Программно-методические и дидактические материалы
На странице представлены рабочие программы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 2 класс | 345.19 КБ |
Урок русского языка во 2 классе | 32.02 КБ |
Внеклассное мероприятие по русскому языку | 22.31 КБ |
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра "Страна Словария" | 38.64 КБ |
Внеклассное мероприятие Игра "Страна Словария" | 386.62 КБ |
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс | 345.19 КБ |
urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программой «Окружающий мир» А.А. Плешакова, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа» и согласно положения общеобразовательного учреждения о рабочей программе на 2020-2021 учебный год.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68 ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы организации урока:
• коллективная;
• фронтальная;
• групповая;
• индивидуальная работа;
• работа в парах
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов по программе |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список учебно-методической литературы
1. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019) ,электронное приложение к учебнику.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019).
3. КИМ по окружающему миру для 2 класса, И.Ф. Ященко, Москва, 2019г.
4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»2019).
5. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019).
6. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
7. Поурочные разработки по окружающему миру к УМК «Школа России», Москва «ВАКО» 2019г.
Интернет- сайты
- Презентации для детей (для самых маленьких): http://www.7ya.ru/pub/presentation/
- Портал для детей и любящих их взрослых: http://www.solnet.ee/
- Раннее развитие детей (для детей от 1 года и старше...): http://www.danilova.ru/storage/present.htm
- Пригодится для подготовки к праздникам. http://www.shram.kiev.ua/univer/presentation/
- Официальный сайт регионального проекта "Роялти - педагогу новатору" Калининград: http://www.royalty.baltinform.ru/
- Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
- Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
- Сервис хранения изображений (для вставки фото на страничках форума): http://www.savepic.ru/
- Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
- Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
- Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
- Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm
- Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
- Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ .
- Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями: http://www.coreldrawgromov.ru/
- Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
- Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое», научить находить подлежащее и сказуемое в предложении
Задачи урока:
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
2) развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
4) воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества;
Ожидаемые результаты:
Личностные:
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке;
Предметные:
1)обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;
2) научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Метапредметные:
1)Познавательные: обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
работать с моделями;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
2)Регулятивные: обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
3)Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. 2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Распределение времени: 0, 5 мин Актуализация знаний 6 мин | - Здравствуйте! Какое сейчас время года? На доску вывешивается слово зима. - Пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву этого слова.
- Спасибо! Молодцы! И я вам желаю поработать сегодня задорно, интересно, много и азартно. - Каждой паре выданы карточки со словами, в которых допущены ошибки малчик, корандаш, харошо, машына , ресует - Найдите и исправьте ошибки. Молодцы! - Проверьте по словарю в конце учебника. Составьте предложение из данных слов, используя все 5 слов. - Как вы думаете, какая пара слов составляет основу записанного предложения? - Молодцы! - Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? | -Зима -Здоровья. - Задора. - Знаний. - Интереса - Мира. - Милосердия. - Мудрости. - Аккуратности. 1)Работа в паре малчик, корандаш, харошо, машына ресует 2) Проверка по словарю стр.136 Мальчик, карандаш, хорошо, машина рисует Мальчик хорошо рисует машину карандашом. - Мальчик рисует. - Главные члены предложения | Личностные: доброжелательное отношение друг к другу; положительный эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в диалог. Познавательные УУД: Логические (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Регулятивные: Контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные УУД: Участие в диалоге, умение слушать одноклассников |
3 | Постановка новой учебной задачи 3 мин | - А знаете ли вы, как называется каждый главный член предложения? - Кто догадался, какая задача стоит перед нами на этом уроке? - Согласна с вами. Молодцы! -Прочитайте тему урока на доске. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | - Нет. - Мы должны узнать, как называется каждый главный член предложения. - Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Познавательные УУД: Общеучебные УУД (самостоятельное выделение учебной задачи) Личностные УУД: Самоопределение (формирование мотивации к изучению новой темы) |
4. 5. 6
7. 8 | Открытие нового знания. 20 мин Физминутка (музыкальное сопровождение) 1 мин Закрепление 10 мин Рефлексия. 4 мин. Домашнее задание. | 1 слайд - Прочитайте предложения. К предложениям даны схемы: Ветер дует. Дети играют. Воробьи летят. Снег идёт. Кто? Что делают? Что? Что делает? - Соотнесите схемы и предложения. - Как вы считаете, все ли верно? - Выскажите мнение, являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему? - Молодцы! - О чем говорится в первом предложении? - На какой вопрос отвечает слово ветер? - Как подчеркивается? - О ком говорится во втором предложении? - На какой вопрос отвечает слово дети? - Как подчеркивается? - О ком говорится в третьем предложении? - На какой вопрос отвечает слово воробьи? - Как подчеркивается? -- О чем говорится в четвёртом предложении? - На какой вопрос отвечает слово снег? - Как подчеркивается? - Что вы заметили? Слайд 2. - Прочитайте, как называется такой главный член? - Что говорится о подлежащем в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? Что вы заметили? Слайд 3. - Прочитайте как называется такой главный член? На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх – вправо- вниз-влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. - Теперь вы можете ответить, как называется каждый главный член предложения? - Почему они главные?
Слайд 4 - Прочитайте вывод . - Молодцы! Слайд 5 - Спишите любое из четырёх предложений, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами. Хлопья снега подают на землю. Сонный стоит лес. Уснули до весны звери. - Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Слайд 6 - Прочитайте самостоятельно задание. - Повторите задание. Что нужно выполнить? забилась, в, лиса, нору, свою - Для чего мы будем выполнять это задание? - Расскажите друг другу по очереди, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое? - Теперь выполните упражнение каждый в своей тетради. Слайд 7. - Проверьте по образцу. Даны все возможные предложения.
Молодцы! - Кто из вас может рассказать, что нового узнал сегодня на уроке? - Кто может подчеркнуть подлежащее и сказуемое в данных предложениях? - Молодцы! - Приготовьте сигналы. Поднимите зеленый сигнал те, у кого сегодня все получалось, кому было легко. - Поднимите красный сигнал те, кому сегодня на уроке было трудно. - Спасибо! У меня просьба к тем ученикам, кто поднял зеленый сигнал: кто желает помочь своим одноклассникам? А я считаю, что вы все сегодня поработали здорово, интересно, много и аккуратно писали в тетрадях. А если у кого-то что-то не очень получалось, не расстраивайтесь: я уверена, что вы доработаете материал дома. Молодцы! - Выберите сами себе домашнее задание по силам: 1)Выучить определения подлежащего и сказуемого, выписать из правила пример и подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Или: 2)Выучить определения подлежащего и сказуемого, привести свои примеры, их записать и разобрать. | Один учащийся соединяет предложения со схемами. Ветер дует. Дети играют. Кто? Что делают? Воробьи летят . Что? Что делает? Снег идёт. - Эти слова являются главными членами предложения, т.к. составляют основу предложения. - О ветре. - Слово ветер отвечает на вопрос что? - Одной чертой. - О детях. - Слово дети отвечает на вопрос кто? - Подчёркивается одной чертой. - О воробьях. -- Слов о птицы отвечает на вопрос кто? - Одной чертой. -В предложении говорится о снеге. - Слово снег отвечает на вопрос что? - Подчёркивается одной чертой. - В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопрос кто? или что? и подчеркивается одной чертой. - Слова дети, воробьи отвечают на вопрос кто?, это одушевлённые существительные. - Слова ветер, снег отвечают на вопрос что?, это неодушевлённые существительные
- Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. - В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчеркивается двумя чертами. - Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делать?, что делают?, что делал? Что сделал? Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами. - Подлежащее и сказуемое. - Они составляют основу предложения - Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
- Составить из данных слов предложения; записать любое предложение; подчеркнуть в нем подлежащее и сказуемое. - Мы должны научиться находить подлежащее и сказуемое. - Надо научиться различать подлежащее и сказуемое Дети работают в парах. Лиса забилась. Лиса забилась в свою нору. - Как называется каждый главный член предложения? - Как найти в предложении подлежащее и сказуемое? На инд. карточках: Залёг в глубокую яму медведь. Спит в тепле белочка. Ежи укрылись в тёмных норах. | Познавательные УУД: общеучебные (работа с моделями;- умение классифицировать) Логические УУД: (построение логической цепи рассуждения; подведение под понятия, выведение следствий; выдвижение гипотез, их обоснование) Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: Логические УУД - синтез как составление целого из частей - анализ с выделением существенных признаков Регулятивные УУД: целеполагание ( - принятие практической задачи; - умение удерживать учебную задачу) планирование (составление плана и последовательности действий) контроль (умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль) Личностные УУД: Смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности) Умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные УУД: Самопознание и самоопределение: самоотношение и самооценка. Личностные УУД: Самоопределение: оценка своих сил |
Предварительный просмотр:
План -конспект внеклассного мероприятия
Класс: 2
Тема: Орфографический бой.
Цели:
Метапредметные: формировать умения распознавать и называть орфограммы, продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место» безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.
Предметные: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.
Оборудование: Памятка «Хочешь грамотным ты стать – знай орфограммы на « 5», презентация «Орфографический бой», раздаточный материал по теме урока, изображения солнышка и тучки, мяч.
Ход урока.
I Организационный момент.
- У нас сегодня интересное занимательное занятие. А чтобы оно прошло удачно, давайте глазками поздороваемся друг с другом.
Психологическая минутка.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на занятии?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
II. Основная часть.
1. Подготовка к теме занятия.
В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но все правила подчиняются орфограммам. Слово орфограмма греческого происхождения, в переводе «правильно пишу».
- Так что такое орфограмма? Орфограмма - это написание слова по правилам орфографии.
- Как вы думаете, как называется раздел русского языка, в котором изучают орфограммы? Раздел языка, где изучаются все орфограммы - это орфография. Там содержится весь свод правил языка. Слайд.
2. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем занятии?
- Мы будем решать орфографические задачи, делать «опасное место» безопасным. Мы проведем игру «Орфографический бой» (показать на слайде), и связана она будет с праздником - Днём защитника Отечества.
3. Сообщение об истории праздника.
Учитель:
- День защитника Отечества возник в 1918 году после победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями. В 1922 году этот день был официально объявлен "Днем Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Именно тогда этот день стал большим всенародным праздником
С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота.
В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором этот день назван "Днем защитника Отечества".
23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.
- Сейчас вы ходите в школу, играете с друзьями. Но пройдёт немного лет, и вы вырастете. Мальчики станут солдатами. Но не для того, чтобы нападать на другие страны, а защищать свою страну. Вы станете солдатами героической российской армии, солдатами великого русского народа. Вы будете охранять мирный труд людей, улыбки и радость детей!
Во время нашей игры вы будете солдатами. Мне разрешите быть главнокомандующим.
Итак, начинаем наш бой.
4. Бой начинается с разведки. (Поиск орфограмм в «чистом поле»)
- Что такое разведка и кто такие разведчики?
- Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из словаря, спросить у взрослых, найти в Интернете)
- Как называется словарь, из которого можно узнать значение слова? (Толковый)
- Кто хочет поработать со словарём и узнать значения слов разведка и разведчики.
Разведка – это совокупность мероприятий, действия с целью сбора данных о действующем противнике, местности, где ведутся бои.
Разведчик - тот, кто идёт в разведку. Слайд.
- Сейчас вы все будете разведчиками. У вас на партах тексты. В течение 2 минут просмотреть записанные предложения и найти орфограммы (зажечь зелёные фонарики) и донести главнокомандующему.
Текст записан заранее на доске. Все работают на карточках.
Нашы пограничьники.
Нашы пограничьники зорко охроняют рубежы нашей радной строны росии. байцы днём и ночю стеригут границу. воины защищяют мирный трут людей.
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника с исправленным текстом на доске.
Наши пограничники.
Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.
- Итак, разведка прошла удачно, все орфограммы (22) найдены. Теперь прочитайте ещё раз предложения.
- Проговорите эти предложения, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).
Записать последнее предложение. Проверить написанное.
Продолжаем работу дальше.
5. Донесение.
- Что такое донесение? Давайте спросим у гостей. Слайд.
Донесение – это служебное сообщение каких-нибудь сведений начальнику, командиру.
- Что заметили в тексте?
- Нужно восстановить текст.
Ж.ть – Р.д.н. сл.ж.ть.
Жить – Родине служить.
- Какие орфограммы вы здесь видите?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Жить – Родине служить. Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.
С.м пгбй – тврщ врчй.
Сам погибай – товарища выручай.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Сам погибай – товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. Используется либо в качестве одобрения заботы о других в ущерб себе, либо в качестве рекомендации, примера для подражания.
Записать вторую пословицу. Зажечь орфограммы.
Проверить друг у друга. Сам погибай – товарища выручай.
6. Дальше у нас будет артобстрел.
- Что означает артобстрел? Артиллерийский обстрел.
- Кто такие артиллеристы? Артиллерист – это военнослужащий артиллерии.
- Что такое артиллерия? Артиллерия – это род войск, у которого на вооружении огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты).
- Я буду стрелять, а вы будете отстреливаться. Итак, начинаем.
Учитель бросает мяч, дети называют слово и бросают мяч обратно.
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных букв?(10)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ)
- В каком слове 7 гласных (семья)
- Жи- ши пиши с буквой … (и)
- Существительные отвечают на вопрос … (кто? или что?)
- Глагол обозначает … (действие)
7. Загадать загадку.
В десанте ребята
Все боевые.
Береты, как небо,
У них голубые.
- О ком идёт речь?
- Кто такие десантники? Показать слайд с изображением десантников.
- Прочитайте текст
Десантник - военнослужащий воздушно-десантных войск (ВДВ). Десантные войска - войска, специально подготовленные для высадки (выброски) на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий.
- Кто догадался, что у нас будет?
Физкультминутка.
Будь смел и отважен – рывки руками перед грудью
Прочти много книг.
В большом море знаний – движение плавающего человека
Плыви ученик
К заветной мечте - ходьба на месте
И чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле.
8. Атака.
- Что такое атака? Слайд
Атака – это стремительное наступательное движение войск, наиболее решительный момент наступательных действий войск, самолетов (вертолетов), кораблей.
- Я называю слово, а вы ищите в нём орфограммы, называете своё слово на эту же орфограмму (т.е. атакуете) .
ружьё- …, ….
лыжи - …, ….
маршал Жуков – …, ….
победит – …, …..
хлеб – …, …..
звездочки – …, ….
язык - …, …. (словарное слово)
- Слово язык – многозначное слово.
- Как это понять? (имеет много значений)
- Приведите примеры значения этого слова (язык во рту, средство общения - русский язык, язык колокола, язык пламени, язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений).
9. Шифровка
- К нам пришла шифрограмма.
- Что такое шифрограмма? Шифрованная телеграмма – секретное письмо с помощью знаков (шифра).
2 | 21 | 5 | 6 | 14 | 18 | 16 | 5 | 10 | 15 | 6 | 19 | 13 | 21 | 8 | 10 | 20 | 30 | ||
Составить предложение из букв данного слова:
Будем Родине служить.
- Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).
Будем Родине служить.
- Проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы решали на занятии? (Мы распознавали и называли орфограммы, делали «опасное место» безопасным).
- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? В чем ваша трудность?
- Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал трудность?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на занятии. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Ваша оценка будет зависеть от количества закрашенных солнышек и тучек в вашем оценочном листе.
- В начале занятия я сказала, что когда вы вырастите, будете служить в армии. Мне очень хочется, чтобы ваша служба в армии была в мирное время, чтобы ваши бои были только орфографическими.
- Спасибо всем! Занятие закончено!
Предварительный просмотр:
План – конспект внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе
Игра «Страна Словария»
Цель: формировать у учащихся интерес к русскому языку, закрепить полученные на уроках знания, расширять словарный запас.
Ожидаемые результаты:
Личностные: интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
Межпредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Предметные: умение применять орфографические правила, умение проверять написанное.
Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, ребусы.
Ход занятия:
Учитель:
- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
- Дорогие друзья, сегодня нас с вами ждет увлекательная игра «Страна Словария».
Музыка «Чему учат в школе»
Ведущий:
- Для участия в конкурсе, необходимы команды. Делимся на 2 команды (по рядам).
Выбор капитанов: каждая команда выбирает капитана.
Ведущий:
- Первый конкурс «Назови свою команду». На столах конверты со словами, ваша задача из слов выбрать лишнее, это и будет название вашей команды.
1 команда | 2 команда |
Отрезки | Вода |
Треугольники | Песок |
Прямые | Глина |
Буквы | Слова |
Ведущий: 1 команда «Буквы», 2 команда «Слова»
Ведущий:
- А сейчас второй конкурс «Разминка».
Как называется место, где …
Для 1 команды:
Продают хлеб –
Стригут –
Продают конфеты –
Доят коров –
Для 2 команды:
Спит собака–
Вас лечат –
Дают на время книги –
Зимой выращивают овощи –
(Булочная, парикмахерская, кондитерская, ферма, будка, больница, библиотека, теплица)
Ведущий:
- Следующий конкурс «Подбери слова». У каждой команды на столах лежат листы с заданием. В 1 столбик к словам надо подобрать слова-близкие по значению - синонимы, а во 2 – слова-противоположные - антонимы.
Для 1 команды:
Большой – | Храбрый – |
Печальный – | Мокрый - |
Стремительный – | Шершавый - |
Злой | Добрый |
Для 2 команды:
Маленький – | Весёлый – |
Мощный | Знойный |
Пожилой – | Трудный - |
Радостный – | Больной - |
Ведущий:
- Мы продолжаем конкурсную программу для вас, уважаемые знатоки русского языка, и следующий конкурс «Собери рассказ». Из предложений нужно собрать рассказ.
Для 1 команды:
Пришла зима.
Затрещали лютые морозы.
Реки, пруды и озера замерзли.
Дети надели теплые шубки и побежали на улицу.
Для 2 команды:
Был теплый день.
Мальчики гуляли в лесу.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Это был колючий ёжик.
(Предложения приклеиваются на лист и крепятся на доску)
Ведущий:
- А сейчас конкурс «Забей гол».
сн…говик сн…жинка н…чное
з…ма ж…ра б…льшой
зм…я н…ра с…ва
с…сна тр…па зв…зда
сл…ды ст…рик з…ркальный
Ведущий
- Конкурс «Прочитай ребус»
(Один текст на 2 команды)
Подведение итогов. Рефлексия
- Кто считает, что это занятие прошло с пользой?
- Кто остался доволен собой?
- Какие есть предложения или замечания?
- Что хотите пожелать себе и друг другу сегодня?
- Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 команда: Конкурс «Назови свою команду». 1 команда: Буквы Слова
Как называется место, где … Для 1 команды: Продают хлеб – Стригут – Продают конфеты – Доят коров – Конкурс «Разминка».
Как называется место, где … Для 2 команды: Спит собака – Вас лечат – Дают на время книги – Зимой выращивают овощи – Конкурс «Разминка».
У каждой команды на столах лежат листы с заданием. В 1 столбик к словам надо подобрать слова-близкие по значению - синонимы, во 2 – слова - противоположные - антонимы. Конкурс «Подбери слова».
Для 1 команды: Пришла зима. Затрещали лютые морозы. Реки, пруды и озера замерзли. Дети надели теплые шубки и побежали на улицу. конкурс «Собери рассказ». Для 2 команды: Был теплый день. Мальчики гуляли в лесу. Вдруг в кустах они услышали шорох. Это был колючий ёжик.
1 команда 2 команда сн … говик сн …жинка з… ма ж… ра зм …я н… ра с…сна тр …па сл … ды ст … рик Конкурс «Забей гол». е и е е о о о а а е
Конкурс «Прочитай ребус»
Подведение итогов - Кто считает, что это занятие прошло с пользой? - Кто остался доволен собой? - Какие есть предложения или замечания? - Что хотите пожелать себе и друг другу сегодня?
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программой «Окружающий мир» А.А. Плешакова, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа» и согласно положения общеобразовательного учреждения о рабочей программе на 2020-2021 учебный год.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68 ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы организации урока:
• коллективная;
• фронтальная;
• групповая;
• индивидуальная работа;
• работа в парах
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов по программе |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список учебно-методической литературы
1. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019) ,электронное приложение к учебнику.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019).
3. КИМ по окружающему миру для 2 класса, И.Ф. Ященко, Москва, 2019г.
4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»2019).
5. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2019).
6. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
7. Поурочные разработки по окружающему миру к УМК «Школа России», Москва «ВАКО» 2019г.
Интернет- сайты
- Презентации для детей (для самых маленьких): http://www.7ya.ru/pub/presentation/
- Портал для детей и любящих их взрослых: http://www.solnet.ee/
- Раннее развитие детей (для детей от 1 года и старше...): http://www.danilova.ru/storage/present.htm
- Пригодится для подготовки к праздникам. http://www.shram.kiev.ua/univer/presentation/
- Официальный сайт регионального проекта "Роялти - педагогу новатору" Калининград: http://www.royalty.baltinform.ru/
- Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
- Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
- Сервис хранения изображений (для вставки фото на страничках форума): http://www.savepic.ru/
- Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
- Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
- Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
- Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm
- Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
- Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ .
- Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями: http://www.coreldrawgromov.ru/
- Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
- Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: Красная книга.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений;
познакомить с Красной книгой России, Красной книгой Бурятии.
Задачи урока:
1) Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2) Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
3) Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.
4) Учить уважительному отношению ко всему живому.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
1)умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке;
Предметные:
1)анализировать примеры использования человеком богатств природы;
2)оценивать конкретные примеры поведения в природе;
3) различать растения и животные, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию;
Регулятивные: умение сравнивать свой результат с эталоном; способность к мобилизации сил, к преодолению трудностей;
Коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь на печатной основе, «Красная книга Бурятии», «Красная книга России», раздаточный материал, карточки.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формирование УУД | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | - Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Доброе утро, ребята. Улыбнитесь и подарите друг другу частичку своего тепла. Давайте пожелаем друг другу добра и здоровья. А я вам желаю открытия новых знаний, которые вам пригодятся в жизни. - А с какой целью вы пришли на урок? | Дети приветствуют друг друга. - Чему – то научиться, узнать что – то новое. | Личностные УУД: - формировать интерес к изучению предмета; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний. Цель этапа: дать возможность самостоятельно вывести правила друзей природы
| Стихотворение Есть просто храм, есть храм науки, - О каком храме мы будем сегодня говорить? (о природе) -Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (надо соблюдать правила поведения в природе) На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.
Проверка. - Прочитайте ,что нельзя делать в природе. - Прочитайте, что можно делать в природе. Используйте опорные слова: Не будем…Можно…Согласен…Полезно.. Нельзя… | Проговаривают предполагаемую тему урока. Работа в парах Ученики выполняют работу на карточках. Проверка работы слайд 1 Ученики выводят правила друзей природы. | Регулятивные УУД: -прогнозирование; - самооценка; -самоконтроль; - выдвижение гипотез и их обоснование; Познавательные УУД: -структурирование знаний; -умение строить высказывание; -смысловое чтение; Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли; -владение монологической и диалогической речью; |
3 | Самоопределение к деятельности. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях | - Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. слайд 2 Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» 1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко) б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков) 2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца (3 очка) б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков) в) буду наблюдать издали (1 очко)
3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков) б) расспрошу об этом учительницу (2 очка) в) не пойду (1 очко) 4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними? а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко) б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков) в) закопал бы в землю (3 очка) Ключ к тесту 4-9 очков – если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше. 10-14 очков – ты, безусловно много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред .Больше читай и ты сможешь принести природе пользу. 15-20 очков – ты наверное, любишь природу- это хорошо. Но ты мало о ней знаешь. Тебе нужно ещё много узнать о природе.- Кто хочет узнать о природе ещё больше, научиться её беречь? Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир (храм) природы, где вас ждёт много интересного и поучительного. | Ученики выполняют тест. Подсчитывают количество набранных очков. Сверяются с ключом к тесту. | Познавательные УУД: - анализ и синтез; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: -контроль; - саморегуляция; -коррекция;
|
4 | Работа над темой урока. Цель этапа: Самостоятельное озвучивание темы урока Презентация «Красная книга». Первичное усвоение новых знаний Динамическая пауза Творческая работа Решение проблемной ситуации Первичная проверка понимания Частично -поисковая работа | - Отгадайте, пожалуйста, загадку: Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, Станешь вчетверо умней. (книга) - Какая это книга, обычная? Ведь мы говорим о природе, её охране? - Узнаем почему книга имеет красный цвет - Где вы встречались с красным цветом? - Что означает в этих случаях красный цвет? - Почему эту книгу назвали красной? - Но о какой опасности?
- Сформулируйте тему и цель урока? Показ Красной книги На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности. В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. - Как вы думаете, зачем? - Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий. - А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. - Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. - На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк. - На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан. - На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля. - На серых — сведения о малоизученных и редких видах. Например, беломорский дельфин. - На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению. - Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Отдых под звуки «Музыка леса», «Голоса леса» Пользуясь учебником, подпиши названия растений из Красной книги С.88-89(учебник), С.60.№2(печатная тетрадь) Назовите цветущие растения, занесенные в Красную книгу. Рассмотрите их внимательно. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. - О чём предупреждает нас Красная книги России? С.60 № 3 Знаешь ли ты животных из Красной книги? Вырежи и наклей рисунки из Приложения. - С какой целью была создана Красная книга? Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды Дерево, трава и птица -Соглашаетесь ли с поэтом? Почему? Да, поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу. Работа с Красной книгой Бурятии Я предлагаю работу в группах. а)Группа зоологов (учёные, которые изучают животных) найдёт в дополнительной литературе и запишет названия исчезающих видов животных из Красной книги. б) Группа биологов (учёные, которые изучают растения) найдёт в дополнительной литературе и запишет названия исчезающих видов растений из Красной книги. - Какие растения и животные занесены в Красную книгу России? Выпишите их названия на отдельные листы.
У нас получилась своя Красная книга, на следующем уроке, нам предстоит выполнить Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Для этого вам нужно будет найти и рассказать об одном животном или растении, занесённом в Красную Книгу. | -книга
-«Красная книга, или Возьмём под защиту» - Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь. - В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. - В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения. - Красный цвет говорит об опасности. -Тема урока «Красная книга» -Узнать о Красную книге и углубить знания об исчезающих видах растений и животных. -Научиться соблюдать правила друзей природы. -научиться находить информацию . Чтение текста в учебнике с.88 - Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения. - Все природные объекты разделены по природным зонам. Составление рассказа о животных и растениях на цветных страницах - Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять. Для того, чтобы люди знали исчезающие виды растений и животных; - Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их. Выполнять правила друзей природы. Не уничтожать природу и всё живое на земле Так мы сможем немного помочь природе. Дети выходят и прикрепляют листы с названиями видов на доску | Регулятивные УУД: планирование; прогнозирование; ПознавательныеУУД: -работа с различными источниками информации; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; -находить нужную информацию в тексте; - смысловое чтение; КоммуникативныеУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; познавательные: Логические УУД: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные УУД: -чувство ответственности за порученное дело; Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; Познавательные УУД: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные УУД: самоопределение. |
5 | Рефлексия. Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее, аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. Обнимем земной шар (работа с моделью Земли –мячом) Оценивание успешности на уроке смайлом | - Пора бы человечеству понять, Богатство у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же ЖИВАЯ! Учитель. Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами. Любите родную природу – - Над чем вы задумались на уроке? - Какие открытия сделали? -Что вас удивило? -Что дал вам урок? - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Домашнее задание. Подготовить сообщение о любом растении или животном из Красной Книги Бурятии. - Спасибо за урок!
| Выдвигают предположения. Делают вывод. Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу. | Познавательные УУД: - строить рассуждения; - установление причинно – следственных связей; Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные УУД: -эмоциональность; -умение осознавать и определять свои эмоции; Регулятивные УУД: -определять степень успешности своей работы; |