web - quest
В глобальной компьютерной сети можно без труда найти и разместить интересную и полезную информацию на любую интересующую вас тему. Какое значение это может иметь для образования? Наиболее перспективно использовать Интернет как технологию, с помощью которой можно не только решать учебные задачи, но и упорядочивать образовательный процесс в целом, развивать метапредметные умения и навыки обучающихся.
Нынешнее поколение учеников идет в ногу с непрерывно развивающимися технологиями и порой знает больше, чем предполагает учитель. Заинтересовать уроком детей, ориентирующихся в сети Интернет лучше, чем в собственном городе, является основной задачей современного учителя.
В настоящее время существует много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология веб-квестов. Изучение, овладение и применение на практике этой технологии очень актуально и, главное, интересно детям.
Слово «квест» (от англ. «quest» - «путешествие») – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Использование в учебной деятельности технологии веб-квестов не только позволит учителю продемонстрировать свою компетентность, но и поможет вовлечь учеников в современный процесс обучения, который не ограничивается старой схемой: учитель – учебник – ученик. Применением технологии веб-квестов на уроках учителем достигаются различные цели.
Обучающие:
· формирование умений и навыков информационной деятельности;
· обучение навыкам получения и отправления электронной почты, создания презентаций;
· обучение сбору и анализу материалов из различных источников;
· обучение умению обращать внимание на детали;
· обучение умению выстраивать цепочку доказательств и делать обоснованные выводы;
· обучение грамотной организации материала в целях повышения эффективности устного и письменного сообщения;
· обучение умению находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
Развивающие:
· развитие интереса к различным областям знаний;
· развитие умения относиться к собранным материалам с критической точки зрения и рассматривать их в конкретном историческом контексте;
· повышение мотивации обучения и качества усвоения знаний по изучаемому предмету;
· формирование потребности в регулярном чтении научной, научно-популярной и художественной литературы (в том числе опубликованной в Интернете);
· совершенствование навыков анализа;
· развитие критического мышления, умения устанавливать логические связи между событиями и явлениями;
· развитие коммуникативных умений и навыков публичного выступления;
· использование информационного пространства сети Интернет для изучения интересных фактов, связанных с различными вопросами;
· развитие потребности использования информационного пространства сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
· совершенствование навыков работы в компьютерных программах;
· формирование умения работать в команде, достигать компромисса;
Воспитывающие:
· воспитание культуры общения и коммуникативных навыков учащихся;
· воспитание культуры публичного выступления;
· воспитание культуры общения в сети Интернет.
Для проведения веб-квеста необходимо определенное оснащение:
компьютерный класс для выполнения работы, доступ в Интернет, пакет MS Office, мультимедиа.
Требования к уровню подготовки учеников для прохождения веб-квеста:
· работать с различными источниками информации;
· уметь аргументированно формулировать и отстаивать свою позицию;
· уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск);
· уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
· уметь создавать типовые документы на компьютере;
· уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
· уметь путешествовать по Всемирной паутине.
Работа над веб-квестом делает учащегося самостоятельным, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию критического мышления, развивает умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, можно однозначно сказать, что технология веб-квестов – это мощный инструмент, обеспечивающий формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний, умений и способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.
Примеры квестов, которые мне очень понравились:
Web quest "Природные зоны России"