая розочка
2. Дидактическая игра «Посади цветок»
На доске картинки луг, сад, лес, поле.
Я посажу ландыш в лесу, потому что ландыш – это лесной цветок.
И.т.д.
3. Физкультминутка «Цветок»
Вырос цветок на весенней полянке, Дети соединяют неплотно ладони
Нежную голову робко поднял. и поднимают их перед собой.
Ветер подул – он качнулся неловко, Покачивают ладонями медленно,
Он испугался, затрепетал. быстро.
Ветер бутоны качает упрямо Наклоняют ладони соответственно
Вперед и назад, налево, направо. вперед, назад, влево, вправо.
4. Игра «Найди и назови цветок».
- Ребята, внимательно посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах.
- Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется карточка с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы).
5. Игра «Собери букет».
Детям предлагается собрать букет для мамы из цветов, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога и 4 слога. Дети собирают и доказывают, что в слове действительно столько слогов, называют гласные звуки в слове.
6. Звуковой анализ слова роза.
Теперь посмотрите на мой цветок.
Как он называется? - Роза.
С какого звука начинается слово?
Какой последний звук?
Сколько всего звуков?
Назовите гласные, согласные звуки.
Сколько слогов в слове роза? Почему?
Составьте схему слова роза.
III. Итог занятия
Все мы с вами делали хорошо, но посмотрите на нашу полянку. Как грустно стало на ней без цветов. Давайте сделаем там цветочные клумбы. Посмотрите там лежат рядом звуковые схемы слов. Найдите подходящую вам звуковую схему и положите свой цветок рядом с ней (в случае необходимости – помощь педагога). Молодцы! Вот видите, как снова стало красиво на полянке. Давайте никогда не будем срывать цветы. Ведь с ними так красиво на нашей планете! Теперь после такой трудной работы, я предлагаю присесть рядом с нашей полянкой и почитать стихи про цветы, которые вы знаете.
Оценка детей.
Предварительный просмотр:
Логопедический КВН
с детьми старшего дошкольного возраста
Участники: подготовительная группа, старшая группа, логопед, жюри.
Цель: закрепить знания детей, полученные в течение года.
Задачи. Образовательные:
Показать знания, умения, навыки детей подготовительной и старшей группы. Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении.
Упражнять в звуковом анализе слов.
Продолжить учить анализировать слова по звуковому составу и соотносить их со схемой.
Закрепить обобщающие понятия.
Упражнять в употреблении слов — антонимов.
Упражнять в разгадывании ребусов, отгадывании загадок.
Развивающие: развивать творческую активность, логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг другу, чувство справедливости, умение работать в команде, сопереживать команде противника, воспитывать стремление к победе и умение достойно принимать поражение.
Оборудование: эмблемы команд, шары; лото «Логопедическая ромашка»; 2 разрезные картинки; картинки (муха, жук, гусеница, пчела, паук, муравей) и звуковые схемы к ним; листы со словами: нос, ткань, лист, куст, сосна, волос; 2 ребуса.
Проведение:
Логопед: Я рада видеть всех вас на нашем празднике. Сегодня состоится КВН между командами «Солнышко» и «Радуга». Ребята хотят продемонстрировать свои знания и свою волю к победе, а для этого надо внимательно слушать задания и делать его по сигналу. За каждый правильный и наиболее понравившийся ответ команда будет получать по звёздочке. Ребята, но для проведения игры нам потребуется справедливое жюри, и я вам его представляю. (Представление жюри). А теперь настало время ПРИВЕТСТВИЯ команд. Команда «Радуга» хочет поприветствовать команду «Солнышко». Итак, первая команда, ваше название …..(Дети говорят название команды). Ваш девиз./Ясно, четко говорим, потому что не спешим./ Капитан команды (Дети выбирают капитана) Вторая команда, ваше название … (Дети говорят название команды). Ваш девиз. /Говорим всегда красиво, смело и неторопливо./ Капитан команды (Дети выбирают капитана). После каждого конкурса подводятся промежуточные итоги.
Конкурс «Назови одним словом»
Логопед (обращается к первой команде)
– волк, медведь, рысь, кабан, заяц — это…
– груша, апельсин, слива, ананас, банан — это…
– скворец, грач, жаворонок, ласточка, трясогузка — это…
– валенки, сапоги, тапки, туфли, кроссовки — это…
– Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер — это…
(обращение ко второй команде)
– помидор, огурец, тыква, горох — это…
– малина, клубника, черника, смородина — это…
– кастрюля, тарелка, чайник, чашка — это…
– панама, шляпа. Кепка, платок — это…
– ромашка, колокольчик, роза — это…
Конкурс «Умелые ручки».
Игра «Разрезные картинки»
— собери картинки из частей (насекомые, цветы)
Конкурс «Кто в домике живет?»
— подбери слова к схемам. Детям раздаются картинки (муха, жук, гусеница, пчела, паук, муравей) и схемы слов. Соотнесите картинки со схемами. Конкурс «Замени букву».
Логопед читает стихотворение, а команды исправляют ошибку:
На волке сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
(На полке.)
Пышка любит грызть зерно
– Очень вкусное оно!
(Мышка.)
Мишка дров не напилил.
Печку кепкам топил.
(Щепками.)
Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
(Грачей.)
Скачут майки
На лужайке.
(Зайки.)
Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну.
(Волки.)
Конкурс «Прочитать слово в слове».
Логопед: Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят...
Участникам предлагаются задания:
321 34512 3214 Нос ткань лиса
54312 4312 45231 Сосна куст волос
Конкурс игра «Наоборот».
А сейчас пришел черед Сыграть в игру «Наоборот».
Минус-плюс, огонь-вода, дерзкий-осторожный. Все антонимы всегда
противоположны.
(Вопросы задаются поочередно одной и другой команде).
Скажу я слово высоко, а ты ответишь...
Скажу я слово далеко, а ты ответишь...
Скажу я слово потолок, а ты ответишь...
Скажу я слово, потерял, и скажешь ты...
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты...
Теперь начало я скажу — ну, отвечай...
Я антоним к слову зной.
Я в реке, в тени густой,
и в бутылке лимонада.
А зовут меня...прохлада.
- Сахар сладкий, а перец…….
- Дорога широкая, а тропинка…….
- Пластилин мягкий, а камень…..
- Чай горячий, а мороженое…..
- Кисель густой, а морс…..
- Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…..
- Днем светло, а ночью…..
- Крокодил Гена добрый, а Шапокляк……
Конкурс капитанов
Логопед: А сейчас задания на внимание!
Мама зовет дочку домой. Кто на улице? Кто дома?
Волк съел овцу. Кто слабее?
Охотник убил утку. Кто стрелял?
Витю слушал воспитатель. Кто говорил?
Петю ударил Ваня. Кто драчун?
Собаку укусила оса. Кто кусался?
Физкультминутка Игра «Летает, бегает, плавает».
Логопед называет животное, птицу, рыбу или насекомое.
Дети выполняют соответствующее движение.
Конкурс «Ребусы»
Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,
Тот, кто ребус отгадает, тот становится умней.
Конкурс «Логопедическая ромашка»
Дети обеих команд собирают по две ромашки (соотносят картинки со звуками ш, с, ж, з).
Конкурс «Найди звук в словах».
– Определить звук, который есть в предложенных словах. – Какой это звук? (согласный, гласный)
– Определить место звука в словах (в начале, в середине, в конце). Подведение итогов. Жюри подводит итоги, награждает победителей памятными подарками.
Логопед: Но вот, игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней,
Узнали много слов смешных,
И много всяких всячин,
И если вы запомнили их,
Не зря ваш день потрачен!
Под музыку «Мы начинаем КВН…» дети покидают зал.