Моя педагогическая философия
Предварительный просмотр:
Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной проворной рукою:
Хочу для грядущих столетий
Покорно и честно служить
К. Бальмонт
Кем быть? Этот вопрос не обходит стороной ни одного человека. Мне тоже пришлось с ним столкнуться много лет назад. Но произошло это без особых мучений. Я благодарна своим родителям, которые мне, пятнадцатилетней девочке, предоставили право выбора. Они видели меня в иной профессии, а я мечтала быть учителем. Моя мечта сбылась: «Я УЧИТЕЛЬ!». Но вскоре я поняла, что это только мой первый выбор. Я сделала выбор в профессии, осознавая, что каждый учитель имеет ещё одно право выбора: «Каким учителем ему предстоит стать?». «Укротителем», «ремесленником», «созидателем» или просто Учителем. Учителем, способным просто любить детей. Просто, да не очень…
Учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребёнка, принимая и любя его таким, какой он есть.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять её в нужное русло. Я часто спрашиваю себя: как я понимала это, когда была ребёнком? Что хотела изменить? Диалоги с самим собой помогают помнить о том, что все мы родом из детства.
Детство – важнейший период человеческой жизни, - писал В.А.Сухомлинский в своей замечательной книге «Сердце отдаю детям», - не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И далее: «Надо встречаться с ребёнком, как с другом, единомышленником, пережить с ним радость победы и горечь утраты». Этой заповеди В. А. Сухомлинский следовал всю свою педагогическую жизнь. Этой заповеди следую и я, это кредо моей жизни.
Мир детской души …Простой и знакомый на первый взгляд, в действительности очень сложный и неизведанный. Постучись в мир детской души и пусть тебе откроют. Пусть тебе поверят, поведают, что радует и что гнетёт. Заслужи это! Своим сердцем, тактом и вниманием.
Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а самой хочется сказать вслух: «Милые мои ребята! Вы самые хорошие люди на свете. Ваша доброжелательность, приветливость ни с чем несравнима». Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я указать к нему дорогу? Смогу ли оградить их от всего дурного, что есть ещё в нашей жизни? Как закалить? Огонёк доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.
Ради таких мгновений и стоит жить. Найти своё призвание, утвердиться в нём - источник счастья. Счастье – это когда тебя понимают.
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, толерантности. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивой мире, не стать безликой, необходимо иметь основу – стержень, благодаря которому человек остается личностью. Что может быть лучше хорошего учителя?
Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность.
Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроках. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках окружающего мира.
Внимание маленького ребёнка кажется мне пугливой птичкой, которая улетает прочь от гнезда, если кто-то стремится приблизиться к нему. Когда же удалось наконец поймать птичку, то удержать её можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его, как птичку - узника, то он плохой твой помощник.
Есть учителя, которые создают на уроке «обстановку постоянного умственного напряжения» детей. Это видимость активного умственного труда: как в калейдоскопе, сменяются виды работы, дети, сосредоточив внимание, слушают каждое слово учителя, в классе стоит напряжённая тишина. Но какой ценой всё это достигается и к каким результатам приводит?
Нет, нельзя такой ценой добиваться сосредоточенности, умственной активности ребят. Умственные силы и энергия учащихся, особенно младшего возраста - это бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное - надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка.
И «пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…»
Какие прекрасные слова Януша Корчака!
Нам, учителям (да и родителям тоже), нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляет след в душе ребёнка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда, во время прогулки в лесу и во время пути в школу. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день.
В памяти всплывают слова любимого мною Учителя – В.А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 18 лет? И сколько ещё предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.
Учительская профессия – очень странная профессия. Когда-то Симон Львович Соловейчик говорил об этом. И он был совершенно прав. Странность эта состоит в том, что для любого ученика, которого ты воспитываешь, ты должен выглядеть «идеальным человеком». Это очень трудно, эту роль ты должен сыграть. Потом она станет твоей сутью, но на каком-то этапе это та роль, которую ты должен принять, «влюбив» в себя ребёнка.
Убеждена, чтобы заслужить уважение окружающих, необязательно спасать чью-то жизнь или совершать какой–то подвиг , достаточно только добросовестно относиться к тому, что называешь своей профессией.
Сколько труда, усилий требуется приложить человеку, чтобы чужой ребёнок хотел тебя видеть, слушать и слышать, слушаться…
И первый учитель становится для детей и учителем, и другом, и мамой.
Требуется опыт и умение, чтобы найти путь к сердцу каждого маленького человека.
Обучение и воспитание - это работа непростая. Если ты, как учитель, испытываешь радость от учения, это не может не передаваться твоим ученикам. Учитель во все времена и во всяком возрасте – ученик. Он многому учится у своих ребят, находится в вечном поиске, никогда не успокаивается на достигнутом. Иначе он перестанет расти как педагог, а значит, как личность.