Доклады
Предварительный просмотр:
МСКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №7 VIII вида
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ»
Учитель
Юлдашова Н.В.
Егорьевск
Организация самоподготовки учеников в школе
Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку младших школьников.
Специфика обучения в школах :
- весь образовательный процесс проходит в школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;
- уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;
- существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.
Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.
От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности. Педагог школы или воспитатель группы продленного дня способен помочь учащимся в организации самоподготовки.
Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны соблюдаться следующие условия:
- подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);
- правильная постановка домашнего задания;
- правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;
- разработка системы выполнения заданий на уроке;
- творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);
- использование учебно-материальной базы школы.
-2-
К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:
.создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;
- оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
- обучение рациональным приемам учебного труда;
- обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
- формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
- поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
- представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
- назначение учащихся-консультантов.
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.
Структура самоподготовки:
- вводная часть;
- самостоятельная работа;
- подведение итогов.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребенка
на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.
-3-
Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В концесамоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.
Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- подчинение указаниям воспитателей;
- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
- соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета:
- нельзя опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения:
- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
-4-
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
- заучивать стихотворения и т. д.
Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.
Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
- регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;
- чистота оконных стекол;
- недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
- использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание классных комнат;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток;
- особое отношение к ослабленным болезнью детям;
- устранение шумовых раздражителей;
- предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;
-5-
- самостоятельное выполнение заданий учащимися;
- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.
Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.
В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).
( приложение )
ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"
Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
- начинай самоподготовку в определенном порядке;
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условие задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу;
- проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
- выдели орфограммы в списываемом тексте;
- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
- громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Предварительный просмотр:
« РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ В СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
И НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Одна из важнейших задач воспитателя ГПД- является обеспечение гигиенически правильной организации режима для детей. При приёме детей в группу мы собираем сведения о состоянии здоровья детей, т.к. для школьников со слабым здоровьем, с повышенной возбудимостью необходимо вносить корректировку в режим дня. В построении режима дня учитываются возрастные особенности детей. Наша группа разновозрастная, объединяющая учащихся разного возраста, Это дети от 7 до 13 лет, тем сложнее организовать жизнь, работоспособность нашего коллектива. Дети пребывают с нами во второй половине дня-5 часов, когда приходит энергетически -эмоциональный спад, большая утомляемость, снижение работоспособности. После 4-5 часовой учебной деятельности мы организуем обед и отдых.
Для питания отводится специальное время после 5 урока в 13 часов. Детям выделяются постоянные места. Стараемся, чтобы обед проходил в спокойной обстановке, следим, чтобы дети всё съедали. Напоминаем об аккуратном приёме пищи, прививаем навыки самообслуживания – все убирают за собой посуду.
Для детей самая лучшая и эффективная форма отдыха- это активный отдых, как правило на воздухе. Польза пребывания на свежем воздухе огромна. Прогулка восстанавливает работоспособность и улучшает здоровье детей. При организации послеобеденных прогулок целесообразно использовать общественно-полезный труд. В это время мы подметаем, убираем территорию, собираем сухие листья, чистим снег, поливаем и т.д. В ходе этого труда приобретаются нужные практические навыки. Дети ухаживают за цветами, Обрабатывают грядки в огороде, овладевают технологией обработки земли. Дети не всегда выполняют, то, что от них требуют, а некоторые даже сознательно уклоняются от участия в труде. Здесь необходим контроль за ситуацией, меры, побуждающие, стимулирующие выполнение задания( соревнование, поощрение лучших ).
Нам, воспитателям ГПД приходится вести большую, кропотливую работу по обучению детей и выработке навыков самообслуживающего труда. Это одевание и раздевание во время прогулок, аккуратное содержание школьных принадлежностей в портфеле, на парте во время самоподготовки. Приходится объяснять и подробно рассказывать как надо делать. Но часто объяснения бывает недостаточно, поэтому что и как делать и тут же предлагаю выполнить тот или иной вид деятельности. Объяснение, показ, тренировка в сравнительно короткий срок позволяют приучать детей к уходу за собой, своей одеждой, обувью, школьными принадлежностями.
В практике давно уже укрепилось индивидуальное шефство старших над младшими ( Олеся над Леной, Наташа и Ира помогают во время самоподготовке Соне, Саше ). Во время уборки класса Лена, Серёжа учат как правильно подметать, красиво и ровно ставить парты. Всё это создает атмосферу дружеской взаимопомощи, внимания и заботливого отношения друг к другу( во время прогулок старшие девочки помогают одеваться 1 и 2 классам). Всё это цементирует коллектив, облегчает жизнь в коллективе младшим. Труд дает положительные воспитательные результаты. Формируется чувство коллективизма, внутренняя собранность, подтянутость, аккуратность. Закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Прогулки очень важный и необходимый вид деятельности и отдыха, но не единственный.
Большую пользу приносят детям разнообразные мероприятия, занятия, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям, проводимые в клубном часе. При этом учитывается, что у детей разного возраста различные интересы и потребности и чтобы их полнее удовлетворить необходимо разнообразие содержания и видов работы в свободное время. Так дети 1 и 2 классов любят играть в настольные игры: лото, лего, пазлы, очень любят рисовать. С детьми 4 классов много внимания уделяю развитию познавательных способностей:
1. «Моё родное Подмосковье».
2. «Что такое хорошо и что такое плохо»( о правилах дорожного движения ).
3. КВН «Волшебный мир».
4. «Поговорим о вежливости»- диалог час.
Большая работа ведется по нравственно-правовому просвещению школьников. Доступные по содержанию, увлекательные беседы, диспуты с использованием примеров, жизненного опыта детей- моделирует правильное поведение детей в различных ситуациях. Мы проводим такие клубные часы:
1. «С детства дружбой дорожи».
Пр.сод.: расширять знания детей о взаимоотнощениях людей, воспитывать доброжелательность ( плакат с большим сердцем и кармашек, в который мы опускаем ладошку с пожеланиями).
2.Диалог час «Основные законы безконфликтного существования».
Говорили о различных вариантах человеческого общения, Знакомство с понятиями «конфликт», «компромисс»; базовыми нравственными категориями «добро» и «зло», развитие таких личностных качеств как «толерантность».
3. «Стоит ли смеяться?»-диспут.
Цель:1) пробудить желание помогать друг другу.
2) учить задумываться над своими поступками.
Большое внимание требуют дети «лидеры» в коллективе, которые прибегают к негативным способам самоутверждения, которые выражаются в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать своё поведение, не вести с ними индивидуально-воспитательную работу, то у них может появится чувство вседозволенности и собственного превосходства.
И наоборот акцентирование внимания детей на положительных качествах ученика помогает ему становится лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны.
Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу. Одни поют в хоре, другие играют в инсценировке, кто-то принимает участие в оформлении игровой ( выстав- ка рисунков «Зимние забавы», украшение игровой), пошив костюма Бабы-Яги (нос из папье-маше) помогали Андрей Шарин, Сережа Стулов, Лена Б. От общей деятельности зависит успех праздника. Здесь раскрываются потенциальные возможности детей, кото-рые надо вовремя увидеть, поддержать и помочь им развиться.
И вот наступил праздник, которого все ждали, и взрослые, и дети.
Наши « юные артисты» - выступающие, и зрители-родители, в битком набитом зале, и учи-теля, сидящие тут же и болеющие за своих воспитанников, составляют единое целое.
И глаза у всех заинтересованно блестят, и дышат все одним дыханием, и зал, чутко реаги- рует на малейший промах «артистов» и на любую удачу возгласами, дружным смехом,
аплодисментами - ни на секунду не остаются равнодушными.
И ловишь себя на мысли, наверное то что мы делаем – всё-таки это не зря. Хочется
верить, что наши дети в стенах нашей школы учились жить и общаться с людьми на рав -ных, изживали комплексы неполноценности.
В этом и состоит наша совместная работа воспитателя и учителя.