Методическая тема «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира» учителя начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Североморска Мещеряковой И.Г.
Второй год я работаю над методической темой «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира». Интерес к методу проектов был у меня всегда. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, я учила учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время.
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.
Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
В 2012-2013 учебном году на курсах повышения квалификации я познакомилась с работой «Глобальной школьной лаборатории» (сокращенно ГлобалЛаб). Это и проект, и обучающая среда. Цель проекта – предоставить нам возможность окунуться в мир настоящего научного поиска.
Мои тогда ещё второклассники - дети очень любознательные, маленькие "почемучки". Долго думала - как им рассказать об ГлобалЛабе. Решила, что в класс придет письмо с сайта. Дети очень заинтересовались. Выбрали название команды нашего класса - Северный Умка. В Мурманской области мы стали 4 командой. Заполнили страничку о своём классе и школе. Для этого мы изучили историю создания гимназии №1, чем интересен наш город, его история и климат.
Следующий наш шаг – "Выбор опытного участка" и его описание. Желающие разбились на группы, кто - то работал индивидуально, потом каждый провел защиту и обоснование своего выбора. В результате дискуссии мы выбрали участок недалеко от гимназии, на склоне улицы Полярной к заливу.
20 апреля по всей стране прошел Экологический проект Стоп кадр - ребята нашего класса, разделившись на группы, измеряли температуру в разных условиях. Проследили за облачностью – наблюдали, какие бывают облака и сколько в них ярусов. Потом каждая команда рассказывала о своей работе в классе.
Изучали, какие растения уже появились, а какие у нас совсем не растут. Столкнулись с растением название, которого нам неизвестно. Обратились к атласу определителю, к родителям, интернету. Написали письмо в Глобал Лаб - и только спустя время, когда растение уже подросло мы сами смогли его определить. Это оказался кукушкин лён.
Не обошлось и без уборки мусора – с нашего небольшого участка мы вынесли 8 больших мусорных пакетов. Обратились с сайта Североморских вестей с призывом активно поработать на субботниках и поддерживать природу в чистоте.
За это время ребята научились работать в группе, строить гипотезы и находить их подтверждение, проводить настоящие исследования, обмениваться результатами с другими участниками проекта, отыскивать и систематизировать информацию; работать в команде, объединяющей участников из разных городов и стран; формировать культуру сетевого общения. Познакомились с работой цифрового микроскопа.
Наша работа была оценена ГлобалЛабом , я и команда нашего класса получили почетные грамоты «Глобальной школьной лаборатории» за проведение научно-исследовательской работы по изучению родного края, сотрудничество и обмен результатами исследований с другими участниками , освоение информационно – коммуникативных технологий в 2012-2013 учебном году в работе международного научно-исследовательского Интернет - проекта "Глобальная школьная лаборатория».
Сейчас мои ученики уже в 3 классе. Они не только задают много вопросов, но и готовы искать на них ответы в процессе групповой, командной или индивидуальной работы. Нельзя не отметить, что и родители моих учеников – люди с активной жизненной позицией и часто приходят нам на помощь в реализации наших исследований и проектов.
В этом году работа мы участвуем более, чем в 28 проектах, как индивидуально, так и командой, которая в этом году называется « Юные гимназисты». Работа наша расширилась и охватывает уже не только уроки окружающего мира, но и внешкольную работу.
Мы приняли участие в декабрьском экологическом Стоп кадре – познакомились с работой прибора для измерения скорости, силы ветра и его направления.
Я разработала и опубликовала свои три проекта « Сколько весит твой школьный портфель», « Растения вокруг школы», « Отголоски Великой Отечественной войны» , в который приняли участие от45 до 200 человек.
Мои ученики не только принимают активное участие в конкурсах и проектах, но и сами под моим руководством создают свои - так Настя Коц - автор проекта «Зима пришла–на улице веселье!», Киселев Саша – проект «Музыка вокруг нас», в котором участвует 107 человек , Сергей Данькин проект « Зажжём олимпийский огонь в наших сердцах!», Аня Игнатенко проект «Новогоднее украшение города».
В конкурсе «Экскурсия в лето» приняли участие 11 человек с класса. Редакция сайта отметила, что самыми активными участниками оказались жители Баку и Североморска. В рейтинге ТОП-10 попали сразу четыре человека из нашего города. И все – из гимназии №1! Возможно, именно там учатся самые заядлые путешественники и самые творческие фотографы - так написано о нас в итогах конкурса.
В ноябре 2013 года я , как куратор проектов обучающихся, была отмечена благодарственным письмом за активное включение обучающихся в работу Глобальной школьной лаборатории и разработку интересных межпредметных проектов. Команда класса награждена галстуками и значками проекта, грамотами для самых активных участников.
Я прошла обучение на тьютора ГлобалЛаб, работа очень увлекательная. Мне нравится учиться самой и делится своими знаниями с коллегами и учениками.