Диагностика
Диагностика – важный элемент логопедической работы.
Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Диагностика решает следующие задачи:
- Оптимизирует процесс индивидуального обучения.
- Обеспечивает правильное определение результатов обучения.
- Помогает свести к минимуму ошибки в оценке детей.
Общими признаками диагностического обследования являются:
- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально – педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определённых этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная, итоговая и т.д.);
- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
- доступность процедур для их проведения педагогами.
Логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам:
- произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух),
- фонематические процессы,
- словарь,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- артикуляционная моторика,
- мелкая моторика рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.
Во время диагностики логопед заполняет анамнез – анкету. Все полученные данные помогут логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
обеспечения деятельности, консультирование специалистов, ведение необходимой документации.
Взаимодействие специалистов в коррекционной работе основывается на соблюдении следующих положений:
- от каждого специалиста требуется навык совместной деятельности – умение играть различные роли, координирующую или исполнительскую.
- диагностика умений осуществляется как в процессе индивидуального обследования ребёнка одним специалистом, так и путём совместного наблюдения за его деятельностью несколькими специалистами.
- каждый специалист должен обладать знаниями в смежных областях и иметь представление о приёмах и методах воздействия, используемых другими специалистами.
- все специалисты должны знать и общепедагогические, и коррекционные принципы работы и обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов.
- применяемые в коррекционной работе методы должны сочетаться и согласовываться между собой, соответствовать общей стратегии повышения эффективности комплексного психолого-педагогического воздействия.
- в ходе формирования у детей функций, навыков и процессов посильное участие должны принимать их родители.
Формы и средства организации образовательной деятельности при согласовании с учителем-логопедом.
Учитель-логопед:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Инструктор по физкультуре:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем.
Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. Именно поэтому я активно участвую в режимных моментах, вместе с воспитателями обсуждаю планы работы на неделю, месяц, период, вместе выбираем приёмы и методы работы. Свою работу мы строим по тематическому принципу (лексическая тема из окружающего мира, например, «Дикие животные», «Посуда», «Транспорт» и т.д.).
Тематический принцип подбора учебного материала позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Лексическая тема изучается на различных по содержанию занятиях: при ознакомлении с окружающем миром, на занятиях по развитию речи,
занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по формированию элементарных математических способностей, на музыкальных и физкультурных занятиях. Происходит тесное переплетение решаемых различных задач учебно-воспитательной работы при одновременном изучении одной и той же темы.
Задания учителя-логопеда воспитателю являются одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов. Задания составляются в соответствии с планом работы группы. Задания состоят из логопедических пятиминуток, подвижных игр и упражнений, рекомендаций по индивидуальной работе с детьми. Задания воспитателю даю раз в неделю, рекомендации по индивидуальной работе предлагаю ежедневно.
Еженедельные задания даются логопедом, начиная с третьей недели сентября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.
Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Я даю подробные методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий, указываю, какие приёмы можно использовать.
Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.
Для закрепления материала, отработанного логопедом с детьми, воспитатель использует на своих занятиях логопедические пятиминутки, которые содержат речевые игры и упражнения. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы. В играх и упражнениях, рекомендуемых учителем-логопедом, развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развиваются фонематическая и фонетическая системы речи; развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое общение. Я предлагаю воспитателю игры для формирования общих речевых навыков, упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры.
Подвижные игры и упражнения в качестве физкультминуток проводятся мною на подгрупповых занятиях, воспитателем – на занятиях и перед занятиями.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Развитие навыка связной речи.
- Знакомство воспитателей с системой приемов, упражнений.
- Консультирование.
Функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом. | Задачи, стоящие перед воспитателем. |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы. |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий. | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам. |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей). |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей. |
10. Развитие фонематического восприятия детей. | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях. |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения. | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни. |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации. | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок. |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей. |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы. | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении. |
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем.
В коррекционной работе мы вместе с музыкальным руководителем обсуждаем лексические темы на месяц, наиболее приемлемые игры и упражнения, которые будут использоваться на занятиях. Музыкальный руководитель помогает мне в подборе рекомендаций для родителей, касающихся развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.
Сотрудничая с музыкальным руководителем, я использую на своих занятиях музыкальные произведения.
Мы проводим совместные занятия, где, привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, учим детей сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.
В своей работе я использую физические упражнения и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение помогает выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой занимающихся.
Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре.
Учитель-логопед тесно сотрудничает с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе для оздоровления детей я использую приёмы и упражнения, которые включаю в структуру занятий, в режимные моменты.
Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию. | ||
Виды деятельности. | Цели и задачи. | Формы проведения. |
1.Дыхательная гимнастика. | Укрепить здоровье детей, их физическую и умственную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. | Подгрупповые и индивидуальные занятия. |
2. Упражнения-загадки. | Развивать интерес к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанное. | Утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги. |
3. Подвижные игры. | Развивать воображение и двигательную активность детей. | Физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги. |
4.Кинезиологическая гимнастика. | Улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость внимания. | Индивидуальные занятия. |
5. Гимнастика для глаз. | Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга. | Подгрупповые и индивидуальные занятия. |
6. Мелкая моторика. | Развивать пальцевую моторику для последующего формирования речи. | Подгрупповые и индивидуальные занятия, физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги. |
Свою работу мы строим в нескольких направлениях.
Дыхательная гимнастика. Дыхательную гимнастику мы включаем в речевые занятия и физкультурные занятия.
Упражнения-загадки, подвижные игры. Быстрому усвоению материала способствует положительный настрой. Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать. Подвижные игры развивают у детей ловкость, координацию движений, силу, учат ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном темпе и ритме. Упражнения – загадки, подвижные игры мы используем в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов, играх на свежем воздухе.
Кинезиологическая гимнастика. Совместно с инструктором по физкультуре подбираем упражнения кинезиологической гимнастики, которые позволяют улучшить межполушарное взаимодействие.
Гимнастика для глаз. В своей работе используем гимнастику для глаз. Включаем ее на занятиях для предотвращения утомления глаз, в режимных моментах – для профилактики заболеваний органа зрения.
Артикуляционная гимнастика. Я, как учитель-логопед, подбираю упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от состояния артикуляционного аппарата детей группы и индивидуальных особенностей. Включаем эти упражнения в логопедические занятия и на занятиях по физкультуре.
Развитие мелкой моторики. В нашей группе у большинства детей мелкая моторика развита слабо. Наблюдается мышечная напряженность. Детям трудно выполнять многие упражнения, т.к. пальцы их не слушаются, малоподвижны. В своей работе мы используем игры на развитие мелкой моторики с словесным сопровождением. Упражнения подбираем так, чтобы они включали разнообразные движения пальцами. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. С помощью стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Совместно с инструктором по физкультуре мы пополнили инвентарь в кабинете и группе застёжками, шнуровками, конструкторами, мозаиками,
мячами (каучуковые, рифлёные, плюшевые);
пробками от пластиковых бутылок: красные, синие, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине – для нанизывания бус;
шаблонами по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
игрушками типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластиковыми пульками.
Предварительный просмотр:
Из диаграммы видна эффективность работы с детьми, имеющими сложную структуру речевого дефекта. Всего в логопедической группе 12 человек. В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с нарушениями зрения наблюдалось у 2 человек, а на конец 2010-2011 учебного года – у 1 человека. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с нарушениями зрения наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013 учебного года – речевые дефекты исправлены.
В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями ЦНС наблюдалось у 1 человека, на конец 2010-2011 учебного года – речевые дефекты исправлены. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями ЦНС наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013учебного года – речевые дефекты исправлены.
В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями сердца наблюдалось у 1 человека, а на конец 2010-2011 учебного года – речевые дефекты исправлены. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями сердца наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013 учебного года – речевые дефекты исправлены.
Resource id #958
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Анализ.
Мы протестировали 12 детей, предварительно взяв письменное разрешение у родителей. Учитывая критерии обработки рисуночных тестов, предположили, что при наличии благоприятной психологической атмосферы и доверительных отношений с педагогом на рисунках должны преобладать веселые лица.
уровни | 2010-2011 | 2012-2013 | ||
нач. г. | кон. г. | нач. г. | кон. г. | |
Высокий | 2% | 0% | 0% | 0% |
Средний | 12% | 3% | 4% | 1% |
Низкий | 86% | 97% | 96% | 99% |
Наибольший уровень тревожности проявляется в рисунках - ситуациях, моделирующие отношения:
Ребёнок – ребёнок: №10 «Агрессивное нападение» – 1%
№3 «Объект агрессии» - 1%
№12 «Изоляция» – 1 %
Ребёнок – взрослый: №8 «Выговор» -2%
№9 «Игнорирование»-1%
Ребёнок – повседневные действия: №6 «Укладывание спать в одиночестве» - 2%
№11 «Собирание игрушек» - 3%
Таким образом, проективная диагностика позволяет сделать вывод, что дети нашей группы испытывают психологический комфорт и видят в педагоге партнера по деятельности, не испытывают трудности в общении со сверстниками.
Предварительный просмотр:
Рейтинг педагога.
Вывод: родители воспитанников логопедической группы удовлетворены работой учителя-логопеда Халеевой Венеры Рафаиловны.
Родители признают, что коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда развивает детей всесторонне, педагог доброжелателен, внимателен к детям и их родителям, активно взаимодействует с родителями по вопросам коррекции речи детей.