Открытые уроки

Баранова Нина Васильевна

Открытые уроки по предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока №10 по курсу ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Тема урока: «Свобода и ответственность»

Цель: 

формирование духовно – нравственной культуры личности через изучение темы «Свобода и ответственность»

Задачи: 

личностные

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
  • развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
  • формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
  • формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
  • развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

  • создать условия для осознания учащимися основных понятий;
  • уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
  • формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный:

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный:

 навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального

выбора.

Оборудование:

учебник;  ноутбук; проектор; презентация; листочки с заданиями.

Ход урока.

Организационный момент.

        - Сегодня на нашем  уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем  и пошлём им свои импульсы доброжелательности. Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Актуализация знаний.

Послушайте, пожалуйста, притчу      (слайд 2).

Последний зимний день. Погода была безветренной, и большие снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело сказала:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.

— Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.

— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.

— Нет,  мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.

Наконец  им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

  • О чём эта притча? (О выборе, о свободе выбора)
  • Легко ли бывает сделать выбор?

Предлагает посмотреть отрывок и мультфильма.

Вспомним сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»       (слайд 3).

  • Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей?
  • И он свободен в своём выборе.
  • Поднимите руку, кто из вас хочет быть свободным?
  • А что такое свобода? (Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

Проверка д/з.

  • Что такое моральный выбор? (Это выбор между добром и злом)
  • Расскажите о ситуации морального выбора героев сказки «Королевство кривых зеркал».
  • Приходилось ли Вам оказываться в ситуации морального выбора?

(дети приводят примеры)

Свобода человека связана с ответственностью.

Формулирование темы и цели урока

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку         (слайд 4).

 Ползти. Идти. Бежать.

Лететь. Стремиться.

Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать...

Два выбора.   И две судьбы.
Ну, а и тог  решаешь ты...                  
Татьяна Ярошевич

Вопросы:

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какой выбор делают люди?
  • Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

Попробуйте сформулировать тему урока.

(дети отвечают)

Учитель открывает тему: «Свобода и ответственность».      (слайд 5)

А что такое ответственность?

 

Посмотрите внимательно на это слово. Может оно само вам подскажет?  (Ответственность – от слова ответ. Умение человека отвечать за свои поступки.)

  • А вы знаете, при каких условиях возможно ответственное поведение, кто, перед кем и за что несёт ответственность?
  • А хотите узнать?

Вот на все эти вопросы мы вместе будем искать ответы.

Открытие новых знаний

А) Откройте учебник на странице 24.

  • Прочитайте про себя первый абзац.
  • Найдите определение, что такое ответственность.

Один ученик читает вслух определение.

Это значит, что ответственность    открыть (слайд 6)

На листочке выполните задание №1(напишите  определение ответственности с доски).

Работа в парах.

Прочитайте с. 24 до конца и первый абзац с. 25.

Найдите в учебнике три условия ответственного поведения, обсудите в парах правильность своего выбора.

Запишите эти три условия.

Проверка (слайд 7)

Задание 1.

_____________________________________________________________________________________

         

  1. ______________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________

(Условия ответственного поведения

  • Ответственность только за те поступки, которые являются результатом свободного выбора
  • Преднамеренность
  • Отдавать себе отчёт в последствиях совершаемого действия)

Прочитайте на с. 25 второй абзац: кто и что входит в отношения ответственности?

Дети отвечают, на экране появляются предложения:

Кто несёт ответственность?

Перед кем?

За что?

Отношения ответственности

Кто?                             Перед кем?                 

Дети                             перед друг другом,

родители                     перед обществом

учителя                        перед природой

учащиеся

Определите отношения  ответственности и заполните таблицу. Работа в парах.

Задание 2.

Кто?

За кого?

Родители

Учителя

Дети

Ученики

Люди

Рассмотрим примеры (слайд 9, 10).

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мальчик с книгой на дороге.jpg

Кто несёт ответственность?
Перед кем?
За что?
Какие могут быть последствия для водителя?
Какие могут быть последствия для мальчика?
Для его родителей?

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\потоп в ванной.jpg

Кто несёт ответственность?
Перед кем?
За что?
Какие могут быть последствия для окружающих?
Какие могут быть последствия для мальчика?
Для его родителей?

  • Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки?
  • Трудно это делать?
  • Какие чувства испытывали при этом?

Мы уже  говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

А сейчас  я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

- Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (Жадность)

- Из – за  чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из – за доверчивости)

- Из – за  чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из – за  непослушания)

- Из – за  чего Стрекоза из басни И.А. Крылова осталась без тепла и крова? (Из – за  легкомысленности)

- Из – за  чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет? (Из – за  глупости)

Такие черты характера, как глупость, легкомыслие, доверчивость, болтливость могут привести к неповторимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему

  • Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Работа со сказкой  «О Спиногрызкине» Т. Маркина

Чтение сказки детьми.

Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спиногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было ещё темно, падал тяжёлый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да ещё сегодня суббота…» - застонал Кролик.

Но ровно в девять на опушке  у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с  Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвёртым в эстафете.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, и уши его развевались по ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы бы были первыми! Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слёзы, из носа потекло.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплёлся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может мне все это показалось? – тревожно подумал кролик.

- Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»…

Задания:

Как вы думаете, был ли птенец на лыжне, или зайчонку это показалось? (привести детей к мысли о том что зайчонок очень ответственный и он совершает этот поступок, понимая, что он  и его команда от этого проиграют)

Кто попробует ответить на вопрос Спиногрызкина: «Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?» (Подвести учащихся к ответу, что несмотря на проигрыш команду Спиногрызкин настоящий товарищ на которого всегда можно будет положиться и он никогда не подведет, просто так сложились обстоятельства он принял для себя решение что ценой проигрыша команды он сохранит ЖИЗНЬ птенца)

Мог ли зайчонок поступить иначе? (Нет. Он очень ответственный)

Вы сказали, что он ответственный, а давайте подумаем перед кем он отвечает за свой поступок? (перед своей командой, одноклассниками – болельщиками, самим собой, маленьким птенчиком, которому он спас жизнь).

Как вы думаете, сказка на этом закончилась? А как могут дальше развиваться события? (предположения детей)

Давайте узнаем, чем же закончилась история Спиногрызкина.

Знакомство со второй частью сказки «О Спиногрызкине» Т. Маркиной

… В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись ему в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний на невнимательность на уроках.

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его ещё дедушка научил.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Зазвучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Строительство скворечника – сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами – сначала неохотно, но постепенно всё больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо всё объяснял и помогал.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызкиным. Они попросили у него прощение, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди друзей.

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь её птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, - думал кролик, ставший настоящим героем дня. – Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

Вот так закончилась сказка «о Спиногрызкине». Понравился вам её конец? А что именно вам понравилось? (Что Спиногрызкин не отчаивался и сумел снова завоевать расположение своих друзей и потом уже рассказал им о причине своего поступка, а ребята в сою очередь поняли, что они были не правы)

Подведение итогов

Какая черта личности отвечает за свой свободный выбор? (ответственность)

Мальчик нечаянно разбил чужую вазу. Должен ли он отвечать за свой поступок? (Это оплошность, за которую он не несёт ответственности. Это непреднамеренный поступок, но за него надо отвечать.)

Какие вопросы  должен задать себе  человек, совершая свободный выбор.

А) Какой будет моя награда?

Б) Не нанесу ли я вреда?

В) К каким последствиям приведёт мой поступок?

5. Что можно  считать доброжелательным поведением?

А) Оскорбления, упрёки, нетерпимость.

Б) Уважение, милосердие, забота.

Рефлексия

 Закончи предложение:

  • Сегодня я узнал…
  •  Было интересно…
  •  Было трудно…
  •  Я понял, что…
  •  Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  •  Урок дал мне для жизни…
  •  Мне захотелось…

Заключение: Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также другим людям и окружающей среде.

Д/з. С. 24 – 25 читать, задания

           СИНКВЕЙН

  • СВОБОДА
  •     вольный, счастливый
  •     обдумывать, выбирать, поступать
  •     Свобода – это обязанности.
  •     Ответственность