- 4.3 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Петрук Елена Николаевна
Мастер класс для педагогов "Игры с мячем"

Мастер класс для педагогов: "Изготовление тренажера "Бильбоке"

 

 

 

 

 

Практика-ориентированный семинар для педагогияеских работников "Физическое воспитание по ФОП  ДО"

Консультация для педагогов "Развитие двигательной и речевой активности у детей дошкольного возраста через подвижные игры".

 

                 

Предоставление опыта работы на городском методическом обеденении учителей физической культуры

Участие в конференциях, педагогических чтениях, сетевых сообществах.

     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Игры с мячом».

                                                                     

                                                 Подготовила:

     учитель физической культуры

Петрук Елена Николаевна

                                                               

                         

                                   

                                   

г. СУРГУТ  2023

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах внедрения игр с мячом  как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Внедрить в режим двигательной активности новые игровые задания, игры, упражнения с мячом.
  • Закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений игр  с элементами баскетбола;

Ход мастер – класса

Теоретическая часть:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Темой нашего мастер-класса является 

« Игры с мячом».

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.  Мяч – удобная динамическая игрушка ,занимающая особое место в развитии ребенка.

Игры с мячами развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции, чувство мяча. Укрепляются мышцы плечевого пояса, появляются пространственные представления (высоко, низко), согласованность движений, меткость. Увеличивается подвижность суставов пальцев и кистей рук, развивается центральная нервная система.

Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

В педагогической работе можно выделить следующие игры и упражнения с мячом:

- Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве;

- Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

- Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Во время игр и упражнений с мячом . Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) - прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе».

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

 Знакомясь с условиями игры, ребёнок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

В действиях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства ОВД . При передвижении по площадке дети упражняются в беге с ускорением , с изменением направления ,в беге в сочетании с ходьбой ,с прыжками ,в беге с остановкой  в беге с приставными шагами . Поэтому игры с мячом  занимают одно из главных мест в физкультурно – оздоровительной работе с воспитанниками .

В мяч любят играть не только дети  но и взрослые.

Назовите, в какие спортивные игры играют взрослые?( Волебол, Баскетбол, Футбол, Пионербол, Теннис )

Дети дошкольного возраста так же играют с мячом и используют элементы спортивных игр.

Хочу предложить вам  несколько игр с детьми, в которые можно поиграть на прогулке или в группе

  Игра «Как тебя зовут»?

Цель: знакомство, налаживание эмоциональных связей, упражнять в ловле и броске мяча.

Игра «Какое что бывает?»

Цель: развить словарь, внимание и память.

Инструкция. Дети встают в круг вместе с педагогом. Педагог говорит: «Каждый знает, что круглым бывает…» и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает: «Круглым бывает яблоко»

Игра «Назови одним словом»

Цель: сформировать обобщающие понятия.

Инструкция. Педагог дает задание: «Назови одним словом: яблоко, груша, лимон» и бросает мяч. Игрок ловит его, отвечает: «Фрукты» и возвращает.

Можно одну и ту же подвижную игру предлагать детям с мячами разных размеров . Такой подход к игровой деятельности направляет внимание ребят  на поиск интересного нового ,формирует умение видеть в каждом из предметов полезные функции . На протяжении всего детства игры с мячом усложняться и как бы « растут»  вместе с ребенком ,составляя огромную радость детства .

Практическая часть:

Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким спортивным инвентарём сегодня мы будем работать:

«Кинешь в речку – он не тонет,

бьёшь о стенку – он не стонет,

будешь о землю его кидать –

станет он вверх подлетать!» (Мяч)

Для того чтобы начать работать с мячом, нам нужна разминка.

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению технике передачи – ловли  мяча  

  1. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
  2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками.
  3. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
  4. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши.
  5. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
  6. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.
  7. Передача мяча по кругу вправо, влево.

Упражнения, подготавливающие к ведению мяча

  1. Удары мячом об пол одной и ловля его двумя руками.
  2. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.
  3. Удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
  4. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
  5. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой.
  6. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).
  7. Ведение мяча на месте поочередно правой и левой рукой.
  8. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
  9. Ведение мяча вокруг себя.
  10. Ведение мяча, продвигаясь шагом.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

  1. Перебрасывание мяча через  веревку, натянутую выше головы ребенка.
  2. Метание мяча друг другу стоя в парах  (с расстояния 2 – 2,5 м), снизу, сверху и из-за головы.
  3. Бросок мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди.

Игровые упражнения, игры с мячом можно выполнять  индивидуально, парами и коллективно, используя мячи разных диаметров.

Игры (для освоения элементов спортивных игр с мячом):

  • «Передал - садись»
  • « Мяч по кругу»
  • « Соревнование мячей»
  • « Дружный товарищ»
  • « Кенгуру»
  • « Вышибалы»
  • « Отбивание малого мяча (теннисного) ракеткой 

Вывод:

Так что, мячик- не просто игрушка, играя в которую, можно весело провести время. Это очень полезная игрушка. А во сколько разнообразных игр с мячом можно поиграть. И эти игры на самом деле обладают неоценимыми и весьма широкими развивающими возможностями.

Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс по изготовлению нестандартного оборудования – тренажера «Бильбоке» подготовила: учитель физической культуры Петрук Елена Николаевна

Слайд 2

В наше время у современных девочек и мальчиков есть бесчисленное количество игрушек, разнообразных игр. Их сложно сегодня чем-то удивить. А самое сложное – отвлечь от телевизора, компьютера, телефона, собрать детей в небольшую компанию и увлечь их чем то интересным и полезным. Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Так почему бы нам не сделать вместе с детьми игрушку своими руками по мотивам раритетной игрушки Бильбоке.

Слайд 3

Немного из истории Бильбоке – это французская игрушка, состоящая из шарика и чашечки на стержне, в которую ловят привязанный к стержню шарик, подбрасывая его. Игра бильбоке имела в 19 веке поразительное по своим масштабам распространение: её разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

Слайд 4

Правила игры Цель игры заключается в том, что нужно забросить шарик в «лукошко». Держа лукошко, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в «лукошко». Можно играть одновременно в несколько бильбоке, а можно и в один по очереди. Если включить в игру момент соревнования, то выигрывает тот, у кого больше попаданий подряд, или за определённый промежуток времени.

Слайд 5

Игра способствует Развитию у детей: Ловкости Глазомера Скорости реакции Координации Настойчивости

Слайд 6

Для изготовления игрушки вам понадобится: Ножницы Шило Дырокол Степлер Клей Атласная тесьма Бечёвка Резинка Бросовый материал: пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, наклейки , конфеты , пластиковые ёлочные игрушки , бусинки, контейнеры от киндер сюрпризов. А самое главное, большое желание сделать эту игрушку!

Слайд 7

Игрушки из одноразовых стаканчиков

Слайд 8

Бильбоке из пластиковой бутылки

Слайд 9

Бильбоке из карнавального колпачка

Слайд 10

Бильбоке из пластиковой бутылки

Слайд 11

Бильбоке лилипут «А ну-ка попади» (изготовлен из пластмассового напёрстка)

Слайд 12

Бильбоке из новогодней коробочки

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семейная физкультура

Здоровье – это правильное питание, активный отдых на свежем отдыхе, прогулки на природе, занятие спортом и многое другое. И эти составляющие важны не только для детей, но и для всей семьи.

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. И для этого в семье необходимо создавать условия для полноценной физической активности и развития двигательных навыков ребенка. Только хорошо развитые физически дети могут успешно адаптироваться в изменяющихся социальных условиях. Важно, чтобы родители понимали необходимость создания условий, стимулирующих и мотивирующих ребенка к двигательной деятельности, формировали ценностное отношение к здоровью. Умели обустроить пространство жизнедеятельности детей, обеспечить максимальные возможности физического развития, экспериментировали с простейшим спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием.

Когда родители вместе с детьми совместно занимаются оздоровительной физкультурой, это помогает решить целый ряд проблем: приучить ребенка к дисциплинированности, избежать появления сколиоза, повысить успеваемость в учебе. Для этого не потребуется специальных тренажерных залов, поездок куда-либо. Нужно лишь немного свободного места, двадцать минут времени ежедневно и польза станет видна очень скоро.

Физкультура при регулярном ее выполнении способствует активизации памяти и мозговой деятельности, что также будет плюсом для учебы в школе. Такие проблемы, как сколиоз или плоскостопие также могут уйти при регулярных упражнениях.

Родителям, решившим заняться с детьми упражнениями, следует знать об основных правилах поведения.

Занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;

Не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься, а ведь дети так любят копировать поведение взрослых

Следите за временем занятий, дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры.

Могут появляться упражнения, которые делать хочется и которые нет, но необходимо соблюдать баланс, чтобы не навредить организму.

Родителям следует со всем вниманием следить за интенсивностью занятий и нагрузкой у детей, а также за уровнем сложности упражнений, детям свойственна переоценка своих физических возможностей. Появление травм приведет к негативному отношению детей к гимнастике и спорту.

Совместные подвижные игры и физкультура помогут решить многие физические и психологические проблемы. Да и самим родителям такие занятия будут очень полезны, а малыши уже с детства привыкнут к выполнению ежедневных несложных упражнений, а это и здоровье, и хорошая фигура, и ясные мысли в голове.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и так далее.

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные с раннего детства навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем.

Не мешайте детям лазать и ползать!

    Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам правильно питаться.

Но если у вас есть дети, то придется проявить силу воли и проследить хотя бы за тем, чтобы ребенок достаточно времени занимался физической активностью. В детстве действительно важно водить детей в секции и гулять с ними.

Дело в том, что физическая активность и здоровый образ жизни в принципе в детстве особенно важны, поскольку отражаются на здоровье человека в дальнейшем. Физическая активность в детстве способствует лучшему умственному развитию, учебе, а также препятствует полноте.

Согласно исследованиям ученых, сегодняшние дети все менее активны и испытывают на себе негативное влияние гиподинамии. Родители много возят детей в машине, носят на руках, также много времени дети проводят перед телевизором.

Родители чрезмерно пекутся о детях и ограничивают их подвижность, запрещая лазать по деревьям, призывая хорошо (то есть спокойно) себя вести, а в Великобритании даже запрещено приносить мячи на детские площадки.

В то же время малая подвижность неестественна для возраста, когда самой природой детям предусмотрено быть активными и подвижными.

У физически активных детей психика более уравновешена, они лучше успевают в школе и реже находятся в плохом настроении.

Недостатка в развлечениях у современных детей нет – компьютеры, всевозможные игры, игрушки роботы, телевизор.

Но при этом прогресс не всегда идет развивающемуся организму на пользу, а, как известно, прошлые поколения с меньшими возможностями были в целом здоровее.

Если вы как раз раздумываете, что подарить сыну или дочке на день рождения, подарите мяч или надувной круг для плавания, запишите ребенка в спортивную секцию.

Будет еще лучше, если вы сами покажете пример и будете вместе с ребенком кататься на роликах и велосипеде, ходить в походы. В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Физическая активность стимулирует все физиологические функции организма, способствует правильному развитию центральной нервной системы, хорошему иммунитету.

Однако не стоит забывать и о том, что на пользу идут только умеренные нагрузки, а усиленные занятия тяжелой атлетикой или другими видами спорта могут принести вред.

ПУСТЬ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ БУДЕТ В РАДОСТЬ!

Двигательные навыки и умения детей 5-6 лет.

У детей предшкольного возраста необходимо продолжать укреплять здоровье и приобщать их к здоровому образу жизни; развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях; способность к самоконтролю и самооценке при выполнении движений. 
Чтобы ребенок успешно был подготовлен к школе, у него надо формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. 

В физической культуре есть такое понятие, как основные виды движений – это ходьба, упражнения в равновесии, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание и  ловля мяча, метание, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, спортивные упражнения. Предлагаю познакомиться со всеми видами основных движений для детей предшкольного возраста.

  • Ходьба (добиваться естественности, легкости, соблюдать заданный темп). Дети должны уметь ходить на носках с разным положением рук, на пятках, не наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок, ходьба в полуприседе; ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой, с поворотами, змейкой, врассыпную.
  • Упражнения в равновесии (упражнять в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве). Ходьба по скамье боком приставным шагом, ходьба с остановкой и приседанием, поворотом кругом, ходьба по скамье, перешагивая предметы,  ходьба по узкой скамейке, по веревке прямо и боком, кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).
  • Бег (соблюдать заданный темп, развивать силу, быстроту, выносливость и ловкость). Бег на носках, высоко поднимая колено сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, скамье, с чередованием с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег 2 – 3 минуты. Бег на скорость 30 м за 7,5 – 6,5 сек. 
  • Ползание  и лазание (развивать координацию, ловкость и гибкость). Ползание на четвереньках, на животе и спине, отталкиваясь ногами по скамейке. Пролезание в обруч разными способами, подлезание под дугу, гимнастическую скамейку. Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, перелезание с пролета на пролет по диагонали.
  • Прыжки (учить сочетать разбега с отталкиванием в прыжках в длину и высоту с разбега и с места). Прыжки на двух ногах: на месте по 30 прыжков три – четыре раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь на 5 – 6 м, с жатым между ног мячом. Прыжки через 6 – 8 набивных мячей – последовательно через каждый. Прыжки на одной ноге через линию вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота 40см). прыжки с высоты 40 см, в длину с места на 100см, в длину с разбега на 180 – 190 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенной выше руки ребенка  на 25 – 30 см.. прыжки через короткую скакалку разными способами, прыжки через длинную скакалку, обруч. Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед.
  • Бросание, ловля, метание (развивать ловкость, точность, быстроту реакций). Перебрасывание мяча в парах снизу, из-за головы (3-4м), из положения сидя ноги скрестно, через сетку.. бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками не менее 20 раз, одной рукой не менее 10 раз, с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность (6 – 12м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в вертикальную и горизонтальную цель (4 – 5м), метание в движущую цель.
  • Строевые упражнения (учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять упражнения ритмично в заданном темпе). Построение в колонну, круг, шеренгу. Перестроение в колонну по два, три, четыре на ходу. Расчет на первый и второй, повороты направо и налево, кругом.
  • Ритмическая гимнастика  (учить красиво выполнять, ритмично выполнять физические упражнения под музыку). Упражнения с различными предметами: гимнастическая палка, скакалка, мяч, набивной мяч, гантели, мешочки с песком, обруч. Эти упражнения развивают и укрепляют кисти рук, мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мышцы брюшного пресса и ног.
  • Спортивные упражнения. Катание на коньках, ходьба на лыжах, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и самокате, плавание.

  
Дети должны самостоятельно уметь играть в подвижные и спортивные игры.
В подвижных играх развиваются быстрота реакций, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. В подвижных играх существуют правила, которые организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, развивают сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Дети старшего дошкольного возраста с интересом и желанием могут играть в спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей. В играх используются упрощенные элементы спортивных игр. Спортивные игры носят соревновательный характер.
Соревнования могут проводится в играх – эстафетах.

Зрение  и здоровье 

«Глаза-зеркало души.

Болят глаза-болит душа»

Л.И.Плаксина

 Некоторые признаки  дефектов зрения

· чтение или работа с предметами на отдаленном или слишком близком  от глаз расстоянии;

· неестественные повороты головы при рассматривании предметов и чтении книг;

· беспокойство или раздражительность при длительной работе глаз;

· слезотечение и покраснение глаз, жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, «туман» перед  глазами.

Зрение и солнце

С древних времен для улучшения зрения использовали созерцание солнца и луны. Смотреть на солнце надо утром, когда оно не покрыто тучами, широко открытыми, но ослабленными ненапряженными глазами. Глядеть нужно долго, пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе. Нельзя смотреть на солнце в полдень. Созерцание солнца должно вводиться постепенно, сначала 1-2 минуты, далее не больше 10 мин.

1.Систематическое выполнение этого упражнения может значительно улучшить зрение.

2.Эффектно воздействует на глаза и наблюдение за горизонтом.

Физкультминутки для глаз

1. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

3. С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной  стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

«Главный закон зрения это движение. Когда глаз перемещается, он лучше видит.

Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет»

 

Зрительные гимнастики на развитие глазодвигательной функции  для детей лучше всего проводить в игровой форме. Например:

«Королева»

Глазки вправо, глазки влево.

Посмотрю как королева.

Глазки вверх, глазки вниз.

Это вовсе не каприз.

«Оглянись»

Посмотрели мы в окно

Там на улице светло!

И на дверь посмотрим.

Шарик мы возьмем рукой

И прокатим до другой.

Потолок мы видим, пол,

Там  стена, а рядом стол.

i.jpg                 i.jpg                 i.jpg                 i.jpg         i.jpg                                             


Предварительный просмотр: