"Первые шаги в мир литературы"
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Первые шаги в литературу»
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного курса
В результате освоения учебного курса «Первые шаги в литературу» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
· осознавать значимость чтения для личного развития;
· формировать потребность в систематическом чтении;
· использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные учебные умения:
· уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· уметь самостоятельно работать с новым произведением;
· уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
· прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
· отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
· составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
· высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
· участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
· пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
· вести диалог о прочитанной книге.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_pervye_shagi_v_mir_literatury_mertyukova.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале
Составитель: учитель начальных классов
Мертюкова Т.А.
2020г
Пояснительная записка
“От педагога зависит, чем станет сердце ребёнка -
нежным цветком или засушенной корой”
В. А. Сухомлинский
О низком качестве литературного образования свидетельствуют устойчиво низкие результаты российских школьников в международных исследованиях качества чтения PISA.
Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. Cегодня мы наблюдаем кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:
- детский читательский негативизм;
- отказ от добровольного чтения серьезной литературы;
- превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг;
- низкая культура чтения, замена программных произведений дайджестами;
- утрата детьми чувства языка.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом.
По данным психологов, представленным на Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре», к 13 годам ребенок должен испытывать потребность в чтении, самостоятельно осуществлять отбор художественных произведений, отвечающих его духовным запросам. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни. Поэтому одной из важнейших задач литературного образования является формирование личной читательской мотивации ученика.
Новизна программы внеурочной деятельности по литературному чтению «Первые шаги в литературу» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения в системе работы начальной школы МБОУ СОШ №2 г.Тарко-Сале Пуровского района с одарёнными детьми. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов, что снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения.
Общая характеристика учебного курса «Первые шаги в литературу»
Рабочая программа составлена в соответствии c нормативными документами:
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
- концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №2;
- на основе примерной программы по литературному чтению;
- на основе авторской программы по учебному предмету литературное чтение Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Первые шаги в литературу»
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного курса
В результате освоения учебного курса «Первые шаги в литературу» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные учебные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Форма контроля уровней достижений учащихся
Способы проверки результатов:
- - наблюдение,
- - тестирование,
- - педагогическая диагностика.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
- Проверка техники чтения.
- Проверка читательского кругозора.
- Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Содержание учебного курса
Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств».
Одной из основных задач курса:
- приобщить детей к общечеловеческим ценностям;
- способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.
За основу данной разработки взята программа Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».
Цель заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Эта программа приохотит детей к посильным занятиям наукой, к чтению книг, научит ценить и понимать прекрасное.
Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.
Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Предлагаемая программа служит лишь основной стартовой площадкой для собственного творчества учителя.
Основная цель предлагаемой программы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.
Исходным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст – читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».
Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.
Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.
Стоит обратить внимание на те новые задачи, которые поставит перед учениками четвёртый год обучения.
На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.
Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.
Понятие «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.
Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой. Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы.
Ещё один вид творческой работы будет введён в четвёртом классе – работа со словом, с его значением и формой
На занятиях кружка литературного творчества предполагается работа по нескольким направлениям:
1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,
2) развитие навыков выразительного чтения,
3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,
4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.
Программа кружка «Первые шаги в мир литературы» составлена на два года, 1занятие в неделю.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие темы:
1. Работа над текстами сказок, правильным произношением отдельных фраз, интонацией, образом выбранных персонажей.
2.Работа над характером сказки, созданием сценического образа.
3.Работа над словом, дикцией, движением на сцене.
4.Работа над созданием костюмов.
5.Подбор репертуара к концертам, праздникам.
6.Репетиции, работа над отдельными фразами в сказке.
Во втором классе идет работа над речью. Ребенок должен приемами тренинга, комплексом упражнений для тренировки и развития голоса, получить навык исполнительского общения, конечно же, совершенствование общей культуры речи.
Ожидаемые результаты кружка
- реализовать творческий потенциал детей;
- научить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
- научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
- сформировать способности любить, сострадать, понимать и принимать ближнего;
- помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
- сформировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
- развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
- стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности.
Способы и средства достижения целей.
Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:
- современные инновационные технологии
- проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)
- экскурсии
- диспуты
- читательские конференции
- уроки - размышления
- литературно-музыкальные композиции
- викторины
- читательские дневники
- сочинения
- выступления учащихся
- конкурс рисунков, чтецов
Тематическое планирование занятий кружка
1год
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Теоретические основы инсценировки стихотворений. | 1 | |
3-4 | Театрализованное представление. Спор овощей. | 2 | |
5 | Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. | 1 | |
6-7 | Чтение по ролям. Заучивание наизусть. | 2 | |
8-9 | Работа над скороговорками, чистоговорками. | 2 | |
10-11 | Сочиняем сказку (каждый ребенок добавляет по слову). | 2 | |
12 | Мои любимые сказки (инсценировка). | 1 | |
13-17 | Подбор репертуара и репетиция к новогоднему утреннику. | 5 | |
18 | Театрализованные представления с приглашением родителей. | 1 | |
19 | Литературное лото «Герои книг — мои герои» . | 1 | |
20-26 | Чтение по ролям. Инсценирование сказок. | 7 | |
27-29 | Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | 3 | |
30-31 | Театрализованное представление к празднику 8 марта. | 3 | |
32-34 | Подбор репертуара и репетиция к утреннику, посвящённому окончанию учебного года | 2 |
2год
№/№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | |
2. | Веселые стихи Б. Заходера. | 1 | |
3. | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | |
4. | Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея». | 1 | |
5. | Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». | 1 | |
6. | Сказки о богатырях. Былины. | 1 | |
7. | Веселые книги о школе и школьниках. | 1 | |
8. | Стихи о Родине «С чего начинается Родина». | 1 | |
9. | Конкурс чтецов «Золотая осень». | 1 | |
10. | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. | 1 | |
11. | Стихи об игрушках «Друг детства». | 1 | |
12. | Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». | 1 | |
13. | Любимые стихи А. Барто. | 1 | |
14. | Сказочные загадки. | 1 | |
15. | Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». | 1 | |
16. | Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не выговоришь – не перевыговоришь». | 1 | |
17. | Рассказы Н.Носова. | 1 | |
18. | Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». | 1 | |
19. | Считалки и небылицы. | 1 | |
20. | Составление рассказов по сюжетным картинкам. | 1 | |
21. | Стихи о маме. «Мама – главное слово». | 1 | |
22. | Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
23. | Веселые рассказы Ю. Драгунского. | 1 | |
24. | Создание сборника любимых стихов о природе. | 1 | |
25. | Рассказы Б. Житкова о животных. | 1 | |
26. | Конференция «Мой любимый литературный герой» | 1 | |
27. | Стихи русских поэтов о весне. | 1 | |
28. | В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. | 1 | |
29. | Рассказы о природе В. Бианки. | 1 | |
30. | Путешествие по сказкам братьев Гримм. | 1 | |
31. | Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского. | 1 | |
32. | Детские стихи С. Михалкова. | 1 | |
33. | Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». | 1 | |
34. | Викторина «По страницам любимых книг». | 1 |
Список литературы
- Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведения занятий). Вып. 2/Рос. Академия образования; Гос. науч. пед. Библиотека им. К.Д. Ушинского; Сост. Чулкина Г.В. – М., 2018 г. – 140 с.
- Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2017.
- Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1999.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
- Николаева Л.А. Учись быть читателем. – М., 2020.
- Осипов В.О. Книга в вашем доме. – М., 2015.
- Поварин С.А. Как читать книги. – М., 2018.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М: Просвещение, 2008.
- Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 2019.
- Сикорский Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: Сборник краеведческих работ – М.., 2019.
- Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2017.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КРУЖКА
1. Музыкальный центр.
2. Краски акварельные, карандаши, фломастеры.
3. Цветная бумага, картон, клей.
4. Коллекция аудиокассет, детских художественных книг.
5. Импровизированные костюмы для выступлений.