В помощь родителям
Предварительный просмотр:
Без чтения нет учения.
1. Введение. Проблема нежелания читать.
Сейчас только и слышишь о том, что современные дети совсем не читают книг. Говорят, что дети и подростки стали меньше читать, что электронные носители и средства массовой культуры вытесняют книгу и что уже одиннадцать миллионов человек заболели новой болезнью — интернетоманией. Говорят, что у нас иной тип культуры, чем 10-15 лет назад… Что же на самом деле?
2. Факты из Интернета и СМИ.
Анализ материалов Интернета и печатных статей СМИ дал следующие факты. В настоящее время не покупают книг 52% россиян, не читают их 37%, журналы не покупают 59%, не читают 39%. Библиотеками не пользуются 79% россиян, более 40% издаваемых в стране книг не доходит до читателей, в сегодняшней России один книжный магазин приходится, в среднем, на 60 тыс. потенциальных покупателей. В районных и городских библиотеках берут книги 18% россиян. В этом году не имели книг дома 34% опрошенных россиян. И, наконец, всего лишь 12% опрошенных читают книги в Интернете, причем основная часть – это справочные материалы, всего лишь 1% - художественную литературу. И если говорить о лидерах жанра, лидерами жанра по-прежнему остается женский детектив, женская проза и российские боевики, что предпочитают читать мужчины. Такие цифры. Помимо этого, уже относительно детей и школьников, по грамотности чтения наши 15-летние подростки занимают 28-е место из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании.
4. Анкетирование родителей.
Родители нашего времени, как и современные дети, читать не любят. 78% родителей вообще не читают и не помнят, какую книгу они прочитали последнюю, для некоторых это была азбука. 56% родителей не читают сказку на ночь, т.к. им некогда или просто они включают детям телевизор, где идёт передача «Спокойной ночи, малыши», но чаще это кассеты с зарубежными мультиками. 75% семей имеют компьютер и дети уже в таком возрасте много времени проводят перед ним. 35% детей уже умеют читать, значит им нужны книги, а не компьютер. Семейные чтения устраивают только три семьи из 15, т.е. 20%.
Размышления по ответам родителей. В России последние лет 10, а на Западе и больше, и педагоги, и психологи говорят о том, что вообще дети читают гораздо меньше, чем, допустим, на поколение раньше. И, что намного хуже, они гораздо меньше способны воспринимать то, что они читают. То есть снижается уровень текстового мышления у детей. И, если не изменить каким-то образом ситуацию, то в дальнейшем это может привести просто к полной гуманитарной катастрофе. Большинство родителей интуитивно понимают, что дешевым импортным мультсериалам стоит предпочесть классические мультфильмы. Но… сериал идет в такое удобное время, а малыш буквально прилипает к экрану, и можно спокойно заняться своими делами. Да, кажется, ничего особенно плохого там и не происходит… пусть уж сегодня посмотрит…
Но и назавтра родители вновь поддаются соблазну. Так ежедневный просмотр очередной серии становится ритуалом, и малыш воспринимает неожиданный запрет как прямое посягательство на свои законные права. Подобные мультсериалы оказывают отрицательное влияние на интеллект и нервную систему детей. Когда маленький ребенок впервые пробует острую или соленую пищу, у него обжигаются особые чувствительные сосочки на языке, и привычная здоровая еда начинает казаться им пресной и безвкусной. Так и просмотр сериалов, объединенных под девизом "мочи все, что движется" обжигает что-то в детской душе, и добрые, веселые и мудрые сказки, начинают казаться скучными, перестают доставлять удовольствие, и добрый, веселый, отзывчивый ребенок постепенно становится нервным, агрессивным, а затем и просто жестоким. А значит, всеми силами нужно оберегать неокрепшие детские души от недетских страстей и переживаний. Нынешние дети овладевают телевизионным пультом раньше, чем начинают ходить на горшок. При этом родители редко задумываются о том, какое влияние оказывает телевизор на сознание малыша.
5. Результаты исследования. Причины нелюбви к чтению
1. Часто дети просто не знают, что читать — это интересно.
В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны, то, что читают на уроках, — неинтересно. Ребенок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя. Стоит такому ребенку прочитать подряд 2-3 действительно интересные книги (пусть это будут просто приключения, вовсе не обязательно глубокое и полезное произведение), и он «втянется» в чтение.
2. Нет примера родителей
Сам ребенок не возьмет в руки книгу, — ему нужна помощь родителей. Ребенок никогда не видит, чтобы папа или мама взяли книгу в руки, зачем же ему читать? А ведь ребенок бессознательно берет с родителей пример во всем, видит, как вы сами относитесь к книге.
3. Ребенок может не читать из-за общего волевого недоразвития.
С малых лет он привык, что все ему дается легко, родители выполняют все просьбы, бабушка сама рассказывает сказки, в общем, все желания исполняются. А чтобы читать, нужно прикладывать усилия. Во-первых, нужно научиться читать. Во-вторых, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы образно представить себе героев, пережить вместе с ними какие-то сцены, переварить сложный стиль автора. Куда проще открыть журнал комиксов или посмотреть диснеевский мультфильм. Ярких стимулов предостаточно, впечатления получены, особо задумываться не требуется — красота!
4. Родители заставляют много читать.
Родители, понимая, что читать необходимо, заставляют ребёнка читать насильно, хорошего из этого ничего не выходит. Иногда бывает так: в детстве ребенок читает запоем, везде, где только можно, а подрастет — перестает. Почему? Возможно, чтение просто «приелось». Все хорошо в меру.
5. Общее снижение интереса к чтению — это и влияние времени.
В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят. Нет дефицита книг — а что доступно и не запретно, то неинтересно. (
6. Наш век — информационный.
Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. Поэтому так привлекают детективы: никогда не знаешь, чем там все закончится. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце — и так ясно… В общем, «тягомотина». Так же поведет себя ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане. Более того, информации (стимулов) нас окружает слишком много. ТВ, компьютер, музыкальные центры, реклама — сопровождают нас всегда и везде. Осталось очень мало возможностей побыть в тишине, не наблюдать ярких плакатов на стенах и т. п. В результате психические возможности истощаются, не хватает сил на дополнительные душевные усилия по чтению. Чтобы стать получателем информации, не должен обязательно становиться читателем, есть другие способы.
7. С детской литературой дела обстоят плохо.
Книг о близком для ребенка, о его сверстниках, о современной жизни очень мало. Троллями и космическими пришельцами нельзя надолго зацепить человека. Разнообразные красочные энциклопедии для детей предназначены не для чтения, а для стояния на полке в рядочек. В таких книгах можно найти любую информацию, полюбоваться на картинки, но просто читать ее невозможно — слишком много информации, слишком мало для души.
6. Заключение.
Что же дает нам чтение? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо. Без чтения невозможно знать много, невозможно знать историю, невозможно создать будущее.
Без чтения нет учения. Если двадцать лет назад на экзамене по русскому языку за курс неполной средней школы дети писали сочинение на вольную тему, то теперь министерство образования вынуждено было ввести в качестве экзаменационной работы изложение: большинству современных подростков написать самостоятельный текст просто не под силу.
В результате исследования выявлены причины нежелания современных детей читать, которые возможно устранить школе вместе с семьёй, чтобы получить умного, умеющего говорить и размышлять человека.