Результаты педагогической деятельности
Аналицы, мониторинги, результаты овладения программным материалом обучающимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
БРАТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Кирова № 16, тел: 408-432, факс: 8 (3953) 408-432, E-mail: shkla-drjagina@rambler.ru
Анализ первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г.А. Цукерман «Рукавички»
в первом классе
Илир 2014 – 2015
Анализ первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г.А. Цукерман «Рукавички»
Констатирующая диагностика на определение сформированности коммуникативного уровня универсальных учебных действий, посредствам методики Г.А. Цукерман «Рукавички», была проведена в начале 2014-2015 учебного года на базе МКОУ «Илирской СОШ №1» в первом классе.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества.
Форма работы: работа в парах.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учеников в парах и анализ полученного результата.
Материал для работы: изображения правой и левой рукавиц для каждой пары учеников и набор геометрических фигур для формирования орнамента на варежках.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Для проведения данной диагностики, в помощь было взято приложение игры «Варежки», рисунок 1.
Рисунок 1. Приложение игры «Варежки».
Адрес ссылки: http://s015.radikal.ru/i330/1011/79/2a5ff521a573.jpg .
Приложение игры, изображённой на рисунке 1, даёт возможность обучающимся украсить рукавички геометрическим орнаментом, в состав которого входят такие фигуры, как: пятиконечные звёзды, треугольники, круги, и полосы узкой прямоугольной формы. Каждые группы фигур имеют разные цветовые оттенки такие, как красные, розовые, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые.
Перед началом проведения исследования, были вырезаны и подготовлены к работе для детей правая и левая рукавички, а также геометрические фигурки для украшения варежек.
Каждой паре учеников были предложены пара варежек и сорок восемь геометрических фигур, из них – 14 звёзд, 16 треугольников, 10 полос прямоугольной формы и 8 кругов. В каждой группе фигур изображения имеют пару по цвету, что даёт ученикам возможность использовать любую фигуру, любого цвета, как на правой стороне варежки, так и на левой.
Перед тем, как дети приступили к работе, им было предложено распределиться парами по-своему желанию. После формирования пар обучающиеся получили материал для творческой деятельности, который сопровождался дальнейшей инструкцией по выполнению работы.
Инструкция: Дети, перед вами лежат две рукавички и геометрические фигуры. Вам нужно рукавички украсить геометрическими фигурками так, чтобы получилась пара, – для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор из тех фигур, которые вам предложены, и приклеить его на варежки, но сначала нужно между собой договориться, кто будет оформлять правую рукавичку, а кто левую, и какой узор вы им придумаете, а затем приступать к выполнению работы.
При проведении данного исследования использовались следующие критерии оценивания:
- Продуктивность совместной деятельности по степени сходства узоров на рукавичках.
- Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п.
- Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
- Взаимопомощь по ходу выполнения работы.
- Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Выполненные работы детей анализировались по следующим уровням показателей:
- Высокий уровень – рукавички украшены одинаковыми или весьма похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию относительно способа оформления узора на рукавичках. Сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие. Следят за реализацией принятого замысла.
- Средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия.
- Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своём.
Итак, как уже было сказано выше, диагностирование проходило на базе МКОУ «Илирской СОШ №1» в первом классе. На начало 2014 – 2015 учебного года в первом классе обучалось восемь человек, из них шесть девочек и два мальчика. На момент проведения исследования присутствовали все дети. Соматически ослабленных, гриппующих детей не было, все дети находились в состоянии здорового, положительного эмоционального настроя. Для проведения диагностики был выбран третий урок по счёту, день недели – среда.
После задания распределиться по парам, образовались следующие коллективы:
Первая пара – Лаптева Софья и Панухна Алёна.
Вторая пара – Куликова Мария и Лаптева Елизавета.
Третья пара – Дробышева Яна и Панова Милана.
Четвёртая пара – Блинов Николай и Порошин Яков.
По завершению выполнения творческих работ обучающихся были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» в первом классе на начало 2014 – 2015 учебного года
№ п/п | Фамилия, имя ученика | № пары | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Лаптева Софья | Первая пара | + | ||
2 | Панухна Алёна | + | |||
3 | Куликова Мария | Вторая пара | + | ||
4 | Лаптева Елизавета | + | |||
5 | Дробышева Яна | Третья пара | + | ||
6 | Панова Милана | + | |||
7 | Блинов Николай | Четвёртая пара | + | ||
8 | Порошин Яков | + |
Анализируя таблицу 1, видно, что список детей в ней расположен не в алфавитном порядке, а порядке образования пар. Список детей вторично выделен в образовавшиеся пары для более эффективного анализирования деятельности не только каждого отдельного ребёнка, но и работу всех коллективов. Также, видно, что выполненные работы варьируются на следующих уровнях: высокий уровень – одна пара (два человека), средний уровень – три пары (шесть человек), на низком уровне никто не оказался.
Первая пара показала высокий уровень выполнения заданного задания, приложение 1. Во время творческой деятельности девочки показали высокий уровень совместной деятельности, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям. Проявлялось постоянное наблюдение за правильностью и последовательностью построения задуманного узора. В процессе выполнения творческого задания девочки смогли реализовать в узор все предложенные им фигуры, и предложить общему взору правильный, геометрически сложенный рисунок-узор. Работа в данном коллективе протекала в спокойной, тихой и дружелюбной обстановке, что уже говорит о том, что эмоциональное отношение к совместной деятельности у данной пары – положительное.
Вторая, третья и четвёртая пары показали средний уровень результативности, что связано с частичным сходством или отдельными признаками соответствия в выполненных работах, но имеются и заметные отличия. Кроме того, ни одна из перечисленных пар не смогла реализовать в своих работах полный набор предложенных им геометрических фигур.
Наблюдение за работой в данных парах всё же показало, что в большинстве случаев дети проявляли интерес к построению именно симметричного узора на своей паре рукавичек. Это также проявлялось и в умении приходить к общему решению и оказание помощи партнёру по работе, в случае каких-либо затруднений, и в положительном эмоциональном настрое при совместной деятельности.
Работа второй пары, приложение 2, имеет частично правильный симметричный узор, который проходит по канту изображения, но центральный орнамент, не смотря на правильность построения, что на одной рукавичке, что на другой, подходит только для одной варежки, т.е. не имеет зеркального отображения. Это говорит о том, что узор в центре варежки полностью продублирован и его создатели не смогли визуализировать образное восприятие правой и левой сторон рукавиц. Выполнение работы на таком уровне говорит о недостаточно развитом внимании, образном мышлении, а также о не достаточном умении видеть, обсуждать и анализировать результат своей деятельности.
Работа третьей пары, приложение 3, несёт в себе большой творческий потенциал от создателей данной пары рукавичек. Девочки вообразили себе, что рукавички – это живые существа, такие же маленькие девочки, как и они. Рукавичкам-девочкам были созданы глазки, бровки, щёчки, носик и ротик. Помимо этого варежки были украшены своего рода «причёской», что отображается в вертикальном приклеивании полосы ассоциируемой с чёлкой и хвостиком, причёска украшена заколочками, а на «ушках» висят серёжки. Остальные детали, расположенные под так называемыми «губами», девочки ассоциировали с бусами, блёстками и другими модными аксессуарами, которые им так нравятся в их возрасте. Глядя на их произведение искусства, понимаешь, что такое направление действительно имеет место быть и в реальной жизни, на настоящих варежках. Лицо девочки или каких-либо других живых существ не проблема изобразить при вязке изделия, затем украсить его бусинками, поедками или стразами, а серёжки заменить «балаболками». Но, тем не менее, в работе не присутствует зеркального отображения и у этой пары учеников была допущена такая же ошибка, как и у второй пары.
Коллектив четвёртой пары представил работу с такой же ошибкой, которую допустили вторая и третья пары, приложение 4. Частичное зеркальное сходство по канту изображения, а центральный узор подвергся одностороннему дублированию.
Исходя из анализирования выше представленной таблицы, переведём все данные в процентный коэффициент, рисунок 2.
Рисунок 2. Показатель уровня успешности обучающихся в процентном коэффициенте.
Исходя их ста процентного коэффициента и количества восьми человек, получаем данные – 12,5% на одного человека. Таким образом, нам видно, что при анализировании первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» на высоком уровне оказалось два человека, что составляет 25%, а на среднем уровне – шесть человек, что составляет 75%, на низком уровне никого не оказалось.
Вывод: По результатам анализа коммуникативного УУД по методике «Рукавички», выявлено, что с обучающимися следует проводить работу по развитию зрительного внимания, образного мышления и работать над их умением анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.