рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Крупченко Светлана Федосевна

рабочая программа по внеурочной деятеьности "ЮИДД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuidd.docx155.77 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительно образования детей от 04 сентября 2014года №1726-р
  3. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04 июля 2014 года№41
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций».
  6. Устав МБОУ «Сапоговская СОШ»
  7. Учебный план МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
  8. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Сапоговская СОШ», утвержденным приказом директора от 16.02.2016 № 16

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.

Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.

Задачи:

  1. познакомить школьников с азами дорожной безопасности и историей возникновения транспортных средств;
  2. систематизировать и обобщить знания учащихся о видах дорожных знаков, их  назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;
  3. развивать познавательный интерес и мотивацию обучающихся;

Общий объем времени, отводимого на изучение предмета в 1 классе, составляет 33 часа. В 1 классе урок проводится 1 раз в неделю.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формыработы:

  • поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ,
  •  профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях);
  • учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.),
  • прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.);
  • проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).

Программа обучения младших школьников ПДД «ЮИДД» способствует:

  • умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы);
  • нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
  • гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.
  • эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);
  • физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).

В ходе занятий предусматривается подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах, к ВПР.

Планируемые результаты

Личностные:

  •  самостоятельность в принятии правильного решения;
  •  убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;
  •  внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  •  здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования.

Метапредметные:

1) регулятивные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;

2) познавательные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

3) коммуникативные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • -знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог.
  • -знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.
  • - определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
  • - знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.
  • -знать значение сигналов светофора, регулировщиков.
  • -знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.
  • -самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
  • - знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.
  • -знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.
  • -знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.
  • - безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школь

Обучающиеся знают:

  • правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
  • правила движения специальных транспортных средств;
  • о деятельности ГИБДД;
  • приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
  • закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
  • правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
  • ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
  • виды транспорта: водный, воздушный;
  • об истории развития деятельности отрядов ЮИДД, положение об отрядах ЮИДД.

Обучающиеся умеют:

  • определять безопасные места для игр на улице;
  • определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
  • умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
  • выполнять объемные конструкции из бумаги;
  • применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».

Обучающиеся владеют:

  • приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
  • осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
  • культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).

В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  1. переход дороги перед близко идущим транспортом;
  2. переход дороги в неустановленном месте;
  3. неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
  4. нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
  5. игра на проезжей части дороги.

Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.

Ожидаемый результат

В результате обучений ученики должны познакомиться с правилами дорожного движения, что позволит воспитать у них ответственное отношение к дорожной ситуации, умение самостоятельно и рационально передвигаться по дорогам выбирая безопасный маршрут.

Универсальными компетенциями:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметными результатами:

 обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;

 формировать навыки здорового образа жизни;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;

— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Ожидаемые результаты реализации программы

Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.

В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень – формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.

Воспитательным результатом третьего уровня является социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Обучающиеся должны знать:

  • наиболее безопасный путь из школы домой;
  • правила перехода дороги;
  • правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
  • где можно и где нельзя играть на улице;
  • сигналы светофора;
  • основные дорожные знаки и дорожную разметку;
  • правила движения для велосипедистов;
  • приёмы безопасного падения;
  • состав и назначение автоаптечки;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • правила транспортировки пострадавших.

Уметь:

  • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
  • правильно переходить дорогу и перекрёсток;
  • различать сигналы светофора и регулировщика;
  • правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
  • безопасно вести себя в транспорте;
  • уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
  • распознавать дорожные знаки;
  • оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

Содержание тем курса

1. Понятие об участниках дорожного движения

Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика.

Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук».

Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход».

Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги».

Практическая работа: разбор действий пешеходов  в конкретных дорожных ситуациях.

3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения».

Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения

Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения.

Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда.

5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.

Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?».

6. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.

Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

7. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь».

Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

8. Тестирование по правилам дорожного движения.

Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения»

Календарно-тематическое планирование

 №

Тематика занятий

        

Кол-во часов.

Дата

План

Факт

1.Понятие об участниках дорожного движения (22 ч.)

1.

Мы идём по тротуару.

1

04.09

2

Правила поведения на тротуаре.

2

11.09

18.09

3

Элементы улиц и дорог.

3

25.09.

02.10

09.10

4

Дорожная разметка.

3

16.10

23.10

06.11

5

Дорожные знаки.

3

13.11

20.11

27.11

6

Светофор трёхглазый.

2

04.12

11.12

7-8

Элементы улиц и дорог.

2

18.12

25.12

9

Сигналы светофора и регулировщика.

2

15.01

17.01

10

Игра «Наш друг Светофор».

2

22.01

29.01

11

Конкурс «Школа светофорных наук».

2

05.02

12.02

2.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (11ч.)

12

Дорога – не место для игр.

2

26.02

05.03

13

Сказка «Волшебная горка».

2

12.03

19.03

14

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.

2

02.04

09.04

15

Игра «Я – пешеход».

2

16.04

23.04

16

Виды перекрёстков и правила разъезда на них.

2

30.04

07.05

17

Ответственность за нарушение правил.

2

14.05

21.05

Литература:

1.Весёлый светофор. Музыкальная игра. – М.: «ВЕСТЬ–ТДА», 2003.

  • 2.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
  • 3.Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.