Сборник дидактических игр на уроках математики
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_didakticheskih_igr_na_urokah_matematike.doc | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Составила: Мертюкова Т.А.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.
Дидактическая игра: «Незадачливый математик».
Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
43 = • + 3 | • = 20 + 9 | 57 = 50 + • |
35 = 30 • 5 | 1• = 10 + 5 | •4 = 40 + • |
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и
знаками и иллюстрация Медвежонка.Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил
примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть?
Надо помочь ему. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Дидактическая игра: «Мы играем в «МАГАЗИН»
Дидактическая цель: решение простых задач, включающих величины (ЦЕНА.КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ), обобщить знания связи между величинами.
Средства обучения: карточки с терминами (ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ),Таблица с карточками С:Ц, С:К, Ц х К, ценники на товар: тетрадь, обложка, линейка, ножницы, блокнот, открытка, альбом, карандаш, ручка, и т.д., монеты разного достоинства.
Содержание игры: на доске все перечисленные предметы, под ними ценники, таблица с карточками, таблица Цена, Количество, Стоимость.
Цена 5 руб. цена 8 руб цена 10 руб
Цена 15 руб. цена 80 руб. цена 20 руб.
Дети выбирают продавца, который предлагает товар, идет оживлённая очередь из покупателей, дети сами выбирают
товар называя предметы и количество, сами считают стоимость своей покупки, подавая свои монеты, роль продавца выдать
правильно сдачу, таким образом дети, овладевают умением не только решать задачу математическую, но к встрече
с жизненной ситуацией. Лучшие ситуации, выбираем и заполняем таблицу, Таким образом, решая сначала простые задачи, переходят к составным задачам, где нужно узнать остаток( сдача) , а также и проблемные.
цена | количество | стоимость |
15 руб | 3 шт. | ? |
? | 2 шт. | 50 руб |
8 руб | ? | 20 руб |
Н Е А З А Р Т Н Ы Е И Г Р Ы
«Лото» по математике.
«Лото» по математике позволяет ученикам запомнить и правильно применять на практике
правила сложения, вычитания, умножения, деления, решения задач.
7. Когда сумма равна одному из слагаемых? | Чтобы найти сумму чисел, надо сложить слагаемые. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. |
8. Когда разность равна нулю? | Сумма равна одному из слагаемых, если другое слагаемое равно нулю. |
9. Как увеличить число в несколько раз? | Разность равна нулю, если уменьшаемое равно вычитаемому. |
10. Когда произведение равно нулю? | Увеличить число в несколько раз, значит умножить. |
11. Когда произведение равно одному из множителей? | Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. |
12. Как уменьшить число в несколько раз? | Произведение равно одному из множителей, если один из множителей равен 1. |
13. Когда частное равно нулю? | Уменьшить число в несколько раз, значит разделить. |
14. Когда делимое равно частному? | Частное равно нулю, если делимое равно нулю. |
15. Как увеличить число на несколько единиц? | Скорость – расстояние, пройденное за единицу времени. |
16. Как уменьшить число на несколько единиц? | Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. |
17. Можно ли делить на нуль? | Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. |
18. Как найти цену, если известны количество и стоимость? | На нуль делить нельзя. |
19. Как найти количество, если известны стоимость и цена? | Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество. |
20. Как найти стоимость, если известны количество и цена? | Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену. |
21. Из чего состоит класс единиц? | Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество. |
22. Из чего состоит класс тысяч? | Класс единиц состоит из единиц, десятков и сотен. |
23. Назовите единицы длины, начиная с наименьшей. | Класс тысяч состоит из единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. |
24. Назовите единицы массы. | Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. |
25. Как найти расстояние? | Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, год, век. |
26. Как найти время? | Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. |
27 . Как найти скорость? | Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. |
28. Что такое скорость? | Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. |
4. Как найти произведение? | Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. |
6. Как найти сумму чисел? | Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. |
3. Как найти неизвестный множитель? | Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Чтобы найти разность, надо из уменьшаемого вычесть вычитаемое. |
2. Как найти уменьшаемое? | Чтобы найти делимое. Надо делитель умножить на частное. Чтобы найти частное, надо делимое разделить на делитель. |
1. Как найти делимое, частное? | Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. |
5. Как найти неизвестное слагаемое? | Чтобы найти произведение, надо первый множитель умножить на второй. |
7. Когда сумма равна одному из слагаемых? | Чтобы найти сумму чисел, надо сложить слагаемые. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. |
8 . Когда разность равна нулю? | Сумма равна одному из слагаемых, если другое слагаемое равно нулю. |
9. Как увеличить число в несколько раз? | Разность равна нулю, если уменьшаемое равно вычитаемому. |
10. Когда произведение равно нулю? | Увеличить число в несколько раз, значит умножить. |
11. Когда произведение равно одному из множителей? | Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. |
12 . Как уменьшить число в несколько раз? | Произведение равно одному из множителей, если один из множителей равен 1. |
13. Когда частное равно нулю? | Уменьшить число в несколько раз, значит разделить. |
14. Когда делимое равно частному? | Частное равно нулю, если делимое равно нулю. |
15. Как увеличить число на несколько единиц? | Скорость – расстояние, пройденное за единицу времени. |
16. Как уменьшить число на несколько единиц? | Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. |
19. Как найти количество, если известны стоимость и цена? | Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество. |
20. Как найти стоимость, если известны количество и цена? | Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену. |
21. Из чего состоит класс единиц? | Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество. |
29. Как найти неизвестное вычитаемое, разность? | Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное. |
Дидактическая игра « Сложи круг».
Цель: развивать мышление, закреплять учебный материал через игровую деятельность.
Задачи:
- Вырабатывать потребность в приобретении знаний, воспитывать интерес
к математике.
- Развивать внимание, самоконтроль, умение доводить работу до конца.
Правила игры:
Учащиеся дома заготавливают круг, разрезают его на 8 – 10 секторов. Самостоятельно записывают на эти
сектора примеры, причём результат вычисления первого примера является началом второго. Результат второго
примера является началом третьего и т. д. Результат последнего примера должен получиться началом первого примера.
В классе ученики обмениваются разрезанными кругами и выполняют задание.
Дидактическая игра «Юные Пифагоры»
. Ведущий разработчик: Галанов А.С. – психолог, автор более 40 развивающих игр и учебных пособий для детей.
Эксперт – консультант и разработчик: Галанова Т.В. – психолог, член Балтийской педагогической Академии,
лауреат Московской Международной книжной ярмарки 1996г., победитель в номинации «Лучшая книга года
посвященная развитию детей».
При разработке игрового материала учитывались самые современные исследования в области психофизиологии
младших школьников. Это позволяет оптимально структурировать процесс обучения. Данные игры педагоги используют
как дидактический материал, т.к. текст заданий и дизайн карточек дает возможность органично включить игру
в любую из существующих образовательных программ, облегчает усвоение сложных тем.
Данные игры помогут учащимся:
- научиться умножать числа от 1 до 100;
- понять геометрический смысл умножения;
- запомнить смысл переместительного закона умножения;
- легко выучить таблицу умножения.
Учитель может легко и быстро проверить, насколько глубоко ребенок освоил учебный материал, как прочно
сформировались вычислительные навыки, выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить.
Цель игры: научить составлять таблицу умножения, закрепить навыки умножения, сформировать
представление о геометрической модели умножения.
Материал: карточки – коврики, карточки примеры, таблица умножения Пифагора.
Ход игры:
- Ведущий начинает рассказ:
- Очень давно жил ученый математик Пифагор. Когда он узнал об умножении и увидел первую таблицу умножения, она показалась ему громоздкой, и он предложил свою модель таблицы умножения. Вот что он изобрел.
- Ведущий показывает игрокам таблицу Пифагора.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
- Сможете ли вы расшифровать эту таблицу? Отгадайте, что означают числа и почему они так записаны?
3. Игроки высказывают свои мнения, за правильные гипотезы дети получают жетоны.
4.Если игроки не могут ответить, ведущий берет таблицу умножения Пифагора:
- Возьмем карточку – коврик с числом 24 и длинами сторон 6 и 4 клеточки. Положим коврик на таблицу умножения Пифагора
и посмотрим, на какие числа по вертикали и горизонтали заканчивается коврик.
Ведущий накладывает карточку – коврик поверх таблицы умножения Пифагора
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
2 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | ||||
3 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | ||||
4 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | ||||
5 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | ||||
6 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | ||||
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Игроки отвечают.
- Правильно, это числа 6 и 4. А теперь посмотрим, какое число оказывается под правым нижним углом карточки.
Ведущий поднимает карточку и показывает на число 24 и на число, записанное на оборотной стороне карточки – коврика –
24 |
Они одинаковые.
- Теперь сосчитайте, сколько клеток с цифрами закрыла карточка – коврик.
Игроки считают клетки и убеждаются, что их тоже 24.
- А теперь давайте поиграем с карточками – ковриками, я буду закрывать карточкой ковриком таблицу умножения, а вы
будете отгадывать, какое число закрыто в правом нижнем углу под карточкой – ковриком.
5. Ведущий накладывает карточки – коврики, игроки отвечают.
За каждый правильный ответ игрок получает жетон.
Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов.
Дидактическая игра: «Борьба за цифру»
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.
Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.
Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку
от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовет числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.
65 | 59 | 63 | 55 |
61 | 74 | 52 | 66 |
54 | 68 | 72 | 58 |
70 | 57 | 60 | 62 |
75 | 53 | 67 | 73 |
64 | 71 | 56 | 69 |
14 | 8 | 12 | 4 |
10 | 23 | 1 | 15 |
3 | 17 | 21 | 7 |
19 | 6 | 9 | 11 |
24 | 2 | 16 | 22 |
13 | 2 | 5 | 18 |
Пример: таблицы:
С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры «Веселый счет» развивалось также и зрительное восприятие детей.
Дидактическая игра: «Контролеры»
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклоновпервой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают:«Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
Дидактическая игра: «Живой уголок»
Дидактическая цель: ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».
Средства обучения: изучение животных.
Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры)
2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик.
- Что изменилось? (кроликов стало больше)
Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры
3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три).
Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один).
Почему 2>1? (два идет при счете после числа
1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
Дидактическая игра: «Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие
на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»
Дидактическая игра: «Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные
из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
Дидактическая игра: «Хлопки»
Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.
Средства обучения: набор определенных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы,
а стоящие справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает
число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров.
Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.
Сколько палочек в другой руке?
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом. Затем зада- ние усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составитьпример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.
Дидактическая играя: «Загадка»
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
| 5 ед. | 6 ед. | 7 ед. |
3 дес. | К | Д | Ч |
7 дес. | Т | Л | М |
9 дес. | И | Ю | Ё |
Ответ: летчик.
Дидактическая игра: «Рыболовы»
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.