Коллегам-психологам

Кабурова Любовь Ивановна

Уважаемые коллеги! Рада делиться своими творческими находками и получать обратную связь от Вас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.И. Кабурова

педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»

Опыт   тьюторского   сопровождения

 профессионального развития педагогов ДОУ

                                                     

                                                                         «Главное в этом мире не то, где мы

                                                   стоим, а то, в каком направлении движемся»

                                                                                                                     О. Холмс

       Эпиграф  символизирует мысль о постоянном профессиональном

самосовершенствовании педагога, которое как никогда актуально на современном этапе. Актуальность обусловлена, во-первых, государственным заказом, а   именно:

  • Законом об образовании в РФ № 273- ФЗ от 29.12.2012г., ст.48 – систематическое повышение профессионального уровня педагогов;
  • требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы (п. 3.2.6. – создание условий для профессионального развития педагогических работников) и,  во-вторых, социальной ситуацией в ДОУ № 9, а именно: в детском саду  работают 42%  молодых  и вновь пришедших воспитателей.

       Педагогический коллектив ДОУ № 9  активно принял новые линии модернизации дошкольного образования. У 95% педагогов было понимание того, что необходимо повышение профессиональной компетентности, поскольку мы увидели инновационные линии в образовании, поняли, что изменилась образовательная парадигма,  и у нас недостаточно профкомпетенций для обеспечения требуемого качества образования. 58% педагогов-стажистов  видели возможности повышения своей профкомпетентности в основном  только через курсы повышения квалификации, которые, к сожалению,  не всем доступны. Анкетирование же молодых педагогов  выявило, что у 100%  имеются профессиональные затруднения,  и они предпочитают развивать профессиональные компетенции через непосредственное профессиональное общение с педагогами-стажистами.  Пришло решение: рассмотреть профкомпетентность педагога ДОУ, её составляющие и выявить так называемое проблемное поле педколлектива. Проблемное поле оказалось неоднородным, разнообразным по запросам педагогов: незнание техник эффективного общения, неумение найти эффективный способ преодоления разногласий, трудности установления контакта с ребёнком проблемного поведения, боязнь взаимодействия с родителями, неумение проанализировать свою деятельность, однобокость рефлексии, неумение применять современные методы  и технологии.  Возник вопрос: как помочь педагогам в самообразовании? Создалась   необходимость выстроить  сопровождение, позволяющее не только выявлять проблемы, но и  интересы педагогов и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы. Мы нашли ответ: организовать   тьюторское сопровождение.  Подтолкнули к нему новые требования современности.

Приступая к новой для всех деятельности, определили наиболее близкие нам   теоретические положения:

  • Тьюторское сопровождение – это деятельность, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития согласно индивидуальному запросу тьюторанта (сопровождаемого).[1]
  • Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: индивидуальные интересы, личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности).[2]
  • Тьютор – это педагог: Наставник, Посредник, это Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск ).[2]

Практику сопровождения  реализовывали по таким направлениям: 

1. Разработка проекта тюторского сопровождения.

2. Введение особой тьюторской позиции для  некоторых педагогов - «Тьюторский совет» (6 человек) и  структурирование их функций.

3. Максимальное насыщение образовательной среды: использовали все возможные помещения ДОУ - культурно-предметные ресурсы, связи с социальными институтами города - социальные ресурсы, выявили антропологические ресурсы - возможности, образование, способности педагогов ДОУ.

4. Организация «событийных» форм образовательной деятельности (индивидуальные и групповые консультации, тьюториалы, тренинги, конкурсы,  мастер-классы и т.п.).

5. Возможность объединения педагогов  в микрогруппы по интересам (фокус - группы).

При организации увидели трудности:

-  в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения, так как не было возможности прохождения курсов повышения квалификации;

- ограничении временных ресурсов при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя  и функций тьютора;

 - отсутствии информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании.  Расширение ресурсного пространства в ДОУ  происходит по инициативе педагогов с тьютоской позицией, а также по предложению тьюторантов. В методическом  кабинете есть тьюторский уголок. В нём расположены: стол с материалами, тьюторскими инструментами, журналом записи на индивидуальную консультацию; доска с рубриками: «У меня есть идея», «Мои находки», «Могу поделиться», «Объявления», «Для тех, кому интересно…», «Что, где, когда». Тьюторанты имеют возможность влиять на расширение условий и вариативность ресурсов среды через помещение своего предложения в какой-либо раздел. Система имеющихся ресурсов дана в навигаторах «План-карта ресурсов», «Веер ресурсов по теме».  

В ходе тьюторской практики у нас выработался собственный  механизм сопровождения и соответственно ему инструментарий сопровождения.

  • рефлексия (осознание своих возможностей, интересов) - формулирование первичного вопроса «Что мне интересно? Что я могу? Что мне мешает?» - рефлексивные листы, рисунки, Карта интересов «Старт- тьюторант, Финиш-тьюторант»;
  • диагностика  и самодиагностика  (изучение дефицитов, проблемного поля)  - листы самодиагностики, самооценки;
  • проектирование предстоящей работы - выстраивание образовательных перспектив – ИОМ (обозначение точек роста); 
  • навигация - «веер выборов», план-карта ресурсов;
  • реализация образовательного маршрута – прохождение «точек». Результатом совместной деятельности может стать составление портфолио тьюторанта; 
  • демонстрация результатов – самореализация через различные формы: фото-альбом, презентация, открытое занятие, мастер-класс, рассказ коллегам – кейс;
  • анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов - «карта личностного роста»;
  • проектирование следующего шага в образовании.

       Подводя итог, можно сказать, что в ходе сопровождения определены:

- факторы, которые стимулируют профессиональный рост каждого педагога;

- факторы, которые препятствуют профессиональному росту педагога;

- созданы условия для нахождения каждым желающим педагогом необходимых ресурсов для самосовершенствования;

- осуществлено сопровождение 44% педагогов ДОУ по индивидуальным образовательным маршрутам (по желанию и индивидуальным запросам).

Мы увидели результаты практики  в повышении мотивации педагогов к профессиональному самосовершенствованию, в положительной динамике  активности и креативности педагогов,  увеличении количества воспитателей, занимающихся инновационной деятельностью.

                                                    Литература:

1. Волошина Е.А. Тьюторство: поиск гуманитарной технологии в рамках педагогической./ В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2000

.2. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика./ В сб. образование и региональное образование: образование Открытое как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

3. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство. [Электронныйресурс]/ http://www.mioo.ru/

4. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.

5. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов./ Ответственные редакторы: Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск, 2011.