Экология
Конспекты, консультации, презинтации по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ekologicheskoy_predmetno.dlya_sayta.docx | 16.39 КБ |
kontseptsiya_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экологической предметно-развивающей среды
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Биоцентрический подход к организации экологического образования дошкольников выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного образовательного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению.
Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» — групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке — появились новые: зимний сад (салон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
– познавательному развитию ребенка;
– эколого-эстетическому развитию;
– оздоровлению ребенка;
– формированию нравственных качеств;
– формированию экологически грамотного поведения;
– экологизации различных видов детской деятельности.
Главными задачами ЭПРС являются:
– создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
– формирование экологически грамотного поведения детей в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка;
– создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:
- групповой уголок природы;
- зимний сад;
- комната природы;
- живой уголок;
- музей природы;
- экологическая лаборатория;
- озелененные пространства территории участка ДОУ.
Каждый элемент этого комплекса ориентирован на обеспечение оптимальных условий для организации экологически ориентированного взаимодействия, общения детей с миром природы. Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта.
Основой организации ПРС в дошкольных образовательных учреждениях является:
= предметный подход, обеспечивающий подбор объектов, оснащение пособиями и оборудованием для организации непосредственного контакта детей с природой;
= деятельностный подход, обеспечивающий возможность закрепления практических умений и навыков, освоение опыта взаимодействия с природой;
= гуманистический подход, обеспечивающий формирование у детей отношения к человеку как к высшей ценности, организации взаимодействия с детьми на основе гуманных чувств (доброты, милосердия, сочувствия, отзывчивости), чтобы это стало нормой жизни в обществе и природе.
Выделяются следующие принципы организации экологической развивающей среды в группе детского сада и в ДОУ в целом
— принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся;
— деятельностного подхода, учитывается возможность для ребенка действовать с объектами окружающей средой;
— функционального комфорт
Предварительный просмотр:
«Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаевой (1996) представляет собой нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Начальным этапом всей экологической работы с детьми С.Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического). Показателем Э образованности и воспитанности необходимо считать практические действия человека по отношению к природной среде. Базовой основой ЭО дошкольников является традиционно сложившаяся система ознакомления детей с природой.
СОДЕРЖАНИЕ экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Трансформация знаний в отношения происходит, если педагог реализует личностно-ориентированные методы работы с детьми. Формой выражения субъектного отношения к природе является самостоятельная деятельность.
Носителем Э культуры в детском саду надо рассматривать воспитателя, он является решающим фактором ЭВ детей. Три стороны его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
1) понимание Э проблем и причин, их порождающих. Ощущение каждым педагогом гражданской ответственности в сложившейся ситуации и готовность ее изменить.
2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методиками ЭВ дошкольников, осознание педагогом целей и задач этой деятельности, систематическая реализация различных технологий развития, воспитания и образования в практике работы с детьми.
3) общая ориентация педагога в практике новой гуманистической модели ЭВ: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов работы.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы МЕТОДОВ, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.
2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.
4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.