Статья на тему: "Использование предметов - заместителей в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС"
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
(из опыта работы музыкального руководителя)
Выполнила:
Мясникова Ирина Юрьевна музыкальный руководитель
высшей кв. категории
Санкт – Петербург
2019 г.
Должность музыкального руководителя многогранна и предполагает владение многими навыками. Он должен не только владеть музыкальным инструментом, но и обладать навыками режиссёра, сценариста, компьютерной грамотностью, а также и художественно-мастеровыми умениями. Каждая встреча с детьми должна быть пропитана удовольствием от музыкальной деятельности! Этому способствует создание необычных пособий и атрибутов. В своей работе с дошкольниками я использую различные атрибуты, сделанные своими руками, с помощью воспитателей и родителей, а так же предметы - заместители, которые повышают интерес детей к музыкальным занятиям, способствуют развитию музыкально сенсорных способностей, побуждают к творчеству и развивают творческий потенциал ребёнка. К тому же их использование помогает развивать у детей слуховое внимание, ритмический слух, координацию движений мелкой моторики; побуждать к игровому творчеству, фантазии.
Предметы-заместители – что это? Важным моментом в развитии игры и фантазии у детей является введение предметов-заместителей. Не все педагоги достаточно понимают назначение предметов, заменяющих игрушки, музыкальных инструменты. Предмет-заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Как известно, без игры нет детства, нет развития ребенка, нет радости созидания. Детство начинается с игрушки. Большую радость для ребенка доставляет простая любимая игрушка, созданная своими руками вместе с мамой и папой. Это игрушка-самоделка - вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Важно, чтобы воспитатели и родители участвовали в совместных играх с детьми, использовали игрушки самоделки. Предметы-заместители (это тоже «игрушки – самоделки»); с ними начинаем знакомить детей в первой младшей группе («напоить куклу из чашки в виде крышечки»). Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среде: необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить цветной самоклеящейся бумагой, а затем вырезать в них красивые фигурки или окошки; пластиковых прозрачных контейнеров, куда помещают «бросовый материал» (баночки, небьющиеся пузырьки, др.). Главное условие – эстетика оформления - привлекать внимание ребенка, способствовать фантазии, вовлечению в игру с характерными деталями. Особое внимание и интерес детей вызывают музыкальные предметы заместители, которые можно использовать и в характерном озвучивании персонажей сюжетно-ролевой игры, и в оркестре. Так, простые на первый взгляд «бросовые безделушки», становятся нужными и интересными для детей музыкальными инструментами. Знакомство детей с игрой предметов заместителей начинается с задания: «Послушай и определи: на что похоже звучание данного предмета-заместителя?» По своей конструкции музыкальные предметы – заместители должны быть безопасными; необходимо исключать возможность несчастных случаев: поверхность музыкальных предметов - заместителей должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц. Максимальная масса предмета – заместителя или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка (возрасту) и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
Музыкальные предметы - заместители обладают ценными педагогическими качествами:
- полифункциональностью: могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения;
- возможностью применения в совместной деятельности, быть пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия – ансамбли, коллективные постройки, совместные игры;
- дидактическими свойствами - несут в себе способы развития музыкально - сенсорных способностей, обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой. Приведу небольшой перечень предметов - заместителей, выполняющих роль персонажей, знакомых детям:
*пластмассовые колпачки и крышечки от кофе и дезодорантов разного цвета и размера; напоминают копытца; развивают ритмический слух и мелкую моторику ребенка; *бамбуковые палочки от детской кроватки – клавесы; передают стук копыт лошадки, колес паровоза; используются в речевых играх с палочками в коррекционной работе; *«разноцветные блинчики» – деревянные кружки на круглой резинке, под которую ребенок просовывает ладошки; постукивание «блинчиками» издает приятный звук; развивают ритмический слух ребенка, учат различать цвет; используются в игровой деятельности, оркестре; небольшие *расписные дощечки знакомят ребенка с русским народным инструментом рубелем; *«цветочки - «хлопушки» - самодельные плоскостные цветочки, вырезанные из цветного картона; внутри цветочка – пластмассовая крышечка от молока, прикрепленная круглой резинкой к середине цветочка. Используются в танце с хлопками, др., развивают ритмический слух, слаженность музыкально - ритмических движений; *трубочки от металлофона, скрепленные веревочкой передают звучание капелек дождя, сказочной музыки. Таким образом, музыкальные предметы – заместители, как и игрушки, помогают педагогам представить и отобразить игровые действия детей, адекватно их оценить с педагогической точки зрения. Учат грамотно помогать детям в развитии сюжета игры, развивают музыкально-сенсорные способности, коммуникативные и партнерские качества, подводят к мысли о «педагогическом сотрудничестве» с ребенком во время игры.
Используемая литература:
1. О.А. Ворожцова Музыка и игра в детской психотерапии.
2. Д.А. Рытов Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем. Ярославль: Академия развития; М.: Полиграфиздат, 2010
3. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / под ред. Подьякова Н.Н. – М.: Просвещение, 1981.
4. З. Роот. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Айрис дидактика, Москва 2004.