учебный материал
рабочая программа по литературе 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit_8_kl.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСЬВИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
Литературе
8 класс
Составитель программы:
О. В. Рокина,
учитель русского языка
и литературы
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена для 8 класса на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровень), федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы литературного образования 5-9 классы под редакцией В.Г. Маранцмана и учебника «Литература» 8 класс ( в двух частях).
Программа составлена таким образом, чтобы на конкретном литературном материале показать ученикам смену времен, познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев. Расширяется диапазон национальных культур и исторических времен, ставших предметом рассмотрения (Античность, Средневековье, Возрождение, XIX и XX века). Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Программа изучения литературы допускает варьирование количества часов, поэтому на изучение Литературы был добавлен час за счет регионального компонента. Программа рассчитана на 105 часов (з часа в неделю).
В связи с этим были добавлен раздел «Самостоятельная работа по изучению тем»
Цель и задачи программы:
изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа – связь жизни с искусством.
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
7. Приобщение учащихся к советской и зарубежной литературе.
Требования к уровню подготовки
В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему учащийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности:
• видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;
• комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
• привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;
• различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
• определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
• сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
• выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателей в пределах общего жанра;
• осмыслить художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
• видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
• сопоставлять различные переводы произведения;
• находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
• выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
• сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
• писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле; рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы (с учетом их жанра и стиля);
• редактировать свои сочинения и сочинения сверстников;
• реализовывать близкие темы в различных жанрах.
Учебно-методическое обеспечение
*Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях В.Г. Маранцман. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011
*Н.Ю. Кадашникова. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы 5-11 классы. Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2009
*М.Е. Кривоплясова. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. Волгоград: УЧИТЕЛь2007
*В.И. Круковер. Сочинения на +5. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2011
*Л.Н. Савина. Сочинения по русскому и литературе 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2011
*М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс,2010
*Н.Ромашина. Литература 5-11классы. Волгоград: Учитель, 2008
*И.А. агапова. Литературные композиции 5-11 классы. Волгоград, Учитель, 2008
*Е.Н. Попова. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. Волгоград, Учитель, 2009
Тематика разделов
1 | Плутарх | 3 |
2 | Ермолай – Еразм Прегрешный | 3 |
3 | Ли Бо | 2 |
4 | Ду Фу | 1 |
5 | Мигель де Сервантес Сааведра | 6 |
6 | В.А. Жуковский | 3 |
7 | Э. По | 4 |
8 | Д.И. Фонвизин | 5 |
9 | А.С. Пушкин | 13 |
10 | Н.В. Гоголь | 8 |
11 | Н. Некрасов | 4 |
12 | Ф. Тютчев | 1 |
13 | А. Фет | 2 |
14 | В. Гаршин | 4 |
15 | А. Блок | 2 |
16 | И. Бунин | 5 |
17 | В. Набоков | 3 |
18 | М. Булгаков | 9 |
19 | Е. Шварц | 5 |
20 | А. Твардовский | 4 |
21 | М. Шолохов | 6 |
22 | А. Солженицын | 3 |
23 | Поэты о времени и о себе | 4 |
Планирование практических занятий
№ урока | Тема урока | Кол.часов |
8 | Сочинение-эссе «Природа и поэзия» | 1 |
12-13 | Своя игра по теме «Древнерусская литература» | 2 |
51 | У/П. по теме Н. Гоголь | 1 |
54-55 | Р/Р. Сочинение - размышление по творчеству Н. Некрасова | 2 |
65 | Р/Р. Сочинение по теме: «Почему герой Гаршина бросает вызов времени, а герои Чехова ему подчиняются?» Оценка экранизации чеховского рассказа |
Планирование контроля и оценки знаний
№ урока | Тема | Вид контроля | литература |
4 | «Плутарх» | Проверочный тест | Раздаточный материал |
26 | Э. По. | Самостоятельная работа | |
19 | теме М. Сервантес | Тест | Раздаточный материал |
31 | Д.И. Фонвизин | Самостоятельная работа | Раздаточный материал |
44 | А. Пушкин. | Тест Выразительное чтение | Раздаточный материал |
71 | И.А. Бунин | Самостоятельная работа | |
92 | А.Т. Твардовский | Тестовая работа | |
98 | М.А. Шолохов | Самостоятельная работа | |
105 | Итоги года | тест |
Учебно-тематическое планирование по литературе
8 класс
Учитель: О. В. Рокина
Количество часов: 105 ч (3 часа в неделю)
Планирование составлено на основе рабочей программы литературного образования 5-9 классы под редакцией В.Г. Маранцмана и учебника «Литература» 8 класс ( в двух частях).
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс. Маранцман.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт |
1 | Введение | |||
2 | Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения) | 2 | ||
3 | Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения) | |||
4 | Проверочный тест по теме Плутарх | 1 | ||
5 | Ли Бо. Стихотворения «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту», «Ощущение осени», «Пусамань» | 2 | ||
6 | Ли Бо. Стихотворения «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту», «Ощущение осени», «Пусамань» | |||
7 | Ду Фу. «Песнь о боевых колесницах», «Вижу во сне Ли Бо», «Посвящаю Вей Ба, живущему на покое», «Стихи о том, как осенний ветер разломал крышу моей хижины» и др. | 1 | ||
8 | Сочинение-эссе «Природа и поэзия» | 1 | ||
9 | Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии» или «Житие Сергия Радонежского» | 3 | ||
10 | Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии» или «Житие Сергия Радонежского» | |||
11 | Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии» или «Житие Сергия Радонежского» | |||
12-13 | Своя игра по теме «Древнерусская литература» | 2 | ||
14 | М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения | 4 | ||
15 | М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения | |||
16 | М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения | |||
17 | М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения | |||
18 | А. Володин. «Дульсинея Тобосская»; М. Булгаков. «Дон Кихот»; Е. Шварц. «Дон Кихот» | 1 | ||
19 | Тест по теме М. Сервантес | 1 | ||
20 | И. В. Гёте. «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского) | 1 | ||
21 | В. А. Жуковский. «Узник» | 1 | ||
22 | В/Ч.Баллады В. Жуковского, М. Лермонтова, Н. Гумилева | 1 | ||
23 | Э. По. «Падение дома Ашеров» | 3 | ||
24 | Э. По. «Падение дома Ашеров» | |||
25 | Э. По. «Падение дома Ашеров» | |||
26 | Самостоятельная работа по теме Э. По. | 1 | ||
27 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» | 4 | ||
28 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» | |||
29 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» | |||
30 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» | |||
31 | Самостоятельная работа по теме Д.И. Фонвизин | 1 | ||
32 | А. Пушкин. «Чаадаеву», | 12 | ||
33 | А. Пушкин. «Деревня», | |||
34 | А. Пушкин. «Анчар | |||
35 | А. Пушкин. «На Аракчеева», | |||
36 | А. Пушкин. «Ночь», | |||
37 | А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье...», | |||
38 | А. Пушкин«Метель», | |||
39 | А. Пушкин«Метель», | |||
40 | А. Пушкин«Станционный смотритель», | |||
41 | А. Пушкин«Станционный смотритель», | |||
42 | А. Пушкин«Капитанская дочка» | |||
43 | А. Пушкин«Капитанская дочка» | |||
44 | Тест по теме А. Пушкин. Выразительное чтение | 1 | ||
45 | Н. Гоголь. «Ревизор», | 7 | ||
46 | Н. Гоголь. «Ревизор», | |||
47 | Н. Гоголь. «Ревизор», | |||
48 | Н. Гоголь. «Ревизор», | |||
49 | Н. Гоголь. «Шинель» | |||
50 | Н. Гоголь. «Шинель» | |||
51 | Н. Гоголь. «Шинель» | |||
52 | У/П. по теме Н. Гоголь | 1 | ||
53 | Н. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша» (для чтения и обсуждения) | 2 | ||
54 | Н. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша» (для чтения и обсуждения) | |||
56 | Р/Р. Сочинение - размышление по творчеству Н. Некрасова | 2 | ||
57 | Р/Р. Сочинение - размышление по творчеству Н. Некрасова | |||
58 | Ф. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Еще земли печален вид...», «Тени сизые смесились...», «Предопределение» | 1 | ||
59 | А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Следить твои шаги, молиться и любить...», «Учись у них: у дуба, у березы...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Еще весны душистой нега...» | 2 | ||
60 | А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Еще весны душистой нега...» | |||
61 | В. Гаршин. «Красный цветок» | 3 | ||
62 | В. Гаршин. «Красный цветок» | |||
63 | В. Гаршин. «Красный цветок» | |||
64 | Р/Р. Сочинение по теме: «Почему герой Гаршина бросает вызов времени, а герои Чехова ему подчиняются?» Оценка экранизации чеховского рассказа | 1 | ||
65 | А. Блок. Цикл «На поле Куликовом» | 2 | ||
66 | А. Блок. Цикл «На поле Куликовом» | |||
67 | И. А. Бунин. «Танька», | 4 | ||
68 | И. А. Бунин. «Танька», | |||
69 | И. А. Бунин. «Лапти» | |||
70 | И. А. Бунин. «Лапти» | |||
71 | Самостоятельная работа по теме И.А. Бунин | 1 | ||
72 | В. Набоков. «Пильграм» (для чтения и обсуждения) | 3 | ||
73 | В. Набоков. «Пильграм» (для чтения и обсуждения) | |||
74 | В. Набоков. «Пильграм» (для чтения и обсуждения) | |||
75 | М. Булгаков. «Собачье сердце» | 6 | ||
76 | М. Булгаков. «Собачье сердце» | |||
77 | М. Булгаков. «Собачье сердце» | |||
78 | М. Булгаков. «Собачье сердце» | |||
79 | М. Булгаков. «Собачье сердце». Практическая конференция | |||
80 | М. Булгаков. «Собачье сердце». Практическая конференция | |||
81 | Сочинение – рассуждение по тексту «Собачье сердце» М. Булгаков | 2 | ||
82 | Сочинение – рассуждение по тексту «Собачье сердце» М. Булгаков | |||
83 | Рецензия на кинофильм по повести М. Булгакова | 1 | ||
84 | Е. Шварц. «Дракон» | 4 | ||
85 | Е. Шварц. «Дракон» | |||
86 | Е. Шварц. «Дракон» | |||
87 | Е. Шварц. «Дракон» | |||
88 | Проверочный тест по теме Е. Шварц | 1 | ||
89 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» | 3 | ||
90 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» | |||
91 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» | |||
92 | Тестовая работа по теме А.Т. Твардовский | 1 | ||
93 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | 5 | ||
94 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | |||
95 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | |||
96 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | |||
97 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | |||
98 | Самостоятельная работа по теме М.А. Шолохов | 1 | ||
99 | А. И. Солженицын. «Матренин двор» | 3 | ||
100 | А. И. Солженицын. «Матренин двор» | |||
101 | А. И. Солженицын. «Матренин двор» | |||
102 | «О времени и о себе». Современная поэзия:Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить...», «Я пишу исторический роман...»; | 3 | ||
103 | «О времени и о себе». Современная поэзия: В. Высоцкий. «Песня о времени», «Я не люблю...»; Д. Самойлов. «Вечность — предположенье», «Вот и все. Смежили очи гении...» | |||
104 | «О времени и о себе». Современная поэзия: А. Галич. «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший»; И. Бродский. «Письма римскому другу» | |||
105 | Итоговый тест за курс 8 класса | 1 |