олимпиады по русскому языку

Посадская Светлана Викторовна

олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку в 9-11 классах, в 7-8 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 162_i_.doc114 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_russkiy_yazyk_7_klass.doc48 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku_8klass.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

Вопрос № 1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.

Апостро́ф, вероисповеда́ние, карфагеня́не, катало́г, обо́дрить.

Ответ.

Апостро́ф и устарелое апо́строф

Вероиспове́дание (неправильно вероисповеда́ние).

Карфаге́няне

Катало́г (не рекомендуется ката́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).

Ободри́ть, ободрю́, ободри́т (не рекомендуется обо́дрить, обо́дрю, обо́дрит).

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.

Вопрос № 2

Участники должны  продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).

    Вопрос № 3

Участники должны  показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В стихотворении А.А.Тарковского  «Петровские казни» читаем

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение  выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Ответ. 1. червонный - ‘красный, алый, цвета крови’.

            2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.

            3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.

Оценка. За 1 часть вопроса – 1 балл, за 2 часть – 2 балла, за 3 часть  - 1 балл.

Вопрос № 4

Участники должны  показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч)

(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.

Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.

Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий.  Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

Ответ.

1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.

2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.

3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.

         Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Ответ. Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень  -перст- (ср.: устаревшее слово   перст  ‘палец’; поговорка Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).  

Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:

а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);

б) Волк в шкуре джентльмена.  (МК. 07.12.2002);

в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).

Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);

б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);

в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);

Оценка. По 2 балла за каждый восстановленный фразеологизм, за указание первоисточника - 1 балл.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите,  выкупите.

Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите и вы-полн-и-те;

вы-лет-ите и вы-лет-и-те;

вы-куп-ите и вы-куп-и-те.

Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание  синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.

1) Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.

Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)


Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

Вопрос №1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы:

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение [дэфи́с].

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится [тэндэ́нция].

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение [шинэ́ль].

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос №2

Участники должны  продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Прочитайте утверждение академика А.С. Шишкова:

«Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Какие фрагменты азбуки имел в виду А.С. Шишков, составляя приведенное суждение?

Ответ.

а) аз буки веди = я буквы знаю,

б) глагол добро есть = слово/речь – это добро,

в) добро есть живете = добро есть жизнь,

г) како люди мыслете = как люди мыслят;

д) наш он покой = наш тот покой;

е) рцы слово твердо = говори слово твердо.

Оценка. По одному баллу за каждый правильно найденный фрагмент

Вопрос №3

Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?

Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша, свинья.

Ответ. Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + 2 балла за обоснование.

Вопрос №4

Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Ответ. У слова шкаф в предложном падеже есть 2 окончания, которые различаются по значению: окончание -Е имеет объектное значение, -У – местное значение.

Оценка. Максимальный балл – 5: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения, 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамeния велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхования и глади?

Ответ. а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковёр ‘вытрясти ковёр’);

б) слово страхования означает страхи, устрашения;

в) слово глади – форма мн.ч. от глад (голод).

Оценка. По 3 балла за каждый правильный ответ.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла».

Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?

Ответ.

1. Правописание приставок на з-/с-.

2. Запрет на употребление утроенных букв на письме: *рас-ссо[р’]-и-ть-ся, *одесс-ск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а -  *ванн-н(ый) > ванн(ый).

Ответ. За первую часть вопроса – 2 балла, за вторую часть вопроса – 3 балла.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный,  намек.

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

упрек-ø

у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполноргласный вариант:, прек-о-словить, во-прек-и).

не-одол-им-ый

не-о-дол-им-ый (корень тот же, что в словах доля, делить;одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый < *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть- ø

страс-т-ь < *страд-т-ь (корень тот же, что и в слове страд-а-ть)

прият-н-ый

при-я-т-н-ый (корень -я-  тот же, что в словах вз-я-ть, по-(н)-я-ть, при-(н)-я-ть)

намек- ø

на-мек-ъ (корень тот же, что в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

Оценка. 2 балла за каждый правильный ответ, за частично правильный ответ; максимальный балл – 12.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

В современном русском языке мы используем устойчивые выражения взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. А каковы исходные значения слов гуж, хомут, оглобля, удила?

Ответ. Гуж - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Хомут - часть упряжи - надеваемый на шею лошади округлый деревянный   остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Оглобля - В упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на   передней оси повозки и соединяющихся с дугой.

Удила - часть сбруи - металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного.

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ. Минус один балл за неточность в ответе.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?

 Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Ответ. Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам  проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т.п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.

Оценка. Максимальный балл – 4.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в предложениях:

1) Я сижу читаю.

2) Я сел почитать.

Ответ. В предложении (1) выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое, выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд: семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у слова читаю. Если вставить союз И (Я сижу и читаю), то пропадает семантическое неравноправие и меняется смысл высказывания.

В предложении (2) инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союза чтобы.

Оценка. По 1 баллу за правильно определенный тип и по 2 балла – за комментарий.


Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

Вопрос № 1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные:

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение [дэфи́с].

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится [тэндэ́нция].

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение [шинэ́ль].

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос № 2

Участники должны  продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Почему пишется замуж и невтерпёж без Ь, а невмочь и наотмашь с Ь? Дайте историческое объяснение.

Ответ. Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж, ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р. Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.

Оценка. 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.

Вопрос №3

Участники должны  показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В каких значениях употреблены выделенные слова в следующих примерах? В каких отношениях находятся между собой эти значения? Как называется это явление в научной литературе?

1) Тобою царства возрастают,

    Твое орудие цари;

    Тобой они и померцают

     Как блеск вечерния зари!

                                               (Г.Р.Державин «Изображение Фелицы»)

2) Всё тихо. На Кавказ идет ночная мгла,

             Мерцают звёзды надо мною.

                                                 (А.С.Пушкин. На холмах Грузии лежит ночная                                      

                                                  мгла, первоначальная черновая редакция)

Ответ: 1. В первом примере выделенное слово употреблено в значении ‘потемнеть, померкнуть, потускнеть’. Во втором примере слово мерцают употреблено в значении ‘светятся неровным, колеблющимся светом’. Этимологически глагол мерцать связан со словами меркнуть, сумерки, морока, морочить.

        2. Здесь представлен особый вид антонимических отношений, в которые вступают противоположные отношения одного слова.

        3. Такое явление в научной литературе называется энантиосемией.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №4

Участники должны  показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В 1864 г. В журнале «Библиотека для чтения» под псевдонимом М.Стебницкий Н.С.Лесков опубликовал роман «Некуда». Отличалось ли написание название романа от современного? Обоснуйте свой ответ.

Ответ. а) Современная приставка не- имеет 2 значения: отрицательное и неопределенное; б) до 1917 г. Они различались орфографически: отрицательное – через Е, а неопределенное – через ять; в) поскольку роман Лескова является антинигилистическим, то написание названия романа не отличалось от современного. г) такого местоимения с неопределенной приставкой в русском языке нет.

Оценка. За каждый аспект ответа – 2 балла. Максимальный ответ – 8 баллов.  

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В одном из памятников XI века сказано:

Аще бо воинъ творя, егоже воевода не повеле, или не творя, егоже повеле, главьное мучение отъ закона приемлеть.

Какое законное наказание постигнет воина, не исполнившего приказ военачальника? Обоснуйте свой ответ лингвистически.

Ответ. Прилагательное главьный – относительное, его первоначальное значение ‘имеющий отношение к голове (главе)’; следовательно, воину будет отрублена голова, ст.-сл. глава.

Оценка. 3 балла за правильный ответ + 3 балла за указание на соответствие старославянского глава и русского голова и за указание на изменение семантики слова главное.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В песне по фольклорным мотивам Среднего Поволжья есть такие слова:

«А гармошка – сто голос.

Нет, не зря ее привез

На родимую сторонку

Из Совгавани матрос».

(Хаванов Е.И. Дороги. Стихотворения. – М., 2001. – С. 40.)

Определите, в какой форме употребляется слово голос в первой строке текста. Укажите аналогичные примеры в современном русском литературном языке. Дайте исторический комментарий к этой форме.

Ответ.

1. Слово голос употреблено в форме Р.п., мн.ч.

2. Аналогичные формы: пара чулок, рота солдат и т.п.

3. Данная форма является исконной для русского языка. Кроме некоторых случаев, исторически она была вытеснена формами с окончанием –ов.

Оценка. 2 балла – за 1 часть вопроса, 2 балла – за 2 часть вопроса, 3 балла – за 3 часть вопроса.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше. 

Ответ.

а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук- со значением изгиба, кривизны;

б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч- со значением испускания света (ср. лат. lux);

в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч- со значением метко бросать, попадать, получать;

г) луковица – восходит к корню лук- со значением ‘растение’.

Оценка. Максимальный балл за выделение всех 4-х гнезд – 8. Минус 1 балл за каждое неправильно помещенное в гнездо слово.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Какое выражение является в данном ряду «лишним»?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

Ответ. Все выражения, кроме  дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного; прил. стоеросовая – переогласовка прил. ставросовая, образованного от греч. ставрос ‘кол, шест, свая; крест’.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + до 3 баллов за обоснование.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

Ответ.  

Слово дружище – мужского рода, что  определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище!

С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке дружище употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)  

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка этого иностранца? Как её исправить?

Ответ. Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. Одушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от, у.

Оценка. За исправление – 2 балла, за объяснение – 3 балла. Максимальный ответ – 5 баллов.

 



Предварительный просмотр:

Тренировочные олимпиадные задания по русскому языку 7 класс

  1. Расставьте ударение в словах:

средства, цепочка, кухонный, туфля, пуловер, права, правы, брала, брало, щавель.

  1. Обозначьте состав слов:

соткать, увлекательность, писательница, пятиэтажка, зеленоватый.

  1. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Зар_дить ружьё; прор_дить морковь; нак_лить железо; ум_лять достоинства; ув_дать от холода; благосл_вить на подвиг; созревает оз_мь; прист_жной воротничок; прист_жная лошадь; (С,с)еверная ночь; ув_дать друга; ударился оз_мь; (С,с)еверное сияние; (С,с)еверный полюс.

  1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Интерпретация, интуиция, канонада, легенда, лидер,  морфема, обелиск, панорама, парад, реформа.

  1. Замените синонимами устаревшие слова:

Волхв,  дружина,  дюжий,  мшары,  яства,  сей,  чета,  доселе,  стан, зело,  паче,   виждь, внемли,  окрест,  сеча.

  1. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе восьми данных слов 8 новых.

Лапоть. Накат. Шпала. Актёр. Атлас. Теплица. Сукно. Смола.

  1. В каждой группе вычеркните «четвёртый лишний» фразеологизм.

1.

2.

3.

У черта на куличках

С гулькин нос

Показывать пятки

Конца-краю не видно

Раз-два и обчёлся

Черепашьим ходом

Куда Макар телят не гонял

Можно по пальцам пересчитать

В час по чайной ложке

За тридевять земель

По меньшей мере

Тянуть резину

  1. Образуйте форму множественного числа  родительного  падежа следующих слов:

Георгин, помидор, грузин, татарин, килограмм, туфля, носки, ботинки.

  1. Подберите антонимы к следующим словам:

Удовольствие, разрушитель, уважительно, гладкий, вслед, вечность, мажорный, орошать.

  1. Подберите слова-омонимы, называющие эти предметы.

Артиллерия, отопление.

Волосы, отмель.

Лес, инструмент врача, химический элемент.

Овощ, оружие для стрельбы.

Стая рыб, часть двери.

Скамья, маленький магазин.

  1. Определите способ  образования  данных слов:

Разбрасывать, рассердиться, аполитичный, пригород,  вооружаться, безграмотный, неграмотный, поинтересоваться.

  1. Распределите слова по графам таблицы в зависимости от морфемного строения.

Булоч-к-(а)

(булочка – булка(о-беглая,к//ч)+/\к

Дыр-оч-к-(а)

(дырочка – дырка(к//ч,о-беглая) – дыра)

Ламп-очк-(а)

(лампочка – лампа)

Чашечка, козочка, трубочка, вазочка, полочка, лавочка, тарелочка, карточка, тетрадочка, книжечка, маечка, розочка.

  1. Найдите омофоны в следующих предложениях и объясните их

 правописание:

 Она отворила дверь. Мать отварила грибы.

 Острова не было видно. Без острого слова скучно жить.

 Хороша ключевая водица. Тебе нечего с ним водиться.

 В колесе сломалась спица. Сегодня ей что-то не спится.

  1. Подберите антонимы к данным словам по образцу: тёмная ночь – светлый день.

    Ранняя весна, чужой мужчина, светлый мальчик, горечь поражения, добрый друг, сухая возвышенность, скромная хижина.

15.Определите способ образования данных слов:

Разбрасывать, рассердиться, аполитичный, пригород,  вооружаться, безграмотный, неграмотный, поинтересоваться.

16.Укажите существительные мужского рода.

1  тихоня           3 бигуди           5 шампунь

2  ложь              4 чайная           6 юноша

17.Укажите существительные 1 склонения.

1 тихоня           3 бигуди            5 шампунь

2 ложь              4 чайная            6 юноша

                

18.В каком предложении имя прилагательное с НЕ пишется раздельно.

1) Он (НЕ)добрый человек.

2) Получил (НЕ)ожиданное известие.

3) Диктант был (НЕ)легкий, а трудный.

4) Река (НЕ)глубока.

19.В каком предложении прилагательное употреблено в форме составной превосходной степени?

1) Волга шире Днепра.

2) Он самый справедливый человек.

3) Домой мы возвращались по более широкой дороге.

4) Это был кратчайший путь.

20.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.

Может ли быть увлекательным чтение документальной прозы?  По-моему, да.  Недавно я с удовольствием прочитал книгу «Письма русских писателей XVIII века».  В ней представлены письма и знаменитых писателей того времени – Фонвизина, Державина, и литераторов менее известных.  Имена многих из них ничего не говорят современному читателю.  Зачем же нам эти письма?   Чем может быть сейчас  интересен этот далекий восемнадцатый век?  Мне кажется, что книга эта весьма поучительна и по-своему увлекательна.  Почти все письма публикуются впервые.  Из них мы узнаем, как трудно добивались писатели общественного признания и уважения к своему труду.  И о том, как они стремились к выразительности, ясности слога, искали и создавали обороты для выражения новых понятий.  А разве это не урок современным литераторам?  Я думаю, эту книгу полезно прочитать всем, кто причастен к писательскому делу.



Предварительный просмотр:

Олимпиада  по  русскому  языку  в  8  классе

1.  Какое  слово  охарактеризовано  неправильно?

     а)  добиться – глагол,  сов. в.,  2 спр.

     б)  нечего – отрицательное  местоимение.

     в)  мудрейший – действ. прич. прош. вр.

2.  В  каком  слове  пишется  и?

      а)  пр…зидент,   б)  пр…вилегия,   в)  пр…следовать.

3.  Какое  слово  соответствует  схеме                         ?

      а)  сказочники,   б)  любитель,   в)  жгло.

4.  Найдите  словосочетание:   а)  строгие  глаза,   б)  едет  поезд,   в)  около  дома.

5.  Среди  сочетаний  найдите  словосочетание  с  грамматической  связью  «согла-сование»:   а)  мороженое  в  стаканчиках,   б)  фруктовое  мороженое,   в)  мороже-ное  тает.

6.  Среди  сочетаний  найдите  словосочетание  с  грамматической  связью  «управ-ление»:   а)  очень  ждать,   б)  буду  ждать,   в)  ждать  друга.

7.  Среди  сочетаний  найдите  словосочетание  с  грамматической  связью  «при-мыкание»:   а)  говорить  серьезно,   б)  серьезное  намерение,   в)  серьезные  взгляды.

8.  Найдите  предложение,  где  подлежащее  выражено  словосочетанием:

     а)  Из  боковой  двери  вышло  множество  маленьких  людей.

     б)  Болота  лежали  перед  нами  пустынные  и  зловещие.

     в)  Суриков  исторический  живописец.

     г)  Вода  все  еще  не  могла  успокоиться. 

9.  Из  предыдущих  предложений  найдите  такое,  где  между  подлежащим  и  сказуемым  ставится  тире.

10. Из  предыдущих  предложений  найдите  предложение  с  составным  глагольным  сказуемым.

11. Из  предыдущих  предложений  найдите  предложение  с  составным  именным  сказуемым.

12.  Найдите  двусоставное  предложение:

       а)  Дом  простоит  долго  и  переживет  первых  жильцов.

       б)  В  Мещерском  крае  можно  увидеть  сосновые  боры.

       в)  Выглядываю  в  окно  и  не  узнаю  леса.

       г)  Нас  разбудили  в  шесть  часов.

13.  Из  предложений  п.12  найдите  неопределенно-личное.

14.  Из  предложений  п.12  найдите  определенно-личное.

15.  Из  предложений  п.12  найдите  безличное  предложение.

16.  Четвертое  «лишнее»:

        а)  всегда,   б)  иногда,   в)  утро,   г)  поздно.

        а)  дума,   б)  мысль,   в)  ум,   г)  думать.

        а)  камыш…,   б)  шалаш…,   в)  рож…,   г)  сторож… .

        а)  плакать,   б)  смеяться,   в)  улыбаться,   г)  хохотать.