«Активизация познавательной деятельности у детей с РДА» (доклад на РМО)

Работа с детьми  в подготовительном классе в школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavattelnaya_deyatelnost_detey_s_rda.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»

«Активизация познавательной деятельности

у детей  с РДА»

(доклад на РМО)

Юлдашова Н.В

Егорьевск, 2015

В настоящее время в области коррекционно-развивающей педагогики одной из наиболее актуальных проблем становится проблема обучения и воспитания детей с синдромом детского аутизма (далее РДА )

В нашей школе появился новый класс- «подготовительный» Это дети с РДА.

В классе 6 человек.

1. Адам Эль-бано

2. Янкин Влад

3. Сапожников Влад

4. Стариков Арсений

5. Авдеев Фарид

6.Табак Абдулкарим

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек

             Аутизм проявляется в отсутствии значительным снижением контактов с окружающими, такому ребенку свойственны «уход в себя», в свой внутренний мир. Слабость или отсутствии контактов наблюдается по отношению как к близким, так и к сверстникам. Ребенок, будучи дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один: он смотрит мимо, не отзывается на зов, не обращает внимания на действия других. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Особенно следует отметить связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов и коммуникации, которое резко искажает весь ход психического развития. Для того, чтобы выразить свое отношение к социальной действительности, стремление сменить обстановку такие дети используют не слово (просьбу), а вспышку гнева или самоповреждение.

 

Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

• реакция на внешние раздражители слабы;

• может присутствовать мутизм;

• типична мимическая маска глубокого покоя;

• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА

.

Характерные признаки:

• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

• в речи преобладают однотипные штампы-команды;

• возможно выполнение просьб матери;

• чрезмерная привязанность к матери;

• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

• ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

2. способность выразить свои потребности посредством речи;

3. конфликтность;

4. поглощенность одним и тем же занятием;

5. большой словарный запас “книжного характера”;

6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

• способность к общению;

• интеллектуальные функции сохранны;

• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

• присутствие ритуальных форм поведения;

• круг общения ограничен близкими взрослыми;

• трудности в усвоении двигательных навыков.

2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

В школе, само приспособление его к реальным условиям школы (независимо от ее типа), выработка новых форм поведения проходят очень тяжело. Аутичные дети устают от долгого сосредоточения на уроках, не знают, куда себя деть на переменах, страдают от преследования одноклассников и т.п.  Аутичный ребенок должен идти в школу подготовленным, а школа должна создать условия  для таких детей.

Необходимым условием успешной адаптации этих ребят является организация не только особых классов, но и кабинетов психологической разгрузки (нужных не только детям, но и родителям, и педагогам), зон отдыха, тихих уголков. В этих зонах должны быть любые зрительные, тактильные, слуховые стимуляторы (аквариумы, мягкие и музыкальные игрушки, фонтанчики, мелкие животные и т.п.).

Большое значение в коррекционной работе имеет:

-пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе.      

-создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

-необходима помощь в организации себя во времени.

-среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов.

Одна из главных задач педагога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  • Преодоление аффективной патологии, установление контакта с аутичным ребенком;
  • Формирование целенаправленной деятельности, усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

         На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

Обучение аутичных детей требует нестандартного подхода.

Учитель учитывает особый темп работы детей, трудности организации их внимания. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.

Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенк Так, на этапе налаживания контакта с ребенком не стоит настаивать на проведении конкретных игр. Надо быть более чутким к реакциям ребенка, и тогда он сам предложит форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в нас союзника, товарища по играм, станет доверять нам.

Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае педагог сохраняет спокойствие, старается понять, что ребёнок хочет, помогает ему выйти из состояния дискомфорта.

Специфической формой организации учебно-коррекционного процесса являются индивидуальные занятия по коррекции коммуникации, деструктивного поведения, снятию агрессии и немотивированных страхов, направленные на формирование нормативного поведения и межличностных отношений.

Индивидуальные занятия проводят – педагог-психолог, логопед, учитель ЛФК, музыкальный руководитель, каждый из них имеет свою основную цель, но при этом всегда старается одновременно воздействовать на все сферы развития ребенка.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.

  • Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Далее проводятся различные игры с бумагой, изготавливаются поделки.

  • Широко используются различные пальчиковые игры, игра в "волшебный мешочек", нанизывания бус, манипуляции с мелкими предметами.

  • Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке.

  •  Пересыпая горох, можно имитировать падение капель, сопровождая действие несложным вербальным сопровождением.

  • Очень полезны действия с пластилином, при этом следует обращать внимание, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась какая - либо поделка.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить  релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии:

  • цель музыкального воздействия - создание отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.

 

  • Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.

  • С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.

  • Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.

 Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. И, несомненно, педагог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.

Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

Важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих  праздниках и концертах, даже если это участие пассивно.

Большая роль отводится работе с родителями

Близкие аутичного ребенка, как правило, живут в состоянии хронического стресса.

Сложность организации  работы с родителями, имеющими детей с РДА, заключается прежде всего в особой ранимости таких семей. Семья, имеющая аутичного ребенка, выделяется даже на фоне других семей, имеющих отклонения в развитии. Прежде всего, это отличие кроется в глубине переживаний, испытываемых родителями. Зачастую такая семья лишена моральной поддержки  не только знакомых, но и близких людей.

Им приходится сталкиваться с нездоровым интересом и любопытством к их детям, агрессией со стороны окружающих. В результате этого, происходит вторичная аутизация семьи. Резко сужается круг знакомых, ограничивается количество выходов в общественные места, происходит замыкание на собственных проблемах. Все это обуславливает повышенную раздражительность, депрессивность, нежелание идти на контакт. Поэтому особым важным становится соблюдение принципа сотрудничества между  педагогами и родителями.