Сборник дидактических игр на уроках математики

Мертюкова Татьяна Александровна

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_didakticheskih_igr_na_urokah_matematike.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                         «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №  2»

                                         г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

             

       Картинки по математике для детей           

                                   

                                           

                                                                                Составила: Мертюкова Т.А.

                                                                   УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВЫСШАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.

                                 

                        Дидактическая игра:  «Незадачливый математик».

                                     

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 +

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 +

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и

знаками и иллюстрация Медвежонка.Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил

примеры на кленовых листочках.  Подул ветер и листочки  разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть?

 Надо помочь ему.   Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

                       

Дидактическая игра:   «Мы играем в «МАГАЗИН»

        

                                                         

                                                       

Дидактическая цель:  решение простых задач, включающих величины (ЦЕНА.КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ), обобщить  знания   связи между величинами.

Средства обучения:  карточки  с терминами  (ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ),Таблица с карточками   С:Ц, С:К, Ц х К,  ценники на товар: тетрадь, обложка, линейка, ножницы, блокнот, открытка, альбом, карандаш, ручка, и т.д., монеты разного достоинства.

Содержание игры: на доске все перечисленные  предметы, под ними ценники, таблица с карточками, таблица   Цена, Количество, Стоимость.

                                               C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\картинки для работы\school101.gif                                      C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\картинки для работы\school054.jpg

                                                          Цена 5 руб.                                                       цена  8 руб                                            цена 10 руб

                                                         C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\картинки для работы\j0426446.gif                                C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\картинки для работы\aar.sized.jpg                      C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\картинки для работы\41341142_1.jpg

                                                                    Цена 15 руб.                                  цена 80 руб.                                цена 20 руб.

         Дети  выбирают продавца, который предлагает товар, идет оживлённая очередь из покупателей,  дети сами выбирают

товар называя предметы и количество, сами считают стоимость своей покупки, подавая свои монеты, роль продавца выдать

правильно сдачу, таким образом дети,  овладевают умением не только решать задачу математическую, но к встрече

с жизненной ситуацией.  Лучшие ситуации, выбираем и заполняем таблицу, Таким образом, решая сначала простые задачи, переходят к составным задачам, где нужно узнать остаток( сдача) , а также и проблемные.

цена

количество

стоимость

15 руб

3 шт.

?

?

2 шт.

50 руб

8 руб

?

20 руб

                                                                                                                          Н Е А З А Р Т Н Ы Е      И Г Р Ы

«Лото» по математике.

                                                                   «Лото» по математике позволяет ученикам запомнить и правильно применять на практике

                                                        правила сложения,  вычитания, умножения, деления, решения задач.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

7.     Когда сумма равна одному из слагаемых?

Чтобы найти сумму чисел, надо сложить слагаемые. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

8.      Когда разность равна нулю?

Сумма равна одному из слагаемых, если другое слагаемое равно нулю.

9.      Как увеличить число в несколько раз?

Разность равна нулю, если уменьшаемое равно вычитаемому.

10.   Когда произведение равно нулю?

Увеличить число в несколько раз, значит умножить.

11.   Когда произведение равно одному из множителей?

Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю.

12.   Как уменьшить число в несколько раз?

Произведение равно одному из множителей, если один из множителей равен 1.

13.   Когда частное равно нулю?

Уменьшить число в несколько раз, значит разделить.

14.    Когда делимое равно частному?

Частное равно нулю, если делимое равно нулю.

15.    Как увеличить число на несколько единиц?

Скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.

16.    Как уменьшить число на несколько единиц?

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна.

17.    Можно ли делить на нуль?

   Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.                                                                          

18.    Как найти цену, если известны количество и стоимость?

На нуль делить нельзя.

19.     Как найти количество, если известны стоимость и цена?

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

20.     Как найти стоимость, если известны количество и цена?

Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

21.     Из чего состоит класс единиц?

Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.

22.     Из чего состоит класс тысяч?

Класс единиц состоит из единиц, десятков и сотен.

23.     Назовите единицы длины, начиная с наименьшей.

Класс тысяч состоит из единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.

24.     Назовите единицы массы.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.

25.    Как найти расстояние?

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, год, век.

26.    Как найти время?

Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

27 .    Как найти скорость?

Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

28.     Что такое скорость?

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

4.       Как найти произведение?

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.                                                                                                                                                          

6.       Как найти сумму чисел?                             

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

3.      Как найти неизвестный множитель?

  Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Чтобы найти разность, надо из уменьшаемого вычесть вычитаемое.                                                                                                                                      

2.     Как найти уменьшаемое?

Чтобы найти делимое. Надо делитель умножить на частное. Чтобы найти частное, надо делимое разделить на делитель.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

1.     Как найти делимое, частное?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.                                                                              

5.    Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти произведение, надо первый множитель умножить на второй.

7.    Когда сумма равна одному из слагаемых?

Чтобы найти сумму чисел, надо сложить слагаемые. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

8 .   Когда разность равна нулю?

Сумма равна одному из слагаемых, если другое слагаемое равно нулю.

9.    Как увеличить число в несколько раз?

Разность равна нулю, если уменьшаемое равно вычитаемому.

10.   Когда произведение равно нулю?

Увеличить число в несколько раз, значит умножить.

11.   Когда произведение равно одному из множителей?

Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю.

12 .  Как уменьшить число в несколько раз?

Произведение равно одному из множителей, если один из множителей равен 1.

13.    Когда частное равно нулю?

Уменьшить число в несколько раз, значит разделить.

14.    Когда делимое равно частному?

Частное равно нулю, если делимое равно нулю.

15.    Как увеличить число на несколько единиц?

Скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.

16.   Как уменьшить число на несколько единиц?

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна.

19.    Как найти количество, если известны стоимость и цена?

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

20.    Как найти стоимость, если известны количество и цена?

Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

21.    Из чего состоит класс единиц?

Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.

29.    Как найти неизвестное  вычитаемое, разность?

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Дидактическая игра « Сложи круг».

                                           

                                                 

Цель:  развивать мышление, закреплять учебный материал   через  игровую деятельность.

Задачи:

  1. Вырабатывать потребность в приобретении знаний, воспитывать интерес

к математике.

  1. Развивать внимание, самоконтроль, умение доводить работу до конца.

Правила игры:

         Учащиеся дома заготавливают круг, разрезают его на 8 – 10 секторов. Самостоятельно записывают на эти

 сектора примеры, причём результат вычисления первого примера является началом второго. Результат второго

примера является началом третьего и т. д. Результат последнего примера должен получиться началом первого примера.

В классе ученики обмениваются разрезанными кругами и выполняют задание.

                                               

        

                       Дидактическая игра «Юные Пифагоры»

.    Ведущий разработчик: Галанов А.С. – психолог, автор более 40 развивающих игр и учебных пособий для детей.

          Эксперт – консультант и разработчик: Галанова Т.В. – психолог, член  Балтийской педагогической Академии,

лауреат Московской Международной книжной ярмарки 1996г., победитель в номинации «Лучшая книга года

посвященная развитию детей».

          При разработке игрового материала учитывались самые современные исследования в области психофизиологии

младших школьников. Это позволяет оптимально структурировать процесс обучения. Данные игры педагоги используют

как дидактический материал, т.к. текст заданий и дизайн карточек дает возможность органично включить игру

в любую из существующих образовательных программ, облегчает усвоение сложных тем.

          Данные игры помогут учащимся:

  • научиться умножать числа от 1 до 100;
  • понять геометрический смысл умножения;
  • запомнить смысл переместительного закона умножения;
  • легко выучить таблицу умножения.

         Учитель может легко и быстро проверить, насколько глубоко ребенок освоил учебный материал, как прочно

сформировались вычислительные навыки, выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить.

Цель игры: научить составлять таблицу умножения, закрепить навыки умножения, сформировать

представление о геометрической модели умножения.

Материал: карточки – коврики, карточки примеры, таблица умножения Пифагора.

Ход игры:

  1. Ведущий начинает рассказ:

- Очень давно жил ученый математик Пифагор. Когда он узнал об умножении и увидел первую таблицу умножения, она показалась ему громоздкой, и он предложил свою модель таблицы умножения. Вот что он изобрел.

  1. Ведущий показывает игрокам таблицу Пифагора.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

4

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

5

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

6

6

12

18

24

30

36

42

48

54

60

7

7

14

21

28

35

42

49

56

63

70

8

8

16

24

32

40

48

56

64

72

80

9

9

18

27

36

45

54

63

72

81

90

10

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

- Сможете ли вы расшифровать эту таблицу? Отгадайте, что означают числа и почему они так записаны?

3. Игроки высказывают свои мнения, за правильные гипотезы дети получают жетоны.

4.Если игроки не могут ответить, ведущий берет таблицу умножения Пифагора:

- Возьмем карточку – коврик с числом 24 и длинами сторон 6 и 4 клеточки. Положим коврик на таблицу умножения Пифагора

 и посмотрим, на какие числа по вертикали и горизонтали заканчивается коврик.

Ведущий накладывает карточку – коврик  поверх таблицы умножения Пифагора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

5

6

7

8

9

10

2

10

12

14

16

18

20

3

15

18

21

24

27

30

4

20

24

28

32

36

40

5

25

30

35

40

45

50

6

30

36

42

48

54

60

7

7

14

21

28

35

42

49

56

63

70

8

8

16

24

32

40

48

56

64

72

80

9

9

18

27

36

45

54

63

72

81

90

10

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Игроки отвечают.

- Правильно, это числа 6 и 4. А теперь посмотрим, какое число оказывается под правым нижним углом карточки.

Ведущий поднимает карточку и показывает на число  24 и на число, записанное на оборотной стороне карточки – коврика –

24

Они одинаковые.

- Теперь сосчитайте, сколько клеток с цифрами закрыла карточка – коврик.

Игроки считают клетки и убеждаются, что их тоже 24.

- А теперь давайте поиграем с карточками – ковриками, я буду закрывать карточкой ковриком таблицу умножения, а вы

будете отгадывать, какое число закрыто в правом нижнем углу под карточкой – ковриком.

5. Ведущий накладывает карточки – коврики, игроки отвечают.

За каждый правильный ответ игрок получает жетон.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов.

Дидактическая игра: «Борьба за цифру»

                                                                         

                                            Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры  большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку

от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовет числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

65

59

63

55

61

74

52

66

54

68

72

58

70

57

60

62

75

53

67

73

64

71

56

69

14

8

12

4

10

23

1

15

3

17

21

7

19

6

9

11

24

2

16

22

13

2

5

18

Пример: таблицы:

 

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры «Веселый счет» развивалось также и зрительное восприятие детей.

                                                                         

                                                            Дидактическая игра: «Контролеры»

                                               

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклоновпервой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают:«Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

                                                                                                       

                                                                         Дидактическая игра: «Живой уголок»

                                                         

                                                                                   

 Дидактическая цель: ознакомление детей с приемом образования чисел при      одновременном  закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».

                                                                                                                                                                                               Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры)

2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик.

- Что изменилось? (кроликов стало больше)

Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры

3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три).

Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один).

Почему 2>1? (два идет при счете после числа

1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

                                                         

        Дидактическая игра: «Числа, бегущие навстречу друг другу»

                                                                                             

       Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие

на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

                Дидактическая игра: «Подарки Петрушки»

        

                                                                                           

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные

из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.  

                

                                                           Дидактическая игра: «Хлопки»

                                                                                           

Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор определенных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы,

а стоящие справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает

число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров.

Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Сколько палочек в другой руке?

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом. Затем зада-   ние усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составитьпример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек              в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

Дидактическая играя:  «Загадка»

        

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

 

5 ед.

6 ед.

7 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

http://festival.1september.ru/articles/568195/img3.jpg

Ответ: летчик.

Дидактическая игра:    «Рыболовы»

        

                                                                                   

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок,                    на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой.      Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько                знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны,                то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.