в помощь классному руководителю
воспитательная программа с 8 классом на год
программа классного руководителя по здоровьесбережению "Здоровые дети-здоровая нация"
классный час "Семейные ценности"
рабочая программа кл.руководителя по ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vr_v_8_klasse_2013-2014.doc | 1.46 МБ |
kl.chas_semeynye_tsennosti_2.docx | 42.1 КБ |
programma_kl.ruk_._po_zozh.doc | 318.5 КБ |
rab.programma_kl.ruk-lya_po_zozh_2013-14g.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час «Семья и семейные ценности» 01.09.12
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, презентация «Семейные ценности», запись песни «Родительский дом», плакаты с пословицами о семье и христианскими заповедями.
Учитель. Сегодня тема нашего классного часа посвящена семье и семейным ценностям.
- Как вы понимаете тему урока «семья, семейные ценности»? (ответы детей)
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
Я, я, я Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на земле появилась семья.
Учитель. По словарю Ожегова: «Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами».
Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Так, что же такое семья в вашем понимании? (ответы уч-ся). А вот как об этом говорят психологи:
Семья - это, где тебя любят.
Семья – это души огонек.
Семья – это близкие люди.
Семья – это вера, надежда, любовь.
Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту.
Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.
Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить , где тебя всегда поймут.
Статус семьи в мире достаточно высок. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.
- Давайте сейчас посмотрим с вами презентацию о секретах семейного счастья. ( просмотр презентации)
-Как вы думаете, каков главный принцип построения семьи? Правильно, это понимание.А понимание означает, что семья - это единый организм, который реагирует на все атмосфера, которая так необходима в жизни каждому человеку. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса.
Какие пословицы о семье вы знаете?
1. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
2. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
5. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
6. В хорошей семье хорошие дети растут.
7. На что клад, коли в семье лад.
8. Согласье в семье - богатство.
9. В гостях хорошо, а дома лучше.
10. В дружной семье и в холод тепло.
11. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Звучит песня в исполнении Л. Лещенко "Родительский дом"
- В каждой семье есть свои особенности, традиции, семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле интересов.
Семейные ценности, предложенные психологами:
- здоровье; знание, образование;
- трудолюбие; дружба;
- свобода; творчество;
- любовь; дом;
- справедливость; равноправие;
- уважение;
- вера;
- терпимость;
- ответственность;
- бережливость;
- порядочность;
- хорошие манеры;
- интересы;- правдивость, честность
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы. Я очень рада, что мы с вами приняли участие в региональном конкурсе «Учителями славится Россия» в номинации «мой класс» ,где представили ролик «Мы одна команда» и стали призерами , заняв 2 место. Давайте еще раз все вместе его просмотрим. ( просмотр ролика)
- А сейчас мы послушаем сочинение о своей семье, которое написали ваши одноклассники Петрова Светлана и Сумец Вячеслав. ( чтение сочинения)
- Спасибо, ребята, за вашу работу. Мы все знаем, что ваша семья, по праву является образцовой, ведь в ней воспитываются и приемные дети. Кстати, с этим эссе вы участвовали в муниципальном конкурсе социальных сочинений и заняли 1 место!
А теперь я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз».
1. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
2. Цветок – символ семьи (ромашка).
3. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
4. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)
5. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
6. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Учитель: В конце нашего классного часа я напомню вам следующие заповеди !!!
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Ребята, наш сегодняшний разговор о рецептах семейного счастья не окончен, в течение учебного года мы не раз вернемся к нему и продолжим эту тему.
Приложения:
1.социальное сочинение «Семья-один из шедевров природы»
2. презентация «Семейные ценности».
3. видеоролик « Мы одна команда» : http://www.youtube.com/v/0FGwb4FsG1g&rel=0&fs=1
сочинение на муниципальный конкурс
Сумец Вячеслав 7 класс,
Петрова Светлана 7класс
«Семья - один из шедевров природы»
На уроках истории мы знакомились с развитием человеческого общества. И на протяжении всей истории людей в их жизни присутствовала семья. Наверное, даже у первобытного человека были мать, братья, сестры, которые в роду или в племени составляли группу самых близких людей.
Сколько разных объединений людей появилось, закрепилось или исчезло за это время! Вспомним хотя бы общину – родовую и соседскую, племенные объединения, государства и империи, партии и союзы. На общем фоне постоянно меняющихся человеческих групп только семья остается прочной и неизменной величиной. Откуда такая прочность?
Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками – матерей, отцов и детей, сестер и братьев; или близких людей – мужа и жену, свекровь и сноху. Значит, прочность семьи держится на родственных или очень близких отношениях. Такая прочность выдержала испытание временем за многие тысячелетия. Действительно, когда общество враждебно отдельному человеку, только в среде родственников он может найти опору и утешение, поддержку и отдых.
Члены семьи ведут общее хозяйство, воспитывают детей, живут в одном доме, вместе проводят свободное время. Такие особенности присущи только семьям, отличают их от всех других коллективов. Это еще один показатель прочности семьи.
Большинство людей живет в семьях. Наша семья такая же, как другие, хотя немного и отличается по своему составу. В нашей семье пять человек детей – три сестры: Таня, Люда, Света и два брата: Леша и Слава. Таня и Люда уже замужем, они построили свои семьи. А мы со Славой – опекаемые. Но нам не хочется употреблять это слово, потому что для наших родителей и сестер мы – родные. Первым в нашу дружную семью Петровых из Красноармейского детского дома попал Слава, потом родители узнали, что у него есть в Марксовском детдоме брат Леша, и в семье появился еще один родной человек. Мы сразу стали звать родителей «мама» и «папа».
У нас большая, дружная семья. Самый главный человек в семье и авторитет – мама, Анна Юрьевна. Она энергичная, талантливая, легкая в общении. Она успевает заниматься домашними делами, работает заведующей в сельском клубе; к ней постоянно обращаются люди по депутатским делам, она и в школе частый гость – проводит мероприятия среди наших одноклассников. То, что у нас в семье сложились дружные, родные отношения – её заслуга, ведь поначалу сестра Света немного ревновала родителей к нам. Зато сейчас мы защищаем сестру, в случае чего. Мы гордимся своей мамой.
Папа, Юрий Семенович, наш наставник, он нам как старший брат. Он по профессии строитель, но умеет делать все: проводить различные ремонтные работы – в чем помогает многим односельчанам, готовить обеды, ухаживать за скотиной, заниматься с детьми. В нашем селе Золотая Степь его все знают и уважают. Он научил нас многим строительным навыкам, обращению с разными рабочими инструментами: молотком, стамеской, рубанком и др.
Мы все дела делаем вместе. В этом году построили летнюю кухню, очень красивую и уютную.
Мы научились ухаживать за домашним скотом, гладить, беречь вещи, готовить, особенно любим лепить пельмени. А это требуется часто, так как вся семья вместе отмечает дни рождения каждого, Новый год и другие праздники. Нам очень нравится, что на Новый год мама делает красивые самодельные открытки, а подарки бывают обязательно с сюрпризом.
Нам было неплохо в детском доме. О нас заботились воспитатели, было чисто, тепло, удобно. Но главного все-таки не было: семейной любви и дружбы.
Мы думаем, что главное в семье – это любовь. Это тепло близких отношений. Поэтому семья и выдерживает все испытания временем и любыми потрясениями. Любовь родителей к детям, любовь детей к родителям – это явление уникальное, неповторимое, потому что на всю жизнь; она длится дольше, чем любовь между двумя влюбленными. Семья – это действительно шедевр природы, а точнее сказать, человеческого общества. Действительно, уникальное создание людей, которое никогда не потеряет своей ценности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с.Золотая Степь Советского района Саратовской области
ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 8 КЛАССА ПОСАДСКОЙ СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
2013 – 2014
Содержание программы
- Паспорт программы
- Актуальность программы
- Цели и задачи программы.
- Нормативно-правовая и документальная основа
- Педагогические средства
- Основные направления программы
7. Ожидаемые конечные результаты программы
- План мероприятий на 2013-14 учебный год
Паспорт программы
Заказчик | Педагогический коллектив |
Основной разработчик | Посадская С.В.. |
Цели |
|
Задачи |
|
Сроки реализации программы | 2013-2015 гг. |
Ответственный за реализацию программы | Классный руководитель 8 класса Посадская С.В. |
Источник финансирования | Бюджетные средства, спонсорская помощь и добровольные пожертвования родителей класса |
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Актуальность программы
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся:
в 2012 году из 14 обследованных специалистами Золотостепского ФАПа учащихся
4 человека имели I основную группу здоровья,
7- II основную группу здоровья,
2 - II подготовительную группу здоровья,
1 - III лечебную группу здоровья.
У 8 учащихся выявлены различные заболевания, у 20 % ребят – плохое зрение.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника.
Цели и задачи программы.
Цели:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья;
создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
вести просветительскую работу с обучающимися, родителями;
осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся.
Нормативно-правовая и документальная основа
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
ФГОСосновного общего образования второго поколения.
СанПин.
Педагогические средства
Диагностика состояния здоровья
Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
Программы учебных предметов и курсов (ОБЖ, физическое воспитание, основы здорового образа жизни), формирующие основы здорового образа жизни
Дни Здоровья
Программы летнего, осеннего, зимнего, весеннего оздоровительного сезона.
Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.
Участниками программы являются: учащиеся, классные руководители, фельдшер, закрепленный за школой, родители.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
планомерная организация питания учащихся;
совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Основные направления программы:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
обеспечение двигательной активности детей;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки экологии, ОБЖ, окружающего мира, физической культуры);
широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры
В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).
7. Обеспечивать каждого учащегося двухразовым горячим питанием в столовой.
8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.
9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в классных коллективах.
12. Применять разнообразные формы работы:
Учет состояния детей: анализ медицинских карт учащихся, определения группы здоровья, учет посещаемости занятий.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций, кружков, клубов, динамические паузы, организация спортивных перемен, дни здоровья, физкультминутки для учащихся, организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа: открытые уроки, классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Ожидаемые конечные результаты программы
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями
Повышение мотивации к учебной деятельности
Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
План работы по программе здоровьесбережения
на 2013-2014 учебный год
Сентябрь
1. Организация работы спортивных секций, кружков.
2. Организация двухразового горячего питания в школьной столовой.
3. День здоровья: школьный осенний кросс.
4. Оформление стенда «Курить – здоровью вредить»
5. Лекторий для родителей «В здоровой семье- здоровые дети»
6. Создание на школьном сайте странички «Здоровье»
7. Физминутки (контроль, разработка комплексов).
9. Активный отдых с родителями (походы, прогулки)
10.Организация дежурства по классу.
11. Организация общественно-полезного труда (работа на пришкольном участке)
Октябрь
1. Проверка состояния школьных кабинетов: соблюдение норм СаНПин, требований гигиены и здоровьесбережения.
2. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль).
3. День здоровья: осенний марафон.
4. Конкурс на лучшее сочинение, посвященное пропаганде здорового образа жизни .Размещение лучших сочинений на сайте школы.
5. Составление социологических карт по классам.
6. Организация игр на переменах дежурным учителем.
7. Работа спортивных кружков, секций ОФП (контроль).
8. Обеспечение требований техники безопасности на уроках и во внеурочной деятельности (контроль).
9. Проведение генеральной уборки класса.
10. Участие в муниципальном конкурсе «Быть здоровым- это модно»
11.Участие в районной игре «Зарница»
Ноябрь
1. Каникулы: «Оздоровительный отдых» (организация полосы выживания, «веселых стартов», поход в лес, круглый стол «Активный образ жизни»). Освещение на школьном сайте.
2. Участие в региональном конкурсе рисунков по здоровому образу жизни.
3. День здоровья.
4. Разучивание русских народных игр с учащимися.
5. Турнир по шахматам (7-9 классы)
6. Оформление стенда «Вредным привычкам – нет»
7. Лекторий для родителей «Уроки физкультуры: нужны ли они школьнику?»
8. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль)
9.Вакцинация учащихся против гриппа.
Декабрь
1. Подготовка и проведение лекции по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний «Гриппу – бой!»
2. День здоровья: лыжные эстафеты.
3. КВН, посвященный здоровому образу жизни.
4. Строительство снежного городка.
5. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
6. Участие в школьной Неделе профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.
7. Участие в школьном конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь».
Январь
1. Общешкольное родительское собрание «В зоровой семье –здоровые дети. Роль семьи в сохранении здоровья детей »
2. День здоровья: зимние забавы.
3. Школьный конкурс на лучший бюллетень «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и «В здоровом теле – здоровый дух».
4. Проведение конкурса на самый спортивный класс. (конкурсы, викторины, спортивное портфолио класса).
5. Школьные соревнования по лыжным гонкам. Освещение результатов на информативном стенде, страничке «Здоровье».
6. Витаминизация блюд.
7. Профилактическая работа во время эпидемии гриппа.
8. Проведение генеральной уборки класса.
Февраль
1. Круглый стол «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга»
2. День здоровья: молодецкие утехи.
3. Медицинский осмотр учащихся выездной бригадой медицинских работников Степновской ЦРБ.
4. Участие в соревнованиях «Лыжня России».
5. Конкурс на лучшую страничку классного уголка, посвященную проблемам воспитания здорового образа жизни.
6. Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:
- определение группы здоровья
- занятость в спортивных секциях в школе.
Март
1. Витаминизация блюд.
2. Беседа для родителей и учащихся «Школьник и компьютер»
3. Конкурс плакатов «Мы за здоровы образ жизни».
4. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
5. Организация и проведение «Президентских состязаний» (7-8 классы)
Апрель
1. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль)
2. День здоровья в рамках «Всероссийского дня здоровья»
3. Проведение мониторинга среди учащихся о результатах работы программы.
4. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
5. Проведение декады по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Май
1. Круглый стол для родителей и учащихся «Полезно ли загорать?»
2. Общешкольное родительское собрание «Нам стоит подвести итог...»
3. День здоровья: летние игры.
4. Конкурс сочинений «Почему я выбираю здоровый образ жизни». Размещение на школьном сайте.
5 . Военно-патриотическая игра «Зарница»
Июнь
1. Организации летнего отдыха учащихся. Летний лагерь здоровья.
2. День здоровья: лагерной смене – ура! (спортивные игры, соревнования, эстафеты)
3. Беседа и оформление стенда «Правила безопасности на воде».
4. Озеленение школьной территории.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Золотая Степь
«Рассмотрено» На заседании ШМО классных руководителей: Протокол №________ «_______»_________2013 г. | «Согласовано» Зам.директора по ВР: __________/Бушукова М.М./ «______»__________2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ-СОШ с.Золотая Степь: __________/Васильева Л.А./ Приказ №____________ «______»__________2013 г. |
Рабочая программа
классного руководителя 8 класса
Посадской Светланы Викторовны
«Профилактика здорового образа жизни школьников»
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.
Цель комплексной программы
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Принципы программы
доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с сентября 2012 года по август 2015 года.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2012)
• Анализ состояния профилактической работы за 2012 учебный год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический (ноябрь 2012 г.- июнь 2015 г.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (сентябрь 2013 г. - август 2015 г.)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | в течение учебного года | Социальный педагог, классный руководитель, руководители кружков |
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | сентябрь
| Классный руководитель Социальный педагог |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | октябрь-ноябрь | Социальный педагог, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних, родительская общественность |
Организация и проведение “Дней здоровья”. | в течение года | Классный руководитель Учителя физкультуры |
Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9-х классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди подростков. | в течение всего периода | Социальный педагог Классный руководитель |
Анкетирование среди учащихся с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | октябрь | Классный руководитель Социальный педагог |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | октябрь | Социальный педагог Классный руководитель |
Совместно с инспектором по делам несовершеннолетних провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. | октябрь | Классный руководитель, |
Среди учащихся провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. | ноябрь | Социальный педагог Классный руководитель |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | ноябрь | Классный руководитель |
Конкурс рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом. | декабрь | Учитель ИЗО |
Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”. | декабрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
Участие в профилактической акции АНТИ – СПИД. | декабрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классный руководитель |
Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду» | 1 полугодие, по плану работы библиотеки | Библиотекарь |
Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. | 1 полугодие | Библиотекарь Социальный педагог Учитель биологии |
Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | в течение периода реализации программы | Социальный педагог, |
Участие во Всероссийском уроке здоровья | апрель | Зам. директора по ВР, участковый врач, учителя физкультуры |
Участие в легкоатлетическом кроссе, Спартакиаде школьников и других спортивных мероприятиях и акциях | по особому плану | учителя физкультуры
|
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | в течение года | Социальный педагог, |
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. | в течение года | Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | ежемесячно | Социальный педагог |
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. | в течение года | Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. | в течение года | Социальный педагог |
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | в течение года | Классный руководитель, Зам. директора по ВР |
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | в течение года | Работники здравоохранения Социальный педагог |
Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | в течение года | Администрация школы
|
Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни | июнь - август | Зам. директора по ВР Работники здравоохранения учителя физкультуры |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | в течение всего года | Социальный педагог, классный руководитель, руководители кружков |
Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | сентябрь
| Классный руководитель, социальный педагог |
Организация и проведение “Дней здоровья”. | в течение года, постоянно | Классный руководитель, учителя физкультуры |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости среди несовершеннолетних. | традиционно, октябрь-ноябрь | Социальный педагог, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних, родительская общественность |
Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков. | в течение года, постоянно | Актив класса, классный руководитель |
Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков | в течение года, постоянно | Зам. директора по ВР, социальный педагог, фельдшер, инспектор по делам несовершеннолетних |
Индивидуальные беседы с родителями детей | в течение года | Социальный педагог, классный руководитель, |
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!» | декабрь | Совет старшеклассников |
Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство». | декабрь | Социальный педагог, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
Конкурс плакатов «Наркомания – это вред». | январь | Социальный педагог, учитель ИЗО |
Тест для подростков: «Предрасположен ли ты к наркотикам?» | январь | Социальный педагог, классный руководитель |
Встреча с врачом «Предохрани себя» | январь | Социальный педагог |
Просмотр видеофильма «Наркомания и дети» | февраль | Классный руководитель |
Выставка литературы «Против наркомании» | февраль | Библиотекарь |
Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни | февраль | Совет лидеров |
Проведение Недели профилактики наркозависимости несовершеннолетних | март | Социальный педагог, классный руководитель, |
Семинар для родителей «Как пережить опасный возраст?» | март | Социальный педагог, классный руководитель, |
Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска») | март | Социальный педагог, классный руководитель |
Проведение классных часов по темам: «Наркотики и алкоголизм – это зло!», « Не дай себе погибнуть!» | апрель | Лидеры класса, классный руководитель |
Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» для 7-8 классов | апрель | Социальный педагог, зам.директора по ВР, классные руководители |
Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних | апрель | Социальный педагог
|
Классное родительское собрание. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?» | май | Социальный педагог, классный руководитель, работники ФАПа |
Рейд «Наши дети и улица» | в течение года | Социальный педагог, классный руководитель |
Работа телефона доверия | в течение года | Социальный педагог |
Участие в легкоатлетическом кроссе, спартакиаде школьников | по особому плану | учителя физкультуры
|
Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте и учёте инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении. | в течение года | Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, классный руководитель |
Организация летней оздоровительной кампании | июнь - август | Зам. директора по ВР, социальный педагог, участковый врач |
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. | август | Классный руководитель |
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по формированию здорового образа жизни”
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.