Научно - исследовательская лаборатория

Тема: «Карты Проппа, как инновационная техника речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель: осуществление научно – исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности и научно – методическое сопровождение инновационных процессов в МБДОУ.

Задачи:

- выявление и формирование и развитие речевого творчества воспитанников в процессе  реализации инновационной техники.

- формирование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение. конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

- воспитанию интереса и любви к чтению литературы сказочного жанра.

- воспитание, желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Основные направления работы муниципальной научной лаборатории:

 -внедрение инновационных технологий в образовательное пространство МБДОУ;

-изучение необходимых условий для достижения положительного результата работы педагогического коллектива МБДОУ;

-  речевое развитие дошкольников,  как средство формирования ключевых компетенций воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Конспект досуга в подготовительной группе «Конструирование сказок по картам Проппа».

Задачи:

1.Продолжать учить пересказывать сказки с помощью карт Проппа.

2.Развивать воображение, образное мышление, связную речь.

3. Воспитывать любовь к сказкам.

Ход :

1.Организационный момент.

-Дети, вы хотите сказочку?

«Сказочка – это вязочка: сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом»

2.Основная часть.

- Что я вам сейчас рассказала? Правильно, это присказка.

- Дети, зачем нужна сказке присказка? (чтобы заинтересовать, пригласить в сказку).

-Скажите, а все сказки начинаются с одной и той же присказки? (нет, у каждой сказки своя присказка.)

 (Дети рассказывают знакомые присказки)

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили – были…
  • В тридевятом царстве, тридесятом государстве…
  • Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор-

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на щенятках.

Съехали с гор, развели костёр,

Кашку кушают, сказку слушают.

  • Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке – заходи.

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.

Присказка – это начало сказки, но у сказки есть и конец.

- Как называется конец сказки? (концовка)

- Зачем нужна сказке концовка? (чтобы вернуть слушателей из сказки в реальную жизнь)

-Какие концовки знаете вы?

 (дети рассказывают знакомые концовки)

  • Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
  • Вот и сказка вся, больше плесть нельзя.
  • Сказке конец, а мне берёзовый ларец.

-Дети, а что находится между присказкой и концовкой?

 -повествование, сама сказка.

 Недавно мы начали знакомиться с картами Проппа. Скажите, кто такой В.Я. Пропп? (это профессор, который придумал карточки для составления сказок)

Давайте вспомним, какие карты Проппа подходят для присказки и концовки. (Жили – были, счастливый конец)

  1. Чтобы закрепить значение и название карт Проппа, мы с вами поиграем в игру. Вы возьмёте со стола по одной карте – схеме, и мы ещё раз проговорим их обозначение. Затем я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете поднимать карту, которая соответствует тексту.
  • Жили – были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками.
  • Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят – строго наказывают:

- Мы пойдём далеко, а ты голоса не подавай и в окошко не выглядывай.

  • Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на траве под окошко, сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась.
  • - Эх, младой юноша! Получили мы от отца в наследство три диковинки: шапку – невидимку, ковёр – самолёт и сапоги – скороходы; да вот уже семьдесят лет как спорим, а поделиться никак не можем. Какие ещё волшебные средства встречаются в сказках?
  • Волк приготовился к прыжку, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.
  • Обняла яблонька ветвями брата с сестрой и посадила их в серёдочку, в самую густую листву. Подлетели гуси, осмотрели яблоню – нет никого! Полетали ещё туда, сюда да с тем к Бабе – Яге и вернулись.
  • Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь – дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван – царевич в третью сторону.
  • - Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар – птицу.

- Фу, фу, тебе на своём добром коне в три года не доехать доЖар – птицы. Я один знаю, где она живёт. Так и быть – коня твоего съел, буду тебе служить верой и правдой. Садись на меня да держись крепче.

  • Выбрал Иван – царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него  с Василисой Премудрой и воротился в своё царство – государство.
  • Обрадовались кот да петух. Ну, Жихарку целовать! Ну, Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

Дети, давайте немного отдохнём.

                                                         Физминутка  «Репка»

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

  1. Следующая игра называется «Найди пару»

У вас в руках карты Проппа – схемы, но любую схему можно соотнести с иллюстрацией из сказки. Вам нужно выбрать карту – картинку, которая по значению соответствует карте – схеме в ваших руках. (предложить детям поменяться картами и продолжить игру)

  1. Дети, я обещала вам сказочку? Будет вам сказка, только сочинять вы её будете сами. Но сначала вы отгадаете загадку про героя, который будет жить в вашей сказке.

На лесной опушке

Сидит она в избушке,

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкою ей дорога

Это зловредная …(Баба – Яга).

Ну вот, вы догадались, что сказка будет про Бабу – Ягу, но с условием, что Яга будет не зловредной, а доброй. Вспомните, совсем недавно к вам на праздник приходила Баба-Яга, она была весёлая, добрая, но как она узнала про праздник, как добиралась до детского сада, вы придумаете сами. Теперь давайте подумаем, кто будет мешать ей, кто будет помогать решать трудную задачу (волшебные помощники, другие герои). А теперь давайте придумаем название к сказке ( Баба-Яга на празднике в детском саду).

Возьмите по одной карте Проппа и выберете себе среди зрителей помощника. Вместе с помощником вы придумаете свою часть сказки, а затем мы все вместе расскажем эту сказку.

Карты Проппа для сказки:

  • Жили – были
  • Запрет
  • Нарушение запрета
  • Герой покидает свой дом
  • Погоня
  • Спасение от преследования
  • Появление друга – помощника
  • Волшебное средство
  • Герой возвращается домой
  • Счастливый конец

3.Рефлексия.

-Вот у нас и получилась сказка. Скажите, дети, сказка, которую вы придумали, будет народной или авторской? (народной)

-Почему? (её сочиняли много людей- мы все)