учебный материал
рабочая программа по литертуре 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prom_po_lit_5_klass_fgos.docx | 81.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОСЬВИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано Зам.директора по УВР ______ В.В. Штакина ___ ___________ 2017 г. | Утверждено Директор школы ___________Н.А. Слепцова ___ ___________ 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 5 класса
Базовый уровень обучения
ФГОС
Составила: О.В. Рокина,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Введение
Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, с авторской программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. ООО «ДРОФА» 2012 уч.год.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 5 классе — 102 ч.
6. Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведении.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета
Личностные УУД: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - формировать уважение к личности и её достоинству; - формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; - формировать уважение к истории; - формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - способствовать развитию культурной и этнической толерантности; - осуществлять рефлексию. |
Метапредметные УУД Регулятивные УУД: - обучение целеполаганию; - самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; - анализировать условия достижения цели; - устанавливать целевые приоритеты; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - принимать решения в проблемной ситуации; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; - создавать тексты определённого жанра; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные УУД: - давать определения понятиям; - обобщать понятия; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; - пользоваться изучающим видом чтения; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - строить рассуждения; - осуществлять сравнение; - излагать содержание прочитанного текста выборочно; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять анализ; - учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять классификацию. |
Предметные знания: - знать биографические сведения о писателе; - знать содержание прочитанных литературных произведений; - понятие о приключенческой литературе и литературном герое; - знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе; - знать: что такое литературный портрет; - знать отличительные признаки стихотворной речи; - знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе; - знать изученные теоретико-литературные понятия. Предметные умения: - формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы; - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; - уметь характеризовать героев; - определять роль портретной характеристики героя; - видеть в тексте средства создания характера героя; - узнавать приключенческую литературу по её признакам; - уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы; - уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - уметь писать сочинения разных жанров; - уметь анализировать литературное произведение; - уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; - уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка; - создавать устное монологическое высказывание; - уметь отличать литературный портрет от обычной биографии; - уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - уметь сопоставлять героев; - уметь понимать ключевые проблемы произведения; - уметь сопоставлять произведения; - уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении; - читать выразительно наизусть стихотворения; - уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам; - уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы; - уметь узнавать детектив по его жанровым признакам; - уметь различать повесть и рассказ по их признакам; - уметь различать в произведении автора и рассказчика; - определять стихотворный размер; - понимать русское слово в его эстетической функции. |
7. Требования к уровню подготовки выпускника за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы выпускник должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы выпускник должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое обеспечение предмета
- Н.Ю. Кадашникова. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесы, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. . Волгоград: «УЧИТЕЛЬ» - 2009г.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. 2-е издание.
М.: Дрофа, 2014.
3 . Тематическое планирование. Литература 5-11 классы. Компакт – диск – Издательство «УЧИТЕЛЬ» - 2011г.
4. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Компакт-диск. Издательство – «УЧИТЕЛЬ» - 2011 г.
5. Г.В. Цветкова. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: «УЧИТЕЛЬ» - 2013г.
6. Е.Н. Попова. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. Волгоград: «УЧИТЕЛЬ» - 2009г.
Практические занятия
№ урока | Вид | тема | Кол-во ч. |
24-25 | В/Ч | Жанр басни в мировой лит-ре | 2 |
55 | Р/Р | Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова. | 1 |
44-46 | Р/Р | Подготовка к сочинению по рассказу Тургенева. Сочинение. | 2 |
62 | Р/Р. | Сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | 1 |
66 | В/Ч | Джанни Родари. «Сказки по телефону» | 1 |
В/Ч | Рассказ И. С. Шмелева «На святой». | 1 | |
84 | Р/Р | Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро» | 1 |
95 | У/П | «Сюжет и композиция художественного произведения» | 1 |
Планирование контроля и оценки знаний
№ урока | Тема | Вид контроля | литература |
19 | «Фольклор» | Итоговый тест | Тесты по литературе |
71 | «Сказки 20 века». | Контрольная работа (сочинение) | учебник |
86 | «Современная литература» Литература 20в. | Итоговый урок (письменная работа) | Раздаточный материал |
100 | «Путешествия и приключения» | устный контроль | Учебник, раздаточный материал |
Cодержание тем учебных разделов
№ раздела | Название раздела /тема | Кол-во часов |
Раздел 1 | Литература – искусство слова. | 1 |
Раздел 2 | Мифы | 4 |
Раздел 3 | Фольклор | 14 |
Раздел 4 | Литература XIX века | 32 |
Раздел 5 | Литература XX века | 35 |
Раздел 6 | Путешествия и приключения | 16 |
5 класс (102 часа)
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | ||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||||||
Раздел 1. Литература-искусство слова. (1 час) | ||||||||||||||||
1 | Художественные приемы искусства слова | Каковы композиционные, сюжетные особенности произведений? | Литература, художественные приемы.
| Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. РРегулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
| Формирование стартовой мотивации к обучению. | ||||||||||
Раздел 2. Мифы (4 часа) | ||||||||||||||||
2 | Мифы и мифология | Каковы сюжетно-композиционные особенности мифов? | мифы и легенды | Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||||||||||
3 | Календарные мифы. Масленица. | Каковы сюжетно-композиционные особенности календарных мифов? | мифы и легенды | Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||||||||||
4 | Мифы Древней Греции .О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | Каковы особенности сюжетов древнегреческих мифов. | мифы и легенды | Научиться определять сюжетные особенности древнегреческих мифов. | П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р. Формировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
5 | Миф «Золотые яблоки Гесперид» | Каковы особенности сюжета мифа «Золотые яблоки Гесперид» | мифы и легенды мифология | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | П. уметь распознавать отличия и сходства мифов и сказок. Р. Формулировать учебную задачу К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
Раздел 3 Фольклор. (14 часов) | ||||||||||||||||
6 | Фольклор- устное народное творчество | Каковы жанрово-композиционные особенности фольклора. | фольклор, его жанры | Научиться приводить примеры фольклорных произведений разных жанров, видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов. | П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
7 | Русские народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | Каковы особенности жанра сказки, ее виды. | фольклор, его жанры | Научиться отличать сказки от былин, выделять структурные элементы сказки. | П.: уметь устанавливать жанр сказки, виды сказок. Р.: формулировать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
8 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | Каковы особенности сюжета сказки «Царевна-лягушка»? | фольклор, его жанры | Научиться вести беседу по прочитанному произведению. | П.: уметь использовать при сказывании характерные обороты. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
9 | Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна –лягушка» | Каковы художественные приемы сказки «Царевна-лягушка»? | виды сказок | Научиться характеризовать героев сказки и их поступки, определять соотношение реальности и вымысла. | П.: уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
10 | Сказки народов мира. Арабские сказки. Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода. | Каковы уроки Шахеризады? | виды сказок | Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. | ||||||||||
11 | Сказки братьев Гримм. | Каковы общие черты сказок разных народов? | сюжет, гипербола, исполнители | Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. | ||||||||||
12 | Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | Каковы особенности малых фольклорных жанров? | пословицы и поговорки, афоризмы. | Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы. | П.:выделять и формулировать позновательную цель. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | ||||||||||
13 | Загадки. | Каковы признаки загадки? | Конкретность, иносказательность, метафоричность | Научиться определять признаки загадки. | П.: Уметь объяснять процесс создания загадок. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | ||||||||||
14 | Анекдоты. Сказка –анекдот. | Каковы особенности анекдота как одного из малых жанров фольклора. | Краткость, остроумность, связь с повседневной жизнью. | Научиться объяснять процесс создания анекдотов. | П.:Выделять признаки анекдота Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | ||||||||||
15-16 | Песни-частушки. Урок-концерт. | Каковы особенности жанров народной песни и частушки. | Виды песен (бытовые, календарные и др.) тематика частушек. | Научиться отличать частушки от песен. | П.: Уметь объяснять процесс создания песен и частушек. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | ||||||||||
17-18 | Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. « Озорник Петрушка ». | Каковы жанровые и композиционные особенности народной драмы. | Народный театр в истории русской культуры. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Пьесы о Петрушке "Озорник Петрушка". И их сюжеты. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. | Научиться характеризовать героя и его поступки и определять жанровые особенности народной драмы. | П.:Находить в тексте драмы примеры других жанров фольклора. Р.: Применять метод информационного поиска. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | ||||||||||
19 | Итоговый урок по теме «Фольклор» | Каковы особенности малых жанров фольклора и народной драмы? Обобщающе-повторительный. | пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса | Научиться характеризовать героев и их поступки. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | П.: выделять и формулировать познавательную цель. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | ||||||||||
Раздел 4. «Литература XIX века (32 часа) | ||||||||||||||||
20 | Русская классическая литература | Проблема личности и общества. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. | .Реализм в русской литературе. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. | Научиться строить развернутое высказывание на основе прочитанного | П.:уметь пересказывать сюжеты произведений 19 века, характеризовать героев и их поступки. Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорлинировать ее с позиции партнеров при выработке общего решения и совместной деятельности. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | ||||||||||
21-22 | И. А. Крылов. Жанр басни. Басни Крылова « Свинья под дубом». «Осел и мужик». | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. | П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен. Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | ||||||||||
23 | Вн чтение. Жанр басни в мировой лит-ре | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Мораль, аллегория, эзопов язык, олицетворение. | Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. | П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен. Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | ||||||||||
24 | А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | Поэма, сюжет, завязка | Знать сведения о семье и детстве Пушкина. | П.: Уметь выделять влияние народного творчества на будущего поэта. Р.: Уметь планировать алгоритм ответа. К. Уметь моделировать монологическое высказывание на основе ранее изученного. | Формирование навыков исследовательской деятельности. | ||||||||||
25-26 | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении | Каков сюжет и композиция поэмы? | Поэма, сюжет, завязка | Научиться определять сюжет и композицию. Знать сюжет и героев поэмы. | П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в поэме. Р.: Уметь планировать алгоритм ответа. К.: уметь сопоставлять произведения литературы и музыки. Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование способностей вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||||||||||
27 | Р.Р.Повествование, описание, рассуждение. | Дать понятие о типах речи повествовании, описании, рассуждение | Повествование, описание, рассуждение. Портрет, интерьер, пейзаж. | Научиться определять типы речи. | П.: уметь практически применять знания о типах речи. Р.: уметь анализировать текст с точки зрения типов речи. К.: уметь практически применять знания о типах речи. | Формирование навыков самоанализа. | ||||||||||
28-29 | Русская природа и мир народной фантазии в лирике Пушкина. Стихи и проза | Как научиться рецензировать устно выразительное чтение. | метафоры, эпитеты, сравнения, пейзаж, контраст. Ритм, рифма, стопа, строфа. | Научиться понимать роль пейзажа в стихотворении, выявлять настроения и чувства лирического героя. Научиться определять между прозаической и стихотворной речью. | П.: уметь находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, уметь извлекать информацию из прочитанного текста. Р.: уметь анализировать стихотворный текст, объяснять значение слов и выражений. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь создавать созданное стихотворение по заданным рифмам. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||||||||||
30 | М. Ю. ЛермонтовСведения о жизни поэта. Стихотворение «Парус» | В чем особенности стихотворений Лермонтова, основные мотивы лирики? | Контраст, жанр, композиция, тема, мотив. | Научиться анализировать поэтический текст. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциоанальный опыт. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | ||||||||||
31 | М. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете» | В чем особенности интонационно-сюжетного рисунка стихотворения Лермонтова? | Словесное рисование. Лермонтов-художник. Жанр и композиция. | Научиться определять интонационно-сюжетный рисунок стихотворений. | П.: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | ||||||||||
32- 34 | Н. В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести Гоголя «Пропавшая грамота» | Как определить народно-поэтический колорит произведения? | Сюжет, содержание, реально и фантастическое в сюжете. | Знать биографические сведения. Научиться анализировать текст были. | П.:Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Р.:уметь самостоятельно ставить новые цели и задачи. К.: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; способствовать развитию культурной и этнической толерантности. | ||||||||||
35 | Фантастическое и реальное в повести «Пропавшая грамота» | Как научиться анализировать текст? | Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Реальность и фантастика | Знать содержание прочитанного текста. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П.: Уметь давать определения понятиям. Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока. К.: Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||||||||||
36 | И. С. ТургеневСведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа. | Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом. | поверье, быличка. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. | Знать биографические сведения об авторе. Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | П.:Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь синтезировать полученную информацию для составления портрета. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока. К.: уметь выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
37-38 | Герасим в доме барыни Герасим и Татьяна | Каковы духовные и нравственные качества Герасима. | Характеристика литературного героя. | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | П.: Уметь сопоставлять героев, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.:Уметь строить монологическое высказывание, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать уважение к личности и ее достоинству. | ||||||||||
39 | Герасим и Муму. Богатырский поступок | Авторская позиция и способы ее проявления.Сюжет и герой рассказа Герасим в доме барыни. Герасим и Муму. Богатырский поступок... Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. | Характеристика литературного героя.Анализ эпизода. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. | Научиться определять идейный замысел рассказа. | П.:Уметь обобщать понятия, искать и выделять необходимую информацию из учебника. Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, принимать решения в проблемной ситуации. К.: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||||||||||
40-41 | Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу Тургенева. Сочинение. | Как научиться составлять план и текст творческой работы | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуациию | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | ||||||||||
42-43 | Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века | Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихтворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
44 | Стихотворные размеры | Как научиться определять стихотворные размеры? | ямб, хорей, ритм, рифма. | Научиться определять стихотворные размеры. | П.: Уметь определять стихотворный размер. Р.: Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | ||||||||||
45 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История создания, особенности повествования. | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер. Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения | стихи и проза Образ простого солдата – защитника родины. Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения. Знать биографические сведения писателя | П.: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Уметь различать произведение автора и рассказчика. Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. | Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
46 | Композиция и идейное содержание стихотворения Лермонтова «Бородино» | Каковы способы выражения авторского отношения к героям произведения? | Тема, идея | Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения. Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство | П.: Уметь определять элементы сюжета; определять стихотворный размер. Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
47-48 | Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» Анализ эпизодов. | Каков пафос повествования Толстого? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. | П.:Уметь определять в произведении элементы сюжета композиции, уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р: уметь определять меру усвоения изученного материала. К.: уметь работать в группе, уметь делать анализ текста используя полученные знания. | Формирование навыков исследовательской деятельности, приемов самодиагностики. | ||||||||||
49 | М. Булгаков «Петя Ростов» | В чем особенности драматургии Булгакова | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться определять особенности драматургии Булгакова | П.: Уметь сопоставлять произведения, понимать ключевые проблемы произведения. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | ||||||||||
50-51 | Р.Р. Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова. | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | . Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | ||||||||||
Раздел 5. Литература XX века (35 часов) | ||||||||||||||||
52 | Связь веков в поэзии 20 века. | Как научиться производить анализ поэтического текста? | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворений. Научиться анализировать текст стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму. | ||||||||||
53-54 | К. Г. Паустовский . «Рождение сказки» | Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа? | Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. | Знать биографические сведения писателя. Знать содержание прочитанного произведения. | П.:уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции.уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, цели, проблему урока. К.: уметь строить монологическое высказывание, работать в группе. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
55- 56 | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Силы добра и зла. Герда отправляется на поиски Кая. | Каков литературный портрет сказочника? | Сказка. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия вымысла и авторского замысла. | П.: Уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. Уметь понимать ключевые проблемы сказки. Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других | ||||||||||
57- 58 | Испытания продолжаются. Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | Каков литературный портрет сказочника. Как научиться выразительно читать диалогическую речь. | Композиция, портрет героя, характеристика поведения | Знать понятия вымысла и авторского замысла. Определять роль портретной характеристики героя | П.: уметь давать определения понятиям, уметь отличать литературный портрет от обычной биографии, уметь сопоставлять героев. Р.: формировать ситуации рефлексии, устанавливать целевые приоритеты. К.: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | ||||||||||
59-60 | Р.Р. Сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | ||||||||||
61-62 | А. П. Платонов «Волшебное кольцо» Традиционное и новое в сказке. | В чем мудрость сказки Платонова? | Теория. Пути рождения сказок. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. | Знать биографические сведения писателя. Знать понятия вымысла и авторского замысла. Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сказки. | П.: Уметь узнавать сказку по ее признаку, понимать ее ключевые проблемы. Р.: Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения. К.: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | ||||||||||
63-64 | Особенности жанра «Сказок по телефону» Джанни Родари | Каковы особенности литературных героев сказок Джанни Родари | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать биографические сведения о писателе. Знать содержание прочитанных сказок. Научиться определять литературных героев. | П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
65-66 | Вн. чтение. Джанни Родари. «Сказки по телефону» | Каковы особенности литературных героев сказок Джанни Родари | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание прочитанных сказок. Научиться определять литературных героев. | П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
67- 68 | В. В. Набоков. «Аня в стране чудес» Игра словами в сказке «Аня в стране чудес». | Как научиться выполнять индивидуальное задание в проектной коллективной деятельности? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности, видеть в тексте средства создания характера героя, научиться делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы. | П.: Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять в произведении, композиции. Р.: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К,: работать в группе, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | ||||||||||
69-70 | Особенности жанра повести Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно» | Каковы особенности жанра фэнтези? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. Жанр фэнтези. | Научиться определять особенности жанра фэнтези. Знать биографические сведения о писателе и содержание произведения. | П.:Уметь давать определения понятиям, обобщать их, уметь отличать сказку от произведений фантастической литературы. Р.:Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
71 | Контрольная работа по сказкам 20 века. | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | ||||||||||
72 | И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Научиться анализировать прозаический текст. | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет | Научиться анализировать прозаический текст. | П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | ||||||||||
73 | Внекласное чтение. Рассказ И. С. Шмелева «На святой». | Научиться анализировать прозаический текст. | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет | Научиться анализировать прозаический текст. | П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | ||||||||||
74 | Е. И. Замятин «Огненное «А» | Каковы особенности описания темы детства? | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. | Научиться анализировать прозаический текст. Определять роль портретной характеристики героя | П.:Уметь понимать ключевые проблемы произведения, уметь сопоставлять героев. Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, работать в группе. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | ||||||||||
75 | А.И.Куприн. Очерк «Мой полет» | Научиться анализировать прозаический текст | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. | Знать биографические сведения. Знать что такое литературный портрет. Научиться элементам анализа. | П.:Уметь различать повесть и рассказ по их признакам, уметь различать произведения автора и рассказчика. Р.: принимать решения в проблемной ситуации. Обучение целеполаганию. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование навыков взаимодействия в группе. Формирование уважения к личности и ее достоинству. | ||||||||||
76-77 | Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века | Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
78 | М. М. Пришвин «Времена года» | Каковы особенности лирического описания природы М.М. Пришвина? | Сюжет, композиция, лирическое описание. | Научиться определять тему и идею рассказа. | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р.: уметь самостоятельно регулировать тему, проблему, цели урока, анализировать условия достижения цели. К.: строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи. | Формировать любовь к Родине, ее природе, чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
79 | Мир наших братьев меньших(стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке», и В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворений Есенина и Маяковского? | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | ||||||||||
80-81 | Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Каковы приемы создания трагического в стихотворениях и песнях о Великой Отечественной войне? | Лирика, лирический герой, тропы. | Знать биографические сведения о поэтах, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать стихотворения. | П.: Определять стихотворный размер, понимать русское слово в его эстетической функции. Р.: уметь осознавать усвоенный материал. Уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении и поступках героев со своими. К.: уметь выразительно читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | ||||||||||
82 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа. | Как составить литературный портрет Астафьева? | Литературный портрет, жанр рассказа, композиция | Научиться составлять литературный портрет писателя. Знать содержание | П.: уметь излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ. Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и к коллективной творческой деятельности. | ||||||||||
83 | Герой рассказа Астафьева «Васюткино озеро». | Сила характера главного героя рассказа. | Герой, идея, главная мысль, поступок, характер, действие | Научиться правильно определять поступки главного героя. | П.: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Р.:анализировать условия достижения цели, устанавливать целевые приоритеты. К.: Уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задач при консультативной помощи учителя | ||||||||||
84 | Р.Р. Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро» | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | ||||||||||
85 | Туве Янссон «Последний в мире дракон» | Как научиться идейно-тематическое своеобразие текста. | Юмор, гуманизм, словесные иллюстрации. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа.Знать понятия вымысла и авторского замысла | П.:Знать содержание прочитанного произведения, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||
86 | Итоговый урок по темам «Современная литература» Литература 20в. | Каковы основные особенности современной литературы | Жанры современной литературы | Знать изученные теоретико-литературные понятия. | П.: давать определения понятиям, обобщать их, уметь определять в произведении элементы сюжета композиции. Р.:Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. К.: Работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | ||||||||||
Раздел 6. Путешествия и Приключения (16 часов) | ||||||||||||||||
87-88 | Роман «Робинзон Крузо» и его автор. Герой романа «Робинзон Крузо» | Каков алгоритм проведения анализа текста? | Характеристика, дневник героя, понятие «робинзонада» | Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое. | П.:Излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения. Р.: принимать решения в проблемной ситуации. К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения | Формирование уважения к личности и ее достоинству. | ||||||||||
89-90 | Р.Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. Правда и вымысел. | Каковы сюжетно-композиционные особенности повести. | Прототип героя, автобиографическое произведение, сюжет, гротеск, литота, ирония | Научиться определять сюжетно-композиционные особенности. Знать биографические сведения о писателе. Понятия о приключенческой литературе и о литературном герое. | П.: Строить рассуждения. Осуществлять сравнение, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Р.:Принимать решение в проблемной ситуации, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. К.:Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | ||||||||||
91- 93 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои романа М.Твена | Каков идейно-эмоциональный пафос романа? | Прототип героя, приключенческое произведение, характеристика, литературный портрет | Научиться правильно определять идейно-эмоциональный пафос романа. | П.: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи. Р.: Самостоятельно формулировать проблему и цели урока. К.:Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания | ||||||||||
94-96 | Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста» | В чем композиционно-языковые особенности произведения. | Детективный сюжет, трилогия, литературный портрет | Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия о детективной литературе, особенности сюжета и композиции в детективе | П.:Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.:Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | ||||||||||
97 | Урок-практикум «Сюжет и композиция художественного произведения» | Каковы особенности сюжета и композиции? Каковы элементы построения произведения? | Завязка, кульминация, развязка, сюжет, экспозиция | Научиться находить элементы сюжета в произведениях. | П.: Уметь строить сообщения исследовательского характера в устной форме. Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики К.: уметь проявлять активность для решения познавательных задач. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | ||||||||||
98-99 | Синдбад-мореход в произведениях Н.С. Гумилева и Б. Лесьмяна | Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения Гумилева? Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? | Литературные традиции, характеристика, новая жизнь героев художественных произведений | Знать биографические сведения о писателях. Понятия о приключенческой литературе и литературном герое. Знать понятие вымысла и авторского замысла в литературе | П.: излагать содержание прочитанного текста выборочно, уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | ||||||||||
100 | Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения» | Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? | Характеристика героя, литературный портрет, поступки героев. | Научиться определять оптимистический пафос произведений и их значение для формирования личности. | П.: Давать определения понятиям, обобщать их, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока, устанавливать целевые приоритеты. К.: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, формировать уважение к личности и ее достоинству. | ||||||||||
101-102 | Что читать летом? М. Цветаева. Книги в красном переплете | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | Жанры произведения. Фольклор. Художественная литература. | Знать содержание прочитанных литературных произведений, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь характеризовать героев. Определять роль портретной характеристики героя. | П.: Давать определения понятиям. Строить рассуждения, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи. Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели, принимать решение в проблемной ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К.:Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, работать в группе, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование выраженной мотивации и интереса к учению. Формирование уважения к истории, способствовать развитию культурной и этнической толерантности. |