Учебные проекты
Информация о создании проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод проектов в начальной школе.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
1. обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
2. развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления;
3.адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
4. формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Значимость проектной деятельности для учащегося младших классов состоит и в следующем:
- определять и формулировать проблему, и с помощью взрослых находить пути её решения;
- планировать собственную самостоятельную деятельность;
- осваивать навыки рефлексии.
Ребёнок, приступая к работе над собственным проектом, должен осознать суть своей деятельности, иметь план, который поможет работать над проектом по выбранной теме.
Предварительный просмотр:
Как подготовить проект?
Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, планируемого еще в самом начале проекта.
Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.
Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Как разработать проект?
Идея проекта, как правило, рождается у учителя. При этом он должен создать проблемную ситуацию, при которой ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.
Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.
Как грамотно организовать проектную деятельность?
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильно образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Например, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта, обучая учеников планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., а один раз в неделю – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого. Такая организация хороша тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.
Какова структура проекта?
Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект.
Проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза.
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Рассмотрим подробно все эти этапы.
1. Постановка проблемы.
Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта.
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.
3. Цель проекта.
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта.
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза.
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы.
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у взрослых;
- обратиться к компьютеру;
- понаблюдать;
- проконсультироваться со специалистом;
- провести эксперимент;
- другие.
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
7. Продукт проекта.
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта, который обязательно должен быть значимым и полезным.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
8. Выводы (итог) проекта.
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.
Предварительный просмотр:
Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным проектом.
Памятка для учащихся начальных классов разработана на основе материалов тетради Савенкова А. И. «Я – исследователь»
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых.
Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел, и что получилось в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации необходимо чётко и ясно представить полученный результат.
Виды презентаций:
- устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стенда, эскизов);
- театрализованное представление;
- слайд-шоу и т.д.
Шаги работы над проектом:
1. Выбор темы.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Сформулируй тему своего исследования.
3. Подумай над целями и задачами твоей работы.
Определить цель исследования — значит объяснить, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.
4. Формулировка гипотезы.
5. Осуществление проектной деятельности.
Активная самостоятельная работа. Консультации учителя. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации.
6. Презентация результатов.
Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию входит озвучивание проблемы, темы, цели, задач, гипотезы. Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой.
7. Самооценка своей работы.
Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы? Что получилось хорошо? В чём испытывал трудности?
Визитка проекта.
(Письменный план работы над проектом)
Автор(ы)………………………………………………………………………………………
Класс……………………………………………………………………………………………
Проблема……………………………………………………………………………………
Тема проекта………………………………………………………………………………
Гипотеза………………………………………………………………………………………
Цель работы………………………………………………………………………………..
Задачи…………………………………………………………………………………………
Для этого сделаю(ем)………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….
Я узнал (Мы узнали)……………………………………………………………………
Продукт деятельности (вид презентации) ……………………………….
………………………………………………………………………………………
Получилось хорошо……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………
Следует ещё поработать над………………………………………………………
Литература
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», — издательство «Учебная литература». 2007
2. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров» 2008
Предварительный просмотр:
Разные подходы к организации учебного проекта.
Рассмотрим два подхода к организации учебного проекта в школе. Это подходы Н.Ю. Пахомовой и Н.В. Матяш.
Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:
• погружение в проект;
• организация деятельности;
• осуществление деятельности;
• презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах можно пояснить с помощью таблицы.
Учитель | Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи.
| Осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуацию; • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предлагает: • организовать группы; • распределить амплуа в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта. | Осуществляют: • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3-й этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: • консультирует учащихся по необходимости; • ненавязчиво контролирует; • дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | Работают активно и самостоятельно: • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; • консультируются по необходимости; • «добывают» необходимые знания; • подготавливают презентацию результатов.
|
4-й этап – презентация | |
Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата; • дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой, не от их возраста, а от того, как сформировались умения и навыки проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.
Здесь Н.Ю. Пахомова поясняет роли участников проекта и их значимость следующим образом. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит ее на первом этапе и зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Следующий значимый аспект структуры осуществления учебного проекта, выделенный Н.Ю. Пахомовой – это погружение в проект.
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает мотивировать учащихся, используя фантазию и мастерство самого учителя. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и жизненного опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле рассмотрения темы и формулирует проблему проекта. Как полагает Н.Ю. Пахомова, проблема – это один из главных атрибутов учебного проекта.
Для дальнейшей работы на первом этапе необходимо поработать с проблемой. Для этого учителю и ученику, как считает Н.Ю. Пахомова, понадобятся навыки проблематизации – аналитического процесса работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и решения. Обучение проблематизации одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен весь учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.
Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблемотизация происходит до разбивки на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.
Проблема должна быть сформулирована так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Не жестко поставленные задачи стимулируют ребячье творчество. В момент конкретизации задачи у детей возникает мотивация. Как уточняет Н.Ю. Пахомова: когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.
Что же касается предварительной подготовки учителя к работе над проектом, то здесь Н.Ю. Пахомова приводит следующие предположения: «Педагог, выбирая проект, даже хорошо известный, многими уже разработанный и выполненный, должен мысленно соотнести его с силами и возможностями конкретных детей, наличием требуемого обеспечения проектной деятельности».
Обеспечение осуществления учебного проекта включает в себя несколько видов: материально-техническое, информационное, организационное и учебно-методическое. Все виды требуемого обеспечения, перечисленные Н.Ю. Пахомовой, должны быть в наличии до начала работы над проектом. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста, темой и проблемой учебного проекта. Самым веским мотивом в проектной работе является подводящая итог учебному проекту презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте, а тем более в младшем школьном.
Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта.
Выбор формы презентации зависит от продукта работы над проектом. Это может быть творческий вечер, концерт, спектакль, видеосюжет, слайд-шоу, web -сайт и прочее. Определяются формы презентации при постановке цели и задач проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает подбирать формы проведения презентаций с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации, считает тот же автор, важно подчеркнуть положительную тональность в оценке результатов, какими бы несущественными они не казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного исследования.
Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявлять, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить оно из воплощений замысла или образ.
Педагогической целью презентации Н.Ю. Пахомова считает развитие презентативных навыков и умений таких как:
• демонстрировать понимание проблемы проекта;
• анализировать ход поиска решения;
• демонстрировать найденное решение;
• проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Н.В. Матяш рассматривает проектную деятельность школьников, как проявление творческой деятельности. А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием творчества.
Учебный творческий проект, по мнению Н.В. Матяш выполняется в три этапа: Исследовательский (подготовительный), технологический и заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи.
При выборе, анализе и реализации проекта необходимо решать следующие проблемы:
• как определить сферу деятельности;
• как выбрать тему проекта;
• как провести исследование проблемы;
• как оформить отчет по проекту.
1. Исследовательский (подготовительный) этап.
Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблему. На данном этапе кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем.
После выявления проблем, учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник определяет для себя область интересов и тему. Таким образом, формируются группы по интересам. И уже каждая группа формулирует для себя конкретную задачу проекта.
Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.
Исследовательский (подготовительный) этап заканчивается разработкой продукта проекта.
2.Технологический этап.
Основным методом на этом этапе выступает метод упражнений. На этом этапе учащиеся работают над созданием продукта проекта, проявляя свою самостоятельность и творчество. Данный этап завершается, когда завершается работа над продуктом, и учащиеся переходят к обдумыванию способов представления продукта.
3.Заключительный этап.
Подготовленные и оформленные проекты защищаются. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.
Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся (из других классов).
Критерии оценивания выполненных проектов, как полагает должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.
Предварительный просмотр:
Роль учителя и учеников при выполнении учебного проекта.
Роль учителя при выполнении проекта.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный, при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника ученика. Акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Роль учащихся при выполнении проекта.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Деятельность учащихся и учителя на этапах проектирования.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Подготовительный | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
| Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2. Планирование
| Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает. Консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта. | Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект | Наблюдает. Советует. |
5. Защита проекта | Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов. | Участвуют в коллективном анализе. |
6. Оценка | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели. | Участвует в коллективном самоанализе проекта. | Наблюдает, направляет процесс. |
Предварительный просмотр:
Этапы реализации проекта. План действий.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный;
- Планирование;
- Исследование;
- Результаты;
- Подготовка к защите проекта;
- Презентация (отчёт);
- Оценка результатов и процесса (рефлексия).
1. Подготовительный этап.
Первый этап включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
Обязательным является то, что темы проектов, предлагаемые учащимся для работы в течение года, могут подбираться заранее и согласовываться с соответствующими учителями-предметниками или предлагаться руководителем элективного курса, чтобы учащиеся могли выбрать ту или иную тему, хорошо соизмерив ее со своими интересами. Безусловно, если ученик приходит со своей темой, то нужно сделать все возможное, чтобы его тема не была отвергнута. Как правило, вопрос сводится просто к смещению акцентов проблемы в постановке вопроса, который хочет рассматривать ученик. Если это не представляется возможным, то было бы целесообразным предложить такую альтернативу, которая бы лежала в сфере интереса ученика.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей.
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы.
Распределение учащихся по проектным группам происходит на первом этапе. Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.
- На 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы;
- на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта;
- на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели";
- на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы;
- на 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
Учащимся необходимо:
1. Рассмотреть темы предоставленные учителями – предметниками. Выбрать.
2. Сформулировать проблему.
3. Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
4. Сформировать сюжетную ситуацию.
5.Определить цель и задачи проекта.
6.Определить формы будущего продукта.
Учителю необходимо:
1. Познакомить учащихся со смыслом проектного подхода.
2. Мотивировать учащихся на создание проектной работы.
3. Помочь в постановке цели, задач проекта.
Данный этап является наиболее сложным и для учащихся и для учителя. Поэтому на этом моменте остановимся более подробно.
Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Как выбрать тему проекта?
Тема отражает характерные черты проблемы.
Все темы можно разделить на 3 группы:
• фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;
• эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;
• теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).
Чтобы правильно выбрать тему проекта:
1. Необходимо в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы
проанализировать потребности людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение). 2. Предложить просмотреть каталог защищённых проектов.
3. Предложить список примерных тем для работы над проектом.
Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Проблемные ситуации и подходы к их решению.
Название проблемы | Предложенный детям образ | Формулировка для детей | Психологическая суть проблемы |
Проблемы, похожие на мозаику | Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть. | Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Дети должны научиться выделять их и находить пути решения каждой из них. Если работает группа, то самый оптимальный путь — распределение отдельных частей проблемы между участниками или микрогруппами. Затем — общее обсуждение, внесение поправок или дополнений в каждый мини-проект и общее принятие решения о том, решена поставленная проблема или нет. | |
Проблемы, похожие на многослойное желе. | Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке. | Это проблемы, которые решаются путем составления алгоритма. При этом очень важно, чтобы дети умели различать действия существенные и несущественные с точки зрения решения этой проблемы. | |
Проблемы, похожие на снежинку. | Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать самый удачный. | Это проблемы (чаще всего — творческие, продуктивные по своей сути), которые могут решаться самыми различными путями. Другое дело, что есть решения удачные (оптимальные, осуществимые и т.д.; критерий оптимальности нужно задать детям) и неудачные. Нужно научить детей продуцировать различные варианты решения, а затем исследовать, оценивать их по определенным критериям. | |
Проблемы, похожие на олимпийские кольца. | Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам. | Возможно, в реальности такие проблемы встречаются нечасто. Они предполагают, что успех зависит, во-первых, от того, насколько качественно каждый сделал свою часть работы и, во-вторых, от успеха группы в целом. По сути дела речь идет о настоящей кооперации, сотрудничестве. Детям трудно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому ученику. | |
Проблемы, похожие на притчу о слоне. | Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый | Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию. | Данные проблемы решаются только в том, случае, если дискутирующие стороны определились со значением тех слов, которыми они оперируют. Необходимо выработать общую точку зрения на предмет спора. Это очень распространенная проблема, лежащая в основе множества конфликтов и недоразумений. |
Актуальность - (от позднелат . actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.
В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.
Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.
Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Различают следующие виды проблем:
- исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
- научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют огромное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она:
- изложена в позитивных терминах;
- определена и оценена на основе конкретных физических данных;
- сформулирована и поддержана человеком или группой, которые желают ее достижения;
- предполагает сохранение позитивных сторон уже существующего состояния;
- сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.
Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»
Далее указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Гипотеза формулируется в исследовательском проекте.
2. Планирование.
Второй этап включает в себя:
- Определение источников информации.
- Определение способов сбора и анализа информации.
- Определение способа представления результатов.
- Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
- Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Учащимся необходимо:
1. Доказать актуальность данной проблемы.
2. Проанализировать различную информацию
2. Создать планирование деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).
Учителю необходимо:
1. Предлагать идеи.
2. Высказывать предложения.
3. Исследование.
На этапе исследования учащиеся становятся настоящими исследователями. И, как все исследователи, они должны поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. При этом им потребуется самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования.
Каждое исследование имеет объект и предмет.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта.
Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.
Логика исследования:
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор методов (методики) проведения исследования.
- Выдвижение гипотезы.
- Построение плана исследования.
- Проверка гипотезы в ходе исследования. Описание процесса исследования.
- Оформление результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
- Определение сферы применения найденного решения.
Основные этапы процедуры исследования:
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез.
Учащимся необходимо:
1. Осуществить сбор информации.
2. Выработать структурирование информации.
3. Определить виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующих оформлением, интервью и т.д.
Учителю необходимо:
1.Наблюдать за протеканием исследования.
2. Советовать те или иные приемы исследования и методы их проведения.
3. Косвенно руководить деятельностью учащихся.
4. Результаты исследования.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
В основе этого этапа:
- Анализ информации.
- Формулирование выводов.
Учащимся необходимо:
1. Систематизировать полученные данные.
2. Объединить в единое целое полученную каждой группой информацию.
3. Подвести итог работы.
4. Оформить результаты исследования, выстраивая общую логическую схему.
5. Сделать выводы.
Учителю необходимо:
1. Наблюдать за анализом информации.
2. Советовать возможное представление результатов исследования.
5. Подготовка к защите проекта.
Подготовка к защите проекта включает:
- Оформление портфолио.
- Подготовка стендовой защиты
- Разработка электронной презентации.
- Подготовка публичного выступления.
Учащимся необходимо:
1. Изготовить продукт.
2. Оформить продукт.
3. Выбрать формы презентации.
4. Подготовить презентацию.
Учителю необходимо:
1.Наблюдать за процессом изготовления продукта.
2. Советовать возможные формы презентации.
6. Презентация проекта.
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Возможные формы презентации (отчёта):
- Устный, устный с демонстрацией материалов, письменный.
- Презентация проекта.
Учащимся необходимо:
1. Осуществить защиту проекта.
2. Ответить на вопросы слушателей.
Учителю необходимо:
1.Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
7. Оценка результатов и процесса (рефлексия).
Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте.
Основными функциями рефлексии в процессе проектирования становятся:
- проблематизация, концептуализация, перенормирование, освоение способов нормирования деятельности в проекте;
- непосредственное формирование опыта осуществления проектной деятельности, включая все необходимы процедуры;
- обучение приемам рефлексии по поводу этого опыта;
- обучение культурной коммуникации.
Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает:
- Оценивание путём коллективного обсуждения
- Оценивание путём самооценок.
Учащимся необходимо:
1. Сделать самоанализ своей работы.
2. Оценить работу участников своей группы.
Учителю необходимо:
- Оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.
Набор рекомендуемых вопросов рефлексии к этапам проектирования и работы над проектом.
Набор вопросов рефлексии к этапам проектирования.
I этап (подготовительный).
Для выявления уже имеющихся знаний:
Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?
Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?
Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?
Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?
Для выявления склонности и интересов учащихся:
Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?
В чем вы хотели бы лучше разобраться?
Ваше любимое занятие вне школы?
Чему вы больше всего хотели бы научиться?
Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?
Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?
Для выявления затруднений у учащихся:
О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать?
В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?
Для определения темы проекта:
Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?
Почему вы предпочли именно эту тему?
Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?
Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?
II этап (планирование).
При определении задач проекта:
Что вам уже известно о теме?
Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?
Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.
Поиск и сбор информации:
Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?
Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?
В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?
Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?
Какие работы могут выполняться параллельно?
Какие исследования требуют больше (меньше) времени?
Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Интерпретация полученных данных:
Какая информация необходима для решения поставленной задачи? Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.
Каковы критерии оценки полученной информации?
Установите связь (если она есть) между собранными данными.
IV этап (результаты исследования).
Варианты вопросов:
Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
Кому, по – вашему мнению, будет интересна проблема, над которой вы работали?
В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
VI этап (оценка проекта).
Для обсуждения эффективности проведенной презентации:
Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом?
Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли?
Для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:
Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам?
Кому, и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?
Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?
Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?
Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?
Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему?
Как вы относитесь к проективным методам работы?
Какая проблема интересует вас сейчас?
Набор вопросов рефлексии работы над проектом.
- Вопросы, направленные на анализ проектной работы:
Удачно ли была выбрана тема проекта?
Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?
Глубоко ли Вы исследовали проблему?
Какие «белые пятна» в ней еще остались?
Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?
Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?
Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?
Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
Какие свои способности развивали?
На сколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?
Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?
Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории?
Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?
Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?
Где и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?
II. Вопросы, направленные на анализ навыков сотрудничества:
Был ли должный психологический комфорт в группе, реализовавшей данный проект?
Каков был характер общения между участниками проекта?
Хотели бы вы поменять состав своей группы?
Все ли участники были достаточно активны?
Все ли смогли проявить свои способности?
Удовлетворены ли вы своей работой в группе?
Руководитель проекта должен дать оценку деятельности каждому участнику.
Эта оценка будет иметь две составляющие: объективную часть и субъективную.
Объективная часть:
- Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.
- Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.
- Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).
- Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
- Уровень обучаемости, восприимчивости.
- Волевые качества в увлечении, устремления к личным высоким достижениям в учении.
\Субъективная часть:
- Внимательность на занятиях, качество выполнения установленных требований.
- Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях).
- Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих занятий.
- Уровень интереса к содержанию занятий, введению новых педагогических технологий.
- Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.
- Степень расширения кругозора.