Открытые уроки
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель начальных классов
ГБОУ №401 (г. Колпино) Баранова Н.В.
Тема: В.Ф. Одоéвский "Городок в табакерке" (первый урок).
Цель: познакомить с произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».
Задачи:
1. познакомить с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;
2. развивать внимание, память, речь, мышление, навыки чтения;
3. воспитывать любознательность, интерес к чтению.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей; знание и умение оперировать понятиями: «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо»; «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями).
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратности в её использовании.
Оборудование: презентация, книги со сказками.
В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (первый урок)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- С какой темой мы познакомились на прошлых уроках? (Поэтическая тетрадь).
- Продолжали знакомство с поэтами, читали выразительно и учили наизусть стихотворения, наслаждались поэзией, учились понимать и любить ее.
Речевая разминка. (Слайд 1)
- Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
- Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе, с интонацией удивления, с интонацией восхищения.
- О каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке, узнаете, отгадав отрывки из произведений.
1. Назовите название произведения, в котором рассказывается о приключениях одной жительницы болота, которая однажды вздумала отправиться вместе с утками на прекрасный юг.
(Сказка Лягушка-путешественница Всеволод Гаршин).
2. «Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто.
За разбитое, негодное корыто».
(Сказка о золотой рыбке А.С. Пушкин).
Правильно, сегодня на уроках мы будем говорить о сказках.
- Ребята, что такое сказка? (Сказка - вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения).
- Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных)
- На какие две группы можно разделить сказки? (Литературные, народные)
- Чем литературные сказки отличаются от народных сказок? (Народную сказку сочинил народ, а литературная сказка имеет автора; литературные сказки больше по объёму, чем народные сказки; в литературных сказках более подробно описываются герои, события.)
3. Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела «Литературные сказки».
Откройте учебник на стр. 155. Прочитайте, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел.
-Чему мы научимся?
-Чему будем учиться?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из литературных сказок «Городок в табакерке», познакомимся с понятием «табакерка», исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Федорович Одоéвский.
- Послушайте немного о жизни и творчестве писателя.
1. Рассказ учителя о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского: (Слайд 2)
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург.
Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании.
Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его ещё больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку.
Владимир Фёдорович Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». (Слайд 3)
Одоевским созданы такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович» и рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный гнедко» и другие. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была первая русская книга для детей.
(Слайд 4) Прочитайте название произведения. Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чем эта сказка.
- А что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.
История табакерки:
(Слайд 5) Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли (нюхательного табака). Она была своего рода символом знатности и богатства.
Вскоре появились музыкальные табакерки, которые позже получили названия музыкальные шкатулки. Они превратились в особый предмет роскоши и престижа.
- Вот в такой табакерке мы побываем вместе с главным героем Мишей и узнаем, как устроена музыкальная шкатулка.
Словарная работа. (Работа в парах)
- В этом произведении вам будут встречаться слова, которые в современном языке уже не встретишь – это устаревшая форма слов. А сейчас вы будете работать в парах. Я предлагаю вам к устаревшим формам слов подобрать слова, которые употребляются в современном языке. Эти слова соедините стрелочкой. Я уверена, что вы справитесь с этим заданием.
Проверка.
4. Работа над новым материалом. Первичное чтение текста.
Читает учитель, сильные ученики.
(Слайды 6, 7, 8, 9, 10,11,12) - пояснения слов.
Беседа по прочитанному произведению.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что вас заинтересовало?
- Как зовут главного героя этой сказки, как он оказался в городке Динь-Динь?
- Кто помогал Мише в путешествии? (мальчик-колокольчик)
- Помогла ли нам сказка узнать устройство музыкальной табакерки?
- Кого он встретил в городке Динь-Динь? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
5. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Сегодня на уроке я узнал…
- На уроке мне было трудно…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
6. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Какое произведение читали?
7. Домашнее задание.