Коллегам-психологам
Уважаемые коллеги! Рада делиться своими творческими находками и получать обратную связь от Вас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.И. Кабурова
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»
Опыт тьюторского сопровождения
профессионального развития педагогов ДОУ
«Главное в этом мире не то, где мы
стоим, а то, в каком направлении движемся»
О. Холмс
Эпиграф символизирует мысль о постоянном профессиональном
самосовершенствовании педагога, которое как никогда актуально на современном этапе. Актуальность обусловлена, во-первых, государственным заказом, а именно:
- Законом об образовании в РФ № 273- ФЗ от 29.12.2012г., ст.48 – систематическое повышение профессионального уровня педагогов;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы (п. 3.2.6. – создание условий для профессионального развития педагогических работников) и, во-вторых, социальной ситуацией в ДОУ № 9, а именно: в детском саду работают 42% молодых и вновь пришедших воспитателей.
Педагогический коллектив ДОУ № 9 активно принял новые линии модернизации дошкольного образования. У 95% педагогов было понимание того, что необходимо повышение профессиональной компетентности, поскольку мы увидели инновационные линии в образовании, поняли, что изменилась образовательная парадигма, и у нас недостаточно профкомпетенций для обеспечения требуемого качества образования. 58% педагогов-стажистов видели возможности повышения своей профкомпетентности в основном только через курсы повышения квалификации, которые, к сожалению, не всем доступны. Анкетирование же молодых педагогов выявило, что у 100% имеются профессиональные затруднения, и они предпочитают развивать профессиональные компетенции через непосредственное профессиональное общение с педагогами-стажистами. Пришло решение: рассмотреть профкомпетентность педагога ДОУ, её составляющие и выявить так называемое проблемное поле педколлектива. Проблемное поле оказалось неоднородным, разнообразным по запросам педагогов: незнание техник эффективного общения, неумение найти эффективный способ преодоления разногласий, трудности установления контакта с ребёнком проблемного поведения, боязнь взаимодействия с родителями, неумение проанализировать свою деятельность, однобокость рефлексии, неумение применять современные методы и технологии. Возник вопрос: как помочь педагогам в самообразовании? Создалась необходимость выстроить сопровождение, позволяющее не только выявлять проблемы, но и интересы педагогов и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы. Мы нашли ответ: организовать тьюторское сопровождение. Подтолкнули к нему новые требования современности.
Приступая к новой для всех деятельности, определили наиболее близкие нам теоретические положения:
- Тьюторское сопровождение – это деятельность, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития согласно индивидуальному запросу тьюторанта (сопровождаемого).[1]
- Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: индивидуальные интересы, личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности).[2]
- Тьютор – это педагог: Наставник, Посредник, это Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск ).[2]
Практику сопровождения реализовывали по таким направлениям:
1. Разработка проекта тюторского сопровождения.
2. Введение особой тьюторской позиции для некоторых педагогов - «Тьюторский совет» (6 человек) и структурирование их функций.
3. Максимальное насыщение образовательной среды: использовали все возможные помещения ДОУ - культурно-предметные ресурсы, связи с социальными институтами города - социальные ресурсы, выявили антропологические ресурсы - возможности, образование, способности педагогов ДОУ.
4. Организация «событийных» форм образовательной деятельности (индивидуальные и групповые консультации, тьюториалы, тренинги, конкурсы, мастер-классы и т.п.).
5. Возможность объединения педагогов в микрогруппы по интересам (фокус - группы).
При организации увидели трудности:
- в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения, так как не было возможности прохождения курсов повышения квалификации;
- ограничении временных ресурсов при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя и функций тьютора;
- отсутствии информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании. Расширение ресурсного пространства в ДОУ происходит по инициативе педагогов с тьютоской позицией, а также по предложению тьюторантов. В методическом кабинете есть тьюторский уголок. В нём расположены: стол с материалами, тьюторскими инструментами, журналом записи на индивидуальную консультацию; доска с рубриками: «У меня есть идея», «Мои находки», «Могу поделиться», «Объявления», «Для тех, кому интересно…», «Что, где, когда». Тьюторанты имеют возможность влиять на расширение условий и вариативность ресурсов среды через помещение своего предложения в какой-либо раздел. Система имеющихся ресурсов дана в навигаторах «План-карта ресурсов», «Веер ресурсов по теме».
В ходе тьюторской практики у нас выработался собственный механизм сопровождения и соответственно ему инструментарий сопровождения.
- рефлексия (осознание своих возможностей, интересов) - формулирование первичного вопроса «Что мне интересно? Что я могу? Что мне мешает?» - рефлексивные листы, рисунки, Карта интересов «Старт- тьюторант, Финиш-тьюторант»;
- диагностика и самодиагностика (изучение дефицитов, проблемного поля) - листы самодиагностики, самооценки;
- проектирование предстоящей работы - выстраивание образовательных перспектив – ИОМ (обозначение точек роста);
- навигация - «веер выборов», план-карта ресурсов;
- реализация образовательного маршрута – прохождение «точек». Результатом совместной деятельности может стать составление портфолио тьюторанта;
- демонстрация результатов – самореализация через различные формы: фото-альбом, презентация, открытое занятие, мастер-класс, рассказ коллегам – кейс;
- анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов - «карта личностного роста»;
- проектирование следующего шага в образовании.
Подводя итог, можно сказать, что в ходе сопровождения определены:
- факторы, которые стимулируют профессиональный рост каждого педагога;
- факторы, которые препятствуют профессиональному росту педагога;
- созданы условия для нахождения каждым желающим педагогом необходимых ресурсов для самосовершенствования;
- осуществлено сопровождение 44% педагогов ДОУ по индивидуальным образовательным маршрутам (по желанию и индивидуальным запросам).
Мы увидели результаты практики в повышении мотивации педагогов к профессиональному самосовершенствованию, в положительной динамике активности и креативности педагогов, увеличении количества воспитателей, занимающихся инновационной деятельностью.
Литература:
1. Волошина Е.А. Тьюторство: поиск гуманитарной технологии в рамках педагогической./ В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2000
.2. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика./ В сб. образование и региональное образование: образование Открытое как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.
3. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство. [Электронныйресурс]/ http://www.mioo.ru/
4. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.
5. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов./ Ответственные редакторы: Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск, 2011.