рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительно образования детей от 04 сентября 2014года №1726-р
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04 июля 2014 года№41
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций».
- Устав МБОУ «Сапоговская СОШ»
- Учебный план МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Сапоговская СОШ», утвержденным приказом директора от 16.02.2016 № 16
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.
Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.
Задачи:
- познакомить школьников с азами дорожной безопасности и историей возникновения транспортных средств;
- систематизировать и обобщить знания учащихся о видах дорожных знаков, их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;
- развивать познавательный интерес и мотивацию обучающихся;
Общий объем времени, отводимого на изучение предмета в 1 классе, составляет 33 часа. В 1 классе урок проводится 1 раз в неделю.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формыработы:
- поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ,
- профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях);
- учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.),
- прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.);
- проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).
Программа обучения младших школьников ПДД «ЮИДД» способствует:
- умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы);
- нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
- гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.
- эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);
- физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).
В ходе занятий предусматривается подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах, к ВПР.
Планируемые результаты
Личностные:
- самостоятельность в принятии правильного решения;
- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования.
Метапредметные:
1) регулятивные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;
2) познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
3) коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- -знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог.
- -знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.
- - определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
- - знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.
- -знать значение сигналов светофора, регулировщиков.
- -знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.
- -самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
- - знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.
- -знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.
- -знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.
- - безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школь
Обучающиеся знают:
- правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
- правила движения специальных транспортных средств;
- о деятельности ГИБДД;
- приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
- закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
- правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
- ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
- виды транспорта: водный, воздушный;
- об истории развития деятельности отрядов ЮИДД, положение об отрядах ЮИДД.
Обучающиеся умеют:
- определять безопасные места для игр на улице;
- определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
- умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
- выполнять объемные конструкции из бумаги;
- применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».
Обучающиеся владеют:
- приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
- осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
- культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части дороги.
Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.
Ожидаемый результат
В результате обучений ученики должны познакомиться с правилами дорожного движения, что позволит воспитать у них ответственное отношение к дорожной ситуации, умение самостоятельно и рационально передвигаться по дорогам выбирая безопасный маршрут.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметными результатами:
— обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;
— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.
В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень – формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.
Воспитательным результатом третьего уровня является социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Обучающиеся должны знать:
- наиболее безопасный путь из школы домой;
- правила перехода дороги;
- правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
- где можно и где нельзя играть на улице;
- сигналы светофора;
- основные дорожные знаки и дорожную разметку;
- правила движения для велосипедистов;
- приёмы безопасного падения;
- состав и назначение автоаптечки;
- правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- правила транспортировки пострадавших.
Уметь:
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
- правильно переходить дорогу и перекрёсток;
- различать сигналы светофора и регулировщика;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
- безопасно вести себя в транспорте;
- уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
- распознавать дорожные знаки;
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
Содержание тем курса
1. Понятие об участниках дорожного движения
Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика.
Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук».
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход».
Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги».
Практическая работа: разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения».
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения
Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?».
6. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
7. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь».
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
8. Тестирование по правилам дорожного движения.
Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тематика занятий
| Кол-во часов. | Дата | ||||
План | Факт | ||||||
1.Понятие об участниках дорожного движения (22 ч.) | |||||||
1. | Мы идём по тротуару. | 1 | 04.09 | ||||
2 | Правила поведения на тротуаре. | 2 | 11.09 18.09 | ||||
3 | Элементы улиц и дорог. | 3 | 25.09. 02.10 09.10 | ||||
4 | Дорожная разметка. | 3 | 16.10 23.10 06.11 | ||||
5 | Дорожные знаки. | 3 | 13.11 20.11 27.11 | ||||
6 | Светофор трёхглазый. | 2 | 04.12 11.12 | ||||
7-8 | Элементы улиц и дорог. | 2 | 18.12 25.12 | ||||
9 | Сигналы светофора и регулировщика. | 2 | 15.01 17.01 | ||||
10 | Игра «Наш друг Светофор». | 2 | 22.01 29.01 | ||||
11 | Конкурс «Школа светофорных наук». | 2 | 05.02 12.02 | ||||
2.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (11ч.) | |||||||
12 | Дорога – не место для игр. | 2 | 26.02 05.03 | ||||
13 | Сказка «Волшебная горка». | 2 | 12.03 19.03 | ||||
14 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. | 2 | 02.04 09.04 | ||||
15 | Игра «Я – пешеход». | 2 | 16.04 23.04 | ||||
16 | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. | 2 | 30.04 07.05 | ||||
17 | Ответственность за нарушение правил. | 2 | 14.05 21.05 |
Литература:
1.Весёлый светофор. Музыкальная игра. – М.: «ВЕСТЬ–ТДА», 2003.
- 2.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
- 3.Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.