Доклады

123

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоподготовка в ГПД72 КБ
Microsoft Office document icon rol_vospitatelya_gpd.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МСКОУ  Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа №7  VIII вида

           

                «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ»

                                                                                                    Учитель

Юлдашова Н.В.

Егорьевск

                         Организация самоподготовки учеников в школе          

Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку младших школьников.

Специфика обучения в школах :

  • весь образовательный процесс проходит  в школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;
  • уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;
  • существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.

Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.

От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности. Педагог школы или воспитатель группы продленного дня способен помочь учащимся в организации самоподготовки.

Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны соблюдаться следующие условия:

  • подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);
  • правильная постановка домашнего задания;
  • правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;
  • разработка системы выполнения заданий на уроке;
  • творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);
  • использование учебно-материальной базы школы.

                                                              -2-

К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:                                                                                                

.создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);

  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;
  • оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
  • обучение рациональным приемам учебного труда;
  • обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
  • формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
  • формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
  • применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
  • поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
  • представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
  • назначение учащихся-консультантов.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Структура самоподготовки:

  • вводная часть;
  • самостоятельная работа;
  • подведение итогов.

Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребенка
на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.

                                                                -3-

Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В концесамоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.

Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:

  • точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
  • подчинение указаниям воспитателей;
  • наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
  • обеспечение порядка на рабочем месте;
  • экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
  • соблюдение правил запрета и разрешения.

Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.

Правила запрета:

  • нельзя опаздывать на самоподготовку;
  • нарушать тишину;
  • отвлекать товарищей от работы;
  • использовать методы работы, вызывающие шум;
  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
  • беседовать с воспитателем в полный голос;
  • громко давать консультацию;
  • недобросовестно выполнять задания;
  • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

 Правила разрешения:

  • можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  • выходить из класса на время;
  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания;

                                                            -4-

  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
  • оказывать помощь товарищам;
  • делать паузы для кратковременного отдыха;
  • обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
  • проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
  • заучивать стихотворения и т. д.

Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.

Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:

  • равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
  • регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;
  • чистота оконных стекол;
  • недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
  • использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
  • поддержание нормального температурного режима;
  • регулярное проветривание классных комнат;
  • использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
  • влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
  • поддержание чистоты и порядка в классе;
  • соблюдение школьниками личной гигиены;
  • сохранение у детей правильной позы во время работы;
  • проведение физкультминуток;
  • особое отношение к ослабленным болезнью детям;
  • устранение шумовых раздражителей;
  • предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке учащихся:

  • регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;

                                                  -5-                                                  

  • самостоятельное выполнение заданий учащимися;              
  • поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.

Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:

  • отказ от применения каких-либо мер наказания;
  • использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
  • недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
  • терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
  • поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
  • привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).

                                                                                                         ( приложение  )                                                                

ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  • всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке;
  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
  • забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

  • прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
  • повтори условие задачи и ее вопросы;
  • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
  • подумай, по какому плану будешь решать задачу;
  • проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

  • прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
  • повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
  • выдели орфограммы в списываемом тексте;
  • прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
  • повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
  • пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
  • проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  • приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
  • тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
  • громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
  • прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
  • через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
  • через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
  • перед сном еще раз повтори стихотворение;
  • утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.



Предварительный просмотр:

             «  РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД  КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ                                                                                                           В СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ                                                                    

                        И НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

                                                                                                                                                                                                     Одна из важнейших задач воспитателя ГПД- является обеспечение гигиенически правильной организации режима для детей. При приёме детей в группу мы собираем сведения о состоянии здоровья детей, т.к. для школьников со слабым здоровьем, с повышенной возбудимостью необходимо вносить корректировку в режим дня.                                                                                                                              В построении режима дня учитываются возрастные особенности детей. Наша группа разновозрастная, объединяющая учащихся разного возраста, Это дети от 7 до 13 лет, тем сложнее организовать жизнь, работоспособность нашего коллектива. Дети пребывают с нами во  второй половине дня-5 часов, когда приходит энергетически -эмоциональный спад, большая утомляемость, снижение работоспособности. После 4-5 часовой учебной деятельности мы организуем обед и отдых.                                                                                  

               Для питания отводится специальное время после 5 урока в 13 часов. Детям выделяются постоянные места. Стараемся, чтобы обед проходил в спокойной обстановке, следим, чтобы дети всё съедали. Напоминаем об аккуратном приёме пищи, прививаем навыки самообслуживания – все убирают за собой посуду.

               Для детей самая лучшая и эффективная форма отдыха- это активный отдых, как правило на воздухе. Польза пребывания на свежем воздухе огромна. Прогулка восстанавливает работоспособность и улучшает здоровье детей. При организации послеобеденных прогулок целесообразно использовать общественно-полезный труд. В это время мы подметаем, убираем территорию, собираем сухие листья, чистим снег, поливаем и т.д. В ходе этого труда приобретаются нужные практические навыки. Дети ухаживают за цветами, Обрабатывают грядки в огороде, овладевают технологией обработки земли. Дети не всегда выполняют, то, что от них требуют, а некоторые даже сознательно уклоняются от участия в труде. Здесь необходим контроль за ситуацией, меры, побуждающие, стимулирующие выполнение задания( соревнование, поощрение лучших ).

              Нам, воспитателям ГПД приходится вести большую, кропотливую работу по обучению детей и выработке навыков самообслуживающего труда. Это одевание и раздевание во время прогулок, аккуратное содержание школьных принадлежностей в портфеле, на парте во время самоподготовки. Приходится объяснять и подробно рассказывать как надо делать. Но часто объяснения  бывает недостаточно, поэтому что и как делать и тут же предлагаю выполнить тот  или иной вид деятельности. Объяснение, показ, тренировка в сравнительно короткий срок позволяют приучать детей к уходу за собой, своей одеждой, обувью, школьными принадлежностями.

              В практике давно уже укрепилось индивидуальное шефство старших над младшими ( Олеся над Леной, Наташа и Ира помогают во время самоподготовке Соне, Саше ). Во время уборки класса Лена, Серёжа учат как правильно подметать, красиво и ровно ставить парты. Всё это создает атмосферу дружеской взаимопомощи, внимания и заботливого отношения друг к другу( во время прогулок старшие девочки помогают одеваться 1 и 2 классам). Всё это цементирует коллектив, облегчает жизнь в коллективе младшим. Труд дает положительные воспитательные результаты. Формируется чувство коллективизма, внутренняя собранность, подтянутость, аккуратность. Закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Прогулки очень важный и необходимый вид деятельности и отдыха, но не единственный.

             Большую пользу приносят детям разнообразные мероприятия, занятия, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям, проводимые в клубном часе. При этом учитывается, что у детей разного возраста различные интересы и потребности и чтобы их полнее удовлетворить необходимо разнообразие содержания и видов работы в свободное время. Так дети 1 и 2 классов любят играть в настольные игры: лото, лего, пазлы, очень любят рисовать. С детьми 4 классов много внимания уделяю развитию познавательных способностей:

1. «Моё родное Подмосковье».

2. «Что такое хорошо и что такое плохо»( о правилах дорожного движения ).

3. КВН «Волшебный мир».

4. «Поговорим о вежливости»- диалог час.

           Большая работа ведется по нравственно-правовому просвещению школьников. Доступные по содержанию, увлекательные беседы, диспуты с использованием примеров, жизненного опыта детей- моделирует правильное поведение детей в различных ситуациях. Мы проводим такие клубные часы:

1. «С детства дружбой дорожи».

Пр.сод.: расширять знания детей о взаимоотнощениях людей, воспитывать доброжелательность ( плакат с большим сердцем и кармашек, в который мы опускаем ладошку с пожеланиями).

2.Диалог час «Основные законы безконфликтного существования».

   Говорили о различных вариантах человеческого общения, Знакомство с понятиями «конфликт», «компромисс»; базовыми нравственными категориями «добро» и «зло», развитие таких личностных качеств как «толерантность».

3. «Стоит ли смеяться?»-диспут.

        Цель:1) пробудить желание помогать друг другу.

                  2) учить задумываться над своими поступками.

Большое внимание требуют дети «лидеры» в коллективе, которые прибегают к негативным способам самоутверждения, которые выражаются в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким  «лидерам» осознать своё поведение, не вести с ними индивидуально-воспитательную работу, то у них может появится чувство вседозволенности и собственного превосходства.

             И наоборот акцентирование внимания детей на положительных качествах ученика помогает ему становится лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны.

              Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу. Одни поют в хоре, другие играют в инсценировке, кто-то принимает участие в оформлении игровой ( выстав-    ка рисунков «Зимние забавы», украшение игровой), пошив костюма Бабы-Яги (нос из папье-маше) помогали Андрей Шарин, Сережа Стулов, Лена Б. От общей деятельности зависит успех праздника. Здесь раскрываются потенциальные возможности детей, кото-рые  надо вовремя увидеть, поддержать и помочь им развиться.

            И вот наступил праздник, которого все ждали, и взрослые, и дети.

Наши « юные артисты» - выступающие, и зрители-родители, в битком набитом зале, и учи-теля, сидящие тут же и болеющие за своих воспитанников, составляют единое целое.

И глаза у всех заинтересованно блестят, и дышат все одним дыханием, и зал, чутко реаги- рует на малейший промах «артистов» и  на любую удачу возгласами, дружным смехом,

аплодисментами -  ни на секунду не остаются равнодушными.

            И ловишь себя на мысли, наверное то что мы делаем – всё-таки это не зря. Хочется

верить, что наши дети в стенах нашей школы учились жить и общаться с людьми на рав -ных, изживали комплексы неполноценности.

           В этом и состоит наша совместная работа воспитателя и учителя.