Аналитический отчет, обобщения опыта....
Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР в логопедической группе.
Учитель логопед:
Кондратьева В.В.
Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР в логопедической группе.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать, ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть необходимость дальнейшего изыскания приемов и методов способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков и для ее решения необходимо тесное сотрудничество логопеда и воспитателей группы.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Поэтому в начале нашей совместной работы с воспитателями была поставлена цель:
повышение эффективностикоррекции звукопроизношения посредством взаимодействия логопеда и воспитателейв группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. И задачи:
- Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
- Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
- Развивать у детей правильное звукопроизношение через взаимодействие логопеда и воспитателя.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются при тесном сотрудничестве учителей-логопедов и воспитателей. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ОНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения:
Логопед Цель: логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Воспитатель Цель: воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап
Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произношение звука)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь) | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
Основные направления коррекционнойработы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)
выполняется в течение дня 3-5 раз.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта. Каждодневные упражнения выполняются и со всей группой в течение 3-5 минут. Их можно проводить перед дневным сном, перед завтраком, обедом, полдником. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
- Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда,
закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в тетрадь взаимосвязи.
Воспитатель не должен упустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных. В ходе НОД ошибки д фиксируются и исправляются воспитателем по ходу ответа ребенком.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал втетрадь взаимосвязи.Педагог проводит автоматизацию звуков по предложенной логопедом карточке (указывается № карточки), использует игры на автоматизируемый звук, которые имеются в группе или у логопеда в кабинете. На прогулке проводятся подвижные игры на звуки, которые автоматизируются в данный период. Во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети обычно заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. Воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – то ему предлагается собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки и т. п. Дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность.
Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь большое зеркало, в котором видно лица ребёнка и воспитателя одновременно. Занимаясь с ребёнком, воспитатель помнит, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его.
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:
1.Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2.Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3.Автоматизация звука в предложениях;
4.Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5.Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6.Автоматизация звука в разговорной речи.
Для этого имеется достаточно материала: карточки, игры словесные и дидактические, физминутки, подвижные игры.
Занятия по формированию правильного произношения у детей проводятся в системе. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а работу над автоматизацией звуков проводится на подгрупповых занятиях. В подгруппы объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Состав подгрупп подвижен и меняется с каждым новым звуком.
Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий не должна превышать 15 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.
С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой широко используется для проговаривания наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, лото, картинное домино. Наглядный материал помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, способствует достижению наибольшего эффекта.
У детей с общим недоразвитием речи процесс автоматизации звуков протекает достаточно длительно. При общем недоразвитии речи отмечается несформированность всех языковых компонентов: лексики, грамматики и фонетики, а также несформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Речевая деятельность функционирует в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами, поэтому комплексная программа логопедического воздействия должна включать не только фонетическую работу, но и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем речи, а также упражнения, направленные на развитие психологической базы речи.
Этап автоматизации звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Материала у нас достаточно, но мы стараемся его обновлять и пополнять, чтобы превратить этот процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самое главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – создать для воспитанников с нарушениями устной речи единое коррекционно-образовательное пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение эффективности коррекции звукопроизношения посредством взаимодействия логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Задачи Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. Развивать у детей правильное звукопроизношение через взаимодействие логопеда и воспитателя.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения : Логопед Цель : логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует . Воспитатель Цель : воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.
Подготовительный этап Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произношение звука) Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки , стихи, связную речь) Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
Основные направления коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда: Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз. 2. Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющая звукопроизношение.
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности: 1.Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2.Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3.Автоматизация звука в предложениях; 4.Автоматизация звука в чистоговорках и стихах; 5.Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6.Автоматизация звука в разговорной речи.
Для этого имеется достаточно материала: карточки, игры словесные и дидактические, подвижные игры, физкультминутки
Спасибо за внимание…..
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Мастер-класс для воспитателей:
«Роль артикуляционной гимнастики в формировании звукопроизношения и методика её проведения».
Учитель логопед: Кондратьева В.В.
г. Советский
Мастер-класс для воспитателей: «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звукопроизношения и методика её проведения»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности
действий, методов, приёмов и формпедагогической деятельности при проведении
артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;
- рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;
- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
- познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркала, выставка методической литературы.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением всех звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки.
Рассмотрим органы артикуляционного аппарата.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р). В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика– это комплекс специальных упражнений для развития и укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата(языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
-Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции. Самым эффективным средством профилактики речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат, совершенствует движения артикуляционных органов, но и готовит речевой аппарат к речевой нагрузке. Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Важно соблюдать требования, которые предъявляются к артикуляционной гимнастике: точность, устойчивость, плавность движений органов артикуляционного аппарата, темп выполнения постепенно увеличивается, переход от более простого движения к более сложному движению, равномерное участие в них левой и правой половины языка. Если не следить за качеством выполняемых движений, тогда артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Очень важно, чтоб во время занятий с ребёнком вы были доброжелательны и терпеливы, хвалите, вселяйте веру в свои силы. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 - 8 минут в день (например: перед завтраком, обедом и ужином; лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
2.Прежде чем начать занятия, необходимо познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: верхние и нижние зубы, верхняя и нижняя губа, небо, язык (кончик, спинка, боковые края), альвеолы (бугорки за верхними зубами).
3. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
4. В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объём движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания её, переключаемость с одного движения на другое,иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
5. Не следует предлагать детям более 3 - 5 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых 3 - 5 упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.
6. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
7. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
9.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
10. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть хорошо освещено.
11.Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.
12. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
13. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с упражнениями артикуляционной гимнастики и выполнить их так, как это делают наши дети.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Обобщение опыта работы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Учитель –логопед: Кондратьева В.В.
2019 г.
Эта тема выбрана нами неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Тема использования компьютера в работе учителя-логопеда – это углубленная тема, над которой я работаю в своей повседневной практической деятельности. Почему именно она? Во-первых, мне это интересно, во-вторых, я смела предположить, что это должно понравится моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений. И в–третьих, я, как молодой специалист, столкнулась с нехваткой методического материала для своей работы и малыми просторами кабинета логопункта для хранения различных картин, иллюстраций, многочисленных картотек и т.д. Отсюда и решение – использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности.
Компьютерные технологии использую в своей деятельности регулярно – при построении коррекционного процесса непосредственно с детьми, в работе с родителями, а так же при ведении отчетной документации на логопункте.
Хотелось бы особой остановиться на том моменте, что процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как такая коррекционная деятельность часто носит монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях, чему и способствует использование ИКТ.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие и повысить мотивационную активность детей. Каждая тематическая неделя детского сада отражается и в моей деятельности, чтобы ребёнок за целую неделю получил необходимый объем знаний по данной теме. Такие тематики и подсказывают, какой герой попросит нас о помощи или к кому мы отправимся в гости. С помощью презентаций, мы отправляемся с главным героем в путешествие, встречаем на своем пути препятствия, преодолеваем их. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. В конце каждого путешествия мы обязательно получаем поощрения! Это приводит детей в восторг.
Так же презентации позволяют показать детям то, чего они никогда не видели – например, земли Африки, их жителей, национальную одежду и т.д. С помощью презентаций, детям можно объяснить такие абстрактные понятия, как дружба, взаимопомощь, чувства и эмоции людей и т.д.
Одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные игры. Некоторые флэш-игры я ищу на просторах интернета. Но в основном такие игры я создаю сама. Тематика игр подсказывается мне ежедневной практической деятельностью. Последние игры, созданные мной: это игра «Четвёртый лишний»; Игра на развитие словообразования «На кухне»; «Что сначала, что потом»; «Обобщающие понятия», и лабиринты на различные звуки для их автоматизации.
Так же в программе мультимедийных презентаций я создаю картотеки по различным направлениям. В нынешнее время это очень актуально, так как карточная система различных дидактических материалов в работе узких специалистов вновь занимает прочное место. Это и картотеки на автоматизацию звуков, серии сюжетных картинок, карточки на развитие фонематического слуха и т.д. Такие уже заламинированные карточки выглядят эстетично, ярко и прослужат любому специалисту долгое время.
Нельзя не отметить значение ИКТ в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность. В памяти компьютера хранятся все диагностические данные, речевые карты воспитанников, ведение мониторинга, списки детей, которые нуждаются в логопедической помощи и т.д. Соответственно, все документы на логопункте выглядят эстетично, аккуратно и соответствуют нормам ведения отчетной документации. Так же при помощи различных компьютерных программ создаю оформление для логопедического стенда «Весёлые тараторки» и кабинета учителя-логопеда в целом.
Также ИКТ выступает в качестве средств наглядности для родителей и коллег. На своих выступлениях на педагогических часах и родительских собраниях регулярно сопровождаю свою речь мультимедийными презентациями, видеороликами о работе логопункта, фотоотчётами логопедических мероприятий. Можно отметить, что выступления, сопровождающиеся данными материалами, воспринимается легче и интереснее. Также на официальном сайте нашего детского сада оформлен кабинет логопеда. Тут вы можете увидеть и расписание работы учителя-логопеда, и консультации на различные темы, упражнения для постановки и автоматизации звуков, фотоотчёты наших будней и открытых мероприятиях. Так же совсем недавно появился ещё один раздел кабинета «В помощь родителям для упражнений дома». Эта идея была мне подсказана на лекции – вебинаре г.Новосибирска. На сайте детского сада даю упражнения для закрепления дома тем детям, у которых по семейным обстоятельствам пока нет возможности посещать детский сад. Это очень удобно, позволяет проводить коррекционные занятия систематически.
Так же, благодаря интернету, у меня появилась возможность повышать свою квалификацию на вебинарах. Мы слушаем лекции известных педагогов нашей страны, углубленно изучаем некоторые аспекты нашей работы, устраиваем круглые столы, обсуждая наболевшие вопросы и т.д. При регистрации на вебинарах я вижу, как проходят регистарцию педагоги из разных уголков нашей необъятной страны – Мурманск, Владивосток, Калининград…Некоторые специалисты слушают лекцию глубокой ночью…Понимание того, что мы все вместе делаем одно очень непростое дело – очень подбадривает меня, подсказывает, что я иду в правильном направлении, что всегда смогу обратиться за советом и поделиться опытом со специалистами разных регионов.
Так же при помощи интернета, выставляю свои наработки, игры, консультации на различных образовательных сайтах…
Игра «Лабиринт на звук С».
В завершении своего выступления я хотела бы вам представить свою последнюю разработанную игру «Лабиринт». Данные лабиринты предназначены для автоматизации звуков.
Перед вами на слайде игра «Лабиринт для автоматизации звука С». Мышкой такой игры может управлять и педагог, и ребёнок. Иллюстрационный материал фонового режима для каждого лабиринта подбирается неслучайно. Если дед мороз едет по заснеженному лесу, и эта игра направлена на автоматизацию звука С, то и на фоновой иллюстрации будут соответствующие изображения: снегири, снеговики, снег, снежинки и т.д. То есть до самого начала игры можно рассмотреть данную иллюстрацию, задать ребёнку множество вопросов, попросить его составить описательный рассказ какого-либо элемента картины или всей иллюстрации в целом.
Как видите, на пути встречается не так много слов. Но суть данных лабиринтов не в отработке большого количества слов с нарушенным звуком. Дело в том, что во время движения главного героя внимание ребёнка рассеивается, ребёнок отвлекается от установки говорить данный звук правильно и тем самым можно проверить, вводиться ли исправленный звук в спонтанную речь или нет.
Уже проверено на практике, компьютерная игра привлекает внимание ребёнка, повышает стимул исправлять речевые нарушения, приходя в кабинет учителя-логопеда снова и снова
Прошу внимание на игру.
Логопед дает установку: «Наступает Новый Год. Все ребята готовы к празднованию, но вот беда: ёлка не наряжена игрушками… Какой Новый Год без нарядной ёлки? Деду морозу необходимо отправиться в путь по извилистой дорожке для того, чтобы ёлочка засияла огнями и наступил праздник. Для этого нам нужно ему помочь. Как только на пути Деда Мороза появятся предметы, нам необходимо правильно и чётко назвать данные слова. Только тогда он сможет ехать дальше. Готов? Поехали».
Таким образом, грамотное использование компьютера, в соответствии с санитарными правилами и нормами, приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем - логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский»
Консультация
Тема: «Использование артикуляционных сказок при формировании правильного звукопроизношения»
Учитель-логопед: Замыслова Т.А.
Кондратьева В.В.
Буюкли О.П.
Февраль
2021 г.
Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года. Поэтому воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду.
Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата. Добиться чёткой координированной работы органов речевого аппарата возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения. Но часто бывает, что воспитатели массовых групп испытывают затруднения в подборе артикуляционных упражнений. И чтобы помочь им систематизировать работу по развитию артикуляционной моторики, с учётом задач по звуковой культуре речи и появления звуков в онтогенезе, творческой группой нашего детского сада было составлено перспективное планирование упражнений, формирующих правильный артикуляционный уклад звуков.
Но всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.
Артикуляционную гимнастику проводила ежедневно один раз с детьми младшей группе, а со средней группы два раза в день, продолжительность не более 10 мин.
Чтобы комплексы артикуляционной гимнастики не были скучными, при проведении артикуляционной гимнастики используются сказки для язычка. В соответствии со сказочным сюжетом и выполняемым действием каждому артикуляционному упражнению даётся название и подбирается картинка – образ.
Дети садятся на стульчики, рассказываете сказку, сопровождая ее показом картинок – образов или называя упражнение. Дети, видя картинки – образы или слыша знакомые названия упражнений, выполняют артикуляционную гимнастику.
Сейчас мы с вами поучимся выполнять некоторые упражнения.
Презентация.
Итог: раздача практического материала (Сборники артикуляционных сказок)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский
Аналитический отчёт
о работе учителя – логопеда Кондратьевой В.В.
за 2021– 2022 учебный год.
2022 год
1. Общая характеристика группы.
Состав группы:
Всего человек: 14. Возраст детей от 6 до 7 лет на начало года.
Мальчиков 9 чел. Девочек 5 чел.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития, кроме Никифоровой Раисы. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.
2. Анализ плана за прошедший учебный год.
Работа группы «Речевички» осуществлялась исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад «Родничок» на 2021 - 2022 учебный год.
Перед учителем–логопедом группы были поставлены следующие задачи:
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;
- реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- создания условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивания их речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;
- освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) сочеталась с задачами годового плана ДОУ, так как была предусмотрена интеграция действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
В группе систематически проводились занятия в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности (еженедельно проводились четыре логопедических занятия: лексическое, обучение грамоте, развитие грамматического строя речи и связная речь), кроме подгрупповых занятий, проводились индивидуальные занятия (3 раза в неделю). На индивидуальных занятиях работали по постановке звуков и закреплении материала по лексическим темам. Для закрепления тем недели, детям давалось задание на дом, где они отрабатывали лексическую тему с родителями. По всем возникающим вопросам у родителей проводились консультации, индивидуально.
Все запланированные занятия по темам проведены. Поставленные задачи выполнены. Недостаточно отработана задача по овладению детьми связной речи. В следующий год больше уделить внимания пересказу текстов.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
3. Краткая характеристика мероприятий.
В течение года в группе мною были проведены общие мероприятия с детьми.
4. Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях
№ п/п | ФИ, ребенка | Статус конкурса (очный/заочный) | Результат | |
Призовое место | Участие | |||
Уровень ДОУ | ||||
Название конкурса «Мы растем под мирным небом» | ||||
1. | Орлов Артем | Очный | + | |
2. | Крайнова Ульяна | Очный | + | |
3. | Рудометов Давид | Очный | + | |
Муниципальный уровень | ||||
Название конкурса «Мы растем под мирным небом» | ||||
1. | Крайнова Ульяна | Очный | + | |
Федеральный уровень | ||||
Название конкурса «Что такое школа?» | ||||
1. | Григорьев Никита | Заочный 10 октября 2021г. | Диплом победителя | |
Название конкурса «Что это за дерево?» | ||||
1 | Рябков Сергей | Заочный Октябрь 2021 г. | Диплом победителя |
В ходе проведённых мероприятий были получены положительные результаты.
5. Работа с родителями
В течение года в группе проводилась работа по взаимодействию с родителями. На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись домашние задания на выходные в соответствии с лексической темой недели. Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. Родители охотно шли на контакт и старались выполнять рекомендации логопеда по автоматизации звуков, по обучению детей грамоте.
6. Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Обновлялась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете, в логопедических уголках. Дополнительно были созданы папки и игры: по развитию связной речи: (мнемотаблицы, сюжетные картинки; по грамоте (картинный материал по звукам, буквам); по звукопроизношению и дифференциации звуков «Улитки», «Звуковые бродилки», «Звуковички» (раздаточный материал), развитие фонематического слуха «Собери ромашку», «Найди картинки на заданный звук (букву)» настольный театр. Воспитанники проявили интерес к играм, с удовольствием играли в игры.
7. Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 2020 -2021учебный год показал следующие результаты:
Речевая готовность к школе (кол-во детей) | ||
Уровни | Сентябрь 2021г. | Май 2022 год |
Высокий | - | 1 |
Выше-среднего | 1 | 4 |
Средний | 7 | 5 |
Ниже - среднего | 5 | 3 |
Низкий | 1 | 1 |
Речевая готовность к школе (%) | ||
Высокий | 0% | 7,1% |
Выше-среднего | 7,1% | 28,6% |
Средний | 50% | 35,8% |
Ниже - среднего | 35,8% | 21,4% |
Низкий | 7,1% | 7,1% |
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям обучения, воспитания и развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
8. Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога
(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)
9. Общий вывод о проделанной работе
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.
Проблемы:
- не все родители уделяли должное внимание занятиям с ребёнком по заданию логопеда. Дети часто забывали тетради дома или приносили с невыполненным заданием.
- Слабая посещаемость некоторыми детьми детского сада.
Успехи:
- Дети научились: делать звуковой анализ слов, читать, различать звуки (гласные – согласные, звонкие – глухие), подбирать антонимы, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, составлять предложения и схемы к ним.
Вывод: результаты деятельности группы «Речевички» за 2021 - 2022 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
10. Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.
С учётом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2022 - 2023 учебный год:
- Продолжать целенаправленную коррекционно-развивающую работу в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
- Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
- Продолжать совершенствовать РППС в логопедическом кабинете в соответствии с ФГОС. Оборудовать уголки по развитию воздушной струи и мелкой моторики.
- Повышать уровень педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский
Аналитический отчёт
о работе учителя – логопеда Кондратьевой В.В.
за 2020 – 2021 учебный год.
2021 год.
1. Общая характеристика группы.
Состав группы:
Всего человек: 14 Возраст детей от 5 до 6 лет на начало года.
Мальчиков 11 чел. Девочек 3 чел.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
2. Анализ плана за прошедший учебный год.
Работа группы «Речевички» осуществлялась исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МАДОУ «Детский сад «Родничок» на 2020 - 2021 учебный год.
Перед учителем–логопедом группы были поставлены следующие задачи:
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;
- реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- создания условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивания их речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;
- освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) сочеталась с задачами годового плана ДОУ, так как была предусмотрена интеграция действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
В группе систематически проводились занятия в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности (еженедельно проводились четыре логопедических занятия: лексическое, обучение грамоте, развитие грамматического строя речи и связная речь), кроме подгрупповых занятий, проводились индивидуальные занятия (3 раза в неделю). На индивидуальных занятиях работали по постановке звуков и закреплении материала по лексическим темам. Для закрепления тем недели, детям давалось задание на дом, где они отрабатывали лексическую тему с родителями. По всем возникающим вопросам у родителей проводились консультации, индивидуально.
Все запланированные занятия по темам проведены. Поставленные задачи выполнены. Недостаточно отработана задача по овладению детьми связной речи. В следующий год больше уделить внимания пересказу текстов.
В этом учебном году прошла курсы повышения квалификации по теме: «Профессиональный стандарт педагога ДОУ», 19.06.2020 г.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
3. Краткая характеристика мероприятий.
В течение года в группе мною были проведены общие мероприятия с детьми.
4. Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях
№ п/п | ФИ, ребенка | Статус конкурса (очный/заочный) | Результат | |
Призовое место | Участие | |||
Уровень ДОУ | ||||
Название конкурса «Мы растем под мирным небом» | ||||
1. | Кадыров Ринат | Очный | + | |
2. | Рябков Сергей | Очный | + | |
3. | Рудометов Давид | Очный | + | |
4. | Орлов Артем | Очный | + | |
Муниципальный уровень | ||||
Название конкурса «Мы растем под мирным небом» | ||||
1. | Кадыров Ринат | Очный | Диплом за участие | |
Окружной уровень | ||||
Название конкурса « » | ||||
1. | ||||
2. | ||||
Федеральный уровень | ||||
Название конкурса «Рисунки цветными счётными палочками Кюизенера» | ||||
1. | Неустроева Вероника | Заочный Сентябрь 2020 г. | Сертификат | |
Название конкурса «Кошки против собак» | ||||
1 | Новиков Толя | Заочный 02 ноября 2020 г. | Диплом призера | |
Название конкурса. Викторина «Знатоки стихов» | ||||
1 | Калько Софья | 20.04.2021 | Диплом 1 место |
В ходе проведённых мероприятий были получены положительные результаты.
5. Работа с родителями
В течение года в группе проводилась работа по взаимодействию с родителями (индивидуально), был проведен мастер – класс «Артикуляционная гимнастика».
Родители охотно шли на контакт и старались выполнять рекомендации логопеда по автоматизации звуков, по обучению детей грамоте.
6. Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Плодотворной оказалась работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Мною изготовлены игры на дифференциацию и развитие фонематического слуха «Едем в отпуск», «Собери ромашку», «Найди картинки на заданный звук (букву)». Воспитанники проявили интерес к играм, с удовольствием играли в игры.
7. Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 2020 -2021учебный год показал следующие результаты:
Лист оценки состояния общего и речевого развития детей старшего дошкольного возраста учителем-логопедом. | ||
Уровни | Сентябрь 2020 г. | Май 2021 год |
Высокий | - | - |
Выше-среднего | - | - |
Средний | - | 4 |
Ниже - среднего | 6 | 7 |
Низкий | 8 | 3 |
% | ||
Высокий | 0 | 0 |
Выше-среднего | 0 | 0 |
Средний | 0 | 28% |
Ниже - среднего | 42% | 50% |
Низкий | 58% | 22% |
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям обучения, воспитания и развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
8. Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога
(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)
9. Общий вывод о проделанной работе
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.
Проблемы:
- не все родители уделяли должное внимание занятиям с ребёнком по заданию логопеда. Дети часто забывали тетради дома или приносили с невыполненным заданием.
- медленно идет автоматизация поставленных звуков, так как многие дети без уважительных причин пропускали детский сад.
Успехи:
- Дети научились: делить слова на слоги, подбирать слова на заданный звук, делать звуковой анализ слов, различать звуки (гласные – согласные, звонкие – глухие).
Вывод: результаты деятельности группы «Речевички» за 2020 - 2021 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
10. Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.
С учётом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2021 - 2022 учебный год:
- Продолжать целенаправленную коррекционно-развивающую работу в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
- Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по автоматизации поставленных звуков ребёнку.
- Повышать уровень педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.