Использование информационно - коммуникативных технологий в начальной школе
Мещерякова И.Г. о работе с мобильным компьютерным классом, интерактивной доской и системой голосования.
С сентября 2013 года наша школьная жизнь изменилась с появлением мобильного компьютерного класса.
"Завтра" наших детей – это информационное общество. Поэтому научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы ребенок мог решать свои практические задачи.
Первый большой плюс мобильных классов – отсутствие проводов. Ноутбуки учеников и ноутбук учителя связаны в сеть по беспроводной технологии.
Благодаря тому, что мобильный класс не привязан к конкретному помещению, тележку с ноутбуками можно спокойно перевозить из одной классной комнаты в другую – мобильный класс используется на всех предметах, что соответствует образовательным стандартам нового поколения. Например, у учителей есть возможность не просто предлагать ученикам тесты, которые изначально заложены в программу, активно пользоваться электронными приложениями к современным учебникам, но и создавать свои собственные. В результате у педагогов появился серьезный интерес к информационным технологиям.
Компьютерами обеспечен каждый ученик класса. Ученики самостоятельно учатся включать компьютеры, знакомятся с его комплектацией, учатся находить нужную программу и работать в ней.
Учитель может в режиме онлайн наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. К тому же мобильный класс содержит 3000 интерактивных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Его легко подключить к интерактивной доске, цифровой фото- или видеокамере, что добавляет урокам наглядности и делает учебу увлекательнейшим занятием.
Программа УМК « Перспектива» сформирована по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению электронными приложениями.
На уроках русского языка к каждой теме, которая соответствует темам учебника и планированию, предусмотрены упражнения по закреплению, отработке орфографической зоркости, повторению правил, работа с толковым словарем, тесты и проверочные работы, которые сразу показывают результат выполнения, диктовки, словарная работа . На страницах приложения живут свои герои, которые так понравилсь детям - Бутявка и его друзья.
В рамках планирования по технологии предусмотрены уроки для работы на компьютере. Для данных уроков используем программы по информатике - МИР ИНФОРМАТИКИ" компании "Кирилл и Мефодий".
Краткое описание :
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии среды электронного обучения в начальной школе, во внедрении информационных технологий в преподавании в начальной школе .
Образовательный эффект:
Мобильный компьютерный класс будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся за счёт включения их в эмоционально насыщенную деятельность, организуемую с помощью мультимедиа средств (групповые чаты, организация электронного общения ученик-учитель-родитель, электронная почта, сетевые образовательные ресурсы).
Особая ценность данного проекта в его мобильности: станет реальным проведение занятий в специализированных учебных кабинетах в привычной для детей психологической обстановке, но с использованием классмейта каждым учеником на своем рабочем месте.
Актуальность
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Данный проект необходим в начальной школе т.к. образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В рамках проекта будет происходить обучение ребенка в начальных классах методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усваивать программу средней школы и старших классов.
«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках ФГОС второго поколения ».
Цель :
Формирование ключевых компетенций у младших школьников.
Задачи :
1. Сформировать информационно-коммуникационную компетентность учащихся начальной школы;
2. Осуществить личностно-ориентированный подход, применить здоровьесберегающие технологии;
3. Расширить образовательное пространство урока, формируя личность, способную к успешной социализации и активной адаптации в обществе;
4. Выявить одарённых и талантливых детей, привлекая их к научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за ноутбуком создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Требования новых ФГОС (которые уже приняты для начальной школы и ожидаются для общего образования) предполагают, что наряду с урочной деятельностью в организации учебного процесса должна учитываться внеурочная деятельность (выделяется 10 учебных часов на внеурочную учебную деятельность).
В рамках внеурочной могут быть использованы следующие модели организации учебного процесса:
- Индивидуальная работа учащихся;
- Работа в мелких группах, в том числе в парах;
- Работа в больших группах – оптимально для внеурочной деятельности группа до 10 человек (фронтальная работа с большей группой учащихся будет фактически превращать внеурочную деятельность в вариант дополнительного урока).
Организация урочной и внеурочной деятельности
1. Персональные мобильные компьютеры будут находиться в предметном кабинете, могут переносится из класса в класс.
2. Каждый кабинет нашей школы подключен к интернету.
3. Возможность подключения цифрового микроскопа с выходом на интерактивную доску и возможностью сохранять результаты, обмениваться с другими учащимися.
4. Взаимодействие учителя и учеников с помощью персональных мобильных компьютеров школьника будет происходить: на уроках во время самооценки; на уроках во время открытия новых знаний; на уроках во время тестирования; во внеурочное время при подготовке к исследовательскому проекту; во внеурочное время при проведении родительских собраний.
5. Обеспечение безопасности работы со школьными ноутбуками будет происходить: между школой и родителями учащихся будет заключен двусторонний договор о проведении учебных тренингов по технике безопасности с компьютерами.
6. Техническая поддержка будет организована силами технических специалистов школы.
7. Методическая поддержка и обобщение опыта предполагается создание творческой группы по отслеживанию результатов работы; совещания, мастер – классы на городском уровне.
Формы и методы реализации :
* образовательный мониторинг, анализ собранной информации на этапе внедрения;
* создание рабочей группы, привлечение внешнего консультирования, работа НМС;
* работа рабочей группы;
* педагогические чтения, мастер – классы, педагогический совет, семинары, форум.
Распределение функций между участниками учебного процесса
Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий:
- получение и осмысление новой учебной информации;
- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ;
- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ;
- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности;
- рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объёме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК.
Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении.
Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала.
Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.
Результаты: для ученика:
- знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами;
- владение способами работы с информацией (поиск , систематизация, анализ, отбор и преобразование информации);
- критическое отношение к получаемой информации;
- умение применять ИКТ для решения широкого класса учебных задач;
- владение формами устной речи (монолог, диалог, дискуссии, защита проекта);
- ведение диалога «человек» - «техническая система»;
- владение стилевыми приемами оформления текста;
- владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками;
- толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов;
- активное использование полученных знаний и умений в научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Результаты для учителя позволяет:
- участвовать в проектной деятельности;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- совершенствовать контроль знаний;
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуализацию);
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим и информационным ресурсам.
Результаты для социума: выпускник начальной школы – уверенный пользователь ПК, способный не только поделиться с окружающими полученной информацией, но и применять её как в учебной деятельности, так и организовывая своё свободное время.
Результаты для родителей: социализация детей, уверенность в успешности их обучения и воспитания, совместное участие в проектной деятельности с ребёнком.
Методическая часть реализации проекта состоит в следующем:
– учителями составлено тематическое планирование для предметов, на которых предполагалось использование классмейтов (1-4 классы – окружающий мир, русский язык ,математика, технология);
– проведён обучающий семинар для учителей школы по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях современного обучения школьников;
– для учителей школы начальных классов проведён мастер-класс по использованию мобильного класса на уроках;
– создаются методические материалы.
\
В ходе реализации учащиеся овладели следующими видами деятельности:
– создание и удаление , сохранение файлов;
– передача файла;
– работа с заранее подготовленными файлами;
– работа с флэш-картами;
– работа в групповом чате, позволяющая проводить контроль одновременно за всеми учащимися;
– проведение тестовых работ;
– выполнение разнообразных работ на интерактивной доске с использованием электронного пера;
– работа с ЦОРами и выходом в Интернет.
Участие родителей в формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся проявляется в помощи, оказываемой учителям при подготовке к уроку с использованием ИКТ, и детям дома при подготовке сообщений, в приобретении учебных дисков, обучающих программ.
Учителя гимназии Североморска убеждены, что разумное использование компьютера в начальной школе продвинет учащихся в интеллектуальном развитии, поможет развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия). Они убеждены, что применение классмейтов на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемым предметам, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.
Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно:
– электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках;
– увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию общеучебных навыков;
– контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками;
–использование положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения;
– использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную;
– использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;
– уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий;
– занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
Таким образом, использование ИКТ в обучении помогает реализации идеи развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. На собрания с использованием презентаций родители ходят с большим удовольствием.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Применяем с учащимися интерактивную систему голосования Mimio Vote 24.Система оценивания делает оценивание учеников быстрым, гибким и простым. Создаём базу тестов по предметам и темам - хранение на сервере - обменнике гимназии - с пользовательским или стандартизированным контентом и получайте результаты когда угодно в реальном времени. Провожу тесты самостоятельно или даю возможность учениками проверять свои знания самостоятельно. Программное обеспечение автоматически настраивает конфигурацию нажимаемых кнопок, необходимых ученикам для каждого теста, а ручные панели автоматически перенумеровываются при их возвращении в лоток для подзарядки.
Беспроводной приемник-концентратор MimioHub автоматически интегрируется с системой MimioVote, чтобы она мгновенно отправляла данные в компьютер. Никаких проводов, бланков и проверки учителем - результат сразу. Благодаря наличию правильных ответов на компьютере учителя сразу подается результат и отметка ученика, классификатор допущенных ошибок и автоматически просчитывается качество знаний.