Логопедия
Полезная информация для учителей начальных классов, учителей русского языка, учителей-логопедов, а также для родителей детей логопатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Положение о логопедическом кабинете специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов VIII вида»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со ст. 2, 32 Закона РФ «Об образовании», инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2, инструктивным письмом Министерства образования РФ от от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6 « Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида», инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», авторы Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (по заказу Министерства образования РФ), приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 августа 1991 г. n 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения».
1.2. Логопедический кабинет создан с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера, препятствующие освоению ими общеобразовательных программ по родному языку.
1.3. Основным направлением работы учителя-логопеда в школе является коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений.
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи;
- коррекция произношения;
- накопление и совершенствование словаря;
- развитие физического и речевого слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития.
2. Организация логопедической работы
2.1. На логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи :
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия);
- нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.2. В первую очередь в логопедические группы зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению ими общеобразовательных программ по родному языку (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
2.3. В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Зачисление в логопедические группы и комплектование их осуществляет учитель – логопед на основе результатов обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября. Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
2.4. Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, учитель-логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
2.5. Предельная наполняемость на 1 ставку - 15-20 человек.
2.6. Коррекционная работа по устранению нарушений в развитии речи обучающихся проводится на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.
2.7. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов.
2.8. Предельная наполняемость логопедических групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 3 человек;
- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) – до 4 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 4 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 4 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико – фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 4 человек;
- с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 4 человек.
Рекомендуемая наполняемость группы – 2-4 обучающихся.
2.9. Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов учитель-логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
2.10. Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, - не менее 3 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия),- не менее 3 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико- фонематическое недоразвитие речи или фонематическое недоразвитие речи,- не менее 2 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетические дефекты, не менее одного- 2 раз в неделю.
На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося.
Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее 3 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи или фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетические дефекты, - не менее 1 раза в неделю;
- с заикающимися обучающимися – от 3 до 5 раз в неделю.
Продолжительность группового занятия составляет:
- до 30 минут с обучающимися 1-х классов;
- 20-45 минут с учащимися 2 – 4-х классов.
2.11. При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
2.12. Темы групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
2.13. Ответственность за посещение занятий обучающимися несут учитель-логопед, классный руководитель и воспитатель.
3. Учитель – логопед
3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты переподготовки по специальности «логопедия».
3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством.
3.3. Учитель-логопед:
- проводит коррекционно-развивающие занятия с обучающимися по исправлению нарушений устной и письменной речи;
- осуществляет взаимодействие с учителями по вопросу освоения обучающимися общеобразовательных программ;
- участвует в работе социально-психолого-педагогического консилиума;
- представляет руководителю ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении, о результатах обучения;
- консультирует педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи.
3.4. Ставка заработной платы учителя – логопеда устанавливается в 20 астрономических часах педагогической работы в неделю, из которых:
- 16 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально;
- 2 часа на консультативную работу;
- 2 часа выделяется на оформление документации.
В случае, если учитель-логопед работает на неполную ставку, рабочие часы перераспределяются пропорционально из расчета установленной нагрузки.
4. Документация
Перечень документации учителя-логопеда:
- положение о логопедическом кабинете;
- должностная инструкция учителя-логопеда.
- инструкция по охране труда для учителя-логопеда.
- циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, заверенная директором учреждения;
- перспективный план методической работы учителя-логопеда на учебный год.
- журнал обследования устной и письменной речи обучающихся;
- журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися, зачисленными на логопедические группы;
- список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
- список учащихся, зачисленных для занятий;
- расписание занятий, заверенное директором образовательного учреждения;
- речевые карты на каждого учащегося, посещающего логопедический пункт;
- перспективный план работы на каждую группу учащихся по диагнозам;
- рабочая программа;
- паспорт логопедического кабинета;
- отчет и анализ проделанной работы за учебный год (Приложение 4);
- индивидуальные тетради учащихся.
5. Материально-техническое обеспечение
5.1. Логопедический кабинет размещается в помещении образовательного учреждения.
5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием в соответствии с приложением 3.
5.4. Ответственность за странность и исправность оборудования логопедического кабинета, его санитарное содержание возлагается на учителя-логопеда образовательного учреждения.
5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 25 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
5. Руководство работой логопедического кабинета
5.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется администрацией образовательного учреждения.
Приложение 1
Примерная форма журнала
учета обучающихся с недостатками речи
N | Фамилия, | Год | Успеваемость по русскому | Недостаток речи | Дата зачисления на логопедические занятия | Дата |
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):
- словарный запас (охарактеризовать и привести примеры:
- словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);
- грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);
- произношение и различение звуков:
- произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков);
- различение звуков на слух;
- произношение слов с различным слоговым составом;
- темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):
- успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;
- навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
- указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение:
- успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;
- характеристика овладения техникой чтения;
- ошибки при чтении;
- понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
Приложение 3
Примерный список оборудования
логопедического кабинета
- Парты
- Стол канцелярский
- Стул
- Шкаф для пособий
- Классная доска
- Настенное зеркало для логопедических занятий 50 x 100
- Настольное зеркало размером 60 x 80
- Зеркало для индивидуальной работы 9 x 12 (10 шт.)
- Стенные часы
- Настольная лампа
- Халат
- Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)
- Умывальник, мыло, полотенце
- Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата <*>
- Разрезные азбуки и кассы к ним
- Альбом с картинками для исследования произношения звуков
- Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков
- Книги - пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков
- Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки и т.д.)
- Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.)
- Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия
--------------------------------
<*> Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными. При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после каждого использования.
Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение.
Приложение 4
Схема отчета о работе учителя- логопеда за год
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол для правши, дальний правый угол для левши). Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. Приготовь письменные принадлежности для занятий. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе. Убери со стола все лишнее. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник … «Садимся за уроки»
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ 1. Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку». 2. Повтори правила, которые плохо помнишь. Попробуй найти свои примеры на это правило. 3. Найди и прочитай правило, которое необходимо для выполнения домашнего задания. 4. Прочитай задания упражнения. Подумай, как правильно их выполнить. 5. Выполни упражнение письменно.
Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то же время. Аккуратно записывай все задания в дневнике каждый день. Начинай занятия с самого трудного для тебя. Перед выполнением письменных работ прочитай, повтори правила, определения. Устные задания лучше учить так: прочитай текст внимательно, раздели на смысловые группы, вслух повтори. Потом прочитай текст еще раз и расскажи только те места, которые хуже всего запомнились. Вечером перед сном просмотри выученные тексты. Заучивать дословно надо определения, правила, цитаты, теоремы, стихи, новые слова по иностранному языку. Заучивать дословно лучше всего в несколько приемов в течение нескольких дней. Все записи в тетрадях веди четко, аккуратно, время от времени просматривай. Расширяй кругозор чтением. Выписывай при чтении интересные мысли. «Как выполнять домашнее задание»
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Прочитай задания упражнения. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. Выполни упражнение письменно. Проверь всю работу. «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы. Сядь удобно, как учат в школе. Прочитай задание, подумай, посмотри какие правила необходимо применить при выполнении упражнения. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник. Если необходимо, посмотри подобные предложения, выполненные в классе под руководством учителя. Не спеша, приступай к письму. Пиши, не напрягаясь и не вольно. Не отвлекайся на посторонние дела. Пользуйся черновиком, если задание трудное. Выполнив упражнение, проверь его. Аккуратно исправь ошибки, если есть. Если грязно написал, перепиши. «Правила выполнения письменного задания»
Перечитай произведение или отрывок. Определи, о чем говорится в тексте. Какие чувства вызывают у тебя события, герои? Представь героев в своем воображении («нарисуй» словесную картинку). Определи подтекст (скрытую мысль, если она есть). Сформулируй задачу чтения: как относишься к персонажам, событиям и что сообщишь слушателям. В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения. Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства по содержанию и смыслу текста. Прочитай текст выразительно. «Как подготовиться к выразительному чтению»
Подумайте, с какой целью вы будете говорить. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический т.д.). Соберите или отберите необходимый материал. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему? Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой). Составьте план. В нем должны быть сформированы вопросы, которые вам необходимо раскрыть, продумайте их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части вашего будущего высказывания к другой. Проговорите свое высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой. «Как готовиться к устному выступлению»
Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их. «Как работать над черновиком изложения и сочинения»
Определите тему и основную мысль сочинения. Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением? Соберите или отберите необходимый материал. Составьте план. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его. Как работать над сочинением
Как готовиться к изложению Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания. Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них. Найдите слова, которые нужно проверять. Объясните их написание. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний. После того как напишете изложение, Не забудьте проверить свою работу.
КАК ПРАВИЛЬНО СПИСАТЬ ТЕКСТ 1. Внимательно прочитай текст. 2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте. 3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова. 4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам. 5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.
Как составить текст-повествование Определите: 1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)? 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)? 5. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось)? 6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Как составить текст-описание 1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать. 2. Выделите признаки предмета. 3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
Как составить текст-рассуждение 1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать. 2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п. 3. Вывод.
Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения 1. Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя. 2. Выполните замечания по содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку. 3. Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z). 4. Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным. 5. Исправьте те предложения, которые неверно построены (П). 6. Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте. 7. Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 начало
Как работать над ошибками в написании слов 1. Произнесите слово и найдите орфограмму. 2. Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка. 3. Если ошибка в приставке, вспомните, как пишется приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык». 4. Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово. 5. Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется. 6. Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется безударное окончание имени существительного, прилагательного или глагола. 7. Подберите два-три слова на то же правило и напишите.
1. Поставь в слове ударение. 2. Выдели корень. 3. Подчеркни гласную, которую нужно проверить. 4. Проверь гласную изменением слова. Образец: л е са — л е с , д о ма — д о м . Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква. КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА
КАК ПРОВЕРИТЬ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить. 2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква. Образец: гри б — гри б ы , зу б ки — зу б ок .
КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) РАЗБОР СЛОВА 1. Прочитай слово вслух. 2. Определи, сколько в слове слогов. 3. Назови ударный слог. 4. Выдели в слове гласные звуки (ударные, безударные). 5. Найди согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие). 6. Определи, сколько в слове звуков, сколько букв.
Алгоритм проверки безударной гласной корня: 1. 2. 3. 4. Найди в слове корень. Есть ли в слове безударная гласная? Нет Да Сравни проверяеиое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное. Измени слово или подбери родственное.
Алгоритм проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова 1. 2. 3. Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш]? Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно. Измени слово так, чтобы после согласного был гласный. Слышится звонкий. Слышится глухой. Пиши букву б, в, г, д, з или ж. Пиши букву п, ф, к, т, с или ш.
Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ: 1. 2. 3. Есть ли в слове приставка? Есть ли после приставки е, ё или я? Оканчивается ли она на согласный? Да. Нет: ъ не пишется Да. Нет: ъ не пишется Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется
Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных. 1. 2. 3. Проверяемое слово - имя существительное? Да. Нет: проверь по словарю Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)? Да. Нет: проверь по словарю Определи род: женский, мужской. Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
Алгоритм проверки слитного /раздельного написания приставки/ предлога: 1. 2. Употребляется ли проверяемое слово без предлога/приставки? Нет: пиши слитно, это приставка. Да. Можно ли вставить вопрос или иное слово? Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка. Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка.
1 Поставь существительное в нач.форму 2 Расскажи всё, что можно узнать о существительном по нач.форме 3 Назови форму, в которой существительное оказалось в предложении род тип скл. падеж число Имя существительное Разбор слова как части речи одуш. неодуш. Если какое – нибудь сущест -вительное окажется в пред- ложении вместе с пред- логом, не забудь об этом упомянуть. Это важно! Подсказка
Имя прилагательное 1 Назови нач.форму прилагательного 2 Найди существительное, с которым оно согласуется 3 Назови форму, в которой прилагательное оказалось в предложении время число падеж Разбор слова как части речи
Глагол 1 Поставь глагол в нач.форму 2 Расскажите то, что можно узнать о глаголе по нач.форме 3 Назови форму, в которой глагол оказался в предложении или вид тип спр. время число и род лицо и число Разбор слова как части речи
Однородные члены предложения Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову обычно отвечают на один и тот же вопрос выполняют одну и ту же роль в предложении Это значит, все они - сказ., или все - подлеж.,, или дополн. и т. д. 1 2 3
Алгоритм проверки однородных членов и знаков препинания 1. Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов? По одному. По 2 или несколько. 2. Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)? 3. Есть ли между ними союз "и"? Нет: мужду однородными членами нужна запятая (или запятые). Проверь написанное. Да: перед "и" запятая не нужна
Запятая перед одиночным союзом И Одиночный союз и Что он связывает? Однородные члены предложения Части сложного предложения , , пример пример Дети пели играли и Гром гремит, молния сверкает и
Простое и сложное предложение 1 грам.основа - 1 часть 2 грам.основы - 2 части 3 грам.основы - 3 части 100 грам.основ - 100 частей предложения Простые Сложные 1 грам.осн. больше 1 грам.осн.
Синтаксический разбор предложения старт 1. 2. Цель высказывания Строение Повеств. Вопросит. Побудит. Простое Сложное односост. нераспр. распр. двусост. Разбери по членам предложения 1) Сосчитай, сколько частей 2)Посмотри, как они связаны 3) Каждую часть разбери по членам предложения
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Произнеси слово, раздели слово на слоги, выдели ударный слог, обозначь ударение. 2. Укажи гласные звуки последовательно, расскажи о них: ударный, безударные. 3. Определи согласные звуки, расскажи о них: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие. 4. Определи количество звуков и букв. Голубка – 3 слога, 2-й слог ударный. [ г ] – согласный, звонкий парный, твёрдый г [ а ] – гласный, безударный о [ л ] – согласный, звонкий непарный, твёрдый л [ у ] – гласный, ударный у [ п ] – согласный, глухой парный, твёрдый б [ к ] – согласный, глухой парный, твёрдый к [ а ] – гласный, безударный а 7 зв. 7 б. голубка – голубь, голубок
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь (мягкий знак) ЗНАЧЕНИЕ: семя – зерно, предназначенное для посева; семья – группа живущих вместе близких родственников. СЕМЯ СЕМЬЯ ПРОИЗНОШЕНИЕ: семя – [ ] , семья – [ ] . НАПИСАНИЕ: семя – семья. Разделительный мягкий знак пишется в корне после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами: е , ё , и , ю , я .
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знаки) подъезд семья Разделительный Ъ пишется после приставки , оканчивающейся на согласный, перед корнем , начинающимся с букв: е , ё , ю , я . Разделительный Ь пишется в корне после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами: е , ё , и , ю , я . подъезд съехал объём объявление вьюга семья деревья ружьё воробьи согл. Ь е ё и ю я согл. Ъ е ё ю я
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Написание букв а , е , и , о , я в безударных слогах корня надо проверять. Рассуждай так: Если непонятен смысл слова, узнаю его смысл. Найду ударный гласный. Выделю корень. Найду в корне безударный гласный звук, написание которого нужно проверить. Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова ( л е са - л е с ) или найду однокоренное слово ( перел е сок ) так, чтобы гласный был под ударением. З и ма – самое холодное время года, которое наступает вслед за осенью и сменяется весной. 2. Ударный гласный [ а ] : з и ма . З и ма . Корень з и м . Безударный гласный [ и ] в корне: з и ма . Изменю форму слова: з и ма – з и мы . Найду однокоренные слова: з и ма – з и мушка , з и мний . В проверочных словах под ударением гласный звук [ и ] . В корне пишу букву и . З и мы, з и мний – з и ма.
ПЕРЕНОС СЛОВ СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА 1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра . 2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия. 3. Буквы й , ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: ла й -ка, пал ь -то, об ъ -езд. 4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: А н - н а, су б - б ота. 5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву: по д -бросить, по д -писать. 6. Нельзя отрывать первую букву от корня: по- с троить, при- у чить, со- б рать.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Обозначает: конкретные предметы ( дерево , ствол , тигр ); явления природы ( гром , молния , дождь ); события ( праздник , рождение );признаки как предмет ( белизна , смелость ); действие, состояние как предмет ( бег , сон ). 2. Отвечает на вопросы: к т о? ч т о? 3. Бывает одушевленным ( к т о? человек , птица ) и неодушевленным ( ч т о? книга , цветок ), собственным ( Оля , Астана ) и нарицательным ( девочка , город ). 4. Имеет род (мужской – лук , женский – капуста , средний - яблоко ), склонение (1-е – книга , 2-е – карандаш , 3-е - тетрадь ). 5. Изменяется по числам и падежам – склоняется. 6. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Обозначает признаки предмета: ( яблоко ) красное , спелое , сочное . 2. Отвечает на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? 3. Изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного. 4. В предложении чаще всего бывает определением: Имя прилагательное Имя существительное род число падеж род число падеж Золотые и багряные листья устилают ковром мокрую землю. х х х какие? какую?
ГЛАГОЛ Обозначает действие и состояние предмета: бежит , спит . 2. Отвечает на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым. 3. Относится к I или II спряжению. 4. Изменяется по временам: НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЕДШЕЕ БУДУЩЕЕ читает читал будет читать 5. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам – спрягаются: НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ед. ч. мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. I спряжение Е II спряжение И Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: Неопределённая форма – заметить . М. р. – л заметил . Ср. р. – л о заметил о . Ж. р. – л а заметил а .
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Порядок разбора Часть речи (значение, вопрос). Начальная форма (именительный падеж, единственное число). 3. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 4. Непостоянные признаки: падеж, число. 5. Роль в предложении. Разбирай имена существительные так: Земля покрылась снежным ковром. 1. Ковром – имя существительное, так как слово ковёр обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о? 2. Начальная форма ковёр. 3. Неодушевлённое, нарицательное, мужской род, 2-е склонение. 4. Стоит в творительном падеже, единственном числе. 5. В предложении является дополнением. Записывай так: Ковром – сущ., ч т о?, ковер , неодушевл., нарицат., м. р., 2-е скл., в т. п., в ед. ч., дополнение. х чем?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 3. Род, падеж, число. Порядок разбора Часть речи (значение, вопрос). 2. Начальная форма (мужской род, именительный падеж, единственное число). Разбирай имена прилагательные так: Белой берёзой . 1. Белой (берёзой) – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к о й?, зависит от имени существительного берёзой . 2. Начальная форма белый. 3. Стоит в женском роде, творительном падеже, единственном числе. Записывай так: Белой (берёзой) – прилаг., к а к о й?, белый , в ж. р., в т. п., в ед. ч.
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА Светит солнышко . Поют птички . Появились первые клейкие листочки . Скоро птички выведут птенцов . Действие уже совершилось, прошло. Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л? читал, сидел, пропел Действие будет происходить, произойдет. Глаголы отвечают на вопросы: что будет делать? что сделает? будет читать, будет сидеть, прочитает, споёт Действие совершается сейчас, в момент речи. Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т? читает, сидит, поют НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА Ед. ч. 2-е л. 3-е л. и Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. -ат , -ят I спряжение II спряжение Все глаголы на – ить , кроме глаголов брить, стелить. Все остальные глаголы, не относящиеся ко II спряжению: гулять, встать, колоть, здороветь. 7 глаголов-исключений на – еть : видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть. 4 глагола-исключения на – ать : гнать, дышать, держать, слышать. Ед. ч. 2-е л. 3-е л. е Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. -ут , -ют I спряжение II спряжение Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями узнают по неопределенной форме
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА Часть речи (значение, вопрос). Неопределенная форма. Спряжение. Время. Число и лицо для глаголов настоящего и будущего времени. Число и род для глаголов прошедшего времени. Роль в предложении. ПОРЯДОК РАЗБОРА Разбирай глаголы так: Отец часто говорил с сыном о книгах. Говорил – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ч т о д е л а л? Неопределенная форма говор ить , суффикс – и -. II спряжение. Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. В предложении является сказуемым. Записывай так: Говорил – гл., говорить , II спр., пр. вр., ед. ч., м. р., сказ. Говоришь – гл., говорить , II спр., наст. вр., ед. ч., 2-е л., сказ.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически. На зеленой ножке выросли серёжки. выросли на ножке на зеленой ножке Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. ясный день поехал на дачу поют хором Главное слово день, Зависимое слово ясный. Главное слово поехал, Зависимое слово на дачу . Главное слово поют, Зависимое слово хором. Связь слов в словосочетании выражена с помощью окончания, предлога и интонации. Главные члены предложения не зависят друг от друга, поэтому словосочетанием не являются. Они составляют основу предложения. где? какой? какой? куда? как? х х х х х
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ярко светит осеннее солнце. ПРЕДЛОЖЕНИЕ главные члены второстепенные члены подлежащее сказуемое Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Они составляют основу предложения. Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Сказуемое чаще всего выражено глаголом. какое? как? х х
РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложение разбирай так: Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное). Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения . Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное). Установи с помощью вопросов связь слов в предложении. Серые облака затянули небо. 1. По цели высказывания – повествовательное . 2. По интонации – невосклицательное . 3. В предложении говорится об облаках. Облака – это подлежащее . Об облаках что сказано? Они затянули . Это сказуемое . Облака затянули – главные члены предложения, основа предложения . 4. Второстепенные члены предложения: небо , серые . Предложение распространенное . 5. Облака (какие?) серые . Серые – второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. Затянули (что?) небо . Небо – второстепенный член предложения, поясняет сказуемое. какие? что? х х
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Дети вокруг ёлки кружились , пели , плясали . Кот , петух да баран жили в лесной избушке. Удивительная тишина наступила и в поле , и в роще , и в воздухе . В траве виднелись красные и желтые шляпки грибов. Однородные члены предложения: отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же слову. Между однородными членами предложения ставится запятая. Если между двумя однородными членами стоит союз и или да в значении и , запятая не ставится. Если союз и повторяется, запятая ставится. ( , , ) ( и ) ( , и ) (и , и , и ) что делали? кто? кто? кто? где? где? где? какие? какие?