«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Мертюкова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
2019г
Содержание
Актуальность игровой образовательной технологии. 3
Педагогическая проблема, положенная в основу выбора. 3
Проектирование учебных занятий в режиме СОТ: 8
а) формы организации занятий;
б) используемые методы проведения занятий (на примерах уроков в начальной школе).
4. Проект урока обучения грамоты с использованием игровой технологии (технологическая карта). 13
5. Список литературы. 18
Актуальность игровой образовательной технологии
Актуальность современных образовательных технологий нашла свое отражение в следующих документах:
ФГОС; Стратегия развития образования до 2020года.
Педагогическая проблема, положенная в основу выбора игровой технологии
Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.
Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.
На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино» на чтении (раскадировка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт.
Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.
Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.
Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.
ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.
Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.
ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.
На школьном уровне и на классных мероприятиях можно проводить «Театральные недели». Подготовка начинается задолго, и маленькие артисты живут своими героями.
Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.
Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.
Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:
Положительные стороны:
• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.
• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.
• Формирует коммуникативные компетенции школьников.
• Формирует социально культурные компетенции.
• Расширяет кругозор по средствам.
Проблемы и пути их решения:
• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.
• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.
• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.
Проектирование учебных занятий в режиме СОТ.
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Антарктиде…
Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»/
- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?
- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ.
- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?
- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
5.На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»
«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. /показ длины дюйма/. Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.
- Догадались кто это? /Дюймовочка/.Она живёт в доме № 8.
- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? / Мимо домов № 2,4,6/.
Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.
- Попращаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.
- Как его зовут? /Буратино/.
Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание.Так , давайте мы ему поможем...»
Таким образом, практически на всех уроках я использую игровые технологи
Проект урока обучения грамоте с использованием игровой технологии
Предмет: Обучение грамоте (азбука)
Класс: 1 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология: на ситуативной (игровой) технологии.
Технологическая карта изучения темы «Буква Г,г. Звуки (Г),( Г*)».
Тема | Буквы Г,г. Звуки (г), (г*). |
Цель: Задачи: | Сформировать способность обучающихся к новому способу действия. Дать представление о буквах Г ,г, звуках (г),(г*). Обеспечить условия для формирования навыков чтения слов с изученной буквой; развивать мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Планируемый результат | Предметные. Обучающийся получит возможность научится: Давать характеристику согласным звукам; Узнавать буквы ,обозначающие гласные и согласные звуки; Читать слова с изученными буквами; Группировать и систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков; Классифицировать предметы по общему признаку Метапредметные. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом; Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Оценка Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике; Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков, схем; Способность и умения учащихся производить простые логические действия Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета; Планирование сотрудничества с учителем и сверстником; Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы; Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Личностные УУД: Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника; Проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии; Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности; Внутренняя позиция школьника; Учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Ресуры: -основные дополнительные | Горецкий. Азбука. Учебник для 1 класса. Светофоры (для самооценки); Презентация; электронные физкультминутки; схемы слов. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. 2.Основной этап -актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности; -реализация построенного проекта; -первичное закрепление с проговариванием внешней речи; -самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону; 3.Рефлексия. Оценивание. 4.Домашнее задание. Информация в семью. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Учитель читает стихотворение об алфавите и организует обобщение актуализированных знаний. Организует проблемную ситуацию с помощью мультфильма(интерактивное пособие) для выявления проблемы. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Работа по слайдам. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.(работа с учебником). Демонстрирует выставку книг, периодических изданий и знакомит учащихся с правилом сбора грибов. говорит о бережном отношении к природе. Организует коррекционную работу. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Дает задание: сочинить сказку с родителями по рисунку. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила. Произносят чистоговорку, выполняют дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку. Проговаривают, что повторили. Под руководством учителя проговаривают проблему урока. С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв. Проводят физминутку для глаз. Выполняют задание на закрепление полученных знаний. Физминутка. Чтение слогов и слов на странице учебника. Ученик у доски классифицирует грибы на группы: съедобные и несъедобные. Сильные работают по карточкам, слабые – вторичное чтение. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку с помощью светофоров. |
Список литературы
1.Начальная школа № 2/06, с. 45.
2.Начальная школа плюс До и после. № 8\05, с. 59.; № 5\04, с. 59- 60.; № 11\02, с. 29- 31.
3. Завуч начальной школы. № 1\05, с. 117.; № 4\04, с. 48.
4.«Педагогический поиск» М. « Педагогика». 1988ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
6. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
7.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
8.Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
9.Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-33