Работа с родителями.
В педагогическом процессе особая роль принадлежит родителям, привлечение которых к тесному сотрудничеству с педагогами, будет способствовать успешному исправлению речевых расстройств. Крайне необходимо активизировать родителей, расширить их представления об особенностях развития детей с речевыми патологиями, что позволит успешнее решать поставленные задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ.
Консультация для родителей «Во весь голос».
Составил:
учитель-логопед
Халеева В.Р.
РМЭ,
г. Волжск,
2012 г.
(По материалам статей журнала «Растим ребенка»).
Первый крик малыша. Его весть о том, что он пришел в этот мир. С самого первого дня и на всю жизнь этот голосок мама не спутает ни с каким другим.
На первый взгляд, между криком и речью мало общего. Но плач малыша содержит одну из важных характеристик речи – интонацию. Если разложить его на отдельные фрагменты, можно распознать гласные «а» и «э». Эти звуки наиболее распространены среди всех «слов» первого года жизни. Именно из этих звуков возникает гуление, а затем постепенно строится речь.
Голос – визитная карточка человека. Тембр, манера говорить могут многое рассказать о его характере, чувствах. Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли. По мнению психологов, у человека с выразительным и приятным голосом гораздо больше шансов получить хорошую работу и стать успешным в жизни.
Голос человека можно разложить на несколько составляющих: высоту, силу, тембр. Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона, это обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной. Сила голоса — произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью – является важным элементом оформления устной речи. Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый) — присоединение к основному тону добавочных, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.
В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – его качества представлены несколько по-разному. Разговорный голос составляет лишь одну десятую от общего диапазона голоса. Развитие музыкального слуха, пение помогают более полно использовать все возможности голоса.
Во многом свойства голоса определяются анатомическими особенностями конкретного человека: ростом, строением гортани, объемом околоносовых пазух. Но многие характеристики голоса можно и нужно развивать с самого раннего детства.
От года до трех лет.
В этом возрасте, как правило, дети начинают говорить, стремительно пополняют словарный запас. Чтобы речь ребенка была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить быстро или медленно, начиная с полутора-двух лет надо учить его пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Чего не стоит делать:
• Не оставляйте без внимания потребность ребенка в общении. В период становления речи многие дети требуют, чтобы родители повторяли за ним каждое слово, это служит для них подтверждением, что его слышат, понимают и одобряют.
• Не подражайте речи ребенка, говорите правильно.
• Не делайте далеко идущих выводов о наличии или отсутствии у ребенка
музыкального слуха и голоса. Вокальные мышцы у детей в этом возрасте еще не развиты.
Основное развитие голоса, речи и интеллекта ребенок по-прежнему получает от общения с родителями. Разучивайте с малышом стихи, сказки, песенки. Многие дети охотно подпевают и танцуют, когда слышат приятную музыку.
Полезные упражнения
• Громко-тихо. На примере игрушек разного размера (например, большой и маленькой собак) научите ребенка менять силу голоса. Пусть большая собака лает громко, а маленькая – тихо. Сначала покажите сами, потом попросите малыша попробовать проделать то же самое.
• Домашний театр. Читайте и разыгрывайте сказки по ролям. Пусть ребенок озвучивает разных персонажей и голосом передает их характер: комар-пискун пусть говорит тонюсеньким голоском, Баба-яга – грубым и низким, лисичка – ласково, растягивая гласные, и так далее.
• Не разбуди куклу. Положите куклу в кроватку, скажите малышу, что она устала и уснула, а вам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить куклу. Попросите ребенка все делать и говорить тихо (но не шепотом).
От трех до шести лет.
Основную роль в тренировке голосового аппарата приобретает пение. Очень полезно получать уроки пения в игровой форме несколько раз в неделю в детском саду или в центрах развития. До 7-8 лет дети поют главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и невелик по силе. Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек в этом возрасте нет.
Большое значение в развитии речи и постановке музыкального голоса получает правильное дыхание. Залог свободного дыхания, а значит, и хорошего голоса – правильная осанка. Она важна для работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом.
Полезные упражнения
• Занимайтесь физическими упражнениями, укрепляющими мышцы груди, пресса, спины, плаванием.
• Превратите дыхательную гимнастику в увлекательную игру. Надувая шарик, можно чередовать глубокие и короткие выдохи. Предложите ребенку роль искателя подводных сокровищ: разложите на полу игрушки – чтобы их достать, нужно «нырнуть» и задержать дыхание.
• Детям со слабыми речевыми данными хорошо помогают упражнения на сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение — чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-илась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-еелочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д.
Чего не стоит делать:
• Громкое пение, крик вредят неокрепшим голосовым мышцам детей, притупляют слух и отрицательно влияют на их нервную систему.
• Вред голосовым связкам наносит также пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по радио, телевизору, в аудиозаписях.
Упражнения на развитие силы голоса.
- «Ауканье» - представь, что мы заблудились в лесу. Давай кричать: «Ау-ау!» Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
- «Эхо» - дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» Другие тихо отзываются: «А-а-а».
- «Вьюга» - изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
- «Гудок паровоза» - изобразим гудок паровоза: «Ту-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Полезные упражнения.
• Дыхательная гимнастика может стать более разнообразной; полезно использовать отдельные элементы йоги. При спокойном разговоре с друзьями вполне достаточно поверхностного дыхания. Но для того чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы.
• Полезно тренироваться в публичных выступлениях. Подготовленный доклад надо сначала с выражением прочитать перед зеркалом, потом рассказать другу или родителям и только после этого выступать перед большой аудиторией.
• Многим помогает развивать голос, слух, свои творческие способности участие в театральных постановках.
Ученые давно доказали: секрет успеха человека — в его голосе. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% — от голоса и только на 7% — от того, что этот человек, собственно, говорит. Давайте же научимся сами и научим своих детей использовать по максимуму заложенные в нас природой возможности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ.
Консультация для родителей «Фонематический слух и его формирование у детей».
Составил:
учитель-логопед
Халеева В.Р.
РМЭ,
г. Волжск,
2009 г.
Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.
Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать по-новому. Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.
Даже самые первые попытки ребенка заговорить показывают, что слово как бы отделяется от предмета и само становится неким предметом, которым ребенок пробует действовать. Можно назвать «овладение словом» метафорой, если иметь в виду первые активные слова малыша.
Речь также перестраивает восприятие и мышление ребенка. Называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться «папа» только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.
Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.
Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.
Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.
Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи, — имеет еще одно проявление, лишь с трудом поддающееся коррекции обычными методами.
Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.
Типичные нарушения фонематического слуха.
- искажения структуры слова;
- неправильное начертание буквы;
- нарушения основных правил графики.
На первых порах освоения грамоты для ребенка произношение и письмо тождественны, то есть дети выражают на письме звуки языка и их сочетания независимо от того, как пишутся те или иные слова.
Тип ошибок, который не искажает фонетический состав слова, можно объяснить рядом причин:
- особенности оптического восприятия детьми графических знаков с однородными элементами;
- трудности в распределении внимания между техническими и мыслительными операциями письма, несовершенство пространственных ориентировок, слабое усвоение понятий «правое - левое»;
- стремление к «украшательству» графем.
Типичная ошибка в работах дошкольников - пропуск буквы, слога, наличие лишней буквы, слога: «падарк» - подарок, «чуыла» - чучело, «Жня» - Женя, «собка» - собака, «кшка» - кошка, «еси» - если, «девока» - девочка, «нока» - ножка.
Часто отмечена вставка гласной после согласных, которые имеют призвук в произношении (особенно после сонорных): «мотоцикол» - мотоцикл, «караман» - карман, «вилыки» - вилки и др.
Можно предположить, что ребенок допускает на письме пропуск букв, слогов или добавляет лишние буквы, слоги вследствие неумения проводить большое число мыслительных операций при письме, когда требуется последовательный фонетический анализ.
В эту же группу (искажения структуры слова), видимо, можно отнести случаи фонетического письма, когда дети передают звучащую речь с помощью фонетической транскрипции (весьма упрощенной). В анализируемых диктантах количество таких работ оказалось значительным. «Малаток» - молоток, «паравос» - паровоз, «чилавек» - человек, «девачка» - девочка, «сабака» - собака, «виршына» - вершина.
Особенности русской графики представляют для дошкольников большое препятствие в освоении грамоты. Отсюда значительная группа ошибок на нарушение правил графики:
- обозначение мягкости на письме;
- употребление букв Е, Ё, Ю, Я;
- использование буквы Й.
Часть дошкольников пишет вместо дальше и мальчик далше и малчик. Иногда дети, наоборот, как бы усиливают мягкость, прибавляя Ь к мягким согласным: «мячь» - мяч, «утьк» - утюг и др.
Ошибки, связанные с косвенным способом обозначения мягкости, весьма разнообразны:
- использование гласной, указывающей на твердость предшествующей согласной, вместо указывающей на мягкость: «мач» - мяч, «спычки» - спички, «утук» - утюг, «рысунак» - рисунок, «лустра» - люстра и др.;
- употребление сочетания двух букв для передачи мягкости: «тиышына» - тишина, «самалеот» - самолет. При этом ребенок то дополняет мягкость, добавляя йотированный звук, то использует йотированный в сочетании с нейотированным.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ.
Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений».
Составил:
учитель-логопед
Халеева В.Р.
РМЭ,
г. Волжск,
2010 г.
(При подготовке консультации были использованы материалы учителя-логопеда Парус А. А.).
Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.
Коррекционно-логопедическая работа:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.
Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Коррекционная работа проводится поэтапно. На первом этапе развивается умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.
Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начинается с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).
Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.
В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.
С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, используются игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводятся последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводятся отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.
Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого используются изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты).
Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно используются игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Используются звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагаются прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включаются игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, используются серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др.), короткие диалоги.
В работе по развитию темпа и ритма используются логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. В работу над темпом включаются не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течение определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.
Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, используются театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.
Игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ.
Выступление на родительском собрании «Особенности речи старшего дошкольника».
Составил:
учитель-логопед
Халеева В.Р.
РМЭ,
г. Волжск,
2011 г.
(При подготовке материала была использована литература:
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., Мозаика – Синтез, 2005 г.).
Через год два ваш ребенок пойдет в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.
Школа с 1-го класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.
От родителей во многом зависит степень подготовленности ребенка к обучению. Еще задолго до поступления в 1-й класс родители рассказывают ребенку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем занимаются дети на уроках; воспитывают у него готовность к обучению, развивают математические представления, учат читать и писать, развивают внимательность, работоспособность, познавательные интересы и активность.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка - это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, в том числе звуковой ее стороне, большое внимание.
Словарный запас ребенка, и также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. К этому моменту ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).
К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков р, р' и л, л. В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.
И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо - они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.
Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности - ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание.
Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.
Задача родителей на данном возрастном этапе - совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности - эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.
Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.
Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.
Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.
Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположного значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой - сильный».
Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).
Способствует расширению словаря ребенка и классифицирование предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол (круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.
Нередко дети даже седьмого года жизни вместо точного названия предмета употребляют обобщающее слово. Так, вместо слова ель (сосна, береза) ребенок говори дерево, вместо слова ромашка (астра, василек) — цветок. Добивайтесь, чтобы ребенок точно называл предмет, а если он не знает его названия, назовите его сами и попросите повторить.
Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.
• «назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите
малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», - говорите вы. «Ме-
бель», - отвечает ребенок. «Воробей» (Птица.) «Жук». (Насекомое.)
«Окунь». (Рыба.) «Лук». (Овощ.) «Груша». (Фрукт.)
Дети с удовольствием заканчивают фразу, начатую взрослым: «Пошла бабушка в магазин и купила...» Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка. Усложняя задание, можно предложить называть только фрукты (сливу, яблоки, груши, персики). Спросите ребенка, что выращивают на огороде. «Свеклу, лук, морковь, огурцы», - перечисляет ребенок. Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок начинает фразу, а вы заканчивайте.
Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.
• «Угадай, что это». Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а
ребенку предложите определить, какой это предмет. Например: круглый,
сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) При описании предмета
ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по кото-
рым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.
Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.
Положите перед ребенком несколько предметов (например, чашку, линейку, салфетку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».
Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, быстро, медленно, аккуратно); «Как говорит малыш?» (плохо, хорошо, чисто, быстро, выразительно); «Как бегает девочка?»; «Как поет мальчик?»
Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.
Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме (домище), о маленьком (домик, домишко). В более сложном задании требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по-другому о кукле, у которой голубые глаза?». (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы - длинноволосый, большая голова - большеголовый, желтая кожа - желтокожий и т.д.
Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.
Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значения, а в дальнейшем следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но, тем не менее, ошибки в речи еще встречаются: они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверьев вместо дверей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.
При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш». Умение правильно употреблять падежные окончания, нужные предлоги отрабатывается при помощи специально поставленных вопросов, при ответах на которые ребенок должен подобрать существительное с нужным окончанием (предлогом): «У кого длинный хвост?». (У лисы.) «Кому нужна шапка?» (Девочке, мальчику.) «Чем мы пишем?» (Карандашом, ручкой.) «Где могут играть дети?» (На улице, в комнате, в саду.) Неправильные ответы исправляются.
Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов, при этом особое внимание надо обращать на правильное согласование им слов в роде, числе, падеже, на правильное употребление предлогов.
Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах (шофер, магазин), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи.
Расширение словарного запаса ребенка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение с взрослыми обогащает его, доставляет ему много радости. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Поделитесь своим впечатлением об увиденном, спросите, как он к этому относится.
Прогулки расширяют познания маленького человека, как бы открывают окно в большой мир. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Например, весной обратите внимание на то, что дни становятся длиннее, а ночи короче, ярко светит солнышко, тает снег. Дайте возможность ребенку самому подметить, как в это время года пробуждается природа: появляется травка, набухают на деревьях почки, прилетают птицы, просыпаются насекомые, люди снимают теплую одежду и т.д. Затем можно выучить с ребенком стихотворение, прочитать рассказ. При рассматривании картинок обратите внимание на то, как одеты дети в разное время года, чем они занимаются. Спросите ребенка, что он еще знает о том или ином времени года. Дополните его рассказ. Такого рода наблюдения со специальными упражнениями по развитию речи будут способствовать более точному и полному пересказу. Вы можете предложить ребенку пересказать не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится, например, о весне. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени мальчика, девочки).
Хорошее упражнение для развития речи - рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено.
Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.
Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.
В этом возрасте дети уже безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы. Однако после чтения художественного произведения все же следует спросить ребенка, что вы ему прочитали: сказку, рассказали стих.
При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (березка кудрявая, лес уснул). Предложите ребенку и самому сравнить хорошо знакомые ему предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: «Как можно сказать иначе об этой березе (об облаках)? С чем их можно сравнить?».
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести-, семилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.
Так, ребенку шестого года жизни можно предложить выделить из группы слов, фразы, из небольшого стихотворения только те, в которых имеется звук [ш] или [ж], например, из фразы «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».
Попросите ребенка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, предметы одежды, которые начинаются со звука ш: шуба, шапка, шарф; мебель; со звука с: стул, скамейка, стол.
Постепенно такие задания усложняются. Так, при рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук с, а затем — звук з, звук ш, звук ж. Или можно предложить, например, такую игру. Вы называете слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово: «Танк». (Кот.)
В этом возрасте дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание обратите на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков, слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует принять все меры к их исправлению.
Произнесение шепотом фраз, пословиц, поговорок, чистоговорок, небольших стихов также способствует выработке более тонких движений мышц языка, губ, что, в свою очередь, приводит к наиболее отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.
У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте:
Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по ха-
рактерным признакам определить его, подобрать близкие по значению
слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и
понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зави-
симости от содержания высказывания?
Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответа
ми чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рас-
сказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, по-
следовательно передает их содержание?
Какие допускает грамматические ошибки в речи — правильно ли согласо-
вывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже),
правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ.
Консультация для родителей «Готовность к школе: что это такое?».
Составил:
учитель-логопед
Халеева В.Р.
РМЭ,
г. Волжск,
2011 г.
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Массовая школа с такой психологической задачей справиться не смогла. В первую очередь к этому оказались не готовы учителя: невозможно, проработав в школе десять, двадцать, тридцать лет, вдруг на один год сменить профессиональную стратегию - переключиться с навыкового тренинга на игру. Поэтому шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии.
С другой стороны, считается, что программа трехлетнего обучения в начальной школе слишком интенсивна и ведет к перегрузке детей. Поэтому хочется растянуть ее на четыре года начальной школы. Вот и нашли компромиссный вариант: считать возрастом поступления в школу не шесть лет, не семь, а шесть с половиной. Однако выбор между обучением по программе «Один – три» и по программе «Один – четыре» пока еще сохраняется.
При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть с половиной лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки - в классе для шестилетних детей.
Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки. Итак, выбирая, родителям хорошо бы не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.
Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему «пересиживание» в детском саду? Не затормозит ли это его развитие? Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребенку не хватает одного, двух, трех месяцев до шести с половиной (или до шести) лет.
В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс - это прежде всего письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.
Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость? Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.
Во-первых, сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью), что через несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом «Ты должен!». От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это «Ты должен!» заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий. Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово «нельзя». Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.
Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички «Посторонним вход воспрещен!». К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся «в процессе». Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе.
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку «дозреть» до школьной жизни.
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Об этом надо родителям твердить многократно.
Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно «взрослого».) «Книжных» родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начнет читать сам. Призывайте родителей поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование. Существует огромный пласт литературы в помощь родителям будущих первоклассников.